tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Н.В. Климова,
преподаватель ТГМПИ им. С.В.Рахманинова.

Александр Изосимов. Лики времени

Александр Михайлович Изосимов родился в 1958 году, в Кочетовке – пригороде Мичуринска. В многодетной семье любили музыку, с удовольствием играли на народных инструментах и пели по слуху. Там же в Кочетовке, Александр закончил музыкальную школу и в 1973 году поступил в Тамбовское музыкальное училище им. С.В. Рахманинова на отделение народных инструментов, в класс преподавателя Н.А. Акользина (баян). С этого момента жизнь юного музыканта круто изменилась. Окруженный вниманием и заботой учителя, Александр делает первые успехи. Он упорно трудится и пробует себя в композиции.

Закончив училище с отличием, в 1977 году Александр поступает в Саратовскую консерваторию. Однако баян мало стал интересовать музыканта. «В Саратове – как вспоминает композитор – сочиняя одну пьесу за другой, я стал показывать их профессору Михаилу Сергеевичу Симанскому. Он взял меня к себе на факультатив по композиции». И может быть эти занятия так и остались бы любительскими, если бы не услышанная Александром музыка балета «Ярославна» Ленинградского композитора Бориса Ивановича Тищенко. Вскоре состоялось знакомство А. Изосимова с известным мастером, который принял заинтересованное участие в дальнейшей судьбе музыканта.

В 1979 году Изосимов зачислен на факультет композиции Ленинградской консерватории, в класс Б.И. Тищенко. «Это один из счастливейших моментов в моей жизни, – отмечает композитор. – С первых уроков я «завалил» Тищенко своими сочинениями: сонаты, кантаты, пьесы и т.д.». Однако настоящим открытием явилась композиция, ставшая впоследствии инструментальным циклом «Когда душа моя была облаком». Это был 1980 год.

«Тогда уже, вспоминает автор, я начал читать книги Рудольфа Штейнера и посещать антропософский кружок профессора Георгия Алексеевича Кавтарадзе. Два года мы тщательно прорабатывали «Философию свободы» Штейнера и попутно занимались с иностранными специалистами эвритмией. …Без антропософии моя музыка и я сам были бы иными».

Дипломной работой А. Изосимова стала Симфония для низкого женского голоса и большого симфонического оркестра на стихи Арс. Тарковского (1985 г.). А несколькими годами позже композитор пишет «Сопереживание Душе» для 12-голосного хора а capella по заказу дирижера Владислава Чернушенко и Сонату для виолончели и фортепиано для немецкой виолончелистки (ученицы Б. Пергаменщикова) Биргит Хеллмерс. Соната была с успехом исполнена в Гамбурге и Бремене.

В начале 90-х годов А. Изосимов неоднократно бывает в Германии. В один из визитов он близко знакомится с Альфредом Гарриевичем Шнитке (1934-1998) музыкантом, чье имя в России являлось альтернативой традиционному искусству. Встреча стала памятной, а новые контакты – плодотворными. Произведения А. Изосимова привлекли внимание немецкой пианистки Ингеборг Хансен, которая включила их в свои лекции-концерты. А фортепианная пьеса «Хамелеон» была записана ею на Кёльнском телевидении.

В 1990 году А. Изосимов становится членом Ленинградского Союза композиторов. Однако, академизм творческих установок Союза, сохранившийся с советских времен, служил серьёзным препятствием в развитии индивидуальных качеств музыканта. Профессиональные интересы композитора требовали глубоких знаний не только отечественных традиций, но и языковых основ западноевропейского авангарда.

Далекий даже к началу 90-х и недоступный Запад манил художников и раньше, открывавшимися заманчивыми перспективами. Композитор мог встать в позу противостояния официальному искусству, следуя причудливым изгибам авангардной моды. Но этого не последовало. Развив бурную деятельность и отыскав возможности, А. Изосимов собирает достойную коллекцию записей, партитур музыкальных произведений мастеров зарубежного и русского авангарда, и организует на базе Российской национальной библиотеки творческие встречи с современной музыкой для всех желающих. Он читает лекции и рассказывает о сочинениях П.Булеза, К. Штокхаузена, Я. Ксенакиса, Д. Лигети, Л. Ноно, а также о судьбе и творчестве А. Шнитке, С. Губайдулиной, Э. Денисова и других композиторов второй половины ХХ века.

В 1994 году его приглашают на должность редактора радио «Классика» в ГТРК Петербурга. За четыре года существования канала А. Изосимов выпустил свыше тысячи программ, среди которых циклы: «Времен связующая нить», «Камерная музыка ХХ века», «Электронная музыка ХХ века», «Творчество Галины Уствольской» – композитора, музыканта, одного из почитаемых Изосимовым авторов. Личность Уствольской, ученицы Д. Шостаковича, для Изосимова стала образцом преданного служения искусству.

Годы ученичества заканчивались. О своих учителях А. Изосимов всегда отзывается с теплотой и благодарностью. Сердечные слова адресованы профессорам Екатерине Александровне Ручьевской, Людмиле Григорьевне Ковнацкой (с посвящением ей цикла «Когда душа моя была облаком»). «Как композитор, – говорит автор, – я сложился сам по себе. И было бы неправдой [утверждать], что Тищенко научил меня сочинять музыку. Годы учёбы [в его классе] сопровождались внутренней борьбой против его авторитета. Теперь нет борьбы. Наши пути разошлись». Но дружеские отношения между музыкантами сохранились. Тищенко по-прежнему остается ревностным критиком и ценителем сочинений Изосимова.

Своими духовными учителями композитор считает Арсения Тарковского и Рудольфа Штейнера. «Один учил слушать листву, быть ближе к земле, другой – вспоминает автор – точил грани моего характера, … поднимал … на ноги и вел вперёд».

90 годы для Изосимова – время творческого подъёма и одновременно невосполнимых утрат (гибель 15-летнего сына Петра). Всё, над чем работал композитор до 2001 года, было тщательнейшим образом пересмотрено, скорректировано. Большая часть написанного (две симфонии, струнное трио, квинтет, 3 кантаты) была уничтожена. Требовательность и беспристрастная критика стали характерными свойствами творческой натуры автора, для которого истинное служение музыке является высоким духовным актом, неким творимым чудом, вобравшим в себя энергетику Добра.

«Вершинным» произведением 90-х годов композитор называет «Сопереживание Душе» (1992 г.) для 12-голосного смешанного хора a capella. Идея сочинения созвучна образу томящейся в плену Души, описанной в книге Д. Андреева «Роза Мира». «Это сопереживание чему-то, – комментирует автор, – что всех нас на этой [земле] объединяет».

Начало произведения – парение ясной, спокойной мелодии, которая звучит как сольный зачин, как голос внутреннего Я в пространстве Времён. Из него рождается многокрасочный хоровой поток, голоса которого в совокупности образуют единую звуковую массу, внешне статическую. Тихая звучность хора не нарушается. Произведение лишено экспрессивности. Лишь иногда слышатся вкрапления mf и небольшие crescendo – diminuendo.

Наслаиваясь, скользя по полу-, четверть- и три четверти тона, хоровые линии кажутся нерасчленимыми. Движение гармонии сводится к колебаниям степени плотности звучания, сочетаниям регистров и сменам тембровой окраски. «Деление» голосов не синхронно. В итоге возникает сонорный поток, в котором разветвлённый интонационный комплекс сопрано, альтов, теноров и басов движется и живет своей внутренней жизнью. Непродолжительные соло сопрано (ц. 25, 28), баса (ц. 81) – часть всё той же звуковой субстанции, приобретающей качество «поющей гармонии», некоей «музыки сфер», заполняющей безбрежное пространство.

Однако внешняя спонтанность хорового потока мнимая. Пьеса организована с помощью имитационной техники, основу которой составляет нетрадиционный канон. Голоса хора вступают свободно. Сохраняется звуковысотная ясность, тогда как ритмический параметр канона варьируется. Это приводит к смещению акцентов внутри такта и образованию межтактовых синкоп, что усиливает непрерывное движение и пульсацию внутри хоровых партий. ( Пример № 1).

«Ответом на столь светлый порыв души стало мрачное и загадочное произведение «Химеры» (1994 г.) для духовых, ударных и струнных». По словам автора, этот «звукокрасочный этюд был заказан композитором и дирижером, руководителем ансамбля «Современная музыка» во Франкфуртской консерватории, Герхардом Мюллером-Хорнбахом … и выполнен в духе «левых» сочинений авангарда».

Новым шагом в творческих исканиях А. Изосимова стала Соната для фортепиано (1999 г.).

Тончайшие краски «Сопереживания Душе» сменила музыка, «пронизанная внутренней силой преодоления» (выражение автора). Звуковысотная сонорика уступила место жесткому звучанию аккордов-кластеров.

Три, близкие по темпу части Сонаты – Moderato, Lento misterioso, Moderato – составляют единое полотно, стержнем которого становятся свернутые по вертикали мелодические тоны, созданного композитором «дышащего лада». Определённый звукообразный смысл его меняется в зависимости от расположения в этой диатонической пятиступенной конструкции тонов и полутонов. Так, в первой части Сонаты тоны лада образуют аккорд-кластер, основу которого составляет мелодическая горизонталь «самого светлого лада»:
C – D – E – Fis – G (Пример № 2 а )

В среднем разделе части с появлением трелей ладовая окраска меняется. Новый комплекс созвучий формируется на основе тонов и полутонов «тёмного лада»: d – es – f – ges.

Нижняя граница гармонического кластера здесь расширена за счет дополнительного ряда:
gis – g – a – h. Сжатие звукового диапазона (gis – ges!), полутоновая уплотнённость кластера, непрерывное тремоло, звучащее напряженно как натянутая струна, переключают в иную эмоциональную плоскость. (Пример № 2 б).

Буйство аккордов-кластеров первой части Сонаты в Lento misterioso сменяется мелодической горизонталью, таинственным мерцанием ладового поля. Пуантилистическую «разбросанность» звуковысотных тонов оттеняют жесткие созвучия, образующие неожиданные вершины – «остановки» (т. 12,т. 20), выделенные f, ff при общей приглушенной звучности.

В третьей части Сонаты ладовые конструкции объединяют разноликую звуковую ткань финала. Оживлённые эпизоды (scherzoso, т. 1-25) сменяют разделы контрастные по фактуре. Квинтовое ostinato как «огранка» диатонического лада служит в них фоном для однообразно-зловещих созвучий, из которых постепенно складываются вертикали ладов (т. 32-55). Истинное наполнение формы создают события, отражающие борьбу света и тьмы, омрачения и просветления, самоуглублённого созерцания и прорыва энергии.

Соната по многим своим параметрам традиционна (особенно в вопросах формы и циклообразования). Но главным достоинством её является найденный и воплощённый в музыке «светоносный» образ. Его генезис сложен и не поддается однозначной оценке. Может быть, корни его следует искать в русской колокольности, «архаике» «Весны священной» Стравинского, в «соборности» Скрябина и Свиридова.

В том же, 1999 году, появляется рукописный сборник стихов композитора с романтическим названием «Лирический дневник». Чудесным образом в поэтических опусах А. Изосимова реальные события обретают смысл духовно значимый. Тонкий, удивительно светлый мир лирических откровений автора поражает искренностью и чистотой.

Строка одного из стихотворений подсказала название нового инструментального цикла для кларнета, фагота, тромбона, скрипки, альта и контрабаса «Когда душа моя была облаком» (закончен в 2003 г.):
Я вслушиваюсь в тишину
Уходящей ночи;
Хочу понять
Бессловесный язык,
На котором говорила душа,
Когда была облаком.

Это сочинение в какой-то мере подготовило главный «труд» композитора – мистерию для хора, органа и оркестра «Благодарность жизнедателю» (2004 г.). Премьера произведения должна состояться в Петербурге. Исполнители – хор и оркестр капеллы им. М.И. Глинки под управлением Вл. Чернушенко.

В 2004 году опубликован и записан цикл А. Изосимова «Превращение» – 12 характеристических пьес для фортепиано, готовится премьера вокального цикла «Песни прекрасного пришельца» для сопрано, меццо-сопрано, тенора, баса и фортепиано на стихи А. Блока, Л. Уланда, Э.Мёрике, Новалиса, Арс. Тарковского.

«Над фортепианным циклом «Превращение», – пишет автор, – работа была начата в 1987 году и продолжалась с большими перерывами в течение 17 лет, до осени прошлого года. За это время отдельные пьесы неоднократно исполнялись в нашей стране и за рубежом. … Идею цикла следует понимать как путь героя [к познанию самого себя] через различные внутренние состояния. О направлении пути говорят евангельские строки эпиграфа: «И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царствие Небесное; Ев. От Матфея гл. 18, стих 3.

Два микроцикла уравновешивают друг друга полярностями. Их обрамляют две быстрые пьесы: токкатного плана «Железная нога» и «Маленькие духи весной». Однако смысловые акценты падают на две другие пьесы, «Хамелеон», помещенный в центр конструкции, и на «Каменную книгу», выявляющей духовно-философский подтекст. Подзаголовок последней взят из первой строки стихотворения Арсения Тарковского «Я по каменной книге учу вневременный язык». Смысл этих стихов созвучен содержанию пьесы. Весь цикл «Превращение» впервые исполнен Светланой Нестеровой и записан на студии «Рекордс» в 2004 году».

Содержание цикла
Железная нога
Первый микроцикл «Окна души»
1. Две стихии
2. Чайкой закричу, горлицей заплачу…
3. Секунды-акварели
4. Фатум
Хамелеон
Второй микроцикл «Овечья музыка»
1. Веретёнце
2. Грациозный танец
3. Колоколенка
4. Агнец
Маленькие духи весной
Каменная книга

Можно было бы сказать с определённой долей уверенности, что в начале творчества композитора было слово. Но автор не стремится к слову произнесённому, не использует его и в качестве комментария музыкального текста. Из вокальных сочинений на сегодня в общем списке осталось три: «Лики» 4 фрагмента для низкого женского голоса и большого симфонического оркестра на стихи Арс. Тарковского (1985 г.), «Благодарность жизнедателю» для хора, органа и оркестра с латинским текстом Х. Розенкрейцера (2004 г.) и «Песни прекрасного пришельца» (2004 г.). Однако и в инструментальных сочинениях композитор часто использует поэтические подзаголовки, навеянные чтением литературных или философских произведений.

Как музыканту и поэту А. Изосимову важно выразить основную идею произведения, и если ей находится словесный эквивалент, то сочинение от этого только выигрывает. Но в отдельных случаях слово больше чем название. В нём сокрыт тайный смысл, который слушатель должен разгадать и почувствовать (например, «Каменная книга» из цикла «Превращение»).

Главная тема творчества композитора, как говорит он сам, «художник – избранник – прекрасный пришелец». «Мой герой, – продолжает автор, – не должен соблазниться ни славой, ни модой. …Для меня важно создание музыки, настроенной на высокий духовный идеал».

Вокальный цикл «Песни прекрасного пришельца» - это последнее сочинение, которое создавалось на протяжении 25 лет. В цикле 18 песен, 13 из них написаны на тексты Арс. Тарковского. Они составляют большую часть композиции, а отдельные песни по-особому выделены в драматургии цикла. Так, песня «Первое свидание» (№ 12), является лирической вершиной цикла. Это светлый, восторженно-гимнический монолог о любви, составляющий центр всего произведения. Вторая, мрачно-драматическая вершина – песня «Черный день»(№ 15). Нисходящее поступательное движение линии басового фортепианного голоса, фактурная «оголённость» (квинта) вступительного раздела песни вводят в атмосферу скорбных размышлений, внутренней подавленности.

Цикл обрамляют песни на стихи Новалиса: «Гимны дню» (№ 1) и «Гимны к ночи» (№ 18). Драматургическое развитие в цикле направлено от светлого, созерцательного начала к погружению в таинство манящего мира ночи (№ 18). «Свирельная песнь» на стихи Уланда дополняет эту романтически-взволнованную картину, но переключает действие в иной план. Одноголосный напев без сопровождения, интонационно близкий русским протяжным песням, созвучен последнему слову поэта. После высокого слога Новалиса строки Уланда овеяны тихой грустью и неизбывной тоской:
О, не кладите меня в землю сырую
Скройте, заройте меня в траву густую.

Последнее сочинение А. Изосимова, полное глубоких философских размышлений, как ни одно другое, близко традициям Мусоргского. Опосредованно проявляется связь с русской песней. Однако следует выделить мелодию речевого типа, столь характерную для Мусоргского. В цикле используется смешанная техника: здесь есть и модальность, и традиционная тональность, элементы микрополифонии («Я так давно родился» №13), аккорды-соноры («Чёрный день» № 15) и другие приметы музыкального языка ХХ века. По мнению автора, «современно все, что волнует».

Вокальному циклу «Песни прекрасного пришельца» свойственна четкость, графичность воплощения музыкальной мысли, но не жесткая, как в отдельных эпизодах виолончельной сонаты, а смягченная лирическим складом высказывания. В этом сочинении (звучащем около полутора часов) нашли отражение разные грани творческого дарования композитора. В нём нетрудно обнаружить образно-стилистические параллели с произведениями, созданными ранее. Но главное, что отличает этот цикл – его дневниковый характер. Лики времени, запечатленные в песнях, подобно эпизодам человеческой жизни, повествуют о пути художника, стремящегося к очищению и преображению в своём саморазвитии.

Становление художника – одна из удивительнейших загадок человеческой личности. Уникальное сочетание многих составляющих – внешних и внутренних – должно заставить звучать ту внутреннюю струну, от которой зависит «тембр» композиторского голоса. Путь обретения его долог и нелёгок.

Сегодня А. Изосимов – признанный композитор, исполняемый в нашей стране и за рубежом. Слава не изменила мастера – он скромен, благодарен исполнителям, и в этом творческом контакте его музыка обретает новую жизнь.

Основные сочинения
1981 Квартет №1 для 2-х скрипок, альта и виолончели.
1985 «Лики» 4 фрагмента для низкого женского голоса и большого симфонического оркестра на стихи Арс. Тарковского.
1987 Концерт для скрипки с оркестром.
1990 Балет «Избранник» по книге М. Коллинз «Идиллии Белого Лотоса»
Либретто А. Макарова.
1990 Соната для виолончели и фортепиано.
1990 Квартет № 2 для 2-х скрипок, альта и виолончели.
1992 «Сопереживание Душе» для 12-голосного хора a capella.
1994 «Химеры» – звукокрасочный этюд для духовых, ударных, струнных.
1999 Соната для фортепиано.
2003 «Когда душа моя была облаком», композиция для кларнета, фагота, тромбона, скрипки, альта и контрабаса.
2004 «Благодарность жизнедателю» для хора, органа и оркестра.
1987.2004 «Превращение» – 12 характеристических пьес для фортепиано.
1979.2004 «Песни прекрасного пришельца» вокальный цикл-эстафета для сопрано, меццо-сопрано, тенора, баса на стихи А. Блока, Л. Уланда, Э. Мёрике, Новалиса, Арс. Тарковского.
Нотное приложение
Пример № 1
Пример № 2 а
Пример № 2 б

Музыкальные страницы Тамбовского края. Тамбов, 2006.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю