tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Понедельник – суббота: с 10:00 до 18:00
Выходной день: воскресенье

Конференции и совещания

К материалам круглого стола

Г. А. Чанышева,
главный библиотекарь сектора литературы по искусству
ТОУНБ им. А. С. Пушкина

Нотные документы, изданные в России в первой трети XX века из редкого фонда сектора литературы по искусству ТОУНБ им. А. С. Пушкина

Сектор литературы по искусству имеет в своём фонде нотные документы самых крупных издательств России: П. Юргенсона, А. Гутхейля, В. Бесселя, М. Беляева, Ю. Циммермана, Л. Идзиковского, а также фирмы «Ф. Детлаф и Компания», издательства «Северная лира» и «Прогрессивныя новости» Б. Андржеевского.

Все крупные издательства имели свои нотные магазины, в которых устраивались бесплатные концертные вечера, проводились разного вида конкурсы. Деятельность таких магазинов (более, чем в 130-ти провинциальных городах, в их числе Козлов, Тамбов и Моршанск) указана в каталоге Б. С. Родкина (1914).

Многие нотоиздательские фирмы были созданы предприимчивыми коммерсантами и наряду с произведениями русской классики издавали всё, что пользовалось спросом у обывателей: эстрадные песенки и куплеты, марши и танцы, цыганские романсы, довольно-таки посредственные произведения зарубежных композиторов. Перед продажей на нотное издание ставили штамп магазина с указанием его местонахождения. В нашем секторе есть ноты романса Л. Б. Полнарёва «Камин потух» с посвящением талантливому исполнителю романсов В. Д. Шумскому из магазина Г. Машковой в Тамбове. На нотах издательства Леона Идзиковского (Киев) портрет певца (Шумский Василий Дмитриевич — настоящая фамилия Шомин — исполнитель модных русских и цыганских романсов начала XX века, Н. Харито посвятил ему свой романс «Отцвели уж давно хризантемы в саду»), часто выступавшего в музыкальном салоне издательского дома своего друга Владислава Идзиковского (сын Л. Идзиковского). Также, с печатью «Музыкальный магазин „Эхо“ в Тамбове» (филиал магазина находился и в Козлове), в секторе есть ноты из серии «Печальные песенки А. Н. Вертинского». В 10-е годы прошлого века вошли в моду серийные издания. Серия «Печальные песенки из репертуара А. Н. Вертинского» была выпущена издательством «Прогрессивныя новости» Б. Л. Андржеевского (1916–1917). Первая песня вышла в конце 1915 года, последняя — в конце 1917. Эти издания имели широкое распространение в различных кругах общества, отражали характерные тенденции развития музыкальной культуры, поэзии, исполнительского мастерства. В начале XX века обложки нотных изданий красочно иллюстрировали, они представляли собой отдельный раздел книжной графики. Художники-графики, как правило, не подписывали свои работы. В лучшем случае ставили свои инициалы или монограммы, которые не всегда поддаются расшифровке. В оформлении нот участвовали известные русские художники: И. Репин, И. Билибин. Л. Бакст и многие другие. Работа художника в оформлении этой серии сосредоточена преимущественно на первой стороне обложки, оформленной в стиле модерн. Изображённый на ней приоткрытый занавес завораживает и увлекает. Надо сказать, что нотные издания начала прошлого века оформляли, в основном в этом, преобладавшем тогда стиле. Так, например, оформлены ноты романса «Дождь в окно струится» композитора А. Петрова, стихи Д. Ратгауза издательства «Северная лира» (Магазин «Северная лира» существует и в наши дни в Санкт-Петербурге). На обратной стороне издания — анонс новых романсов.

Наш фонд располагает доступной (дешёвой) серией популярных песенок, романсов, арий из оперетт, салонных пьес издательства «С. Я. Ямборъ», на первой странице обложки нот этой серии обязательно размещали фотографию исполнителя публикуемого произведения. С 1911 года, года получения на выставке в Риме «Grand-Prix», на нотах серии можно увидеть изображение медали и дату её получения. Но год издания на нотах, к сожалению, не ставили, только год получения наград на какой-либо выставке и год прохождения цензуры и разрешения для печати, что не означало года выпуска издания. На обложке и на каждой странице издания обязательно указывали адрес издательства и адрес нотопечатни (не все издательства имели собственные нотопечатни).

В конце XIX начале XX века возродился интерес к танцам. В дополнение к привычным кадрилям, вальсам, полькам пришли новые танцы. Первым сборник «Десять салонных танцев» выпустило издательство «Бессель и К». В нашем секторе есть ноты танца Новый Миньон «Изящество» французского композитора Ж. Финокки издательства Юлия Генриховича Циммермана. Внизу обложки и на последующих страницах размещены сведения о планируемых изданиях альбомов с салонными и народными танцами. На оборотной стороне последней страницы размещены отрывки из публикуемых издательством салонных пьес. Также интересно издание А. Гутхейля «Вальс румын. Lustige Brüder» немецкого композитора Роберта Фолькштедта.

Издание Ноктюрна Ф. Шопена op.9 № 2, переложение для виолончели французского виолончелиста Ф. Серве (1806–1866), напечатано в Германии, гравировка и печать «Скотт и сыновья». Издательство не указано, но мы можем предположить, что ноты были изданы издательством Юргенсона, т. к. филиал фирмы (по оптовой продаже) был открыт в Германии. На обратной стороне задней обложки указано имя известного немецкого виолончелиста Хуго Беккера. Но более всего нам интересно это издание своим владельцем. На первой странице есть экслибрис, изображающий корону и имя владельца: Доктор медицины Николай Философович Виноградов. Н. Ф. Виноградов являлся основателем кафедры патологической анатомии Санкт-Петербургского женского института в 1899 году, приват-доцентом Казанского университета. Ноты были приобретены в букинистическом отделе книжного магазина в Тамбове в 1961 году, когда формировался фонд отдела муз.-нотной литературы библиотеки.

В 1914 году издательство П. Юргенсона издаёт на дешёвой бумаге, в очень простом оформлении серию «Гимны народов союзных России». Мы располагаем нотами сербского, черногорского и бельгийского гимнов, на 4-й странице каждого издания дан анонс хоров, издаваемых к юбилею М. Ю. Лермонтова.

Интересно издание «Фантазия на украинские темы для хора а’capella Бандура» на украинском языке хорового дирижёра и композитора Григория Давидовского и изданного, по-видимому, самим композитором. На обложке фотография хора Григория Митрофановича Давидовского. На третьей странице обложки даётся значение малороссийских слов, объяснение, что за инструмент бандура.

Сектор литературы по искусству имеет в своём фонде всего 22 экз. нотных изданий первого десятилетия советской власти, но они дают нам возможность представить, как изменилось отношение миллионов людей к музыкальной культуре.

19 декабря 1918 года декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР, подписанным В. И. Лениным, А. В. Луначарским и В. Д. Бонч-Бруевичем, все частные музыкальные издательства, нотопечатни и склады нот были национализированы. На базе бывших нотопечатен Юргенсона и Гроссе в Москве была создана специальная типография. Все фонды награвированных досок перешли к Музгизу (в 1918–21 гг. существовал как Музыкальный отдел Наркомпроса РСФСР, с 1921 года — Музыкальный сектор Госиздата, с 1930 — Музгиз, с 1964 — «Музыка»).

Несмотря на тяжёлые послевоенные годы художественное творчество в молодой советской стране переживало расцвет, размах культурной революции вызвал рост выпуска музыкальной литературы.

В 1919 году Государственное музыкальное издательство РСФСР, Музыкальный отдел Наркомпроса, 1-я Государственная Нотопечатня Муз. Отд. Н. К. П. издаёт вокальный цикл «Чётки» (1914) композитора-авангардиста Артура Лурье, десять песен из Анны Ахматовой. Вторая книга поэтессы (1913), образ лирической героини которой наделён необыкновенной силой духа, ощущением особого исторического предназначения для своей страны. Артур Сергеевич Лурье возглавлял в 1918–1921 гг. Музыкальный отдел Наркомпроса. Композитор, восторженно принявший революцию: «Нам была предоставлена полная свобода делать всё, что нам угодно в нашей сфере; подобный случай произошёл впервые в истории. Нигде в мире не было ничего подобного этому. За эту веру в нас мы безоговорочно вошли в революцию». Поэтому не совсем понятно решение А. Лурье, уехавшего в 1922 году в командировку в Берлин, не возвращаться обратно.

Ноты большого формата, напечатаны на плотной бумаге, обложка выполнена в красно-чёрных тонах, смесь лубка и конструктивизма, на листе, следующим за титульным факсимиле дарственной надписи композитора Анне Ахматовой.

В первое десятилетие советской власти ноты издавали небольшими тиражами — от 300 до 5–7 тыс. экз. Предпочтение отдавалось массовой песне, хоровым произведениям.

В 1923 году издательство Всероссийский Пролеткульт (Москва) издаёт сборник «Песни революции» В. 1, где опубликованы произведения М. Глинки, Ц. Кюи, А. Кастальского, Н. Черепнина. Издание большого формата, обложка выполнена из серой плотной бумаги, тираж — 5 тыс. экз. Все ноты издательства «Пролеткульт» и Государственного издательства «Музыкальный сектор» выходят с грифом «Пролетарии всех стран соединяйтесь!»

В 1924 году «Музыкальный сектор», самое большое и значительное издательство в 20-е годы, издаёт обработки народных песен А. Кастальского (активно работал в Музыкальном отделе Московского Пролеткульта), А. Гречанинова на газетной бумаге, малого формата, оформление обложек выполнено в красно-чёрном или сине-чёрно-коричневом цвете, лаконичный плакатный рисунок, обязательное изображение серпа и молота. Среди этих изданий выделяется своим оформлением произведение А. Кастальского «Красная Русь» для хора с сопровождением оркестра народных инструментов. На светлой обложке два крупных перекрещенных красных факела, в перекрестье факелов на фоне красной звезды чёрно-белый серп и молот в обрамлении (газетная бумага, средний формат). А. Д. Кастальский в советское время возглавлял Московскую народную хоровую академию, в конце XIX века жил и работал в Козлове (Мичуринск).

Сектор литературы по искусству хранит в своём фонде издание песни «Замучен тяжёлой неволей», выпущенной Государственным издательством «Музыкальный сектор» Москва 1924 г. в дни похорон В. И. Ленина. На тёмно-красной обложке в чёрном обрамлении портрет В. И. Ленина, название песни — Замучен тяжёлой неволей. Любимая песня Владимира Ильича Ленина. На обратной стороне обложки — пояснение: Во дни похорон Владимира Ильича Ленина поступила просьба в Музсектор Госиздата экстренно напечатать революционную песню «Замучен тяжёлой неволей», которую Н. К. Крупская-Ленина выразила желание услышать на похоронах, как любимую песню Ленина. Песня была награвирована и напечатана в нотопечатне Музсектора в одну ночь и благодаря этому хор Государственного Академического Большого театра успел вовремя её разучить и исполнить в Доме Союзов в день похорон В. И. Ленина и на заседании II С’езда Союзных Республик (Орфография издания). Тираж для того времени был большим — 10 тыс. экз.

19 июля 1920 года вышел Декрет Совета народных комиссаров РСФСР о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности. В 1924 году было организовано издательство «Долой неграмотность», которое издаёт, по тем временам, огромным тиражом 50 тыс. экз., песню-листовку Д. Покрасса на слова Вл. Масса «Завет Ильича», под лозунгом «К десятилетию Октября не должно быть ни одного неграмотного».

Новое государство поставило перед собой задачу воспитания нового человека. Это потребовало создание новой школы, отвечающей духу времени «Мы хотим, чтобы наша школа была не только строго научной и трудовой, но и эстетической». Эти слова А. В. Луначарского делали эстетическое воспитание не только равнозначным интеллектуальному и трудовому, но утверждали его как основу новой, социалистической школы. В первое десятилетие советской власти публикуется масса докладов, видными педагогами страны создаются программы, методики по художественному воспитанию детей.

В 1924 году «Музыкальный сектор» Госиздата приступает к изданию сборников «Новые игры с пением», отвечающим основным воспитательным задачам школы того времени. Из школьных и дошкольных сборников прошлого был отобран наиболее ценный метро-ритмический и мелодический материал, к которому присочинены фортепианные аккомпанементы, доступные руководителям детских садов, домов и школ 1-й ступени и могущиемогущие служить средством развития в детях гармонического чувства материал«, Это из предисловия к «Новому сборнику игр с пением». В комиссию по изданию сборника входили видные советские педагоги и композиторы: Н. С. Жиляев, Е. Б. Вильковир, Д. А. Черномордиков. Сборник вышел тиражом 2 тыс. экз.

В 1925 году «Музыкальный сектор» Выпускает Музыкальную сказку для детей «Бунт кукол» (тираж 7,5 тыс. экз.) композитора Михаила Ивановича Красева (в 1922–1925 гг. муз. инструктор Дома юношества Московского отд. Наробраза). Большой формат, красочная обложка, раскрывающая содержание и выполненная в стиле лубка, исполнена в чёрно-красных тонах, как и большинство изданных в то время нот. Содержание сказки о том, как жила кукла-барыня, которая ничего делать не умела, всё за неё делали другие куклы, которые взбунтовались, отказались её обслуживать, кукла поплакала, да и взялась за дело:

Заплакала кукла,
Носик повесила,
Но делать нечего!
Мясорубкой застукала.

Заканчивается сказка призывом к мировой революции:
Всем куклам наука
От кукол этих!
Ведь много ещё кукол
Глупых на свете!
Китаец бумажный
Живёт неважно
Чёрный арап
На борьбу ещё слаб.
И много других
С головою куцею.
Всем им помоги
Устроить революцию!

Автор стихов Сергей Митрофанович Городецкий много писал для детей, вынашивал планы создания детской газеты.

Издавали произведения для детей и зарубежных авторов, в секторе литературы по искусству есть, изданная в 1927 году, в простом оформлении, детская опера немецкого композитора Александра Бюхнера «Грибной переполох» на текст детского писателя А. Фёдорова-Давыдова.

В середине 20-х годов прошлого столетия возник интерес к жанру оперетты, встал вопрос о создании первой советской оперетты. В 1925 году композитор Р. И. Мервольф, совместно с литераторами А. Пиотровским и Дм. Толмачёвым, пишет оперетту «Дуня-тонкопряха». В 1926 году издательство МОДПиК (Московское Общество Драматических Писателей и Композиторов) выпускает в одной обложке либретто и клавир оперетты. Издание среднего формата, серая бумага, оформление обложки выполнено в чёрно-красных тонах, изображена голова девушки в красной косынке. На обложке и титульном листе имена авторов-литераторов, название оперетты: «Дуня-тонкопряха». Рабочая оперетта в трёх действиях с приложением нот клавира и хора. МОДПиК Ленинград-1926-Москва. На обратной стороне титульного листа надпись: «Дуня-тонкопряха». Репертуар Малого Оперного Академического Театра (б. Михайловский) в Ленинграде. Ленинградский Гублит № 19191/3. — 3000 экз. Государственная Академическая Типография В. О. 9 линия 12. Имя композитора упоминается только в предисловии издания: «Дуня-тонкопряха» хочет быть опытом музыкальной комедии, оперетты, опирающейся не на быт салонов и гостиных, а на жизнь рабочего города. Всякая оперетта — спектакль праздничной жизни, так вот «Дуня-Тонкопряха» затеяна, как праздник советского житья-бытья; действие её происходит на фабрике, в саду. На гулянке, на майском карнавале«. Так начинается предисловие к изданию оперетты.

Первая советская оперетта была поставлена в начале мая на сцене Ленинградского Дома просвещения. В этом же году готовилась её премьера на сцене Малого оперного академического театра (МАЛЕГОТа), но постановка спектакля так и не была осуществлена, хотя в издании она была указана как репертуарная оперетта театра.

Нельзя не сказать об имеющихся в секторе изданий агитационных песен композитора Г. Г. Лобачёва, участника музыкального отделения Московского Пролеткульта, Объединения революционных композиторов и музыкальных деятелей (ОРКИМД), одного из первых создателей советской массовой песни. Популярность в 20-е годы приобрели его агитационные песни: «Гордись пролетарий» (1924), «Держи, товарищ, порох сухим» (1927) на стихи В. Маяковского, «Стройтесь в шеренги».

Первая страница двухголосного хора с фортепиано «Держи, товарищ, порох сухим» оформлена традиционно для изданий агитационного характера тех лет: в чёрно-красных тонах, в середине — серый квадрат, на фоне которого — красная звезда, сверху и снизу квадрата изображены ноты, наверху — серый, летящий аэроплан.

Помимо массовой, хоровой, агитационной песни, революционной музыкальной литературы издавали и ноты с произведениями Глинки, Чайковского, Бетховена, других русских и зарубежных композиторов. Сектор литературы по искусству хранит в своём фонде несколько экземпляров нот с этюдами С. В. Рахманинова, изданными в 1922 году Художественным отделом Государственного музыкального издательства.

На обратной стороне обложки издания или, обычно, на последней странице внизу обязательно указывали тираж, название и адрес нотопечатни. Напр.: Главлит Москва Тир. 500 Экз. Нотопечатня Гиза Колп. 13 (Главлит осуществлял цензуру, Гиз — Государственное издательство, Колп. — Колпачный переулок 13).

23 апреля 1932 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», согласно которому РАПП, РАПМ и другие аналогичные группировки были ликвидированы. Возникли единые творческие союзы писателей, композиторов, художников.

Предвоенное десятилетие оказалось одним из самых сложных и противоречивых периодов в жизни страны.

Индустриализация и и коллективизация, трудовые рекорды первых пятилеток — всё это нашло отражение в творчестве советских композиторов и поэтов 30-х годов. Этот период ознаменован бурным расцветом массовой песни. Эмоциональные, броские и запоминающиеся мелодии этих лет и в наше время никого не могут оставить равнодушным. Новому творческому осмыслению подвергаются традиции революционного фольклора, старой и современной бытовой музыки, музыкальной эстрады.

Сектор литературы по искусству имеет в своём фонде ноты 30-х гг. прошлого столетия, в основном, песенного жанра.

В 30-е годы создают свои произведения братья Дм. И Дан. Покрассы, И. Дунаевский, А. Александров, В. Захаров, М. Блантер, Л. Книппер, Н. Богословский. Стихотворные строки В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского, М. Светлова и других советских поэтов прекрасно запоминались и подхватывались народом.

Главной темой песенного творчества становится тема труда. Жизнь молодого социалистического государства разворачивалась в напряжённых темпах первых пятилеток. Это хорошо видно в оформлении нот IV ленинградской Музыкальной олимпиады. Сделана она в плакатном агитационном стиле: в красном квадрате, в левом верхнем углу цитата В. И. Ленина «Искусство принадлежит народу, оно должно уходить глубочайшими своими корнями в самую гущу трудящихся масс», в правом верхнем углу вопрос-призыв: «Что ты сделал, чтобы третий квартал проминфина был выполнен на 100 %», по диагонали призывы-разъяснения какой должна быть музыка в эпоху социалистического строительства, как должна она помогать производственному процессу в период восстановления разрушенного революцией и гражданской войной народного хозяйства. В левом нижнем углу призыв: «А ты состоишь в ударных бригадах?». Надо пояснить, что такое Музыкальные олимпиады. Это разновидность массового музыкального праздника, одна из форм организации самодеятельности, получившая распространение в 20-е и 30-е годы XX века, политизированная форма праздников и концертов-митингов. Музыкальные олимпиады Ленинграда считаются одной из вершин советской самодеятельности 1927–1938 гг.

В это же время выходят серии: «Музыкальная литература для деревни», «Деревенская эстрада», «Репертуар клубного хорового коллектива», изданные «Музсектором Госиздата». Среди нот названных серий, есть издания особенно нам интересные — это произведения композиторов, жизнь и творчество которых связано с Тамбовом. Музыкальное представление «Алёнкин выбор» и частушки «И корова просит слова» Дмитрия Степановича Васильева-Буглая (сл. Ф. Чернышёва), «Посевные частушки» Николая Петровича Чаплыгина.

В 1930 году Музсектор Госиздата начинает выпускать серию Всероссийского рабочего музыкального общества «Музыка массам» с произведениями русских, зарубежных и советских композиторов (И. С. Бах, Л. Бетховен, В. Моцарт, Вас. Калинников, А. Давиденко и др.). На обложках этой серии размещены на синем или красном фоне портреты композиторов. В нашем секторе хранятся 12 экз. этой серии, 1 экз. из серии «Библиотека массовых песен народов СССР», «Пять бурят-монгольских песен для одноголосого хора без сопровождения». В. 1., 1934 г. Все издания серии напечатаны на дешёвой бумаге, а вышедшая в 1932 году серия «Дешёвая библиотека», переложения для фортепиано в 4 руки Н. Жиляева (комп., пианист), и вовсе, напечатана на обёрточной, серой бумаге. На обложке внизу даётся пояснение: «Печатаемая серия переложений для фортепиано в 4 руки включает в себя танцы и марши из лучших образцов оперного наследства. Использование материалов этой серии в большой степени поможет вытеснить тупые и бессодержательные марши и танцы, ещё имеющие распространение в массах трудящихся». Два экземпляра этой серии хранит наш сектор: Э. Григ. Торжественный марш. Вступление к драматическому монологу «Берглиот»; К. М. Вебер. Марш из оперы «Волшебный стрелок».

Тема революции, революционных событий всё время присутствует в произведениях советских композиторов. Одним из первых обратился к революционной теме М. В. Анцев Его сборник «Песни революции» выходит в 1930 году в государственном издательстве «Музыкальный сектор» в серии «Репертуар клубного хорового кружка», в этой же серии выходит песня В. Белого «Партизанская», автора известной и поныне популярной песни «Орлёнок», к 25-летию революции 1905 года Государственное музыкальное издательство выпускает песню А. Давиденко «Броненосец Потёмкин». Многие издания выходили с текстом на русском и параллельно на малороссийском (украинском) языке.

Интересны по своей интернациональной тематике: «Песня германских рабочих», посвящённая комсомолу Германии, текст на немецком и русском языке, «Мопровская песня» венгерского композитора Ференца Сабо (перевод текста с венгерского А. Лурье).

Государственное музыкальное издательство выпускает инструментальные и вокальные произведения русских и зарубежных композиторов. Сектор литературы по искусству располагает изданиями Моцарта, Мусоргского, Бетховена, Листа.

В 30-е годы активным пропагандистом песенного творчества становится звуковое кино. Многие советские композиторы и поэты работали в кинематографе. Однако самая большая популярность выпала на долю И. Дунаевского. В 1934 году выходит фильм «Весёлые ребята», а в 1935 издательство «Тритон» в Ленинграде (кооперативное издательство, выпускавшее ноты и книги по музыке, и действовавшее в 1925 –1936 гг., сыгравшее большую роль в публикации произведений советских композиторов и музыковедов) выпускает песни из этого кинофильма. «Песня Кости» и «Марш весёлых ребят» есть в фонде нашего сектора. Изданы они на дешёвой, серой, по виду, на обёрточной бумаге. Тираж 25 тыс. экз.

Сектор литературы по искусству хранит в своём фонде 18 экземпляров нот второй половины 30-х годов. Тревожная атмосфера предвоенного времени в стране. 1936 год — война в Испании, 1937 — озеро Хасан, 1938 — Халхин-Гол, 1938–1939 — война с белофиннами. Песни композиторов этого периода посвящены Красной Армии, подвигам красноармейцев в гражданской войне: В. Желобинский («Шахтёрская партизанская»), А. Новиков («Песня про Котовского», «ТанкистыОктября», «Пограничная сторожевая»), Л. Книппер («Полюшко-поле», «Степная кавалерийская»), В. Белый («Орлёнок»), И. Дунаевский («Песня о Каховке»), М. Блантер («Партизан Железняк»), К. Листов("Песня о тачанке«), знаменитый авиационный марш военно-воздушных сил РККА — «Всё выше» Ю. Хайта, «Не скосить нас саблей острой» Дм. И Дан. Покрассов; поэтов М. Светлова, Я. Шведова, С. Алымова, В. Лебедева-Кумача и др. Произведения композиторов и поэтов, творчество которых будет поддерживать наших солдат в Великой Отечественной войне.

В 1938 году в издательстве «Музгиз» выходят ноты легендарных советских песен: «Москва» Дм. и Дан. Покрассов и «Песня о казачке» М. Блантера.

По представленным нотным документам можно проследить историю нашей страны. Каждое из них, по моему мнению, достойно тщательного исследования.

Презентация

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю