tambovlib@gmail.com
тел: (4752) 72-77-00

Вторник, среда, пятница: с 10:00 до 19:00
Четверг: с 11:00 до 20:00
Суббота — воскресенье: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Издания библиотеки

Виктор Федорович Коновалов
Храм Покрова на Вяжле и часовня в деревне Дербень, Кирсановского района, Тамбовской области

Если очень внимательно рассмотреть карту Тамбовского наместничества за 1779–1796 г. г., которая опубликована в Интернете, и имеется во многих музеях. То в юго-западной стороне от города Кирсанова, за рекой Вороной, можно увидеть изгиб речки Вяжли, при впадении её в реку Ворону. На этом изгибе речки Вяжли очень чётко изображена церковь, а правее от этого изображения название села Вяжля. Там же, на карте Тамбовской губернии конца 19-го и начала 20-го веков, на этом же изгибе речки Вяжли, уже вместо названия села Вяжли, обозначена деревня Дербень, а изображения церкви здесь нет. На карте Тамбовской губернии Менде за 1862 год (опубликована в Интернете), в деревне Дербень уже церкви нет. При этом, изображение Православного Храма нанесено рядом с имением Мара, дворян Боратынских, вблизи села Вяжли, Кирсановского уезда.

Данные старинных карт, 18 и 19 веков, однозначно подтверждают, что к началу 19 века (1800 год), в селе Вяжля, Кирсановского уезда, Тамбовской губернии, вблизи изгиба речки Вяжли, при впадении её в реку Ворону, существовал Храм Покрова на Вяжле.

Храм Покрова на Вяжле был построен в середине 18 века из камней и кирпича. В финансировании строительства этого Храма активное участие принимали: дворяне Дмитриевы-Мамоновы, мелкопоместные дворяне-однодворцы, и крестьяне, которые проживали в данной части очень протяжённого селения Вяжли [4, 7].

Храм Покрова на Вяжле возвышался на возвышенности (фотографии № 1 и № 2), около оврага, который сегодня находится в пределах Дербенских Выселков [7].

Судя по названию, конструкция и архитектура Храма Покрова на Вяжле, во многом была заимствована от Храма Покрова на Нерли, который был построен в 1165 году на реке Нерль, недалеко от города Владимира.

Весной 1799 года в село Вяжлю, прибыли отставной генерал-лейтенант Абрам Андреевич Боратынский со своей молодой супругой Александрой Федоровной Боратынской [1, 2, 3, 4, 7]. Село Вяжлю император Павел Первый подарил в 1796 году Абраму Андреевичу Боратынскому и его братьям, — Богдану, Илье и Петру. При этом, каждый из братьев получил и соответствующее количество крепостных крестьян, — Абрам и Богдан по 1000 крепостных крестьян, а Илья и Пётр по 300 крепостных крестьян [1, 2, 3, 4, 7]. В 1805 году Богдан Андреевич Боратынский подарил свою часть села Вяжли своей сестре Марии Андреевне Боратынской, которая в этом же году вышла замуж за дворянина Ивана Давыдовича Панчулидзева (будущего героя Отечественной войны 1812 года) [1, 2, 3].

Весной 1799 года Абрам Андреевич Боратынский и его супруга Александра Федоровна Боратынская, сразу же после приезда в село Вяжлю, поселились здесь же на окраине села, в довольно просторном рубленном доме, который они купили у отставного фаворита императрицы Екатерины Второй, — Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова [1, 2, 3, 4, 7]. В настоящее время этот дом Боратынских чудесным образом сохранился и находится в деревне Дербень, на улице Лесной, 50 [3].

19 февраля 1800 года (по старому стилю), здесь в селе Вяжля, Кирсновского уезда, Тамбовской губернии, у Абрама Андреевича Боратынского и его супруги Александры Федоровны Боратынской родился первенец, — сын Евгений (будущий великий русский поэт) [1, 2, 3].

7 или 8 марта 1800 года (по старому стилю) здесь же в селе Вяжле, в Храме Покрова на Вяжле, Евгений Боратынский был крещён. При этом, его крёстная была Мария Андреевна Боратынская (сестра Абрама Андреевича Боратынского), а крёстный, — Иван Егорович (фамилия которого не установлена) [1, 2, 3, 7] .

Данный факт присутствия Марии Андреевны Боратынской в селе Вяжля, в качестве крёстной Евгения Боратынского, ещё раз однозначно подтверждает, что дом на улице Лесной, 50, в деревне Дербень, несомненно и есть тот дом Боратынских, в котором они поселились весной 1799 года и в котором родился великий русский поэт Евгений Абрамович Боратынский [1. 2, 3, 4, 7]. Ведь уже трое взрослых и один ребёнок семейства Боратынских, где то должны тогда жить. Может тогда отставной генерал-лейтенант Абрам Андреевич Боратынский и бывшая фрейлина Александра Федоровна Боратынская, сняли здесь для семейного проживания в селе Вяжле небольшую крестьянскую избушку с соломенной крышей и с бычьими пузырями на окошках, а также с полатями возле русской печки. Версия, которой придерживаются сегодня некоторые, не выдерживает никакого житейского смысла и логики. Ведь сегодня существует мнение, что Боратынские при приезде в село Вяжлю весной 1799 года, в течение нескольких месяцев построили там Вяжлинский дом, в котором они жили до 1804 года. Но никак бывшая фрейлина императрицы Марии Федоровны, Александра Федоровна Боратынская, не могла бы родить здесь в Вяжле своего первенца Евгения в крестьянской избе со стёклами из бычьего пузыря. Конечно же, если бы прижало, то родила бы и в крестьянской избе. И никак Абрам Андреевич Боратынский не смог бы построить в Вяжле рубленный дом таких внушительных размеров всего то за несколько месяцев. Дом в имении Мара, Абрам Андреевич Боратынский строил в течение 5 лет (с 1799 года по 1804 год). Поэтому, здесь остаётся всего лишь одна версия: к моменту прибытия Боратынских в село Вяжлю, этот рубленный дом уже здесь существовал и поэт Е. А. Боратынский родился именно в этом доме в селе Вяжля (сейчас этот дом находится в деревне Дербень, на улице Лесной, 50) [1, 2, 3, 4, 7].

Летом 1960 года из-за детской шалости со спичками, около дома Боратынских, в деревне Дербень, на улице Лесной, 50, сгорели каретные сараи. Автор данной статьи, как и многие жители из деревни Дербень, наблюдали процесс тушения этого пожара. Дом Боратынских (тогда в нём проживал лесничий Дербенского лесничества, Иван Андреевич Петров со своей семьёй), местная внештатная пожарная команда каким то образом тогда смогла отстоять. Сразу же после этого пожара, лесничий Иван Андреевич Петров организовал здесь капитальный ремонт этого дома. Что интересно, автор данной статьи с огромным любопытством тогда наблюдал за этим ремонтом, который был проведён буквально в несколько месяцев.

Но прошло 58 лет после этого пожара и соответствующего капитального ремонта дома Боратынских в деревне Дербень, на улице Лесной, 50, как выяснился очень нехороший момент в оформлении этого дома, тогда в 1960-м году. В 1960-м году, скорее всего по идеологическим причинам, в Кирсановском лесхозе, в состав которого и входило Дербенское лесничество, этот дом Боратынских оформили как вновь построенный. Не могли ведь тогда этот дом оформить как капитально отремонтированный бывший дом помещиков Боратынских и Дмитриевых-Мамоновых. За это руководство Кирсановского лесхоза могли бы получить соответствующие взыскания от своего непосредственного руководства из Управления лесами Тамбовской области.

Поэтому, во всех отрицательных (отказанных) ответах мне по этому дому Боратынских, на улице Лесной, 50, в деревне Дербень, всегда представлен один и тот же ответ: этот дом построен в 1960-м году. И все мои аргументированные обоснования, доказательства и доводы, которые представлены в [1, 2, 3, 4, 7], здесь не принимаются. В 1970-х и в 1980-х годах, я внимательно слушал рассказы стариков из деревни Дербень про этот дом и про имение Боратынских, в границах которого располагалось Дербенское лесничество. Все эти старые жители из деревни Дербень тогда подтверждали, что и этот дом и имение до 1917 года принадлежали дворянам Боратынским и Дмитриевым-Мамоновым. Пожилые люди эти были сыновьями и дочерьми работников из имения Боратынских и Дмитриевых-Мамоновых, — прачек, поваров и поварих, садовников, приказчиков.

Но вернёмся к Храму Покрова на Вяжле. До 1804 года в семье Боратынских здесь же в селе Вяжле родилось ещё двое детей, — Софья и Ираклий, которые также были крещены в Храме Покрова на Вяжле [1, 2, 3, 4, 7]. Весной 1804 года семья Абрама Андреевича Боратынского перебирается из села Вяжли во вновь отстроенное имение Мара, а в Вяжлинском доме остаётся жить Мария Андреевна Боратынская, которая в 1805 году вышла замуж за И. Д. Панчулидзева. М. А. Панчулидзева (Боратынская) уже в 1805 году приступила к строительству своего нового кирпичного дома в той части села Вяжли, которая с середины 19 века станет носить её имя, — село Марьинка [1, 2, 3, 4, 7]. А в семье Боратынских в Маре родилось ещё четверо детей, — Лев, Сергей, Наталья и Варвара [1, 2, 3, 4]. Все эти дети также были крещены в Храме Покрова на Вяжле.

В 1810-м году, во время поездки в Москву, скончался Абрам Андреевич Боратынский и был похоронен в Москве, на территории Андроньева монастыря [1, 2, 3].

Александра Федоровна Боратынская стала одна содержать и воспитывать семерых своих детей, в доме и в имении Мара, Кирсановского уезда, Тамбовской губернии. Братья Абрама Андреевича Боратынского, — Богдан, Илья и Пётр всячески помогали ей в этом. А сестра Абрама Андреевича Боратынского, — Мария Андреевна Панчулидзева, проживая поблизости в своём имении, всячески поддерживала Александру Федоровну и очень часто и подолгу навещала своих родных в Маре [1, 2, 3].

Но скорбь об очень рано ушедшем муже не покидала Александру Федоровну Боратынскую. Поэтому, она твёрдо решила в память о своём любимом муже, построить вблизи дома и имения Мара Православный Храм [1, 2, 3]. И этот Храм Александра Федоровна Боратынская построила в 1818 году. Храм Вознесения Господне стал главным Православным Храмом во всём Привяжлье, он чётко обозначен на Карте Тамбовской губернии Менде за 1862 год (в Интернете карта Менде Тамбовской губернии опубликована).

Но для того чтобы построить этот кирпичный Храм, пришлось Храм Покрова на Вяжле разобрать на кирпич [7].

Если учесть, что Храм Покрова на Вяжле стали разбирать на кирпич где-то в 1815 году. То становится понятно, каким образом все церковные книги с записями о рождении и крещении детей из Храма Покрова на Вяжле были перемещены в отдалённую деревянную Покровскую церковь той части села Вяжли, которая с середины 19 века стала называться Ильинка.

Но именно этот факт перемещения этих церковных книг и последующего длительного хранения их в деревянной Покровской церкви села Ильинка (бывшая отдалённая часть села Вяжли), позволил считать, некоторыми исследователями, местом рождения поэта Евгения Абрамовича Боратынского ту часть села Вяжли, которая с середины 19 века стала называться Ильинкой. Хотя барский дом в Ильинке был построен только в середине 19 века Андреем Ильичом Боратынским (двоюродным братом поэта Е. А. Боратынского). А в 1800 году никаких дворянских усадеб и домов в этой удалённой части села Вяжли тогда не существовало.

В середине 19 века та часть очень протяжённого села Вяжли, в которой до 1815 года и возвышался Храм Покрова на Вяжле, по настоянию дворян Дмитриевых-Мамоновых, стала называться деревней Дербень (на карте Тамбовской губернии Менде за 1862 год это название очень чётко нанесено). При этом, данное название деревни Дербень, сельский сход жителей этой части села Вяжли смог окончательно утвердить, только после смерти в 1853 году законной владелицы этой части села Вяжли, Александры Федоровны Боратынской, — матери поэта Е. А. Боратынского [1, 2, 3, 4].

Хочется надеяться и верить, что художник Александр Иванович Дмитриев-Мамонов посетив село Вяжлю до 1815 года, всё ж таки смог нарисовать Храм Покрова на Вяжле [4].

Используя Приложения № 3 и № 4, постараемся здесь по возможности, воссоздать все основные конструктивные и строительно-технологические процессы по возведению Храма Покрова на Вяжле в деревне Дербень, Кирсановского района, Тамбовской области:

Учитывая что, размер Храма запроектирован в виде квадрата со сторонами по внешнему обмеру, — 9 на 9 метров, определяем площадку строительства с размером в виде квадрата, — 12 на 12 метров. На этой площадке снимается весь растительный слой, толщиной приблизительно в 10–15 сантиметров. По внешнему контуру этой площадки (12 на 12 метров) сначала устанавливаются (в отрытые ямы) деревянные столбы, а к этим столбам на высоте 1,5 метра от земли крепятся обрезные доски (в одну нитку) по всему контуру этой площадки. Эти доски, прикрепленные к деревянным столбам, называются обноской вокруг площадки строительства, которая сохраняется до окончания строительства.

Внутри площадки 12 на 12 метров, используя нивелир, производится тщательная планировка площадки строительства, строго по горизонтали (под нивелир). При этом, здесь поверхность спланированной земли принимается за нулевую отметку для всего здания Храма. Нулевая отметка выносится с помощью нивелира за пределы площадки строительства и крепится (обозначается) на врытых в землю металлических или железобетонных столбиках. Нулевая отметка сохраняется до окончания строительства Храма. Затем используя инструмент теодолит и мерную рулетку до 15 метров длиной, производится разметка строительных осей и закрепление их на обноске с помощью гвоздей и масляной краски. По Приложениям № 3 и № 4, продольные оси здесь, — А — А, Б — Б, В — В, Г — Г, Д — Д. А поперечные здесь соответственно оси, — 1 — 1, 2 — 2, 3 — 3, 4 — 4, 5 — 5. Расстояния между осями в миллиметрах назначаются по чертежам, по Приложениям № 3, № 4. При этом, здесь расстояния между осями по длине здания; 1 — 1 и 2 — 2 — 3000 мм (3 метра), между осями; 2 — 2 и 3 — 3 — 1500 мм (1, 5 метра), между осями; 3 — 3 и 4 — 4 — 1500 мм (1, 5 метра), между осями; 4 — 4 и 5 — 5 — 3000 мм (3 метра). Все оси навешиваются над площадкой строительства в виде капроновых прочных нитей или в виде тонкой, но прочной проволоки. При этом, эти проволоки или нити крепятся на гвоздях обноски.

Учитывая, что толщина наружных кирпичных стен Храма равна, — 640 мм (2, 5 кирпича), производится контурная разметка траншей под фундаменты соответственно шириной , — 640 мм. Здесь от крайних осей, с использованием тяжелого отвеса или теодолита, отмеряют расстояние во внутрь, — 640 мм, тем самым определяя границу внутреннего контура фундамента. А внешняя контурная граница стен фундамента, здесь совпадает с крайними осями и определяется с помощью тяжелого отвеса или теодолита. Изнутри, между будущими окнами и дверьми на всю высоту здания Храма возводятся пилястры (пилястры — полу колонны, которые с помощью кирпичной кладки образуют единый массив со стенами на всю высоту здания). Поэтому, уже на этапе возведения фундамента по осям; Б — Б, Г — Г, 2 — 2, 4 — 4, откапываются утолщения для пилястр стен фундамента во внутрь здания. На восточном фасаде здания Храма, между осями; Б — Б и Г — Г устраивается алтарное закругление. Поэтому, на восточной стороне здания Храма, между этими осями траншеи для фундаментов отрываются с закруглением.

В соответствии с чертежами по Приложениям № 3 и № 4, глубина заложения фундаментов здания Храма равна, — 2100 мм (2, 1 метр). Здесь от нулевой отметки откапываются траншеи глубиной, — 2100 мм (2,1 метр), шириной 640 мм по всему ранее размеченному контуру стен фундаментов здания Храма. Дно траншеи здесь тщательно выравнивается и уплотняется, с применением слоя песка высотой до 10 сантиметров.

Затем все контурные траншеи под фундаменты заполняются бетонной смесью из тяжелого цементного бетона с повышенной прочностью. При этом, здесь используются глубинные вибраторы для уплотнения бетонной смеси.

После бетонирования фундаментов на всю глубину контурных траншей (2, 1 метра), приступают к устройству опалубки над фундаментами из досок и фанеры на высоту, — 300 миллиметров над уровнем окружающей земной поверхности. После бетонирования фундаментов в этой опалубке и набора бетоном необходимой прочности, приступают к устройству горизонтальной гидроизоляции сверху фундаментов из нескольких слоёв рубероида или из другого гидроизоляционного материала. При этом, верхнею плоскость свежего бетона в опалубке, предварительно (перед устройством горизонтальной гидроизоляции), тщательно выравнивают по нивелиру.

Кирпичную кладку всех наружных стен по внешнему контуру здания Храма, выполняют толщиной — 640 мм (2, 5 кирпича), на цементном растворе (цементно — песчаном). При этом, если высота выполненной кирпичной кладки превышает более 1, 0 метра, то здесь устраивают подмости для работы каменщиков, по всему внутреннему контуру стен. Для повышения продольной устойчивости и прочности кирпичных стен здания Храма, по всему внутреннему периметру стен внутри помещения выкладываются два карнизных пояса; один под окнами, а другой над окнами. И конечно же, вместе с кирпичной кладкой стен, строго по фундаментам, выкладываются внутренние пилястры на всю высоту стен здания Храма, которые увеличивают вертикальную устойчивость и прочность стен. При этом, в горизонтальные швы кирпичной кладки пилястр, через каждые 5 рядов кирпичной кладки, укладываются кладочные сетки с ячейкой 5 на 5 сантиметров и с толщиной стальных стержней, — 5 миллиметров. Эти кладочные сетки позволяют повысить прочность и устойчивость пилястр, а также увеличить прочность соединения пилястр и стен здания Храма.

На северном фасаде здания Храма дверных проёмов нет, здесь устраиваются три оконных проёма, как на западном фасаде. На восточном фасаде здания Храма, также устраиваются три оконных проёма. При этом, здесь на восточном фасаде строго по фундаментам устраивается алтарное закругление между осями; Б — Б и Г — Г.

На южном фасаде здания Храма устраиваются оконные проёмы, как на западном и на северном фасадах. При этом, на южном фасаде здания Храма устраивается ещё один дополнительный дверной проём с меньшими размерами, чем основной дверной прём на западном фасаде.

По завершении кирпичной кладки стен, с использованием нивелира производится окончательная нивелировка верхней плоскости кирпичных стен здания Храма и тщательное выравнивание этой верхней плоскости по горизонтали, под нивелир.

После окончания работ по выполнению кирпичной кладки на всю высоту помещения (в данном случае 4000 мм (4 метра)), приступают к устройству деревянных ферм для перекрытия всего помещения здания Храма.

Деревянные фермы для перекрытия помещения здания Храма выполняются из древесины обработанной антисептиками (от гниения и насекомых) и антипиренами (от возгорания и пожаров) [5]. Берёза не пригодна для устройства ферм и обрешетки для кровли [5].

Деревянные фермы изготавливаются, — двух скатными, длинною — 10 метров (10000 мм) и высотой в центре, по оси: В — В, — 2 метра (2000 мм). Нижний пояс ферм изготавливается из бруса с сечением (ширина и высота), — 300 на 300 мм, верхний пояс ферм (двух скатный) изготавливается из бруса с сечением (ширина и высота), — 200 на 200 мм, а все стойки и раскосы в фермах изготавливаются из бруса с сечением (ширина и высота), 150 на 150 мм [6]. При этом, нижний пояс ферм изготавливается цельным на всю длину ферм, — 10 метров, а все внутренние стойки и раскосы в фермах устраиваются и устанавливаются по схеме изложенной в [6].

Так как по [5], дерево и кирпич являются не совместимыми строительными материалами, то при монтаже деревянных ферм сверху кирпичного помещения здания Храма, необходимо предусмотреть укладку прокладок из рубероида между кирпичным основанием стен и опорным нижним деревянным брусом фермы [5].

Деревянные фермы монтируются вдоль здания с шагом, — 600 мм, по осям нижнего опорного бруса, с использованием автомобильного крана. При этом, в двух крайних пролётах между фермами устраиваются Х-образные деревянные перекрестия из бруса 150 на 150 мм, — ветровые связи для повышения устойчивости и прочности кровли здания от очень сильных ветровых нагрузок (ураганов). Деревянные фермы крепятся по обеим сторонам (с южной и с северной) к кирпичным стенам здания с помощью специальных стальных анкерных устройств и хомутов.

Здесь деревянные фермы монтируются так, чтобы с обеих концов ферм был одинаковый карнизный навес, — в 500 мм, над внешними северным и южным фасадами здания Храма.

Так как по [5], дерево и строительная сталь являются абсолютно не совместимыми строительными материалами (конденсат и гниение), то при изготовлении деревянных ферм и их креплении на кирпичных стенах здания Храма, следует здесь использовать все стальные изделия, детали и крепёж только после предварительного кипячения их в олифе и применять прокладки из рубероида [5].

Барабан, купол и крест для Храма Покрова на Вяжле выполняются заводскими, с применением лёгких материалов и изделий, а также с использованием прочных металлических конструкций и деталей в виде внутреннего каркаса. При этом, барабан, купол и крест опираются с помощью внутреннего опорного устройства на два опорно-распределительных бруса, с сечением (ширина и высота), — 150 на 150 мм и длиной, каждый по 9 метров. Эти два опорно-распределительных бруса устанавливаются с соответствующим креплением на все нижние пояса деревянных ферм перекрытия, по длине здания Храма. Барабан, купол и крест Храма Покрова на Вяжле устанавливаются строго по центру оси 3 — 3, с помощью автомобильного крана.

Сразу же после установки барабана, купола и креста на Храме Покрова на Вяжле монтируется система молниезащиты Храма, которая также устраивается строго по проекту.

Устройство по верхним поясам ферм обрешетки и кровли на здании Храма Покрова на Вяжле, осуществляется с применением современных кровельных строительных материалов и технологий. При этом, с обеих торцов кровли здания Храма устраиваются небольшие жалюзи — окошки с навесами, которые выравнивают атмосферное давление при ураганах. Эти окошки в торцах кровли Храма, которые создают сквозняк, позволяют выравнивать атмосферное давление на чердаке и сохранять листы кровли при ураганах.

Для того, чтобы солнечное дневное освещение свободно проникало через окна барабана во внутрь помещения Храма. Сверху по нижним деревянным поясам ферм перекрытия, укладываются с соответствующим креплением листы искусственного стекла «Лексана». Искусственное стекло «Лексан» имеет внутренние замкнутые воздушные полости, поэтому этот материал одновременно выполняет две функции, — пропуска света через свою толщу и теплозащиты — теплоизоляции между холодным чердаком и тёплым помещением Храма.

На каждом из фасадов Храма Покрова на Вяжле, в кирпиче выложены по три архитектурных, закругленных сверху глухих арки. Этими внешними декоративными фасадными плоскостями, достигается некое архитектурное заимствование от древнего Храма Покрова на Нерли.

Если с возвышенности, где когда то и возвышался Храм Покрова на Вяжле в деревне Дербень (фотографии № 1 и № 2), посмотреть на обширные Дербенские луга, то в середине этих лугов можно увидеть одиноко возвышающийся холм.

На вершине этого холма до 1930-х годов возвышалась Луговая часовня Покрова Пресвятой Богородицы. Русские крестьяне из сёл и деревень Привяжлья молились в этой часовне за хорошие и урожайные травы в этих обширных лугах и за солнечные сенокосные дни.

Луговая часовня Покрова Пресвятой Богородицы была построена из кирпича одновременно с Храмом Покрова на Вяжле в середине 18 века. В этой часовне скорее всего была размещена всего одна икона Покрова Пресвятой Богородицы.

По рассказам моего дедушки из села Рамзы, Кирсановского района, Персиянова Тихона Николаевича (1881–1984 г. г.), в конце 19 века в Кирсановском уезде, Тамбовской губернии была очень сильная засуха, дождей было очень и очень мало. В селе Рамза, над озером соберётся облако и уходит в направлении деревни Дербень, в Дербене идёт дождь, а в Рамзе ни капли дождя. Тогда собрались все жители села Рамзы и пошли крестным ходом к Луговой часовне Покрова Пресвятой Богородицы. Достаточно долго они ходили крестным ходом вокруг холма, на котором возвышалась эта часовня, становились на колени, молились и плакали. И когда все вернулись к вечеру к себе домой в село Рамзу, то пошёл очень сильный дождь с грозой.

Начиная с 1815 года и до 1930-х годов, Луговая часовня Покрова Пресвятой Богородицы была единственным Православным Храмом в этой местности, для всех жителей с окрестных сёл и деревень.

Технология возведения Луговой часовни Покрова Пресвятой Богородицы (по Приложениям № 3 и № 4), аналогична технологическим процессам по возведению Храма Покрова на Вяжле.

Здание часовни в плане по внешним обмерам имеет квадратную форму, с размерами 3000 на 3000 мм (3 на 3 метра). Толщина кирпичных стен часовни, — 380 мм (в 1, 5 кирпича). Глубина заложения фундаментов часовни составляет, — 1700 мм (1,7 метра).

Купол и крест для Луговой часовни Покрова Пресвятой Богородицы выполняются в заводских условиях, транспортируются к месту возведения часовни и монтируются с помощью автомобильного крана.

В 1960-х, в 1970-х и в 1980-х годах, автор данной статьи очень часто наблюдал, как весьма пожилые женщины и мужчины из деревни Дербень и из других населённых пунктов Привяжлья, проходя мимо холма, на котором до 1930-х годов возвышалась Луговая часовня Покрова Пресвятой Богородицы, становились лицом к этому холму и долго молились, а некоторые молились здесь стоя на коленях.

Те же самые молитвы эти пожилые люди совершали и около возвышенности, на которой до 1815 года возвышался Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Храм Покрова на Вяжле в деревне Дербень).

Природа и прилегающие ландшафты в местности, где когда-то возвышались Храм Покрова на Вяжле и Луговая часовня Покрова Пресвятой Богородицы, весьма разнообразны: (фотографии № 1, № 2), а также фотографии представленные в [3, 7].

Даже и сегодня, в основании холма, на котором возвышался Храм Покрова на Вяжле, существует родник, воды из которого стекают в озеро Поддъяконное. Это озеро соединяется с помощью небольшой протоки со старым руслом речки Вяжли. Здесь же начинаются очень широкие Дербенские луга, которые по своим размерам скорее всего не имеют себе равных во всём Кирсановском районе и в границах заповедника «Воронинский».

Одинокий холм, на котором и возвышалась до 1930-х годов Луговая часовня Покрова Пресвятой Богородицы, в 1980-х годах с южной стороны был изрядно срыт. Но в этом карьере сегодня образовалось небольшое озерцо, в котором обитает множество водоплавающих птиц, а на отвесных грунтовых стенах здесь устраивают себе жилища ласточки.

До 1980-х годов холм, на котором возвышалась Луговая часовня Покрова Пресвятой Богородицы, никогда полностью не затапливался в весеннее половодье. Но а после того, когда этот холм был изрядно срыт, автору данной статьи уже неизвестно, затапливается ли этот холм сегодня, во время весеннего половодья или нет.

В излучине строго русла речки Вяжли сегодня можно увидеть, в границах заповедника «Воронинский», очень протяженный холм поросший сосновым лесом. В старину здесь проживал отшельник Никуша, поэтому сегодня это место называется, — Никушин бугор [3, 7].

На небольшом удалении от места, где когда то и возвышался Храм Покрова на Вяжле, на Дербенских Выселках ещё сохранился старинный сад настоятеля этого Храма, фотографии представлены в [3].

Всего в нескольких сотнях метров от того места, где когда то возвышался Храм Покрова на Вяжле, проложена асфальтовая дорога [3]. А от этой асфальтовой дороги в обширные Дербенские луга проложена грунтовая дорога (фотографии № 1 и № 2), а также фотографии в [3]. Эта луговая просёлочная дорога проходит в непосредственной близости от одинокого холма, на котором до 1930-х годов и возвышалась Луговая часовня Покрова Пресвятой Богородицы.

После 1917 года прошёл уже 101 год. В 1960-е годы учителя Марьинской школы, села Марьинки, Кирсановского района, говорили тогда нам ученикам, что вот-вот начнут воссоздавать дом и имение Мара, дворян Боратынских в селе Софьинка, Умётского района. Но уже прошло почти 60 лет, а этот вот-вот так и не начался. Совсем недавно в одной из деревень в Курской области создали полноценный музей поэта А. Фета. Скорее всего сегодня существует некая программа по воссозданию дворянских поэтических усадеб в Российской Федерации. Мне думается, что и в Тамбовской области по этой программе необходимо воссоздать дом и имение Боратынских в Маре, в Софьинке, имение и дом Боратынских в деревне Дербень, а также Храм Покрова на Вяжле в деревне Дербень и Храм Вознесения Господне вблизи Мары, в Софьинке. А для этого необходимо ходатайствовать перед Министерством Культуры Российской Федерации. Сегодня очень и очень важно и актуально создание полноценного музея великого русского поэта Евгения Абрамовича Боратынского, в этих прекрасных и великолепных поэтических пространствах Привяжлья, Умётского и Кирсановского районов, Тамбовской области.

В качестве заключения по данной статье, я представлю здесь свои стихотворения:

Замела метель дорогу,
Завалила снегом двор;
Утопает понемногу,
Весь в сугробах здесь наш дом.

И в печи трещат дровишки,
Стонут с ветром провода;
Льнут к жилищу воробьишки,
Стынет в проруби вода.

Наступил уже Сочельник,
Заскрипел в потёмках воз;
На пороге новый веник,
По ночам трещит мороз.

Вновь к Крещению на речке,
Здесь устроят Иордань;
И тепло на русской печке,
И дымок от русских бань.

11.01.2012 г., СПб, в 22.00

Замела метель дорогу,
Завалила снегом двор;
Утопает понемногу,
Весь в сугробах здесь наш дом.

И в печи трещат дровишки,
Стонут с ветром провода;
Льнут к жилищу воробьишки,
Стынет в проруби вода.

Наступил уже Сочельник,
Заскрипел в потёмках воз;
На пороге новый веник,
По ночам трещит мороз.

Вновь к Крещению на речке,
Здесь устроят Иордань;
И тепло на русской печке,
И дымок от русских бань.

11.01.2012 г., СПб, в 22.00

Замела метель дорогу,
Завалила снегом двор;
Утопает понемногу,
Весь в сугробах здесь наш дом.

И в печи трещат дровишки,
Стонут с ветром провода;
Льнут к жилищу воробьишки,
Стынет в проруби вода.

Наступил уже Сочельник,
Заскрипел в потёмках воз;
На пороге новый веник,
По ночам трещит мороз.

Вновь к Крещению на речке,
Здесь устроят Иордань;
И тепло на русской печке,
И дымок от русских бань.

11.01.2012 г., СПб, в 22.00

Быть может там, в моей сторонке,
Уже расчищен к сёлам путь;
В санях, быть может, на соломке,
Под звон бубенчика, в Дербень,
Я возвращусь в родные дали,
И посещу погост и луг,
Блинов отведаю у Вали,
И от Луны — печальный круг,
Во мне пробудит вновь видения,
Далёкой юности моей,
.....................................,
Молю я Бога на Успение,
В престольный праздник наш Покров,
Что цел ещё родной мой кров,
Быть может, нет ещё забвения,
В девичьей памяти твоей;
И с этим, снова вдохновение,
В душе поселится моей.

04.02. и 01.04.2006 г. СПб.

Сборник моих стихотворений опубликован, в pdf, в статье: «Моя Тамбовская Русайка».

Литература:

1. www.tambovlib.ru Виктор Федорович Коновалов. Дом Боратынских в деревне Дербень, Кирсановского района, Тамбовской области. Сайт Тамбовской областной универсальной научной библиотеки имени А. С. Пушкина. Рубрика: «Издания». Меню: «Краеведение, публикации пользователей библиотеки».
2. www.tambovlib.ru Виктор Федорович Коновалов. Обоснование места расположения дома Боратынских в деревне Дербень, Кирсановского района, Тамбовской области. Сайт Тамбовской областной универсальной научной библиотеки имени А. С. Пушкина. Рубрика: «Издания». Меню: «Краеведение, публикации пользователей библиотеки».
3. www.tambovlib.ru Виктор Федорович Коновалов. Прилегающие поэтические ландшафты и архитектура дома Боратынских в деревне Дербень, Кирсановского района, Тамбовской области. Сайт Тамбовской областной универсальной научной библиотеки имени А. С. Пушкина. Рубрика: «Издания». Меню: «Краеведение, публикации пользователей библиотеки».
4. www.tambovlib.ru Виктор Федорович Коновалов. Дворяне Дмитриевы-Мамоновы в деревне Дербень, Кирсановского района, Тамбовской области. Сайт Тамбовской областной универсальной научной библиотеки имени А. С. Пушкина. Рубрика: «Издания». Меню: «Краеведение, публикации пользователей библиотеки».
5. www.tambovlib.ru Виктор Федорович Коновалов. Проект рубленного дома из сосны для деревни Дербень, Кирсановского района, Тамбовской области. Сайт Тамбовской областной универсальной научной библиотеки имени А. С. Пушкина. Рубрика: «Издания». Меню: «Краеведение, публикации пользователей библиотеки».
6. www.tambovlib.ru Виктор Федорович Коновалов. Конструктивные варианты моста через реку Ворона в селе Калаис, Кирсановского района, Тамбовской области. Сайт Тамбовской областной универсальной научной библиотеки имени А. С. Пушкина. Рубрика: «Издания». Меню: «Краеведение, публикации пользователей библиотеки».
7. www.tambovlib.ru Виктор Федорович Коновалов. К истории деревни Дербень, Кирсановского района, Тамбовской области. Сайт Тамбовской областной универсальной научной библиотеки имени А. С. Пушкина. Рубрика: «Издания». Меню: «Краеведение, публикации пользователей библиотеки».

Приложения к статье (фотографии и проект Храма):

1. Дербенские Выселки, вдали за оврагом видна возвышенность, на которой возвышался Храм Покрова на Вяжле в деревне Дербень, — фотография выполнена 19 августа 2014 года, в 17.00.
2. Дербенские Выселки, вдали за оврагом видна возвышенность, на которой возвышался Храм Покрова на Вяжле в деревне Дербень, — фотография выполнена 07 мая 2016 года, в 12.00.
3. Верхняя часть листа проекта Храма Покрова на Вяжле и часовни в деревне Дербень, Кирсановского района, Тамбовской области.
4. Нижняя часть листа проекта Храма Покрова на Вяжле и часовни в деревне Дербень, Кирсановского района, Тамбовской области.


3 января 2019 года

Комментарии читателей

Всего комментариев: 3
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт - Петербург)
11.01.2019 20:54
На все отрицательные (отказанные) решения (можно посмотреть ниже в моих сообщениях), мною в этой статье даны обоснованно - аргументированные и исчерпывающие ответы. В качестве дополнения к этой статье и ко всем моим 24 публикациям, можно прочитать мои сообщения: №37556, №49973, №52629, №49830, №50057, №50230, №50446, на сайте: Прямая линия, Губернатора Тамбовской области, - Александра Валерьевича Никитина. Для этого, в окне: "Что сделано?", необходимо набрать номер сообщения и "отправить".
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт - Петербург)
26.09.2019 19:34
Моё обращение №64986, от 19.09.2019 г., (находится в разделах: Умётский район и Общие), на сайт Прямой линии Губернатора Тамбовской области, - Александра Валерьевича Никитина, полностью посвящено моему предложению о создании в закрытой летом 2019 года школе села Софьинка, Умётского района, - Музея - усадьбы великого русского поэта, - Евгения Абрамовича Боратынского. Это единственный шанс за последние 100 лет, который позволяет создать в кирпичном двухэтажном здании бывшей Софьинской школы, музей поэта Е.А.Боратынского. И конечно же, это шанс наконец то приступить к воссозданию имения Мара, Боратынских и шанс включения этого будущего великолепного музея, в Золотое кольцо России.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт - Петербург)
01.10.2019 18:44
В деревне 1 -я Воробьёвка, Золотухинского района, Курской области, совсем недавно создали Музей - усадьбу поэта Афанасия Фета, (в Интернете есть информация и фотографии этого Музея). Было бы очень хорошо и замечательно, если бы и в Софьинке, Умётского района, по аналогии, создали бы Музей - усадьбу великого русского поэта Евгения Абрамовича Боратынского. Все условия и предпосылки для создания этого Музея сейчас есть, было бы ЖЕЛАНИЕ всех и каждого. Ну а потом, конечно же вне всякого сомнения, этот Музей будет включён в Золотое кольцо России.

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю