tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Издательская деятельность

Библиомозаика

дайджест
Выпуск 3

ББК 78.3
Б 59

Составитель:
С. В. Истомина, главный библиотекарь научно-методического отдела ТОУНБ им. А. С. Пушкина

Редактор:
И. С. Мажурова, заведующий научно-методическим отделом ТОУНБ им. А. С. Пушкина

Библиомозаика [Текст] : дайджест лит. по библ. делу / Упр. культуры и арх. дела Тамб. обл. ; Тамб. обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина, науч.-метод. отд. ; сост. С. В. Истомина ; ред. И. С. Мажурова. ‒ Тамбов, 2015. –
Вып. 3. – 2015. – 20 с.

Третий выпуск дайджеста включает в себя обзор актуальных статей из профессиональных периодических изданий 2015 года — «Вестника Библиотечной Ассамблеи Евразии», «Библиотековедения», «Информационного бюллетеня РБА», «Научных и технических библиотек», «Библиотечного дела», «Современной библиотеки», «Университетской книги».

Скачать в .pdf

Содержание

Государственная и региональная политика в области библиотечного дела
Библиотеки в современном обществе
Информационные технологии
Это интересно

Государственная и региональная политика в области библиотечного дела

Гусева, Е. Н. Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки [Текст] // Библиотековедение. – 2015. – № 2. – С. 13–15.

Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки разработан в целях реализации пп. 6 ст. 15 Федерального закона от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» и пп. 5.2.37 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации от 20.07.2011 г. № 590 в качестве рекомендательного документа для органов государственной власти субъектов РФ и муниципального управления. Министерство культуры Российской Федерации этим документом реализует свои полномочия по выработке государственной культурной политики, а также исполняет обязанность, закреплённую за государством и прописанную в Федеральном законе «О библиотечном деле» — установление государственных библиотечных стандартов и нормативов. Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки был утверждён Министром культуры РФ В. Р. Мединским 31.10.2014 г. и решением Коллегии Министерства культуры РФ 06.12.2014 г.

Принятие Модельного стандарта направлено на сохранение библиотек как общественного института распространения книги и приобщения к чтению, а также формирование единого российского электронного пространства знаний на основе оцифрованных книжных, архивных, музейных фондов. В 2014 г. в стране работало около 40 тыс. общедоступных библиотек, имеющих статус самостоятельных. За последние пять лет их количество сократилось на 15 %, число пользователей уменьшилось на 9 %, книг стали брать меньше на 10 %. Обращаться к электронным ресурсам и сайтам библиотек, напротив, стали больше в 2,5 раза. Число библиотек, имеющих доступ в Интернет, увеличилось в 3 раза. При этом финансирование библиотек увеличилось примерно на 1/3. Министерство культуры Российской Федерации в рамках своих полномочий предоставляет регионам страны субсидии, помогающие библиотекам развивать свою деятельность (на подключение к Интернету, на приобретение библиомобилей КИБО, на комплектование).

Цель Модельного стандарта — обозначить роль и место общедоступных библиотек в современном обществе, исходя из положений «Основ государственной культурной политики», в которых важнейшей задачей является расширение доступности произведений классической и современной литературы для детей и взрослых, произведений, созданных на языках народов России. Основная задача Модельного стандарта — способствовать усилению культурно-просветительской миссии общедоступной библиотеки, базирующейся на предоставлении доступа к государственным цифровым библиотечно-информационным ресурсам и проведении социально значимых просветительских мероприятий.

В Модельном стандарте обозначены примерные требования к выполнению услуг и работ библиотеками, а также три направления их деятельности:

1. Библиотека как просветительский центр — площадка для интеллектуального развития и культурного досуга населения. Библиотекам предлагается реализация дополнительных образовательных программ для разных возрастных групп, проведение лекций, семинаров, конференций, фестивалей, конкурсов, олимпиад, других просветительских мероприятий, организация презентаций книг, выставок, мастер-классов, встреч с представителями творческих профессий, литераторами и др.

2. Библиотека как активный агент в интернет-пространстве, предоставляющий доступ к информационным ресурсам. Данное направление реализуется путём создания доступа к единому электронному библиотечному ресурсу Российской Федерации (Национальной электронной библиотеке), базам данных, электронным коллекциям, а также обеспечения навигации по этим ресурсам, предоставления консультаций при выборе пользователем источников информации.

3. Библиотека как хранитель культурного наследия, воплощённого в её фондах, что потребует выполнения работ по учёту, пополнению и сохранности фондов, в том числе книжных памятников, создания и ведения сводных электронных каталогов и реестров, создания копий в целях сохранности фондов (микрофильмирование, оцифровка, реставрация книг).

Модельный стандарт даёт примерные требования к выполнению услуг и работ, которые позволят учреждению культуры позиционировать себя как общедоступную библиотеку, соответствующую выдвигаемым требованиям и развивающую одно или все из обозначенных направлений деятельности. При этом он не отменяет и не заменяет собой ни один из регламентирующих или стратегических документов, используемых в сфере библиотечного дела.

Мутьев, В. А. Целевые программы как средство формирования региональной библиотечно-информационной политики // Информационный бюллетень РБА. – 2015. – № 73 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rba.ru/content/resources/bulletin/ib73/rba73.pdf, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

В современных условиях модернизации библиотечно-информационной отрасли особое значение приобретают региональные целевые программы, управление которыми может рассматриваться в качестве одного из ключевых средств формирования библиотечной политики в регионах. Стратегические приоритеты политики государства в сфере библиотечно-информационной деятельности нашли отражение в федеральной целевой программе «Культура России на 2012–2018 годы»: информатизация отрасли, подготовка кадров, сохранение культурных ценностей, развитие материально-технической базы, популяризация культурного наследия. При этом вертикаль принимаемых решений ориентирована на успешную трансляцию приоритетных направлений государственной библиотечной политики на региональный уровень.

Целевое финансирование, заложенное в программах, во многом предопределяет возможности планирования и прогнозирования развития библиотек, функционирующих в регионе, выстраивание ими координационных и кооперационных связей с другими организациями сферы культуры, которые также ориентированы на удовлетворение многообразных потребностей населения. Программно-целевой подход призван синхронизировать деятельность органов исполнительной власти различных уровней (федерального, регионального, муниципального).

Основным инструментом реализации программно-целевого подхода являются целевые программы — совокупность согласованных по ресурсам, исполнителям и лимитированных во времени научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение существующих проблем, отражённых в целях, нуждающихся в государственной поддержке и существующих на территории региона (федерального округа, субъекта РФ, муниципального образования). Целевые программы способствуют повышению эффективности бюджетных инвестиций в развитие библиотек, поскольку предполагают наличие взаимосвязанных проектов, реализация которых может дать мультипликационный эффект. Новый порядок предполагает переход от управления бюджетными ресурсами к управлению планируемыми результатами путём повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса в условиях чётких среднесрочных ориентиров.

Целевые программы, которые предполагают совершенствование деятельности или отдельного направления деятельности в библиотеках региона, не обязательно являются специализированными, то есть ориентированными непосредственно на библиотеку как социальный институт. Библиотечно-информационные проблемы рассматриваются также и в программах совершенствования сферы культуры региона, программах информатизации, организации доступной среды, программах социальной направленности (стимулирующие развитие и популяризацию языков и культур малых народностей, программы духовно-нравственного воспитания, патриотического развития, борьбы с наркоманией и алкоголизмом и другие). В основу типизации региональных целевых программ могут быть положены следующие признаки:

— распорядители ресурсов — отраслевые и межотраслевые;
— источник финансирования — федеральный, региональный бюджет, внебюджетные источники;
— экономическая характеристика регионов, в которых разрабатываются и реализуются целевые программы — развитые, депрессивные, слаборазвитые, особые регионы, регионы нового освоения;
— целевая группа — универсальные, специальные (для молодёжи, людей с ограниченными возможностями, этнических меньшинств и коренных народностей, сельских жителей);
— содержание программы как направление библиотечно-информационной деятельности, подлежащей совершенствованию.

Следует учитывать, что разработка и реализация большого количества программ в одном регионе нерациональна в финансовом, временном, трудовом аспектах, что предопределяет необходимость их отбора в зависимости от актуальности и остроты проблем, характерных для библиотек региона и потенциального влияния программы на их решение. Несмотря на некоторые проблемы в реализации региональных целевых программ, они являются жизнеспособным механизмом, который, способствуя совершенствованию деятельности библиотек, создаёт базу для формирования региональной библиотечно-информационной политики.

Библиотеки будут доступнее для инвалидов [Электронный ресурс] // Российская Библиотечная Ассоциация : web-сайт. – Электрон. данные. – Режим доступа : http://www.rba.ru/, свободный. – Загл. с экрана, яз. рус. – Дата обращения 30.09.2015.

17 июня 2015 года на Сайте Правительства РФ опубликовано постановление № 599, согласно которому с 1 января 2016 года вступят в силу планы мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности, разработанные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Данным постановлением утверждены Правила, в соответствии с которыми необходимо разработать и утвердить «дорожные карты».

Пунктом 9 Правил предусмотрено, что при разработке «дорожных карт» следует руководствоваться Сводом правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35‒01‒2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». «Дорожная карта» может предусматривать мероприятия по текущему, капитальному ремонту объектов, их реконструкции; по приобретению технических средств для адаптации; организационные мероприятия. Мероприятия можно планировать относительно конкретного социального объекта.

Библиотеки в современном обществе

Мамаева, С. А. РБА в системе профессиональных коммуникаций [Текст] / С. А. Мамаева // Науч. и техн. б-ки. – 2015. – № 7. – С. 84–92.

Российской библиотечной ассоциации, объединяющей в своих рядах библиотеки и библиотечные учреждения всех типов и видов из всех регионов страны, принадлежит центральное место в системе профессиональных коммуникаций библиотечной сферы. Используя целый комплекс коммуникативных каналов, инструментов, форм и средств, РБА создаёт устойчивую систему циркуляции профессиональной информации внутри библиотечного сообщества и обеспечивает прямую и обратную связь с социумом. При этом РБА выступает как центр координации профессионального взаимодействия, как благоприятная среда для расширения персональных контактов, в том числе — межуровневых, межведомственных, межрегиональных. РБА создаёт информацию, собирает, перерабатывает, подвергает экспертной оценке, тиражирует, публикует, предоставляет, распространяет, направляет, распределяет, организует информационные потоки, координирует информационный обмен и т. д.

Одной из важнейших форм профессиональной коммуникации считается профессиональная периодика. Официальным печатным органом РБА является «Информационный бюллетень РБА» (доступен в электронном виде). Не ограничиваясь публикацией информационных материалов, он отражает важнейшие официальные документы по библиотечному и книжному делу, публикует научные статьи и сообщения об интересном опыте библиотек и профессиональных обществ. Основное место в журнале занимают материалы Ежегодных конференций РБА.

Наряду с «Информационным бюллетенем» официальным информационным органом РБА утверждён веб-сайт РБА — www.rba.ru. Сайт РБА служит основным каналом информирования о деятельности Ассоциации в Интернете. На сайте размещаются информационные материалы, электронные базы данных, документы и издания, но прежде всего — официальная и актуальная информация, касающаяся основных сфер деятельности РБА, а также важнейших событий, происходящих в библиотечном деле и библиотечном профессиональном сообществе. Сайт РБА связывает его посетителей с библиотеками, библиотекарями, соответствующими ресурсами; помогает найти различную информацию в профессиональной области; даёт возможность привлечь потенциальных членов РБА.

Основой организации профессионального взаимодействия в библиотечном сообществе является сама структура РБА. В распоряжении каждой секции — набор коммуникативных средств и инструментов: конференции, сайты, порталы, блоги, форумы, социальные сети. По характеру своей структуры РБА является скорее сетевой, чем иерархической организацией. Библиотеки — члены РБА — равноправные участники профессионального взаимодействия. Профессиональная структура РБА строится по горизонтали: 42 подразделения по видам библиотек и направлениям библиотечной деятельности служат основой профессионального взаимодействия. В РБА приветствуется установление разнообразных межсекционных связей, что находит выражение в формировании многочисленных целевых экспертных групп.

Самым популярным способом апробации и распространения новаторских идей, профессиональных знаний, опыта в библиотечной сфере были и остаются профессиональные мероприятия всех уровней и жанров: конференции, семинары, «круглые столы» и т. д. Среди мероприятий РБА особое место занимает Ежегодная сессия Конференции РБА (с 2007 г. имеет статус Всероссийского библиотечного конгресса). Отдельные секции организуют множество мероприятий и участвуют в них: Секция публичных библиотек ежегодно проводит «Библиокараван», Секция сельских библиотек — «Лагерь сельских библиотекарей». В последнее время увеличивается количество мероприятий обучающего характера: образовательный семинар, методический семинар-тренинг, научно-творческий симпозиум, университет молодого библиотекаря, мастер-форум, творческая лаборатория, инновационная площадка библиотечного опыта, открытый библиотечный совет и др. Вернувшись в свои регионы, участники семинаров распространяют приобретённые знания, внедряют их в практику своей работы.

В настоящее время в связи с интенсивным внедрением новых ИКТ и стремительным развитием интернет-технологий, переносом профессионального общения в онлайновую среду система коммуникаций радикально меняет свою структуру, электронные формы и методы взаимодействия начинают доминировать, расширяя онлайновое пространство коммуникаций. В Фейсбуке создана группа «Российская библиотечная ассоциация» (https://www.facebook.com/groups/459346130773020). Секции РБА предпринимают попытки организовать интерактивное общение преимущественно в сети Фейсбук, создавая открытые и закрытые группы.

«Библиотекам будущего» — быть! [Текст] // Соврем. б-ка. – 2015. – № 5. – С. 59–61.

В рамках Международного форума и конференции «Крым — 2015» состоялась презентация новой профессиональной национальной ассоциации «Библиотеки будущего». Миссию новой ассоциации её учредители видят в содействии позиционированию библиотек в информационном обществе, в электронно-информационной высокотехнологичной среде. Выбраны несколько приоритетных направлений деятельности: поддержка инновационного опыта, менеджмент, электронные библиотеки, НЭБ, единая система каталогизации и поиска. Работа будет строиться не по секционному принципу, а в гибких с точки зрения форматов дискуссионных группах, мастер-классах, инициативных проектах. При этом одним из основных качеств нового объединения станет оперативность. Особое внимание будет уделено взаимоотношениям с финансирующими организациями — Министерством культуры РФ, Министерством науки и образования РФ, Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, а также с общественными фондами. Новая ассоциация открыта для участия как юридических, так и физических лиц.

Клюев, В. Маркетинговая парадигма современных публичных библиотек [Текст] / В. Клюев // Библ. дело. – 2015. – № 3. – С. 14–19.

В отечественных библиотеках уже более двух десятилетий используется маркетинговый подход для реализации основных направлений и дополнительных аспектов повседневной деятельности. На его основе модернизируются традиционные формы библиотечного обслуживания, внедряются и активно реализуются новые направления работы публичных библиотек (связанные с динамично изменяющейся социально-экономической ситуацией в нашей стране, трансформацией функций библиотечно-информационных учреждений). Приоритетами маркетинга в публичной библиотеке являются: обеспечение необходимого качества документных фондов на различных носителях, доступности разноаспектных ресурсов и услуг для заинтересованных пользователей, ожидаемых или превосходящих условий обслуживания, комфортности пребывания и безбарьерной привлекательности пространства, дружелюбия персонала. Современные отечественные публичные библиотеки в своей повседневной практике сочетают социальные приоритеты основной (бесплатной для пользователей) деятельности с достижением оптимально сбалансированных собственных интересов.

Целями, задачами и объектами маркетинга в некоммерческих организациях, к которым относятся библиотеки, являются:

— продвижение конкретных видов обслуживания (маркетинг услуг);
— популяризация учреждения в целом (маркетинг организации);
— популяризация ведущих сотрудников, конкретных специалистов (маркетинг отдельных лиц, или персональный маркетинг);
— пропаганда месторасположения объекта (маркетинг места);
распространение профильных идей (маркетинг идей).

Важное значение для аргументированного принятия организационно-управленческих решений в библиотеке имеют диагностические и прогностические маркетинговые исследования. Они позволяют комплексно изучать основные рынки библиотеки, предметно оценивать ресурсные возможности, анализировать фактический и планировать потенциальный спрос на библиотечные услуги, работы, продукцию, интенсивно расширяющийся сопутствующий сервис. С целью координации и систематического проведения цикла маркетинговых мероприятий в структуре публичных библиотек целесообразно выделение отделов (центров, секторов, групп) маркетинга. Службы библиотечно-информационного маркетинга способны вести многоаспектную комплексную исследовательскую и аналитическую работу, корректировать деятельность других подразделений.

Объективная диагностика внешней среды библиотеки позволяет сформулировать обоснованный прогноз её развития с точки зрения интереса/спроса. Основываясь на научном прогнозировании, библиотека своей повседневной деятельностью должна частично опережать текущие запросы пользователей, целенаправленно влиять на формирование перспективного спроса. Такой подход позволит наиболее эффективно реализовать потенциал общедоступной библиотеки, будет способствовать её общественной адвокации и обеспечивать поступательное развитие.

Захаренко, М. П. Молодые профессионалы, или почему работа в библиотеке становится престижной // Информационный бюллетень РБА. – 2015. – № 73 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rba.ru/content/resources/bulletin/ib73/rba73.pdf, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

К категории молодых профессионалов в библиотеке автор статьи относит не только специалистов с профильным образованием, но также пришедших работать в библиотеку из других сфер, с иным образованием и профессионально выполняющих свою работу на соответствующем участке. Объём профессиональной библиотечной деятельности неуклонно расширяется, и некоторые небиблиотечные специальности становятся профильными для библиотечного учреждения (психологи, PR-специалисты, маркетологи и т. д.).

На формирование профессиональной мотивации молодых библиотечных специалистов влияет множество факторов внешней среды: социально-экономическое положение в стране и конкретной территории, стратификация общества, структура занятости населения, политико-правовое регулирование, демографическая ситуация, научно-техническое развитие, социокультурная ситуация и другие, которые важно учитывать в текущей профессионально-управленческой деятельности. Внутренние факторы создания позитивной мотивации труда, к которым относятся организационная структура библиотеки, содержание труда персонала, организационная культура, условия труда работников, система экономического стимулирования, режим работы, профессиональное обучение, руководитель библиотеки может корректировать.

Молодёжь ценит в библиотечной работе творческий характер деятельности, гарантии социальной и экономической стабильности, позитивную оценку и поддержку руководства, благоприятные межличностные отношения, возможность самореализации, возможность повышения культурного и профессионального уровня. Руководитель может создавать соответствующие условия и выстраивать кадровую политику, способствующую притоку и закреплению молодёжи в библиотеке.

Одной из основных причин неудовлетворённости работой в библиотеке, оказывающей значительное влияние на приток молодых кадров, является низкий уровень материально-технической базы и технологической оснащённости рабочего места. Для позитивной мотивации к труду рабочие места молодых сотрудников библиотеки должны быть современно оборудованы и технологичны, иметь свободный доступ к информационным ресурсам, включая электронные коммуникации и социальные сети.

Целесообразно доверять молодёжи наиболее творческие участки профессиональной деятельности, давать персональные задания, позволяющие избегать рутины, поручать курирование нескольких направлений одновременно, обеспечивая смену видов деятельности. Помимо этого, молодых сотрудников имеет смысл объединять в самостоятельные малые группы.

В отдельно взятой библиотеке можно создать оптимальные организационно-управленческие и социальные условия, которые сделают её привлекательным и престижным местом работы. При этом немаловажной становится и внешняя оценка профессиональной деятельности. Если библиотека является интенсивно востребованной пользователями, интересна по содержанию деятельности, то она уважаема обществом, и сама по себе становится фактором привлекательности для работы в ней молодых.

Якуба, Т. Ю. Технология взращивания «племени» [Текст] / Т. Ю. Якуба // Соврем. б-ка. – 2015. – № 4. – С. 26–29.

Вплоть до недавнего времени основная функция библиотек состояла в хранении и обеспечении доступа к печатным изданиям. Принятый в 2014 году новый Модельный стандарт деятельности библиотек говорит о четырёх направлениях, включающих наравне с книжным информационное, социально-обеспечивающее и просветительское. По сути, библиотека становится полифункциональным центром, главная миссия которого — обеспечение всеобщего бесплатного доступа ко всем опубликованным изданиям в любом формате. Наряду с этим пространство библиотеки должно стать площадкой для разнообразной деятельности (так называемое третье место), ориентированной на развитие, интеллектуальный отдых и помощь человеку.

Библиотека является оптимальным местом для установления диалога между поколениями и способна играть существенную роль в деле сохранения и развития культуры как разделяемого набора ценностей и смыслов. Вне зависимости от того, в какой форме — печатной или электронной — представлена литература, она является основным способом фиксации опыта цивилизации. Литературное просвещение является одним из ключей к более зрелому обществу. В мире информационного хаоса перед библиотеками появляется важнейшая задача — стать модератором по чтению для каждого читателя. Формируя индивидуальную программу чтения, специалисты библиотечного дела становятся единственными помощниками для человека и значимыми фигурами для общества, которые помогают государственным институтам в сохранении национальной культуры и формировании необходимых ценностных ориентиров.

Востребованность библиотек во многом зависит от их умения выстроить отношения с обществом и создать для своих посетителей максимально комфортную и дружелюбную среду. Поскольку потенциальная аудитория крайне обширна и включает различные категории населения, порой имеющие мало общего, необходим дифференцированный подход, строящийся на тщательном анализе запросов той или иной аудитории и адресное обращение к ней.

Наиболее эффективными и доступными инструментами коммуникации и выстраивания отношений, особенно при работе с молодёжью, являются Интернет и социальные сети. Одной из многообещающих стратегий является взращивание «племени» — широкой группы, для которой существует общая точка притяжения. Чтобы превратить библиотеку в такую точку притяжения, необходимо, чтобы отношения с посетителем продолжались, когда он выходит из неё. Социальные сети подходят для этого лучше всего.

Выстраивая отношения с обществом и предлагая разнообразные формы досуга и интеллектуальной работы, библиотеки становятся идеальным «третьим местом», куда приходят после работы перед тем, как пойти домой. Библиотека становится местом притяжения и формирует местное сообщество на основе ценностных убеждений, предлагая возможности для проведения образовательных и культурных встреч в свободном формате. А оставаясь местом бесплатным и побуждающим к интеллектуальной деятельности, вызывает чувство гражданского достоинства, увеличивает доступность информации и закрепляет «моду» на знания. Создавая пространство, в котором можно одновременно приобрести и информацию, и социальные связи, и перспективы для работы и увлечений, библиотека неизбежно входит в ежедневное расписание современного человека.

Сметанникова, Н. Н. Продвижение чтения с помощью чтения с экрана [Текст] / Н. Н. Сметанникова // Библиотековедение. – 2015. – № 3. – С. 60–68.

Положение чтения и письма (письменной речи) в современной системе культуры и образования является актуальным вопросом, что подтверждается отражением в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартах для средней школы и высшего профессионального образования, а также их обсуждением на национальных и международных конференциях. Вопрос о путях продвижения чтения находится на одной из первых позиций в списке приоритетных задач. Это обусловлено следующими причинами:

— общее падение уровня образованности населения в мире;
— смена модели образования с «образования на всю жизнь» на «образование в течение жизни»;
— экспансия электронных средств и смена модели чтения, приравниваемая сегодня к «революции чтения».

В нашей стране программным документом, в котором поставлены общероссийские задачи продвижения чтения, является Национальная программа поддержки и развития чтения, принятая в 2007 году. В регионах она реализуется в соответствии с их возможностями, так как до сих пор не имеет статуса государственной программы. Это документ, объединивший экспертов из разных областей знаний, наметивших пути решения проблемы чтения и нечтения населения в постсоветском пространстве.

В молодёжной среде дополнительным стимулом к чтению книги является возможность обсудить её со сверстниками в «свободном режиме». Молодым читателям нравятся сайты, где книги представлены «под настроение» («что почитать, если тебе грустно» или «если хочется посмеяться»). В ходе исследования Русской ассоциации чтения «Школа, где процветает грамотность» (2002–2012) и проекта «Чтение, которое нас объединяет» (2013) было выделено пять групп читателей по основанию мотивации в молодёжной среде:

— сформировавшиеся в средней школе читатели, которые остаются ими в студенческие годы и в дальнейшей профессиональной жизни (чтение является способом проведения досуга, образом жизни; круг чтения создаётся самостоятельно);
— читатели по принуждению, читающие конкретный материал для выполнения задания (потенциальные читатели, для которых самостоятельное, досуговое чтение не характерно);
— читатели от случая к случаю (потенциальные читатели, ориентирующиеся на моду, престиж);
— «нечитатели», «лентяи» (непостоянные читатели, как правило, научно-популярной литературы);
— устойчивые «нечитатели».

Экранное чтение не увеличивает разрыва между слабо и хорошо читающими школьниками и студентами, что открывает большие перспективы перед обучением и способствует стиранию социально-экономических граней между людьми. Было замечено, что в студенческой среде возникли группы юношей-читателей, которые стали много и активно читать только тогда, когда у них появилась электронная книга.

Чтение с экрана имеет свои недостатки. Экранный текст становится активным агентом, который считывает запросы читателя, предлагает ему другие тексты, не только разъясняя читаемое, но и уводя в сторону, навязывая информацию, имеющуюся в них. Поэтому при обучении экранному чтению на первый план выходит развитие критического мышления. Кроме того, пока неизвестно, насколько долго сохраняется в памяти человека прочитанная таким образом информация.

Результаты исследований ещё раз ставят вопрос о продлении внимания к чтению вплоть до высшего образования, увеличении объёмов дополнительного (профессионально-ориентированного, учебного, досугового) чтения текстов разных жанров, необходимости определённого руководства чтением специалистом (библиотекарем, педагогом). Уже сегодня можно использовать возможности экранного чтения и интереса к нему для продвижения чтения в молодёжную среду.

Информационные технологии

Редькина, Н. С. Персонализированное обслуживание интернет-пользователей библиотек [Текст] / Н. С. Редькина // Науч. и техн. б-ки. – 2015. – № 7. – С. 17–30.

Библиотечно-информационное обслуживание направлено на создание условий для максимально полного удовлетворения информационных потребностей читателей, что предполагает изучение их поискового поведения и предпочтений, внедрение новых форм, методов, лингвистических, технических, программных и иных средств, улучшающих качество предоставляемых ресурсов и услуг. Немаловажное значение придаётся индивидуализации взаимоотношений библиотеки и конкретного пользователя, реализуемой как при выполнении разовых запросов читателей, так и в работе по постоянно действующим запросам в рамках развития форм дифференцированного библиографического информирования с обязательной обратной связью, которая позволяет уточнять представление о потребностях абонентов.

В настоящее время требуются новые подходы к организации библиотечно-информационного обслуживания, в том числе направленные на повышение качества работы с конкретными пользователями через Интернет. В условиях высокой конкуренции информационного рынка необходим индивидуальный подход к пользователям. Современные интернет-пользователи предъявляют повышенные требования к информационным продуктам и сервисам, желают найти интересующую их информацию или получить определённую онлайн-услугу высокого качества и в предельно короткий срок. Решению этой задачи способствуют технологии персонализации, подразумевающие технические и маркетинговые меры для адаптации интернет-ресурсов под конкретного пользователя.

Современные способы и направления развития персонализации:

— персонализация поиска — одна из главных тенденций развития поисковых систем (Google, Yandex и др.), которые уже используют географическое местоположение, поисковую историю пользователя и др.;
— персональные стартовые страницы с набором интересующих тематических блоков;
— уведомления по запросам для пользователей, выполняющих регулярный мониторинг различных тем;
— персонализация сайтов — автоматическая настройка информационного наполнения веб-сайтов в соответствии с интересами каждого пользователя.

Применительно к библиотечной веб-среде персонализация — это онлайн-работа библиотекаря, который в процессе составления поискового предписания помогает пользователю получить в результате поиска релевантную информацию, повысить эффективность поиска и полезность выбранных информационных ресурсов. Пользовательская веб-среда может быть охарактеризована тремя компонентами: пользователи, их действия на библиотечном интернет-ресурсе и пользовательские сервисы. Примеры сервисов пользовательской среды ‒ библиотечно-информационные ресурсы и услуги, предоставляемые онлайн. Действия пользователей (просмотр страниц, заказ документов из электронных каталогов библиотеки и т. д.) протоколируются. Эти данные формируют основу для персонализации интернет-ресурсов и услуг:

— персонализация библиотечных сайтов;
— регистрация пользователей на библиотечном сайте; — персонализация оповещений;
— персонализированный поиск в информационных ресурсах библиотеки;
— персонализированный интерфейс библиотечно-информационной системы.

Персонализация предполагает, что на основе профилей, полученных путём сбора информации о пользователях и их запросах, создаётся персональный контент. Наряду с положительными моментами могут возникнуть проблемы:

— пользователи зачастую не готовы предоставлять достоверную информацию, так как опасаются использования её в корыстных целях, получения назойливой рекламы и других попыток вмешательства в личную жизнь;
— чрезмерная персонализация поисковых результатов может ограничить возможности пользователя, загоняя его в рамки предыдущих запросов и социального поведения.

От того, насколько результативной на уровне ожиданий конкретного пользователя будет полученная информация, зависит эффективность библиотечно-информационного обслуживания и библиотеки в целом. Библиотекам как информационным центрам важно учитывать современные тенденции развития информационных технологий и систем, позволяющие рассматривать запросы пользователей в контексте их личных предпочтений, истории обращений к поисковым системам, предшествующей активности в браузере и на сайте библиотеки. Использование таких данных способно существенно улучшить качество обслуживания, сделать его персональным.

Базылева-Ланько, С. А. Завтрашний день облачных технологий в современной библиотеке [Текст] / С. А. Базылева-Ланько // Вестник Библ. Ассамблеи Евразии. – 2015. – № 2. – С. 67–69.

Информационно-коммуникационные технологии являются одной из тех базовых отраслей, которая непосредственно влияет на основу развития библиотечно-информационной инфраструктуры, в том числе и на её качественную, социальную и просветительскую составляющие. Таким образом, именно IT-технологии в настоящее время определяют не только развитие современной библиотеки и её место в обществе, но и то, какой она будет завтра. Огромный потенциал, который может в корне изменить решение вопросов автоматизации и компьютеризации информационно-библиотечных технологий для многих библиотек, заложен в облачных технологиях.

Облачные вычисления — это программно-техническое обеспечение, дающее пользователю такой интернет-сервис, который позволяет использовать веб-интерфейс для удалённого доступа к выделенным ресурсам (данные, программы, вычислительный ресурс); модель предоставления пользователю удобного доступа по требованию к массиву настраиваемых компьютерных ресурсов, которые могут быть быстро зарезервированы и высвобождены с минимальными действиями со стороны провайдера. Обязательными характеристиками облачных вычислений являются:

— самообслуживание по требованию (потребитель самостоятельно определяет и изменяет вычислительные потребности, такие как серверное время, скорости доступа и обработки данных, объём хранимых данных без взаимодействия с представителем поставщика услуг);
— универсальный доступ по сети (услуги доступны потребителям по сети передачи данных вне зависимости от используемого терминального устройства);
— объединение ресурсов (поставщик услуг объединяет ресурсы для обслуживания большого числа потребителей; при этом потребители контролируют только основные параметры услуги (объём данных, скорость доступа), но фактическое распределение ресурсов, предоставляемых потребителю, осуществляет поставщик);
— эластичность (услуги могут быть предоставлены, расширены, сужены в любой момент времени, без дополнительных издержек на взаимодействие с поставщиком, как правило, в автоматическом режиме);
— учёт потребления (поставщик услуг автоматически исчисляет потреблённые ресурсы на определённом уровне (объём хранимых данных, пропускная способность, количество пользователей) и на основе этих данных оценивает объём предоставленных потребителю услуг).

Наиболее распространёнными моделями обслуживания пользователей в «облачных» средах являются в настоящее время:

1. «Программное обеспечение как услуга» — модель продажи и использования программного обеспечения (ПО), при которой поставщик разрабатывает веб-приложение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчикам доступ к ПО через Интернет. При этом все затраты на поддержку работоспособности приложения берёт на себя поставщик, пользователь же (если сервис платный) оплачивает только сам факт использования «облачного» ПО. Таким образом, пользователь экономит на приобретении лицензии, а разработчик защищён от несанкционированного использования и распространения своего продукта.

2. Модель «Инфраструктура как услуга» используется исключительно крупными организациями и предприятиями. Это предоставление клиенту разнообразной компьютерной инфраструктуры: серверов, систем хранения данных, сетевого оборудования и ПО для управления этими ресурсами. Одно из главных преимуществ подобного подхода для клиентов заключается в том, что они избавляются от необходимости приобретения дорогостоящего оборудования, часть которого нередко простаивает. Заказчик платит только за то, что ему в данный промежуток времени необходимо, с возможностью гибкого увеличения или уменьшения объёма используемых ресурсов.

3. «Данные как услуга» — модель, при которой пользователь получает готовое к работе стандартизированное виртуальное рабочее место и может его дополнительно настраивать под свои задачи. Таким образом, предоставляется доступ не к отдельной программе, а к необходимому для полноценной работы программному комплексу.

Облачные технологии являются удобной средой для хранения и обработки информации, объединяющей в себе аппаратные средства, лицензионное ПО, каналы связи, а также техническую поддержку пользователей библиотек. Они способны создать дополнительную основу для оптимизации библиотечных сервисов и развития информационных технологий.

Ивлиев, Г. НЭБ : мифы и реальность [Текст] / Г. Ивлиев // Унив. кн. – 2015. – Июль-авг. – С. 40–41.

Цель Национальной электронной библиотеки (НЭБ) — создание государственной информационной просветительской системы, обеспечивающей доступность информации всем пользователям библиотек через Интернет. Проект опирается на положения «Основ государственной культурной политики», утверждённых Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». НЭБ выполняет задачу сохранения библиотек как общественного института распространения книги. Именно этот ресурс является главным звеном в модернизации библиотек.

Формирование единого пространства знаний на основе оцифрованных книжных, музейных, архивных фондов, собранных в НЭБ, требует постоянного обсуждения, позволяющего объективно оценить, насколько она может быть доступной рядовому читателю и отвечает требованиям обслуживания широкой аудитории. В настоящее время есть проблемы с доступом в Интернет. Доля подключённых к Сети общедоступных библиотек составляет 55 % их общего числа, в сельской местности подключено не более 45 % библиотек. Другой проблемой является недостаточное взаимодействие министерств и ведомств. Принято решение о создании Межведомственного совета по НЭБ, в который войдут все заинтересованные структуры.

Проект НЭБ из корпоративного превратился в государственный. С помощью ресурса граждане России получают доступ к электронным копиям без возможности их копирования, а также могут находить печатные издания в ближайшей библиотеке. Кроме того, открыт раздел, который позволяет пользоваться книгами с возможностью копирования. Прежде всего это классика и современные произведения, выкупленные с такой возможностью. Пока коллекция небольшая, но направление перспективное.

Система НЭБ даёт библиотекам-участницам множество новых возможностей. Участие в проекте положительно скажется на их имидже, качестве услуг. Возможность создавать на портале персональные страницы библиотек позволяет вести научную, исследовательскую работу без дальних поездок, командировок в научные центры. С введением НЭБ все библиотеки будут представлять свои планы оцифровки документов и согласовывать их на едином ресурсе.

Приоритетными задачами развития НЭБ являются:

1) совершенствование единой точки доступа к ресурсам НЭБ — единого портала НЭБ;
2) дальнейшее подключение к НЭБ фондов федеральных, региональных и муниципальных библиотек, библиотек образовательных и научных учреждений, других ресурсов; число желающих пользоваться ресурсами НЭБ может быть ограничено только наличием или отсутствием доступа в Интернет;
3) создание единого читательского билета (ЕЭЧБ) и интеграция с Электронным правительством.

Важная задача — включение НЭБ в состав государственных услуг в качестве самостоятельного сервиса. Ближайшим результатом в развитии проекта должно стать закрепление понятия «Национальная электронная библиотека» как федеральной государственной информационной системы, а её целей и функций — в Федеральном законе «О библиотечном деле».

Это интересно

Вернисаж Тамбовской казначейши [Текст] // Соврем. б-ка. – 2015. – № 6. – С. 3.

Третий год проект Комитета культуры администрации города Тамбова «Вернисаж Тамбовской казначейши» знакомит горожан с творчеством артистов, художников, музыкантов. В этом году вернисаж был посвящён Году литературы. Библиотеки активно участвовали во всех событиях вернисажа. PR-акция муниципальных библиотек «Литературная аллея» продемонстрировала уникальность каждой библиотеки города. Во время акции библиотеки представили писателей, имя которых они носят. Произведения русской классики звучали в исполнении всех желающих. Библиотекарей поддержали тамбовские поэты.

Пильнова, Л. Как мы пили «Книгочай», или Дегустация литературных новинок [Текст] / Л. Пильнова // Библ. дело. – 2015. – № 10. – С. 30–33.

Во Всемирный день писателя, 3 марта, в библиотеках Централизованной библиотечной системы города Иркутска прошла акция «Книгочай». Библиотеки пригласили читателей на дегустацию литературных новинок в импровизированное литературное кафе. За чашкой чая под приятную музыку посетители знакомились с самыми новыми изданиями, поступившими в библиотеки.

Мероприятие каждой библиотеки имело свою изюминку. «Меню» литературных кафе включали: «Бизнес-ланч» (информационный завтрак делового человека — интерактивный обзор периодических изданий), «Горячие блюда» (интерактивный обзор самых ярких авторов последнего времени) и «Десерт» (интерактивный обзор «лёгких» книг, которые не требуют усилий для анализа и восприятия текста, — любовные романы, приключения и другие). И «кухня» предлагалась самая разнообразная: «Экзотическая кухня» — для любителей заморских путешествий, дальних странствий и открытий; «Романтическая кухня» приготовила книги о человеческих отношениях, сложных житейских ситуациях, предательстве и дружбе; «Традиционная русская кухня» — хорошие советские романы.

Посетители имели возможность продегустировать меню из книжных блюд и выпить чашечку чая с конфетами и печеньем. В дневной рацион духовной пищи вошли: «Хлеб русской литературы» (классика), «Тем, кто любит острое» (триллер), «Блюдо для гурманов» (мейнстрим), «Зефир в шоколаде» (мелодрама), «Дас ист фантастиш!» (фантастика), «Детский стол».

Повышение книжного аппетита наблюдалось в течение всего дня, читатели просили «добавки». В знак благодарности многие оставляли «чаевые» — благодарности, пожелания.

Руденко, Л. Встречи в библиотечных катакомбах [Текст] / Л. Руденко // Библ. дело. – 2015. – № 10. – С. 34–35.

В Херсонской областной универсальной научной библиотеке реализуется проект «Арт-Подвал». «Катакомбы» библиотеки стали местом постоянных встреч херсонской неформальной молодёжи. В загадочном подвальном помещении каждую субботу и воскресенье собираются молодёжные группы и объединения, чтобы пообщаться, поиграть в интеллектуальные игры или посмотреть фильмы из коллекции фонда библиотеки, принять участие в выставках современного искусства и боди-арта, рок-концертах, игровых развлекательных программах.

Володина, Г. Библиотека : свободный формат [Текст] / Г. Володина // Библ. дело. – 2015. – № 3. – С. 35–36.

С целью привлечения молодёжи Липецкая Центральная городская библиотека им. С. А. Есенина раз в неделю, по средам, продлила на три часа свою работу (до 22.00). Проект «АРТ-СРЕДА» даёт возможность всем желающим при поддержке волонтёров и молодых сотрудников библиотеки интересно провести вечером свободное время. В программе — библиотусовка с участием музыкантов разных направлений и молодых поэтов, спектакли литературно-драматической студии, мастер-классы по танцам разных эпох, файер-шоу. Молодые люди активно участвуют в литературных квестах, громких чтениях пьес по ролям, литературно-музыкальных композициях, интеллектуальных турнирах, встречах с писателями.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю