tambovlib@gmail.com
тел: (4752) 72-77-00

Вторник, среда, пятница: с 10 до 19 ч.

Четверг: с 11 до 20 ч.

Суббота — воскресенье: с 10 до 18 ч.

Издания библиотеки

Виктор Федорович Коновалов
К истории деревни Дербень Кирсановского района Тамбовской области

Данная статья является аргументированным обоснованием создания и основания на месте ещё существующих зданий комплекса Марьинской ЛЗС, в селе Марьинка, Кирсановского района, Тамбовской области — Марьинского Спасо-Преображенского Монастыря (Храма) и литературного музея великого русского поэта — Евгения Абрамовича Боратынского.

Заселение левобережного Приворонья русскими людьми произошло задолго до монголо-татарского нашествия в 1237 году. Загадочная древняя русская провинция в Приворонье и в Прихопёрье с названием — Червленый Яр является ярчайшим подтверждением этому. Но и после прохода полчищ Батыя через земли Червленого Яра в сторону Рязанского княжества, жизнь русских людей здесь отнюдь не остановилась. Патологическая боязнь монголо-татар дремучих лиственных, хвойных и смешанных лесов Европейской Руси, позволяла русским людям искать прибежище в этих лесах с выходом на опушки и созданием здесь небольших посевных площадей. Если учесть, что набеги кочевых конных орд монголо-татарских, а более позже и отрядов ногайских татар продолжались вплоть до царствования Петра Первого, то и заселение села Вяжли русскими людьми начиналось здесь в Дербене и только потом население медленно, но верно методом перехода селилось вдоль степной речки Вяжли, образовывая при этом нескончаемую цепочку русских сёл и деревень. Словом, лес был всегда надёжным укрытием для русского человека и всегда использовался русскими людьми в труднейших жизненных обстоятельствах. Поэтому, после образования в 1994 году Воронинского заповедника, куда также вошли и все дремучие Дербенские лесные дубравы, деревня Дербень, после ликвидации Дербенского лесничества, потеряв вечного и неразлучного помощника и союзника, стала очень быстро деградировать и вымирать.

Вторым вечным союзником и помощником жителей деревни Дербень конечно была река Ворона, которая также сегодня находится в границах Воронинского заповедника и проход к берегам реки запрещён. Вблизи деревни Дербень (2,5 км), река Ворона имеет очень узкую излучину, на изгибах которой ширина реки достигает 100 и более метров, а глубина превышает 15 метров. Во времена царствования царя Алексея Михайловича здесь на Вороне для царского стола в достаточном количестве ловили очень ценную рыбу из семейства осетровых — белорыбицу. А лесные озёра, такие как; Никольское, Сучково, Медовое, Кандринское, Шамор и другие, всегда изобиловали рыбой и этим умело пользовались местные жители. Правые берега реки Ворона здесь в деревне Дербень очень высокие, а урочище «Крутой бык» с густыми лесными зарослями очень круто спускается к самому берегу реки. В этом урочище проживали в землянках иноки, которые и дали название селу Иноковка. Небольшие, слабоминерализованные ручейки стекающие как с правых высоких берегов реки Вороны, так и с более низменных левых берегов, придают здесь водам целебные свойства. Поэтому, пляж и купальня на Дербенской Вороне были всегда в летний период заполнены людьми. И купание здесь приносило не только отдых и бодрость, но и некоторое исцеление, особенно от всяких царапин и ссадин на теле, получаемых например на сенокосах. Название Дербенского лесного урочища «Татарский», которое находится на самом выходе из леса по пути от реки Ворона, тоже имеет историческую топонимику. Движение ордынских полчищ мимо этого урочища в направлении Калаисского брода на реке Ворона и предопределило данное название.

Территория современной Тамбовской области и Кирсановского района в 16, 17 и 18 веках в основном заселялась выходцами из центральных регионов Русского государства. В стране уже была регулярная армия, достаточно развитые центральные государственные структуры. И служилый люд Московской Руси с выходом на заслуженный отдых и в отставку получал некоторые привилегии от государства в виде небольших участков на свободных Тамбовских землях. И этот достаточно многочисленный слой русского народа получил название — однодворцы. В селе Рамза, Кирсановского района и сегодня есть улица — порядок — Однодворка. Также и простые крестьяне — хлебопашцы в очень большом количестве, массово покидали родные места центральных регионов Московского государства и селились на плодородных чернозёмных землях Тамбовщины. Конечно, сначала здесь образовывались крупные населённые пункты по правым берегам реки Ворона, такие как; Калаис, Вячка, Иноковка, Паревка и т.д. Но очень плодородные земли вдоль реки Вяжля манили русского человека своими необъятными далями и очень спокойным и красивым ландшафтом. Поэтому, уже к концу царствования Ивана Грозного (1540-е годы) первые переселенцы из населённых пунктов Правобережья реки Ворона постепенно начинают осваивать плодородные земли Привяжлья. И конечно распространение населения здесь происходило сначала от границ лесных угодий современного Дербеня.

Спокойная и размеренная жизнь общинного русского крестьянства и однодворцев в селе Вяжля, как и во всех сельских населённых пунктах Руси, практически по своему укладу не изменялась столетиями. Но во времена царствования Петра Первого, изменения патриархального уклада в жизни русского народа начинают охватывать всё большие русские пространства. В Приворонье в эти годы начинают селиться богатые землевладельцы — дворяне. Петр Первый в 1721 году за успешное руководство русскими войсками при взятии Дагестанской крепости — Дербент, подарил совсем небольшие земельные наделы в самом начале села Вяжли, генерал-майору Ивану Ильичу Дмитриеву-Мамонову. Сейчас это территория ныне ликвидированного лесничества и сосновый лес вплоть до реки Ворона. Потом, в середине 19 века, когда протяжённое селение Вяжля было окончательно разделено между разными владельцами, эта часть села и получила название на русский манер — Дербень.

Старый дорожный тракт с мостом через реку Ворона проходил в конце 18 и в течение всего 19 веков от Кирсанова через посёлки Акри и Кезьминка в Вяжлю (Дербень) и далее в крупное село Рамза. В 1799 году по этой старой дороге в Вяжлю прибывает семья молодоженов, — отставной генерал-лейтенант Абрам Андреевич Боратынский с супругой,- Александрой Федоровной Боратынской (Черепановой). Село Вяжля в 1798 году было подарено Павлом Первым Абраму Андреевичу Боратынскому и его братьям, — Богдану, Илье и Петру за военную службу и за участие в решающих сражениях [5]. Несколько позже Богдан Андреевич подарил принадлежавшую ему часть села Вяжли своей сестре Марии (село Марьинка), Илья Андреевич осел в самой удалённой части села Вяжли (Ильинка), а Петру Андреевичу стала принадлежать Осиновка (в середине 19 века это село уже числится за Львом Абрамовичем Боратынским — братом поэта). Часть села Вяжли (деревня Дербень) находилась практически на дорожном тракте по пути из Кирсанова в Вяжлю и далее в село Рамза. Расстояние от города Кирсанова до этой части Вяжли составляло всего-то чуть более 10 вёрст. К тому же, здесь уже был построен добротный рубленый из сосны барский дом принадлежавший Александру Матвеевичу Дмитриеву-Мамонову — отставному фавориту императрицы Екатерины Второй. Абрам Андреевич не стал рисковать и забиваться в самый дальний угол своих обширных владений, он купил у своего приятеля А. М. Дмитриева-Мамонова этот дом расположенный на самой окраине села Вяжли, рядом с лесом. К этому моменту Александра Федоровна была уже беременная, а наличие в уездном городе Кирсанов опытных лекарей, а также прямой и короткой дороги туда и предопределило окончательный выбор молодых супругов Боратынских, они поселились в достаточно большом рубленом доме на окраине села Вяжли, часть которой в середине 19 века и получит название, — Дербень.

19 февраля 1800 года, по старому стилю, здесь в селе Вяжля (Дербень), у четы Боратынских родился первенец, — будущий великий русский поэт Евгений Абрамович Боратынский. Он был крещён в Храме Покрова на Вяжле, который также располагался здесь же совсем недалеко, между двух оврагов в селе Вяжля (Дербень). Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Вяжле был построен из кирпича в середине 18 века помещиками Дмитриевыми — Мамоновыми, дворянами — однодворцами и местными крестьянами. Этот храм возвышался прямо напротив сельского кладбища. Из основания возвышенности, где располагалась эта церковь и сегодня пробивается ручей с кристально чистой родниковой водой. А внизу, рядом с Храмом Покрова на Вяжле, в окружении вётел плескались воды озера Подъяконного. Строго на одной оси с этой церковью, в середине обширных Дербенских лугов и сегодня возвышается одинокий холм с рукотворным озером, где возвышалась Луговая часовня Покрова Пресвятой Богородицы. А на Дербенских Выселках чудом сохранились остатки сада, который принадлежал священнику данного Православного храма.

Также здесь в селе Вяжля (в Дербене) у Абрама Андреевича и Александры Федоровны Боратынских родились ещё двое детей, — Софья и Ираклий. Абрам Андреевич очень тщательно выбирал место для нового своего имения и вместительного барского дома и таким местом оказалось урочище с поросшим лесом оврагом, под названием — Мара. В течении нескольких лет, там в Маре по образцу Гатчинских парков императора Павла Первого, разбивается и благоустраивается парк и строится большой дом [5]. И в марте 1804 года семья Боратынских переезжает из Вяжли (Дербеня) в новое и благоустроенное имение и в барский дом, в Мару, прожив в Вяжле (в Дербене) более 5 лет. Об этом событии Абрам Андреевич Боратынский очень подробно информирует свою сестру — Панчулидзеву Марию Андреевну, будущую владелицу той части села Вяжли, которая будет носить её имя — Марьинка. В этом же письме он указывает расстояние до Мары в 5 вёрст, что фактически подтверждает место прежнего проживания Боратынских в Вяжле (в Дербене). К тому же, генерал-лейтенант А. А. Боратынский при Павле Первом исполнял должность генерал — инспектора и даже инспектировал самого А. В. Суворова, который весьма положительно отзывался о нём. Поэтому, он конечно же очень хорошо знал военную топографию и обладал великолепным глазомером. И ошибиться в определении расстояния от Вяжли (Дербеня) до Мары в 5 вёрст, Абрам Андреевич никак не мог.

Но счастливая семейная жизнь Боратынских в Маре длилась совсем недолго. В 1810 году, во время своей поездки в Москву, Абрам Андреевич Боратынский скончался и был похоронен на территории Андроньевого монастыря города Москвы. Александра Федоровна Боратынская с семью малолетними детьми осталась одна. Но она оказалась женщиной с сильным характером, ведь она была дочерью коменданта Петропавловской крепости Санкт-Петербурга — Черепанова, выпускницей знаменитого Смольного женского института в Санкт-Петербурге, к тому же перед замужеством уже находилась в числе фрейлин императрицы Марии Федоровны (жены императора Павла Первого). Братья Абрама Андреевича; Богдан, Илья и Пётр, тоже не оставили молодую вдову одну и в течение длительного времени оказывали ей помощь и всячески участвовали в определении дальнейшей судьбы её детей. Так, первенец Евгений сначала был определён в Московский частный пансион, а в 1812 году он уже учится в очень привилегированном Пажеском корпусе Санкт-Петербурга.

Оставила ли Вяжля (Дербень) в душе будущего поэта какай либо след, да конечно; тему отзвуков лесного эха неоднократно можно увидеть в стихотворном творчестве Е. А. Боратынского. Поэт очень много раз, в течение всей своей жизни, посещал свою малую Родину, совершал конные прогулки к берегам реки Ворона, при этом останавливался на отдых во время этих путешествий в рубленом Вяжлинском (Дербенском) доме своего детства. Здесь он наслаждался необъятными видами и творчески обогащал свою поэзию красотой лесных пространств, долин и лугов, расположенных вблизи села Вяжли (Дербеня).

После смерти Абрама Андреевича, Александра Фёдоровна становится единоличной владелицей огромнейшего имения. Но в 1840-х годах она раздаёт все свои сёла и деревни вдоль реки Вяжли по наследству своим детям, а часть села Вяжли (деревня Дербень) всё же остаётся за ней до самой её кончины, — 1853 год [5]. Генерал-лейтенантша А. Ф. Боратынская прекрасно помнит откуда пошло всё, поэтому эту часть Вяжли (Дербень) после раздачи всех селений вдоль реки Вяжли своим детям, оставляет всё ж таки за собой [5]. В настоящее время все сёла и деревни, которые расположены по берегам реки Вяжли имеют соответствующие названия (за исключением Марьинки и Ильинки) по именам детей Абрама Андреевича и Александры Федоровны Боратынских. Вот эти населённые пункты, некогда входившие как составные части в старинное селение Вяжля: деревня Дербень, село Марьинка, село Вяжля (Атрыганьевка), село Софьинка, село Варваринка (Рачиновка), деревня Натальевка, село Ильинка, село Сергиевка, деревня Ядровка (Евгеньевка — по имени поэта), деревня Козловка. Расстояние от начала деревни Дербень и включительно до деревни Козловка составляет значительно более 20 км.

После смерти А. Ф. Боратынской (1853 год, её надгробие сохранилось на кладбище села Софьинка), по её завещанию часть села Вяжли (Дербень) переходит во владение к её дочери — Варваре Абрамовне Рачинской (Боратынской) [5]. А Варвара Абрамовна, в свою очередь подарила теперь уж деревню Дербень (это название окончательно укоренилось только после смерти А.Ф.Боратынской в 1853 году) своей дочери Ольге Александровне Дмитриевой-Мамоновой (Рачинской), которая прожила вплоть до 1917 года [1, 5]. Здесь в Дербене у своей сестры неоднократно гостил выдающийся педагог, основоположник церковно — приходских школ в России, друг и соратник К. П. Победоносцева, — Сергей Александрович Рачинский.

Ольга Александровна Рачинская была замужем за художником — Эммануилом Александровичем Дмитриевым-Мамоновым, который рисовал с натуры парк в имении Мара и её обитателей. У художника Э. А. Дмитриева-Мамонова есть достаточное количество портретов написанных маслом современников и друзей А. С. Пушкина и Е. А. Боратынского, известен написанный им портрет маслом пленённого имама Шамиля, который отбывал свой срок в плену в Калуге. Также представляют большой интерес его очерковые карандашные рисунки портретов Н. В. Гоголя, Н. Ф. Павлова, А. С. Хомякова, С. Т. Аксакова, Н. В. Нащокина, П. В. Киреевского, Н. М. Языкова и др. А его отец — художник Александр Иванович Дмитриев-Мамонов, имел воинское звание генерал — майора и участвовал в 1812 году в Бородинском сражении, при этом с натуры успел зарисовать многие кровопролитные моменты этой баталии. Сын фаворита Екатерины Второй, Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова — герой Отечественной войны 1812 года, граф и генерал — майор Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов, имел определённые намерения взойти на Российский престол, за что и был объявлен сумасшедшим. Сам фаворит по своему очень близкому расположению к Екатерине Второй, а потом и его сын по наследству, были очень богатыми и владели имениями в 15 губерниях Российской Империи. Поэтому, когда опекунство над своим якобы сумасшедшим двоюродным братом взял на себя Александр Иванович Дмитриев-Мамонов, тогда очень небольшой земельный надел в Дербене и перешёл в его владение, а он его в свою очередь подарил по наследству своему сыну — Эммануилу Александровичу Дмитриеву-Мамонову. Имения в Дербене молодых Эммануила Дмитриева-Мамонова и Ольги Рачинской находились совсем рядом, они стали встречаться и вскоре поженились.

А их сын Сергей Эммануилович Дмитриев-Мамонов в свою очередь женился на своей родственнице — Александре Михайловне Боратынской, дочери Михаила Сергеевича Боратынского. Необходимо отметить, что на кладбище села Софьинка чудом сохранилось надгробие Александры Михайловны Дмитриевой-Мамоновой (Боратынской), которая умерла в очень молодом возрасте. Сергей Эммануилович Дмитриев-Мамонов в конце 19 века создаёт в Дербене образцовую экономию. Совместно с управляющим имением — Петром Николаевичем Чичериным (братом Б. Н. Чичерина), он организовал здесь масштабные землеустроительные работы, как по устройству ограждающих насыпей и канав, так и по отрывке судоходных каналов для лодок и баркасов от имения в Дербене к рекам Вяжля и Ворона.

Софья Эммануиловна Дмитриева-Мамонова — сестра Сергея Эммануиловича неоднократно гостила как в Дербене у своего брата, так и в Маре у своих родственников. Перед самой революцией она владела имениями в Тульской губернии и в Люботине под Харьковом [2]. После революции 1917 года она проживала в Москве, преподавала английский язык и занималась переводами [1]. Софья Эммануиловна продолжила семейные художественные традиции рода Дмитриевых-Мамоновых и стала довольно известной художницей, но её картины и рисунки в настоящее время не известно где находятся. К тому же, Софья Эммануиловна Дмитриева-Мамонова была родственницей и подругой Татьяны Львовны Толстой — дочери великого русского писателя Льва Николаевича Толстого [1]. Соня Мамонова довольно часто бывала в доме Толстых у своей подруге Татьяны и неоднократно беседовала на различные темы и с самим Львом Николаевичем [1]. Известны намерения Л. Н. Толстого посетить село Караул, Кирсановского уезда, которое принадлежало Б. Н. Чичерину. Если бы такой визит состоялся, то непременно Лев Николаевич Толстой посетил бы своего приятеля и родственника в Дербене — Сергея Эммануиловича Дмитриева-Мамонова и родного брата Б. Н. Чичерина — Петра Николаевича Чичерина [3].

По данным Давыдкиной Любови Владимировны, историка и краеведа из города Калуги, с 1892 года Дмитриевы-Мамоновы владели усадьбой в деревне Тимофеевка, которая расположена недалеко от областного центра [1]. Здесь практически постоянно проживали Ольга Александровна Дмитриева-Мамонова (Рачинская), её дочь Софья Эммануиловна Дмитриева-Мамонова и внук Миша Мамонов, который остался без матери и воспитывался бабушкой и тётей. Здесь в этой усадьбе, в Тимофеевке, Калужской губернии и прошли детские годы Михаила Сергеевича Дмитриева-Мамонова — последнего помещика деревни Дербень [1]. Он также много полезного и хорошего сделал для благоустройства как имения в Дербене, так и для улучшения условий проживания жителей деревни. Именно Михаил Сергеевич в 1908 году в основном на свои средства построил начальную земскую школу в Дербене, которая просуществовала до 1980-х годов. Но судьба его сложилась трагически, Михаил Сергеевич Дмитриев-Мамонов участвовал в Первой мировой войне. Когда русские войска наступали в Галиции, его убили под Тарновым (ныне это район Западной Украины) [2]. Если учесть, что Брусиловское наступление русской армии в Галиции было летом 1916 года, то Михаилу Сергеевичу Дмитриеву-Мамонову было всего — 26 лет.

Между Калужским имением Дмитриевых-Мамоновых в деревне Тимофеевке и их имением в Дербене была налажена надёжная почтовая связь. Поэтому, все новости культуры, искусства и литературы, которые появлялись в Калуге, тут же через некоторое время были известны и в Дербене. Какой великолепный и задорный смысл исходит от слов припева известной русской песни: «Ах Дербень — Дербень Калуга; Дербень Ладога моя; Кто на Ладоге бывал; Да кто про Ладогу слыхал.».

Александр Иванович Дмитриев-Мамонов, его сын — Эммануил Александрович Дмитриев-Мамонов и дочь Эммануила Александровича — Софья Эммануиловна Дмитриева — Мамонова были известными художниками. Здесь, в деревне Дербень, они рисовали прекрасные местные пейзажи. Поэтому, сегодня эти картины по всей вероятности сохранились как у нас в стране, так и за рубежом.

После революции 1917 года в деревню Дербень, вероятнее всего из Калуги, прибыл интеллигентного вида человек, раздал всё движимое и недвижимое имущество имения местным крестьянам и спешно убыл в неизвестном направлении. Кто это был, так и осталось тайной, по всей вероятности этот мужчина действовал по поручению Софьи Эммануиловны Дмитриевой-Мамоновой (1860–1946 гг.) и скорее всего был её родственник. Возможно, это был её брат — Александр Эммануилович Дмитриев-Мамонов (1870–1933 гг.), который участвовал в белом движении, а потом эмигрировал за границу [1].

В годы предшествующие революционным событиям 1917 года, в Кирсановском третьем Запасном кавалерийском полку служил офицером внук величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, — Николай Александрович Пушкин (1885–1964 гг.) [2, 4]. В летние периоды года Н. А. Пушкин руководил заготовкой сена для нужд полка в Дербенских лугах и останавливался в Дербене в кирпичном доме у своих очень дальних родственников — Пушкиных [4]. Потом уже позже, угол леса по пути из деревни Дербень в село Иноковка, где и руководил Н. А. Пушкин уборкой сена, получил название по его имени: «Пушкинские углы» [4]. Не исключена вероятность посещения самим Александром Сергеевичем Пушкиным в период с 1805 по 1810 годы, в детстве, вместе со своей любимой бабушкой — Марией Алексеевной Пушкиной, села Вяжли (деревни Дербень), проживающих здесь своих родственников — однодворцев Пушкиных и дворян Боратынских в Маре. Ведь в те годы Мария Алексеевна Пушкина была помещицей Липецкого уезда, Тамбовской губернии. Вот тут-то и могла состояться первая встреча совсем ещё маленьких — Александра Пушкина и Евгения Боратынского.

В 1921 году, во время подавления восстания русских тамбовских крестьян под руководством А. С. Антонова, в Дербене был штаб М. Н. Тухачевского, который располагался в кирпичном доме бывшего приказчика имения Дмитриевых-Мамоновых, — Шиндяпина Захара Ивановича, этот дом сохранился. Необходимо отметить, что А. С. Антонов и П. М. Токмаков (житель села Иноковки) — как руководители восстания, в разведывательных целях неоднократно посещали по ночам деревню Дербень и находились в кирпичном здании, в 200 метрах от штаба М. Н. Тухачевского. Этот кирпичный дом также сохранился и находится в хорошем состоянии. Лесная база и штаб восставших под названием — Шамор и Погоди, были расположены в очень труднодоступных и в дремучих лесах, в нескольких километрах от деревни Дербень. В настоящее время эти лесные урочища входят в состав Воронинского заповедника.

В конце 19 века, а также в первых десятилетиях 20 века, в Российской Империи наблюдался очень высокий уровень рождаемости. В Тамбовской губернии перед Первой мировой войной проживало несколько миллионов русского населения, во основном (до 90%) сельского. Так, в деревне Дербень в 1914 году (перед Первой мировой войной) проживало, — 387 человек (189 — мужчин, 198 — женщин), а уже в 1926 году в Дербене проживает, — 585 человек (282 — мужчин, 303 — женщин) [2, 3]. За 12 лет прирост населения в деревне Дербень в те годы составил, — 198 человек. И это в то время, когда была война, потом революция и крестьянское восстание, голод, разруха, лишения и прочие очень негативные факторы для человеческого существования. Для сравнения, в настоящее время в деревне Дербень проживает несколько десятков человек и с каждым годом население там катастрофически уменьшается.

Так вот, именно это молодое поколение России, родившееся в те десятилетия наивысшего уровня рождаемости, потом за счёт своих миллионных человеческих жертв в 1941–1945 годах, спасёт в Великой Отечественной войне свою страну — СССР и весь мир от немецкого фашизма.

В предвоенный исторический период в деревне Дербень, как и по всей стране, очень интенсивно проводилась коллективизация сельского хозяйства. Крестьяне — единоличники, имеющие свои наделы в плодородной Русайкиной долине (пространства между деревней Дербень, посёлками Сосновка и Кезьминка), массово вступали в колхозы. Эти колхозы были очень небольшими и в таком виде они просуществовали вплоть до 1950-х годов.

Но мирная жизнь советского народа была нарушена вероломным нападением 22 июня 1941 года фашисткой Германии на СССР.

Всё трудоспособное мужское население, как деревни Дербень, так и во всех сёлах и деревнях Привяжлья по мобилизации, было призвано в действующую армию. И по Вяжлинскому большаку в сторону Кирсанова шли и шли русские мужчины, а иногда и женщины, чтобы вместе со всем народом отстоять родную землю и защитить страну от немецкого фашизма. А в тылу остались женщины, старики и дети, которые и взяли на свои плечи очень тяжёлую ношу по обеспечению воюющей армии продовольствием. Военный лётчик, уроженец из деревни Дербень, — Милонов Владимир Егорович (1922–2012 гг.) в годы войны совершил геройский подвиг. Он на легендарном штурмовике ИЛ-2 совершил посадку самолёта на занятой врагом территории и спас лётчика подбитого Советского самолёта. Подвиг В. Е. Милонова хорошо изложен в ИНТЕРНЕТЕ, в статье: «От солдата до генерала», www.ainros.ru. Владимир Егорович Милонов в 1980-е годы занимал высокую военную должность: Начальник штаба Дальней военной авиации СССР и имел воинское звание, генерал-лейтенант.

На стыке сёл Марьинка и Вяжля, около небольшой рощицы древних дубов (здесь в 1886 году была построена Покровская церковь села Вяжли), ныне возвышается монумент — памятник всем павшим в годы Великой Отечественной войны. На мраморных досках этого памятника нанесены фамилии — 338 погибших воинов, которые так больше и не увидели родных и близких к их сердцам прекрасных далей Привяжлья.

В послевоенные годы в селе Марьинка, Кирсановского района была построена лесозащитная станция (ЛЗС). Главным назначением этого предприятия являлось, — посадка и создание лесных полос вдоль дорог и между полями в Кирсановском районе. В 1960 годы функции лесопосадки полос были переданы из этой ЛЗС в Дербенское лесничество, а весь комплекс зданий Марьинской ЛЗС был передан в колхоз «Страна Советов». Лесничество в деревне Дербень было создано в 1925 году на месте имения Дмитриевых-Мамоновых и Боратынских. К 1970 году Дербенское лесничество стало образцово-показательным, здесь проводились сборы руководящего состава лесничеств Минлесхоза СССР, а огромный питомник различных лесных пород обеспечивал саженцами все хозяйства Кирсановского, Умётского и Инжавинского районов. К тому же, в Дербенском лесничестве были: лесная пасека, коровник, конюшня и на полную мощность работало подсобное предприятие по распиливанию древесины и изготовлению срубов. В 1970-х годах в деревне Дербень (на Дербенских Выселках) был возведён кирпичный комплекс КРС на 1000 голов крупного рогатого скота, а в 1980-х годах до деревни Дербень была проложена асфальтовая дорога, но до посёлка Сосновка от деревни Дербень была построена дорога со шлаковым покрытием. К тому же, в деревне Дербень в деревянном исполнении были построены: кузница, конюшня, три коровника, телятник, гусятник, овчарня, а в 1960-x годах на Дербенских Выселках ещё до возведения КРС существовал довольно вместительный каменный свинарник. Словом, в деревне Дербень в те годы имелась хорошо развитая инфраструктура сельского хозяйства, лесного хозяйства и деревообрабатывающей промышленности.

Строительство моста в посёлке Сосновка через реку Ворона в те годы было отложено на более поздний период, поэтому и сегодня там моста по-прежнему нет и всё население Привяжлья с огромными трудностями вынуждено добираться до Кирсанова в объезд через Садовку, а это расстояние более 25 км.

На опушке берёзовой рощи, вблизи деревни Дербень, размещался полевой стан местной тракторной бригады колхоза «Страна Советов», где работали многие жители деревни.

Особой гордостью жителей деревни Дербень была рубленая из сосны баня, которая располагалась вблизи озера «Линёво», рядом с колодцем с кристально чистой и холодной родниковой водой. Поэтому, в каждые субботы и в предпраздничные дни, все жители Дербеня с тазиками и с дубовыми (берёзовыми) вениками шли в баню. Сначала здесь было женское время помывки в бане, а затем мужское и так попеременно, пока все жители деревни не помоются, баня не закрывалась и работала иногда до 12 часов ночи.

До 1980-х годов, в деревне Дербень функционировала 4-х классная начальная школа, которая была построена в 1908 году в основном на средства тогда ещё очень молодого помещика деревни Дербень, — Михаила Сергеевича Дмитриева-Мамонова (в те годы ему было всего 18 лет). К тому же эта школа была ещё и местом сбора общественности и обсуждения актуальных проблем данного населённого пункта, деревни Дербень.

Всего в двух километрах от деревни Дербень, в селе Марьинка, была восьмилетняя школа, а более позже она стала девятилетней. Поэтому, после завершения обучения в Дербенской начальной школе, все школьники продолжали учёбу уже в Марьинской восьмилетней (девятилетней) школе.

На территории комплекса зданий Марьинской ЛЗС, в селе Марьинка было построено довольно вместительное кирпичное здание клуба (Дворца Культуры). Этот клуб (Дворец Культуры) и был местом проведения отдыха и досуга молодёжи из колхоза «Страна Советов», из всех ближайших сёл и деревень, в том числе и из деревни Дербень. К тому же, руководство и педагогический коллектив Марьинской восьмилетней (девятилетней) школы, очень умело использовали возможности Марьинского клуба (Дворца Культуры); здесь школьникам демонстрировались кинофильмы патриотической направленности, проводились концерты художественной самодеятельности, встречи с ветеранами и с заслуженными людьми.

В настоящее время деревня Дербень со всеми населёнными пунктами когда то входивших в очень протяженное селение Вяжля, является составной и неотъемлемой частью того пространства, которое и называется Родиной великого русского поэта — Евгения Абрамовича Боратынского. Именно Родиной, потому что поэт родился здесь, тут прошли его детские и юношеские годы, сюда он много раз возвращался в течение всей своей совсем непродолжительной жизни (Е. А. Боратынский прожил всего — 44 года).

Поэтому, сегодня наступило время основания в заброшенном здании правления Марьинской ЛЗС, колхоза «Страна Советов» литературного музея великого русского поэта — Е. А. Боратынского. Во всём архитектурном виде этого здания, с его великолепным закругленным сверху арочным входом, уже сейчас просматриваются притягательные контуры этого храма культуры.

Но храм культуры будет здесь одинок в этих благодатных пространствах без Православного Храма. Поэтому, главный корпус Марьинской ЛЗС необходимо перестроить в Марьинский Спасо-Преображенский Монастырь (Храм). И вот тогда, эти прекрасные дали Привяжлья обретут духовный и поэтический ареал. И в этом прекрасном и благодатном месте Тамбовщины и России образуется новый и грандиозный — Культурно-Исторический и Православно-Духовный Центр.

Литература:

1. Давыдкина Любовь Владимировна. Деревня Тимофеевка и её владельцы. Сайт Централизованной библиотечной системы города Калуги. Рубрика: «История»–— www.cbs-kaluga.ru
2. Виктор Коновалов. Некоторое обоснование истории деревни Дербень Кирсановского района Тамбовской области. Комментарии к статье — Л. В. Давыдкиной из г. Калуги. Сайт Тамбовской областной универсальной научной библиотеки имени А. С. Пушкина. Рубрика: «Издания» — www.tambovlib.ru
3. Коновалов В. Ф. Дербень и другие селения Вяжлинской волости Кирсановского уезда Тамбовской губернии сто лет назад. Сайт Городской библиотеки города Кирсанова. Рубрика: «Кирсановцы — поэты, Краеведение» — www.regionlib.ru/kirsanov/
4. Коновалов В. Ф. Дербенская тропинка к Пушкину. Сайт школы села Калаис, Кирсановского района. Рубрика: «Литературная гостиная» — www.kalais.68edu.ru
5. Климкова М. А. «Край отеческий...» История усадьбы Боратынских — СПб. Искусство, 2006 г.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 13
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
14.01.2015 07:30
Все три мои статьи, расположенные здесь, предназначены для ознакомления возможных читателей с историей Привяжлья. С местами и с населёнными пунктами, которые связаны с великим именем русского поэта - Е.А.Боратынского. Все эти три статьи взаимно дополняют друг друга и являются аргументированным обоснованием создания в селе Марьинка, Кирсановского района, Тамбовской области литературного музея Е.А.Боратынского и Марьинского Спасо-Преображенского Монастыря (Храма).
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
24.02.2015 09:42
Я считаю, что 04 марта 2015 года, в день 215 годовщины со дня рождения великого русского поэта Е.А.Боратынского, необходимо провести выездную конференцию в сёлах Софьинка, Марьинка и в деревне Дербень - Умётского и Кирсановского районов. С обязательным посещением дома лесничего в Дербене, в котором родился поэт, Марьинской ЛЗС - места возможного литературного музея Е.А.Боратынского и конечно школьного музея в селе Софьинка.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
05.04.2015 17:21
Значимость личности поэта Е.А.Боратынского для Тамбовской области является первостепенной. Поэтому, создание сегодня в селе Марьинка и в деревне Дербень, Кирсановского района литературного музея поэта, является весьма актуальной задачей. А основание здесь Марьинского Спасо - Преображенского Монастыря (Храма)будет способствовать духовному возрождению этих поэтических пространств.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
31.05.2015 15:31
Поэтические пространства Привяжлья и Русайкиной долины в Дербене смогут очаровать каждого, кто посетит наши места. Ландшафты здесь просто могут заворожить своими притягательными и спокойными линиями. Гости из Москвы, из Санкт-Петербурга, из Воронежа, из Тамбова и из других городов, на всех литературных праздниках в Софьинке и в Маре, посвящённых Е.А.Боратынскому, единогласно отмечали удивительную поэтическую и земную красоту долин Привяжлья.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
06.07.2015 20:34
Здесь в Дербене, в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны, моя мама - Коновалова Таисия Тихоновна заведовала крытым током и даже однажды была председателем местного колхоза. Последнее время она проживала в Котовске у моей сестры Лидии Федоровны. Но сегодня моей мамы не стало, ей было - 95 лет. Вечная ей память.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
02.10.2015 11:21
По воспоминаниям моего дедушки Персиянова Тихона Николаевича (1884 - 1981 г. г.), в деревне Дербень, в Луговой часовне Пресвятой Богородицы находилась икона Пресвятой Богородицы, вплоть до 1930 годов. В конце 19 века на Тамбовщине была очень сильная засуха. И в селе Рамза, где и проживал мой дедушка, за лето почти не было дождей. Над Рамзинским озером соберётся дождевое облако и уходит на Дербень и там лил проливной дождь, а в Рамзе ни капли не выпадало. Тогда жители Рамзы стали совершать крестные ходы к Дербенской Луговой часовне, молились, плакали и просили Пресвятую Богородицу о снисхождении на их земли дождя. И чудо случалось. Луговая часовня в Дербене была построена из кирпича, сейчас половина холма, где она возвышалась среди Дербенских лугов в полной сохранности. Но куда после 1930 годов (времени разрушения часовни), исчезла оттуда чудотворная икона Пресвятой Богородицы, - это для нас загадка.
Александр Коншин-Рачинский (Москва)
23.10.2015 21:58
Прекрасная статья, очень добротная, фундаментальная. Узнал для себя много нового, что особенно приятно. Уважаемый, Виктор Фёдорович! Удалось ли провести конференцию? Если да, то где и как взять её материалы? Меня эта тема очень близко затрагивает, т.к. в этом только году я узнал, что мы с Е.А.Боратынским не просто дальние родственники, а оказалось происходим от одного и того же предка, т.е. довольно близкие, чего ранее никогда даже не предполагал. Планируем создание Фонда Рачинских для воскрешения имения Татево в Тверской обл-ти, бывшей Смоленской губернии Бельского уезда.

Очень рад, что мы с Вами единомышленники.

Пишите мне: konshin.a.d@gmail.com
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
25.10.2015 14:42
Спасибо Александр. В ИНТЕРНЕТЕ совсем недавно появилась Википедия: "Дмитриев-Мамонов Эммануил Александрович". Там очень много нового материала. Александр, Вам как потомку Рачинских, Боратынских и Коншиных (Н.М.Коншин - друг Е.А.Боратынского), для сбора материалов различных конференций, я думаю нужно через эл. почту обратиться к сотрудникам этой библиотеки. Адрес эл. почты здесь на верху.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
11.11.2015 14:49
Надежде Игнатовой (Галкиной). Надежда, я думаю, что нужно в Сбербанке оформить два счёта: 1."Счёт на содержание и на устройство ограждения кладбища в Дербене". 2."Счёт на возведение Храма Покрова на Вяжле в Дербене, в котором крестили поэта Е.А.Боратынского". В Дербене проживают фермеры Юрий и Любовь Поминовы, может они окажут содействие в оформлении этих счётов. Площадь кладбища здесь в Дербене явно больше 5,0 гектаров. Место расположения Храма Покрова на Вяжле в Дербене показано на фотографии к этой статье. Это где проживали дядя Коля Худяков (Огонёк) и Дегтярёв Архип Михайлович, ближе к лугам, на возвышенности, а в низу там ещё сохранился родник из которого изливается кристально чистая вода. Софинансирование устройства ограждения кладбища и его содержание осуществляет Марьинский сельсовет. А софинансирование возведения Храма Покрова на Вяжле я думаю смогут осуществлять Администрации Кирсановского района и Тамбовской области, а также Министерство Культуры Российской Федерации. Так как этот Храм, - мемориальный, в нём крестили великого русского поэта Е.А.Боратынского. Архитектура этого Храма должна быть очень близка к архитектуре древнего Храма Покрова на Нерли, что во Владимирской области. Да, до 1800 года старое кладбище села Вяжли (Дербеня), располагалось здесь, возле Храма Покрова на Вяжле.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
12.11.2015 14:26
Надежда, я думаю, что возможность открытия счёта №2 нужно оставить следующим поколениям. Если же Дербень не постигнет такая же участь, как Кезьминку и Сосновку. Сегодня возводить Храм Покрова на Вяжле в Дербене, без помощи Государства, абсолютно не реально и не выполнимо.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
28.01.2016 20:57
Практически данная статья является концептуально - основной для всех остальных моих публикаций, которые опубликованы здесь же в меню: "Краеведение, публикации пользователей".
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
09.03.2016 20:22
Ираклий Абрамович Боратынский родился в селении Вяжля, Кирсановского уезда. Здесь же родились Евгений и Софья Боратынские. В Мару Боратынские переехали только весной 1804 года. Дом, в котором родились Евгений, Софья и Ираклий Боратынские, чудом сохранился в деревне Дербень (бывший дом лесничего). До середины 19 века деревня Дербень имела название Вяжля, как и все сёла и деревни вдоль речки Вяжли, на протяжении более 20 километров.
Андрей Литовский (Рассказово)
10.07.2016 13:36
Токмаков не воевал с Тухачевским, он погиб за два месяца до назначения Тухачевского в Тамбовскую губернию. Ну а сам Антонов в разведку не ходил. Он даже редко ночевал дважды в одном селе. Это все деревенский фольклор.

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю