tambovlib@gmail.com
тел: (4752) 72-77-00

Понедельник — суббота: с 10 до 18 ч.

Воскресенье — выходной

Издания библиотеки

Виктор Федорович Коновалов
К истории села Вяжля, посёлков Сосновка и Кезьминка, Кирсановского района, Тамбовской области

Село Вяжля (Атрыгантьевка) до 1917 года было центром обширной Вяжлинской волости, в Кирсановском уезде, Тамбовской губернии. Волость — это административная единица, которая была в ходе реформы 1861 года впервые введена на помещичьих землях. Она состояла из нескольких сельских обществ общей численностью населения от 300 до 2000 лиц мужского пола, территория селений не могла отстоять дальше, чем на 12 вёрст от волостного центра. Все сельские и волостные должностные лица, а также один хозяин двора от 10 дворов, составляли волостной сход. Заседания волостного схода назначались мировым посредником по представлению волостного старшины. При этом, мировому посреднику отводилось главное место на сходе и возлагалась на него соответствующая ответственность за порядок на данном мероприятии. Волостной сход выбирал волостных должностных лиц и судей волостного суда, ведал установлением и раскладами мирских сборов и повинностей, проверял рекрутские списки и обеспечивал раскладку рекрутских повинностей.

Решения волостного схода считалось законным, если на нём присутствовал старшина или замещавшее его лицо, и если все решения приняты квалифицированным большинством в 2/3 голосов. Что-же касается общественных дел, то волостной старшина в пределах волости выполнял те же обязанности, что и сельский староста, а также отвечал за выполнение рекрутской повинности. Волостной сход также избирал волостное правление, в состав которого входили кроме старшины, сельские старосты и сборщики налогов. Характерно, что волостной писарь не избирался, а назначался волостным старшиной.

За использование земельного надела, русские крестьяне отбывали; барщину, платили оброк или были на смешанной повинности. Самая тяжёлая была смешанная повинность в трёх видах: оброчно-барщинная, оброчно-продуктовая и оброчно-барщинная-продуктовая. Известно, что в период 1850–1861 г.г. на Тамбовщине при населении около 1 млн. человек, на барщине было 203642 крестьян, на смешанной повинности — 30248, на оброке — 61703, другие повинности — 3528, без повинностей — 167, всего крестьян — 299288 [11].

В [15] отмечается, что на 1858 год, село Вяжля — помещичье, число жителей обоего пола — 5286 человек, 495 дворов, винокуренный завод Боратынских на 20000 вёдер. А уже в 1902 году в Вяжле с окрестными сёлами, деревнями, посёлками и хуторами проживало до 7000 жителей [16]. Рост числа жителей в Привяжлье за почти 50 лет впечатляет, даже в городе Кирсанове в эти годы едва-ли проживало 10000 человек. Демографический рост населения налицо, а в настоящее время численность населения в селе Вяжле и в окрестных населённых пунктах катастрофически упало до самого минимума. Сегодня здесь практически идёт процесс деградации и вымирания большинства населённых пунктов Привяжлья.

В Вяжлинскую волость в 1903 году входили [1]: с. Вяжля, с. Марьинка, с. Сергиевка, с. Чутановка, с. Буровщина, с. Кипец, с. Рамза, д. Ядровка, д. Козловка, д. Ильинка, д. Осиновка, д. Натальевка, д. Софьинка, д. Дербень, д. Варваринка.

Престольные праздники (по старому стилю) в сёлах Вяжлинской волости [3]: с. Буровщина — Казанской Иконы Божьей Матери, д. Варваринка — 1 октября (Покров день), с. Вяжля — 1 октября, д. Дербень — 1 октября, д. Козловка — 1 октября, с. Кипец — Сергиев день, с. Марьинка — 1 октября, д. Натальевка — 1 октября, д. Осиновка — 1 октября, с. Рамза — Козьмы и Демьяна, д. Софинка — 1 октября, с. Чутановка — 1 октября, д. Ядровка — 1 октября. Как мы видим, все престольные праздники сёл и деревень, расположенных по течению реки Вяжли — 1 октября, — по старому стилю Покров день, а по новому стилю Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября, поэтому настала сегодня Богоугодная необходимость воссоздания Храма Покрова на Вяжле в деревне Дербень, — как главного Православного Храма в Привяжлье.

Вяжлинская волость, Кирсановского уезда, Тамбовской губернии на 1914 год [3]:
С. Буровщина — 214 муж., 200 жен., 382 десятин земли, земск. школа.
Д. Варваринка — 146 муж., 136 жен., 115 дес. земли.
С. Вяжли — 511 муж., 478 жен., 379 дес. земли.
Д. Дербень — 189 муж., 198 жен., 166 дес. земли, земск. школа.
Д. Ильинка — 829 муж., 683 жен., 347 дес. земли, земск. школа.
Д. Козловка — 288 муж., 259 жен., 245 дес. земли.
С. Кипец — 193 муж., 186 жен., 248 дес. земли.
С. Марьинка — 713 муж., 729 жен., 1231 дес. земли, церк. прих.  шк.
Д. Натальевка — 283 муж., 286 жен., 431 дес. земли, церк. пр. шк., кредит. тов.
Д. Осиновка — 411 муж., 393 жен., 664 десятин земли.
С. Рамза — 1250 муж., 1213 жен., 2931 дес. зем., зем. и церк. прих. школы.
Д. Софинка — 170 муж., 178 жен., 95 дес. земли.
С. Сергиевка — 348 муж., 347 жен., 637 дес. земли., церк. прих. шк., фельдш. пункт.
С. Чутановка — 611 муж., 643 жен., 1491 дес. земли., земск. школа.
Д. Ядровка — 278 муж., 282 женск., 188 десятин земли.

В селе Рамза в 1914 году проживало — 2463 человек, а в селе Буровщина — 414 человек. А в самом селении Вяжля проживало — 989 человек. По сегодняшним меркам, это очень большие демографические показатели.

Всего в Вяжлинской волости, Кирсановского уезда, Тамбовской губернии в 1914 году (начало 1-й мировой войны), проживало — 6424 жителя мужского пола и 6511 — жительниц женского пола, а всего население составляло — 12935 человек, всего десятин земли — 9550, что на одного жителя приходилось — 0,738 десятин земли.

В самом начале 20 века во многих населённых пунктах Вяжлинской волости уже существуют школы, в деревне Дербень земская начальная школа была построена в 1908 году на средства крестьян и местных дворян, но просуществовала эта школа до 1980-х годов. В Буровщине была земская школа, а в селе Рамза в этот исторический период существовали земская и церковно — приходская школы, церковно — приходскую школу в селе Рамза закончил мой дедушка, — Персиянов Тихон Николаевич. Население всего Кирсановского района на 01 января 2016 года составляло 20247 человек. В те годы, в уездном городе Кирсанове проживало чуть более 10000 человек. А на 01 января 2016 года население города Кирсанова составляло 16877 человек.

Такие крупные (по населению в 1914 году) населённые пункты Привяжлья, как с. Вяжля, с. Марьинка, д. Осиновка, с. Сергиевка и Приворонья — с. Рамза и Буровщина сегодня катастрофически обезлюдели. И от былых, этих очень крупных и многолюдных населённых пунктов, остались жалкие островки в виде хуторов и отдельно стоящих крестьянских жилищ, с заросшими, едва просматриваемыми сельскими порядками и улицами.

Вяжлинская волость, в Кирсановском уезде, Тамбовской губернии занимала обширные лесостепные пространства, история этих мест поистине древняя. Так, в памятных книжках Тамбовской губернии за 1894 и 1903 годы [13, 1], в обзоре истории Тамбовской губернии сказано: «Известный учёный Ленорман (19 век франц.) находит, что Ворона — тот Оаръ Геродота, на берегах которого остановился Дарий Гистаси (персидский царь) во время скифской войны. По берегам реки нередко попадают останки мамонта и кремневые стрелы». (Геродот — около 484–425 г.г. до нашей эры, древнегреческий историк, автор Истории в 9 томах, русское издание в 2-х томах, М., 1888 г.).

Итак, с древнейших времён лесостепные долины реки Вороны и речки Вяжли заселяли скифы и другие древние народы. Скифы имели достаточно высокий уровень развития, о чём говорят многочисленные захоронения скифов — курганы в Приворонье и в Привяжлье. Как указывается в рапорте полицейского урядника 2-го участка Вяжлинской волости от 4 апреля 1901 г. (по старому стилю) [3]: «В Вяжлинской волости имеется два больших кургана, около хутора Баклуш, один из них был несколько раз рыт. На земле Боратынских три больших круглых кургана, из них один в овраге, со следами раскопов на нём, другой распахивается». В источнике [12] отмечено: «... от села Буровщина — в 4-х верстах высокий курган, был раскапываем, но результаты раскопок неизвестны. Осиновка, в 2 — х верстах два небольших, не рытых круглой формы кургана. Ядровка, около деревни в разных местах 4 небольших рытых кургана». Там же указано [12], что: «В южных пределах Тамбовской губернии рассеяно значительное число курганов, которые, случалось, были раскапываемы, и эти раскопки приводят нас к заключению, что наши Тамбовские степи издавна обитаемы. Это подтверждается и летописными свидетельствами, указывающих на половцев, живших в 12–13 веках по рекам Дону и Воронежу».

В эпоху междоусобных войн между русскими князьями, вот наиболее первое известие о Приворонье, датируется русскими летописями 1148 годом: " Князь Глеб Юрьевич иде к Рязани и бывъ въ городах Червленному Яру и на велицкъй Вороне«. Вся часть степей по левую сторону от реки Воронежа до берегов Хопра и Вороны, известна была в то время под общим названием Червленного Яра [8]. Глеб Юрьевич (112? – 1171 г.г.) — князь каневский, затем переяславский, в 1169–1171 г.г. великий князь Киевский [7]. В русской истории известен князь Глеб Юрьевич — сын Юрия Долгорукого и брат Андрея Боголюбского, он (Глеб Юрьевич) после 1169 г. и правил Киевом по поручению Андрея Боголюбского [10]. Скорее всего, этот князь Глеб Юрьевич в 1148 году направляясь к Рязани, бывал в Приворонье и в русских поселениях Червленного Яра. На основании этого летописного свидетельства можно окончательно установить факт проживания русских людей в лесостепных просторах Приворонья и Привяжлья, ещё задолго до опустошительного нашествия монголо-татарx на русские земли в 1237 году.

В период монголо-татарского нашествия, вся лесостепная местность около рек Ворона и Вяжля, имела название: «дикое поле». Но это не означает, что здесь не проживали русские люди. Патологическая боязнь монголо-татар дремучих русских лесов, позволяла русскому народу здесь селиться в лесах или на опушках лесов. И уже во времена окончания царствования Ивана Грозного (1540 годы), русские крестьяне в массовом количестве переселялись из центральной Руси в очень плодородные, чернозёмные районы Приворонья и Привяжлья. Поэтому, где-то в 1540-е и было основано селение Вяжля, на берегах одноимённой реки. Конечно, вне всякого сомнения, сначала поселенцы селились вблизи леса (современная деревня Дербень), а затем медленно, но верно русское население распространялось вдоль речки Вяжли, в глубь степей.

После разгрома монголо — татар и преодоления смуты с польским нашествием, для Руси ещё не наступило мирное время. Ещё очень долго крымские и ногайские татары нападали на южные и юго-восточные земли Руси. Именно в этот период русской истории в приграничной зоне с татарами и образовывались новые города — крепости, такие как Тамбов, Козлов (1636 г.) и другие. Но в основном эта русская лесостепь развивалась за счёт сельских крестьянских поселений, так органически вписавшихся в неповторимые ландшафты Приворонья и Привяжлья. Крестьянский «мир» группировался чаще всего вокруг церкви «мирского строения», совпадая в своём составе с церковным приходом. Несколько соседних «миров» объединённые единством податного оклада, составляли «волость» [14]. Жизнь крестьян Приворонья и Привяжлья, как и в целом в России, регламентировалось общинным землепользованием, которое просуществовало в течение нескольких веков по существу в неизменном виде, вплоть до 1917 года, и в принципе в несколько искаженном состоянии, в колхозном землепользовании до 1990-х годов. Cлавянофилы в середине 19 века предвидели, что с разрушением русской крестьянской общины, деревня постепенно деградирует и вымрет. Это в настоящее время мы и наблюдаем. Некогда процветающие деревни и посёлки Приворонья и Привяжлья уже сегодня не существуют, это: Буровщина, Советский, Ленинка (Ленивка), Щемиловка, Лисички, Кезьминка, Акри. По несколько домовладений осталось в Вяжле (Атрыганьевке), Дербенских Выселках и в Сосновке и эти населённые пункты о которых автор данной статьи информирован, а сколько таких деревень и сёл за пределами информированности автора данного повествования. Капиллярные сосуды России, её нравственно — религиозные основы постепенно исчезают, а что будет после этого, совсем нетрудно домыслить. Причём вымирание русской деревни происходит очень стремительно. Главное здесь, — исчезли производительные сообщества в виде тех — же колхозов, за счёт которых русский крестьянин каким — то образом ещё мог бы существовать.

Ещё раз обратимся к сельской русской общине. Демократизм её устройства даже и сегодня восхищает; здесь не могли общинники допустить, чтобы оставить одних беспризорных детей или одиноких стариков без средств к существованию, вдовам, инвалидам и другим, всегда помогали всем миром. Участие в общественном управлении крестьян состояло в общине в том, что они создавали сельские и волостные органы общественного управления. Сельское общество определялось законом, как поселение (часть поселения или несколько поселений) крестьян проживающих на земле одного помещика, что так или иначе объединяло их хозяйственные интересы (общие земельные угодья, общие обязательства перед помещиком и т.п.). Сельским управлением этого общества являлись сельский сход и сельский староста (мой прадед Коновалов Василий Титович перед 1917 годом был последним сельским старостой в деревне Дербень , а первым председателем сельсовета в деревне Дербень был его брат Матвей Титович Коновалов). В зависимости от численности населения в сельском обществе, оно могло иметь особого сборщика податей, смотрителя хлебных магазинов, всевозможных сторожей, писарей. Сельский староста выполнял задачи бурмистра (назначение на барщинные работы, взыскание оброка, выполнение всех других требований помещика). Кроме того, сельский староста имел функции полицейского общегосударственного назначения (исполнение требований мирового посредника, судебного следователя, земской полиции и, наконец, волостного старшины после 1861 г.) [11].

Большой импульс в развитии Приворонья и Привяжлья дала земская реформа 1864 года. Земство — совокупность выборных органов местного самоуправления в России, введённых Земской реформой 1864 года. Вот достойнейший пример демократического построения местного самоуправления в России, который и сегодня можно с успехом применять. Земские учреждения ведали вопросами просвещения, здравохранения, строительством дорог и общественных зданий и т.д. Земство было упразднено большевиками в 1918 году [6]. Дворяне и купеческое сословие, проживающие в Привяжлье в середине 19 века и до 1917 года, часто занимали различные должности в земском управлении. Так в Кирсановской земской управе, членом управления в 1912 году работал Владимир Николаевич Апоницкий [2]. В 1960-е годы ещё существовал в селе Марьинка мост Апоницкого через реку Вяжлю, да и мост через реку Ворону в селе Чутановка был также возведён усилиями Кирсановского земства. На сайте Тамбовской библиотеки имени А. С. Пушкина, в меню: «Краеведение, публикации пользователей», можно ознакомиться с конструктивными вариантами (7 штук) моста через реку Ворону, в селе Калаис (разработал эти конструктивные варианты моста, — автор данной работы). Михаил Андреевич Боратынский в 1893 году переехал в город Тамбов и был избран в члены Губернской земской управы [5]. Владимир Николаевич Чичерин (его брат Пётр Николаевич жил тогда в деревне Дербень), в имении своей жены Сергиевке, построил церковь, школу, больницу, посвятил себя общественной и земской деятельности[5]. Земским начальником в 1914 году, в Вяжлинской волости был Михаил Михайлович Боратынский, — дворянин из деревни Ильинка [3].

Но особенно, земство совместно с Русской Православной Церковью, много сделали для организации начальных школ для детей простого русского крестьянского населения. Церковно-приходские школы стали основываться в России по инициативе известного русского государственного деятеля, оберпрокурора Российской Империи конца 19 века, — Константина Петровича Победоносцева. Как указывается в [9], за образец оберпрокурор взял школу Сергея Александровича Рачинского, — сына Варвары Абрамовны Рачинской (Боратынской), своего друга и единомышленника, в селе Татеве Смоленской губернии. В 1884 году Император, — Александр Третий утвердил Правила о церковно-приходских школах. Результаты стараний К. П. Победоносцева впечатляют: если в 1880 году, в России существовало 273 церковно-приходских школ с 13035 учащимися, то в 1905 году их уже 43696, с 1782883 учащимися [9]. Сергей Александрович Рачинский — профессор Московского университета, на свои средства создал в селе Татево церковно-приходскую школу и проводил там занятия с детьми крестьян. Его ученик из этой школы, известный художник Богданов-Бельский Н. П. (1836–1945 г.г.), вспоминая занятия в этой школе и своего учителя, написал в 1895 году широко известную картину «Воскресное чтение в сельской школе», среди изображённых здесь и С. А. Рачинский, учёный, общественный деятель и педагог. Он часто посещал Мару, а также имение своей матери Варваринку (Рачиновку), бывал и в деревне Дербень — в имении своей сестры Ольги Александровны Дмитриевой — Мамоновой (Рачинской). С. А. Рачинский много сделал для публикаций стихотворений своего дяди, поэта Евгения Абрамовича Боратынского. В своём имении он создал так называемый, Татеевский архив, в котором хранилось очень много документов связанных с жизнью и творчеством Евгения Абрамовича Боратынского, с описанием Вяжли, Мары и других населённых мест Привяжлья. Но вернёмся к школам, в селе Иноковка, открыта школа 14 января 1885 г. (по старому стилю) в церковной караульне, приспособленной под школу, на средства прихожан и принято было 50 детей [1]. Представляет интерес довольно разветвленная сеть земских школ в 1916 году в Вяжлинской волости это: в сёлах Буровщина, Рамза, Чутановка, в дервнях Дербень и Ильинка [4]. Церковно-приходские школы в 1916 году были в Марьинке, Рамзе, Натальевке и в Софьинке [4]. В деревне Дербень земская школа была построена в 1908 году на средства дворянина и помещика деревни, — Михаила Сергеевича Дмитриева-Мамонова, с привлечением средств жителей этого населённого пункта.

После утраты в первой половине 19 века главного Православного Храма в Привяжлье, — Храма Покрова на Вяжле, который был построен из камня и кирпича и возвышался на Дербенских Выселках, между двух оврагов. Жители Вяжли (Атрыгантьевки), Марьинки и Дербеня долгое время посещали Вознесенскую церковь в селе Софьинка, которую построила в 1818 году Александра Федоровна Боратынская, — мать поэта Е. А. Боратынского. А в 1886 году на границе сёл Вяжля и Марьинка была построена деревянная церковь, — Покрова Пресвятой Богородицы. Несколько левее от места, где возвышалась эта церковь, в настоящее время возведён монумент — памятник всем павшим жителям в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 г.г.), из населённых пунктов Привяжлья (Вяжли, Ленинки, Марьинки, Дербеня, Сосновки и Кезьминки).

Между селом Вяжля (Атрыганьевка) и селом Марьинка проходит асфальтовая дорога из Кирсанова в Рамзу. Поэтому, два этих населённых пункта практически не имеют явно выраженной пространственной границы между собой. В селе Вяжля до 1930-х годов ещё существовала церковь, но после пожара, здание церкви было перестроено а начальную, 4-х классную школу. Начальная школа в селе Вяжля просуществовала до 1980-х годов. В селе Вяжля с 1930-х годов существовал колхоз, который в 1950-х годах влился в крупный колхоз села Марьинки, — «Страна Советов». На территории села Вяжли имелись; коровник, конюшня, овчарня, а также и другие здания сельскохозяйственного назначения. До 1917 года население хуторов Ленивка и Щемиловка входило в численный состав населения села Вяжли. До 1960-х годов в селе Вяжля (Атрыганьевка), в его центральной части, ещё существовали здание правления Вяжлинской волости и больница.

Население села Вяжли (Атрыгантьевки) в 2008 году составляло — 59 человек, в 2010 году там проживало — 42 жителя, а в настоящее время в Вяжле (Атрыгантьевке) проживает несколько десятков человек.

Посёлок Сосновка, Кирсановского района, Тамбовской области расположен в излучине реки Ворона, там, где эта река делает поворот от села Вячки в сторону деревни Дербень. Этот населённый пункт до 1917 года в статистических данных Кирсановского уезда не значится. Данное обстоятельство объясняется тем, что посёлок Сосновка до 1917 года был хутором, а население хуторов числилось в отчётности, как входившее в ближние, более крупные населённые пункты. Поэтому население хутора Сосновка до 1917 года числилось в деревне Дербень, Вяжлинской волости, Кирсановского уезда. Также в деревне Дербень числилось и население других ближних хуторов, таких как, Дербенский Кордон и Белая Избушка. Но после 1917 года на освободившиеся земли помещиков, из очень крупных сёл Вячка и Калаис, а также и из деревни Дербень, в хутор Сосновка переселилось значительное количество новых жителей. Причём, в Сосновку в основном переезжали жители из села Вячки и из деревни Дербень, а в Кезьминку из Калаиса и из Марьинки. Поэтому, хутор Сосновка стал очень быстро возрастать, как территориально, так и по численности населения. И уже вскоре (после 1920 года) этот населённый пункт стал называться, — посёлком Сосновка.

Как и в других деревнях и сёлах Привяжлья в 1930-х годах в посёлке Сосновка был организован колхоз. Но в 1950-х годах произошло слияние всех мелких коллективных хозяйств в более крупные колхозы. И таким крупным хозяйством здесь в Привяжлье стал колхоз «Страна Советов», с правлением и с центральной усадьбой в селе Марьинка. Посёлок Сосновка вместе с деревней Дербень входили в одну из бригад колхоза «Страна Советов». Поэтому, все сенокосы, поля и другие сельхозугодия были у этих населённых пунктов общими и всегда убирались как жителями посёлка Сосновка, так и жителями деревни Дербень. В Сосновке были конюшня и коровник, а в 1980-х годах там был построен большой свинокомплекс.Так получилось, что для посёлка Сосновка электричество было проведено только в 1966 году. И буквально сразу же, в посёлке появилось очень много телевизионных антенн, хотя в это же время в других населённых пунктах Привяжлья и Приворонья телевизоры были в большинстве семьях большой редкостью. В Сосновке была своя начальная (4-х классная) школа, после окончания которой дети продолжали учиться в средних школах сёл Вячки или Калаиса. От деревни Дербень до посёлка Сосновка проложена дорога с твёрдым (шлаковым) покрытием, осталось здесь построить мост через реку Ворону и продлить эту дорогу до крупного села Калаис. Старый мост из Калаиса в Сосновку через реку Ворону просуществовал до 1950-х годов. Именно по этому мосту, минуя город Кирсанов, очень много раз проезжал великий русский поэт Евгений Абрамович Боратынский, направляясь на свою малую Родину, в село Вяжлю и в имение своих родителей, — Мару.

В 1980-х годах в посёлке Сосновка проживало достаточно большое количество жителей. Население посёлка Сосновка в 2010 году составляло — 13 человек. В настоящее время в Сосновке проживает постоянно несколько человек.

Посёлок Кезьминка, Кирсановского района, Тамбовской области находится на старом Рамзинском тракте из города Кирсанова в крупное село Рамза. До 1917 года здесь располагались три хутора, — Акри, Кезьминка и Лисички. В статистических отчётах население этих хуторов до 1917 года числилось в селе Марьинка, Кирсановского уезда, Тамбовской губернии. Превосходные чернозёмные земли этих мест всегда манили сюда переселенцев. И после 1917 года, на бывшие земли помещиков, сюда в массовом количестве стали переезжать жители из крупных и перенаселённых селений, таких, как; Марьинка, Вячка и Калаис. Особенно очень много переселенцев было из села Калаис. С 1930-х годов в Кезьминке существовал свой отдельный колхоз, который влился в 1950-х годах в крупный колхоз села Марьинка — «Страна Советов».

В посёлке Кезьминка в 1960–1990-х годах была очень хорошо развитая сельскохозяйственная инфраструктура. Здесь была организована бригада, которая входила в состав колхоза «Страна Советов», на территории Кезьминки были; птичник, пилорама, коровник и конюшня. Огромный яблоневый сад в посёлке Кезьминка располагается в благодатной Русайкиной долине, причём многие сорта яблонь в этом саду плодоносят по сегодняшний день. Рядом с этим садом в Кезьминке располагалась пасека колхоза «Страна Советов», здесь имелось несколько сот ульёв, а Кезьминские пчеловоды-пасечники очень умело обслуживали эту пасеку. В Кезьминке имелась своя начальная школа (4-х классная), после окончания которой дети продолжали учиться в восьмилетних или в средних школах; в Марьинке, в Калаисе или в Чутановке. А рядом со школой в Кезьминке располагался сельский клуб, в котором всегда было очень много молодёжи и демонстрировались интересные и познавательные фильмы.

Население посёлков Акри, Кезьминки и Лисички, в 1980-х годах было весьма многочисленным. В 2010 году в посёлке Кезьминка проживало — 8 человек. В настоящее время в посёлке Кезьминка постоянно практически никто не проживает. Несколько сохранившихся домов в Кезьминке занимают пчеловоды-пасечники из разных сёл и деревень Кирсановского района и из города Кирсанова.

Здесь необходимо отметить, что между деревней Дербень, посёлками Сосновка и Кезьминка расположены прекрасные во всех отношениях пространства, под названием: «Русайкина долина».

Для возрождения села Вяжли, посёлков Сосновка и Кезьминка сегодня необходимо в первую очередь создать там сельскохозяйственную инфраструктуру, которая существовала в этих населённых пунктах в 1980-х годах. Во-вторых, нужно обязательно построить мост через реку Ворону, на старом Рамзинском тракте в Кезьминке в направлении озера Прорва и города Кирсанова. Ведь мост через реку Ворону здесь в Кезьминке был всегда, через эту переправу из Кирсанова по Рамзинскому тракту доставлялись необходимые товары в Привяжлье и в Приворонье. И в свою очередь, из всех сёл и деревень Приворонья и Привяжлья по старому Рамзинскому тракту через Кезьминку и мост через реку Ворону в город Кирсанов доставлялись все сельскохозяйственные продукты и товары. А в Сосновке необходимо как можно скорее построить мост через реку Ворону в направлении сала Калаис, соединив при этом дорогу со шлаковым покрытием в Сосновке с асфальтовой трассой в селе Калаис. В направлении от Кезьминки до Сосновки река Ворона очень узкая (ширина, 15–30 метров), поэтому возведение здесь мостов будет осуществлено без всяких затруднений.

Существующий потенциал для возрождения, развития и процветания села Вяжли (Атрыгантьевки), посёлков Сосновка и Кезьминка в настоящее время огромный. Остаётся одно, чтобы люди не уезжали отсюда, а жили и трудились здесь, как и их предки на этой плодородной земле и в благодатных во всех отношениях пространствах Приворонья и Привяжлья.

В качестве заключения по данной статье, я приведу здесь небольшое своё стихотворение из моего историко-поэтического сборника: «Моя Тамбовская обитель..., Моя Дербенская лоза...» (Отрывок из этого сборника опубликован на сайте Тамбовской библиотеки имени А. С. Пушкина в меню: Краеведение. Публикации пользователей.):

Привяжлье

Ещё в снегах моя долина,
И по ночам ещё мороз;
В окно стучится мне рябина,
В лугах я вижу с сеном воз.

У леса — Белая Избушка,
Сосновка, Кезьминка, Дербень;
И Вяжля — милая старушка,
Среди ближайших деревень.

У Мары — Софья и Наталья,
Илья, Варвара и Сергей;
А чуть поодаль — наша Марья,
И рядом с Марьей — мой Дербень.

В дали Осиновка, Ядровка,
Деревня Новая, Козловка;
Схожу я в баню, приму душ,
Потом..., дойду я до Баклуш...

07.03.2015 г., в 20.15, СПб.

История села Вяжли (Атрыгантьевки), посёлков Сосновки и Кезьминки продолжается...

Литература

1. Адрес-календарь Тамбовской губернии за 1903 г., Тамбов 1903 г.
2. Адрес-календарь Тамбовской губернии на 1912 г., Тамбов, 1912 г.
3. Адрес-календарь Тамбовской губернии на 1914 г., Тамбов, 1914 г.
4. Адрес-календарь Тамбовской губернии за 1916 г., Тамбов, 1916 г.
5. Боратынский М.А. Род дворян Боратынских. Летопись историко — родословного общества в Москве, вып. 1. Приложение к летописи И. Р. Общества за 1910 г., М., 1910 г.
6. Брокгауз, Ефрон. Русский энциклопедический словарь, СПб., 1898 г.
7. Владимир Даль. Толковый словарь живого велико-русского языка, М., Русский язык, 1981 г.
8. Воейков Л. А. Сборник материалов для описания Тамбовской губернии, СПб., 1872 г
9. Кисилёв А. Ф. Великие государственные деятели России. М., Вларос, 1996 г.
10. Ключевский В. О. О Русской истории, М., Просвещение, 1993 г., часть 1.
11. Литвак В. Г. Переворот 1861 года в России. М., Политическая литература, 1981 г.
12. Памятная книжка Тамбовской губернии на 1876 г. Тамбов 1876 г.
13. Памятная книжка Тамбовской губернии за 1894 г., Тамбов 1894 г.
14. Платонов С. Ф. Собрание сочинений по русской истории в 2-х томах, СПб., 1994 г.
15. Семёнов П. Географическо-статистический словарь Российской империи, том 1, СПб., 1863 г.
16. Семёнов-Тянь-Шанский П. П., Ламанский В. И. Россия полное географическое описание нашего Отечества — настольная и дорожная книга для русских людей. Том 2, СПб., 1902 г.

05 сентября 2016 года. Полковник в отставке, кандидат технических наук, доцент Коновалов Виктор Федорович, деревня Дербень, Кирсановского района, Тамбовской области, г. Санкт-Петербург.

Приложение к статье (фотографии)

Памятник павшим воинам в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 г.г.), справа в нескольких десятках метрах здесь возвышалась деревянная церковь села Вяжли, — Покрова Пресвятой Богородицы (была построена в 1886 году, перестроена в школу после пожара в 1930-х годах).

Памятник павшим воинам в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945 г.г.), — крупным планом.

Вид села Марьинки, в направлении от бывшей церкви села Вяжли, — Покрова Пресвятой Богородицы, вдали на возвышенности лесные урочища села Рамзы.

Асфальтовая дорога из Кирсанова в Рамзу, слева от этой дороги, — село Вяжля (Атрыгантьевка), а справа, — село Марьинка, вдали в низине Щемиловка и Ленинка (Ленивка).

Поле подсолнуха около села Вяжли (20 августа 2014 года), слева вдалеке на возвышенности парки села Софьинки и Мары, а справа в низине Новая Деревня, Щемиловка и Ленинка (Ленивка).


Комментарии читателей

Всего комментариев: 25
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
13.09.2016 17:29
Уважаемые жители села Вяжли (Атрыгантьевки), посёлков Сосновки и Кезьминки, пожалуйста оставляйте здесь свои комментарии. Тем самым можно существенно расширить познания по этим населённым пунктам Привяжлья. Также здесь могут оставлять свои сведения и жители уже ныне не существующих посёлков: Щемиловки, Ленинки (Ленивки), Акри и Лисички.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
06.12.2016 14:08
На окраине посёлка Кезьминка до 1990 - х годов функционировал небольшой маслозавод, в котором производили необыкновенно вкусное и ароматное подсолнечное масло. А вблизи посёлка Сосновка существовал кордон лесника и великолепный пляж на реке Ворона. Для оживления и возрождения этих посёлков, здесь через реку Ворону обязательно нужно построить мост, сначала хотя бы пешеходный.
Сунцов Денис (Кирсанов)
28.05.2017 09:48
Сейчас восстановлен пруд около Кезьминки, принадлежит юридически з-ду "Комсомолец", он также купил и восстановил базу отдыха АРЗ около Сосновки. На пруд никого не пускают, рыбу не продают, платной рыбалки тоже нет. С начальством ни разу не довелось пообщаться, только сторожа или рабочие были.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
29.05.2017 19:56
Спасибо Вам Денис за комментарий и информацию по Кезьминке и Сосновке. Я полагаю, что завод "Комсомолец" находится в Тамбове и им добираться наверное лучше через Калаис, построив здесь мост в самом узком месте реки Вороны. А так, ведь сегодня это дополнительный путь длиною около 40 километров, - через Садовку, Чутановку, Марьинку и Дербень. Было бы здорово, если бы руководство завода "Комсомолец", прониклись бы идеей строительства моста через реку Ворону в Калаисе или в Кезьминке. Но здесь я думаю более активную позицию должны занимать новое руководство Кирсановского района и в совместном взаимодействием с "Комсомольцем", сделать всё возможное, чтобы этот мост здесь непременно построить.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
01.06.2017 11:35
Мои конструктивные варианты моста (7 штук), представлены здесь же, на этом сайте, в меню: "Краеведение, публикации пользователей". Осталось совсем немногое, но очень и очень важное и наверное самое трудное: сдвинуть процесс возведения моста через реку Ворону в Калаисе или в другом месте, с неподвижной точки.
Сунцов Денис (Кирсанов)
03.06.2017 13:32
Виктор Федорович, Вы пишете, что хутор Кезьминка существовал до 1917 г. Но я ни разу не слышал от старожилов Кезьминки об этом. Годом основания Кезьминки считают 1921-23 годы . Мой отец купил дом и занялся пчеловодством в 1981 г, в то время еще были живы люди, помнившие "рождение" деревни. На месте деревни была только изба лесника или что-то в этом роде, постоянно никто не жил. Сейчас в Кезьминке сохранилось примерно 10 домов в нормальном состоянии, приезжают летом пчеловоды, рыбаки, охотники. Де-юре я единственный и похоже последний житель Кезьминки (по прописке).
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
05.06.2017 15:16
Да, Денис я тоже раньше так считал. Что Кезьминка и Сосновка были основаны в 1921 году, на месте земель помещиков. Но, когда более основательно стал изучать эту проблему, то обнаружил, что Сосновка и Кезьминка существовали в виде хуторов и в 19 веке, а может даже и раньше. В подтверждение этому я в Интернете обнаружил участников Великой Отечественной войны, которые родились в Кезьминке и в Сосновке ещё до 1900 года.
сунцов денис (Кирсанов)
05.06.2017 15:53
Можно предположить, что во время революции и Гражданской войны Кезьминка опустела, и в 1921 г деревня заселялась заново.
сунцов денис (Кирсанов)
05.06.2017 16:12
в 1981 г Кезьминская маслобойка была уже разрушена. В Лисичке последний дом разобран примерно в 1985 г. там жил интересный дед - изготавливал самодельные калоши, клеил камеры для с/х техники, даже восстанавливал протектор на шинах.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
06.06.2017 08:19
Денис, я только что сейчас в Интернете обнаружил Героя Великой Отечественной войны, он родом из Кезьминки. Полный кавалер ордена Славы, Конев Василий Егорович, родился в Кезьминке 07 марта 1925 года, а умер в Тирасполе 06 февраля 1988 года. Интересно, а знают ли об этом Герое в Кирсанове и в Тамбове. Денис, я Вас попрошу как единственного жителя Кезьминки, ходатайствовать перед властями Кирсановского района и Тамбовской области, об установке бюста Коневу Василию Егоровичу в Кезьминке. Может установка бюста на Родине Героя, как - то сможет остановить процесс исчезновения Кезьминки.
сунцов денис (Кирсанов)
06.06.2017 12:32
Конев В.Е. числится уроженцем Чутановки. По крайней мере с 1981 г Коневых в Кезьминке не было, и на Кезьминском кладбище такой фамилии не встречал. https://ok.ru/profile/573345425209 -это профиль Валеры Насонова, он много интересного может рассказать, родился в Кезьминке в 1960 г. и жил в ней до середины 80-х
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
07.06.2017 15:08
Я думаю, что в Кирсановском районе кто то занимается вопросами ветеранов Великой Отечественной войны. Они и должны установить где же всё ж таки родился Конев Василий Егорович и воздать этому Герою все почести, которые он заслужил. В Вячке установлен бюст уроженцу этого села, полному кавалеру ордена Славы, - Рубцову Александру Григорьевичу. Если же Конев В.Е. родился в Чутановке, то пусть и там установят ему бюст. Если же будет установлено место рождения Конева В.Е. в Кезьминке, то бронзовый бюст - памятник ему нужно установить, на мой взгляд, в том месте Кезьминки, которое хорошо просматривается охранниками угодий завода "Комсомолец". Может кто - нибудь из родственников Конева В.Е., которые сегодня проживают в Тирасполе, смогут написать здесь свои комментарии и дать здесь точный адрес рождения Героя Великой Отечественной войны, - Конева Василия Егоровича.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
08.06.2017 15:14
Денис, я в 1968 году закончил 8 классов, Марьинской восьмилетней школы. Со мной в одном классе учились парни и девушки из Кезьминки: Валера Алпатов, Юра Алпатов, Саша Галкин, Вера Ширшова, Наташа Бурцева, Володя Павлов, Саша Насонов. Интересно узнать, а приезжают кто - либо из моих одноклассников сегодня в Кезьминку. Фотография нашего класса есть в одноклассниках, у Александра Понкратова из Марьинки, я там - самый высокий, справа. И ещё... Я считаю и убеждён, что полный кавалер ордена Славы, Конев Василий Егорович всё ж таки родился в Кезьминке, а не в Чутановке. Потому что, составители сайтов о Героях работают с использованием точных данных из Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, в Подольске. Поэтому, ошибок и неточностей в биографиях Героев, они конечно же не допускают. Денис, огромное Вам спасибо за информацию изложенную здесь и за Вашу преданность делу сохранения Кезьминки.
Сунцов Денис (Кирсанов)
09.06.2017 15:52
Александр Насонов после возвращения из Архангельской области жил у своей мамы Насоновой Веры Николаевны, рядом с пасекой моего отца до 2006 г. Сейчас живет в Калаисе ул.Кабацкий 41. Еще я узнал, что родная сестра Конева В.Е. (если она жива, ей за 90 и живет в Чутановке) - тоже соседка по Кезьминке, Закомолдина Анна Егоровна, переехала в Чутановку одной из последних.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
10.06.2017 08:04
Я думаю, что изготовление бюста и установка памятника Коневу В.Е. (как Герою) в Кезьминке, должно финансироваться за счёт средств Министерства обороны Российской Федерации. В военкомате и в Совете ветеранов всю процедуру установки таких памятников, на мой взгляд должны знать. И ещё... Денис, я там в той статье, где Вы описали феномен с загадочным кругом, оставил свои комментарии. Денис я думаю, что для получения соответствующего сертификата, Вам нужно подать заявку на открытие данного феномена в Роспатент или в другую организацию, которая выдаёт эти сертификаты. Всё это нужно предварительно опубликовать в газете, в журнале и может даже и на этом сайте, где расположены мои статьи. Здесь электронная почта для пересылки статьи есть, Вы её увидите. А ещё, если и какие - нибудь фотографии к этой статье добавите, то это будет совсем замечательно. Желаю успехов.
Наталия (Екатеринбург)
01.07.2017 15:35
Спасибо за интересную историю и обсуждение! Наше детство прошло в Кезьменке у бабушки. Наш дом был одним из трёх домов, расположенных на левой стороне дороги (если идти со стороны плотины) . Упомянутого выше Валеру Алпатова была рада видеть несколько лет назад - мы встречались в Кезьменке летом 2014. Собирались друзья детства из многих городов - Екатеринбург, Саратов, Москва и МО, Воронеж, Тамбов.


А Хорохорин Виктор - замечательный человек и мой папа :-)
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
03.10.2017 11:03
Наталия, большое Вам спасибо за Ваш комментарий. Прошлым летом (в июне 2017 года), мы с Денисом Сунцовым опубликовали здесь на этом сайте ещё одну статью про Кезьминку: "Версия следа от атмосферного взрыва метеорита...". Вашему папе, - Хорохорину Виктору от меня большой привет. Он учился в Марьинской школе на год раньше меня, поэтому я хорошо помню как его, так и многих его одноклассников.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
24.10.2017 15:14
Наталия, тут я вспомнил мои детские годы (1960 - е). Я хорошо помню Вашего дедушку, он руководил тогда бригадой плотников из Кезьминки и из Сосновки. Строили они животноводческий комплекс у нас, на Дербенских Выселках. А подвозил эту бригаду к месту строительства шофёр из Сосновки - дядя Саша Тараров. Дядя Саша Тараров обладал практически неиссякаемым юмором. Все плотницкие и столярные работы этой бригадой всегда выполнялась качественно и в срок. Для поднятия производительности труда в этой бригаде, Ваш дедушка неоднократно просил нашего Выселского - Дербенского гармониста - дядю Гришу, к вечерку приходить на стройку и веселить трудовой народ, было очень весело и очень жизненно. Также хорошо помню, как мужчины, женщины и молодёжь из Сосновки возвращались с Дербенских сенокосов (у Сосновских были там свои наделы), на нескольких грузовых автомобилях - ГАЗ - 51, вечерами в Сосновку. Непременно с песнями, с частушками, а то и с плясками прямо в кузовах автомобилей. Такую же картину можно было увидеть и на выборах, так как Сосновка всегда относилась к нашему Дербенскому избирательному участку. Знаменитые и очень надёжные грузовые автомобили - ГАЗ -51. По любой грязи Сосновские водители: дядя Саша Тараров, его брат дядя Коля Тараров, дядя Коля Осокин и дядя Коля Ковалёв всегда, в любую погоду приезжали на любой вызов. Но а Кезьминские и Сосновкие плотники в те далёкие годы строили здания и сооружения как в колхозе: "Страна Советов", так и частные дома в Кезьминке, в Сосновке, в Дербене, в Марьинке, в Вяжле и т.д и т.п. Честь им всем и добрая память. А срубленные ими дома в Кезьминке, в Сосновке и в других населённых пунктах и сегодня ещё достаточно крепкие, тёплые и надёжные.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
29.10.2017 08:47
Мне очень хотелось бы здесь видеть комментарии жителей Вяжли и Сосновки. Ведь в одноклассниках они достаточно активны и их там очень много. В Сосновке обязательно нужно построить мост через реку Ворону. Тогда все здешние населённые пункты, (Сосновка, Кезьминка, Дербень, Марьинка, Вяжля, Софьинка и др.), непременно получат новый импульс для своего развития. На мой взгляд, этот будущий мост должен называться, - Русайкин мост. Так как от Сосновки в направлении Дербеня, Марьинки и Кезьминки простирается благодатная Русайкина долина.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
02.11.2017 18:42
Я думаю, что жителям Сосновки, Кезьминки, Дербеня и других населённых пунктов. Будет интересно прочитать мои сообщения на Прямой линии Никитина А.В. - Губернатора Тамбовской области. Сообщение №37556, от 04.03.2016 г., в разделе: Тамбовская область. И сообщения: №49830, от 27.10.2017г. ; №49973, от 02.11.2017г., в разделе: Кирсановский район.
Анастасия (Россия, Сосновый бор)
12.05.2018 23:01
Очень интересная история села Вяжли и там родилась моя бабушка Колдышева Екатерина Григорьевна, её отец Колдашев Григорий Павлович был церковнослужителем церкви села Вяжли. Хотелось бы узнать подробнее историю этой церкви.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
21.05.2018 12:19
Анастасия, большое спасибо Вам за Ваш отзыв. Покровская церковь в селе Вяжля была открыта в 1886 году. В 1930 - х эта церковь перестала существовать. В здании церкви открыли начальную школу села Вяжли. Школа просуществовала до 1970 - х годов. В конце 19 века историк Андриевский произвёл описание храмов Тамбовской губернии. Есть в этих описаниях и очень скудные сведения об этой церкви села Вяжли (при желании в Интернете это можно обнаружить). Сотрудник Тамбовской митрополии, Ростислав Просветов и сегодня проводит исследования истории Православия в наших местах. Скорее всего в его публикациях есть некоторые сведения по этому храму села Вяжли (также эту информацию можно посмотреть в Интернете).
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
29.06.2018 21:12
В 1970 - м году в Сосновке было образовано женское звено трактористок. Правда, я знал только одну девушку из этого звена. Очень красивая, элегантная, необыкновенно обаятельная и привлекательная Зоя Рубцова, очень профессионально производила на своём тракторе обработку посевов различных сельскохозяйственных культур вблизи Сосновки, Кезьминки и Дербеня.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт - Петербург)
08.07.2018 20:36
Только что посмотрел в "одноклассниках" у Анатолия Тишкина и Натальи Пономарёвой (Ковалёвой), фотографии выходцев из Сосновки (за 06.07.2018 г.), выполненные в Сосновке. Какие они все молодцы, что собираются на своей малой Родине. На некоторых фотках узнал Зину Рубцову, она сестра Зои Рубцовой. И в прошлом году они там в Сосновке все встречались, фотографии есть там - же. Здорово! Молодцы девчаты и ребяты из Сосновки.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт - Петербург)
09.07.2018 15:08
Здесь на фотографиях (в одноклассниках у Анатолия Тишкина и Натальи Пономарёвой (Ковалёвой)), Зина Рубцова из Сосновки, также очаровательна, как и 48 лет назад. Так держать, будем с надеждой ждать публикаций (в одноклассниках) новых фотографий из Сосновки. Может там также увидим фотографии и других давно знакомых девушек из Сосновки.

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю