tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Виктор Федорович Коновалов.
Схема расположения упразднённого в 1764 году, вблизи села Рамзы, Кирсановского района, Тамбовской области, — Казанско-Воронинского мужского монастыря

Географически село Буровщина находится на расстоянии около двух километров от села Рамзы. До революции 1917 года эти сёла Кирсановского уезда, Тамбовской губернии были очень многолюдными. Несмотря на то, что населения в Рамзе было приблизительно в семь раз больше чем в Буровщине, главным Православным Храмом в этой части Приворонья, была грандиозная кирпичная церковь в селе Буровщина, — Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Вблизи села Рамзы, в давние времена была Казанско-Воронинская мужская обитель (монастырь), упразднённая в 1764 году по так называемой секуляризации (уменьшении) церковных земель, Екатериной Второй. Но религиозная память в народе и после ликвидации данного монастыря жила столетия. Поэтому дворяне Герасимовы из села Буровщина, в основном на свои средства, в 19 веке и возвели этот грандиозный Православный Храм. В настоящее время в селе Буровщина ещё сохранились кирпичные руины от имения дворян Герасимовых и Православной церкви, — Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В селе Рамза, вплоть до 1930-х годов, также существовала кирпичная церковь Космы и Дамиана, которую после её закрытия переоборудовали в сельский клуб [1].

Схема расположения имения Боратынских и Дмитриевых-Мамоновых в деревне Дербень, Кирсановского района, Тамбовской области, существенно дополняет общее представление о расположении всех населённых пунктов и Православных храмов в Привяжлье и в Привороньи [2]. Также даёт и общее представление о Привяжлье и Приворонье: Схема расположения утраченных Православных Храмов в Привяжлье, — Родине великого русского поэта Е. А. Боратынского [3]. При этом, в этих схемах очень хорошо показано старое русло реки Вяжли, в пределах деревни Дербень и Дербенского леса [2, 3].

Также здесь заслуживает особого внимания изыскания Тамбовского историка И. И. Дубасова по Приворонью и Привяжлью, сделанные им в конце 19 века и относящихся несомненно к началу освоения этих земель русскими: «В Кирсановском уезде опять мы видим обилие курганов, из них один, находящийся в Вяжлинской волости, называется Чернецким (окрестности села Рамзы). Местные жители рассказывают, что на Чернецком кургане, в старину были монастырь и кладбище (Казанско-Воронинская мужская обитель, — упразднённая в 1764 году, по так называемой секуляризации (уменьшении) церковных земель Екатериной Второй). Может быть, это в те времена, (заключает И. И. Дубасов), когда Кирсановская местность, по течению реки Вороны, называлась Червлённым Яром и служила границию между Рязанским Княжеством и Ордою и между Рязанской епархией и Сарскою в 14 веке (1300–1400 гг.)» [4].

Из схемы по Приложениям 1, 2 видно, что упразднённый в 1764 году Казанско-Воронинский монастырь, перестроенная в сельский клуб села Рамзы в 1930-х годах церковь Космы и Дамиана, а также Казанская церковь в селе Буровщина, утраченная в 1950-х годах, вне всякого сомнения, составляют золотой треугольник Православных Храмов, вблизи современного села Рамзы, Кирсановского района, Тамбовской области. А самое большое в Тамбовской области озеро Рамза, также является грандиозным водным объектом для этих мест и украшением заповедника «Воронинский».

В заключение, я приведу здесь своё небольшое стихотворение по теме данной публикации. Это стихотворение опубликовано в моём сборнике стихотворений в статье: «Моя Тамбовская Русайка»:

Тёплые, душные ночи,
Не часто для здешних полей,
Вы мглою скрываете очи,
Несчастной княгине Палей.
Зарниц тут не видно в тумане,
В деревне моей всё не так,
Всю ночь на Чернецком кургане,
Здесь всполохи пляшут гопак.
Тёмные, чёрные ночи,
В лесу всё блестят светляки,
И филин кричит, что есть мочи,
И в Вяжле снуют судаки.

29.08.1997 г., г. Пушкин (Царское Село).

Это стихотворение было мною написано 23 года назад в городе Пушкине. Мы тогда только что вернулись из летнего отпуска, который проводили в деревне Дербень, Кирсановского района. И там, как то ночью, в стороне села Рамзы я долго наблюдал грозовые всполохи, которые были прямо над Чернецким курганом. Княгиня Ольга Валериановна Палей, — морганатическая супруга Великого князя Павла Александровича Романова (дяди императора Николая Второго). В Пушкине, в дворце княгини О. В. Палей, с 1952 года по 2006 год размещалось наше военное училище, которое я закончил, а потом и преподавал там.

Литература:

1. www.tambovlib.ru Виктор Федорович Коновалов. К истории сёл Рамза и Буровщина, Кирсановского района, Тамбовской области. Сайт Тамбовской областной универсальной научной библиотеки имени А.С.Пушкина. Рубрика: «Издания». Меню: «Краеведение, публикации пользователей библиотеки».
2. www.tambovlib.ru Виктор Федорович Коновалов. Схема расположения имения Боратынских и Дмитриевых-Мамоновых в деревне Дербень, Кирсановского района, Тамбовской области. Сайт Тамбовской областной универсальной научной библиотеки имени А. С. Пушкина. Рубрика: «Издания». Меню: «Краеведение, публикации пользователей библиотеки».
3. www.tambovlib.ru Виктор Федорович Коновалов. Схема расположения утраченных Православных Храмов в Привяжлье, -Родине великого русского поэта Е. А. Боратынского. Сайт Тамбовской областной универсальной научной библиотеки имени А. С. Пушкина. Рубрика: «Издания». Меню: «Краеведение, публикации пользователей библиотеки».
4. Дубасов И. И. Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов, 1993 г.

Приложения:


1. Верхняя часть схемы упразднённого в 1764 году, вблизи села Рамзы, — Казанско-Воронинского мужского монастыря.
2. Нижняя часть схемы упразднённого в 1764 году, вблизи села Рамзы, — Казанско-Воронинского мужского монастыря.

24 августа 2020 года

Комментарии читателей

Всего комментариев: 3
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт - Петербург)
27.12.2020 19:49
Так..., может возрождение наших сёл и деревень нужно начинать с воссоздания старинных Монастырей и Храмов? Чтобы над нашими просторами снова бы, как и в старину, звон колоколов разносился бы над нашими необъятными далями.
Виктор Коновалов (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт - Петербург)
09.12.2023 07:33
Здесь некоторое уточнение к данной статье: Казанская церковь в селе Буровщина располагалась в посёлке Советский (в настоящее время и Буровщины и Советского уже нет). Посёлок Советский, как часть села Буровщины, образовался после 1917 года, после национализации усадьбы помещиков Герасимовых. Здесь же недалеко от ихней усадьбы и распологался Казанский Храм села Буровщины. По свидетельству выходцев из посёлка Советский, в настоящее время на месте этой церкви установлен крест, а на месте усадьбы помещиков Герасимовых обильно произростает сирень. Имеются фотографии этой церкви и имения Герасимовых до 1917 года в издании: П.П.Семёнова - Тянь - Шанского и Ламанского...Россия полное географическое описание...1902 год.
Виктор Коновалов (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт - Петербург)
17.12.2023 13:47
Да...,посёлок Советский местные жители называли Поповкой. Это ещё раз подтверждает, что именно здесь до 1950 - х годов возвышался кирпичный Казанский Храм села Буровщины, в нём был великолепный позолоченный иконостас и старинные иконы перемещённые сюда в 1764 году из упразднённого Екатериной Второй, Казанско - Воронинского мужского монастыря села Рамзы. А в 1950 - х годах кирпичный Казанский Храм в посёлке Советский (Поповка) был разобран на кирпич, который был использован для возведения комплекса кирпичных зданий Марьиской ЛЗС, в селе Марьинка, Кирсановского района. Также для этой ЛЗС был использован кирпич после разборки: Успенского Собора и Илинской церкви в Кирсанове, кирпич после разборки двух церквей в Умётском районе: Храма Вознесения в Софьинке, Храма Воскресения в Сергиевке и Грота Боратынских в имении Мара, вблизи Софьинки. Ныне все кирпичные здания Марьинской ЛЗС находятся в заброшенном и в руинном состоянии, а некоторые строения уже разобраны на кирпич..., что ж..., всё повторилось..., намоленный нашими предками кирпич может быть использован только для возведения Православных Храмов..., и никак иначе...

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю