tambovlib@gmail.com
тел: (4752) 72-77-00

Вторник, среда, пятница: с 10 до 19 ч.

Четверг: с 11 до 20 ч.

Суббота — воскресенье: с 10 до 18 ч.

Тематические подборки статей текущей периодики

Государственное (правовое) регулирование

Информационный обзор публикаций из периодики за период 18 – 25 октября 2016 года

Коркушко М. Институт потребительского банкротства в России и его спорные моменты // Общество и экономика. – 2016. – № 9. – С.55-62.

Необходимость института потребительского банкротства в России, о которой свидетельствует мировой опыт, насчитывающий десятки лет. Цели введения института потребительского банкротства в мире. Основные положительные стороны российского закона в части банкротства физических лиц. Главные последствия банкротства для гражданина. Спорные моменты, имеющиеся в российском законе о банкротстве. Текущий вариант закона, вызывающий массу нареканий, являющихся аргументом в пользу пересмотра основных его условий, а возможно и отмены некоторых его положений.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 10 – 17 октября 2016 года

Синельникова В. Н. Договор коммерческой концессии: теория и практика // Патенты и лицензии. – 2016. – № 9. – С.68-76.; № 10. – С.17-29.

Исследование договора коммерческой концессии. Понятие и элементы договора коммерческой концессии, его отличие от франчайзинга и иных договоров. Предложения, по решению проблем правового регулирования и практики его применения. Права и обязанности сторон. Содержание договора коммерческой концессии. Установление цены договора. Обязательства пользователя. Основания прекращения договора.

Лаптева А. Институт недобросовестной конкуренции по законодательству ЮАР // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. – 2016. – № 10. – С.61-68.

Исследование вопросов, касающихся понятия «недобросовестная конкуренция» и особенностей защиты от актов недобросовестной конкуренции в ЮАР. Выявление и описание признаков понятия «недобросовестная конкуренция». Анализ соотношения этого понятия со смежными явлениями. Рассмотрение системы источников правового регулирования отношений в сфере борьбы с недобросовестной конкуренцией, места института недобросовестной конкуренции в системе права ЮАР. Предложение выделять общие и специальные способы защиты участников экономического оборота от актов недобросовестной конкуренции.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 1 – 9 октября 2016 года

Лавров А. Резервы в сокращении расходов на госзакупки есть: интервью заместителя Министра финансов РФ // Коммерсантъ – Деньги. – 2016. – 3-9 октября. – № 39. – С.16-17.

Государственные закупки, на которых бюджет может экономить. Федеральное казначейство как оператор единой информационной системы в сфере закупок проводит мониторинг цен заключенных контрактов, в рамках которого выявляются отклонения данных цен от среднерыночных. Совершенствование системы нормирования в сфере закупок: с 1 января 2017 года все основные затраты на закупки федеральных государственных заказчиков нормируются по формулам с указанием нормативов цены и количества, появится четкая интеграция планирования и нормирования закупок, а также возможность автоматически сопоставлять нормативы. С 2017 года вводится контроль за обоснованием участниками государственных торгов начальной (максимальной) цены контракта. Данный вид контроля отнесен к полномочиям органов внутреннего государственного финансового контроля, на федеральном уровне это Федеральное казначейство. Создание системы анализа референтных цен по товарным позициям. С помощью каталога товаров, работ, услуг, концепция которого в настоящее время обсуждается, планируется определение объективных цен, которые сложились на рынке. Из-под действия № 44-ФЗ планируется исключить государственный и муниципальный заказ на оказание социальных услуг.

Закупят на всех. Льготные лекарства подешевеют // Российская газета. – 2016. – 6 октября. – № 225. – С.5.

Ответы главы Минздрава России В. Скворцовой на вопросы граждан в Общественной палате. Решение проблемы дефицита врачей. Единая информационная система управления товарными запасами, созданная для всех регионов, позволяющая видеть все препараты, которые есть на территории субъекта, и правильно их распределять. Это позволило снизить число отсроченных рецептов. Изменение подхода к ценообразованию, определению начальной цены на лекарства при любых государственных и муниципальных закупках. При всех государственных закупках планируется определять «красную линию» по средневзвешенной рыночной цене и от нее отталкиваться при определении стартовой цены для торгов. Это позволит снизить закупочные цены и увеличить охват пациентов. Информационно-аналитическая система, которая будет способствовать внедрению новых правил, уже создана, и она может начать работать с 1 января 2017 года. Никаких ограничений на вызов «скорой помощи» вводиться не будет.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 20–30 сентября 2016 года

Выбери меня. Государство стимулирует инвестиции с помощью закупок // Российская газета. – 2016. – 20 сентября. – № 211. – С. А1, А4. – (Фармацевтика).

Решение задачи по совершенствованию закона о контрактной системе, направленной на стимулирование иностранных компаний к локализации производства. Важная мера стимулирования — гарантирование спроса. Модели стимулирования спроса: первая — через специальный инвестиционный контракт (СПИК), вторая — через офсетную сделку. В первом случае производитель может получить выгоду от инвестиций посредством признания в качестве единственного поставщика, во втором — контракт на поставку заключается при условии выполнения требований по созданию производства. Особенность СПИК — наделение заказчиков правом, а не обязанностью закупать продукцию у единственного поставщика.

Соловьев А. К. Пенсионный возраст как инструмент пенсионного обеспечения // Финансы. – 2016. – № 8. – С. 53-57.

Пенсионный возраст, рассмотренный как один из базовых инструментов управления государственной системой пенсионного обеспечения. Главный аргумент для повышения пенсионного возраста в нашей стране — рост ожидаемой продолжительности жизни при рождении за последнее десятилетие, однако данный демографический показатель не является параметрической характеристикой современной пенсионной системы, которая функционирует на рыночно-страховых экономических механизмах. Действительно значимыми для формирования пенсионных прав и для реализации государственных пенсионных обязательств характеристиками являются коэффициенты смертности по возрастным группам, продолжительность периода жизни после назначения страховой пенсии, продолжительность здоровой жизни. Результаты комплексного анализа влияния демографических факторов на пенсионный возраст в условиях сохранения страховой пенсионной системы.

Вопросы оценки стоимости добывающей компании / Балабин А. А., Щербаков В. А., Щербакова Н. А. // ЭКО (Экономика и организация на промышленном предприятии). – 2016. – № 9. – С. 123-134.

Подходы к оценке фундаментальной стоимости крупных российских добывающих компаний для цели их приватизации. Среди этих компаний — ОАО НК «Роснефть», ПАО АНК «Башнефть», АК «Алроса» (ПАО). Особенности применения традиционных стандартов оценки бизнеса, их недостатки применительно к добывающим компаниям. Оценка возможностей использования различных методик в современной экономической ситуации, выявление наиболее предпочтительных из них. Точное определение справедливой цены добывающей компании аналитическими методами при существующем законодательном и научно-методическом обеспечении, состоянии сырьевых рынков, являющееся почти неразрешимой задачей. Аналогия с аукционами уникальных произведений искусства, приведенная авторами, в качестве примера включения объективного рыночного механизма, координирующего решение покупателей и продавцов. Намерение государства, состоящее на сегодняшний день в сознательном ограничении круга инвесторов, к которым предъявляются требования «безупречности во всех отношениях». Кандидатуры возможных претендентов в приватизации, по оценкам СМИ.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 12–19 сентября 2016 года

Огрызко К., Барыкин С. Об альтернативных методах голосования на выборы в органы государственной власти // Общество и экономика. – 2016. – № 8. – С. 86-110.

Констатация принципиальной неадекватности и непригодности современного метода голосования для задач всеобщих выборов в органы власти. Измерение общественного мнения (воли), происходящее сегодня на всеобщих выборах в органы власти с помощью традиционного метода голосования, сопровождаемого крупномасштабными искажениями при самом честном подсчёте голосов. Перспективы внедрения альтернативных методов голосования на всеобщих выборах в органы власти. Методы рейтингового голосования. Методы голосования с непрерывной (вещественной) кардиналистской шкалой, относящиеся к группе Range( Score) Voting, их главное преимущество — наибольшая информативность бюллетеня. Последовательное введение рейтингового голосования (РГ). Вариант диалога (с компьютерной программой) по заполнению избирательного бюллетеня для «продвинутых» методов РГ. Феноменальные успехи «антирейтинговых» политиков. Оценка эффекта «расщепления» голосов. Основная теорема для современного метода голосования. Вывод о том, что революция в методах голосования могла бы положить конец необходимости и моральному оправданию насильственной системы смены власти путём социальных революций.

Сидим на своем. Минпромторг хочет запретить госзакупки иностранной мебели // Российская газета. – 2016. – 14 сентября. – № 206. – С. 1, 5.

Подготовка Минпромторгом проекта постановления Правительства, по которому в России запрещаются закупки иностранных предметов интерьеров для государственных и муниципальных нужд. Исключение составляют мебельные предприятия из стран Евразийского экономического союза. Запрет на государственные закупки иностранной мебели позволит российским мебельщикам увеличить производство на треть, а число рабочих мест — на 7–9 процентов. Среди видов импортной мебели, на которую вводится запрет, — столы, шкафы, диваны, кушетки, стенные и напольные панели, включая ламинат и паркет. А также спальни, столовые, кухни и гостиные из дерева. Под запрет попадает также иностранная металлическая и пластиковая мебель.

Великова Е. Е., Мамбеталиева А. Н. Финансовые меры в борьбе с отмыванием денег: законодательные аспекты // Финансы. – 2016. – № 8. – С. 29-34.

Анализ российского законодательства в части соответствия рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), созданной с целью подготовки международных стандартов в сфере противодействия и профилактики легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма. Основные положения рекомендаций ФАТФ. Реализация рекомендаций ФАТФ в государствах, входящих в состав ЕАЭС, через подразделения финансовых разведок, ответственные за сбор и анализ информации в финансовой сфере с целью выявления и пресечения потоков финансовых средств, полученных преступным путем.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 6–11 сентября 2016 года

Красильников Д. Г., Сивинцева О. В. Новый государственный менеджмент в КНР: консервативная версия административных преобразований // Мировая экономика и международные отношения. – 2016. – № 8. – С. 85-95.

Практика адаптации западной модели нового государственного менеджмента к институциональным условиям современного Китая. Особенности китайского государственного менеджмента. Механизмы передачи полномочий, основанные на менеджиральных принципах децентрализации власти и передачи государственных функций частным структурам по контракту. Механизмы расширения общественного участия и предоставления услуг. Экономико-стратегические инструменты. Механизмы результативного управления (оценка и оплата госслужащих по результатам). В отличие от западных государств, в которых основная цель административных реформ сводилась к повышению качества государственных услуг, в Китае первоочередным является сохранение политической стабильности и усиление макроконтроля со стороны Коммунистической партии Китая, что в свою очередь допускает возможности реформирования только в рамках сложившейся политической системы.

Тарануха Ю. Постсоветский феномен номенклатурного предпринимательства: причины формирования и пути преодоления // Экономист. – 2016. – № 8. – С. 24-41.

Причины и факторы, не позволившие воплотить на практике принципы инновационного и социально ответственного предпринимательства в современной России. Теория предпринимательства и постсоветская практика. Формы хозяйственного поведения, представляющие производственное предпринимательство, показатель которого — рост реального ВВП. Непроизводительное предпринимательство — поведение, результатом которого является перераспределение существующего богатства. Деструктивное предпринимательство. Функциональное предназначение конкуренции. Оппортунистическая модель предпринимательства. Родовая черта постсоветского предпринимательства — непосредственное переплетение политической и экономической власти и активное вовлечение представителей властных структур всех уровней в сферу предпринимательства. Регионализация деятельности предпринимательства, основные направления. Номенклатурное предпринимательство — способ экономического хищничества, его модель и характеристика. Факторы институализации конкурентной среды. Государственное предпринимательство, выступающее уравновешивающей силой. Особая природа, сложившаяся у предпринимательской экономики, лишенной ключевой черты предпринимательства — состязательности. Необходимость введения запрета для действующих предпринимателей и их близких родственников на представительство в законодательных, исполнительных и судебных органах власти на всех органов. Запрет на занятие любой предпринимательской деятельности, включая владение акциями коммерческих структур, представителям законодательных и исполнительных органов, обладающих властными полномочиями, а также членам их семей.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 1–5 сентября 2016 года

Бураков В. Партия Пенсионеров: Пенсия — не приговор // Российская газета. – 2016. – 5 сентября. – № 198. – С. 16.

Председатель Центрального совета РППС о программе партии на выборах в Государственную Думу 2016 г.

Надлежащие регуляторные практики: история вопроса / Збитнева Е. В. [и др.] // Менеджмент в России и за рубежом. – 2016. – № 4. – С. 60-66.

Определение надлежащих практик регулирования, примеры наиболее эффективных из них. Международная деятельность по вопросам надлежащих регуляторных практик: АТЭС и ОЭСР. Реформа государственного управления АТЭС — ОЭСР: достижение экономического роста, повышение эффективности управления в рамках совершенствования. Выгоды реформы системы государственного управления. Прямая зависимость между качеством и эффективностью регулирования и наиболее важными экономическими и социальными показателями — ВВП, ожидаемый уровень продолжительности жизни. Принципы наилучших практик регулирования АТЭС химических веществ. Критерии успешного реформирования системы государственного управления с учётом надлежащих практик регулирования: беспристрастность и нацеленность на результат при выработке и реализации решений по реформированию системы государственного управления и принятия иных управляющих решений. Степень их доступности и использования различными группами населения становятся одними из определяющих факторов экономического развития регионов страны и ее роли в мировом сообществе. Определения количественных характеристик общедоступности информации, касающейся исполнения государственных функций и предоставления услуг на основе использования универсальных электронных карт. Рассмотрение мониторинга качества услуг, предоставляемых в электронном виде. Расчет экономической эффективности на базе универсальных карт.

«Ростех» предложил исполнить «закон Яровой» за счет пенсионеров // Труд. – 2016. – 2 сентября.

Предложение Министерства промышленности и торговли России о возложении исполнения закона о хранении телефонных разговоров и переписки россиян — так называемый «закон Яровой» — на структуру государственной корпорации «Ростех» — Национальный центр информатизации (НЦИ). Для создания единого оператора хранения данных, «Ростех» предлагает привлечь инвестиции «с использованием рыночных инструментов», поскольку потребителями услуг оператора будут «крупные платежеспособные компании», эти инструменты могли бы стать «надежным и выгодным вложением средств Пенсионного фонда Российской Федерации». Эксперты Минпромторга полагают, что назначение НЦИ единым оператором системы обработки данных позволит операторам обойтись без расходов на техническую разработку, и они будут просто платить оператору за обслуживание единой системы. По расчетам «Ростеха», это обойдется крупным операторам в 95–105 миллиардов рублей за пять лет.

Бондарев А. К. К проекту Федерального закона «О государственной монополии на производство и оборота сахара» // Промышленная политика в Российской Федерации. – 2016. – № 4-6. – С. 72-74.

Противоречие проекта Федерального закона «О государственной монополии на производство и оборот сахара», внесенного в Госдуму, Конституции Российской Федерации. Отсутствие в законопроекте самостоятельного предмета регулирования. Предложение авторов законопроекта о введении государственной монополии на производства и оборот сахара по аналогии с установленной действующим законодательством системой государственного регулирования на производство и оборот алкогольной продукции, не выдерживающее критики. Предложение об установлении государственных квот на производство и оборот сахара, сделанное без учета потребности в сахаре для этих нужд и состояния рынка сахара. Противоречие указанных в законопроекте мер по введению государственной монополии на оборот сахара, включая его экспорт и импорт, правилам ВТО. Введение жесткого контроля за работой отрасли повлечет утрату у сахарников позитивной мотивации к труду, снижение инвестиционной привлекательности свеклосахарного производства, усиление коррупции, повышение оптовых и потребительских цен на сахар.

Программа Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО» на выборах депутатов Государственной Думы РФ // Российская газета. – 2016. – 1 сентября. – № 195. – С. 14.

Уважение к человеку. Внешняя и внутренняя политика. Развитие человеческого капитала. Экономическая стратегия. Бюджетная политика. Здравоохранение. Образование. Наука. Обустройство страны «Земля — Дома — Дороги». Качество жизни и окружающая среда. Экономическое развитие, деловой климат и частная собственность.

25 справедливых законов // Российская газета. – 2016. – 1 сентября. – № 195. – С. 15.

Программа Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Социально ориентированная экономика. Экономика, подчиненная интересам развития общества. Цель программы — развивать российскую социалистическую идею, чтобы она отвечала как задачам XXI века, так и духовной традиции нашего народа, нашей культуре. Достижение интеллектуального, культурного и экономического лидерства страны. Выполнения в полном объеме обязательств государства по восстановлению сбережений граждан. Создание Министерства социального развития и труда. Пенсионное обеспечение. Создание сети высокотехнологичных геронтологических центров. Предоставление всем молодым людям равные стартовые возможности вхождения в профессиональную и общественную жизнь. Здравоохранение. Здоровый образ жизни. Образование.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 10–17 августа 2016 года

Нарышкин С. Лицом к залу // Российская газета. – 2016. – 10 августа. – № 176. – С. 1, 4.

Статья Председателя Государственной Думы Российской Федерации, написанная специально для «Российской газеты». Что нужно знать депутату, чтобы работать в Государственной думе: советы будущим законодателям. Знания и навыки, необходимые будущему депутату. Претворение в жизнь политических программ. Необходимость самоотдачи для работы в парламенте. Партийная дисциплина и коллегиальное принятие решений. Необходимость развития конституционных гарантий представителей власти через повышение самостоятельности власти и одновременно ответственности. Парламент как «зеркало общественных интересов». Парламент — место для дискуссий. Важность применения дискуссионного подхода в решении проблем. Отличительные черты профессиональной дискуссии. Оппозиция и парламент. Парламентаризм как лучший механизм систематизации и профессиональной обработки общественных запросов. Профессионализм парламентария. Парламент — место для культуры. Запрос на культуру в российском обществе. Обсуждение вопросов интеллектуальной собственности и авторских прав Думой 6-ого созыва; необходимость продолжения этой практики. Федеральный парламент и региональная политика.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 25 июля – 1 августа 2016 года

Президент провел масштабные перестановки. Эксперты говорят о мобильности российской политической системы и возросшей личной ответственности руководителей регионов // Известия. – 2016. – 29 июля. – № 137. – С. 1, 2.

Новые назначения полпредов в Северо-Западном, Сибирском и Северо-Кавказском федеральных округах, а также губернаторов Севастополя, Калининградской, Ярославской и Кировской областей. Назначение заместителя Министра промышленности и торговли Дмитрия Овсянникова врио губернатора города Севастополя. По заявлению Директора Ассоциации кластеров и технопарков А. Шпиленко, Дмитрий Овсянников принадлежит к когорте молодых, сильных управленцев. Благодаря его деятельности на посту заместителя Министра промышленности и торговли в стране появился целый ряд новых инструментов поддержки промышленности.

Орлов Д. И. 100 ведущих политиков России в июле 2016 года // Независимая газета. – 2016. – 1 августа. – № 156. – С. 5.

Лидеры рейтинга. Изменения в рейтинге. Федеральная административная элита. Партийная элита. Региональная элита. Бизнес элита. Методика исследования. Рейтинг июня и июля 2016 года.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 11–17 июля 2016 года

Четверикова И. В. Либеральные реформы уголовного законодательства в сфере экономической деятельности 2009–2012 гг. и судебная практика // Вопросы экономики. – 2016. – № 6. – С. 91-115.

Эмпирическая оценка эффектов либеральных реформ, проведенных в период президентства Д. А. Медведева с целью уменьшения давления на бизнес. Реформы уголовно-правового регулирования экономической деятельности, 01.01.2000 – 03.07.2013. Опыт оценки эффектов реформ уголовного права и процесса. Российские судьи: принятие решений по уголовным делам и реформы. Дизайн исследования, одна из основных целей которого — оценка, как отразились реформы на практике привлечения предпринимателей к уголовной ответственности. Криминологическая, правоприменительная и юридическая перспектива, основные предположения исхода реформ. Имущественные и экономические статьи Уголовного кодекса РФ. Описательная статистика переменных. Основные исходы по уголовным делам. Ограничения исследования. Эмпирическая стратегия. Результаты эмпирического анализа. Основные выводы, указывающие на смягчение применения уголовного законодательства.

Достов В. Л. и др. Новое в регулировании розничных платежных услуг в Европейском союзе / Достов В. Л., Мамута М. В., Шуст П. М. // Деньги и кредит. – 2016. – № 7. – С. 25-30.

Анализ основных новаций и особенностей Директивы Европейского союза 2015/2366 как правового акта. Охват и субъекты регулирования. Исключения и ограничения действия Директивы. Новые типы платежных инструментов. Перспективы и оценка применимости Директивы ЕС в России. Экономический инструментарий

Аракелян Н. Трансформация государственного регулирования экономики в условиях глобализации и циклических колебаний // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 6. – С. 126-129.

Теоретические аспекты исследование вопросов регулирования экономик в рамках системного управления. Характеристика основных положений теории циклов. Основные цели и методы антикризисной политики. Причины структурного кризиса. Противоречия глобального системного кризиса. Анализ основных механизмов выхода их кризиса. Посткризисное устройство мира. Роль культуры, науки, образования в создании/сохранении государства, суверенности.

Дементьев В. Изменчивость длинных волн экономического развития // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 6. – С. 41-46.

Теоретические аспекты характеристики, связанной с технологическими революциями долговременных пульсаций экономического развития, как циклов, так и волн. Основные постулаты теоретической модели больших циклов Н. Д. Кондратьева к постановке вопроса о сохранении определенных волн в современных условиях. Возрастание роли человеческого капитала как основного признака инновационной экономики. Завершение эпохи крупных корпораций, их последующее замещение мобильными сетевыми структурами с относительно мелкими участниками. Сетевые эффекты. Институциональные факторы немонотонности экономического развития. Исследования в области выявления закономерностей (правильностей, согласно терминологии Н. Кондратьева) в изменчивости длинных волн экономического развития, закономерности на примере экономики США.

Айрапетян М. С. Экономические циклы и кризисы в России (теория и практика) // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 6. – С. 26-35.

Интервью с д. э. н., профессором, директором Российско-итальянского центра РАНХиГС при Президенте РФ, состоявшееся по итогам круглого стола, посвящённого исследованиям экономических циклов и кризисов в рамках научно-образовательного проекта «Антикризисная политика в глобальном мире». Вопросы и проблемы, обсуждавшиеся на круглом столе. Состояние и научно-экспертный потенциал экономических кризисов и циклов в России. Применение исследований экономических циклов и кризисов для анализа и прогнозирования мировой и российской экономики. Соответствие российской статистики исследованиям экономических циклов и кризисов и их прикладного применения. «Парадигмальный разрыв», произошедший в российской и мировой экономиках, разошедшихся в трендах, необходимые действия в этой ситуации. Оценка прогнозов в условиях текущих кризисных процессов в экономике России. Сочетание циклических исследований и политики, рассмотренное на примере США. Оценка потребности России в циклических исследованиях, оценка возможности их учета. Два крупных направления исследований циклических колебаний, возникших на рубеже XIX–XX вв. в рамках «циклической революции» в мировой экономической мысли. Причина важности институализации таких исследований, отсутствующих в России более 100 лет. Необходимость создания аналога американского НБЭИ (Национальное бюро экономических исследований) в России как институционального представительства российской традиции исследований экономических циклов, разработанных отечественными учеными с мировым именем — М. Туган-Барановский, М. Бунятян и Н. Кондратьев. Оценка перспектив в российской и мировой экономике в ближайшие годы.

Куранов Г. О. Циклы и отвечающая им экономическая политика // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 6. – С. 136-142.

Теоретическое исследование роли контрциклической и проциклической политики в период кризиса, её механизмы. Вопросы о различии циклов по их природе и происхождению; политике, отвечающей циклам разной природы и их этапам; наличии сил, способных проводить отвечающую циклам политику; последствиях ответственной политики и несоответствий в политике. Регулярные (имманентные, внутренне присущие системе) и индуцированные циклы, вызванные внешними импульсами — шоками. Наиболее яркий из имманентных циклов — инвестиционный цикл К. Жюгляра с периодом около 9–10 лет, особенно характерный для США, как и для России. Факторы, оказывающие влияние на динамику инвестиций. Рассмотрение взаимодействия длинных циклов на примере США. Циклы соединяются вместе, чтобы образовать двойные и кратные циклы. Характерный 17-летний цикл, который в России воспринимается как политический, является частью 34-летнего цикла и 70-летнего идейно-политического цикла. Основные причины возникновения циклов. Для экономических и социальных систем, где доминирующие структуры играют ведущую роль, оказывая влияние на цикл, кризис становится неотъемлемым звеном механизма их функционирования.

Евстигнеева Л. П., Евстигнеев Р. Н. Экономическая стратегия: экстраполяция или закономерность? // Вопросы экономики. – 2016. – № 6. – С. 147-157.

Узловые вопросы понимания экономической стратегии, исследованные авторами, сосредоточившись, прежде всего, на движении от объекта к субъекту и от дихотомии «государство — рынок» к целостной хозяйственной системе. Понимание экономики в контексте Больших конъюнктурных волн и квантовой природы рынка как целостности. Сравнительная оценка практикуемого ныне подхода и синергетического подхода к экономической стратегии. Важные свойства для экономики, которыми обладает квантовый мир. Методы постижения сложных эволюционных систем, связанных с индивидуализацией социально-экономических отношений и развитием личности. Экономический рост — продукт взаимодействия социально-экономических субъектов макроуровня: финансового капитала, государства, реального сектора экономики и массового индивида, которому присущи законы синергетической воспроизводственной модели на базе Большого кондратьевского цикла. Вывод авторов: «не отворачиваться от прогрессивного тренда развития, а следовать ему, нащупывая путь в будущее, проникая в него, выводя экономику на структурный квантовый уровень».

Пестова А. А., Мамонов М. Е. Обзор методов макроэкономического прогнозирования: в поисках перспективных направлений для России? // Вопросы экономики. – 2016. – № 6. – С. 45-76.

Эволюция макроэкономических теорий в ХХ в. и развитие эмпирических моделей, предназначенных для прикладного макроэкономического прогнозирования. Методы макроэкономического прогнозирования. Теоретические модели макроэкономики и структурные модели макроэкономического прогнозирования. Причины упадка больших макроэкономических моделей кейнсианского типа в 1970–1980-х годах. Отличительные черты новокейнсианских моделей. Неструктурные методы макроэкономического прогнозирования. Рассмотрение трёх поколений моделей неструктурного макроэкономического прогнозирования: первое поколение — одномерные модели интегрированного процесса авторегрессии и скользящего среднего (ARIMA); векторная авторегрессия, неограниченная (VAR); динамическая факторная модель (DFM); второе поколение — байесовская векторная авторегрессия (BVAR), байесовская и частотная (классическая) статистика, различия в идеологии; третье поколение — гибридные модели. Оценка применения в практике российского прогнозирования структурных и неструктурных моделей прогнозирования.

Ерзнкян Б. Компоненты институциональной динамики и её характеристики // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 6. – С. 72-79.

Теоретическое исследование компонентов и признаков группирования институциональной динамики. Рассмотрение динамики эволюционной компоненты, которая ассоциируется с позитивной (реальной) составляющей развития и присущим экономической системе внутренним институциональным свойством — инерционностью и динамики революционной компоненты, которая ассоциируется с нормативной (желательной) составляющей развития и внешним институциональным свойством. Система управления институциональной динамикой.

Сазанова С. О необходимости институциональных исследований экономических циклов и кризисов // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 6. – С. 115-119.

Вопросы разработки новой теории экономических циклов и кризисов, основанной на комплексном подходе, объединяющем исследование, как сущности и содержания, так и функциональных аспектов циклических колебаний. Особое место в исследованиях циклических процессов должно занять, по мнению автора, изучение институциональных предпосылок и последствий. Для построения современной теории представляет интерес изучение неформальных институтов, регулирующих экономическое взаимодействие людей и ценностей, лежащих в основании этих институтов. Авторский подход к институциональной реакции на оппортунизм государства в форме отлынивания — «реверсный оппортунизм». Вывод исследования — необходимость институциональных изменений, необходимость создания научной организации (Институт экономических циклов и кризисов), специализирующейся на данной научной проблеме и решающей её путем критического осмысления достижений мировой и отечественной экономической науки.

Яковец Ю. В. Школа русского циклизма: единая теория циклов кризисов и инноваций // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 6. – С. 36-40.

Анализ отечественных теоретических исследований в области цикличной динамики, причин и последствий периодически повторяющихся экономических кризисов: первая волна — 1899–1907 гг.; вторая волна — 1920–1930 гг. третья волна — последняя четверть ХХ в. По мнению автора, в России сложилась лидирующая в мире школа русского циклизма, которая является составным элементом формирования новой парадигмы обществознания, адекватной реалиям ХХI века. Её результатом является единая теория циклов, кризисов и инноваций, находящих выражение в периодических трансформациях общества, что находит отражение в отечественных исследованиях. Основные положения, сформулированные школой русского циклизма, единой теории циклов, кризисов, инноваций.

Нуреев Р. Теория циклов М. И. Туган-Барановского // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 6. – С. 47-50.

В теории экономических циклов М. И. Туган-Барановский исходил из того, что необходимо разграничивать накопление ссудного капитала и реального производительного капитала. Предпосылки становления теории циклов М. И. Туган-Барановского (1865–1919 гг.). Концепция промышленных кризисов и циклов М. И. Туган-Барановского. В своих работах он различал простое товарное хозяйство (при котором «общее товарное перепроизводство возможно, но отнюдь не необходимо») и капиталистическое хозяйство, для которого характерны периодические экономические кризисы. По его мнению, кризисы капитализма «заложены... в самой природе капиталистического хозяйства». Исследование проблем экономического цикла, последовательно доказывая, что промышленный цикл — первичен, а торговый цикл — вторичен и, что материальной основой экономического цикла является периодическое создание основного капитала, то есть фактически — инноваций.

Смирнов С. О построении системы индикаторов российского цикла экономической активности // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 6. – С. 109-114.

Исследование вопросов построения целостной системы индикаторов российского цикла экономической активности. Терминология «циклы экономической активности». Показатели системы циклических индикаторов. Проблемы, возникающие при формировании системы циклических индикаторов. Перспективы формирования циклических индикаторов в России.

Дубовский С. Прогнозирование кризисов в циклах Кондратьева // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 6. – С. 93-96.

Новый табличный метод прогнозирования кризисов, возникающих в циклах Кондратьева, основанный на использовании известной статистики кризисов на историческом интервале. Основные элементы математической модели циклов Кондратьева. Возможные иллюстрированные решения этой модели. Механизм возникновения кризисов в рыночной системе. Анализ таблицы кризисов и временных интервалов между ними.

Пантин В. Факторы циклического развития экономики: технологические и финансовые сдвиги // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 6. – С. 87-92.

Одной из важнейших причин нелинейного, циклически-волнообразного развития, включающего чередование кризисов, депрессий и периодов бурного экономического роста, является тесная связь между технологическими сдвигами и изменениями в экономике. Теоретические аспекты технологических сдвигов и циклов экономического развития. Ведущие отрасли промышленности в различных циклах Кондратьева. Циклы Кондратьева и сдвиги в мировой финансовой системе. Перспективы технологических сдвигов и предстоящие экономические изменения.

Фролов И. Неоднородность динамики глобальной экономики и «инновационная пауза»: причины и возможные следствия // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 6. – С. 130-135.

Исследование теоретических вопросов циклического характера развития общественного производства. Теоретические аспекты различий между «волнами» (колебаниями) и «циклами». Характеристика проблем при исследовании выделения длинноволновых колебаний: проблема «тренда»; проблема «шума»; проблема «наблюдаемости». Общественные механизмы, приводящие к формированию «длинных волн». Рассмотрение положений ключевой гипотезы динамики мировой экономики. Примеры эффектов инновационных процессов в рамках второй научно-технической революции. Выводы исследования.

Дробышевский С., Полбин А. О роли плавающего курса рубля в стабилизации деловой активности при внешнеэкономических шоках // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 6. – С. 66-71.

Снижение мультипликатора влияния нефтяных шоков на темп прироста ВВП, показанное на основе численного имитационного анализа с помощью DSGE-модели. Попытка охарактеризовать изменения поведения динамической системы в ответ на внешнеэкономические шоки при структурных изменениях проводимой экономической политики с помощью динамической стохастической модели общего равновесия, построенной для российской экономики. Описание модели DSGE. Результаты численного имитационного анализа. Сравнение функций импульсного отклика на долгосрочное двукратное падение нефтяных цен при альтернативных режимах денежно-кредитной политики. Вывод — денежно-кредитная политика плавающего обменного курса и таргетирование инфляции является положительной мерой стабилизации деловой активности в отечественной экономике. Политика низких процентных ставок может дестабилизировать экономику и привести к инфляционно-девальвационной спирали.

Гринин Л., Коротаев А. Длинноволновая динамика и современные дефляционные тренды: анализ и прогнозы // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 6. – С. 103-108.

Причина дефляции в настоящий момент кроется в том, что смена инфляции и дефляции на довольно длительных интервалах носит циклический характер и имеет характер длинных волн (циклов). Согласно теории циклов Кондратьева, во время длительного подъема преобладают периоды инфляции, которая дополнительно разгоняет спрос. Преобладание во время длительных периодов, когда рост слабый, а депрессия длится много лет, периодов дефляции. Рассмотрение причин длинноциклических колебаний и проблем взаимоотношения средних и длинных циклов. Авторский прогноз развития экономики на ближайшее время.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 28 июня– 10 июля 2016 года

Предварительные лица // Коммерсантъ-Власть. – 2016. – 4 июля. – № 26. – С. 9-15.

Представление партий и их кандидатов на предстоящие выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 22–27 июня 2016 года

Румянцева Е. О коррупции, бюрократизме и предпринимательстве // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 5. – С. 31-40.

Бюрократизм как доказательство коррупционных деяний в современной России. Теоретические аспекты понятия «бюрократизм». Формы негативных проявлений бюрократии. Характеристики проявления недобросовестной управленческой деятельности бюрократов, коррупционеров и фаворитов коррупционных систем ручного управления. О целесообразности замены парадигмы развития предпринимательства. Национальные традиции российского предпринимательства, рассмотренные на исторических примерах. Современная научная сфера в России, подрывающая фундамент формирования экономики, основанной на знаниях.

Мамедова Н., Щербакова К. Результативность деятельности ФАС России по осуществлению контроля в сфере государственных закупок // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 5. – С. 41-48.

Определение факторов, влияющих на процесс идентификации результатов управления в системе органов государственного управления, уровня и характера их влияния является важной задачей оценки результативности управления. Оценка результативности деятельности ФАС России по осуществлению контроля в сфере государственных закупок. Распределение территориальных органов (ТО) ФАС России по числу проведенных внеплановых проверок, 2014–2015 гг. Наибольшее число внеплановых проверок пришлось на Центральный аппарат ФАС России. Соотношение числа плановых и внеплановых проверок в отдельных ТО ФАС России. Распределение ТО ФАС России по числу поступивших жалоб в период с октября 2014 по май 2015 гг. Распределение наибольшего числа жалоб по ТО ФАС России. Оценка показателей результативности деятельности ФАС России по ведению реестра недобросовестных поставщиков (РНП) в системе государственных закупок. Распределение ТО ФАС России по наибольшему числу поставщиков, внесенных в РНП, 2014–2015 гг. Показатели эффективности ФАС России при осуществлении контроля в сфере государственных закупок, 2013–2014 гг.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 7–14 июня 2016 года

Все госслужащие принесут присягу // Известия. – 2016. – 10 июня. – № 103. – С. 1.

Весь корпус государственных служащих пройдёт через процедуру принесения присяги, которую разрабатывает по поручению Президента России Минтруд. Обязательный характер процедуры, как для тех, кто заступает на гражданскую государственную службу, так и для действующих служащих.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 31 мая – 06 июня 2016 года

Демидов А. Ю. Реализация программно-целевого метода государственного управления в Казначействе России // Финансы. – 2016. – № 5. – С. 47-51.

Анализ практики внедрения в России программно-целевого метода государственного управления как очередного этапа административной реформы, которую можно рассматривать как преобразования в государственном менеджменте. Определение понятия «государственный менеджмент». Рассмотрение возможных вариантов участия Казначейства России в программно-целевом управлении государством.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 24 – 30 мая 2016 года

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан»: Федеральный закон РФ от 23 мая 2016 г. № 143-ФЗ // Российская газета. – 2016. – 25 мая. – № 111. – С. 23.

А вас я попрошу остаться. Чиновникам повысили пенсионный возраст // Российская газета. – 2016. – 25 мая. – № 111. – С. 1, 2.

Государственным служащим повысили пенсионный возраст и ужесточили правила получения «специальной» пенсии. Закон вступает он в силу с 1 января 2017 года. Со следующего года для тех, кто состоит на государственной и муниципальной гражданской службе, он будет прибавлять по полгода, пока не достигнет планки в 65 лет для мужчин и 63 года для женщин. Это произойдет соответственно в 2026 и в 2032 годах. В 2017 году возраст получения пенсии государственными служащими для женщин составляет 55,5 года; для мужчин — 60,5 года; в 2018 г. для женщин — 56 лет, для мужчин 61 год. Текущий год — последний, когда государственные служащие уходят на пенсию, как все, — в 55 и 60 лет. По новым правилам минимальный стаж работы — 20 лет.

Вербицкая Ю. Неправильная дача. Начал действовать новый порядок признания домов самостроем // Российская газета. – 2016. – 26 мая. – № 112. – С. 1, 7.

Вступление в силу нового Закона, изменившего понятие «самострой», который облегчает возможность сноса незаконного строения. Интервью с председателем Третейского суда строительных организаций Москвы о путях и возможностях решения проблемы, а также отстаивания права собственности.

Информационный обзор публикаций из периодики за период за период 26 апреля – 3 мая 2016 года

Альхимович И. Н. Государственная поддержка малых предприятий на основе взаимодействия с крупными предпринимательскими структурами // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. – № 6. – С. 43-49.

Аспекты и предложения для улучшения системы поддержки малых предприятий на основе взаимодействия между основными участниками социально-экономических процессов — государством и крупными предприятиями. Некоторые модели системы малого предпринимательства, сложившиеся и действующие на сегодняшний день в Российской Федерации. Наиболее эффективная, по мнению автора, «столичная» модель. Механизмы разработки, принятия и реализации комплексных программ, их основная цель. Элементы государственной системы поддержки малого предпринимательства в Москве. Направления совершенствования условий внешней среды малого предпринимательства. Система обеспечения малых предприятий финансовыми ресурсами с участием крупных предприятий.

Информационный обзор публикаций из периодики за период за период 19–25 апреля 2016 года

Кондратьев М., Шкода Т. Анализ существующей системы платы за электрическую энергию, потребляемую населением, проживающих в многоквартирных домах // Экономист. – 2016. – № 3. – С. 91-95.

Недовольство населения из-за постоянно возрастающих тарифов на коммунальные услуги, не обеспеченных должным повышением качества, усугубившееся резким возрастанием платежей на общедомовые нужды. Решение этого вопроса — одно из приоритетных для всех уровней власти России. Причины значительного повышения объема электрической энергии на общедомовые нужды по сравнению с нормативами потребления. Обязанности, возлагаемые на исполнителя коммунальных услуг, определенные постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 № 344. Ряд факторов, выявленных на примере Ульяновской области, обусловливающих высокие платежи населения за электрическую энергию на общедомовые нужды, типичных для всех регионов России. Предложения авторов в целях улучшения ситуации в сфере оплаты коммунальных услуг, повышения эффективности.

Нисневич Ю. А. Противодействие коррупции: феномен Словении // Мировая экономика и международные отношения. – 2016. – № 3. – С. 36-48.

Исследование «феномена Словении», которая без проведения люстрации демонстрирует в противодействии коррупции один из наилучших результатов среди постсоциалистических государств. Показатели состояния коррупции в бывших странах СССР и государств Юго-Восточной Европы. Методология исследования. Очищение государственной власти в Словении от потенциальных носителей коррупционных отношений и практик коммунистического режима, произошедшее за счет вытеснения представителей этого режима: на политическом уровне. Представители национально ориентированной элиты в результате свободной политической конкуренции на парламентских выборах. На административном уровне — в результате проведения открытого конкурсного отбора на административные должности в системе государственного управления. Оценка результативности присоединения Словении к ЕС и её участие в группе GRECO (организация «Группа государств против коррупции») в борьбе с коррупцией. Оценка качества реализации политических и государственных порядков.

Информационный обзор публикаций из периодики за период за период 12–18 апреля 2016 года

«О Национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 годы»: Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 147 // Российская газета. – 2016. – 13 апреля. – № 78. – С. 20.

Информационный обзор публикаций из периодики за период за период 6–11 апреля 2016 года

Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации«: Указ Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157: законопроект // Российская газета. – 2016. – 7 апреля. – № 73. – С. 2.

Образование Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Преобразование внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации в войска национальной гвардии Российской Федерации.

Леонтьев Б. Принципы и механизмы системной борьбы с контрафакцией // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. – 2016. – № 4. – С. 41-49.

Принципы развития правоприменительной практики борьбы с контрафакцией: развитие и расширение правоприменительной практики в сфере антиконтрафакта; саморегулирование предпринимательской деятельности как инструмента борьбы с контрафактом; глубокое лицензирование. Ожидаемые эффекты от применения принципов антиконтрафактной деятельности. По данным Минпромторга России, объем контрафактного товара в государствах-членах ЕАЭС в ценовом отображении составляет 2 трлн рублей.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 22 – 28 марта 2016 года

Ростехнадзор добился своего // Российская газета. – 2016. – 24 марта. – № 61. – С. 5.

Создание Совета по вопросам экспертизы промышленной безопасности при Ростехнадзоре для рассмотрения вопросов экспертизы промышленной безопасности и аттестации экспертов. С июня 2016 года заключения экспертизы промышленной безопасности планируется принимать только за подписью аттестованных Ростехнадзором экспертов. Противодействие компаний, которые зарабатывали огромные деньги, продавая каждое удостоверение по 60 тысяч рублей.

Крылов А. А., Макарова В. А. Основные инструменты государственного регулирования процесса взаимодействия реального и финансового секторов экономики Российской Федерации // Финансы и кредит (электронная версия). – 2016. – Февраль. – № 6. – С. 37-51.

Исследование наиболее актуальных мер государственного регулирования, призванных стимулировать взаимодействие финансового и экономического секторов и развитие бизнеса в стране в целом. Анализ достаточности и целесообразности мер, применяемых государством. Формулирование предложений, касающихся дальнейших мероприятий, необходимых для стимулирования взаимодействия реального и финансового секторов экономики в условиях сложной экономической ситуации, в целях усиления экономического потенциала страны. Выводы. Не все меры являются эффективными, а отдельные из них в настоящее время применяются редко: например, субсидирование предприятий со стороны государства через банки и поддержка кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Использование их ограничено в силу излишней бюрократизации процесса субсидирования, и из-за невозможности создать условия для кредитования МСП на рыночных, прозрачных условиях. Необходим ряд шагов для усиления взаимодействия секторов и укрепления экономики РФ.

Ростехнадзор добился своего // Российская газета. – 2016. – 24 марта. – № 61. – С. 5.

Создание Совета по вопросам экспертизы промышленной безопасности при Ростехнадзоре для рассмотрения вопросов экспертизы промышленной безопасности и аттестации экспертов. С июня 2016 года заключения экспертизы промышленной безопасности планируется принимать только за подписью аттестованных Ростехнадзором экспертов. Противодействие компаний, которые зарабатывали огромные деньги, продавая каждое удостоверение по 60 тысяч рублей.

Панфилова Э. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год // Российская газета. – 2016. – 24 марта. – № 61. – С. 16-27.

Конституционные права и свободы в России: системный подход. Права и свободы человека в России: реалии 2015 года. Социально-правовой мониторинг развития правозащитной ситуации в России. Умение и готовность россиян отстаивать свои права. Право человека на участие в управлении делами государства. Право на судебную защиту. Политические права и свободы. Нарушения прав журналистов. Гражданские права. Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан на территории Российской Федерации. Экономические и трудовые права. Жилищные права. Социальные права. Образование. Правозащитная деятельность. Институт Уполномоченного в государственной системе обеспечения прав человека. Совершенствование законодательства о правах человека. Мониторинг законопроектной деятельности. Правовое просвещение. Развитие международного сотрудничества Уполномоченного в области прав человека. Развитие института уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. Права военнослужащих. Защита прав граждан на охрану здоровья. Свобода собраний и свобода задержаний. Право на объединение. Некоммерческие организации. Личные права и свободы. Свобода мысли и свобода слова. Правовое регулирование в сфере интернет-пространства. Права человека в уголовно-исполнительной системе. Обеспечение обезболивающими (наркотическими) препаратами больных. Национальная безопасность. Культура и экология в обществе потребления. Вопросы гражданства, правовые и административные барьеры. Статистические данные о количестве и тематике обращений граждан.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 5–11 марта 2016 года

Иностранное телеком-оборудование хотят запретить при госзакупках // Известия. – 2016. – 9 марта. – № 39. – С. 1, 2.

Проект постановления Правительства «Об установлении запрета на допуск телекоммуникационного оборудования, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», подготовленный Минпромторгом России. Возможность приобретения предприятиями покупки иностранных коммутаторов только в случаях, если нет российских аналогов. Определение случаев, при которых покупка иностранного оборудования допускается. Отсутствие в реестре Минпромторга сведений об оборудовании, обладающем статусом «телекоммуникационное оборудование российского происхождения», соответствующем тому же классу что и оборудование, планируемое к закупке. Телекоммуникационное оборудование, сведения о котором включены в реестр «телекоммуникационного оборудования российского происхождения», по своим функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 8–15 февраля 2016 года

Агент для бизнеса. Развитием технологий займется новая структура // Российская газета. – 2016. – 8 февраля. – № 25. – С. 2.

По материалам заседания президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России, на котором обсуждались вопросы создания Агентства по технологическому развитию. Основные функции Агентства — поддержка продвижения технологий, сбор и актуализация данных о существующих отечественных и зарубежных технологиях и компетенциях, содействие развитию российских компаний с применением отечественных и зарубежных технологий и компетенций, содействие реализации лицензионных проектов и формированию технологических цепочек, патентный и технологический аудит, оценка спроса и предложения на технологии.

Григорьев Л. М., Кудрин А. А. Нерешенный вопрос легитимности частной собственности в России // Вопросы экономики. – 2016. – № 1. – С. 36-62.

Анализ причин и последствий нелегитимности прав частной собственности в России. Незащищенность прав собственности в России, современные характеристики. Оценка уровня защиты прав собственности в России по итогам ежегодных опросов ВЭФ среди российских руководителей предприятий, 2006–2015 гг. Показатели среднегодового количества основных преступлений против собственности, 1991–2014 гг. Характеристика фундаментальных путей защиты прав собственности, которые могут, как заменять, так и дополнять друг друга. Права собственности в России, фактор легитимности. Показатели результатов опроса Левада-Центра граждан России, касающиеся прав частной собственности. Результаты опроса ВЦИОМ населения РФ о справедливости распределения доходов. Легитимация частной собственности. Рассмотрение проблемы неравенства в России. Рассмотрение вопросов способности элит вырабатывать решения. Современный путь к легитимации прав частной собственности.

Как не потерять дачу // Аргументы и факты. – 2016. – 3-9 февраля. – № 5. – С. 42.

Осталось два года, чтобы получить в Росреестре единственный документ, который защищает право собственности на земельный участок — «Свидетельство о регистрации прав». Действие законодательных поправок от 13.07.2015 (№ 251-ФЗ), по которым земельные участки, не зарегистрированные официально, могут быть заново проданы муниципальными властями с аукциона. Правила проверки правильности оформления земельного участка в собственность.

Обзор публикаций из периодических изданий за период 1–7 февраля 2016 г.

Льготы для экспортера. Глава минпромторга представил президенту план поддержки промышленности // Российская газета. — 2016. – 1 февраля. – № 19. – С. 2.

По материалам встречи Президента РФ В. Путина с главой Минпромторга России Д. Мантуровым. Поставки промышленной продукции на экспорт. Решение Правительства РФ о продлении мер поддержки компаний-экспортеров. По заявлению Министра, предприятия, чтобы получить поддержку Правительства, должны будут рассчитывать не только на российского, но и на зарубежного покупателя. «Мы ставим условие для инвесторов, что проекты также будут ориентированы на разработку и производство высокотехнологичной продукции, экспортно ориентированной». Чтобы помочь регионам активнее развивать промышленность, необходимо использовать механизм специальных инвестиционных контрактов. Инвесторы смогут получать льготы, как из федерального бюджета, так и из регионального. Это будет мотивировать предприятия покупать новое оборудование.

Запрет на импорт ударил по бюджету // Независимая газета. – 2016. – 4 февраля. – № 21. – С. 1, 4.

Запретив государственные закупки импорта, Правительство РФ получило предсказуемый результат: рост цен и снижение качества. Потери бюджета из-за сомнительного импортозамещения могут оказаться очень болезненными во время кризиса. Ограничения дали рост цен более чем на 40 % при государственных закупках. Только из-за запрета импорта бюджет мог потерять на государственных закупках до 300 млрд руб. в год. С инициативой запретить или хотя бы ограничить государственные закупки импортных медицинских изделий Минпромторг выступил в 2014 г. Потребители в системе здравоохранения могут оказаться в ситуации, когда отсутствуют реальный выбор и конкуренция, следствием чего станут снижение качества и повышение цен на лекарственные препараты. При ограничении рынка сбыта, компании повышают цены на товары, которые не попали под ограничения. К запрету импорта адаптировались иностранные компании. С декабря 2015 года отечественные производители лекарственных средств и зарубежные производители, разместившие производство на российских площадках, получили преференции при государственных и муниципальных закупках.

Фалеев М. МЧС России: от прошлого — к будущему // Гражданская защита. – 2015. – № 12. – С. 23-25.

Начальник Центра стратегических исследований МЧС России об истории создания Министерства, перспективных тенденциях и планах его дальнейшего развития. Управление рисками. Обновление гражданской обороны. Технологическое развитие. Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности. Усиление мониторинга. Большая человекоцентричность.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 25–31 января 2016 года

Бойко А. Структурные пробелы в системе государственного стратегического планирования // Проблемы теории и практики управления. – 2015. – № 12. – С. 8-15.

Японский и китайский опыт планового макрорегулирования, регулятивные воздействия на экономику в США и Евросоюзе. Методологическая неопределенность в понимании механизмов будущего развития, сохраняющаяся в институтах экономической власти России. Реализация стратегического планирования посредством государственных программ не охватывает всего предметного объема планирования, поскольку в нем задействуются лишь федеральные органы исполнительной власти в лице, в основном, отраслевых министерств и Правительства РФ. Анализ проблемных вопросов в Федеральном законе от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Главный пробел закона — отсутствие интерпретации единой системы планирования и её основы — организационной структуры, требующий концептуальной проработки вопроса. Концептуальная схема организации стратегического планирования в РФ, составленная автором.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 18–24 января 2016 года

Плещенко В. И. К вопросу о влиянии внешних правил на внешнеторговую деятельность предприятий (на примере действия закона о закупках № 223-ФЗ) // Маркетинг в России и за рубежом. – 2015. – № 6. – С. 89-93.

Высокая потребность предприятий в зарубежных материалах, машинах и оборудовании, несмотря на расширяющуюся практику импортозамещения в России. Роль Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «о закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц» на спрос предприятий в качестве внешнего правила. Проблемы и сложности внешнеторговой деятельности в современной России. Мнения автора о том, что готовящиеся изменения в законодательстве о закупках существенно ограничат прямые контакты российских компаний с зарубежными партнерами и привести к разрастанию посреднических структур.

Неретина Е. А. и др. Брендинговая деятельность зарубежных вузов / Неретина Е. А., Корокошко Ю. В., Гвоздецкая И. В. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2015. – № 6. – С. 65-77.

Актуальность проблемы обеспечения эффективности брендинговой деятельности образовательных учреждений. Особенности высшего образования в западных странах. Стандарты образования в странах Европы. Исследование практического опыта ведущих зарубежных вузов в создании и продвижении своих брендов. Успех в реализации брендинга на примере США и Европы. Система высшего образования США, Германии и Великобритании. Современное состояние, институциональное обеспечение и особенности организации брендинговой деятельности университетов Лиги плюща, Лондонского университета искусств, королевской консерватории Шотландии, Массачусетского технологического института, Университета прикладных наук Дюссельдорфа (Германия). Атрибуты брендов университетов Лиги плюща.

Минпромторг хочет наказывать подростков за покупку алкоголя // Известия. – 2016. – 18 января. – № 6. – С. 1.

Министерство промышленности и торговли России предлагает ввести административную ответственность для детей 16-17 лет за покупку алкоголя. Министерство подготовило доклад о розничной продаже алкоголя, который будет рассмотрен на заседании рабочей группы при Минэкономразвития. Доклад «Предложения по ограничениям розничной продажи алкоголя» подготовлен по поручению заместителя министра экономического развития О. Фомичева для рассмотрения на заседании рабочей группы по повышению эффективности государственного регулирования и конкуренции на алкогольном рынке.