tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

К материалам круглого стола

Священник Антоний Лозовский,
проректор по научной работе
Тамбовской Духовной семинарии

Вступительное слово

В нынешнем году исполняется сто лет с момента отречения императора Николая II, которое положило начало трагическим событиям в истории нашей страны, связанным с революцией. Эти события настолько потрясли самые основы российского общества, нарушив нормальное течение общественной жизни, что последствия такого потрясения сказываются на социальной, экономической культурной и духовной жизни нашего общества вплоть до настоящего времени. Особенно хочу обратить ваше внимание на то, что революция по сути дела узаконила беззаконие, и это в сильной степени повлияло на формирование сознания жителей нашей страны.

О причинах русской революции можно говорить долго. Мы знаем, что кризис русского общества, в том числе, стал составной частью общеевропейского кризиса, который в итоге привел к мировой войне с ее страшными жертвами. Несомненно и то, что тяжким бременем для России стали и те процессы модернизации в социально-экономической сфере, начало которым было положено отменой крепостного права 1861 г. На деле это приводило к разрушению патриархальных устоев и росту социальной напряженности в деревне.

Однако важнейшей, если не главной, причиной революции, несомненно, следует признать духовный кризис русского общества. Ведь революция в России стала детищем русской интеллигенции, которая десятилетиями разрушала в народе уважение к государственной власти, возбуждая ненависть различных социальных слоев друг к другу.

К сожалению, в состоянии глубокого кризиса находилась и главная духовная сила общества — Русская Православная Церковь. Как писал митрополит Вениамин (Федченков), «...влияние Церкви на народные массы все слабело и слабело, авторитет духовенства падал. Причин много. Одна из них в нас самих: мы перестали быть «соленою солью» и потому не могли осолить других. А привычки к прежним принципам послушания еще более наше духовенство элементом малоактивным»1.

А то обстоятельство, что Петр I сделал Церковь безглавой и безгласной привело к тому, что представители Церкви не только не оказали противодействия революционным событиям, но даже по началу приняли и даже приветствовали революцию. «...толпа на улицах, шествия, „Марсельеза“, красные банты, красные флаги... Священники, чиновники, все... в бантах», — так описывает атмосферу первых дней революции митрополит Евлогий (Георгиевский)2.

Может показаться парадоксальным, что Русская Православная Церковь, организация, обладавшая в 1917 г. громадными материальными и человеческими ресурсами, оказалась практически совершенно бессильной перед лицом революционных событий, а духовное возрождение Церкви и возвышение ее авторитета происходит именно в революционные годы, когда Церковь практически всех этих ресурсов лишается.

Отправной точкой в этом процессе возрождения, конечно, является избрание на Поместном Соборе 1917–18 гг. Святейшего Патриарха Тихона. Тут опять мы сталкиваемся с парадоксом. Революция, которая есть беззаконие, способствовала устранению другого беззакония, которое совершил российский император Петр I, ликвидировавший патриаршество. То, на что не смог решиться император Николай II, стало возможно в дни революции.

При этом восстановление патриаршества стало самым значимым, но отнюдь далеко не единственным деянием Поместного Собора. Наступившая новая эпоха пробудила в Церкви творческие силы, которые в полной мере проявили себя в работе Собора. Своими решениями участники Собора ответили на многие актуальные вопросы церковной жизни. И хотя вскоре эти вопросы вскоре утратили свою актуальность, так как в советской России перед Русской Православной Церковью самым актуальным вопросом стал вопрос выживания. Однако сегодня, когда вновь изменилась повестка дня и происходит возрождение Русской Православной Церкви, изучение деятельности Собора имеет не только сугубо исторический, но и практический смысл, так как может помочь нам правильно устроить нашу церковную жизнь.

1 Митр. Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох. М., 2004. С. 136.
2 Митр. Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни. М., 1994. С. 263.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю