Конференции и совещания
К материалам круглого столаН. В. Стехина,
учитель музыки высшей категории
МБОУ «Покрово — Пригородная СОШ»
Тамбовский район и
МАОУ «СОШ № 33» г. Тамбов
Формирование нравственно — эстетических качеств личности школьника в процессе изучения произведений П. И. Чайковского на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Творчество Чайковского — вершина мировой музыкальной культуры XIX века — вечно живой и драгоценный родник.
Великое наследие П. И. Чайковского является залогом будущности его музыки. Музыка Чайковского учит доброте, пониманию прекрасного в жизни, в природе, в искусстве. Ее играют и поют, слушают и изучают. Она звучит всюду — в прославленных театрах и концертных залах, школах и университетах культуры. Она передается из поколения в поколение и составляет неотъемлемую часть мировой культуры.
Чайковский очень любил детей и ценил в них непосредственность и глубину чувств. По воспоминаниям современников, в самом композиторе было «что-то детское,..он, как ребёнок, мог играть с детьми и любил детские забавы, отдаваясь им с искренним увлечением». «Петр Ильич считал, что с детьми надо разговаривать не как-нибудь особенно, приноравливаясь к ним, а просто, как со взрослыми...»
В настоящее время невозможно себе представить музыкально-образовательную систему любого уровня, в которой бы не было музыки Петра Ильича Чайковского.
Существует много школьных программ по музыкальному обучению и во всех важное место занимает музыка П. И. Чайковского.
Рассмотрим программу по музыки под редакцией Д. Б. Кабалевского для общеобразовательной школы.
В неё вошли произведения разных композиторов, но и в том числе включены произведения П. И. Чайковского, которые изучаются на уроках в начальных классах и среднем звене школы.
Превосходный методический материал для работы с детьми — «Детский альбом» П. И. Чайковского. Созданный в 1878 году представляет собой образец фортепианной музыки для детей и нашего времени. Он включает 24 легкие пьесы для фортепиано. Каждая из них — маленькая, неповторимая по своему многообразию, живая детская сценка, а все пьесы, взятые вместе, составляют интересный рассказ или, вернее, целую книжечку. «...В этой книжке — лирическая музыка. Она и иллюстрирует, и рассказывает, и думает, и мечтает. Своими лирическими мелодиями композитор заставляет инструмент,... и петь, и беседовать, и веселиться, изображая некоторые забавные сценки, и сказывать сказки», — так писал о «Детском альбоме» Б. В. Асафьев.
Дети с удовольствием играют и слушают пьесы Чайковского и каждый находит в них то, что отвечает его вкусам. «Детский альбом» — одно из самых понятных, близких сердцу каждого ребенка сочинений Чайковского и, одновременно, одно из наиболее глубоких. Почему эта музыка востребована и сейчас, в третьем тысячелетии? На первый взгляд изменилось все: игрушки, которыми играют дети, игры, танцы, внешний вид, но неизменной осталась наша душа, мир чувств и духовные ценности: радость и печаль, любовь и разлука...Мы чувствуем так же, как и много-много лет назад.
К пьесам «Детского альбома», несомненно, тянутся «нити» от другого фортепианного цикла Чайковского — «Времена года» (вспомним «Песню жаворонка» и в том, и в другом сборнике).
В цикл «Времена года» входит 12 пьес, по числу месяцев в году. Это образы и картины русской природы, данные в характерном для Чайковского лирическом плане. Но не только картины природы даны в пьесах, композитор передает музыкой чувства человека, которые вызывает у него природа. В пьесах встречаются разнообразные черты фортепианного стиля Чайковского, но главную роль играет широкая мелодия песенного склада, в которой слышатся интонации русского романса и русской народной песни.
Каждую пьесу можно воспринимать как картинку природы или народной жизни, поэтому ассоциации с живописными произведениями русских художников могли бы оживить фантазию ученика.
П. И. Чайковский умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства человека — столкновение добра и зла, надежду на счастье, преодоление жизненных препятствий. Его музыка очень мелодична, мелодии близки народным.
Слушание музыки композиторов — классиков — один из наиболее эффективных и развивающих видов музыкальной деятельности, в процессе, которого дети учатся слушать и слышать музыку, эмоционально воспринимать и анализировать ее. Слушая музыку, они получают значительно больше впечатлений, чем в других видах музыкальной деятельности.
Прослушивание финала Первого фортепианного концерта Чайковского даёт возможность на прекрасной, увлекательной музыке поставить и пояснить некоторые другие важные вопросы: услышать, как мягкая, лирическая, с небольшим налётом хороводной танцевальности «веснянка» превращена Чайковским в стремительную, танцевальную, радостную музыку — скромная песня превратилась в пышную музыку концерта для фортепиано с оркестром.
Знаменитый советский хирург С. С. Юдин, по его собственным словам, перед особо трудными операциями привык у себя в кабинете перелистывать страницы партитуры Шестой симфонии Чайковского. Слушая её, дети думают о том, как сможет помочь эта музыка в трудную минуту жизни, когда нужно будет стать особенно сильным, сосредоточенным и спокойным...
Во всех изложенных программах музыка П. И. Чайковского представлена различными жанрами: от небольших фортепианных пьес до картин опер, частей из симфоний. И задача учителя музыки заключается в том, чтобы организовать художественный, музыкально-эстетический рост ученика, предлагая ему последовательно, всё более содержательно глубокие и сложные по музыкальной структуре и средствам выразительности произведения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асафьев Б. В. О музыке Чайковского. Избранное. — Л.: Музыка,1972.
2. Должанский А. Н. Симфоническая музыка Чайковского. -Л.: Музыка,1981.
3. Прибегина Г. А. Петр Ильич Чайковский. — М.: Музыка,1983.
Комментарии читателей
Вы можете оставить свой комментарий: