tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Персоналии


Творческое наследие Мстислава Добужинского в фонде Тамбовской областной универсальной научной библиотеки им. А.С. Пушкина

Выдающийся деятель русской культуры ХХ века Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957)  — один из активнейших членов художественного объединения «Мир искусства», график, замечательный книжный и театральный художник, профессор Академии Художеств (1927), автор известных воспоминаний — важного памятника истории культуры Серебряного века. Его творчество известно во многих странах мира, его работы хранятся в музеях России, в галереях Англии, Франции, Германии, Италии, Чехии, США и других государств.

Для Добужинского было свойственно широкое разнообразие художественных интересов: он работал театральным художником, занимался гравюрой и монументально-декоративной росписью, работал для кино и преподавал, делал плакаты и расписывал фарфор, занимался журнально-критической деятельностью, писал мемуары и читал публичные лекции.

Он оставил богатое художественное и литературное наследие. Еще в 1910-е годы Добужинский публиковал критические статьи о живописи и театре под псевдонимом Амадео. В фонде редкой книги ТОУНБ им. А.С. Пушкина хранится замечательное издание «Воспоминаний» великого художника, подготовленное Г.И. Чугуновым (1987 г.), в которое вошли главы «Петербург моего детства», «Петербургский университет», «Годы учения за границей», «Служба в Министерстве», «Академия художеств», «О художественном театре» и другие. В фонде библиотеки имеются также письма Добужинского, изданные в 2001 году.

Детство Добужинского прошло в Петербурге.

В своих воспоминаниях «Петербург моего детства», написанных в 1949 году, Добужинский рассказал о петербургской уличной жизни начала 1880-х годов с его навсегда ушедшими типами, так талантливо запечатленными в его акварельной серии; с разнообразным транспортом — от «белобрысых веек» до придворных карет; с различными магазинами, с неистощимым гулом всевозможных звуков — от колокольчика на пролетавшей мимо тройки до криков разносчиков.

Визуальные наблюдения пятилетнего мальчика, казалось бы, не претендующие на какие-либо обобщения, отобраны с такой тщательной продуманностью и организованы с такой композиционной стройностью, что как будто бы само собой у читателя складывается цельное представление о петербургских улицах XIX в., церквах, праздниках, о весенней уборке города, о балаганах, театральных представлениях, а в итоге образ уличного Петербурга, необыкновенно живой и ясный в ощущении. Лишь иногда в повествования вплетаются представления Добужинского взрослого, но это сделано всегда уместно и тактично. Воспоминания «Петербург моего детства» напечатаны в книге «Панорама Искусств 5» в 1982 году. Предисловия и примечания Г.И. Чугунова. Текст снабжен фотографиями Петербурга конца XIX века. Воспоминания напечатаны по машинописной копии с правкой самого М.В. Добужинского, хранящейся в собрании Г.И. Чугунова.

Мстислав Валерианович Добужинский своими родственными корнями связан также и с нашим тамбовским краем.

В статье Олега Алексеевича Казьмина «Художник Добужинский, его связи с Тамбовщиной» (// Культура русской провинции. Новые исследования. Материалы научно-практической конференции. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. — С. 19) подробно рассказывается о родственных узах художника. «Близ Инжавино в деревне Семеновка с 1884 по 1919 год жила в имении второго мужа его мать Елизавета Тимофеевна Михина (1848–1919 гг., урожденная Софийская, сценический псевдоним Борецкая) оперная певица…. С 1893 года Добужинский подряд в течение шести лет гостил у матери в Семеновке».

В сборнике Мстислав Добужинский: «тамбовские впечатления» (/ Авт.-сост. Н.Н. Воронков, Т. Марчева, О.А. Казьмин, Л.Ю. Евтихиева. - Тамбов: Пролетарский светоч, 2001. — 62 с., ил.) напечатаны воспоминания Добужинского «Деревня», которое он посвятил памяти своей матери.

В этом сборнике представлены работы тамбовских художников Н.Н. Воронкова и Н.А. Насонова, объединенные общей серией «Здесь жил М.В. Добужинский».

Воспоминания о Семеновке мы находим также в публикации Морова А.М. Добужинский вспоминает (// Панорама искусств. — 78. — М., 1979. - С. 144-174).

Инжавино оказалось находкой для Добужинского, он многое там зарисовал — розовый домик булочника с заржавевшим кренделем, качавшимся над дверью, каменные неуклюжие аркады облупившихся рядов.

Облик Семеновки «жалкий и нищий» поражал его до крайности, и он сразу «не почувствовал остроту его» пока не понял, что «и в подобной бедности… можно найти настоящий »жемчуг«, и тогда, именно тут, он »начал осознавать, что для художника нет «красивого» и «некрасивого». Это публикация интересна еще и тем, что в ней помещены подписи и монограммы Добужинского за разные годы.

В первом издании книги «С четырех сторон Россия» помещена статья «Там, где раскинулись ковры пашен», посвященная селу Семеновка Инжавинского района, где мы также можем прочитать о пребывании художника на нашей земле. В другом сборнике, изданном в Воронеже в 2000 году, «России Черноземный край», расположена цветная иллюстрация из серии «Провинция» и графический портрет Добужинского работы К.А. Сомова.

Неоднократно бывал М. Добужинский и в Тамбове. В. Михайлов в книге «Художники Тамбовского края» (Л.: Художник РСФСР, 1976. - С. 38-39)  пишет: «В Тамбов Добужинский приезжал несколько раз, начиная с 1890-х годов, он создал ряд пейзажей. Город его интересовал также в связи с задуманной работой по оформлению поэмы М.Ю. Лермонтова »Казначейша«. В заставке к поэме художник с достоверностью воспроизвел открывающийся за окном уголок тамбовского городского ансамбля с расположенной на первом плане гостиницей »Московской« и немного в стороне от нее летней церковью Казанского монастыря постройки начала XIX века». Здание гостиницы не сохранилось. В настоящее время на его месте расположен кинотеатр «Модерн».

В секторе редкой книги ТОУНБ им. А.С. Пушкина хранится факсимильное издание «Казначейши» М.Ю. Лермонтова с рисунками Добужинского.

В 1901 году Мстислав Добужинский путешествовал по Италии и Франции. Впоследствии пишет свои воспоминания об Италии, которые сам и иллюстрирует.

В фонде сектора редкой книги библиотеки имеется 2-е издание книги «Воспоминания об Италии» (/ с рисунками автора. — Петербург: Аквилон, 1923).

В 1897–1902 годах Добужинский рисовал для петербургских сатирических журналов «Шут» и «Стрекоза». В 1905–1908 годах публиковал политические карикатуры в журналах «Жупел», «Сатирикон», «Адская почта».

Он постоянный экспонент и член объединений «Мир искусства», «Союз русских художников» и «Новое общество художников». Сотрудничал с журналами: «Мир искусства», «Художественные сокровища России», «Золотое руно», «Аполлон»; с альманахами «Белые ночи», «Шиповник». В секторе редкой книги сохранились альманахи: «Шиповник» (Кн. 1. - С.-Петербург, 1907) с иллюстрациями Добужинского «Будни» и «Праздник» из серии «Городские сны». «Шиповник» — это частное издательство, основанное в 1906 году в Петербурге художником-карикатуристом З.И. Гржебиным (1877-1929)  и С.Ю. Копельманом (1881–1944). Имеются в фонде также 11 номеров литературного альманаха «Аполлон», обложку для которого оформил Мстислав Добужинский.

Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Первый свой спектакль Добужинский оформил для театра, возникшего под влиянием пассеизма (любви к прошлому) «Мира искусств» для Петербургского старинного театра. Декорации Добужинского к «Игре о Робене и Марион» Адама де ла Аля имели триумфальный успех (1907–1908). После Московский художественный театр пригласил его на постановку пьесы И.С. Тургенева «Месяц в деревне» (1909). Его работа имела также большой успех и положило начало тесному сотрудничеству художника с прославленным театром.

Вершиной этого сотрудничества стали декорации к спектаклю «Николай Ставрогин» (1913) по роману Ф.М. Достоевского «Бесы». В № 10 сборника «Аполлон» помещен эскиз декорации к этой постановке.

Театр Добужинский не оставлял и в дальнейшем. В секторе редкой книги библиотеки имеется уникальное издание В.И. Немировича-Данченко «Горе от ума» в постановке Московского художественного театра (/ Лит. и худож. ред. А. Бродского. - М.-Л.: Гос. изд-во, 1923). Обложка, заглавная буква «Н», виньетка к статье В.И. Немировича-Данченко и эскиз декорации IV акта работы М.В. Добужинского.

Добужинскому, как и другим видным деятелям русской культуры, была не безразлична судьба памятников искусства, оказавшихся на грани уничтожения в 1917 году. Из книги О.Н. Знаменского «Интеллигенция накануне Великого Октября» (Л.: Наука, 1988. — С. 201) мы узнаем, что он даже входил в состав комиссии по охране дворцов и художественных коллекций. Наряду с такими деятелями культуры, как: А.М. Горький, А.Н. Бенуа, Ф.И. Шаляпин, Н.К. Рерих и другие.

После революции Добужинскому доводилось проектировать праздничное убранство улиц и шествий (украшение Адмиралтейства к 1-ой годовщине Октябрьской революции, совместно с Ю. Анненковым оформлять мистерию действа «Гимн Освобожденному труду»), состоять одним из хранителей Эрмитажа и даже читать популярные лекции по искусству.

В 1920-х годах наибольших успехов ему суждено было добиться в книжной графике. Чуткость к радикальным переменам в искусстве помогла ему отойти от канонов «мирискуснической книжной графики». Это было заметно уже в рисунках к «Свинопасу» Х.-К. Андерсена (1917), за которыми последовали рисунки к «Бедной Лизе» Карамзина (1922).

В фонде библиотеки хранится прекрасное факсимильное издание «Бедной Лизы» с рисунками Добужинского (вступительная статья Г.И. Чугунова), оригинальный дизайн, футляр, раскладная обложка, Изокомбинат «Художник РСФСР», 1989. Во вступительной части можно прочитать об истории создания этих иллюстраций.

«…стремления объединить графику книги с текстом повести стилистически выразилось и в оформлении; наряду с обложкой, художник одел книгу в обертку, столь характерную для изданий XVIII века. На цветной обертке — наклейка с названием повести и легкой гирляндой».

В конце 10-20-х годов ХХ века возник ряд издательств, во главе которых стояли друзья и почитатели Добужинского. Самое значительное среди них издательство «Аквилон» Ф.Ф. Нотгафта выпустило пять книг с иллюстрациями Добужинского, в том числе и «Бедную Лизу».

Другие иллюстрации Добужинского к повести «Белые ночи» Ф.М. Достоевского (1925) — стали шедеврами русской книжной графики.

В своей книге «О природе книжной иллюстрации» (М.: Знание, 1967. - С. 33-43)  О.И. Подобедова сопоставляет рисунки Добужинского к «Белым ночам» и Шмаринова к другому произведению Достоевского «Преступление и наказание». «Добужинский - мастер книги - пишет она. - Он пожалуй, больше чем кто-нибудь из »Мирискусников« мыслит книгу как единое целое, в котором взаимодействуют: слово во всех его художественных проявлениях, изображение в его пространстве и колористических возможностях и, наконец, средства полиграфического искусства, позволяющие воплотить и слово, и изображение в виде целостного художественного организма, в котором и шрифт, и формат, и одежда книги — все вместе призваны выразить общее содержание».

В фонде нашей библиотеки имеется повесть «Белые ночи» Ф.М. Достоевского, изданная «Аквилоном» с разрешения Петроградского отделения Государственного издательства. Факсимильное воспроизведение издания 1923 года. Редактор В. Кирильченко, издание напечатано в Изокомбинате «Художник РСФСР» в 1985 году.

Здравое восприятие событий, разворачивавшихся в послереволюционной России, заставило Добужинского принять литовское гражданство и переехать в Ковно (Каунас). Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Сопротивление местных шовинистов лишило его возможности заниматься преподаванием, к чему он стремился.

К счастью у него сложились отличные отношения с Литовским театром, в котором он оформлял спектакли по пьесам Н. Гоголя, В. Шекспира, балеты П. Чайковского, М. Мусоргского, А. Глазунова, Н. Черепнина, Р. Вагнера, В. Моцарта и др. В эмиграции Добужинский оформил иллюстрации к «Трем толстякам» Ю.К. Олеши (1928), исполненные по заказу из Москвы, а также к «Евгению Онегину» (1936) А.С. Пушкина. В редком фонде библиотеки имеются два издания романа «Евгений Онегин», одно под редакцией Е.А. Румянцева (1978) издано Волго-Вятским книжным издательством; другое - прижизненное ленинградское издание, Огиза (Гослитиздата) 1947 года (в мягкой обложке).

В 1935 году М. Добужинский отправился в Англию вместе с труппой литовского театра. В 1939 году выехал в США для работы с актером и режиссером М.А. Чеховым над спектаклем «Бесы», но из-за начавшейся Второй мировой войны в Литву уже не вернулся.

В США Добужинский оформлял спектакли для «Metropolitan Opera» и различных театральных трупп. В 1947 году написал либретто и исполнил эскизы декораций к балету на музыку седьмой симфонии Д. Шостаковича. Продолжал заниматься живописью и графикой (создал воображаемые пейзажи блокадного Ленинграда в 1943 году, графические серии и циклы, в том числе иллюстрации и оформление нью-йоркских изданий сочинений Пушкина, Лермонтова и др. - в 1941-1951 гг.).

Интересно факсимильное издание дружеских шаржей «Азбука »Мира искусства« М. Добужинского. В 1942 году воспоминания, названные М. Добужинским »Круг «Мира искусства», были опубликованы в нью-йоркском новом журнале. Еще спустя более полувека фрагменты «Азбуки» впервые увидели свет в журнале «Наше наследие» (1997, №41). Данное издание, оригинал которого хранится в собрании дирижера Г.Н. Рождественского, публикуется полностью.

В качестве приложения к факсимильному изданию графической серии публикуются мемуары М.В. Добужинского «Круг »Мира искусства« содержащие словесные портреты художников этого объединения.

В очерке А.А. Рюмина «Пути и судьбы» «Азбуки» М.В. Добужинского публикуемая графическая серия рассматривается в общем контексте творчества художника. В частности он пишет: «… неизданная »Азбука« делалась, скорее всего не для »продажи«, а была для Добужинского чем-то очень личным и дорогим. И теперь стало ясно, что, сделав эту »Азбуку« Мира искусства, Добужинский оставил нам своеобразный знак того, что было в его жизни самым важным»

Также в фондах библиотеки имеются и воспоминания о самом Добужинском его современников, коллег по художественному цеху: А. Бенуа «Мои воспоминания» в 2 книгах (М.: Захаров, 2003) и «Возникновение »Мира искусства« (Л.: Комитет гос. худ. изд., 1928); Мейерхольдовский сборник: Мейерхольд и другие (М.: ОГИ, 2000. — С. 281, 284, 289). Книга »Воспоминания о Добужинском« (/ Сост. предисл. и примеч. Чугунов. — СПб.: Акад. проект, 1997), в которую вошли воспоминания режиссера К.С. Станиславского, писателя К.И. Чуковского, актера М.А. Чехова, балерины Т.П. Карсавиной и др., а также фотографии разных периодов жизни художника.

Большая дружба связывала Добужинского с Б. Кустодиевым и в прекрасном издании большого формата: Кустодиев Б.Н. «Портреты деятелей русской культуры» (М.: Изобразит. искусство, 1981. — С. 22, 87, 132) помещено несколько портретов Добужинского. Сын Кустодиева вспоминал: «Мстислава Добужинского я помню с самого раннего детства вплоть до его отъезда за границу. Я дружил с его детьми. С моим отцом он был на ты». Оба художника были творчески связаны. В мастерской Кустодиева на «любимой стенке» висел эскиз декорации Добужинского «Месяц в деревне». Добужинский очень дорожил своим портретом работы Кустодиева, уезжая за границу, он оставил его на хранение в Эрмитаже.

Очень интересна книга С.К. Маковского «Силуэты русских художников» (М.: Республика, 1999. - С. 205-208,  301).

Сын известного художника Константина Маковского Сергей Маковский ярко проявил себя как историк искусства, организатор многих выставок и один из ведущих художественных критиков. Он возглавлял знаменитый журнал «Аполлон». Его страницы художественной критики, вошедшие в настоящее издание, были хорошо известны любителям искусства. Оказавшись в эмиграции Маковский еще более упрочил свой авторитет искусствоведа и критика. «Силуэты русских художников» содержат большой материал о Добужинском.

Ценность представляют и красочные альбомы Добужинского: под редакцией А.П. Гусаровой, вышедшие в 1982 году, в Москве в издательстве «Изобразительное искусство», в 2001 году — в издательстве «Белый город» и под редакцией Г.И. Чугунова Ленинградского издательства «Художник РСФСР» 1984 года. Материал в нем расположен в хронологическом порядке по главам: «Начало», «За границей», «Становление» и др. Всего 7 глав.

В 1940-е годы Добужинский создал станковый вариант своего старого рисунка (первоначально он был выполнен в 1918 году как издательская марка и плакат) — «Странствующий энтузиаст». Над пирамидами и пальмами, над утренней землей мчится силуэт чудака, погруженного в книгу. За его спиной развевается плащ, фалды фрака летят, словно две молнии. На обороте композиции художник написал: «Это я». Уподобление герою Гофмана оправдано: «Иронический маг и чародей», Добужинский большую часть жизни провел в путешествиях.

Его искусству, всегда идущему от натуры, связанному с современностью в большей степени, чем творчество других художников «Мира искусства», свойственны черты романтического сознания…

Как все романтики, Добужинский мечтает о преобразовании жизни искусством. Больше, чем все художники его круга, он устремлен в будущее.

Барыкина О.И.,
ведущий библиотекарь отдела музыкально-нотной литературы ТОУНБ им. А.С. Пушкина


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю