Виктор Федорович Коновалов
Прилегающие поэтические ландшафты и архитектура дома Боратынских в деревне Дербень, Кирсановского района, Тамбовской области
В 1831 году Евгений Абрамович Боратынский написал очень небольшое своё стихотворение, отрывок из которого приведён здесь [1]:
Бывало, отрок, звонким кликом
Лесное эхо я будил,
И верный отклик в лесе диком
Меня смятенно веселил…
И в настоящее время лесное эхо вблизи дома Боратынских в деревне Дербень, Кирсановского района, Тамбовской области, так же, как и в годы раннего детства поэта, удивительно чисто и звонко возвращается из лесных дубрав Дербеня. Формирование поэтических способностей маленького Евгения Боратынского, несомненно, основывалось на его самых ранних детских впечатлениях от увиденного вокруг и конечно же и от лесного эха. Если учесть, что семья Боратынских переехала во вновь отстроенное имение Мара в марте 1804 года, когда Евгению Боратынскому уже исполнилось 4 года, то становится понятно, что прилегающие к имению его родителей великолепные лесостепные ландшафты, а также рубленый дом, в котором они проживали и другие строения, в какой то степени своими видами и архитектурой также повлияли на становление поэтического таланта будущего поэта.
Как сказано в [2]: «Ландшафт – природный территориальный комплекс многоступенчатого морфологического строения, состоящий из урочищ, образующих характерное пространственное сочетание (иногда с дополнительными местными вариантами), обладающий генетическим и динамическим единством в той степени, которая может быть обусловлена однородным и одновозрастным геологическим фундаментом, одним типом рельефа, одинаковым климатом».
У дома Боратынских в Дербене великолепная пространственная ориентация по сторонам света, дом как бы специально развёрнут своими фасадами на юго – восток и на северо – запад, здесь видно, что строительством дома Боратынских в Дербене руководил опытный архитектор - строитель. Конечно, данный дом Боратынских в Дербене, без всякого сомнения, был возведён в конце 18 века опытным архитектором – строителем, который специализировался на возведении дворянских усадеб и домов. В подтверждение этого, сохранилась оригинальная нижняя обивка из досок обеих веранд дома, эта обивка выполнена в виде ёлки, что характерно для деревянных дворянских домов 18 и 19 веков. Такую же обивку из досок в виде ёлки, можно видеть и на двери небольшого домика возле дома Боратынских в Дербене, к тому же, все навесы, скобы и запоры на этой двери выполнены из кованного железа.
Юго – восточный фасад дома Боратынских обращён окнами на селение Вяжля (современная деревня Дербень). Поэтому маленький Евгений с самых ранних лет, несомненно, из этих окон подолгу вглядывался в прилегающие деревенские дали и ландшафты. К тому же, в эту часть фасада дома Боратынских начиная с самого раннего утра и до полудня светило Солнышко. Поэтому маленький Евгений со своей сестрёнкой Софьей, а потом и с малышом Ираклием любили играть в разные детские игры в тех комнатах этого дома Боратынских, которые были обращены на юго – восток и были очень светлыми и тёплыми. При этом, из окон дома был очень хорошо виден Храм Покрова на Вяжле, который был расположен на возвышенности, вблизи озера Поддъяконного и речки Вяжли. Как удивительно точно заметил выдающийся историк архитектуры и искусствовед первой половины 20 века, И.Э.Грабарь [3]: «Поразительно умение, с которым эти строители – поэты выбирали места для храмов: нет возможности придумать композицию лучше той, при помощи которой они связывали встающие из – за леса шатры или вырастающие из – за береговой кручи главки церквей со всем окружающим пейзажем, с изгибом реки, с изломом холмов, с гладью лугов и щетиной лесов». Здесь И.Э.Грабарь как бы подсмотрел поэтические ландшафты вблизи селения Вяжли (Дербеня). Всё здесь есть и изломы прилегающих холмов, и изгиб речки Вяжли и обширные Вяжлинские (Дербенские) луга и лес, который ощетинился своими верхушками деревьев. И над всем этим пейзажем возвышался Храм Покрова на Вяжле. Строго на одной оси с этой церковью, посреди широких Вяжлинских (Дербенских) лугов, на холме, до середины 1930 годов стояла Луговая часовня Покрова Пресвятой Богородицы. А несколько правее от Луговой часовни, в дремучем сосновом бору, было жилище отшельника Никуши, поэтому сегодня этот холм называется: «Никушин бугор». В направлении реки Ворона, на одной из полян вблизи реки, в давние времена жил лесной сторож и место это и ныне называется: «Тарасова избушка». Вблизи озера «Кандринского», под сенью древних дубов и лип были построены дома крестьян, которые занимались заготовкой древесины, этот бывший хутор и сегодня называется: «Приказ». Но а «Вяжлинский (Дербенский) кордон» и «Белая избушка» находились совсем недалеко от дома и имения Боратынских в селении Вяжля (деревни Дербень). Конечно, все эти виды Вяжлинских (Дербенских) пейзажей и урочищ с таинственными названиями, на всю жизнь запечатлелись в памяти маленького Евгения Боратынского и несомненно потом повлияли в какой – то степени на становление и развитие его поэтического дарования.
Северо – западный фасад дома Боратынских в Дербене обращён в сторону дремучих Вяжлинских (Дербенских) дубрав. Солнышко начинало светить в окна данного фасада уже после полудня, когда у детей Боратынских был послеобеденный сон и спали они в комнатах, которые были обращены окнами на юго – восток. Но, а после непродолжительного послеобеденного сна и лёгкой подкрепляющей еды, дети выходили играть сначала на веранду, а потом и на улицу. Вот тут то и можно было вдоволь посоревноваться с лесным эхом.
Но Солнышко, как - то очень медленно опускалось за высокие кроны деревьев ближайшего леса, на улице приближались сумерки и детей приглашали в дом. После ужина дети продолжали играть в свои игры, при этом Евгений часто подходил то к одному окну, то к другому окну на противоположных фасадах дома. И перед ним с юго – восточной стороны дома открывалась картина ночного села Вяжли (деревни Дербень) с огнями в окнах, в избах крестьян. А на северо – западной стороне дома он видел тёмную громаду леса, с пугающими светлыми прогалинами возле озера «Линёво».
Вот здесь то при этих очень ранних детских впечатлениях и зарождался поэтический талант великого русского поэта Евгения Абрамовича Боратынского.
Как отмечалось в [3]: «Система пропорционирования, выработанная в русском деревянном зодчестве, - это результат тесной гармонической взаимосвязи размеров сооружений с характером построения архитектурной формы. При повторении типа дома и его традиционного декора неизменно торжествовал важнейший принцип народного зодчества – неповторимость каждого сооружения при повторяемости его элементов, что, несомненно, было подсказано самой природой».
Дом Боратынских в деревне Дербень до 1960 – х годов имел вальмовую кровлю, которая сверху была покрыта закруглёнными лемехами (короткими дощечками). При этом, в качестве материала для этих дощечек использовалась осина, которая придавала этой крыше вид с серебристым и с чешуйчатым покрытием.
Окна в доме Боратынских в Дербене располагаются равномерно как на юго – восточном, так и на северо – западном фасадах (на каждом из фасадов дома по шесть окон, а всего в доме – двенадцать окон). Размеры окон (ширина и высота) достаточно большие, при этом окна очень хорошо пропускают солнечный свет и обеспечивают необходимую дневную инсоляцию помещений.
Украшением поэтических ландшафтов Привяжлья вблизи селения Вяжли (деревни Дербень), несомненно, являлись; озеро «Линёво», «Фокина поляна», « рубленая баня», «готические ворота». Довольно широкая «Фокина поляна» располагалась практически напротив барского дома Боратынских, а рядом с этой лесной поляной плескались воды озера «Линёво». Причём вода в этом озере была очень чистой и прозрачной, а берега со стороны дома Боратынских были песчаными. Поэтому в летние жаркие дни здесь в этом озере всегда купались как взрослые, так и дети. «Рубленая баня» располагалась в нескольких десятках метров от озера «Линёво». Рядом с этой баней был колодец, вода из которого была кристально чистой и очень холодной. Несомненно, вся семья Боратынских и взрослые и дети, а также их гости, с очень большим удовольствием мылись в этой бане. «Готические ворота» располагались в нескольких десятках метров от бани и служили входом в имение Боратынских со стороны нижней дороги в направлении реки Ворона. Основание и арка этих ворот были построены из природного камня и из кирпича. А сами створки ворот были выполнены комбинированными, - из дерева и из кованного железа.
Верхний парк Боратынских в имении Вяжля (Дербень) имел довольно большие размеры, как по длине, так и по ширине. В этом парке были посажены как садово – парковые деревья и кустарники, так и плодовые культуры (яблони, груши, слива, черешня, тёрн, смородина, крыжовник, вишня, малина). Многие из этих плодовых деревьев и кустарников плодоносят и по сегодняшний день.
Все необходимые помещения для обслуживания имения Боратынских в Вяжле (Дербене) находились в непосредственной близости от дома Боратынских. В состав этих помещений входили: дома прислуги, конюшня для выездных лошадей, каретные сараи для хранения бричек, карет, телег, санок и саней. Здесь же располагались; кузница, небольшое помещение для всяких ремесленных работ, а также помещение – кухня для приготовления пищи. Всё имение, верхний парк и нижняя часть владений имели одно общее ограждение из деревянного тына и жердей. При этом, в качестве главного входа в имение со стороны улицы села Вяжли (деревни Дербень), также использовались верхние «готические ворота», конструкция которых была аналогична нижним «готическим воротам». Рядом с этими верхними «готическими воротами» в имении Боратынских в Вяжле (Дербене) располагалось небольшое помещение сторожки, в котором отдыхали сторожа и другие люди из прислуги помещиков Боратынских.
Все остальные строения, которые принадлежали помещикам Боратынским, располагались за околицей села Вяжли (деревни Дербень). В состав этих строений входили: конюшни, коровники, телятники, свинарники, овчарня, гусятники, птичники. Тёплый омшаник для зимовки пчёл в ульях был устроен недалеко от бани, на возвышенности. А ледник, для хранения в летний период всяких продуктов с использованием заготовленного зимой льда, был устроен в очень большой землянке, вблизи озера «Линёво». При этом, лёд для предохранения от быстрого его таяния летом, сверху покрывался большим слоем опилок.
Речка Вяжля в пределах Дербенских лугов завершает свой много километровый путь. Напротив возвышенности, на которой когда – то стоял Храм Покрова на Вяжле, она делала плавное закругление и продолжала своё течение уже за «Никушиным бугром», далее впадая в глубокую протоку под названием «Шамор». Протока «Шамор» уже впадает в реку Ворона. Для предотвращения образования илового конуса при впадении речки Вяжли через протоку «Шамор» в реку Ворону, в 1960 году от Дербенских Выселков до озера «Шуварское» было прорыто новое, спрямлённое русло речки Вяжли.
От нижних «готических ворот» имения Боратынских в селе Вяжля (деревни Дербень), начиналась дорога к реке Ворона. Узкая излучина этой реки находилась всего в 2 - х верстах от имения Боратынских. Вблизи реки Ворона дорога шла по довольно широкой лесной поляне, потом она проходила около пристани «Затон», и извиваясь вдоль реки она соединяла «купальню» и «пляж» с селением Вяжля (деревней Дербень). В жаркие летние дни, как на «купальне», так и на «пляже», всегда было очень много народу. Конечно, когда поэт Евгений Боратынский посещал летом имение в Вяжле (в Дербене), он непременно совершал путешествие к реке Ворона и купался в её чистейших водах. Правые берега реки Ворона очень высокие, тут возвышается урочище: «Крутой бык», где в своих землянках проживали иноки, которые и дали название очень крупному селению, - Иноковка. Здесь необходимо заметить, что в реке Ворона водилась очень ценная рыба из семейства осетровых, - белорыбица, которая вылавливалась местными рыбаками из села Вяжли (деревни Дербень) и блюда из неё всегда подавались к столу в семье Боратынских. Также в селе Рамза, на местном очень большом озере, существовали рыбацкие артели, поэтому как помещики Боратынские, так и другие дворяне из Кирсановского уезда, всегда покупали там рыбу в необходимом количестве.
Дорога из уездного города Кирсанова в село Вяжлю (деревню Дербень) проходила через местечко Кезьминка, там был построен мост через реку Ворона. Эта дорога имела название: «Рамзинский тракт» и расстояние по этому тракту, от имения Боратынских в селе Вяжля (деревни Дербень) до уездного города Кирсанова, составляло чуть более 10 вёрст. Сегодня старый «Рамзинский тракт» полностью совпадает с грунтовой дорогой, которая проложена около лесопосадок из посёлка Кезьминка в деревню Дербень и проходит через благодатную Русайкину долину. В крупном селении Калаис через реку Ворона был построен ещё один мост в местечке Сосновка. Поэтому, когда путники ехали со стороны города Тамбова в Вяжлю (Дербень) или в Мару, то они могли и не заезжать в уездный город Кирсанов, а напрямую направляться через Калаис и Сосновку в село Вяжлю (деревню Дербень) или в имение Мара. Здесь следует заметить, что мост в селе Калаис через реку Ворона вблизи посёлка Сосновка просуществовал вплоть до 1950 – х годов. Вот по этим то дорогам много раз великий русский поэт Евгений Абрамович Боратынский, как с радостью возвращался на свою малую Родину, - в селение Вяжля (деревню Дербень) и в имение Мара, так и с очень большим нежеланием покидал родные места.
Как было бы замечательно, если бы эти два моста через реку Ворона в селе Калаис, вблизи посёлка Сосновка и со стороны города Кирсанова, возле посёлка Кезьминка, сегодня были бы построены. Здесь при строительстве этих мостов можно и нужно использовать 7 (семь) конструктивных вариантов проектов моста, автора данной работы, чертежи которых размещены на сайте Тамбовской библиотеки имени А.С.Пушкина, в меню: «Краеведение, публикации пользователей».
Если бы сегодня построить хотя бы один мост через реку Ворона в селе Калаис, вблизи посёлка Сосновка. То туристы из города Тамбова, на пригородном поезде, - Тамбов – Кирсанов, добирались бы до села Калаис (остановка 564 километр) к 11 часам утра, учитывая при этом, что этот пригородный поезд из Тамбова отправляется в 8,30 утра. В селе Калаис, методом реконструкции двух этажного кирпичного здания, следует построить гостиницу. Остановившись в этой гостинице буквально на 1 – 2 дня, туристы из Тамбова смогут посетить; деревню Дербень, сёла Марьинку, Вяжлю (Атрыганьевку), Софьинку, некрополь Боратынских, парк Мару и другие населённые пункты и места, связанные с великим именем поэта Евгения Абрамовича Боратынского. Также здесь можно совершить экскурсию и в «Воронинский заповедник», который расположен здесь же, по пути следования в эти населённые пункты.
Если считать, что Мара была степной столицей всего Привяжлья, то село Вяжля (деревня Дербень) являлась запасной, лесной резиденцией всех дворян Боратынских. На протяжении столетий в лесах селения Вяжля (деревни Дербень) заготавливали древесину для строительства как помещичьих деревянных домов и владений, так и для деревянных домов крестьян.
Степные, поэтические дали и ландшафты Привяжлья позволяют почувствовать просторы, а леса, реки, речки, ручьи и озёра сосредоточиться на безбрежной красоте и звуках природы, в этом то наверное и заключается великолепное, поэтическое единство Вяжлинской лесостепи.
В качестве заключения по данной статье можно привести очень небольшой отрывок из стихотворения Е.А.Боратынского – «Родина», которое он написал в 1821 году [1]:
Я возвращуся к вам, поля моих отцов,
Дубравы мирные, священный сердцу кров!
Я возвращуся к вам, домашние иконы!
Пускай другие чтут приличия законы;…
Несомненно, великий русский поэт Евгений Абрамович Боратынский в течение всей своей жизни много раз возвращался на свою малую Родину. При этом, он останавливался в большом доме своих родителей, в имении Мара и конечно же непременно посещал место где он родился, - имение и дом в селе Вяжля (в деревне Дербень), Кирсановского уезда. Тамбовской губернии.
11 мая 2016 г. Полковник в отставке, кандидат технических наук, доцент Коновалов Виктор Федорович, г. Санкт – Петербург.
Литература:
1. Боратынский Е.А. Стихотворения. Поэмы / Вступ. ст., сост. и примеч. Е.Н.Лебедева. - М.: Сов. Россия, 1990 г.
2. Колбовский Е.Ю. Ландшафтоведение: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 г.
3. Пилявский В.И., Славина Т.А.. Тиц А.А., Ушаков Ю.С., Заушкевич Г.В., Савельев Ю.Р. История русской архитектуры: Учебник для вузов. – 2 - е издание, перераб. и доп. – Санкт – Петербург, Стройиздат, СПб, 1994 г.
Комментарии читателей
13.05.2016 20:47
29.06.2016 15:04
31.01.2017 19:53
13.03.2017 14:09
20.09.2017 18:09
08.01.2018 12:01
24.01.2018 11:00
09.03.2018 14:17
16.04.2018 06:28
06.09.2018 20:02
07.09.2018 18:10
25.02.2019 10:54
21.04.2019 15:02
19.01.2020 09:00
29.02.2020 02:58
26.05.2020 15:30
12.08.2020 12:12
Вы можете оставить свой комментарий: