Конференции и совещания
К материалам круглого столаЕ. Л. Есина,
преподаватель музыкально-теоретических
дисциплин и фортепиано
МБУ ДО «ДШИ п. Строитель» Тамбовского р-на
Музыка П. И. Чайковского как важная составляющая обучения в ДШИ: из опыта работы
В калейдоскопе знаменательных дат 2020 года достойное место занимает дата — 180 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского.
Музыка русского гения возникла на национальной почве, перешагнула через границы и выросла до масштабов общечеловеческого явления.
Мелодии Чайковского легко запомнить, легко узнать. Они своеобразны и неповторимо индивидуальны. Лишь истинным гениям удаётся так органично сочетать глубину и значительность музыкальной мысли с простотой и доступностью средств её воплощения. Редкое свойство наследия великого русского композитора так определил академик Б. В. Асафьев: «Жизнеспособность музыки Чайковского — в заложенной в ней общительности». Он же писал: «В мелодике Чайковского живёт волнующее, притягивающее к себе тепло истинной глубокой человечности. Основные, составляющие как бы эмоциональную её природу интонации, то качество и тот смысл звучания, какие волнуют человеческую психику, как звук родной речи, как голос матери, речь любимого и дорого существа, — эти носители задушевности входят всюду, во все поры и ткани, во все элементы музыки Чайковского — от простейшего лирического высказывания песни, романса, фортепианной пьески до интеллектуально сложных фактур и форм симфоний и симфонических поэм».
Эти слова очень точно объясняют, почему музыка Чайковского так доступна, любима и понятна миллионам людей независимо от возраста и профессиональной принадлежности.
В системе музыкального образования, начиная с детского сада и заканчивая ВУЗАми, музыка Чайковского, пожалуй, самая широко и глубоко изучаемая и используемая в процессе обучения и воспитания личности музыканта и слушателя музыки.
В результате многолетней работы преподавателем ДШИ в сельской местности, я пришла к убеждению, что для меня музыкальное наследие Чайковского является важной составляющей развивающего музыкального обучения. Не умоляя достоинства музыки других композиторов, именно красота и мелодичность музыки этого композитора помогает мне уже с первых уроков пробудить интерес детей к музыке, привить хороший вкус и правильное представление о прекрасном.
Вот уже на протяжении 15 лет первое знакомство детей с миром искусства в целом и миром музыки в частности я начинаю со слушания пьес Чайковского из цикла «Времена года». Прямо сажем, совсем не детская музыка! Но воспринимается она неподготовленными юными слушателями очень хорошо благодаря яркости, красочности, образности пьес цикла. Да и тема смены времён года очень близка и понятна детям уже с самого малого возраста, являясь частью их жизни. Усиление восприятия изменения характера музыки каждого месяца подкрепляется благодаря методу интеграции видов искусств: слушание музыки — выразительное прочтение стихотворений — эпиграфов — раскрашивание чёрно-белых картинок.
Демонстрация пособий учащихся «Музыкальный календарь «Времена года» в виде альбома из 13 рисунков — раскрасок + портрет композитора.
Итак, в течение первого года обучения в ДШИ каждым учащимся создаётся свой «Музыкальный календарь «Времена года», а благодаря музыке Чайковского приобретается целый спектр базовых знаний и умений накопления слуховых впечатлений. В следующих классах этот музыкальный и визуальный материал (наряду с другими: изображение времён года и в народных календарных песнях, и в музыке А. Вивальди, Й. Гайдна, Г Свиридова) пополняется и помогает мне решать многие задачи в реализации моей цели сделать обучение развивающим (видеть музыку, слышать картины, танцевать стихи).
Миниатюрность пьесок «Детского альбома» П. И. Чайковского позволяет использовать их в исполнительской практике начинающих музыкантов моего класса, а яркий музыкальный язык находит живой эмоциональный отклик в сердцах детей и является источником вдохновения для детского творчества.
Демонстрация «Альбома иллюстраций по мотивам „Детского альбома“ П. И. Чайковского».
В течение многих лет (более 10) ведётся совместная с учениками интересная работа по созданию «Альбома иллюстраций к пьесам Чайковского «Детский альбом». Этот процесс не прерывается, и альбом постоянно пополняется музыкальными впечатлениями новых поколений учеников.
Находясь в постоянном поиске интересных форм и методов подачи, освоения, закрепления теоретических знаний учащимися, активно привлекаю их к участию в творческих проектах различных уровней и провожу много внеклассных мероприятий.
Демонстрация сочинения «Мой Чайковский» учащегося 5 класса Королёва Даниила в 2011 году, где в дар композитору был нарисован рисунок «Фантазия на музыку Чайковского «Баба Яга» из «Детского альбома».
Кульминацией этой работы на данном этапе стало успешное участие моих учеников младших классов (5 сказок — лауреаты 2 и 3 степени) в Открытой олимпиаде по предмету «Слушание музыки» в номинации «Сказка», организованная Тамбовским колледжем искусств. Создание сказок с использованием музыкальной терминологии оказалось очень трудной задачей для детей. Изученный ранее теоретический материал по предмету надо было выразить нетрадиционным и новым для ребёнка способом.
Демонстрация — презентация «Сказок о музыке».
Авторы: учащиеся младших классов.
• «Сказка о Музыке», автор Чугунова Софья(3 класс);
• «Музыкальная семья», автор Кондрашкина Юля (3 класс);
• «Весёлые музыканты», автор Белоглазова Лера (2 класс) ;
• «Зимняя сказочка», автор Лигинченко Динара (3 класс);
• «Сказка про Облачко», автор Мячин Костя (3 класс)
В результате совместной кропотливой, но интересной работы сочинительства не только учащихся, преподавателя, но и родителей, на свет появились маленькие творческие шедевры, где главное сказочное чудо — музыка Петра Ильича Чайковского. Мелодии из «Детского альбома», «Времён года», балетов «Щелкунчик» и «Лебединое озеро», оперы «Евгений Онегин» помогают героям сказок понять друг друга и осуществить их мечту. Фантазия детей проявилась и в продумывании оформления сказочных историй: были подобраны иллюстрации или нарисованы свои рисунки. Все 5 сказок были посвящены замечательному русскому композитору в честь его дня рождения и с благодарностью за его вдохновенную музыку. Поэтому в своих сказках авторы не только использовали музыку Чайковского, но и сами сочиняли маленькие песенки для своих персонажей.
Просмотр видео «Сказка о Музыке». Автор Чугунова Софья не только рассказывает свою сказку, но и исполняет произведения П. И. Чайковского на фортепиано (преп. Есина Е. Л.): «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро», вступление к опере «Евгений Онегин», «Вальс» из «Детского альбома».
Постоянное искреннее моё просветительское желание знакомить подрастающее поколение с лучшими образцами музыкального искусства и на этот воплотилось в организации и проведении ряда внеклассных мероприятий «Мир музыки Чайковского», посвящённых 180—летию Чайковского для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста (аудитория — 10 классов) в Покрово-Пригородной СОШ. И я с радостью и гордостью отмечаю, что моими единомышленниками были мои талантливые ученики, которые предстали перед своими сверстниками не только как создатели сказок, но и как рассказчики, исполнители музыки замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского.
В заключение хочу сказать, что у меня с моими учениками много смелых творческих планов, которые возможно осуществить только в результате совместного вдохновенного труда. И как ни вспомнить слова Петра Ильича Чайковского: «Вдохновение это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, кто призывает её».
Комментарии читателей
Вы можете оставить свой комментарий: