tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

И.Е. Зимина,
преподаватель ТГМПИ им. С.В. Рахманинова.

Шиллеровская Жанна д’Арк в концепции П.И. Чайковского

В 1870-1880 годах в русском драматическом театре романтические трагедии, среди которых была и пьеса Шиллера «Орлеанская дева», воспринимались как выразители героических идей свободолюбия и гуманизма. Такая трактовка их была близка Чайковскому.

Вскоре после окончания «Евгения Онегина» композитор снова начал искать сюжет для оперы, перечитывая с этой целью ряд литературных произведений и обращаясь за помощью к своим друзьям и знакомым. В итоге он остановился на трагедии Шиллера «Орлеанская дева» в русском переводе Жуковского. Находясь во Флоренции, Чайковский записал в дневнике: «...меня начинает сильно манить один новый оперный сюжет, а именно «Орлеанская дева» Шиллера. Мысль написать на этот сюжет оперу пришла мне в Каменке при перелистывании Жуковского, у которого есть «Орлеанская дева», переведенная с Шиллера. Для музыки есть чудесные данные, и сюжет еще не истасканный. … Я уже и прежде иногда думал об этом сюжете, но теперь начинаю увлекаться серьезно» (1, 99).

В основе драмы Шиллера – конфликт между личным и общественным, чувством и долгом. Исторический сюжет из эпохи Столетней войны между Францией и Англией в XIV-XV веках требовал для своего воплощения широких оперных форм и яркой декоративной манеры музыкального письма.

Что же побудило композитора, всего за несколько месяцев до начала работы над «Орлеанской девой» писавшего, что ему нужен сюжет, где «нет царей, нет маршей, нет ничего составляющего рутинную принадлежность большой оперы» (2, 281), обратиться к подобного рода задаче? Причин было несколько. И наиболее важная состояла в том, что Чайковского волновал трагический образ главной героини – простой крестьянской девушки Жанны д'Арк, в трудный для родины момент вставшей во главе французского войска, приведя его к победе, но затем несправедливо осужденной и преданной жестокой казни.

Чайковский сам писал либретто к опере, опираясь, в основном, на трагедию Шиллера. Стараясь сохранить подлинный текст немецкого поэта, Чайковский внес вместе с тем довольно существенные изменения в трактовку некоторых событий и в характеристики главных действующих лиц. Важнейшим из них является отказ от героического апофеоза, которым оканчивается «Орлеанская дева» Шиллера: вопреки исторической истине Иоанна не погибает на костре, а попадает в плен к англичанам, но разрывает цепи, в которые ее заковывают, и, бросаясь снова в бой, находит смерть на поле битвы. Такой конец вносит в характеристику Иоанны элемент чудесного, сверхъестественного. Чайковский не мог принять такой финал. При всем величии ее подвига героиня его оперы остается живой женщиной, и ее мучительная смерть вызывает у композитора гнев и ужас. При чтении книги французского историка Валлона о Жанне д'Арк Чайковский был особенно потрясен сценой суда и казни. Он писал фон Мекк: «... дойдя до процесса отречения и самой казни (она ужасно кричала все время, когда ее вели, и умоляла, чтоб ей отрубили голову, но не жгли), я страшно разревелся. Мне вдруг сделалось так жалко, больно за все человечество и взяла невыразимая тоска! В Шиллере многое мне нравится, но признаюсь, его презрение к исторической правде несколько смущает меня» (1, 102).

Изменения, внесенные в либретто, по сравнению с пьесой Шиллера коснулись трактовки образа главной героини и самой направленности сюжета, в особенности его развязки.

Кроме коренного изменения финала, Чайковский значительно развил лишь эпизодически проходящий у Шиллера мотив внезапно вспыхивающей у Иоанны любви к бургундскому рыцарю Лионелю, что придает ее образу более теплые лирические черты. В душе Иоанны, нарушившей данный ею священный обет не знать земной любви, возникает трагический внутренний разлад, который и становится причиной ее гибели.

Романтическая драма Шиллера дала возможность Чайковскому, не отказываясь от основных творческих принципов, выработанных ранее, создать монументальное произведение, отмеченное чертами высокой трагедии, воплощенной в форме сценически эффектного оперного спектакля.

Премьера состоялась на сцене Мариинского театра в Петербурге 13 февраля 1881 года в бенефис дирижера театра Направника. Опера имела успех. В 1882 году «Орлеанская дева», первая из опер Чайковского, была поставлена за границей, в Праге.

Литература:
1. Чайковский П. О музыке, о жизни, о себе. Литературная композиция А.А. Орловой. – Л., 1976.
2. Чайковский П. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. – М., 1962. – Т. 7.

Музыкальные страницы Тамбовского края. Тамбов, 2006.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю