tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

библиографические пособия  методические рекомендации  публикации

    Тамбовская область в художественной литературе. Рек. библ. указ.

Управление культуры Тамбовского облисполкома Тамбовская областная универсальная научная библиотека имени А. С. Пушкина

Тамбовская область в художественной литературе

Рекомендательный библиографический указатель
Тамбов 1989

От составителя

Тамбов — древнейший город центра России. Основанный в 1636 г. как крепость, защищавшая Московское государство от набегов крымских и азовских татар, имеет богатую историю, насчитывающую три с половиной столетия. Тамбовский край посещали многие известные писатели, классики русской литературы. Они оставляли образ провинциального города в своих стихах, повестях и романах. Среди них Г.Р. Державин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.М. Горький, Б.Л. Пастернак, О.Э. Мандельштам… О том, что было написано ими о Тамбове, поможет узнать предлагаемый указатель литературы. «Тамбовский парнас» принес известность и популярность многим писателям, для многих стал целым периодом жизни и творчества.

С Тамбовским краем имел родственные связи А.С. Пушкин. В автобиографических записках поэт писал о том, что корни его рода связаны с Тамбовщиной: «Дед мой служил во флоте и женился… на дочери Тамбовского воеводы»*. Наталья Николаевна Гончарова родилась под Тамбовом в селе Кариан (ныне-райцентр Знаменка). Ее родители приезжали сюда в 1812 г. из Москвы, занятой французами. Тамбовские краеведы давно занимаются изучением связей А.С. Пушкина с Тамбовским краем. Подробнее о них можно узнать из следующих источников:

Гордеев Н.М., Пешков В.П. Тамбовская тропинка к Пушкину. 2-е изд., испр. - Воронеж: Центр.- Чернозем. кн. изд-во, 1978. — 175 с.

Овсянников И. Наш Пушкин: К 190-летию со дня рождения: (О предках Пушкина на Тамбовской земле) // Лит. Тамбов — 1989. — №2 (апр.) — С. 12.

У И.С. Тургенева были имения в Тамбовской губернии. Посещая их и наблюдая дворянский быт, он написал несколько повестей и рассказов, вошедших в «Записки охотника».

Связи с Тамбовским краем прослеживаются в творчестве Л.Н. Толстого, одного из создателей литературной личности Козьмы Пруткова — А.М. Жемчужникова, ныне мало известного, но интересного литератора С.Н. Терпигорева (псевдоним Сергей Атава). а также советских писателей К.А. Федина, Ф.И. Панферова, А.П. Платонова, М.И. Цветаевой.

«Не петровским аршином отмеренные проспекты — нет: то Петербург, Россия. А тут — Русь, узкие улички — вверх да вниз, чтоб было где зимой ребятам с гиком кататься на ледянках,

вверх

3

 — переулки, тупики, палисадники, заборы, заборы». (Замятин Е.И. «Русь»)* — таким увидел провинциальное захолустье в начале века Евгений Замятин, посвятивший Тамбовщине великолепный триптих своих повестей.

Тамбовский край питал и питает родную литературу живительными соками, обогащает ее новыми дарованиями, растущими из могучего корня народной жизни. Писатели-тамбовчане посвящают свои произведения природе, труженикам-землякам, прошлому и настоящему родного края.

За свое 350-летнее существование Тамбовский край неоднократно претерпевал большие изменения в административно-территориальном делении. Современная Тамбовщина отличается по составу земель и населенных пунктов от Тамбовщины прошлых лет и веков. Часть городов и сел, ранее входивших в состав Тамбовской губернии, теперь принадлежит соседним областям (Рязанской, Липецкой, Саратовской). В указатель вошли произведения о городах и селах, в настоящее время принадлежащих к другим областям, но во время написания произведений эти населенные пункты входили в состав Тамбовской губернии (г. Лебедянь, д. Сасово и др.)**

Данный указатель рекомендуется широкому кругу читателей. Имеет разделы:
I. Тамбовский край в творчестве дореволюционных русских писателей:
а) проза;
б) поэзия.
II. Русские советские писатели о крае:
а)проза;
б) поэзия.
III. О литературной истории Тамбовского края.

Внутри разделов материал расположен в алфавите авторов художественных произведений. Аннотации носят развернутый рекомендательный характер. После аннотации приведена литера-.тура о связи писателя с Тамбовским краем.

Вспомогательные указатели: географический; предметно-тематический.

Цифровые обозначения отсылают к номерам библиографических записей.

вверх

4

Раздел 1

Тамбовский край в творчестве дореволюционных русских писателей
(Проза, поэзия)

ПРОЗА
1. Державин Г.Р.
2. Левитов А.И.
3. Лермонтов М.Ю.
4. Мамин-Сибиряк Д.Н.
5. Пушкин А.С.
6. Терпигорев С.Н.
7. Толстой Л.Н.
8. Тургенев И.С.

1. Державин Г.Р. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел, заключающих в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина. Отделение У. С определения его в губернаторы до удаления его от оного звания и возведения в высшие государственные чины и должности // Державин Г- Р. Избранная проза. — М.: Сов. Россия, 1984. — С. 91 — 121.

Державин был губернатором Тамбова с 1786 по 1788 гг. и сыграл большую роль в развитии культурной жизни города. В Тамбов он приехал уже известным поэтом и написал здесь несколько од и стихотворных произведений. В «Записках» он рассказывает о своем почти трехлетнем пребывании в Тамбове.

По прибытии в Тамбов Державин нашел губернию слабой и в крайнем расстройстве, дворянство было грубо и необходительно: «Ни войти, ни обращаться, как должно благородному человеку, не умели». Для просвещения жителей в губернаторском доме устраивались вечера, театральные представления. «Поденно в доме губернатора» были устроены классы для образования молодежи. Это стоило дешевле, так как учителю не нужно было ездить в дом

вверх

5

к каждому ученику. Державин открыл в Тамбове первый народный театр, народные училища не только в губернском центре, но и в Лебедяни, Козлове, Моршанске. Организовал типографию, начала выходить губернская газета «Тамбовские известия». Все, что сделано губернатором для развития губернии, перечислено по пунктам в конце главы. Генерал-губернатор Гудович написал донос на Державина, в результате чего последний был отозван из Тамбова и явился суду 6-го сената департамента в Москве.

Литература:

Авдошенко Е.В. Поэт Г Р. Державин в Тамбове -Тамбов: Кн. изд-во, 1962. — 48 с.

2. Левитов А.И. Петербургский случай: Очерк // Левитов А. И. Избранные произведения. — М.: Худож. лит., 1988. — С. 395–432.

Александр Иванович Левитов родился в с. Доброе Лебедянского уезда Тамбовской губернии. Писатель принадлежит к литературному направлению писателей-шестидесятников или писателей-разночинцев, которые были очень близки по происхождению и жизненному опыту к своим персонажам и концентрировали внимание на нескончаемой борьбе «маленького человека» за то, чтобы выжить. Левитов обучался в Тамбовской губернской семинарии. Воспоминания о ней мрачным кошмаром преследовали Левитова многие годы и легли в основу очерка «Петербургский случай», где автор передает атмосферу жизни семинаристов: наказания розгами, голод, беспризорность, воровство.

Литература:

Никулин И.С. «В Козлове я живу…»: (Об А.И. Левитове) // Никулин И.С. Мичуринские были.-Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1973. — С. 82–85.

Струков А.Ф. Александр Иванович Левитов. — Липецк: Кн. изд-во, 1970. — 32 с.

3. Лермонтов М.Ю. Вадим: Роман.-Любое издание.
Основой сюжета романа послужила история помещиков Муратова и Крюкова Козловского уезда Тамбовской губернии: второй из них незаконно отобрал у первого имение. Вероятно, Лермонтов знал эту историю. Тот же конфликт лег в основу и романа «Дубровский» А.С. Пушкина.

Литература:

Лермонтовская энциклопедия. — М.: Сов. энциклопедия, 1981.-С. 76; 560.

Андроников И. Исторические источники «Вадима» // Андроников И. Лермонтов. Исследования и находки. 4-е изд. — М.: Худож. лит., 1977. — С. 105–123.

Пешков В.П. Нити к «Вадиму» // Пешков В.П. Страницы прошлого читая… - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1972. — С. 139–149.

вверх

6

4. Мамин-Сибиряк Д.Н. Перекати-поле: Рассказ. // Мамин-Сибиряк Д.Н. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 8. — М.: Худож. лит.; 1955. — С. 130–159.

«…сразу определил… по лаптям и накинутой на плечи свите из белого домотканного сукна — настоящую »тамбовку«. В сторонке отдельной кучкой стояли тамбовские Панасы, Федосы, Са-велы и Петряи, тоже в свитах из домотканного сукна и некоторые в лаптях. Фрол Иваныч любовно посмотрел на эти родные свиты и лапти и даже вздохнул: »Эх, Тамбовская губерния, нет-то тебя лучше и приятнее-..«. Так встретил в Ялте своих земляков один из героев рассказа. Тамбовчане приехали в Ялту в поисках работы, они готовы были даже строить каменный мост через Черное море. Но в Крыму была более дешевая рабочая сила — турки, которые составили конкуренцию тамбовским мужикам.

5. Пушкин А.С. Дубровский: Роман. — Любое издание.

Место действия романа указано автором: «Козловский уезд Тамбовской губернии»- «Дубровский» имеет несколько сюжетных основ — это и история белорусского помещика, вытесненного из имения, оставшегося с одними крестьянами и грабившего на дорогах, и дело, разбиравшееся в Козловском уездном суде помещиков Муратова и Крюкова, которое длилось шесть лет и незаконно решилось в пользу более богатого и влиятельного — Крюкова. Муратов не имел документа, подтверждающего его право на владение имением: он сгорел во время одного из пожаров. Все это напоминает историю пушкинского героя Дубровского.

Литература:

Гордеев Н. М., Пешков В. П. Дубровский, мосье Трике и другие // Гордеев Н. М., Пешков В. П. Тамбовская тропинка к Пушкину. 2-е изд., испр.-Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1978.-С. 133–136.

6. Терпигорев С.Н. Оскудение: Очерки: В 2 т. — М.: Гослитиздат, 1958. T.I 426 с. Т.2 429 с.

7. Терпигорев С.Н. Потревоженные тени: Рассказы. — М.-Л.: Гослитиздат, 1959.–632 с.

8. Терпигорев С.Н. Раскаты Стенькина грома в Тамбовской земле // Исторические рассказы и воспоминания. — Спб., 1896. — 314 с.

вверх

7

Сергей Николаевич Терпигорев (1841–1895. Псевдоним Сергей Атава) родился в селе Никольское Усманского уезда Тамбовской губернии. Окончив гимназию, учился в Петербургском университете. Был близко знаком с Чернышевским, Некрасовым, Панаевым. За участие в студенческих волнениях исключен из университета и отправлен на родину. Здесь Терпигорев занимается литературной деятельностью. Очерки «Оскудение» имели шумный успех. В них речь идет о послереформенной России, когда было отменено крепостное право. Лишившись возможности пользоваться даровым трудом крестьян, дворяне оказались беспомощными в новых экономических условиях. Происходит оскудение дворянства, разорение дворянских гнезд. Вслед за «Оскудением» появилась книга «Потревоженные тени», где дана целая галерея образов крепостников-помещиков, нарисованы картины крепостничества на Тамбовщине. «Тамбовская деревня поразит вас своей нищенской, грязной обстановкой и каким-то сереньким, унылым колоритом» (Очерк «3 степи»).

Не обошли стороной Тамбовщину крупнейшие русские крестьянские волнения, в том числе и разинское. В своем труде «Раскаты Стенькина грома в Тамбовской земле» Терпигорев открыто выражает сочувствие крепостному крестьянству и его выступлениям против господ.

Литература:

Илешин Б.И. Страницы прошлого читая: (С. Н. Терпигорев и Тамбовский край) // Илешин Б.И. Литературные тропинки отчего края. — М : Сов Россия, 1986.-С. 81–100.

Никулин И.С. «Белый город на холме»: (О С. Н. Терпигореве, его связях с г. Козловом) // Никулин И.С. Мичуринские были. Воронеж: Центр.- Чернозем. кн. изд-во, 1973. — С. 76–81.

Волокитин В. Фельетоны Терпигорева (посвященные Тамбовской губернии) // Тамб. правда. — 1982. — 26 февр.

9. Толстой Л.Н. Война и мир: Варианты к 3-му тому // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. Т. 14. — М.: Худож. лит., 1953. — С. 130–163.

Толстой Л.Н. Вариант XI к роману «Война и мир»: Неизданный текст // Литературное наследство. Т. 35–36. — М.: АН СССР, 1939. — С. 350–380.

Вариант частично излагает содержание конца З-го и всего 4-го тома «Войны и мира». Семья Ростовых покидает Москву перед тем, как в нее войдет армия Наполеона, и едет по Тамбовской дороге. Встреча Наташи Ростовой и раненого князя Андрея происходит в дороге. Затем жители Москвы и раненые прибывают в Тамбов и останавливаются там. Князь Андрей выздоравливает — Пьер

вверх

8

остается в Москве, видит мародерство французов, попадает к ним в плен. После освобождения из плена Пьер едет в Козлов и далее в Тамбов, где встречается с семьей Ростовых. Князь Андрей возвращается в армию. Наташа выходит замуж за Пьера. Николай Ростов женится на княжне Марье. Князь Андрей и Николай Ростов совершают поход с русской армией в Париж. Через 3 года Л. Толстой изменяет конец своего романа.

Литература:

Белкин А.М. Перечитывая Толстого…: О тамбовских связях великого писателя // Лит. Тамбов. — 1989. –№ 1 (январь). — С. 11, 14.

Илешин Б.И. Черновые наброски «Войны и мира» // Илешин Б.И. Литературные тропинки отчего края. — М.: Сов. Россия, 1986. — С. 72–80.

Илешин Б.И. Андрей Болконский в Тамбове: О тамбовских связях Л.Н. Толстого // Неделя — 1982. — С. 18–19.

10. Тургенев И.С. Лебедянь: Рассказ из цикла «Записки охотника». — Любое издание.

Уездный город Лебедянь Тамбовской губернии (ныне Липецкая обл.) славился конными ярмарками. Одна из таких ярмарок описана в рассказе. Повествование ведется от лица автора, который приезжает в город, чтобы посетить ярмарку и подешевле купить лошадь. Торг состоялся с тамбовским помещиком Чернобаем, а на следующее утро лошадь оказалась хромой и запаленной. В рассказе передана атмосфера города, интересы провинциального общества. Известно, что Тургенев долго работал над языком произведения, ему удалось передать колорит местного крестьянского диалекта.

11. Тургенев И.С. Затишье: Повесть // Тургенев И.С. Собрание сочинений: В. 12 т. Т. 6. — М.: Худож. лит., 1975. — С. 7–86.

Замысел повести «Затишье» Тургеневым долго вынашивался и обдумывался. Затишье — тихое место, глубокая провинция. Рассказчик приезжает в свои имения, одно из них - деревня Сасово Тамбовской губернии*. Он знакомится с помещиками-соседями и становится свидетелем страстной любви Марьи Павловны и господина Веретьева. Несчастливая развязка приводит к гибели героини повести. «Затишье» привлекло к себе внимание критиков и читателей. Его персонажи, молодые помещики Астахов и Вереть—

вверх

9

ев, особенно были интересны в связи с развернувшейся тогда полемикой о «лишних людях».

12. Тургенев И.С. Несчастная: Повесть // Тургенев И. С. Собрание сочинений: В 12 т. Т. 7.-М.: Худож. лит., 1975.-С. 127–213.

Действие повести происходит в Тамбовской губернии, в деревенском имении всесильного барина. Сусанна Ивановна, героиня повести, живет в случайном семействе, окруженная чужими людьми, и оказывается в центре сложных и неясных ей событий. В повести нашли отражение воспоминания юности Тургенева. О «Несчастной» Г. Флобер сказал: «Я нахожу эту вещь просто возвышенной»*.

13. Тургенев И.С. Странная история: Рассказ // Тургенев И. С. Собрание сочинений: В 12 т. Т. 7.-М.: Худож. лит.,1975-С. 214 –236.

В губернском городе Т… герой рассказа знакомится со скучной жизнью города. Встречается с Софи, юной дочерью городского чиновника. Гостя приглашают посмотреть провинциальное «чудо» - человека-телепата, нездорового психически. Через год герой рассказа встретил в соседней губернии странную пару скитальцев: юродивый и его слуга — молодая особа, в которой он узнал Софи. Что заставило ее оставить дом отца и бродить вместе с юродивым по соседним губерниям? Вопрос остается без ответа.

Литература:

Кашницкий С. Пусть затопят камин: В Лебедями может быть создан прекрасный туристический центр: (О связи с городом писателей Е. Замятина, М. Булгакова, Т. Чурилина, И. Тургенева) // Строит, газ.-1989.-28 марта.

Белкин А. М. Тамбовские связи И. С. Тургенева // Тамб. правда.-1968.- 5 нояб.

Письмо И. С. Тургенева (относительно имений в Тамбовской губернии) // Тамб. правда. — 1941. — 12 июня.

И.С. Тургенев-тамбовский помещик (Елатомского уезда) // Тамб. правда.-1934.-22 июня.

ПОЭЗИЯ
1. Баратынский Е.А.
2. Державин Г.Р.
3. Жемчужников А.М.
4. Лермонтов М.Ю.
5. Пушкин А.С.

вверх

10

14. Баратынский Е.А. Запустение; Родина; Стансы; Стихи.- Любое издание.

Евгений Абрамович Баратынский (Боратынский)-поэт, представитель романтизма в русской поэзии начала XIX в. Был близок к А. Пушкину, А. Дельвигу. В. Кюхельбекеру, К. Рылееву, А. Бестужеву. Родился в имении Мара Кирсановского уезда Тамбовской губернии (ныне с. Софьинка Уметского района). Покинув имение родителей в ранней юности, поэт часто обращался в мыслях и стихах к родным местам. «Запустение» — элегия, написанная Баратынским при посещении Мары осенью 1833 г. — проникнута грустью. 23 года прошло, как умер его отец, владелец имения, который содержал сад в прекрасном состоянии, были проложены аллеи, построены беседки, мостики, гроты… Теперь поэт видит запустение и разрушение временем творения отца и вспоминает юные годы. «Родина»-также посвящена родному дому в Маре. В 1825г. Баратынский вышел в отставку и мечтал «возделывать отеческое поле». Стихотворение насыщено бодрым духом, желанием трудиться с заступом и сохой, посадить лесок, где будут липы и тополя, и в их тени поэта вспомнят его потомки. «Стансы» («Судьбой наложенные цепи…»). В 1827 г. Баратынский посетил имение вместе с женой и новорожденной дочерью. С романтической пылкостью он обращается к родным степям и дубравам, вспоминает своих друзей — декабристов:

Я братьев знал; но сны младые Соединили нас на миг: Далече бедствуют иные, И в мире нет уже других.

В селе Софьинка на Тамбовщине с 1983 г. ежегодно проводятся праздники поэзии Е.А. Баратынского.

Литература:

Пешков В. «Моя начальная любовь…»: Е. А. Баратынский в Маре. - Воронеж: Центр.- Чернозем. кн. изд-во, 1974,–135 с.

Илешин Б.И. Поэт Евгений Абрамович Баратынский. — Тамбов: Кн. изд-во, 1961. — 32 с. (Замечательные люди отечественной истории в Тамбовском крае).

Тамбов. Мара-колыбель Баратынского: (Об очередном празднике поэзии Е. А. Баратынского) // Подъем.-1986. — № 1. — С. 144.

15. Державин Г.Р. Осень во время осады Очакова (Осень в Зубриловке); Желание зимы: Стихи. — Любое издание.

Первоначально стихотворение называлось «Осень в Зубриловке».

Зубриловка — деревня неподалеку от Тамбова, где было имение близких друзей Державина - Голицыных, которых он часто

вверх

11

навещал. Это время русско-турецкой войны за Крым (1787–1791); хозяин имения князь С.Ф. Голицын находился в армии, осаждавшей турецкую крепость Очаков. Жена ждала его в имении. Но об армии долго не было никаких известий, и Державин решил утешить и поддержать В.В. Голицыну, послав ей оду.

Поэт рисует картины осенней степи, голых холмов, где уже не пасутся стада, затем обращается к стенам Очакова, объятым огнем, и к князю, рассказывая, как печалится о нем его супруга… «Приди, желанная весть! — и лира Любовь и славу воспоет».

Другое стихотворение, «Желание зимы», посвящено Захарьину, о котором Державин сделал такое примечание: «Сей однодворец, к которому сия ода писана, имел большие природные способности к сочинению романов, что доказывает повесть его об Арфаксаде, в стихотворениях не было же вкуса, но непреодолимою побежден страстию к пьянству, от которой был удерживаем разными средствами сочинителем сей оды; но как ничто не успело, то в шутку над ним и написана сия площадная пьеса»*.

Державин сравнивает осеннюю непогоду с пьяным гулякой:
Бог хлада слякоть, слюни
Из глотки источил,
Всю землю замочил.

16. Державин Г.Р. Пролог в одном действии с музыкой на открытие в Тамбове училища и театра // Державин Г.Р. Сочинения: В 7 т. Т. 4. — СПб., 1871.

В аллегорической форме Державин изобразил непросвещенных жителей Тамбовской губернии в виде темного дикого леса, в котором Пустынник с факелом в руке прокладывает дорогу (аллегория Петра I, его просветительских реформ) — Гений символизировал Екатерину II, ее «век просвещения».

17. Державин Г.Р. Торжество восшествия на престол Императрицы Екатерины, отправленное в Тамбове губернатором Державиным в его доме 28 июня 1786 г. // Державин Г. Р. Сочинения: В 7 т. Т. 4. -СПб., 1871.

По случаю коронации Екатерины II Державиным был устроен праздник с фейерверками, с праздничным шествием и театрализованным представлением по сценарию, написанному Державиным.

вверх

12

Литература:

Ходасевич В. Ф. Державин-М.: Книга, 1988. — 326 с., ил. (Писатели о писателях) .

18. Жемчужников А.М. Липы; Летний зной; «Опять ищу уединенья-..»: Стихи // Жемчужников А.М. Избранное. — Тамбов: Кн. изд-во, 1959.-С. 124.

Жемчужников А.М. По городу бродя, зашел я в сад…: Стихотв. // Жемчужников А. М. Песни старости. — СПб., 1900. — С. 86–87.

Имя поэта известно, прежде всего, в связи с его литературной деятельностью под псевдонимом Козьмы Пруткова. Последние годы своей жизни поэт провел на тамбовской земле. Зимой — в Тамбове, летом — в с. Ильиновка у своей дочери О.А. Баратынской. Жемчужников любил природу Тамбовщины, ее морозные зимы и полные очарования весенние и летние дни. Много стихов он посвятил природе нашего края и городу Тамбову. Они вошли в его последний цикл стихов «Песни старости».

Литература:

Илешин Б. «Я остаюсь еще пред Родиной в долгу…»: (А.М. Жемчужников и Тамб. край) // Илешин Б Литературные тропинки отчего края — М.: Сов. Россия, 1986. — С. 117–138.

Дьячков А.Н. Дом, в котором жил поэт А.М. Жемчужников // Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР Тамбовская область. — М., 1978. — С. 75–77.

Дом Жемчужникова в Тамбове, где скончался поэт-памятник литературного Тамбова XIX в. // Лит. Тамбов. — 1989. — № 2 (апр.). — С. 1., ил.

19. Лермонтов М.Ю. Тамбовская казначейша: Повесть в стихах. // Послесл. В. Мануйлова; ил. В.В. Крамской. — Л.: Художник РСФСР, 1978. — 91 с.

Путь Лермонтова из Петербурга и Москвы в имение бабушки Тарханы лежал через Тамбов. В Тамбове жили его товарищи по московскому пансиону, у которых он задержался зимой 1835–1836 гг. Впечатления от знакомства с провинциальным городком легли в описание внешнего вида города в повести в стихах «Тамбовская казначейша»:

Там есть две улицы прямые
И фонари, и мостовые,
Там два трактира есть, один
«Московский», а другой «Берлин».
………………
Там зданье лучшее-острог.
Короче — славный городок!

«Тамбовская казначейша» - одно из первых у Лермонтова реалистических стихотворных произведений. Сюжетную основу сос—

вверх

13

тавляет бытовой анекдот о губернском казначее, проигравшем в карты уланскому офицеру свою красавицу-жену. Центр огромной черноземной губернии славился пристрастием к карточной игре, поскольку других увеселений не было. Из Москвы в Тамбов направились целые обозы с картами, в карточном клубе в Тамбове проигрывались целые состояния. В доме помещика Протасова однажды играли без перерыва целый месяц. Игроки за столом ели, пили, спали. Впервые «Тамбовская казначейша» была опубликована с искажениями: название города «Тамбов» и эпитет «Тамбовская» в заглавии были исключены. Повесть иллюстрировали многие русские и современные художники: В. Тропинин, К. Флавицкий, М. Добужинский, В. Крамская.

Литература:

«Тамбовская казначейша» // Лермонтовская энциклопедия. — М.: Сов. энциклопедия, 1981. — С. 560–562.

Пешков В. Страницы прошлого читая. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. 1ид-во, 1972. — 203 с.

Илешин Б. Свидетели живые. — Тамбов, 1960. — С. 4–7

Илешин Б. Ш литературного прошлого нашего края. — Тамбов, 1956. — С. 10–19.

Илешин Б. Из истории «Тамбовской казначейши» // Илешин Б. Литературные тропинки отчего края. -М.: Сов. Россия, 1986. — С. 58–71.

Казаневич В. Тамбовская казначейша — не тот человек: (О необходимости установления памятного знака в Тамбове на доме, где, вероятно, жила лермонтовская героиня) // Сов. культура. — 1989. — 30 марта.

20. Пушкин А.С. Евгений Онегин: Роман. Гл. 5. — Любое издание.

В описании бала по случаю дня рождения Татьяны Лариной присутствует «мосье Трике, остряк, недавно из Тамбова». За этой строкой скрывается такое событие в жизни провинциального Тамбова, как присутствие в нем французов. После разгрома наполеоновской гвардии в 1812 г. в Тамбове было много пленных французов. Офицеры пользовались полной свободой. Местная знать приглашала их в свои усадьбы в качестве гостей. Некоторые из них так и остались навсегда в Тамбовской губернии служить гувернерами и учителями в дворянских семьях.

Литература:

Гордеев Н.М., Пешков В.П. Дубровский, мосье Трике и другие // Гордеев Н.М., Пешков В.П. Тамбовская тропинка к Пушкину. — 2-е изд. испр. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1978. — С. 133–136.

вверх

14

Раздел II

Русские советские писатели о крае
(Проза, поэзия)

ПРОЗА
1. Булавин М.Я.
2. Вирта Н.Е.
3. Воронений А.К.
4. Вучетич В.Е.
5. Герасин В.И.
6- Гиляровский В.А.
7. Горький А.М.
8. Елегечев И.3.
9. Замятин Е.И.
10. Люфанов Е.Д.
11. Нагибин Ю.М.
12. Новиков-Прибой А.С.
13. Панферов Ф.И.
14. Платонов А.П.
15. Серафимович А.А.
16. Сергеев-Ценский С.Н.
17. Стрыгин А.В.
18. Толстой А.Н.
19. Троепольский Г.Н.
20. Федин К.А.
21. Цветаева М.И.
22. Четвериков Б.Д.
23. Чуковский Н.К.

21. Булавин М.Я. Боевой 19 и: Роман. — Любое издание. Писатель живет и работает в Воронеже.

В основу его романа легли события разгрома армии генерала Мамонтова на Тамбовщине в 1919 г. Писателя интересует отношение народных масс к происходящему, отношение простых людей к Советской власти в такое время, когда ей угрожает опасность. Главный герой Устин Хрущев возвращается в родную деревню из немецкого плена. Устин — типичный представитель беднейшего крестьянства, которому революция дала возможность поднять голову. Противопоставлен ему в романе кулак Митяй Пашков. Книга Булавина волнует искренностью, захватывает страстью своей любви и ненависти.

22. Вирта Н.Е. Вечерний звон: Роман; Одиночество: Роман.- Любое издание.

вверх

15

Николай Евгеньевич Вирта (1906–1976) родился и вырос М Тамбовщине. В 17 лет начинает работать репортером в газете «Тамбовская правда», где публикует свои первые рассказы. «Вечерним звоном» начинается цикл романов, повествующих о крестьянской семье Сторожевых из села Дворики Тамбовской губернии. События романа начинаются в конце XIX в. и заканчиваются предреволюционными годами Первой русской революции 1905 г. Обострение классовой борьбы в деревне, расслоение крестьянства на кулачество и бедноту круто изменило жизнь в тамбовской деревне и затронуло судьбы семьи Сторожевых- С любовью Вирта рассказывает в романе о природе Тамбовского края, о старых провинциальных городах, о русской деревне.

С победой Советской власти контрреволюция не раз предпринимала попытки свергнуть ее. По Тамбовщине прокатилась волна контрреволюционных мятежей: банды Краснова, зсеро-кулацкий мятеж Антонова, опустошительный рейд генерала Мамонтова. Действие романа «Одиночество» развертывается в период подавления эсеровского мятежа Антонова. Читатель встречается с прежними героями. В образе Петра Сторожева показан умный и жестокий враг Советской власти, любыми средствами готовый бороться за ее свержение. Сергей Сторожев, Листрат и другие — представители революционного народа.

Литература:

Левин Л. «У каждого из нас есть свой Тамбов »: К 80-летию со дня рождения Н. Вирты // Лит. газ. -1987. — 28 янв. (№ 5). — С. 6.

Белкин А.М. Воплощая эпопею о земле: (К 80-летию со дня рождения Н.Е. Вирты) Тамб. правда. -1986. — 11 окт.

23. Воронский А.К. Бурса: Роман; За живой и мертвой водой: Повесть // Воронский А.К. / Избранное. — М.: Худож. лит., 1976.- С. 13–253; 254–589.

Воронский Александр Константинович (1884–1943)  — уроженец с. Хорошавка Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Родился в семье священника, учился в Тамбовской духовной семинарии, но был исключен из нее за политическую неблагонадежность. В дальнейшем стал профессиональным революционером. Роман «Бурса» повествует о Тамбовском духовном училище в 90-е годы XIX в. Он написан отчасти под влиянием «Очерков бурсы» Н.Г. Помяловского, где рассказывается о бурсе начала 60-х г. В «Бурсе» Веронского мало что изменилось с тех пор. Те же предметы — катехизис, священное писание; грязь в спальнях, пыль в классах, смрад в столовой; издевательство над новичками, наушничество. Но появляются новые веяния в среде бурсаков — многие стали

вверх

16

мечтать об университетах, институтах, о профессии врача, архитектора. Появляются революционные настроения, в бурсе создается подпольная библиотека.

В первых главах «Семинарский бунт», «Вольница», «Конец коммуны» повести «За живой и мертвой водой» читатель вновь встречает знакомых героев-семинаристов. Они выступают в рядах революционно настроенной передовой тамбовской молодежи накануне революции 1905–1907 гг. Повесть во многом автобиографична. Воронским описан путь становления революционера-профессионала.

Литература:

Александр Константинович Воронский: Библиогр. указ. // Сост. Э.П. Ефремов. — Тамбов, 1984. — 84 с.

Спектор У. К Воронскому, в Липецк: (О судьбе писателя и его архива в конце 30-х годов XX в) // Тамб. правда. — 1988. — 19 апр.

24. Вучетич В.Е. Мой друг Сибирцев: Повесть // Вучетич В. Е. Передайте в «Центр»: Повести — М.: Современник, 1988. — С. 3–270.

Повесть посвящена героям-чекистам, сражавшимся во время гражданской войны с бандами, уцелевшими и затаившимися по отдаленным уголкам России. Сибирцев — командир небольшого отряда чекистов, посланного на поимку банды Антонова в Тамбовскую губернию, наделен мужественностью, выдержкой и решительностью. Живым, интересным языком рассказано о боевых операциях в Козлове, Тамбове. Повесть читается с удовольствием, несет в себе познавательную историческую информацию.

25. Герасим В.И. Алена Большая: Повести и рассказы. - Воронеж: Центр.- Чернозем. кн. изд-во, 1988. — 272 с.

В сборник Тамбовского писателя вошли повести и рассказы, основанные на воспоминаниях детства, прошедшего на Тамбовщине, встречах с земляками, поделившимися мыслями о своей жизни. Герои повестей и рассказов просты и непритязательны, как и сами сюжеты, но в их характере всегда присутствует нравственный стержень.

Литература:

Наседкин Н. По другим меркам: Заметки о новых произведениях В. Герасина // Тамб. правда. — 1987. –17 мая.

Виктор Иванович Герасин (к 50-летию со дня рождения): Библиогр справка // Тамб. даты. 1989. -Тамбов, 1988. — С. 46–47.

26. Гиляровский В.А. Мои скитания. Люди театра. — Любое издание.

вверх

17

Владимир Алексеевич Гиляровский (1853–1935) известен как автор очерков о дореволюционной России и нравах и обычаях старой Москвы («Москва и москвичи»). В повести «Люди театра» и романе «Мои скитания» рассказывается о жизни актеров провинциальных театров. В 70-е годы прошлого века «в театр не посту пали, а попадали, как попадают под суд, под поезд, в тюрьму». Гиляровский описывает бедность театров в Моршанске, Козлове, Тамбове; нищенское существование актеров, которые часто не имели средств для того, чтобы приобретать приличную одежду. В театре работала самая разная публика, иногда очень далекая от театральной жизни- Автор рассказывает и о будущих знаменитостях и о безвестных актерах. Дано описание провинциального Тамбова, Моршанска, Козлова, их жителей.

Литература:

Гура В. О времени и о себе: (В.А. Гиляровский-артист Тамб. театра) // Гура В. Времен соединенье -Архангельск: Сев.-Запад. кн. изд-во, 1985. — С. 235–236.

27. Горький А.М. Герой: Рассказ из книги «По Руси». — Любое издание.

В период своего «хождения» по Руси Горький побывал и на Тамбовщине. В 1888 г. он работал сторожем и весовщиком на железнодорожных станциях Добринка и Борисоглебск Тамбовской губернии. Состоял членом Борисоглебского марксистского кружка (ныне Борисоглебск — Воронеж, обл.). Горький увидел Тамбов «пыльным деревянным городом, тихим лагерем безличных людей». Герой его рассказа — случайно встретившийся тамбовский мещанин — обыватель, проживающий сонную пустую жизнь. «Когда жизнь неприглядна и грязна, как старое, засоренное пожарище, приходится чистить и украшать ее на средства своей души, своей волей, силами своего воображения…» — к такому выводу приходит в рассказе Горький.

Литература:

Коробков А. А. Максим Горький в Тамбове // Клуб любителей книги / Тамб. Обл. науч. б-ка им. А С. Пушкина, XVIII заседание. — Тамбов, 1978. — С 3–5.

Ларина Н. Горький в Борисоглебске // Лит. Россия. — 1979. — 24 авг.

28. Елегечев И.3. Губернатор: Исторический роман. - Воронеж: Центр.- Чернозем. кн. изд-во, 1987. –335 с.

Написанный в жанре исторической хроники, роман содержит историю трехлетнего правления Г.Р. Державина Тамбовской губернией. Автор в живой, увлекательной форме рассказывает о Там—

вверх

18

бове и его жителях конца XVIII века. Тамбов в ту пору представлял жалкую картину, почти все дома были крыты соломой, болотистые улицы «украшали» ямы, кругом возвышались кучи мусора. При Державине начались работы по благоустройству города: строительство красивых каменных домов, мощение улиц, культурно-просветительная деятельность. Тамбовская знать выступала против просвещения. С большим трудом Державину удалось открыть в Тамбове училище для всех сословий, театр, типографию. Резкий по натуре, не терпящий шельмовства и обмана, Державин стал призывать местных казнокрадов к порядку. В ответ местная знать, возглавляемая генерал-губернатором Гудовичем, стала писать доносы на Державина, обвинявшие его во многих «преступлениях». Державину пришлось пережить трудное время.

Литература:

Кулин Н. Что есть истина? (О романе И. Елегечева «Губернатор») // Тамб правда. — 1987. — 14 нояб.

29. Замятин Е.И. Уездное; Алатырь; На куличках: Повести // Замятин Е.И. Повести и рассказы. -Воронеж. Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1986.-С. 34; 87; 121.

Евгений Иванович Замятин родился в г. Лебедяни Тамбовской губернии. Повесть «Уездное» написана им в 1913 г. по личным наблюдениям тамбовского дореволюционного захолустья. Повесть высоко оценена А. М- Горьким: «…не написал ничего лучше »Уездного«, а этот »Городок Окуров« — вещь, написанная по-русски, с тоскою, с криком, с подавляющим преобладанием содержания над формой». Барыба — главное действующее лицо, путем всевозможных мелких и больших подлостей обеспечивает себе необходимое животное существование — кров, еда, одежда. «Уездное» принесло известность Замятину. Многочисленная восторженная критика встретила его как восходящую новую звезду на литературном небосклоне.

Повесть «Алатырь» написана под впечатлением от визита к нему Лебедянского почтового чиновника, который оказался его «собратом по перу» — чиновник писал стихи. В повести же этот провинциальный поэт — юный, легкоранимый и беззащитный мальчик, влюбленный в спелую девицу, засидевшуюся в родительском доме. С приездом в город нового лица — молодого князя — разворачиваются захватывающие события между незамужними претендентками на любовь князя. Герои повести не лишены высоких чувств, но все их устремления заканчиваются конфузом. Каждый из них вызывает жалость и сострадание. Отношение Замятина к своим персонажам можно определить как «любовь-ненависть».

вверх

19

Повесть «Ma куличках» перекликается с «Поединком» А. и. Куприна. Действие происходит «у черта на куличках» — на Дальнем Востоке, у берегов Тихого океана, куда попадает служить тамбовчанин, офицер Андрей Иванович.

Высокая любовь и высокая трагедия в жизни этого человека обрываются пьяной пляской под крики: «Аи да наш!» служивших там офицеров-обывателей. Язык повести необычен и сложен, как и язык всех других произведений Замятина. Но по прочтении от них остается сильное и неизгладимое впечатление. Замятин был инженером-кораблестроителем. В коротком очерке «О моих женах, о ледоколах и о России» он писал: «…ледокол только притворяется неуклюжим, а если вы вытащите его из воды… вы увидите, что очертания его сильного тела круглее, женственнее, чем у многих других кораблей». То же происходит с произведениями Замятина, когда читатель узнает их.

Литература:

Василевский А. Открывая Замятина // Октябрь.-1987.-№ 3.-С. 202–203. — Рец. на кн.: Замятин Е И. Повести и рассказы - Воронеж: Центр.- Чернозем. кн. изд-во, 1986. — 334 с.

Мущенко Е. «И я был большевиком» // Подъем.-1987.- № 7 — С. 131–134. — Рец. на кн.: Замятин Е И. Повести и рассказы. — Воронеж: Центр — Чернозем. кн. изд-во, 1986.–334 с.

«Пишу Вам из России…»: (Письма Е. И Замятина М А. Волошину) // Подъем-1988.-№ 5.-С. 121–125. (Из г. Лебедяни Тамб. губ. — С. 123).

Возвращение Евгения Замятина: Круглый стол «Литературной газеты» // Лит. газ. — 1989. — 31 мая. — С. 5.

30. Люфанов Е.Д. Набат. — Любое издание.

Евгений Дмитриевич Люфанов родился в 1908 году в г. Моршанске Тамбовской области, где провел детские и юношеские годы.

В романе рассказывается о становлении рабочего класса в 90-е годы XIX в. в Моршанске. Развитие промышленного капитализма, ужесточение эксплуатации рабочих внесло определенные изменения в жизнь небольшого города. Как выглядел уездный город Моршанск, о том, как и чем жили его жители на исходе прошлого столетия, узнает читатель из этой книги.

Литература:

Умывакина Г. Правда истории и правда характера: (О романе Е. Люфанова «Набат») // Голоса времени. Воронеж: Центр-Чернозем кн. изд-во, 1974. — С. 198–209.

31. Нагибин Ю.М. Князь Юрка Голицын: Повесть // Нагибин Ю.М. Музыканты. — М.: Современник, 1986. — С. 6–150.

вверх

20

Нагибин Ю.М. Сильнее всех иных велений: Повесть // Наш современник. — 1984. — № 12. — С. 5–93.

Повесть посвящена князю Юрию Голицыну, организатору первого русского народного хора, жившему в г. Козлове Тамбовской губернии. Автором выведен образ человека, одержимого и одухотворенного любовью к русской песне, к русским голосам. Будучи человеком земным и небезгрешным, с ошибками и удачами, Голицын создал народный хор и добился его публичного признания.

32. Нагибин Ю.М. Рахманинов: Повесть // Нагибин Ю.М. Река Гераклита. — М.: Современник, 1984. -С. 181–269.

Нагибин Ю.М. Рахманинов: Повесть // Октябрь. — 1983. — № 9 — С. 52–111.

В повести рассказывается о детстве и юношеских годах композитора С.В. Рахманинова, которые прошли на Тамбовщине в имении Ивановка. Большая часть повести посвящена описанию природы Ивановки, которую композитор полюбил на всю жизнь. Будучи уже известным, Рахманинов часто и подолгу жил в своем имении. В настоящее время в Ивановке организован Дом-музей С.В. Рахманинова. В Тамбове проводятся ежегодные музыкальные фестивали С. В. Рахманинова с посещением и концертами в Ивановке.

Литература:

Нагибин Ю. Приближение к Рахманинову: (Писатель о своем восприятии композитора по воспоминаниям о нем) // Дружба народов. — 1987 — № 1 — С. 117–118.

Иванова Т. Практик литературы: (О творчестве Ю. Нагибина, в том числе положительно о повести «Князь Юрка Голицын»). // Кн. обозрение. — 1988. — 8 апр. — С. 4.

Почта отдела: (Приведены письма семьи Рахманиновых-Сатиных об искажении образа С.В. Рахманинова в произведениях Ю. Нагибина) // Сов музыка. — 1989 — № 2. — С. 84–85.

33. Новиков-Прибой А.С. Судьба; Лишний; Порченный: Рассказы // Новиков-Прибой А.С. Собр. соч.: В 5 т. Т. 1.-М.: Правда, 1963-С. 126–173; 174–210; 295–304.

Алексей Силыч Новиков-Прибой-уроженец тамбовского села Матвеевское (ныне Сасовский район Рязанской области). Известен как писатель-маринист, автор романа «Цусима». В своей литературной деятельности не раз обращался к землякам-тамбовчанам, которые стали прототипами героев его произведений. Рассказы «Судьба», «Лишний», «Порченный» изображают тамбовскую

вверх

21

действительность начала нынешнего века. В рассказе «Судьба» писатель вспоминает о своем селе, детских впечатлениях, матери и о встреченном им матросе, который поразил его детское воображение рассказами о море. Действие рассказа «Лишний» также происходит в родном селе. Уехав на «цареву службу», его герой Гаврила попадает на военные действия, в плен, а в село приходит на него похоронка. Вернувшись в деревню, Гаврила оказывается лишним, его жена и дети живут в другой семье.

34. Новиков-Прибой А.С. Цусима: Роман. — Любое издание.

Глава «Человек, возвращенный могилой» рассказывает о тамбовчанине Семене Ющине, который служил на броненосце «Бородино». Он один уцелел после потопления броненосца в бою. Оказался в открытом море, мужественно сражался с морской стихией и был спасен японскими рыбаками.

Литература:

Никулин И.С. В гостях у мичуринцев: (Новиков-Прибой в Мичуринске) // Никулин И.С. Мичуринские были: Из записок краеведа. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1973. — С. 110–115;

Дмитриевская Г. В тихой Усмани: (О работе А.С. Новикова-Прибоя в Усмани в 1927–28 гг.) // Лит. Россия. — 1980. — 12 дек. — С. 24.

35. Панферов Ф.И. Бруски: Роман. — Любое издание.

Федор Иванович Панферов, будучи редактором «Крестьянского журнала» бывал на тамбовской земле Журнал решительно выступал за коллективизацию села, против индивидуального хозяйствования. Роман «Бруски» - о коллективизации. Важнейшей политической проблемой того времени была организация труда. Прообразами героев романа стали крестьяне села Воронцовки Знаменского района Тамбовской области- Центральный мотив романа — борьба за коммуну. С одинаковой теплотой описана жизнь природы, домашних и диких животных, белоголовой ребятни и девяностолетнего дедушки.

36. Панферов Ф.И. Родное прошлое: Повести и рассказы. Публицистика. — М.: Правда, 1989. — 477 с.

Повесть «Родное прошлое» автобиографична, рассказывает о жизни писателя в Знаменском районе Тамбовской области. Село Воронцовка стало его «второй литературной резиденцией». Здесь он узнавал крестьянскую жизнь, собирал материалы для очерков. В Знаменском районе у писателя было много друзей: простые труженики и председатели колхозов, в каждом из которых он видел индивидуальность и неповторимость. Обо всем этом рассказано в «Родном прошлом».

вверх

22

Литература:

Илешин Б.И. У истоков «Брусков»: (Ф.И. Панферов и Тамб. край) // Илешин Б.И. Литературные тропинки отчего края — М.: Сов. Россия, 1986. — С. 150–162.

Никулин И. Панферов в Мичуринске // Тамб. правда. — 1984. — 28 нояб.

37. Платонов А.П. Сокровенный человек; Епифанские шлюзы; Ямская слобода; Происхождение мастера: Повести. — Любое издание.

Творчество известного советского прозаика Андрея Платоновича Платонова близко тамбовцам тем, что в 20-е годы писатель жил и работал в нашем крае. В Тамбов будущий писатель приехал в декабре 1926 г. на должность заведующего подотделом мелиорации Тамбовского губернского земельного управления Всего 4 месяца пробыл Платонов в нашем крае, но это было время активного знакомства с жизнью губернии. «Епифанские шлюзы», «Ямская слобода», «Происхождение мастера» и «Город Градов» явились итогом тамбовского периода жизни, оставившего заметный след в памяти и творчестве писателя. Роман «Чевенгур», повести «Котлован» и «Ювенильное море» также относятся к периоду творчества Платонова, который начался в Тамбове в 1926 г. и оборвался после разгромной критики в 1931 г.

38. Платонов А., Пильняк Б. Че-Че-О: Областные организационно-философские очерки // Лит. обозрение.-1987. — № 10. — С. 96–101.

Очерк написан под впечатлением от командировки в Воронеж. Правительством было введено новое районирование Российской Федерации, в дальнейшем не оправдавшее себя и отмененное. Создана ЦЧО -Центрально-Черноземная область с центром в Воронеже. Журнал «Новый мир» командировал в глубинку авторов с целью на месте выяснить смысл происходящих перемен. В очерке описана встреча с тамбовчанином и кирсановцем, которые «пребывали в организационно-областной ярости», заявляя, что Тамбовский край — это «исторически неделимое» и нельзя отхватить «северный кусок поценского края» в другой округ.

Литература:

Пискунова С., Пискунов В. Сокровенный Платонов: «К выходу н свет романа »Чевенгур«, повестей »Котлован« и »Ювенильное море« // Лит. обозрение. — 1989. — № 1. — С. 26: (О тамбовском периоде творчества).

Андрей Платонов сегодня: Круглый стол «Литературной газеты» // Платонов А.П. Котлован: Избранная проза. — М.: Кн. палата, 1988. — С. 5–12. (О поступлении на службу в Тамбове — С. 8.).

вверх

23

Платонов А.П. Из писем к М. Платоновой (1926–1927): (О жизни в Тамбове, об его жителях) // Платонов А.П. Котлован: Избранная проза — М.: Кн. палата, 1988. — С. 308–310.

Свительский В Наш союзник Андрей Платонов: (Об очерке «Че-Че-О») // Лит. обозрение. — 1987. — № 10. — С. 101–103.

Бирюков С. Неизбежность возвращения: Исследования творчества Андрея Платонова // Тамб. правда. — 1987. — 27 дек.

Писарев Е. Происхождение мастера: (А.П. Платонов в Тамбове) // Тамб. правда. — 1987. — 27 нояб.

Чернов А. Андрей Платонов в Тамбове // Тамб. правда. — 1980. — 2 марта.

Чернов А. Андрей Платонов и его герой // Коме, знамя. — 1980. — 16 мая.

39. Серафимович А.А. Чей сад?; Тамбовский мужичок в Москве; Памятник: Рассказы. // Серафимович А. А. Собр. соч. — В 7 т. Т. 6.-М.: Худож. лит., 1959.-С. 50, 104, 108.

Серафимович гостил в Тамбовской губернии у писателя Новикова-Прибоя. На тамбовских впечатлениях им написаны несколько коротких рассказов. Все эти рассказы можно объединить одной темой: забитость и тяжелый труд крестьянина, сытость помещиков, пользующихся этим трудом.

Литература:

Сухарев А.А. Серафимович и Тамбовский край // А. С. Серафимович: Материалы Межвуз. науч. конф. — Волгоград. 1963. — С. 158–164.

Полякова Л.В. «Тамбовский мужичок в Москве»: (О связях Серафимовича с Тамбовским краем и произведениях, ему посвященных) // Лит. Тамбов — 1989. — № 1. — С. 11.

40. Сергеев-Ценский С.Н. Лесная топь: Повесть; Печаль полей: Повесть-поэма // Сергеев-Ценский С.Н. Повести и рассказы. В 2 т. Т. 1. — М.: Худож. лит., 1975. — С. 53–119; 145–246.

Сергей Николаевич Сергеев-Ценский (1875–1958)  — русский советский писатель, автор «Севастопольской страды», многотомной эпопеи «Преображение России», которая состоит из 12 романов, 3 повестей и этюдов, создававшихся на протяжении 45 лет. Писатель также известен как автор статей и воспоминаний о А. М. Горьком, И. Е. Репине, Н В. Гоголе. Родина Сергеева-Ценского - с. Преображенское Тамбовской губернии- Вторая половина фамилии — по названию реки Цны. Семнадцать лет он прожил на тамбовской земле и за это время узнал трудную жизнь крестьянства. На тамбовских наблюдениях и впечатлениях написаны повести «Лесная топь» и «Печаль полей». В селах царили дикость и невежество. Героиня повести «Лесная топь» Антонина подверглась насмешкам из-за небольшого физического недостатка, погубившего всю ее жизнь. Среда, в которой она жила, не позволяла ей почувствовать себя таким же человеком, как все. В повести «Печаль

вверх

24

Полей» Перед нами предстают плотники, Штукатуры, каменщики, рабочие и мастеровые, строящие завод в Сабурове, крестьянин Никита — «плодотворец полей». Им противопоставлен вырождающийся род помещиков Ознобишиных. Крестьяне и рабочие в повести испытывают неодолимое желание найти «правду жизни».

Литература:

Плукш П. С.Н. Сергеев-Ценский — писатель, человек -М.: Современник, 1975. — С. 8–20.

Степанов Г. С.Н. Сергеев-Ценский рассказывает о Тамбове // Тамб. правда. — 1969. — 2 февр.

41. Стрыгин А.В. Расплата: Роман; Терны: Роман. — Любое издание.

Роман «Расплата» рассказывает о годах гражданской войны на территории Тамбовской губернии, о борьбе с антоновщиной. Автор вводит читателей в самую гущу событий. Показана обреченность авантюры Антонова. Обманутые Антоновым крестьяне сами включаются в ликвидацию кулацких банд.

В основе романа «Терны» сложные противоречивые судьбы тамбовской деревни в 1954–1964 годы. Экономика и общественная жизнь, традиции народа и личные судьбы — обо всем этом автор говорит и как художник, и как исследователь жизни. В мыслях о месте партийного работника на селе автор обращает наш взор к Ленину — к его мыслям, заветам, предвидениям.

Литература:

Лапшин М. Сила народного духа // Кн. обозрение. — 1983. — № 24. — С. 9.

Овсянников И. Писатель в пути: (О новой работе писателя А. Стрыгина над романом «У порога» о тамб. деревне) // Тамб. правда. — 1986. — 23 нояб.

42. Толстой А.Н. Хмурое утро: Роман. Гл. XVIII. — Любое издание.

Заключительная часть трилогии «Хождение по мукам» — «Хмурое утро» рассказывает о некоторых вехах гражданской войны 1918–1920 гг. В 18 главе Иван Ильич Телегин и Сапожков прибывают в штаб Южного фронта в г. Козлов. Конница Буденного преследует белоказачьи войска генерала Мамонтова. Телегин и Сапожков оказываются в яблочном, безмятежном царстве. « ..Так бы и прожил в безвременье обыватель еще тысячу лет, кабы вот не такая оказия — революция» — «И прямо отсюда перемахивает в неведомое, — строить всечеловеческую мечту… Вот, Россия — матушка!… Весело жить, Ванька… Яблоками здорово пахнет, почти что как молодой бабенкой…»

вверх

25

43. Троепольский Г.Н. Чернозем; Роман. — Любое издание.

Гавриил Николаевич Троепольский родился в с. Новоспасское Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Учительствовал в тамбовских селах Питим и Махровка.

Роман рассказывает о становлении Советской власти и возникновении первых колхозов в Тамбовской и Воронежской губерниях. Это было только начало, от которого вздрогнул весь мир и заговорил то тревожно и зло, то с радостью и восхищением. Одни называли это началом гибели, другие — началом новой жизни на земле. Главный герой романа — Федор Земляков. Изображая его, Троепольский одной фразой раскрывает глубинный характер Федора: когда он, чудом уцелевший от самосуда, но искалеченный, вернулся в родное село, чтобы бороться с врагами, о нем сказали: «Совесть наша на одной ноге приковыляла в село…»

Заканчивается роман оптимистически, символическим пробуждением весенней природы.

Литература:

Николаев Д. На историческую почву: (О романе «Чернозем») // Вопросы литературы. — 1965. — № 10. -С. 7–12.

Мильрат А. Встреча с писателем Г.Н. Троепольском: (О связях с Тамбовщиной) // Тамб. правда. -1986, 9 июля.

44. Федин К.А. Необыкновенное лето: Роман. Гл. 29. — Любое издание.

Константин Александрович Федин учился в Тамбовской губернии в 1908–1911 годах в коммерческом училище г. Козлова (ныне Мичуринск). Позже он писал, что об этом городе всегда думает «с очень теплым чувством» и что три года, проведенные в нем, были лучшими в его жизни. В литературном творчестве он не раз обращается к Тамбовщине.

Судьба забросила героев романа «Необыкновенное лето» Асю и Пастухова, никогда прежде не бывавших в этих краях, в тихий город Козлов, а Тамбов им был знаком по лермонтовской «Казначейше». Они становятся свидетелями захвата в августе 1919 г. белоказачьим корпусом генерала Мамонтова Тамбова, а затем Козлова. «Станция дрожала от взрывов. Взлетела в воздух вокзальная вышка. Рухнули мосты. Покатились под откос пущенные друг на друга паровозы». Начались бесчинства белых, грабежи и разбои.

45. Федин К.А. Костер: Роман. Кн. 1. Вторжение. Гл. 6 // Федин К.А. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 8. — М.: Гослитиздат, 1962. С. 289–316.

вверх

26

«…Белые армии были разбиты. По укромным углам русской равнины держались одни шайки бандитов». Один из героев романа — Кирилл Извеков был послан на Тамбовщину для подавления оставшихся банд. В главе рассказано, как была ликвидирована банда Ивана Шостака. Уездное кулачество помогало и поддерживало банды, которые, в свою очередь, защищали их от продотрядов, возвращали взятый ими хлеб. Федин рассказывает, в каких трудных условиях приходилось работать чекистам; выведен образ главаря банды Ивана Шостака.

Литература:

Илешин Б.И. Одна глава романа: (К. А. Федин и Тамб. край) // Плешин Б. И Литературные тропинки отчего края — М : Сов. Россия, 1986. — С. 139–149.

Оклянский Ю.М. Федин. — М.: Мол. гвардия, 1986. — С. 17–18, 32–41: (К.А. Федин в Козловском коммерческом училище).

46. Цветаева М.И. Вольный проезд: Повесть // Наука и религия. — 1989. — № 4. — С. 56–58.

В сентябре голодного 1918 г. Цветаева едет в Тамбовскую губернию за продуктами. На станции Усмань она пытается обменять вещи на пшено и сало. В глубокой провинции Цветаева оказывается в гуще революционной разноголосицы. Она записывает рассказы и разговоры «черни». Затем эти записи становятся повестью «Вольный проезд». Цветаева много пишет об унижениях, которые ей пришлось пережить, о грубости и хамстве местных крестьянок, об их невежестве. Единственной приятной встречей была встреча с молодым белокурым и большеглазым «Степаном Разиным», который ей помог физически и морально. Ему она подарила одно из своих десяти серебряных колец и книгу о Москве. Его она сравнивает со степью, со степным орлом и посвящает ему много теплых строк. К революции Марина Цветаева относилась как к народному бунту. В ее стихах, дневниковых записях того периода часто встречаются имена Пугачева и Разина.

Литература:

Саакянц А.А. Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества (1910–1922). — М.: Сов. писатель, 1986. — С. 91–93; 152–155.

Дорожкина В.Т. Вольный проезд: Марина Цветаева на Тамбовщине // Тамб. правда. — 1987. — 30 апр.

47. Четвериков Б.Д. Котовский: Роман. — Любое издание.

Григорий Иванович Котовский внес большой вклад в разгром антоновщины в Тамбовской губернии. В перерыве между боями бойцы бригады Котовского помогали убирать хлеб местным кресть—

вверх

27

янам. В Тамбовской области есть город Котовск, названный именем легендарного комбрига. Автор использовал много новых материалов о герое гражданской войны. Эпиграфом к роману можно было взять слова известной песни: «Этих дней не смолкнет слава. Не померкнет никогда».

48. Чуковский Н. Княжий угол: Повесть // Чуковский Н. Пятый день: Повесть и рассказы. — М.: Сов. писатель, 1967. — С. 379–590.

Повесть посвящена борьбе с антоновским мятежом. Для повести «Княжий угол» характерна сложная напряженность, драматическое развитие действия, дух революционной романтики.

ПОЭ3ИЯ
1. Глазков Н.И.
2. Дорожкина В.Т.
3. Евтушенко Е.А.
4. Кондакова Н.В.
5. Кучин И.С.
6. Мандельштам О.Э.
7. Милосердое С.С.
8. Пастернак Б.Л.
9. Румянцева М.А.
10. Симонов К.М.
11. Цветаева М.И.
12. Шамов И.В.
13. Шубин П.Н.

49. Глазков Н.И. Глазок; Поезд «Цна»: Стихи // Глазков Н. И. Творческие командировки: Стихи. — М.: Сов. писатель, 1971. — С. 35–36; 41–42.

Глазков Н.И. Старый Тамбов: Стихи // Глазков Н. И. Избранные стихи. — М.: Худож. лит., 1979. — С. 271–272.

Николай Глазков много ездил по стране. Он бывал в Средней Азии, Якутии, Прибалтике, у берегов Тихого океана… Был он и

вверх

28

на тамбовской земле, «в Мичуринском районе, селении Глазок» И написал шутливое стихотворение, посвященное ему:

Понятно, что охотно
В один из вечеров
К глазковцам благородным
Приехал я, Глазков.

В стихотворении «Поезд »Цна« поэт вспоминает тамбовское лето:
На всех вагонах поезда Тамбов-Москва
Написано не попусту
Простое слово — Цна.
В нем и скитанье по лесу
У цнинских берегов,
И вспаханные борозды,
И речки глубина.
В старом городе Тамбове Глазков увидел черты неповторимости и своеобразия, «достойные сохранения».
Когда цветущею весной
Я прохожу по Набережной,
То вижу город расписной
Давнишний пли давешний,
И, может быть, не так давно
Тут домики построены
Но все равно, но все равно Они — куски истории.

Литература:

Старшинов Н «Сужу о друге по вершинам»: (О поэте и поэзии Н. Глазкова) // Смена. — 1989. — № 4. — С. 16–17.

50. Дорожкина В.Т. Набережная; Мой Тамбов; Линотипистке: Стихи // Дорожкина В.Т. Причастность: Стихи. — Воронеж. - Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1978. — С. 15, 16, 30.

Валентина Тихоновна Дорожкина живет и работает в Тамбове. Ее поэзия отличается женственной мягкостью, грустью, лиризмом. Стихи, посвященные родному городу — стихи патриотки своего края. В них всегда природа, неповторимость смены времен года. При чтении стихов возникает ощущение легкости, ясности:
Когда я возвращаюсь издалека,
Из южных или северных краев,
Не отхожу я от вагонных окон -
Когда меня приветливо встречает
Зеленая и ласковая Цна…

вверх

29

Литература:

Кулин Н. «Моя негромкая строка…» // Подъем. — 1987. — № 5. — С. 142–143.

51. Евтушенко Е.А. В Мичуринске: Стихи // Новый мир. — 1955. — № 10. — С. 39–40.

Евгений Александрович Евтушенко — известный советский поэт, автор многих стихотворных сборников и многочисленных публикаций в газетах и журналах- В жизни и творчестве Евтушенко придерживается остро гражданских позиций, стремится идти в ногу со временем. Поездки по Советскому Союзу и зарубежным странам обогащают поэзию Евтушенко новыми темами и впечатлениями. В Мичуринске (бывш. Козлов) знаменитый ученый-ботаник И. В. Мичурин работал над выведением новых сортов фруктовых растений, улучшением селекции. Теперь в городе есть Плодоовощной институт, который носит его имя. Поэт поражен фруктовым изобилием и богатством мичуринской земли:
Всюду солнцем сады полны,
И лежат на земле клубничины
Сверхарбузной величины.
Под навесами -
персиков насыпи,
Ну а в каждом персике -
пуд!

52. Кондакова Н.В. Тамбовский волк…: Стихотв. // Кондакова Н.В. Дом в чистом поле: Стихи. — М.: Современник, 1981. — С. 12.

Кондакова Н. Тамбовский волк: Стихотв. // Огонек. — 1980. — № 25. — С. 9.

Тамбовский волк, прославленный
в присловье,
Выходит в чисто поле волковать.
И две звезды дрожат у изголовья,
И нам под ними надо вековать -
Вот здесь, в Тамбовской области.

В стихах — степная ночь, созвездия, горящие над центральной равниной, природа и… тамбовский волк.

Волки в тамбовских лесах раньше были очень распространены, теперь истреблены. Выражение «тамбовский волк» появилось давно, когда нехватка земли и нужда заставляли главу крестьянской семьи уходить на заработки в другие губернии. От тяжелой своей доли они были злы и голодны, как волки.

53. Кучин И.С. Каждый город, как стихотворение; Стихи о Мичурине; Подсолнух; В родном краю; На полевом стане: Стихи;

вверх

30

Цветы на граните: Поэма // Кучин И. С. Линия жизни: Стихи, поэмы. - Воронеж: Центр.- Чернозем. кн. изд-во, 1984. — С. 50, 51;–58, 59, 132.

Зрелость, сочность поэзии земляка, как горсть родного чернозема, не может оставить читателя равнодушным. В его стихах — чарующие и захватывающие картины морской стихии и рядом обязательно — родное пшеничное поле Тамбовщины.
«Прощай, свободная стихия!» -
шепчу заветные слова.
Прощай… Собрал свои манатки,
От «посошка» не увильну.
И, как мальчишка, две монетки
Бросаю в теплую волну.
Одна — чтоб не забылось море,
другая — чтоб вернуться вновь.
Я красотой морской уморен,
И той красе не прекословь.
А поразмыслить — что мне море?
Его ль понять мне гордый нрав?
Резвилось детство на просторе,
Как жеребенок среди трав.
Моя тамбовская равнина,
Мои прицнинскне леса, -
С какой экзотикой сравнима
Неброской родины краса!

Литература:

Полякова Л В. «Поэзии красноармеец…» // Подъем. — 1984. — № 1. — С. 124–128.

В ногу со временем: (О творчестве И. С. Кучина) // Лит. Россия, 1984. — 6 июля. — С. 15 с портр.

54. Мандельштам О.Э. Эта область в темноводье…; Вехи дальние обоза…; Как подарок запоздалый…: Стихи // Мандельштам О.Э. Избранное. — Таллин: Ээсти раамат, 1989. — С. 283, 284.

Осип Мандельштам посетил Тамбов в свой последний, воронежский период жизни и творчества (1935–1937 гг.). В декабре 1936 г. он лечился в Тамбовском кардиологическом санатории и посвятил природе Тамбовского края три стихотворения. Мандельштам был выслан из Москвы и находился в Воронеже в ссылке. Он чувствовал сгущающиеся над ним тучи. Тревога присутствовала в его последних стихах. (В 1938 г. он был вторично арестован и сослан под Владивосток, где через несколько месяцев умер). До воронежского периода в его стихах почти не было зимних пейзажей.

вверх

31

Здесь, в Центре России, поэт полюбил русскую зиму, многоснежную ясную, морозную:
Я кружил в полях
совхозных,
Полон воздуха был рот,
Солнц подсолнечника
грозных
Прямо в очи оборот.
Въехал ночью в рукавичный,
Снегом пышущий Тамбов,
Видел Цны-реки обычной -
Белый, белый, бел-покров.
***
Вехи дальние обоза
Сквозь стекло особняка,
От тепла и от мороза
Близкой кажется река.
И какой там лес-еловый? -
Не еловый, а лиловый.

Эти строки написаны в санатории — особняке эклектичной архитектуры с огромными окнами в стиле модерн*, который стоит на высоком берегу Цны; на противоположном берегу, более низком, — лес.
Во время пребывания в тамбовском санатории Мандельштам написал несколько стихотворений. Даты, стоящие под стихами (23–30 декабря 1936 г.) говорят об этом.

Литература:

Герштейн Э. Мандельштам в Воронеже // Подъем. — 1988.–№ 9.-С. 126: (О посещении Тамбова, лечении в санатории).

Осип Мандельштам. Последние творческие годы: Стихи. Письма. Воспоминания о поэте // Новый мир. — 1987. — № 10. — С. 232–233: (О посещении Тамбова и стихах, посвященных природе края).

55. Милосердов С.С. Деревенские репортажи: Стихи. - Воронеж: Центр.- Чернозем. кн. изд-во, 1985. –87 с.

Большая часть сборника посвящена природе и людям Тамбовщины.

56. Милосердов С.С. Как черен дом над белою водой!; Мои однофамильцы: Стихи // Милосердой С. С. Хлебный ветер. — М.: Современник, 1981.-С. 38, 69.

вверх

32

Основная тема стихотворений тамбовского поэта — деревня. Картины полевых работ, портреты колхозников отличаются живой естественностью- В его стихах шумят прицнинские леса, простираются поля и луга. За строками о природе всегда стоит человек с его сложным внутренним миром. Тема сельского труда оправдана биографией поэта: он родился в деревне, хорошо знает заботы земледельцев, в которые ему приходилось вникать как журналисту, работающему в районной газете.

Литература:

Полякова Л.В. Так будет всегда // Подъем. — 1984. –№ 8. — С. 133.

Полякова Л.В. «Русый колос ржаной подымаю до звезд»: (О жизни и тв-ве С. Милосердова) // Лит. Тамбов. — 1989. — № 2 (апр.). — С. 10.

Иванов О. Памяти поэта: (О С. Милосердове) // Тамб. правда. — 1988. — 17 дек.

57. Пастернак Б.Л. Мучкап; Мухи мучкапской чайной; Дик прием был…; Попытка душу разлучить…: Стихи // Пастернак Б.Л. Избранное: В 2 т. Т. 1. — М.: Худож. лит., 1985. — С. 98–102.

Четыре стихотворения, объединенные в цикл под заглавием «попытка душу разлучить», написаны под впечатлением посещения Тамбовской области летом 1917 г. В стихах названы станции Камышинской ветки Юго-Восточной железной дороги: Романовка, Мучкап, Ржакса — Пастернак проезжал их по пути с юга в Москву. Поэт пишет о мучительной любви к женщине (возможно, уроженке этих мест, возможно, попутчице):
Попытка душу разлучить
С тобой, как жалоба смычка,
Еще мучительно звучит
В названьях Ржакса и Мучкап.

О мухах мучкапской чайной:
Будто это бред с пера,
Не владении собою,
Брызнул окна запирать
Саранчою по обоям.
Будто в этот час пора
Разлететься всем пружинам.
И, жужжа, трясясь, спираль
Тополь бурей окружила.
Где? В каких местах? В каком
Дико мыслящемся крае?
Знаю только: в сушь и в гром,
Пред грозой, в июле, — знаю.

Этот цикл вошел в книгу стихов «Сестра моя-жизнь» (1922 г).

вверх

33

Эти строки, связанные с нашим краем, должны заинтересовать краеведов-литераторов.

Литература:

Быков Л. (О сб. стихов Б. Пастернака «Сестра моя — жизнь», для которого характерно всепоглощающее чувство любви) // Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1988. — С. 20–22.

58. Румянцева М.А. Черноземье мое, черноземье…; На площади Ленина; Сказка; Когда еще поля под вьюгой…; Свадьба в Черняном; Солдатка; Трудный хлеб; Весною под Тамбовом : Стихи // Румянцева М.А. Избранное. — М.: Худож. лит., 1980.-С. 10, 40, 48, 69, 118, 161.

Майя Александровна Румянцева (1929–1980) родилась в Москве. В Тамбове она прожила более 10 лет, которые можно отнести к периоду творческого расцвета. Много стихов посвятила поэтесса природе и людям Тамбовщины. В них с теплотой и любовью описаны особенности лесов, полей края. С чувством благодарности за нелегкий труд хлебороба она посвящает стихи труженикам села. Интересно передана атмосфера свадьбы, озорной и веселой, в с. Черняном.

Литература:

Полякова Л.В. Талант ее принадлежит России // Подъем -1983.-№ 2 — С. 112–113.

Рудяков Г «Хлебопашец-мой герой» // Лит. Россия.-1978-27 янв.- С. 7.

Милосердов С.С. Она, как птица, набирала высоту: (О М. Румянцевой, ее последних днях жизни. К 60-летию со дня рождения) // Лит Тамбов -1989. ~ ЛЬ 1 (янв.). — С. 8–9.

59. Симонов К. Ночной полет: Стихотв.-Любое издание.

Стихотворение посвящено летчикам-героям эскадрильи истребителей. Эскадрильей командовал тамбовчанин, Герой Советского Союза В. Щелкунов.

Литература:

Шерстнев А. История одного автографа (К Симонова, автора стихотворения «Ночной полет») // Воздушный транспорт. — 1984. — 25 сент.

60. Цветаева М.И. Не сегодня-завтра растает снег…, Голуби реют серебряные: Стихи, посвящ. Т. Чурилину // Саакянц А.А. Марина Цветаева: Страницы жизни и тв-ва (1910–1922). — М.: 1986. — С. 92; 93.

Тема Тамбовщины нашла свое отражение и в творчестве Марины Цветаевой. Теплые личные и творческие отношения связывали ее с Лебедянским поэтом Тихоном Чурилиным. Знакомство с ним

вверх

34

произошло в марте 1916 г. Цветаева посвятила ему несколько стихов, которые не вошли в ее вышедшие стихотворные сборники: «Не сегодня — завтра растает снег…». «Голуби реют серебряные», «Серебряный клич звонок…». Поэзия Т.В. Чурилина (1885–1946) оказала влияние на молодую Цветаеву, на ритмику се стихов. В рекомендуемой книге приведены для сравнения стихи Цветаевой и Чурилина.

После посещения станции Усмань в 1918 г. под впечатлением от поездки она пишет стихи «Я теперь уже не ем, не пью…», «Дна цветка ко мне на грудь…». Публикации стихов отсутствуют в связи с тем, что часть архива М. Цветаевой закрыта для исследований и публикаций.

Литература:

Чурилин Т. Смерть часового: Стихи. Биогр. справка // Огонек — 1987. — № 28. — С. 24.

61. Шамов И.В. Тамбовщина моя; Мой город: Стихи // Шамов И. В. За рекою Цной. — Тамбов: Кн. изд-во, 1958. — С. 67. 69.

Шамов И.В. Возвращение: Городок на Цне; Край мой Тамбовский: Стихи // Шамов И.В. Как дорога ты мне, Россия! — М.: Воениздат, 1986. — С. 37, 38, 47.

Поэт родился и жил на Тамбовщине большую часть своей жизни. Во время Великой Отечественной войны, окончив авиационное училище, стал летчиком-истребителем. После тяжелого ранения, лишившего его возможности летать, Шамов начал писать стихи, первые из которых были посвящены его боевой молодости и друзь^ ям. Тема родного края занимает в его поэзии значительное место. Поэт воспевает широкие черноземные степи и тихие реки, ясное и голубое небо, наших замечательных людей. Стихи о Тамбовщине отличаются наблюдательностью и глубиной поэтической мысли, согреты теплотой и любовью автора к своему родному краю.

Литература:

Илешин Б Мужество: // Илешин Б. Литературные тропинки отчего края — М.: Сов. Россия, 1986.-С. 190–205.

Шумов В. Поэт корчагинской судьбы / Лит. Россия.-1984.-№ 36.-С, 24.

62. Шубин П.Н. Котовцы: Поэма: Мичурин: Стпхотв. // Шубин П. Н. Избранное.-М.: Худож. лит., 1988.-С. 432, 497–504.

Поэма «Котовцы» посвящена молодым бойцам из бригады Котовского, воевавшим с бандой Антонова.
В спелых, в золотых хлебах
Залегал незримый враг,

вверх

35

Бил на выбор. У котовцев
Кровь спекалась на губах.
Каждый думал о конце.
И тогда, минуя цепь,
Выехал вперед Котовский
На могучем жеребце.

Поэма написана с революционным пафосом. Безусые юнцы становятся настоящими героями и мужчинами.

Стихотворение «Мичурин» посвящено ученому-ботанику И.В. Мичурину. Описана весенняя гроза, которая напоила сады, Мичурин наделен божественными чертами:
И — седенький — вытянув добрые руки,
Весенние благославляя сады,
Стоял под дождем он, и теплые струйки
Сбегали, курчавясь, на грудь с бороды.

вверх

36

Раздел III

О литературной истории Тамбовского края

Голованов С.И. Они рядом с нами: (Очерки о тамбовчанах, героях книг Ф. Панферова, К. Седых, Н. Вирты). — Тамбов: Кн. изд-во, 1963. — 56 с., ил.

Илешин Б.И. Литературные тропинки отчего края. — М.: Сов. Россия, 1986. — 204 с.

Илешин Б.И. Свидетели живые: Тамбовский край в художественной литературе. — Тамбов: Кн. изд-во, 1960. — 79 с.

Историко-литературная карта Тамбовского края. — М.: ГУГК, 1966.

Полякова Л. Родной мой край литературный: (О литературном прошлом края) // Тамбов на карте генеральной…; Литературно-художественные и публицистические произведения. - Воронеж: Центр.- Чернозем. кн. изд-во, 1986.-С. 6–40.

Полякова Л.В. Верность: Из литературной истории Тамбовского края: (С начала XX века по 70-е годы) // Подъем. — 1986 — №8. — С. 119–127.

Тамбовский край в художественной литературе // Что читать о Тамбовской области: Рек. библиогр. указатель литературы / Сост. Л.П. Перегудова. — Тамбов, 1987. — С. 148–155.

вверх

37


Составитель — Ольга Ивановна Пчелинцева.
Ответственный за выпуск В.Я. Сапожникова.
Редактор С.Я. Саакян.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю