tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Музыкальный калейдоскоп

Мамонтова В. В.

Произведения С. В. Рахманинова и книги о нем в фонде отдела музыкально-нотной литературы областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина

«Есть ли в мире музыки XX века явление,
которое с течением времени так бы
росло как искусство Рахманинова?»
(А. Кандинский-Рыбников)

Имя С. В. Рахманинова пользуется на тамбовской земле большой популярностью и любовью. Его творчество приобретает с годами все больший интерес у наших земляков. Сохранению творческого наследия способствует проведение Международных музыкальных фестивалей и Международного юношеского конкурса имени великого композитора, а также Международных курсов высшего исполнительского мастерства.

Одно из направлений работы библиотеки, в частности, отдела музыкально-нотной литературы, является популяризация творчества Рахманинова посредством традиционных форм работы с читателями. Немаловажная роль принадлежит музыкальному клубу Шаляпинского общества, созданному на базе отдела, в работе которого постоянно звучит рахманиновская тема. Сочинения С. В. Рахманинова, книги о нем, звукозаписи его музыки пользуются большим спросом у читателей. К литературе о жизни и творчестве композитора, нотным изданиям активно обращаются профессиональные музыканты, педагоги и учащиеся музыкальных учебных заведений, любители музыки. Каждое новое пополнение фонда отдела книжными и нотными изданиями рахманиновской тематики не остается без внимания читателей.

Одним из таких поступлений является книга Владимира Викторовича Крутова «Мир Рахманинова. Россия. Книга I. Сережа», вышедшая в издательстве «Юлис» в Тамбове в 2004 г. Это первая книга из трилогии о Рахманинове. Работая в архивах Санкт-Петербурга и Москвы, автор создал не биографию в общепринятом смысле и не учебное пособие для студентов. Это портрет композитора на фоне эпохи, книга-размышление о России, о великом музыканте. Автор как бы раздвигает временные рамки от далеких предков композитора до наших дней, рассказывает о первой учительнице музыки Сергея Рахманинова Анне Дмитриевне Орнатской, отце композитора Василии Аркадьевиче, упоминает имение Ивановку, говорит о том, что нового удалось найти в документах и письмах. Книга снабжена фотографиями, авторским предисловием. Посвящена пианисту Михаилу Плетневу

Книга Дмитрия Калашникова и Олега Казьмина «В Ивановку я всегда стремился: Сергей Рахманинов на тамбовской земле» издана в Воронеже в 2003 г. Авторы книги — журналист и один из инициаторов создания музея в Ивановке Дмитрий Васильевич Калашников и музыковед Олег Алексеевич Казьмин. Книга повествует о жизни композитора, родовых «гнездах» семьи Рахманиновых на тамбовской земле, потомках славной фамилии. Приводятся воспоминания старожилов Ивановки. В приложении помещены письма С. В. Рахманинова, написанные им в Ивановке с мая 1891 г. по апрель 1917 г. Завершает книгу статья нашего земляка, музыкального критика, профессора Григория Петровича Прокофьева «Певец интимных отношений». Это первое монографическое исследование творчества композитора, которое публиковалось в «Русской музыкальной газете» за 1909, 1910 гг.

В фонде отдела музыкально-нотной литературы есть два сборника научных статей, содержащих материалы II Международной научно-практической конференции «Эпоха Сергея Рахманинова» (1998 г.), посвященной 125-летию со дня рождения композитора (издательство ТГУ, 2003 г.) и Ш Международной научно-практической конференции «Творчество С. В. Рахманинова в контексте мировой музыкальной культуры» (2003 г.), посвященной 130-летию со дня рождения композитора (издательство ТГ"У, 2003 г.).

К 130-летию со дня рождения великих русских музыкантов Ф. И. Шаляпина и С. В. Рахманинова Областной универсальной научной библиотекой им. А. С. Пушкина была проведена конференция, в которой принимали участие специалисты в области музыки, исследователи (библиографом отдела музыкально-нотной литературы был подготовлен доклад). По итогам конференции был выпущен сборник докладов «Ф. И. Шаляпин и С. В. Рахманинов — вершина музыкального творчества XX века» (2003 г.). В него вошли 10 докладов, 4 из которых были посвящены творчеству С. В. Рахманинова. Например, сообщения Зиминой И. Е. «Русский пейзаж в романсах С. В. Рахманинова», Т. А. Аршиновой «Национальные черты стиля С. В. Рахманинова» и др. Сборник имеет предисловие и сведения об авторах.

В серии «Иллюстрированные биографии великих музыкантов» вышла книга Роберта Мэтью-Уокера «Рахманинов» в издательстве «Урал-ЦГО» в 1999 г. в русском переводе. Это рассказ в 10-ти главах о жизни великого композитора, повествующий о стране, где он родился и о времени, в котором жил. Детство, учеба в консерватории, эпизоды жизни в Ивановке, гастроли, Первая мировая война, революционные события в России, отъезд в 1917 г. за границу, — вот темы, затронутые в книге. Издание снабжено достаточным количеством фотографий и иллюстраций, именным указателем.

Особое место занимает двухтомник «Воспоминания о Рахманинове» под редакцией 3. Апетян. В фонде имеются 2-е, 3-е и 5-е издания этой книги, подготовленные Государственным центральным музеем музыкальной культуры им. М. И. Глинки соответственно в 1961,1967, 1988 годах. Воспоминания присланы были в Советский Союз из США Софьей Александровной Сатиной в середине 40-х гг. и хранятся в ЩММК им. М. И. Глинки.

Сборник снабжен большим количеством фотографий, комментариями. Открывает все три издания «Записка о Рахманинове» С. А. Сатиной — биографическая работа, правдивая повесть о судьбе феноменально одаренного художника. Книга воспоминаний рассказывает о взаимоотношениях композитора с выдающимися представителями русской культуры конца XIX — первой половины XX вв. Своими воспоминаниями делятся Е. Ф. Гнесина, А. Б. Гольденвейзер, Р. М. Глиэр, Г. М. Коган, И. Шаляпина, М. Шагинян и др.

Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки подготовил альбом «С. В. Рахманинов», вышедший в Москве, под редакцией А. Кандинского в 1988 г. Альбом содержит фотографии и иллюстративный материал.

Для широкого круга читателей будет интересна книга Е. Р. Дмитриевской и В. И. Дмитриевского «Рахманинов в Москве», вышедшая в 1993 г. в издательстве «Московский рабочий». Более 30 лет жизни С. В. Рахманинова связаны с Москвой, это годы становления и расцвета его музыкального дарования. О встречах с Ф. Шаляпиным, Л. Толстым, М. Врубелем, В. Серовым, о работе в Русской частной опере С. И. Мамонтова говорит эта книга. Упоминается г. Тамбов и первый Рахманиновский фестиваль 1982 г.

В фонде отдела постоянным спросом пользуется монография В. Брянцевой «С. В. Рахманинов» 1976 г. издания, вышедшая в издательстве «Советский композитор». Здесь наиболее подробно освещен ранний период творчества композитора, заметен интерес автора к проблеме становления музыкального стиля Рахманинова. Использованы архивные материалы — печатные и рукописные, нотные автографы. Книга снабжена фотографиями, именным указателем, указателем произведений композитора.

Издание «Литературное наследие» в 3-х томах (фонд имеет 2-й и 3-й тома), вышедшее в 1980 г., публикует письма композитора с 1910 г. по 1943 г., всего около 1300. Третий том включает комментарии, приложения, список грамзаписей композитора, указатель произведений. Он содержит письма к композитору Ф. Шаляпина, А. Глазунова, К. Бальмонта, И. Северянина и др.

Среди нотных изданий произведений С. В. Рахманинова важное место занимают клавиры опер «Алеко» (издательство «Музыка», 1976 г.); «Скупой рыцарь» (издательство «Музыка», 1968 г.); партитура оперы «Франческа да Римини».

Значительную часть фонда отдела занимают оркестровые партитуры произведений С. В. Рахманинова: Первого, Второго и Третьего концертов для фортепиано с оркестром, изданные в 1965 г. издательством «Музыка», партитуры симфонической поэмы «Остров мертвых», «Симфонических танцев», Второй симфонии.

Из хоровых произведений Рахманинова нельзя не упомянуть «Всенощное бдение» для смешанного хора без сопровождения соч. 37, изданное в 1989 г. издательством «Музыка». Впервые оно было напечатано в 1915 г. (Москва-Петроград), после 1922 г. сочинение в нашей стране не издавалось. Основой настоящей публикации послужило первое издание. В фонде также есть издание поэмы для солистов, хора и симфонического оркестра «Колокола» на текст Э. По в переводе К. Бальмонта. Это переложение для пения с фортепиано в 4 руки К. Лебедева (издательство «Музыка, 1973 г.). Написанная в пору высокой творческой зрелости Рахманинова, поэма принадлежит к выдающимся образцам русской музыки кануна Первой мировой войны (написана в 1913 г.).

Сочинения для фортепиано представлены прежде всего трехтомником сочинений 1976, 1979 гг. издания, куда вошли «этюды-картины», «вариации», «салонные пьесы», сонаты и др.

Исключительные достоинства вокальной лирики С. В. Рахманинова обусловили ее огромную популярность, поэтому издание камерно-вокального наследия композитора приобретает особую важность. Отдел располагает полным собранием романсов Рахманинова в 2-х томах, издательства «Музыка», 1973 г. издания под редакцией П. Ламма с предисловием и именным указателем. Большинство романсов имеет посвящения, поэтому в конце каждого тома находится указатель имен. В полное собрание романсов Рахманинова вошли все произведения этого жанра, опубликованные не только при жизни композитора, но и посмертно.

Кроме того, отдел располагает отдельно изданными вокальными произведениями, отрывками из опер, произведениями для фортепиано, скрипки, виолончели, переложениями для баяна, духовых инструментов.

Фонотека отдела музыкально-нотной литературы насчитывает более 200 музыкальных записей произведений С. В. Рахманинова. Первые пластинки с записями произведений композитора — фортепианные концерты и поэму для оркестра, хора и солистов «Колокола» — отдел получил в 1971 году.

Существует огромное число дисков с записями Рахманинова-пианиста. 113 произведений записано им при жизни, все в США. Первая запись состоялась 18 апреля 1919 г., осуществляла ее фирма «Edison», все остальные записи вели фирмы «Ampico» и «Victor». Последняя грамзапись датируется 27 февраля 1942 г. (Рахманинов играет Шопена, русских композиторов, свои сочинения). Отдел располагает записями оперной музыки, симфонических произведений, фортепианных пьес, концертов в разных вариантах, с разными исполнителями и оркестрами, вокальной музыкой.

Отдел имеет в наличии антологию «Искусство Рахманинова» фирмы «Мелодия» (1973 г.). Композитор исполняет свои сочинения — пять прелюдий (записи 1920,1940 гг.), «Сирень» в 2-х вариантах (1920, 1942 гг.), сочинения зарубежных и русских композиторов, в частности, пьесу П. И. Чайковского «На тройке» — замечательный образец фортепианного искусства Рахманинова (существует 2 варианта записи — 1920, 1928 гг.). В фонде отдела имеется единственная запись Рахманинова как концертмейстера — он аккомпанирует Надежде Плевицкой, которая исполняет хороводную песню «Белилицы, румя-ницы вы мои». Компания «Victor» делает лишь две пробные пластинки для композитора и певицы.

Оперная музыка представлена лирико-психологической оперой «Алеко» в исполнении Большого хора Центрального телевидения и Всесоюзного радио, Академическим симфоническим оркестром Московской государственной филармонии под управлением Д. Китаенко (запись 1987 г.). Отдел имеет в фонде аудиокассету с записью оперы. Опера «Франческа да Римини» представлена только фрагментами в исполнении И. Петрова.

Примечателен комплект пластинок фирмы «Мелодия» 1968 г. — «Четыре концерта для фортепиано с оркестром. Рапсодия на тему Паганини». Рахманинов играет с Филадельфийским оркестром и дирижерами Юджином Орманди, Леопольдом Стоковским (записи 1929, 1939, 1940, 1941гг.),

Среди вокально-симфонических произведений важно упомянуть «Всенощное бдение» соч.37 для смешанного хора. Великолепный красочный альбом из 2-х пластинок содержит вступительную статью дирижера Владислава Чернушенко.

Кантата «Весна» на слова Н. Некрасова представлена тремя вариантами записи. Мы имеем запись Первой и Третьей симфоний, Первого, Второго и Третьего концертов для фортепиано с оркестром в разных исполнениях. На аудиокассете представлены «Симфонические танцы» в исполнении Академического симфонического оркестра СССР под руководством Е. Светланова.

Изумительный по красоте Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор посетители нашего отдела могут услышать в исполнении трех замечательных пианистов — Е. Малинина, Н. Петрова и В. Ашкенази.

Третий концерт представлен как в грамзаписях, так и на кассете. Его исполняет В. Горовиц с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром, дирижер С. Кусевицкий.

Вклад Рахманинова в мировую фортепианную литературу огромен. Форгепианные произведения представлены в альбоме «Прелюдии» фирмы «Мелодия» (запись 1983 г.) в исполнении Татьяны Шебановой (13 прелюдий). Альбом содержит аннотацию на русском и английском языках. Эти же прелюдии звучат на аудиокассете в исполнении А. Дрешер, Е. Кисина, С. Рихтера. В фонотеке представлены записи этюдов-картин в исполнении С. Рихтера, Л. Оборина, В. Софроницкого, Н. Луганского, Е. Кисина.

Существенное место в творчестве композитора занимает жанр романса. Рахманинов обращается к поэзии самых различных эпох и стилей. Большую часть романсов он написал в с. Ивановка (всего их 71). В мелодиях романсов воспета тихая спокойная красота русской природы, поэзия усадебной жизни. Самый ранний романс, дошедший до нас — «У врат обители святой» на слова М. Лермонтова (написан в 1890 г.). Он представлен на пластинке «С. В. Рахманинов. Романсы» (выпуск 1968 г.) в исполнении А. Огнивцева (бас) и Н. Королькова (фортепиано). 16 романсов написаны на слова А. Фета, С. Ыадсона, М. Лермонтова, Н. Бальмонта и др.

Фонотека располагает отдельными записями романсов композитора. Их исполняют — Т. Синявская, Н. Казанцева, М. Магомаев, А. Пирогов и др. Например, романс «Не пой, красавица» на слова А. С. Пушкина исполняет Б. Руденко — на пластинке «Ансамбль скрипачей БТ СССР», Б. Гмыря — пластинка «Поэзия Пушкина в музыке».

На компакт-диске «С. В. Рахманинов» из серии «Серебряная коллекция» представлены 8 произведений: Симфония № 3 в исполнении Национального симфонического оркестра Ирландии, дирижер А. Ани-симов; Симфония № 2 в исполнении Симфонического оркестра радио Чехословакии, дирижер С. Гунценхаузер; Вокализ в исполнении Камерного оркестра «Амадеус», дирижер А. Дучман и др.

Ауциоматериалы с записями произведений С. В. Рахманинова из фонотеки нашего отдела вызывают интерес, их прослушивают педагоги, руководители музыкальных коллективов, любители искусства. Записи используют как иллюстративный материал для проведения тематических вечеров, мероприятий, посвященных юбилейным датам деятелей музыкального искусства.

Материалы о С. В. Рахманинове, исследовательские статьи, сообщения содержатся также в периодических изданиях, сборниках научных трудов. Например, статья И. Демидовой «Новое о Рахманинове» (газета «Музыкальное обозрение» за 2005 г. № 9. — С. 16) рассказывает о выставке «С. В. Рахманинов — России», организованной в Великом Новгороде Центром музыкальной культуры им. С. В. Рахманинова. Представленные документы впервые освещают малоизученную до настоящего времени благотворительную деятельность композитора.

В статье «Закономерная сенсация» (газета «Музыкальное обозрение» за 2004 г. № 1) говорится о ранее неизвестных произведениях Рахманинова (рукописи фуги d-moll и фортепианные редакции оркестровой сюиты d-mol).

Публикуют материалы о С. В. Рахманинове такие журналы, как «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», «Музыка в школе», «Клуб» и др., газеты «Российская музыкальная газета», «Музыкальное обозрение», «Тамбовская жизнь», «Город на Цне», «Культура» и др. Все публикуемые материалы отражены в справочно-поисковом аппарате отдела (систематическая картотека статей).

Надеемся, что литературное богатство фонда отдела музыкально-нотной литературы будет в полной мере оценено нашими посетителями и удовлетворит их профессиональный и любительский интерес.

Мамонтова, В. В. Произведения С. В. Рахманинова и книги о нем в фонде отдела музыкально-нотной литературы областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина [Текст] : сб. науч. ст. / С. В. Рахманинов и Тамбовский край в аспекте развития региональной культуры: II Рахманиновские чтения: материалы докл. Ч. II / Упр. культуры и арх. дела Тамб. обл. [и др.]; ред. И. Н. Вановская. - Тамбов, 2006. - С. 27-34.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю