tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Виктор Герасин
Живоносный источник. Часть 4

После утренней службы в храме Питирим беседовал с молодыми учениками в летней беседке. С ним вместе на беседе был келейник его Иннокентий, подсел к ним и казак-писарь Микола, случились и другие гости. На столе стояли горшки с вишнёвой и крыжовниковой водой, а кому не возбраняется, как Миколе, и горшочек с наливкой. Беседуя, собравшиеся вокруг Питирима слушали больше его, задавали вопросы. Каждый из них нёс слово Питирима к некрещёным людям. Питирим не настаивал на скором крещении, он сам и его помощники постепенно приводили людей к православной вере. Особенно в этом отличался Микола. И его почему-то слушали внимательно мордва, мещёра. Свой он им был, понятный. Микола и просил Питирима просветить его, чтобы быть готовым отвечать на вопросы тех, кого он сподвигает к крещению.

— Вот, батюшка Питирим, скажи мне без утайки, чем это тебе так близок святой Иоанн Предтеча? Какой бы ты храм не затеялся строить — всё Иоанну Предтече. На родине, как ты говоришь, храм с его именем, в Донской слободе поставили храм его имени, теперь собираешься невдалеке от Тамбова ставить опять же храм его имени. С чего бы это? Расскажи, как есть, чтобы и я до людей доносил стремления твои. Да и эти твои апостолы, — указал на учеников, парней лет восемнадцати-двадцати, — как раз их двенадцать у тебя, пусть и они послушают, не помешает им это с мордовками уговоры вести.

— Ты, Микола, если пришёл к нам, то не ёрничай, тем более не богохульствуй, — остановил казака Питирим. — На язык уж остёр да остёр ты.

— Всё, отец-батюшка, молчу. Как рыбонька в тихом омуте помалкиваю да посапливаю, — шуткой сглаживал неловкость Микола.

— Для меня, Микола, пророк Иоанн Предтеча — это как светлая утренняя звезда, которая своим блеском превосходила сияние всех других звёзд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом. Он потому и Предтеча, что явился в мир раньше Иисуса Христа и проповедовал скорый приход его. Вот теперь послушайте об Иоанне, вернее, о его происхождении.

Питирим извлёк из кожаного саквояжика тетрадь, заглядывая в неё, начал рассказывать:

— В этой тетради у меня всё записано об Иоанне Предтече. Слушайте. Святой пророк Захария имел жену Елисавету. Захария и Елисавета были украшены всеми добродетелями, житие их было благочестиво. О сем свидетельствует сын их, честный и славный пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Плод от доброго дерева не может быть дурным, ибо, как говорит Писание: «если корень свят, то и ветви». У Захария и Елисаветы детей не было. Сам Захария просил у Господа послать им чадо. Но годы их вышли, и они уже не помышляли о детках. Но вот Захария посетил ангел и благовествовал:

— Захария, молитва твоя услышана, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и дашь ты имя ему — Иоанн. И многие возрадуются о рождении его.

Захария изумился:

— Как, родить детей в старости — это же неестественно! Я стар, и жена моя в летах преклонных: как мы можем родить сына?

Ангел же ответствовал:

— О чём я возвещаю, не свойственно твоей природе, но на сие есть воля Божия, для которой нет ничего невозможного. Посему и твоей жене Всемогущий Бог дарует в старости рождение сына; ибо услышана молитва твоя.

— Я, — сказал Захария, — ныне приношу Богу свои молитвы о пришествии Мессии, коего Он обещал устами святых Своих пророков. А о том, чтобы иметь сына, я ныне уже не молюсь.

Ангел же сказал ему:

— Я, предстоящий пред Богом. А он, услышав твои молитвы, дарует тебе сына. И вот у тебя родится сын, который велик будет пред Господом.

Захария отвечал:

— Почему имеющий родиться у меня сын будет велик? Разве он будет выше и святее пророка Иеремии, к которому было слово Господне: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя».

Ангел же сказал:

— Велик будет пред Господом сын твой, и своим духовным величием не только будет равен пророку Иеремии, но и превзойдёт его. Многие пророки проповедовали о пришествии Мессии, но отрок, рождённый тобою, не только будет проповедовать словом, но и перстом своим укажет людям Агнца Божия.

Захария на сие сказал:

— Хороша и радостна весть твоя, ангел Господень! Если и всякий премудрый сын веселит отца, то насколько более возвеселил бы меня, старца, сын мудрейший, нежели все пророки!

Ангел отвечал:

— «Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих». Так что у Бога не останется бессильным никакое слово.

Святая Елисавета зачала, но скрывала свою беременность пять месяцев, пока её не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и её радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. И святой Иоанн, ещё находившийся в утробе своей матери, взыграл радостно во чреве.

Пророчество ангела исполнилось, и праведная Елисавета разрешилась от уз неплодия, родив миру Предтечу и Крестителя Господня Иоанна.

С юных лет Иоанн жил в пустыне и там проводил время в посте и молитве, питаясь диким мёдом, акридами и водой, носил одежду из верблюжьей шкуры.

Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, Господь повелел ему идти в долину реки Иордана и возвестить всем людям о скором явлении в мире Спасителя и о том, чтобы все приготовились к Его встрече через покаяние и крещение.

Иоанн пришёл в страну иорданскую и стал проповедовать: «Покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное», то есть приблизилось, настало время, когда должен явиться ожидаемый Спаситель, который будет призывать всех в Своё царство.

При этом Иоанн требовал от всех, чтобы покаяние было искренним и сопровождалось исправлением себя и добрыми делами.

Крещение Иоанново означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека кающегося и уверовавшего в Спасителя очищена будет Христом от всех грехов.

Среди приходивших к Иоанну были и такие люди, которые считали себя праведными и не хотели каяться, а на самом деле были порочны и злы, как, например, фарисеи и саддуккеи. Фарисеи гордились своим происхождением от Авраама, хвалились исполнением закона и считали себя достойными войти в царство Мессии — Христа. Саддукеи же не верили в воскресение мёртвых и в будущую жизнь.

Таким людям Иоанн говорил: кто научил вас, что вы своими силами можете избежать гнева Божия и вечных наказаний в будущей жизни? Покажите добрыми делами раскаяние своё. Помните, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

Приходили к нему мытари, сборщики податей, и спрашивали: учитель, что нам делать?

Ничего не берите лишнего, а берите только то, что полагается.

Спрашивали его также и воины: а нам что делать?

Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем.

Многие тогда думали об Иоанне, не он ли и есть Христос Спаситель? Но Иоанн объявил, что он не Христос.

Я крещу вас водою, — говорил он, — но вслед за мною идёт Сильнейший меня, у которого я недостоин развязать ремень обуви Его. Он будет крестить вас Духом Святым и огнём.

Многое и другое проповедовал святой пророк Иоанн Предтеча, поучая приходивший к нему народ.

И вот к нему приходит Иисус. Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «Надлежит нам исполнить всякую правду» и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!»

После Крещения Христа крещение для людей уже не просто символ очищения. Здесь Иисус явил Себя миру как Христос, Сын Божий. «Я видел, я свидетельствую: Он — Избранник Божий», — подтверждает Иоанн Креститель.

Теперь каждый окрещающийся приобщается этой тайне, по словам Христа, к Своим ученикам «Идите, научите все народы, крест их во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Питирим замолчал, закрыл и убрал тетрадь.

— Понятно, батюшка, излагаешь. Просто. Не мудрствуя. Запомню вот и тоже мордвам буду рассказывать. Я им на пальцах всё расскажу, я им нарисую и Предтечу, и Христа. Они на такие рассказы охочие, всех, как есть приведу к тебе, крести их, не ленись, — восхищался Питиримом казак Микола.

— Завтра я вам и о лютой смерти Иоанна поведаю. А теперь почитаем молитву и пойдём по своим пристанищам, отдохнём перед вечерней. И Питирим нараспев заговорил молитву. Ему вторил Иннокентий. Подтягивал и Микола, пытаясь угадать слова:

— Святой Предтече и Креститель Христов, Иоанне! Проповедник покаяния, кающихся не презри нас, но молись к Владыке Христу за нас, недостойных рабов.

Часть 3

Часть 5

Материал с сайта: «Новая литература»

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю