tambovlib@gmail.com
тел: (4752) 72-77-00

Понедельник — суббота: с 10 до 18 ч.

Воскресенье — выходной

Издания библиотеки

Елена Ярова
Мои тамбовские корни. История деревни Ильинка Уметского района Тамбовской области

Вступление

Специфика современной жизни в большинстве случаев, к сожалению, приводит к утрате физической и духовной связи с местами, откуда произошли наши предки, местами, которые принято называть «малой родиной».

Для некоторых из нас разрыв связи с прошлым проходит незаметно, не оставляя в сознании никаких «черных дыр». Другие на разных этапах жизни начинают испытывать потребность в изучении истории своей семьи.

Достаточно зайти на сайт Государственного архива Тамбовской области, в раздел «Форум», чтобы убедиться, насколько востребованы услуги по исполнению генеалогических и тематических запросов.

Проведя определенную изыскательскую работу, можно изучить генеалогию своего рода, нарисовать генеалогическое дерево, и с гордостью повесить его на стену. В этих словах нет ни малейшей иронии, потому что любой, кто пытался заниматься подобными вопросами, знает насколько это трудоемкий и кропотливый труд.

Но иногда происходит «цепная реакция», когда процесс по поиску предков расширяет свои границы, и переходит из разряда чистой генеалогии в область такой науки, как краеведение.

Так случилось и со мной. Приступив к изучению своего рода, через некоторое время я поняла, насколько сложно разорвать связь между нашей личной маленькой историей и историей края, в котором родились и прожили всю жизнь мои бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки. И теперь, читая какой-нибудь Статистический сборник 18.. года, за «сухими» цифрами я вижу канву, на которую ложится узор жизни моих тамбовских предков.

Мои корни по материнской линии ушли глубоко «в землю» деревни Ильинка Уметского района Тамбовской области. Мне повезло и связь с «малой родиной» не прервалась. На протяжении всей своей жизни я каждый год приезжаю в свое «родовое гнездо», хожу по ильинской земле, политой потом и кровью моих предков, вдыхаю чистый, целительный ильинский воздух, и не могу налюбоваться на красоту этих мест.

И, наверное, это «ильинские гены трудолюбия» побуждают меня весной и летом с удовольствием копаться в земле, а зимой в Москве до ночи изучать найденные источники, собирая по крупицам историю деревни Ильинка.

Экономическое положение крестьян деревни в 19 веке

Деревня Ильинка расположена по обе стороны реки Вяжли. Часть селения, находящаяся на правом берегу, называется Подгоркой. До императорского Манифеста 1861 года эти земли с проживающими на них крестьянами входили в состав имения Андрея Ильича Баратынского.

При подготовке к проведению крестьянской реформы были созданы Редакционные комиссии, целью которых был сбор материалов и разработка проектов законов об освобождении крестьян. В плане изучения истории деревни Ильинка большой интерес представляют «Сведения о помещичьих имениях» 1. В представленной в них таблице в Кирсановском уезде под номером 76 идет имении Андрея Ильича Баратынского.

В имении числится:

  • дворов или отдельных усадеб — 97
  • крепостных душ мужского пола — 398

Количество земли, состоящей в пользовании крестьян:

  • усадебной всего — 70 десятин/li>
  • усадебной на душу — 0,17 десятин/li>
  • пахотной всего — 940 десятин/li>
  • пахотной на душу — 2,38 десятины/li>

Согласно Положению о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, в Кирсановском уезде владельческим крестьянам был определен высший земельный надел в 3,5 десятины на ревизскую душу. Однако, большая группа общин, и в том числе крестьяне деревни Ильинка, не захотела взять на выкуп положенных им наделов и воспользовалась правом дарственной четверти надела. Таким образом, на надельную ревизскую душу пришлось 0,9 десятин земли.

Экономическое положение крестьян деревни Ильинка в последующие за Манифестом десятилетия в некоторой мере позволяет оценить «Сборник статистических сведений по Тамбовской губернии. Т 10. Кирсановский уезд» 2. Приведенные ниже цифры взяты из указанного сборника.

В 1884 году была проведена подворная перепись. Согласно этим данным в Ильинке было 150 домохозяев и 1047 душ обоего пола. Из общего числа домохозяев 123 имели свой надел и обрабатывали его, 19 домохозяев сдавали свой надел в аренду и 8 домохозяев были безземельные.

По причине малого размера имеющегося надела часть пахотной земли приходилось снимать в аренду. В 1883 г. община деревни Ильинка взяла в аренду 212 десятин по цене 7 рублей за десятину.

Митрополит Вениамин (Федченков), живший в детстве в деревне Ильинка, в своих воспоминаниях писал: «Нет! Безропотлив был наш народ... Хороший народ.... Но, конечно, жили бедно, кое-как! Земли было мало. Вот на это приходилось слышать жалобы с детства, но не сильно» 3.

Не хватало и хороших пастбищ для скота. «Еще мне приходит на память „мужицкий выгон“. За речкой, в изгибе ее, был длинный луг, и на нем каждый день торчало крестьянское стадо коров. Можно понять, что там было за пастбище.... И я видел, как голодные коровы вечерами возвращались домой с худыми боками, полуголодные.... И этот голодный выгон стоит в моей памяти, как символ полуголодного существования мужиков...» 4.

Приходилось договариваться о пастьбе скота на полях помещиков. Община деревни Ильинка платила за пастьбу скота на чужих полях в размере 3 рубля за корову, 65 копеек за овцу.

Как известно, основной тягловой силой в крестьянском хозяйстве являлась лошадь. Без нее невозможно было ни пахать, ни боронить. Согласно проведенному в 1884 г. опросу по одной лошади имело 26 надельных дворов, две-три лошади имело 49 надельных дворов. 45 дворов вообще не имели ни одной лошади, что составляет приблизительно одну треть от общего числа надельных дворов.

В качестве земледельческих орудий крестьянами использовались соха и борона. За редким исключением, плуг еще не был в употреблении. Интересная дополнительная информации, раскрывающая отличия сохи от плуга, содержится в книге «Козьмин, Петр Алексеевич (1871–1936). Орудия обработки почвы...» 5.

Избы, в которых жили крестьяне, были в большинстве своем небольшие. Из общего числа изб больше половины, а именно 90 изб, были 7–8 аршинные. Для справки — аршин — 0,71 м. Таким образом, одна сторона семиаршинной избы равнялась 4,97 м.

Очень немногочисленная часть домохозяев владела избами размером более 9 аршин. Остальные домохозяева имели избы размером менее 7 аршин.

И вот в такой небольшой избе ютилась порой не только многочисленная семья крестьянина, но и взятая из хлева скотина. «А хаты их — небольшие, зимой обваливали стены и «окошки» почти до верха соломой и навозом, чтобы теплее было. Но зато в избе стоял такой тяжелый дух, что и дышать трудно. А тут еще, как известно, то телка нужно взять в избу от отелившейся коровы, то кур на яйца посадить «под лавку» 6.

С грамотностью ситуация в деревне обстояла следующим образом — из общего числа жителей (1047 человек) грамотными были 25 человек, что составляет 0,024 %.

Таким в общих чертах было экономическое положение крестьян деревни Ильинка.

Ильинка. Прошлое и современность

На горе, на правом берегу реки Вяжля, находилось имение Баратынских по линии Ильи Андреевича — родного дяди поэта Евгения Баратынского.

Разумеется, с точки зрения геоморфологии назвать эту возвышенность «горой» нельзя, так как ее высота над уровнем море не превышает 200 м. Однако в деревне всегда говорили «на горе» или «ходить на гору».

Со стороны деревни опознавательным знаком для определения местоположения бывшего барского поместья является еще сохранившийся «памятник советских времен» — развалины птичника.


Вид на гору, где располагалось имение Баратынских
Май 2015. Фото автора

От усадебного дома абсолютно ничего не осталось. История его расцвета и последующего разгрома описана в мемуарах последнего владельца ильиновского имения — Михаила Андреевича Баратынского (М. А. Баратынского) 7. Впрочем, нас уже не удивляют ни следы разрушения, ни полное отсутствие вообще каких-либо следов.

Интересно и удивительно другое. При внимательном сопоставлении «Плана дачи сельца Ильиновка, владения М. А. Баратынского. 1895. Фрагмент» 8 с современной спутниковой Яндекс-картой, мы увидим, что контуры барского фруктового сада почти в точности совпадают с контурами современных посадок, находящихся на этом самом месте.

Эти две карты разделяет пропасть более чем в сто лет. Ильиновский усадебный дом можно увидеть только на старых фотографиях, неизвестна могила его последнего владельца, но остатки барского сада с чудом сохранившимися в почти неизменном виде границами словно мост, перекинутый из одной эпохи в другую.

При этом необходимо уточнить, что не стоит путать барский фруктовый сад ильиновского имения с современным бывшим колхозным садом, расположенным по обе стороны асфальтовой дороги, соединяющей Ильинку с районным центром.

Воспоминания Митрополита Вениамина (Федченкова) о своем детстве в Ильиновке при внимательном прочтении открывают массу интересных фактов для всех интересующихся историей этого края. «Лето. Созревали яблоки. Отец ведет нас в огромный сад, который обычно сдавался помещиками каким-то купцам из „города“.... Еще далеко до сада, но уже оттуда несется чудный аромат.... Выходим за ворота. И вижу: зрелые горы яблок разных сортов и цветов. Красота! Сначала мы „пробовали“, потом купили. Разумеется, мало, чтобы лишь можно было унести с собой. Но и этой радости было довольно» 9.

Конечно, совершая прогулку по местам бывшего ильиновского имения, мы не найдем столетних деревьев. И все же вот они — молодые потомки старого сада.


Вид с горы со стороны бывшего барского фруктового сада
Май 2017. Фото автора

В 19 веке два берега реки Вяжля соединял мост, по которому шла дорога из деревни в имение. И до сих пор «народная тропа» проходит почти тем же самым маршрутом, что и более 100 лет назад. Если встать лицом по направлению к горе, то слева приблизительно в километре от железобетонного моста, построенного во второй половине 20 века (скорее всего в начале 70-х годов), находится небольшой пешеходный мост, скрытый густой прибрежной растительностью. Этот узкий железный мостик, располагается приблизительно на том же месте, что и его «предок» из 19 века.

Хочется отметить, что данный пешеходный мостик до строительства современного железобетонного моста имел другой вид. Он был проезжим для транспорта, и именного через него шла дорога, соединяющая Ильинку с районным центром.

Проходим по этому мосту. Справа от нас Подгорка. Узкой тропинкой поднимаемся по горе, задевая растущую под ногами полынь, чабрец, шалфей и вдыхая пряный аромат степного воздуха. И вот мы в «музее под открытым небом», напоминающем о временах расцвета колхоза им. Коминтерна, перед нами развалины бывшего животноводческого комплекса. Если абстрагироваться от их печальной участи, то картина достаточно живописная, при богатом воображении чем-то напоминающая древнегреческие развалины.


На горе. Развалины бывшего с/х комплекса
Май 2017. Фото автора

А с горы открывается потрясающе красивый вид на окрестности деревни Ильинка.


Вид на деревню Ильинка со стороны бывшего имения М. А. Баратынского
Май 2017. Фото автора

Грунтовая дорога, идущая в северном направлении, пролегает через те места, где когда-то располагался усадебный дом, парк и фруктовый сад.

Этим маршрутом от усадьбы до рощи Лопатня любил прогуливаться Алексей Михайлович Жемчужников — тесть М. А. Баратынского. До рощи Лопатня приблизительно 1,5 км.

Овражно-балочная сеть, присущая местному ландшафту, хотя и является результатом эрозии, в эстетическом плане представляет собой живописнейшие пейзажи. Вокруг благоухающее летнее разнотравье и удивительные по красоте панорамы степных просторов.


Вид на окрестности со стороны бывшего имения М. А. Баратынского
Июль 2017. Фото автора

В 21 веке родные просторы вызывают то же чувство восхищения, что и 100 лет назад.

...
Леса и нивы и луга
Являют нам картину ту же,
Не лучше древней, и не хуже,
И звуки те же. Берега
Волна ласкает с тем же плеском;
...
Сентябрь 1901
Ильиновка-Тамбов 10

Идущая в восточном направлении от «живописных» развалин асфальтовая дорога или грунтовая, проходящая через колхозный сад, приведут нас к месту, где когда-то находилась церковь Воскресения Христова.

До 1877 года деревня Ильинка относилась к приходу церкви Вознесения Христова села Вяжли. В 1877 году в Сергиевке был открыт приход церкви Воскресения Христова, построенной на средства помещика Владимира Николаевича Чичерина. По воспоминаниям М. А. Баратынского церковь была построена на границе владений имения Ильиновка и имения Сергиевка 11.

И, начиная с 1877 года, ильинские крестьяне стали прихожанами этой церкви, в том числе и мои прадедушка с прабабушкой, венчавшиеся в ней в 1900 году 12.

Храма давно уже нет. Он был разрушен в советское время. Но даже на протяжении последующих десятилетий народная память хранила воспоминания о Покровской церкви. В 2002 году на месте, где раньше находился храм, был установлен памятный крест.

Прошлое и современность... Прошлое — это то, что утрачено нами навсегда, современность — это знание прошлого и память о нем. Установленный по инициативе преподавателей Ольхово-Ильинской школы при активном участии школьников поклонный крест, это не дань современной моде воздвигать памятники, вместо того чтобы сохранять еще не разрушенное наследие прошлого. Это искренний интерес к богатой истории своего края, и поклон тем, кто ее — эту историю — создавал, нашим прадедушкам и прабабушкам — помещикам и простым крестьянам.

«Однако даже и в мое время помещичий и богатый класс жил совершенно обособленной от народа жизнью. И встречались мы с ними лишь в храме: это было единственное место общения, где перед Богом все были равны. Правда, и тут для них были особые отгородочки впереди. Но никто из молящихся не дивился этому и не осуждал их. Зато все одинаково каялись во грехах перед общим духовником, причащались из одной Чаши, стояли рядом в одном храме, молились одному Богу и ревностно ожидали одной участи — смерти, хотя и на разных кладбищах» 13.

Спустя 11 лет, установленный крест обветшал, и в 2013 году на средства неравнодушных местных жителей был отреставрирован. И это еще одно доказательство того, что поставлен он был не для галочки и не ради красивого жеста.

«Кто любит землю, ту, что стала Родиной, тот даже под землей не похороненный» — надпись на табличке. Не похороненный, пока мы помним. А очень хочется помнить и сохранять мосты из прошлого в современность.


Памятный крест на месте разрушенного храма Воскресения Христова
Июль 2016. Фото автора

На сайте учителя истории Ольхово-Ильинской школы Желудковой Г. М. есть очень трогательный видеофильм «Путь домой» 14, созданный школьниками при поддержке преподавателей. На фоне современных ильинских просторов идет рассказ о прошлом деревни с фотографиями из архивов и выдержками из мемуаров Митрополита Вениамина, есть и интервью с местной жительницей. И очень важно то, что в фильме не забыты наши земляки — живые хранители прошлого, те, кто пока еще не поздно, могут поделиться с нами своими воспоминаниями. Ведь именно они и их память самое ценное наследие. Спасибо преподавателям, учащимся Ольхово-Ильинской школы и всем неравнодушным землякам за искренний интерес к истории нашей деревни и ее сохранению.

Там, где сейчас находится старый колхозный сад, раньше шумели поля имения Баратынских. Из воспоминаний Митрополита Вениамина: «Вбегаю на взгорье: вправо — конюшня, пробегаю имение, миную развалившуюся „кирпичную“... И перед моим взором чудная картина — впереди чичеринская роща. Направо от нее наш кирпично-красный храм с отдельной колокольней, на ней главный колокол в 98 пудов, а кругом меня и без конца — поля, поля, поля с колосящейся рожью „нашего“ имения. Небо ясно. Солнце греет. Ветерок обдувает. И я бегу, бегу весело. Счастлив, как жаворонок в небе... Чист, как ангел, ни о чем не думается... Радостно наслаждаешься Божьим миром» 15.


Окрестности, где располагался храм
Вид со стороны бывшего имения М. А. Баратынского.
Июль 2016. Фото автора

Весной 1918 года будущий Митрополит Вениамин в последний раз виделся со своей семьей (к тому времени его родные уже проживали в с. Чутановка). Но яркие картины родной природы с ее холмами, обрывами, оврагами и потрясающе красивыми степными просторами, по которым змеятся излучины реки Вяжля, постоянным рефреном звучат в его воспоминаниях о детстве и юности.

Эпилог

Когда весной и летом я возвращаюсь в Ильинку, в «родовое поместье» — старый домишко, которому почти семьдесят лет, то каждой клеткой своего тела, каждой частичкой такой непонятной субстанции, как «душа», я ощущаю, что такое счастье и любовь к родным местам.

Совершая прогулки по окрестностям, не перестаю восхищаться их красотой и всегда открываю что-то новое. Заливает ли просторы горячее летнее солнце, или нависла над ними обещающая долгожданный дождь синяя туча, окидываешь взглядом панораму, и один и тот же ракурс всегда выглядит по-разному. И хочется запечатлеть каждое мгновение этой красоты и счастья.

Примечания:

1. Приложения к трудам редакционных комиссий для составления положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости: Сведения о помещичьих имениях [Электронный ресурс] : Извлечения из описаний имений по великороссийским губерниям: (Губернии: Псковская, Рязанская, Самарская, Саратовская, С.-Петербургская, Симбирская, Тамбовская). – СПб, 1860 // Электронная библиотека РГБ: универсальная коллекция. – Электрон. данные. – Режим доступа: http://search.rsl.ru/ru/record/01003831611, свободный. (дата обращения — 01.10.2017).
2. Сборник статистических сведений по Тамбовской губернии: Отдел хоз. статистики [Электронный ресурс] : Т. 10. Кирсановский уезд. — Тамбов: Тамбов. губ. земство, 1886 // Электронная библиотека РГБ: универсальная коллекция. – Электрон. данные. – Режим доступа: http://search.rsl.ru/ru/record/01003920640, свободный. (дата обращения — 01.10.2017).
3. Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох. М., 2004. С. 61.
4. Там же. С. 126.
5. Козьмин, Петр Алексеевич (1871-1936) ... Орудия обработки почвы: Плуги. Почвоуглубители. Бороны. Волокуши. Катки [Электронный ресурс] : СПб: тип. Имп. Уч-ща глухонемых, 1913 // Электронная библиотека РГБ: универсальная коллекция. – Электрон. данные. – Режим доступа: http://search.rsl.ru/ru/record/01003804574, свободный. (дата обращения — 01.10.2017).
6. Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох. М., 2004. С. 61.
7. М.А Баратынский. Из истории дворянского рода Боратынских. Тамбов, 2007. С.71-97.
8. Там же. Ил. 15 в альбоме.
9. Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох. М., 2004. С. 50.
10. Жемчужников А.М. Стихотворения. М., 1988. С. 244.
11. М.А Баратынский. Из истории дворянского рода Боратынских. Тамбов, 2007. С.77.
12. ГАТО. Ф. 1049. Оп. 2. Д. 6054. Л. 38 об.-39.
13. Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох. М., 2004. С. 19.
14. Путь домой. Видеофильм [Электронный ресурс] : Сайт учителя истории Желудковой Галины Михайловны. – Электрон. данные. – Режим доступа: http://jeludkovag-ucoz.ru/video/vip/2/myvideo/put_domoj, свободный. (дата обращения — 15.10.2017).
15. Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох. М., 2004. С. 55.


Комментарии читателей

Всего комментариев: 10
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
17.01.2018 00:40
Великолепная статья про Ильинку, Умётского района. А ведь Ильинка - практически завершающий населённый пункт старой Вяжли. А начальный пункт откуда началось заселение Вяжли, - это конечно же деревня Дербень.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
19.01.2018 05:43
Надеюсь, что все мои комментарии всё ж таки будут опубликованы.
Елена Ярова
08.02.2018 12:08
Виктор Федорович, спасибо за Ваш отзыв о моих заметках! Изучая историю этих мест, очень много интересного и полезного узнала, читая Ваши статьи. Кстати, деревня Дербень мне тоже «не чужая» - моя прабабушка (в девичестве Мачина Ксения Ивановна) до бракосочетания с прадедушкой и переезда в Ильинку проживала в деревне Дербень.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
10.02.2018 03:13
Да, Елена многие жители из деревни Дербень переселялись в Ильинку или в Ивановку (Горбачи), так как уже в 20 - х годах 20 - го века свободной земли в Дербене уже не оставалось. А Мачины в Дербене была весьма распространённая фамилия. Да и сейчас там живут их родственники.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
15.02.2018 20:15
Елена, в Интернете можно увидеть карту Тамбовской губернии Менде за 1860 - й год, Ильинка там есть. Великая русская певица и актриса Надежда Андреевна Обухова также имеет самое непосредственное отношение к Ильинке. Её бабушка Боратынская Елизавета Ильинична, - двоюродная сестра поэта Е.А.Боратынского. В пору организовывать туристский маршрут: Дербень, Софьинка, Ильинка, с заездом во все населённые пункты Привяжлья.
Елена Ярова
18.02.2018 15:32
Виктор Федорович, очень приятно вести такой интересный диалог. Спасибо за информацию по карте Менде. Изучая историю Ильинки, я уже находила в интернете и карту Менде, и трехверстовку Шурберта. Но карта Менде самая информативная.


Кстати, к вопросу о картах. Найденная в интернете Карта межевания Кирсановского уезда 1 верста (1790 год) еще раз подтвердило мое полное согласие с Вашей теорией, что поэт Боратынский родился в деревне Дербень. На карте видно, что центр села Вяжли располагается ближе к церкви (деревня Дербень). А на месте деревни Ильинка дома не обозначены (хотя это не говорит, что их там не было). Так что вряд ли Абрам Андреевич с супругой стали бы селиться так далеко от церкви и центра села (существующая теория, что Евгений Боратынский родился в поместье при деревне Ильинка).


Да, очень много известных фамилий непосредственно или опосредованно связано с нашими местами. Бабушка русской певицы Надежды Андреевны Обуховой – Елизавета Ильинична Боратынская – родная сестра Андрея Ильича Боратынского, владельца имения Ильиновка.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
22.02.2018 21:29
Елена, огромное Вам спасибо за информацию и за поддержку моего мнения о месте рождения поэта Е.А.Боратынского. Эти фрагменты карт я переслал в Тамбовский областной краеведческий музей с доказательством того, что в 1800 - м году именно та часть села Вяжли, где сейчас расположена деревня Дербень и есть истинное место рождения поэта Е.А.Боратынского в деревне Дербень. Но Вы Елена единственная, кто разделяет моё мнение. Абсолютно все, кто имеет хоть какое то отношение к этой проблеме в Тамбовской области, придерживаются прямо противоположного мнения. А дом Боратынских в Дербене, тем временем, уже постепенно разбирается, одна веранда почти уже разобрана. Я очень опасаюсь, что этот дом и имение Боратынских в Дербене, при таком отношении, постепенно будут утрачены.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
17.03.2018 07:21
Елена, ещё раз прочитал Вашу статью, здорово написано и очень доходчиво. Совсем недавно в одной из деревень Курской области открыли музей поэта А.Фета. Е.А.Боратынский - наверное единственный из великих русских поэтов, который на своей малой Родине не имеет полноценного музея. Только за последнее время я несколько раз обращался в Тамбов с просьбой об открытии музея Е.А.Боратынского в чудом уцелевшем доме Боратынских в Дербене (улица Лесная - 50). Но все мои просьбы, обращения и пожелания оказались тщетными и бесполезными. В 1960 - х годах учителя Марьинской школы говорили нам - ученикам, что вот - вот начнётся воссоздание Мары - имения Боратынских в Софьинке. Но увы, это вот - вот уже длится почти 60 лет. Елена, я думаю, чтобы окончательно ВСЁ не превратилось в руины, необходимо активизировать ВСЕМ нам - краеведам работу по созданию музея - заповедника - Дербень, Марьинка, Софьинка (Мара), Сергиевка, Ильинка. По образу и подобию музея - заповедника А.С.Пушкина на Псковщине, - Михайловское, Тригорское, Петровское. Тут нужно одно: желание всех и вся и особенно Руководства Управления культуры и архива Тамбовской области и Областного краеведческого музея с выходом на Министерство культуры Российской Федерации.
Ильина Юлия Игоревна (Саратов)
06.05.2018 05:36
Елена, большое спасибо, за интересную статью! Мои корни также "уходят" в деревню Ильинку Уметского района Тамбовской области по отцовской линии. Кроме свидетельства о рождении деда и паспорта прадеда никакой информации не было. Уже давно хотела посетить свою "малую родину", после прочтения вашей статьи желание укрепилось, и летом обязательно съезжу чтобы погулять по местам где родились и выросли мои родные.
Елена Ярова
15.05.2018 12:56
Юлия Игоревна, спасибо за Ваш отзыв!
Если будет возможность, обязательно стоит побывать на «малой родине». Главное, чтобы повезло с погодой. Места удивительные по красоте, проникают в самые глубины души, особенно для тех, у кого с ними «родственная связь». Даже если «ниточка» очень тонкая, все равно «ильинские» гены дают о себе знать))). Желаю Вам осуществить задуманное, и надеюсь, что Вы не разочаруетесь.

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю