Издательская деятельность
Библиомозаика
дайджест
Выпуск 3
ББК 78.3
Б 59
Составитель:
С. В. Истомина, главный библиотекарь
Редактор:
И. С. Мажурова, заведующий
Библиомозаика [Текст] : дайджест лит. по библ. делу / Упр. культуры и арх. дела Тамб. обл. ; Тамб. обл. универс. науч.
Вып. 3. – 2015. – 20 с.
Третий выпуск дайджеста включает в себя обзор актуальных статей из профессиональных периодических изданий 2015 года — «Вестника Библиотечной Ассамблеи Евразии», «Библиотековедения», «Информационного бюллетеня РБА», «Научных и технических библиотек», «Библиотечного дела», «Современной библиотеки», «Университетской книги».
Содержание
Государственная и региональная политика в области библиотечного дела
Библиотеки в современном обществе
Информационные технологии
Это интересно
Государственная и региональная политика в области библиотечного дела
Гусева, Е. Н. Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки [Текст] // Библиотековедение. – 2015. – № 2. – С.
Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки разработан в целях реализации пп. 6 ст. 15 Федерального закона от 29.12.1994 г. №
Принятие Модельного стандарта направлено на сохранение библиотек как общественного института распространения книги и приобщения к чтению, а также формирование единого российского электронного пространства знаний на основе оцифрованных книжных, архивных, музейных фондов. В 2014 г. в стране работало около 40 тыс. общедоступных библиотек, имеющих статус самостоятельных. За последние пять лет их количество сократилось на 15 %, число пользователей уменьшилось на 9 %, книг стали брать меньше на 10 %. Обращаться к электронным ресурсам и сайтам библиотек, напротив, стали больше в 2,5 раза. Число библиотек, имеющих доступ в Интернет, увеличилось в 3 раза. При этом финансирование библиотек увеличилось примерно на 1/3. Министерство культуры Российской Федерации в рамках своих полномочий предоставляет регионам страны субсидии, помогающие библиотекам развивать свою деятельность (на подключение к Интернету, на приобретение библиомобилей КИБО, на комплектование).
Цель Модельного стандарта — обозначить роль и место общедоступных библиотек в современном обществе, исходя из положений «Основ государственной культурной политики», в которых важнейшей задачей является расширение доступности произведений классической и современной литературы для детей и взрослых, произведений, созданных на языках народов России. Основная задача Модельного стандарта — способствовать усилению
В Модельном стандарте обозначены примерные требования к выполнению услуг и работ библиотеками, а также три направления их деятельности:
1. Библиотека как просветительский центр — площадка для интеллектуального развития и культурного досуга населения. Библиотекам предлагается реализация дополнительных образовательных программ для разных возрастных групп, проведение лекций, семинаров, конференций, фестивалей, конкурсов, олимпиад, других просветительских мероприятий, организация презентаций книг, выставок,
2. Библиотека как активный агент в интернет-пространстве, предоставляющий доступ к информационным ресурсам. Данное направление реализуется путём создания доступа к единому электронному библиотечному ресурсу Российской Федерации (Национальной электронной библиотеке), базам данных, электронным коллекциям, а также обеспечения навигации по этим ресурсам, предоставления консультаций при выборе пользователем источников информации.
3. Библиотека как хранитель культурного наследия, воплощённого в её фондах, что потребует выполнения работ по учёту, пополнению и сохранности фондов, в том числе книжных памятников, создания и ведения сводных электронных каталогов и реестров, создания копий в целях сохранности фондов (микрофильмирование, оцифровка, реставрация книг).
Модельный стандарт даёт примерные требования к выполнению услуг и работ, которые позволят учреждению культуры позиционировать себя как общедоступную библиотеку, соответствующую выдвигаемым требованиям и развивающую одно или все из обозначенных направлений деятельности. При этом он не отменяет и не заменяет собой ни один из регламентирующих или стратегических документов, используемых в сфере библиотечного дела.
Мутьев, В. А. Целевые программы как средство формирования региональной
В современных условиях модернизации
Целевое финансирование, заложенное в программах, во многом предопределяет возможности планирования и прогнозирования развития библиотек, функционирующих в регионе, выстраивание ими координационных и кооперационных связей с другими организациями сферы культуры, которые также ориентированы на удовлетворение многообразных потребностей населения.
Основным инструментом реализации программно-целевого подхода являются целевые программы — совокупность согласованных по ресурсам, исполнителям и лимитированных во времени
Целевые программы, которые предполагают совершенствование деятельности или отдельного направления деятельности в библиотеках региона, не обязательно являются специализированными, то есть ориентированными непосредственно на библиотеку как социальный институт.
— распорядители ресурсов — отраслевые и межотраслевые;
— источник финансирования — федеральный, региональный бюджет, внебюджетные источники;
— экономическая характеристика регионов, в которых разрабатываются и реализуются целевые программы — развитые, депрессивные, слаборазвитые, особые регионы, регионы нового освоения;
— целевая группа — универсальные, специальные (для молодёжи, людей с ограниченными возможностями, этнических меньшинств и коренных народностей, сельских жителей);
— содержание программы как направление
Следует учитывать, что разработка и реализация большого количества программ в одном регионе нерациональна в финансовом, временном, трудовом аспектах, что предопределяет необходимость их отбора в зависимости от актуальности и остроты проблем, характерных для библиотек региона и потенциального влияния программы на их решение. Несмотря на некоторые проблемы в реализации региональных целевых программ, они являются жизнеспособным механизмом, который, способствуя совершенствованию деятельности библиотек, создаёт базу для формирования региональной
Библиотеки будут доступнее для инвалидов [Электронный ресурс] // Российская Библиотечная Ассоциация :
17 июня 2015 года на Сайте Правительства РФ опубликовано постановление № 599, согласно которому с 1 января 2016 года вступят в силу планы мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности, разработанные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Данным постановлением утверждены Правила, в соответствии с которыми необходимо разработать и утвердить «дорожные карты».
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что при разработке «дорожных карт» следует руководствоваться Сводом правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35‒01‒2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». «Дорожная карта» может предусматривать мероприятия по текущему, капитальному ремонту объектов, их реконструкции; по приобретению технических средств для адаптации; организационные мероприятия. Мероприятия можно планировать относительно конкретного социального объекта.
Библиотеки в современном обществе
Мамаева, С. А. РБА в системе профессиональных коммуникаций [Текст] / С. А. Мамаева // Науч. и техн.
Российской библиотечной ассоциации, объединяющей в своих рядах библиотеки и библиотечные учреждения всех типов и видов из всех регионов страны, принадлежит центральное место в системе профессиональных коммуникаций библиотечной сферы. Используя целый комплекс коммуникативных каналов, инструментов, форм и средств, РБА создаёт устойчивую систему циркуляции профессиональной информации внутри библиотечного сообщества и обеспечивает прямую и обратную связь с социумом. При этом РБА выступает как центр координации профессионального взаимодействия, как благоприятная среда для расширения персональных контактов, в том числе — межуровневых, межведомственных, межрегиональных. РБА создаёт информацию, собирает, перерабатывает, подвергает экспертной оценке, тиражирует, публикует, предоставляет, распространяет, направляет, распределяет, организует информационные потоки, координирует информационный обмен и т. д.
Одной из важнейших форм профессиональной коммуникации считается профессиональная периодика. Официальным печатным органом РБА является «Информационный бюллетень РБА» (доступен в электронном виде). Не ограничиваясь публикацией информационных материалов, он отражает важнейшие официальные документы по библиотечному и книжному делу, публикует научные статьи и сообщения об интересном опыте библиотек и профессиональных обществ. Основное место в журнале занимают материалы Ежегодных конференций РБА.
Наряду с «Информационным бюллетенем» официальным информационным органом РБА утверждён
Основой организации профессионального взаимодействия в библиотечном сообществе является сама структура РБА. В распоряжении каждой секции — набор коммуникативных средств и инструментов: конференции, сайты, порталы, блоги, форумы, социальные сети. По характеру своей структуры РБА является скорее сетевой, чем иерархической организацией. Библиотеки — члены РБА — равноправные участники профессионального взаимодействия. Профессиональная структура РБА строится по горизонтали: 42 подразделения по видам библиотек и направлениям библиотечной деятельности служат основой профессионального взаимодействия. В РБА приветствуется установление разнообразных межсекционных связей, что находит выражение в формировании многочисленных целевых экспертных групп.
Самым популярным способом апробации и распространения новаторских идей, профессиональных знаний, опыта в библиотечной сфере были и остаются профессиональные мероприятия всех уровней и жанров: конференции, семинары, «круглые столы» и т. д. Среди мероприятий РБА особое место занимает Ежегодная сессия Конференции РБА (с 2007 г. имеет статус Всероссийского библиотечного конгресса). Отдельные секции организуют множество мероприятий и участвуют в них: Секция публичных библиотек ежегодно проводит «Библиокараван», Секция сельских библиотек — «Лагерь сельских библиотекарей». В последнее время увеличивается количество мероприятий обучающего характера: образовательный семинар, методический
В настоящее время в связи с интенсивным внедрением новых ИКТ и стремительным развитием интернет-технологий, переносом профессионального общения в онлайновую среду система коммуникаций радикально меняет свою структуру, электронные формы и методы взаимодействия начинают доминировать, расширяя онлайновое пространство коммуникаций. В Фейсбуке создана группа «Российская библиотечная ассоциация» (https://www.facebook.com/groups/459346130773020). Секции РБА предпринимают попытки организовать интерактивное общение преимущественно в сети Фейсбук, создавая открытые и закрытые группы.
«Библиотекам будущего» — быть! [Текст] // Соврем. б-ка. – 2015. – № 5. – С.
В рамках Международного форума и конференции «Крым — 2015» состоялась презентация новой профессиональной национальной ассоциации «Библиотеки будущего». Миссию новой ассоциации её учредители видят в содействии позиционированию библиотек в информационном обществе, в
Клюев, В. Маркетинговая парадигма современных публичных библиотек [Текст] / В. Клюев // Библ. дело. – 2015. – № 3. – С.
В отечественных библиотеках уже более двух десятилетий используется маркетинговый подход для реализации основных направлений и дополнительных аспектов повседневной деятельности. На его основе модернизируются традиционные формы библиотечного обслуживания, внедряются и активно реализуются новые направления работы публичных библиотек (связанные с динамично изменяющейся
Целями, задачами и объектами маркетинга в некоммерческих организациях, к которым относятся библиотеки, являются:
— продвижение конкретных видов обслуживания (маркетинг услуг);
— популяризация учреждения в целом (маркетинг организации);
— популяризация ведущих сотрудников, конкретных специалистов (маркетинг отдельных лиц, или персональный маркетинг);
— пропаганда месторасположения объекта (маркетинг места);
распространение профильных идей (маркетинг идей).
Важное значение для аргументированного принятия организационно-управленческих решений в библиотеке имеют диагностические и прогностические маркетинговые исследования. Они позволяют комплексно изучать основные рынки библиотеки, предметно оценивать ресурсные возможности, анализировать фактический и планировать потенциальный спрос на библиотечные услуги, работы, продукцию, интенсивно расширяющийся сопутствующий сервис. С целью координации и систематического проведения цикла маркетинговых мероприятий в структуре публичных библиотек целесообразно выделение отделов (центров, секторов, групп) маркетинга. Службы
Объективная диагностика внешней среды библиотеки позволяет сформулировать обоснованный прогноз её развития с точки зрения интереса/спроса. Основываясь на научном прогнозировании, библиотека своей повседневной деятельностью должна частично опережать текущие запросы пользователей, целенаправленно влиять на формирование перспективного спроса. Такой подход позволит наиболее эффективно реализовать потенциал общедоступной библиотеки, будет способствовать её общественной адвокации и обеспечивать поступательное развитие.
Захаренко, М. П. Молодые профессионалы, или почему работа в библиотеке становится престижной // Информационный бюллетень РБА. – 2015. – № 73 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rba.ru/content/resources/bulletin/ib73/rba73.pdf, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
К категории молодых профессионалов в библиотеке автор статьи относит не только специалистов с профильным образованием, но также пришедших работать в библиотеку из других сфер, с иным образованием и профессионально выполняющих свою работу на соответствующем участке. Объём профессиональной библиотечной деятельности неуклонно расширяется, и некоторые небиблиотечные специальности становятся профильными для библиотечного учреждения (психологи,
На формирование профессиональной мотивации молодых библиотечных специалистов влияет множество факторов внешней среды:
Молодёжь ценит в библиотечной работе творческий характер деятельности, гарантии социальной и экономической стабильности, позитивную оценку и поддержку руководства, благоприятные межличностные отношения, возможность самореализации, возможность повышения культурного и профессионального уровня. Руководитель может создавать соответствующие условия и выстраивать кадровую политику, способствующую притоку и закреплению молодёжи в библиотеке.
Одной из основных причин неудовлетворённости работой в библиотеке, оказывающей значительное влияние на приток молодых кадров, является низкий уровень
Целесообразно доверять молодёжи наиболее творческие участки профессиональной деятельности, давать персональные задания, позволяющие избегать рутины, поручать курирование нескольких направлений одновременно, обеспечивая смену видов деятельности. Помимо этого, молодых сотрудников имеет смысл объединять в самостоятельные малые группы.
В отдельно взятой библиотеке можно создать оптимальные организационно-управленческие и социальные условия, которые сделают её привлекательным и престижным местом работы. При этом немаловажной становится и внешняя оценка профессиональной деятельности. Если библиотека является интенсивно востребованной пользователями, интересна по содержанию деятельности, то она уважаема обществом, и сама по себе становится фактором привлекательности для работы в ней молодых.
Якуба, Т. Ю. Технология взращивания «племени» [Текст] / Т. Ю. Якуба // Соврем.
Вплоть до недавнего времени основная функция библиотек состояла в хранении и обеспечении доступа к печатным изданиям. Принятый в 2014 году новый Модельный стандарт деятельности библиотек говорит о четырёх направлениях, включающих наравне с книжным информационное,
Библиотека является оптимальным местом для установления диалога между поколениями и способна играть существенную роль в деле сохранения и развития культуры как разделяемого набора ценностей и смыслов. Вне зависимости от того, в какой форме — печатной или электронной — представлена литература, она является основным способом фиксации опыта цивилизации. Литературное просвещение является одним из ключей к более зрелому обществу. В мире информационного хаоса перед библиотеками появляется важнейшая задача — стать модератором по чтению для каждого читателя. Формируя индивидуальную программу чтения, специалисты библиотечного дела становятся единственными помощниками для человека и значимыми фигурами для общества, которые помогают государственным институтам в сохранении национальной культуры и формировании необходимых ценностных ориентиров.
Востребованность библиотек во многом зависит от их умения выстроить отношения с обществом и создать для своих посетителей максимально комфортную и дружелюбную среду. Поскольку потенциальная аудитория крайне обширна и включает различные категории населения, порой имеющие мало общего, необходим дифференцированный подход, строящийся на тщательном анализе запросов той или иной аудитории и адресное обращение к ней.
Наиболее эффективными и доступными инструментами коммуникации и выстраивания отношений, особенно при работе с молодёжью, являются Интернет и социальные сети. Одной из многообещающих стратегий является взращивание «племени» — широкой группы, для которой существует общая точка притяжения. Чтобы превратить библиотеку в такую точку притяжения, необходимо, чтобы отношения с посетителем продолжались, когда он выходит из неё. Социальные сети подходят для этого лучше всего.
Выстраивая отношения с обществом и предлагая разнообразные формы досуга и интеллектуальной работы, библиотеки становятся идеальным «третьим местом», куда приходят после работы перед тем, как пойти домой. Библиотека становится местом притяжения и формирует местное сообщество на основе ценностных убеждений, предлагая возможности для проведения образовательных и культурных встреч в свободном формате. А оставаясь местом бесплатным и побуждающим к интеллектуальной деятельности, вызывает чувство гражданского достоинства, увеличивает доступность информации и закрепляет «моду» на знания. Создавая пространство, в котором можно одновременно приобрести и информацию, и социальные связи, и перспективы для работы и увлечений, библиотека неизбежно входит в ежедневное расписание современного человека.
Сметанникова, Н. Н. Продвижение чтения с помощью чтения с экрана [Текст] / Н. Н. Сметанникова // Библиотековедение. – 2015. – № 3. – С.
Положение чтения и письма (письменной речи) в современной системе культуры и образования является актуальным вопросом, что подтверждается отражением в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартах для средней школы и высшего профессионального образования, а также их обсуждением на национальных и международных конференциях. Вопрос о путях продвижения чтения находится на одной из первых позиций в списке приоритетных задач. Это обусловлено следующими причинами:
— общее падение уровня образованности населения в мире;
— смена модели образования с «образования на всю жизнь» на «образование в течение жизни»;
— экспансия электронных средств и смена модели чтения, приравниваемая сегодня к «революции чтения».
В нашей стране программным документом, в котором поставлены общероссийские задачи продвижения чтения, является Национальная программа поддержки и развития чтения, принятая в 2007 году. В регионах она реализуется в соответствии с их возможностями, так как до сих пор не имеет статуса государственной программы. Это документ, объединивший экспертов из разных областей знаний, наметивших пути решения проблемы чтения и нечтения населения в постсоветском пространстве.
В молодёжной среде дополнительным стимулом к чтению книги является возможность обсудить её со сверстниками в «свободном режиме». Молодым читателям нравятся сайты, где книги представлены «под настроение» («что почитать, если тебе грустно» или «если хочется посмеяться»). В ходе исследования Русской ассоциации чтения «Школа, где процветает грамотность» (
— сформировавшиеся в средней школе читатели, которые остаются ими в студенческие годы и в дальнейшей профессиональной жизни (чтение является способом проведения досуга, образом жизни; круг чтения создаётся самостоятельно);
— читатели по принуждению, читающие конкретный материал для выполнения задания (потенциальные читатели, для которых самостоятельное, досуговое чтение не характерно);
— читатели от случая к случаю (потенциальные читатели, ориентирующиеся на моду, престиж);
— «нечитатели», «лентяи» (непостоянные читатели, как правило,
— устойчивые «нечитатели».
Экранное чтение не увеличивает разрыва между слабо и хорошо читающими школьниками и студентами, что открывает большие перспективы перед обучением и способствует стиранию
Чтение с экрана имеет свои недостатки. Экранный текст становится активным агентом, который считывает запросы читателя, предлагает ему другие тексты, не только разъясняя читаемое, но и уводя в сторону, навязывая информацию, имеющуюся в них. Поэтому при обучении экранному чтению на первый план выходит развитие критического мышления. Кроме того, пока неизвестно, насколько долго сохраняется в памяти человека прочитанная таким образом информация.
Результаты исследований ещё раз ставят вопрос о продлении внимания к чтению вплоть до высшего образования, увеличении объёмов дополнительного (
Редькина, Н. С. Персонализированное обслуживание
В настоящее время требуются новые подходы к организации
Современные способы и направления развития персонализации:
— персонализация поиска — одна из главных тенденций развития поисковых систем (Google, Yandex и др.), которые уже используют географическое местоположение, поисковую историю пользователя и др.;
— персональные стартовые страницы с набором интересующих тематических блоков;
— уведомления по запросам для пользователей, выполняющих регулярный мониторинг различных тем;
— персонализация сайтов — автоматическая настройка информационного наполнения
Применительно к библиотечной
— персонализация библиотечных сайтов;
— регистрация пользователей на библиотечном сайте;
— персонализация оповещений;
— персонализированный поиск в информационных ресурсах библиотеки;
— персонализированный интерфейс
Персонализация предполагает, что на основе профилей, полученных путём сбора информации о пользователях и их запросах, создаётся персональный контент. Наряду с положительными моментами могут возникнуть проблемы:
— пользователи зачастую не готовы предоставлять достоверную информацию, так как опасаются использования её в корыстных целях, получения назойливой рекламы и других попыток вмешательства в личную жизнь;
— чрезмерная персонализация поисковых результатов может ограничить возможности пользователя, загоняя его в рамки предыдущих запросов и социального поведения.
От того, насколько результативной на уровне ожиданий конкретного пользователя будет полученная информация, зависит эффективность
Облачные вычисления — это
— самообслуживание по требованию (потребитель самостоятельно определяет и изменяет вычислительные потребности, такие как серверное время, скорости доступа и обработки данных, объём хранимых данных без взаимодействия с представителем поставщика услуг);
— универсальный доступ по сети (услуги доступны потребителям по сети передачи данных вне зависимости от используемого терминального устройства);
— объединение ресурсов (поставщик услуг объединяет ресурсы для обслуживания большого числа потребителей; при этом потребители контролируют только основные параметры услуги (объём данных, скорость доступа), но фактическое распределение ресурсов, предоставляемых потребителю, осуществляет поставщик);
— эластичность (услуги могут быть предоставлены, расширены, сужены в любой момент времени, без дополнительных издержек на взаимодействие с поставщиком, как правило, в автоматическом режиме);
— учёт потребления (поставщик услуг автоматически исчисляет потреблённые ресурсы на определённом уровне (объём хранимых данных, пропускная способность, количество пользователей) и на основе этих данных оценивает объём предоставленных потребителю услуг).
Наиболее распространёнными моделями обслуживания пользователей в «облачных» средах являются в настоящее время:
1. «Программное обеспечение как услуга» — модель продажи и использования программного обеспечения (ПО), при которой поставщик разрабатывает
2. Модель «Инфраструктура как услуга» используется исключительно крупными организациями и предприятиями. Это предоставление клиенту разнообразной компьютерной инфраструктуры: серверов, систем хранения данных, сетевого оборудования и ПО для управления этими ресурсами. Одно из главных преимуществ подобного подхода для клиентов заключается в том, что они избавляются от необходимости приобретения дорогостоящего оборудования, часть которого нередко простаивает. Заказчик платит только за то, что ему в данный промежуток времени необходимо, с возможностью гибкого увеличения или уменьшения объёма используемых ресурсов.
3. «Данные как услуга» — модель, при которой пользователь получает готовое к работе стандартизированное виртуальное рабочее место и может его дополнительно настраивать под свои задачи. Таким образом, предоставляется доступ не к отдельной программе, а к необходимому для полноценной работы программному комплексу.
Облачные технологии являются удобной средой для хранения и обработки информации, объединяющей в себе аппаратные средства, лицензионное ПО, каналы связи, а также техническую поддержку пользователей библиотек. Они способны создать дополнительную основу для оптимизации библиотечных сервисов и развития информационных технологий.
Ивлиев, Г. НЭБ : мифы и реальность [Текст] / Г. Ивлиев // Унив. кн. – 2015. –
Цель Национальной электронной библиотеки (НЭБ) — создание государственной информационной просветительской системы, обеспечивающей доступность информации всем пользователям библиотек через Интернет. Проект опирается на положения «Основ государственной культурной политики», утверждённых Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». НЭБ выполняет задачу сохранения библиотек как общественного института распространения книги. Именно этот ресурс является главным звеном в модернизации библиотек.
Формирование единого пространства знаний на основе оцифрованных книжных, музейных, архивных фондов, собранных в НЭБ, требует постоянного обсуждения, позволяющего объективно оценить, насколько она может быть доступной рядовому читателю и отвечает требованиям обслуживания широкой аудитории. В настоящее время есть проблемы с доступом в Интернет. Доля подключённых к Сети общедоступных библиотек составляет 55 % их общего числа, в сельской местности подключено не более 45 % библиотек. Другой проблемой является недостаточное взаимодействие министерств и ведомств. Принято решение о создании Межведомственного совета по НЭБ, в который войдут все заинтересованные структуры.
Проект НЭБ из корпоративного превратился в государственный. С помощью ресурса граждане России получают доступ к электронным копиям без возможности их копирования, а также могут находить печатные издания в ближайшей библиотеке. Кроме того, открыт раздел, который позволяет пользоваться книгами с возможностью копирования. Прежде всего это классика и современные произведения, выкупленные с такой возможностью. Пока коллекция небольшая, но направление перспективное.
Система НЭБ даёт библиотекам-участницам множество новых возможностей. Участие в проекте положительно скажется на их имидже, качестве услуг. Возможность создавать на портале персональные страницы библиотек позволяет вести научную, исследовательскую работу без дальних поездок, командировок в научные центры. С введением НЭБ все библиотеки будут представлять свои планы оцифровки документов и согласовывать их на едином ресурсе.
Приоритетными задачами развития НЭБ являются:
1) совершенствование единой точки доступа к ресурсам НЭБ — единого портала НЭБ;
2) дальнейшее подключение к НЭБ фондов федеральных, региональных и муниципальных библиотек, библиотек образовательных и научных учреждений, других ресурсов; число желающих пользоваться ресурсами НЭБ может быть ограничено только наличием или отсутствием доступа в Интернет;
3) создание единого читательского билета (ЕЭЧБ) и интеграция с Электронным правительством.
Важная задача — включение НЭБ в состав государственных услуг в качестве самостоятельного сервиса. Ближайшим результатом в развитии проекта должно стать закрепление понятия «Национальная электронная библиотека» как федеральной государственной информационной системы, а её целей и функций — в Федеральном законе «О библиотечном деле».
Вернисаж Тамбовской казначейши [Текст] // Соврем. б-ка. – 2015. – № 6. – С. 3.
Третий год проект Комитета культуры администрации города Тамбова «Вернисаж Тамбовской казначейши» знакомит горожан с творчеством артистов, художников, музыкантов. В этом году вернисаж был посвящён Году литературы. Библиотеки активно участвовали во всех событиях вернисажа. PR-акция муниципальных библиотек «Литературная аллея» продемонстрировала уникальность каждой библиотеки города. Во время акции библиотеки представили писателей, имя которых они носят. Произведения русской классики звучали в исполнении всех желающих. Библиотекарей поддержали тамбовские поэты.
Пильнова, Л. Как мы пили «Книгочай», или Дегустация литературных новинок [Текст] / Л. Пильнова // Библ. дело. – 2015. – № 10. – С.
Во Всемирный день писателя, 3 марта, в библиотеках Централизованной библиотечной системы города Иркутска прошла акция «Книгочай». Библиотеки пригласили читателей на дегустацию литературных новинок в импровизированное литературное кафе. За чашкой чая под приятную музыку посетители знакомились с самыми новыми изданиями, поступившими в библиотеки.
Мероприятие каждой библиотеки имело свою изюминку. «Меню» литературных кафе включали: «
Посетители имели возможность продегустировать меню из книжных блюд и выпить чашечку чая с конфетами и печеньем. В дневной рацион духовной пищи вошли: «Хлеб русской литературы» (классика), «Тем, кто любит острое» (триллер), «Блюдо для гурманов» (мейнстрим), «Зефир в шоколаде» (мелодрама), «Дас ист фантастиш!» (фантастика), «Детский стол».
Повышение книжного аппетита наблюдалось в течение всего дня, читатели просили «добавки». В знак благодарности многие оставляли «чаевые» — благодарности, пожелания.
Руденко, Л. Встречи в библиотечных катакомбах [Текст] / Л. Руденко // Библ. дело. – 2015. – № 10. – С.
В Херсонской областной универсальной научной библиотеке реализуется проект «
Володина, Г. Библиотека : свободный формат [Текст] / Г. Володина // Библ. дело. – 2015. – № 3. – С.
С целью привлечения молодёжи Липецкая Центральная городская библиотека им. С. А. Есенина раз в неделю, по средам, продлила на три часа свою работу (до 22.00). Проект «