tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

К материалам круглого стола

О. Г. Федорова,
преподаватель хореографических дисциплин МБОУ ДО ДШИ № 3 г. Тамбова

Народный танец как часть культурного наследия русского народа

Родина — это место где родился и вырос человек, где веками и тысячелетиями проживали наши предки, для которых эта земля стала родной. Родина объединяет людей, которые живут на одной территории, говорят на одном языке, к судьбе которой они ощущают свою материальную и духовную сопричастность. Духовная культура, созданная нашими предками и передаваемая из поколения в поколение как нечто ценное и почитаемое, является культурным наследием народа.

Народный танец — это результат коллективного творчества. Передаваясь из поколения в поколение, он обогащался и развивался, рождая высокохудожественные и технически виртуозные шедевры. Народные танцы имеют свои характерные черты, связанные с этапами развития национальной культуры, а также с особенностями культуры края, где он формировался и развивался. Танцы, записанные в различных областях России — Архангельской, Курской, Орловской, Белгородской, Тамбовской, Смоленской и др., при всей их общности и национальном единстве, отличаются своеобразием композиционных приемов, местными стилевыми особенностями, пластическим выражением.

Яркой чертой русского народного танца является выразительность. Русский человек танцует всегда с душой, выражая в жестах, движениях свое настроение, внутреннее состояние, образно, эмоционально раскрывая особенности своей натуры. Не зря танец называют «душой народа».

Русский народный танец органически объединяет музыку, песню, игру, прикладное искусство в виде ярких национальных костюмов, дополняющих и подчеркивающих стилистические особенности и характер танца.

С первых лет обучения в Детской школе искусств мы начинаем изучение музыкального и танцевального наследия. Учащиеся 1–2 классов с большим интересом играют в музыкальные игры, водят хороводы на уроках по предмету «Ритмика». Одним из древнейших видов русского народного синтетического искусства, связанного с движением, является хоровод. Это одна из форм общественного гуляния, включающая пение, музыку, различные виды народной хореографии, а также театрализованное действие. Хороводы выполняли не только развлекательную, но и общественно-воспитательную функцию, являясь как бы школой хороших манер, культуры движения.

Доступность и игровая форма помогает научить детей слушать музыку, сформировать умение согласовывать движение и музыку, ориентироваться в пространстве, развивать координацию движения и танцевальную выразительность. В своей работе с детьми я использую и линейный игровой хоровод типа «стенка на стенку» «А мы просо сеяли», в котором две группы играющих противостоят друг другу; и хороводы-шествия, когда дети, взявшись за руки, создают своеобразный рисунок, напоминающий движение змеи «Рязанская змейка», то заплетание и расплетание плетня " Заплетися плетень«.

В средних и старших классах изучение русского народного танца является обязательной частью программы в дисциплине «Народно-сценический танец». Элементы русского народного танца включаются в упражнения у станка, в упражнения на середине зала, а также объединяются в этюды и концертные номера. На примере мы видим упражнения у станка в характере русского танца, их исполняют учащиеся 5 класса. Далее следует этюд в характере русского танца, который исполняют учащиеся 6 класса. Танец «Калинка» исполняют учащиеся 3–6 классов.

В течение нескольких столетий русский народ из большого множества песен, плясок, инструментальных наигрышей отобрал наиболее типичные образцы, ставшие общепризнанными и любимыми. Это «Барыня», «Камаринская», «Тимоня», «Яблочко», «Полянка» и множество других. Музыка этих танцев является основой русской народной и современной профессиональной хореографии.

Интересен и разнообразен танцевальный фольклор нашей страны. Большое количество самодеятельных и профессиональных танцевальных коллективов сохраняют фольклорные образцы и развивают народное танцевальное искусство. Но по сей день эталоном народного хореографического искусства остаются композиции, поставленные Татьяной Алексеевной Устиновой в Государственном русском народном хоре им. М. Е. Пятницкого («Камаринская», «Тимоня», «Курские колокольчики», «Змейка» и т.д.), Надеждой Сергеевной Надеждиной и Мирой Михайловной Кольцовой в Государственном академическом хореографическом ансамбле «Березка» («Русский девичий хоровод Березка», «Цепочка» и т.д.), Игорем Александровичем Моисеевым («Лето», " Кадриль«, матросский танец «Яблочко»).

Искусство танца удивительным образом объединяет в себе инструментальную музыку, песню, пантомиму, театрализованное представление, костюм и т.д. В этой взаимосвязи, неразрывности отдельных видов искусств и заключается уникальная особенность народного танца вообще и русского в частности. Осознание красоты и непреходящих ценностей духовного богатства русского народа воспитывает не только хороший вкус, но и вызывает чувство гордости за свой народ, воспитывает любовь к своей Родине.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю