tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

К материалам круглого стола

Л. Н. Шипулина,
преподаватель ДШИ пос. Строитель
(иллюстратор Зарубекова Виктория, класс преп. Шипулиной Л.Н.)

Г. А. Мушель. Русские композиторы и Восток

Взаимодействие культур — имеет непосредственное отношение к реалиям современного быта — политике, экономике, науке, художественному творчеству. Внимание к этой теме привлекает прежде всего опыт русско-восточных связей , получивший яркое отражение в искусстве. Тема данного выступления так и называется: «Георгий Мушель. Русский композитор и Восток» Георгий Александрович Мушель родился 29 июля 1909 года в Тамбове. Здесь прошли его детство и юность. В семье будущего композитора музыка была излюбленным занятием. Его отец, по специальности механик, играл на балалайке, гитаре, мандолине и выступал в организованном им любительском ансамбле. А мама Георгия Александровича хорошо владела фортепиано и была его первым учителем музыки.

В 12 лет Георгий начинает профессиональные занятия в музыкальной школе у преподавателя Елагиной Л. Н.

В середине 20-х годов Г. Мушель поступает в Тамбовский музыкальный техникум в класс Соломона Моисеевича Старикова. Директор музыкального техникума, пианист и дирижер, ученик А. И. Зилоти, Стариков оказал значительное влияние на своего ученика.

В своих воспоминания о С. Старикове Мушель писал,что этому замечательному человеку и художнику он обязан своей первой «закваской в музыке».

Благодаря умелому руководству всем учебным процессом, в техникуме (впоследствии переименованном в училище), была создана необходимая творческая атмосфера для воспитания музыкантов и развития их способностей. Благоприятное воздействие на расширение музыкального кругозора молодежи оказывал училищный симфонический оркестр. Репертуар его был достаточно разнообразный. Партии ударных инструментов исполняли А. Г. Мушель и В. В. Желобинский. Участие в оркестре в качестве литавриста стало для будущего композитора хорошей практикой и принесло большую пользу: научило «прислушаться» к функциям оркестровых групп и отдельных инструментов.

Стимулом к раскрытию пианистических способностей молодого музыканта служили организуемые в училище еженедельные концертные вечера.

Постоянный их участник, Георгий Мушель играл произведения различных жанров — от несложных пьес до «Симфонических этюдов» Р. Шумана и Первого концерта Сергея Рахманинова.

Немалое значение в выработке чувства ансамбля имели занятия в классе аккомпанемента. Совместно со студентом — скрипачом Юлием Реентовичем, Мушель совершил концертные поездки в Мичуринск, Кирсанов и Воронеж.

Первые сочинения Мушеля относятся к 13-ти летнему возрасту. Это небольшие пьесы с программными названиями: «Песня ракушки», «Рассвет», Буря«.

Проявившееся в них тяготение к программности и изобразительности нашло благоприятную почву в конце 1920-х годов, когда Георгий Мушель в течение нескольких лет работал киноиллюстратором (тапером) в одном из Тамбовских клубов.

В условиях существования «немого» кино музыкальная импровизация, сопровождающая фильм, требовала от пианиста большой творческой изобретательности и фантазии.

Помимо С. М. Старикова, значительное влияние на одаренную молодежь Тамбова оказывал также преподаватель теоретических дисциплин Г. А. Сметанин. Это был высокоэрудированный музыкант и композитор, который организовал из числа учащихся курса гармонии небольшой «творческий кружок». В него входили В. В. Желобинский, И. И. Дзержинский, Н. Н. Чаплыгин и Г. А. Мушель. Молодые люди увлекались необычайными художественными замыслами, сложными гармоническими обработками. Музыкальным кумиром того времени у Мушеля был Александр Скрябин.

После успешного окончания музыкального училища (1930 год) Мушель едет в Москву для поступления в Консерваторию. В качестве экзаменационной работы им были представлены две части симфонии. Отборочный конкурс был довольно серьезным: из тридцати подавших заявление абитуриентов, поступили только пять человек, в их числе оказался Георгий Александрович. Он был зачислен в класс Н. Я. Мясковского. «Занимаясь у Николая Яковлевича, которого я боготворил, — вспоминал Мушель, — я начал писать пьесы для фортепиано. Его указания были лаконичны, но очень полезны... Он учил меня, что прежде,чем приступить к сочинению того или иного произведения, необходимо тщательно и досконально изучить большое количество образцов соответствующей формы у классиков и лишь после этого садиться за создание своей музыки».

Вскоре Н. Я. Мясковский заболел и Мушель перешел в класс композиции М. Ф. Гнесина. Продолжатель славных традиций своего учителя Н. А. Римского-Корсакова, М. Ф. Гнесин был искренне любим своими учениками. Разносторонне образованный, обладавший большим человеческим обаянием, он умел пробуждать в студентах подлинных творцов. Но вместе с тем, не ограничивая их творческой самостоятельности, он был непреклонным в своих эстетических требованиях. Мушель пишет в своих автобиографических заметках ,что у преподавателя со студентами часто возникали беседы о живописи. Михаил Фабианович Гнесин любил находить эстетические связи между выразительными приемами искусства кисти и музыки. Он настоятельно рекомендовал своим ученикам расширять познания в литературе, поэзии, скульптуре и живописи, что, по его мнению, должно благотворно влиять на их композиторское творчество.

В Московской консерватории 1930-х годов курс полифонии вел Г. И. Литинский. На его занятиях Мушель постиг тайны контрапункта, полифонии.

Значительную часть своего времени Георгий Мушель отдавал занятиям на рояле. Его руководителем был талантливый пианист Лев Оборин.

Уехав учиться в Москву, Георгий Мушель ежегодно во время каникул посещал родной Тамбов. Его влекла, овеянная поэтическими воспоминаниями детства и юности, природа любимого края. А также музыкант хотел выступить перед земляками с творческим отчетом.

Об одном из концертов Г. А. Мушеля (28 января 1935 года) газета «Тамбовская правда» напечатала заметку с его портретом. В рецензии указывалось, что исполнитель представил оригинальную программу, в которую вошли помимо пьес известных авторов (Рахманинова, Скрябина, Дебюсси, Равеля), произведения современных композиторов, в том числе и сочинения Мушеля «Развлекательная сюита» и Первый фортепианный концерт ля минор.

Годом позже этот ля минорный концерт и фортепианные «Прелюдия и фуга» были представлены Мушелем в качестве дипломной работы при окончании Московской консерватории. Присутствующий на выпускном экзамене С. С. Прокофьев весьма одобрительно отозвался об исполнении автором фортепианного концерта.

После успешного завершения консерваторского курса по двум факультетам,уже имея в своем творческом багаже ряд опусов, свидетельствовавших о достаточно высоком уровне композиторского мастерства и художественной оригинальности их автора, Георгий Александрович получил приглашение на педагогическую работу в открывшееся в Средней Азии первое высшее музыкальное учебное заведение — Консерваторию. Приняв это приглашение, этим же летом 1936 года он направился в Ташкент, где его ожидала,большая и напряженная деятельность.

Хочется порекомендовать всем присутствующим книгу Яна Пеккера «Георгий Мушель», в которой подробно описывается творческий путь композитора в Средней Азии. В этой книге есть глава, посвященная тяжелому времени для нашей, тогда еще общей огромной страны — Великой Отечественной войне. В Ташкент были эвакуированы различные культурные и научные учреждения: Ленинградская консерватория, Киевский театр им. Франко, московский Еврейский театр и другие. Деятели культуры и искусства активно включились в творческую, педагогическую и исполнительскую деятельность.

Мушель тоже откликается на события в стране и пишет произведения на патриотическую тему. Созданная им в 1941 году Вторая симфония (фа минор), впитала в себя тревоги и сомнения, горечь утрат и поражений. К теме войны бдительная память Мушеля будет ещё не раз возвращаться и после Победы. Говоря о Мушеле, нельзя не упомянуть,что особенностью его творчества являлась художественно-ассоциативная связь его музыки со сферой зрительного восприятия природы и жизненных явлений, с их претворением в живописи.

В музыкальном мышлении композитора тембры, гармонии и регистровый колорит возникали в комплексе с определенными цветовыми представлениями. Эта способность творческой индивидуальности Мушеля обусловлена и его дарованием в области живописи. Еще в Тамбове в детские годы он раскрашивал в замысловатые тона декорации для своего игрушечного театра. Интерес к живописи не исчез с возрастом, а напротив, приобрел более осознанный характер. Будучи уже зрелым композитором, он все свое свободное время использовал для занятий живописью.

Жанровое пристрастие Мушеля — пейзаж. В книгах можно увидеть репродукции его пейзажей «Лунный свет», «Голубые деревья», «Утренние тени» и многие другие.

Подводя итог, надо сказать,что большой заслугой Мушеля является развитие музыкальной культуры Востока. Он является заслуженным деятелем искусств Узбекистана, профессором Ташкентской Государственной консерватории, композитором. Его считают родоначальником ряда классических жанров узбекской музыки — симфонии, фортепианного концерта, кантаты, оперы и балета. Он воспитал плеяду выдающихся музыкальных деятелей Узбекистана.

Мушель прожил большую плодотворную жизнь, умер в возрасте 80 лет, из них более 50-ти он работал в Узбекистане. Похоронен Георгий Александрович в Ташкенте. Но его дело живет в музыкальных произведениях, картинах.

За время работы в Консерватории он воспитал плеяду талантливых учеников. Я дружу со студенческих лет с дочерью ученика Мушеля — Халиковой Тамарой Пулатовной (мы учились и окончили вместе фортепианное отделение Ташкентского музыкального училища имени Хамзы ). Ее папа — Халиков Пулат Хашимович учился у Георгия Мушеля, получил звание Заслуженного артиста Узбекистана, профессора Ташкентской консерватории. Пулат Хашимович, как и его учитель был и композитором, и педагогом, и дирижером. Тамара работает в Лицее имени Успенского — одиннадцатилетней школе для одаренных детей при Ташкентской консерватории. Связь поколений не обрывается, а живет!Эпиграфом к творчеству Гергия Мушеля можно взять слова знаменитого узбекского поэта Алишера Навои. Это вдохновенное завещание наполнено глубоким смыслом и созвучно деятельности русских композиторов на Востоке:

А то, что сам народ воспел, к чему
В таком же виде подавать ему?
Ни наслажденья, ни почета нет
Коня гонять чужим коням вослед,
На той лужайке, где не первый ты,
Как соберешь ты лучшие цветы?

Презентация

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю