tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

К материалам круглого стола

М. А. Блохина, Т. Н. Леонтьева,
преподаватели ДШИ № 3 г. Тамбова
Иллюстраторы:
Арутюнян Анна (преподаватель Шипулина Л. Н.)
Суспицына Арианна (преподаватель Леонтьева Т. Н.)
Остапец Алёна (преподаватель Волкова С. В.)

Вековая связь: С. В. Рахманинов – В. К. Мержанов

Имя нашего земляка, выдающегося музыканта, пианиста и педагога, широко известно во всем мире.

Виктор Мержанов через многие годы сумел пронести и передать нам, следующим поколениям, высокие культурно-нравственные ценности и лучшие традиции русской фортепианной школы. В биографический ряд событий великого мастера органично вплелось множество легендарных имен. На протяжении всей своей жизни Виктор Карпович не жалел сил для того, чтобы не забылись имена ушедших больших музыкантов и их наследие не кануло в Лету.

Виктор Мержанов родился 15 августа 1919 года в Тамбове. Обучался Виктор Мержанов в школе № 32. Рос, как и все дети его возраста: играл на улице, любил купаться в Цне, неподалёку от которой жил. Любовь к музыке пришла к Виктору с генами отца, который замечательно играл на гитаре и первым заметил музыкальные способности сына.

Профессиональное обучение Виктор Мержанов начал в Тамбовском музыкальном техникуме у известных педагогов Александра Полторатского и Соломона Старикова.

Но, помимо основных занятий отделения фортепиано, Мержанов посещал еще и композиторский кружок под руководством Григория Александровича Сметанина (1.02.1894, Тамбов—2.01.1952, Москва) — русский композитор, музыкальный педагог, музыкальный общественный деятель).

Концертная деятельность Виктора Мержанова началась еще в юношеские годы. А в 15 лет к нему пришел первый настоящий успех. На Первом областном конкурсе молодых музыкантов-исполнителей Центрально-Черноземной области в Воронеже, исполняя сочинения Шопена, молодой пианист Мержанов был награжден Почетной грамотой. С этого времени произведения Шопена станут постоянными в репертуаре пианиста.

Символично поступление Мержанова в Московскую консерваторию в день своего семнадцатилетия, а именно, 15 августа 1936 г. Юный музыкант оценивал свои пианистические возможности весьма скромно. Прибыв в столицу из провинции и увидев толпу абитуриентов, он растерялся. На фортепианном отделении оказался огромный конкурс. И тогда Мержанов подал заявление на только что открывшееся, в этом же 1936 году, органное отделение. Однако блестящее исполнение Первого концерта Шопена на вступительном экзамене покорило экзаменационную комиссию, что послужило достойным аргументом быть зачисленным на фортепианный факультет, и Мержанов начал учиться по двум специальностям. Его учителями стали Самуил Евгеньевич Фейнберг (фортепиано) и Александр Федорович Гедике (орган).

Обучение на органе внесло новые представления о звучании. По собственному признанию Виктора Мержанова, учение и общение с Гедике дало ему очень многое: прежде всего, для понимания творчества Баха. Мержанов исполнял весь цикл прелюдий и фуг из «Хорошо темперированного клавира». Привил ему такую тенденцию изучения материала Фейнберг, считая, что исполнять цикл надо весь целиком.

С. Е. Фейнберг писал о своём ученике так: «Уже на третьем курсе консерватории Виктор Мержанов в совершенстве овладел сложнейшей полифонией Баха, классической завершенностью Бетховена, романтическим пафосом произведений Листа, углубленным лиризмом Чайковского и Рахманинова и вдохновенными страницами Шопена и Скрябина. В исполнении молодого студента чувствовалась та сила творческого вдохновения, которая постигает самые сокровенные замыслы композитора»

С. Е. Фейнберг стал авторитетом для Мержанова на всю жизнь. Он широко пропагандировал творческое наследие своего учителя и всегда очень трогательно о нем говорил. Большой портрет С. Е. Фейнберга висел на стене в классе № 28 Московской консерватории, в котором они оба преподавали. Но было время, когда и Мержанов, и Фейнберг — с таким же трепетом смотрели на огромный портрет, висевший на противоположной стене — портрет Сергея Васильевича Рахманинова, который как бы исподволь «наблюдал» за ними.

Время обучения Мержанова в консерватории можно назвать периодом расцвета русской фортепианной школы и формированием школ Гольденвейзера, Нейгауза, Игумнова, Фейнберга. Студенты, помимо занятий собственного педагога, посещали в качестве слушателей уроки других преподавателей.

В классе самого Виктора Мержанова в разные периоды его педагогической деятельности в консерватории всегда находилось много студентов, в том числе из классов других профессоров. Он всегда приветствовал учеников из других классов, приводя в пример тот факт, что в годы его обучения в консерватории, он посещал классы других фортепианных педагогов. Как говорил сам Мержанов: «Я семь лет просидел в классе Генриха Нейгауза». Тогда же все ходили друг к другу. На концертах, например, класса Фейнберга всегда бывал Игумнов.

Имя Виктора Мержанова золотыми буквами выбито на мраморной стеле Московской консерватории наряду с именами Скрябина, Рахманинова, Игумнова, Гольденвейзера, Гедике, Глиэра, выпускниками — золотыми медалистами. Мержанов всегда гордился удостоенной чести — видеть свое имя среди других великих музыкантов. А ведь будущий пианист в детстве и не думал о серьезных занятиях музыкой. Это был прежде всего выбор его родителей. «Все говорили, что я музыкальный, но я очень интересовался техникой и мечтал быть радиоинженером», — признался как-то народный артист СССР«.

Итак, в июне 1941 г. молодой музыкант блестяще, с золотой медалью заканчивает консерваторию. А через несколько дней начинается война, и Виктор Мержанов уходит добровольцем на фронт. Он был зачислен в число курсантов танкового училища. Однако, после болезни и длительного лечения в госпитале, его признают годным лишь к нестроевой службе. Виктор Мержанов играет в военных оркестрах на самых разных инструментах. В последний год войны он служил в образцово-показательном оркестре наркомата обороны.

После окончания войны, едва вернувшись в Москву, Виктор Мержанов сумел одержать триумфальную победу на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве (1945–1946). Случай, конечно, уникальный. После четырехлетнего перерыва он за три месяца смог восстановить свою пианистическую форму и настолько блестяще сыграл Третий концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова, что жюри впервые решило разделить первую премию между двумя конкурсантами — Виктором Мержановым и Святославом Рихтером. Самуил Фейнберг в статье, посвященной итогам конкурса, написал, что исполнение Мержановым Третьего концерта Рахманинова напоминает авторское. Это был, как говорят, звездный час молодого музыканта.

В 1946 году Виктор Карпович становится солистом Московской государственной академической филармонии. Этот статус позволил ему вести активную концертную деятельность и выносить на публику свои трактовки классических фортепианных сочинений.

И очень скоро, уже в 1949 году, последует новая блистательная победа. Виктор Мержанов становится лауреатом Международного конкурса пианистов имени Шопена в Варшаве. Победа на престижном конкурсе выдвинула Виктора Карповича в первый ряд отечественных пианистов. Он много концертирует. В общей сложности Виктор Мержанов дал более 2-х тысяч (в некоторых источниках говорится о 2,5 тысячах!!!) концертов, как сольных, так и выступая с выдающимися дирижёрами, такими, как К. П. Кондрашин, А. В. Гаук, Е. Ф. Светланов, Г. Н. Рождественский, Ю. Х. Темирканов, известными камерными и симфоническими оркестрами. Его имя звучало в городах России, во всех республиках Советского Союза, в странах Европы, США, Канаде, Финляндии, Швейцарии, на Кубе, и это далеко не полный список. Как говорил сам Мержанов, не был он только в Австралии.

Повсюду выступления Мержанова вызывали восхищение, удивление, а порой и настоящее потрясение слушателей. Не только наша, но и зарубежная пресса восторженно отзывалась о молодом советском музыканте.

Игрой двадцатисемилетнего солиста в Венгрии восхищался Зо́лтан Ко́дай (венгерский композитор, музыкант и теоретик музыки, педагог): «...за всю жизнь не слыхал такой игры». «Феноменальный талант. Становишься немым после такого фантастического исполнения» — писал он о нём.

Итальянский журнал «Музыка»: «Настоящий волшебник. Мержанов обладает огромным талантом. Пианист поражает неповторимыми возможностями своих рук, равно как и мудростью интерпретатора...» В 1946 г. шведская газета «Дагенс Нюхетер» пишет: «Он [Мержанов] показал себя достойным потомком великих пианистов, рожденных Россией, начиная с Зилоти и Рахманинова ...». И впоследствии, на протяжении десятилетий пресса разных стран пишет о Мержанове, как о крупнейшем пианисте, ставя его имя рядом с именами Ио́сифа Арка́дьевича Ле́вина, Эми́ля (Самуи́л) Григо́рьевича Ги́лельса, Арту́ро Бенеде́тти Микела́нджели.

Из воспоминаний Кирилла Петровича Гилельса, выпускника Московской государственной консерватории, внука великого пианиста Эмиля Гилельса: «С Виктором Карповичем ушла золотая эпоха исполнительства. Это был замечательный пианист, педагог. Последний из могикан. В моей памяти остался концерт, который Мержанов давал в Большом Зале Московской консерватории в 1999 году. Он сыграл симфонический концерт с оркестром и „на бис“ исполнял Прелюдию Рахманинова. И это было удивительно. На тот момент Мержанову было уже восемьдесят лет. Немногие пианисты сохраняют к этому возрасту пианистическую форму, а он концертировал практически до последнего дня. Последний концерт класса Виктора Мержанова состоялся 11 декабря, всего за 9 дней до его кончины».

«Я не представляю себе жизнь без концертов. Это есть один из языков, который я изучил и который для меня стал таким же родным, как русский язык. Это язык музыки», — говорил Виктор Карпович.

В. Мержанов не только блестящий пианист, но и всемирно известный мастер-педагог. Он создал собственную, «мержановскую» школу. За годы своей педагогической деятельности Виктор Карпович воспитал много блестящих музыкантов, среди которых немало прославленных ныне музыкантов, лауреатов престижных международных конкурсов.

Владимир Бунин, Олег Волков, Игорь Гирфанов, Игорь Голенков, Юрий Диденко, Михаил Оленев, Хидейё Харада (Япония), Татьяна Шебанова, Руслан Свиридов, Ирина Хованская, Анна Яровая, Наззарено Карузи (Италия) и многих других; известные концертирующие пианисты: Т. В. Шебанова, А. С. Нерсесян, Вл. Вл. и Вик. Вл. Бунины, Х. Харада, М. Лапшанский, Ф. Фернандес... В том числе профессора Московской консерватории Ю. С. Слесарев, М. Г. Оленев, Н. Н. Деева.

Вот что пишет один из учеников Мержанова — Михаил Викторович Ковалев (ассистент-стажер фортепианного факультета МГК им. П. И. Чайковского): «Замечания и принципы фортепианного исполнения, методика преподавания Виктора Карповича ставят его систему обучения в ряд с другими выдающимися фортепианными школами XX века, такими как фортепианные школы И. Гофмана, К. Игумнова, А. Гольденвейзера, С. Фейнберга, Г. Нейгауза».

Ученики отзываются о нем, как о невероятно добром, высоко духовном, очень порядочном и физически крепком человеке. Виктор Карпович, говорили они, был наставником и Педагогом с большой буквы. Он делился не только музыкальными знаниями, но и жизненным опытом. На занятиях профессора, как вспоминают они, царила особая атмосфера погружения в музыку. Чтобы никто не мешал, на дверях вывешивали таблички: «Внимание! Занятие ведет профессор В. К. Мержанов. Просим не входить и соблюдать тишину». Никогда не повышая голоса, он имел колоссальное влияние на студентов, достаточно было одного его взгляда, чтобы тот бежал домой и садился заниматься.

С именем Мержанова связаны более 70 лет в истории Московской консерватории. 20 сентября там открылась выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Виктора Карповича Мержанова.

«Музыка должна разговаривать», — часто употреблял это выражение в своей работе с учениками Виктор Мержанов. С повторения этой заповеди начинал он свои мастер-классы. И именно этой фразой он озаглавил в последующем свою книгу.

Из воспоминаний О́скара Фрида (немецкий симфонический дирижёр и композитор): «Первая и незабываемая встреча с Виктором Карповичем произошла в марте 1990 годa на мастер классе в Германии. Все участники были потрясены его поразительным трудолюбием: в течении двух недель oн работал со студентами с девяти часов утра до девяти вечера. Он полностью отдавал себя этим занятиям со студентами, совершенно себя не жалея. Потом — после уроков — он садился за рояль и еще три часа занимался сам. А ему тогда было уже 70 лет! Для нас это был высочайший пример рыцарского служения искусству, пример, который запомнился на всю жизнь».

Более шестидесяти лет Мержанов вел концертно-исполнительскую, педагогическую и музыкально-общественную деятельность. Он был очень разносторонним человеком, всех поражала его творческая энергия. Он записывался на радио и телевидении, выпускал пластинки. Виктор Карпович Мержанов возглавлял и участвовал в жюри самых крупных и престижных Международных (свыше 40!) и Российских конкурсов, кроме того, Виктор Мержанов — многократный член жюри одного из главных конкурсов мира: им. Королевы Елизаветы в Брюсселе. Виктор Мержанов вел курсы фортепианного мастерства в России, в республиках СССР, во многих странах Европы, на Кубе, в Японии. Редактировал музыкальные произведения, выступал в печати.

Активная творческая и гражданская позиция сделали Мержанова свидетелем и участником многих значительных событий не только Московской консерватории, но и музыкальной жизни страны, города Тамбова, прочно соединив времена и поколения.

В сочетании имен Рахманинов — Мержанов существует некая символичная особенность. Несмотря на происхождение (по национальности Мержанов — армянин), Виктору Мержанову с детских лет прививалось сознание русского человека. И всю жизнь он гордо называл себя истинно русским.

Русскую музыку, особенно музыку Рахманинова, он считал самой великой в мире: «Музыка Рахманинова настолько близка мне по духу, она хорошо отражает сущность российской натуры, сущность российской природы», — замечал он.

Сочинения гениального русского композитора Мержанов не просто обожал, но и гениально исполнял. Из высказываний Дмитрия Шостаковича: «Пианистическое дарование артиста особенно ярко проявилось в исполнении труднейшего Третьего фортепианного концерта Рахманинова». За несколько десятилетий своей творческой концертной жизни Мержанов переиграл бессчётное количество раз все фортепианные сочинения Сергея Васильевича.

То, что сделал Мержанов, проявив себя как активный музыкально-общественный деятель для пропаганды музыки любимого композитора, трудно переоценить: В. К. Мержанов был инициатором сначала — Всесоюзного, затем Международного конкурса имени Рахманинова (в Москве), он — основатель и президент Рахманиновских обществ России, Турции, Болгарии, инициатор ежегодных Международных музыкальных фестивалей им. С. В. Рахманинова (с 1982 г.) и Международных курсов высшего художественного мастерства пианистов памяти С. В. Рахманинова в Тамбове (с 1988 г.). Рахманиновский зал консерватории, конкурсы имени Рахманинова в разных городах и странах, памятники, музеи — во всем этом заслуга Виктора Мержанова, цель его жизни!

Прославленный пианист, почетный гражданин города Тамбова, профессор Виктор Карпович Мержанов поддерживал прочную связь с родным городом, внес неоценимый вклад в развитие музыкальной культуры Тамбовщины и способствовал превращению Тамбова в значительный культурный центр.

Он часто приезжал в Тамбов для участия в концертах, а созданные в Тамбове Международные курсы высшего художественного мастерства пианистов памяти С. В. Рахманинова (с 1988 г.), проходили около двух десятилетий. Благодаря усилиям Виктора Карповича в 1982 году состоялось открытие музея-усадьбы Рахманинова в Ивановке, где много лет жил и работал композитор Сергей Рахманинов.

Благодаря неоднократным обращениям Виктора Карповича к властям города, в Тамбове появились улица Рахманинова и памятник композитору, а «родное» Тамбовское музыкальное училище стало высшим учебным заведением, впоследствии преобразованное в Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С. В. Рахманинова, в котором Виктор Карпович являлся профессором.

Имя Виктора Карповича увековечено в Тамбове в названиях музыкальных учреждений: оно присвоено Детской музыкальной школе № 2 и музыкальному колледжу при ТГМПИ им. С. В. Рахманинова (2015 г.)

В память об этом выдающемся музыканте в нашем городе с 2013 года ежегодно проводится Международный фестиваль имени народного артиста СССР В. К. Мержанова. Символичное название фестиваля — «В музыке я вижу спасение...» — отражает творческий девиз музыканта. Особенным было открытие II фестиваля в 2014 году. На церемонию приехала вдова пианиста Светлана Григорьевна Мержанова, которая вела этот памятный концерт, вспоминала некоторые моменты жизни музыканта. По завещанию Виктора Карповича, институту был подарен его рояль, который хранится в Музее истории ТГМПИ, как живая память об искренней любви и преданности городу. VII фестиваль, уже стартовавший в этом году, непосредственно посвящён 100-летию со дня рождения великого деятеля культуры. В связи с торжественной датой организаторы расширили сроки проведения фестиваля — вместо нескольких дней в декабре, как это было в прошлые годы, он длится с начала сентября до середины декабря.

За выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и значительный творческий вклад в развитие культуры Тамбовского края Виктор Мержанов удостоен многочисленных званий и наград:

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1966)
Народный артист РСФСР (1977)
Народный артист СССР (1990)
Почётный гражданин города Тамбова (1994)
Удостоен степени Почетного доктора Белорусской государственной академии музыки
Победитель (I премия) Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1945)
Лауреат Международного конкурса пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве (1949)
Награждён орденом Дружбы народов, орденами «За заслуги перед польской культурой» и «За заслуги перед Польшей», медалью «За победу над Германией»
Государственная премия Российской Федерации (1996)
Почетные грамоты Президиумов Верховного совета СССР, РСФСР, УССР
Член совета Музея им. А. Н. Скрябина в Москве
Почетный президент Объединения педагогов фортепиано (European piano teachers association — ЭПТА.
Почетный профессор Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова (2012)

Презентация

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю