tambovlib@gmail.com
тел: (4752) 72-77-00

Вторник, среда, пятница: с 10 до 19 ч.

Четверг: с 11 до 20 ч.

Суббота — воскресенье: с 10 до 18 ч.

Издания библиотеки

А.М. Белкин,
заслуженный работник культуры России.

Внук камергера Его величества

1. Патриарх песни

Имя старейшего композитора России, прожившего 91 год, хорошо знакомо всем, и прежде всего, по задушевным, а порой и шутливым песням. Кто не слышал таких его песенных шедевров, как «Любимый город», «Спят курганы темные», «Ты ждешь, Лизавета», «Шаланды, полные кефали», «Песня старого извозчика», «Три года ты мне снилась», «Где ты, утро раннее». Перечислять можно долго: у композитора около 400 песен, и каждая по-своему неповторима. Но одна из них – по истине бессмертное произведение отечественной музыки: созданная в дни Великой Отечественной войны «Темная ночь»:

Темная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают…

Автор восьми симфоний, множества музыкальных комедий, балета, музыки более чем к 200 спектаклям и кинофильмам, Богословский обладал необъятным творческим потенциалом. Ведь он был и прекрасным концертирующим пианистом, и одаренным поэтом, и автором остроумных афоризмов и анекдотов, пяти интереснейших книг о музыке и современном кино. Огромна была общественная деятельность композитора, особенно в качестве вице-президента Общества Россия-Франция.
С кем только не сводила судьба этого удивительного человека!
– Долгие годы я дружил с Леонидом Утесовым, – рассказывал он. Потом – дядя Миша Зощенко. С юношеских лет был неразлучен с Шостаковичем, с Хачатуряном мы просто приятельствовали. Долгое время я жил в доме над Сергеем Сергеевичем Прокофьевым. Когда ему надоедало, что я по ночам играю на рояле, он стучал мне в потолок шваброй. Если же он начинал с утра музицировать, нарушая мой утренний сон, я не решался стучать каблуком в пол, чтобы не мешать творческому процессу гения. Много раз я бывал в Царском Селе у Алексея Николаевича Толстого, дружил с Александром Фадеевым...

Среди французских друзей Богословского были Жан Маре, Мишель Легран, Жаклин Франсуа. За рубежом композитор встречался с Керенским и с князем Юсуповым – убийцей Распутина, дружил и был неразлучен с милым молодым человеком – будущим испанским королем Хуаном Карлосом, разделял компанию с лучшим тореадором мира Мигелем Домингином.

2. Тамбовские предки

Передо мной пока неопубликованные письма композитора. Он рассказывает о себе: «Сам я родом из петербургских дворян. С моим дворянством связана одна интересная история. Когда-то Репин написал свою знаменитую картину «Заседание Государственного совета», она экспонируется сейчас в Санкт-Петербурге. И там, на картине, в углу, почти не видимый за колонной: стоит мой дед, который был камергером царского двора». Вот открылось неожиданное: оказывается корни родословной композитора связаны с тамбовской землей, на которой довелось бывать и самому Богословскому. Вот что удалось найти в нашем областном архиве.

Прапрадед композитора, майор Северского конно-егерского полка Антон Игнатьевич Поземковский владел поместьем в Тамбовской губернии и был в начале XIX века внесен в родословную книгу тамбовского дворянства. Кстати, он был женат на дочери воронежского помещика Елизавете Петровне Гардениной – помните знаменитый роман жившего на Тамбовщине писателя Александра Эртеля «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги», высоко оцененный Львом Толстым?

Сын Антона Игнатьевича ,Федор Антонович, крупный чиновник путей сообщения, имел чин тайного советника и постоянно жил в Петербурге. Но он также был записан в потомственные тамбовские дворяне и владел родовым имением в деревнях Карповка и Ивановка Тамбовского уезда. Там у Поземковского было 1475 десятин земли и 152 души крестьян.

Михаил Федорович Поземковский – тот самый персонаж репинского полотна – имел чин камергера Двора Его Императорского Величества. Служил в министерстве юстиции, в канцелярии Сената, в государственной канцелярии. Он внес огромный вклад в создание благотворительных организаций в Петербурге, много сил отдавал заботе о бедных людях. За заслуги в организации детских приютов награжден орденом святого Владимира 4-й степени и медалями. Николай П подарил Михаилу Федоровичу золотые часы с бриллиантовым изображением государственного герба и императорской короны.

Дети Михаила Федоровича- Владимир, Георгий и Елена также числились тамбовскими дворянами и владели поместьями в нашей губернии. Елена Михайловна Поземковская и стала матерью композитора. В 1912 году она вышла замуж за надворного советника Владимира Львовича Богословского, служившего в ведомстве почт и телеграфа. А через год родился будущий знаменитый композитор и Народный артист СССР.

Поземковским принадлежали в Тамбовской губернии имения в селе Архангельском Усманского уезда (теперь территория Липецкой области) и в Тамбовском уезде: в селе Карповке (другие названия – Медведевское, Медвецкое, Ивановка), деревне Софьиной (она тоже имела второе название Ивановка), Александровке в Даниловой пустоши и еще одной Ивановке. В Карповке Тамбовского уезда была богатая барская усадьба с конным и овчарными заводами и 1150 десятинами земли.

Никита Богословский рассказывал, что в детстве – это было еще в предреволюционные годы – ему доводилось приезжать летом в имение деда Карповку. Сам дед Михаил Федорович Поземковский, а также мать композитора Елена Михайловна и ее старшие братья Владимир и Георгий бывали в тамбовском имении только наездами, в летнее время.

В годы гражданской войны имение Поземковских было уничтожено, дом сожжен. Дядя композитора Владимир Михайлович, бывший офицер Семеновского полка, был сослан и погиб в лагерях. Другой дядя, Георгий Михайлович, стал выдающимся русским оперным певцом, заслужил мировую славу и окончил жизнь в эмиграции, в Париже.

3. Музей муз

«Музей муз» – это название одной из книг Никиты Богословского, остроумной, веселой, ироничной. Слава о нем как о знаменитом острослове распространилась уже давно. Этому помогли и его озорные книги: «Божества и убожества», «Тысяча мелочей», «Очевидное, но вероятное», «Заметки на полях шляпы».
– Мой язык мне мог принести много бед, но, к счастью, всё обошлось, – вспоминал Никита Владимирович. – Ограничивалось тем, что придерживали награды, звания, вычеркнули из списка на Сталинскую премию. Меня очень не любил Сталин. Еще бы полгода он пожил, и кто знает... И хотя членом партии я никогда не был, в историю партии всё же вошел благодаря ЦК. В знаменитом разгромном постановлении по фильму «Большая жизнь» мои песни были названы «кабацкой меланхолией, чуждой советскому народу». А песни были такие: «Три года ты мне снилась» и «Спят курганы темные». Народ их все равно пел.

В одном из последних интервью Никита Владимирович рассказывал:
– Я музыку пишу сейчас только для себя. В жанре советской песни, в котором я раньше много работал, сегодня не осталось исполнителей. Кстати, сам термин «советская песня» довольно загадочен для меня. Что это означает – принадлежность песни к определенной форме правления? Песню сегодня петь практически некому. Сейчас царит рок. А я это не умею делать. Смог бы, обладая профессиональной техникой и опытом, но это достояние молодых. К року я отношусь с глубоким уважением и интересом. Попадаются очень талантливые люди.

Когда мы вспоминаем великую Победу над фашизмом, вновь звучат в концертах и в наших сердцах песни военных лет. Слушая проникновенную мелодию «Темной ночи», вспомните, что создавший ее композитор глубокими корнями связан с Тамбовским краем.

Никита Владимирович Богословский скончался в апреле 2004 года, в возрасте 91 года. А музыка его, остроумные книги, его ироничное слово, его шутки еще долго будут жить в памяти людей.

Музыкальные страницы Тамбовского края. Тамбов, 2006.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю