tambovlib@gmail.com
тел: (4752) 72-77-00

Вторник, среда, пятница: с 10 до 19 ч.

Четверг: с 11 до 20 ч.

Суббота — воскресенье: с 10 до 18 ч.

Тематические подборки статей текущей периодики

Промышленная политика

Информационный обзор публикаций из периодики за период 08–14 февраля 2017 года

Правительство поддержит несырьевой сектор // Известия. – 2017. – 8 февраля. – № 23. – С.2.

Итоги развития промышленности за 2016 г. и критерии развития промышленности, рассмотренные на встрече премьер-министра Д. Медведева с «Единой Россией». Основные критерии роста: конкурентоспособность промышленности (на реализацию государственных программ, по данным Минпромторга, потребуется более 237 млрд рублей); эффективность (каждый вложенный рубль должен приносить конкретную отдачу); внедрение инноваций. Развитие оборонной промышленности. Подготовка программы развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2025 года. Уровень исполнения оборонного заказа в целом за 2016 г. — 99 %, что на 1,5 % больше показателя 2015 г. и на 3 % выше, чем в 2014-м. Доходы государственного бюджета от экспортных поставок военного назначения — около $15 млрд. Сохранение мер поддержки производства, которые были приняты для несырьевого сектора экономики. Выход на темпы прироста экспорта несырьевых товаров не менее 7 % в год. Министерство промышленности и торговли планирует на поддержку российского экспорта в ближайшие три года потратить 100 млрд рублей. Определение Правительством отраслей, гарантирующих наибольший рост: сельскохозяйственное машиностроение, автомобильная промышленность, железнодорожное машиностроение и гражданское авиастроение.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 16–21 ноября 2016 года

Минпромторг освобождает инвесторов от налогов // Известия. – 2016. – 16 ноября. – № 214. – С.5.

Активное использование Минпромторгом России специального инвестиционного контракта (СПИК) — нового нефинансового инструмента, призванного стимулировать инвесторов. Специальные инвестиционные контракты, введенные федеральным законом «О промышленной политике в РФ». Оператор по заключению СПИК — Фонд развития промышленности, созданный по инициативе Минпромторга путем преобразования Российского фонда технологического развития. Минерально-химическая компания «Еврохим» в списке прогрессивных инвесторов. СПИК, заключенный Минпромторгом, сроком на 10 лет с администрацией Пермского края. Создание высокотехнологичных производств, предполагаемое всеми подписанными к настоящему моменту специальными инвестиционными контрактами из разных областей обрабатывающей промышленности. СПИК, заключенные с компаниями «Клаас» и «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус». Государственная поддержка «ГМС Ливгидромаш» и концерну «ДМГ Мори».

Час СПИК настал. Минпромторг отберет проекты, которые позволятпроизводить важную промышленную продукцию внутри страны и не зависеть от Запада // Российская газета. – 2016. – 21 ноября. – № .263. – С.12.

Форма партнерства — специальные инвестиционный контракт (СПИК), набирает популярность. СПИК, заключенные с российскими и иностранными инвесторами из разных областей обрабатывающей промышленности. Проект по модернизации завода сельскохозяйственных машин в Краснодаре. Проект по созданию промышленного производства автомобильных двигателей и автомобилей для экспорта в Приморье. Станкостроительный завод в Ульяновске. Усольский калийный комбинат в Пермском крае, оценка объемов инвестиций в производство к 2021 году, большая часть которых будет направлена на покупку оборудования, преимущественно российского. По сообщению Министра промышленности и торговли Д. Мантурова, в Минпромторге рассматривают свыше 20 заявок на СПИК. Процедура от начала подачи заявки до подписания контракта в среднем занимает от 4 до 6 месяцев, которая зависит от сложности проекта. Набор желательных для своего проекта преференций может подобрать сам инвестор.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 09–15 ноября 2016 года

Кохно П., Вейко А. Ракетно-космическая отрасль: анализ и прогноз рынка транспортных средств // Экономист. – 2016. – № 10. – С.43-55.

Основная проблема, связанная с неэффективностью распределения государственных средств, — отсутствие оценок влияния на государственные затраты со стороны коммерческого рынка и неадекватность существующего научно-методического определения цен на запуски отечественных космических транспортных систем (КТС). Изменение объемов спроса вывода космических аппаратов (КА) на орбиту, согласно прогнозам в период до 2020 г. Процентное соотношение запущенных КА в зависимости от весовой категории, 1988–2010 гг. Изменение математического ожидания массы КА по годам. Основная проблема, стоящая при решении задачи оценки динамики экономического развития систем средств выведения, — сложность и трудоёмкость сбора информации о существующих изделиях с последующим анализом полученных данных. Рассмотрение операции по обработке исходных данных, выполняемой экспертом. Правила ведения информации на предприятиях. Анализ тенденций на рынке средств выведения и оценка существующего положения России на нём. Два направления развития зарубежных ракет-носителей: модернизация изделий с целью повышения их энергоэффективности; разработка и проектирование новых высокоэффективных, более мощных, более дешёвых, изделий. Ключевая тенденция производства и эксплуатации КТС, обусловленная несклонностью коммерческих потребителей к излишнему риску, — сохранение и развитие модели осуществления мероприятий по выведению систем средств выведения, основные этапы реализации, позволяющие построить инфологическую модель предметной области — экономическое развитие КТС. Рассмотрение КТС как тактико-экономической формы стратегического взаимодействия потребителей различного рода. Функционирование данной модели на примере разрабатываемых в США ракет-носителей Falcon. Экономические инструменты оптимизации программных мероприятий по развитию ракет-носителей. Предложения предприятий по основным проектным характеристикам средств выведения. Подход для расчета прогнозных цен на изделия. Основные требования к маршевым ЖРД (жидкостный ракетный двигатель) для нового поколения ракет-носителей. Определение стоимости двигательных установок, факторы на неё влияющие. Выводы и предложения авторов по развитию космической отрасли России.

Абрамов А. Станд-art // Российская газета. – 2016. – 9 ноября. – № 253. – С.1, 11.

Интервью с руководителем Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Создание национальной системы оценки соответствия требованиям ГОСТов, в которой можно будет сертифицировать — и товары, и услуги, и системы менеджмента. Суть инициативы — ставка на качество продукции, сделанная производителями и импортерами, поставка продукции, заслуживающей доверие потребителей. Компании, которые получат знак национальной системы стандартизации, должны согласиться на повторные, в том числе внезапные проверки своей продукции. Взамен они могут рассчитывать не только на доверие потребителей, но и на лояльное отношение государственных заказчиков, а позднее — и на прямые льготы. Запуск национальной системы сертификации в 2017 году как пилотный проект, с её «полным развертыванием» с 2018 года. Причины создания отдельной системы сертификации. Новый подход к испытаниям продукции, к выдаче сертификатов в новой системе. Последствия обнаружения несоответствия продукции под сертификатом до заявленного стандарта. Возможности предоставления преференций для участников новой системы. Стоимость сертификации в новой системе. Визуальный знак национальной системы стандартизации. Соотношение нового знака национальной системы с другими знаками на товаре.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 02 – 08 ноября 2016 года

Разделить и переработать: // Строительная газета. – 2016. – 3 ноября.

Предложение Минстроя России о внесении в законодательство ряда изменений, которые призваны стимулировать развитие переработки отходов. В числе предлагаемых новелл — включение в перечень расходов регионального оператора сортировки твердых коммунальных отходов (ТКО), а также уточнение правил внесения платежа за негативное воздействие на окружающую среду. Будет также уточнен и перечень отходов, содержащих полезные компоненты, которые могут быть использованы при рециклинге. Цель предлагаемых изменений — сделать систему обращения с отходами экологичной, эффективной и прозрачной. Один из наиболее известных и широко применяемых инструментов возврата ресурсов в производственный оборот — сортировка или раздельный сбор вторсырья. Поэтому Минстрой предлагает закрепить право регионального оператора на сортировку отходов, что даст дополнительный стимул развитию вторичной переработки.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 26 октября – 01 ноября 2016 года

Минпромторг исправит перекос // Известия. – 2016. – 28 октября. – № 202. – С.4.

Разработка Минпромторгом России правил предоставления субсидий для управляющих компаний на создание инфраструктуры индустриальных парков. Если до сих пор вернуть вложенные в инфраструктуру промышленного парка средства могли только государственные компании, то теперь такая возможность предусматривается и для коммерческих индустриальных парков. В Минпромторге подчеркивают, что дополнительных средств на эти цели из бюджета не потребуется. Проект постановления Правительства «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета управляющим компаниям на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков и промышленных технопарков» успешно прошел процедуру общественного обсуждения. Заместитель директора департамента региональной промышленной политики Минпромторга Д. Цуканов пояснил, что проект предоставляет возможность частным индустриальным паркам возместить средства, потраченные при создании парка. Сумма возмещения будет равна сумме уплаченных резидентами парка налогов. Возвращаться средства будут за три предыдущих года.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 18 – 25 октября 2016 года

Бодрунов С. Новое индустриальное общество второго поколения: человек, производство, развитие // Общество и экономика. – 2016. – № 9. – С.5-21.

Характеристика формирующегося индустриального общества второго поколения. Историческая оценка трактовки современного этапа эволюции экономики как постиндустриального общества. Обоснование актуальности реиндустриализации и продолжения индустриального развития до возможного исчерпания в перспективе его потенциала на основе создания новых движущих сил и новых качественных проявлений экономического прогресса. Важнейшие черты индустриального развития в современном мире. Последовательный переход к более высоким технологическим укладам — от IV к V-VII. Обновление форм и методов государственного регулирования экономики, возникновение новых условий и форм вовлеченности хозяйствующих субъектов в рыночные отношения. Необходимость отладки механизмов трансформации научных знаний в практически реализуемую информированность трансформации научных знаний в практически реализуемую информированность общества о них. Выдвижение понятия индустриального комплекса нового типа как ведущего звена новой индустриальной экономики.

Кохно П., Вейко А. Экономический механизм развития ракетно-космической отрасли // Общество и экономика. – 2016. – № 9. – С.75-104.

Исследование механизма управления рынком развития ракетно-космических услуг. Главная тенденция на рынке производства и эксплуатации космических систем — развитие систем средств выведения. Механизм формирования производственной программы предприятий ракетно-космической отрасли, определяемый исключительно регулятором в лице национальных космических агентств. Оценка конкурентоспособности космических транспортных систем (КТС). Анализ тенденций развития зарубежных ракет-носителей. Экономическое развитие КТС. Стоимость пуска ракет-носителей NASA. Запуски в разрезе стран, 2007 – 2012 гг. Доля и объемы коммерческого рынка. Средний доход с запуска. Доходы от национальных систем. Ресурсоотдача (удельная стоимость выведения). Данные, свидетельствующие, что на период после 2015 г. Россия может потерять рынок производства и эксплуатации КТС. Экономические инструменты оптимизации программных мероприятий по развитию ракет-носителей. Возможные варианты изделий. Неопределенность и прогнозирование цен на продукцию предприятий. Двигательные установки (в ценах 2011 года). Зависимость между рассчитанными и фактическими значениями. Ракетные блоки. Основные выводы. Высокотехнологичная промышленность ракетно-космической отрасли — один из базовых элементов современной промышленности, оказывающая огромное влияние на развитие мировой экономики, как напрямую, так и опосредованно. Главные приоритеты Федеральной космической программы на 2016 – 2025 годы, стоимостью 2,004 триллиона рублей ($38,5 млрд). Предложения авторов по развитию космической отрасли России.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 1 – 9 октября 2016 года

Льготам дадут еще порулить. Поддержка автопрома продолжится и в 2017 году // Российская газета. – 2016. – 4 октября. – № 223. – С.7.

Каждый второй автомобиль, на приобретение которого россияне берут кредит, покупается и по специальным льготным условиям. Такая политика помогла рынку, и программы льготного автокредитования имеют шанс продолжиться и в 2017 году. По данным агентства «Автостат», всего с января по август 2016 года в России нашли своих покупателей около 85 тысяч автомобилей. По льготным условиям с 1 января по 28 августа 2016 года реализовано более 435 тысяч новых автомобилей всех типов. На сегодня работают три программы стимулирования спроса: программа обновления парка, льготное автокредитование и льготный лизинг. Сейчас в Правительстве предполагают распространить льготные варианты покупки машин и на 2017 год. Об этом заявил глава Минпромторга Д. Мантуров: «Будем направлять в ближайшее время заявки в Минфин. Все решения по этим антикризисным мерам будут принимать в конце ноября, не раньше».

Информационный обзор публикаций из периодики за период 20–30 сентября 2016 года

Анохина М. Система управления экономическим ростом отраслевого комплекса // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 7. – С. 101-116.

Теоретическое исследование управления экономическим ростом как базового ресурса динамики на всех уровнях национальной хозяйственной системы. В общей экономической динамике выделяют количественную, качественную и воспроизводственную составляющие. Сопоставление динамики основных показателей количественной, качественной, воспроизводственной составляющей экономического роста России, 2005–2014 гг. Современные подходы к решению проблем управления экономическим ростом. Структура отраслевого комплекса. Основы концепции экономического роста отраслевого комплекса. Причинно-следственные связи между группами параметров экономического роста отраслевого комплекса. Интегрированный характер управления экономическим ростом отраслевого комплекса, рассмотрение её основных аспектов. Система управления экономическим ростом отраслевого комплекса. Основные приоритеты государственного управления при формировании системы управления экономическим ростом отраслевого комплекса с встроенным хозяйственным управлением. Закономерности управления, отражающие отраслевую специфику в их содержании, особенности отраслевого комплекса как объекта управления. Отраслевые группы по степени дифференциации и торгуемости продукции, определяемой как сумма экспорта и импорта отрасли, отнесенная к отраслевому валовому продукту. Специфические принципы и цели управления экономическим ростом отраслевого комплекса. Интерпретация принципов системной идентификации, стратегирования, целенаправленности, синергичности, развития, институционализации, партнерства государства и бизнеса. Базис отраслевой политики государства в области экономического роста, формирующий концепции экономической эффективности и оптимизации поведения экономических агентов.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 1–5 сентября 2016 года

Забалуев Ю. И. Анализ подходов к формированию промышленной политики в условиях изменяющейся деловой среды // Менеджмент в России и за рубежом. – 2016. – № 4. – С. 74-81.

Многообразие взглядов на сущность промышленной политики (ПП), сводящееся к двум позициям. ПП в узком смысле: целенаправленные действия правительства по продвижению отдельных стратегических, чаще всего новых, отраслей промышленности, создающих лучшие возможности для экономического роста. ПП в широком смысле: селективная поддержка отдельных секторов экономики и структурное преобразование промышленного сектора экономики. Авторское определение категории ПП. Три группы инструментов, используемых для улучшения ПП: структурной политики; регулирования иностранных инвестиций; внешней торговли. Области и инструменты ПП. Характеристики основных национальных моделей ПП в зарубежных странах, их достоинства и недостатки. Исследование возможностей формирования и реализации активной промышленной политики, учитывающей территориальные особенности развития индустриального комплекса России. Авторская разработка механизма реализации целей и задач Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации».

Куликов М. Ю., Хачатуров А. Е. Третья и четвёртая промышленная революция как коренная смена подходов к труду // Менеджмент в России и за рубежом. – 2016. – № 4. – С. 20-32.

Существенные структурные преобразования экономики, вызванные третьей и четвертой промышленной революциями, требующие изменения подходов к организации, управлению и измерению труда. Ключевые положения концепции третьей промышленной революции. Переход на возобновляемые источники энергии. Превращение существующих и новых зданий в мини-станции по производству энергии. Развитие и внедрение технологий энергосбережения и ресурсосбережений. Перевод всего автомобильного и общественного транспорта на электротягу на основу водородной энергетики. Переход от металлургии к композитным материалам на основе углерода. Переход от промышленного к локальному производству большинства бытовых товаров на основе технологии аддитивного производства. Переход к производству искусственного мяса из животных клеток. Перевод части сельского хозяйства и города на базе технологии «вертикальных ферм». Основная особенность сегодняшнего времени — смещение центра создания добавленной стоимости из производства к проектированию. Поиск путей решения традиционных и новых вызовов, формируемых новой индустриализацией, для обеспечения устойчивого развития, а также подходы к оценке производительности труда на разных этапах экономического развития и определение влияния факторов качества жизни на эффективность труда. Оценка влияния R&D и динамики индекса человеческого развития на производительность труда. Методика оценки производительности работников интеллектуального труда. Тенденции индекса роста человеческого развития, 2010–2014 гг. Индекс производительности труда и развития человеческого потенциала в России. Эволюция подходов к оценке удельных результатов труда: индустриальная экономика; постиндустриальная экономика; экономика знаний.

Анисимов В. Ф., Винслав Ю. Б. Промышленность субъектов РФ: параметры новейшей эволюции и проблемы правообеспеченного регулирования // Российский экономический журнал. – 2016. – № 2. – С.3-18; № 3. – С. 23-39.

Факторный анализ ключевых показателей промышленного развития субъектов РФ и рассмотрение основных направлений совершенствования соответствующего действующего федерального и субфедерального законодательства, включая вопросы правоприменения. Динамика индексов промышленного производства в разрезе федеральных округов (ФО), 2009–2015 гг. Динамика индексов трудоемкости продукции в промышленности федеральных округов. Динамика инновационной активности организаций по ФО, 2010–2014 гг. Динамика долей внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП по ФО. Динамика изобретательской активности (число отечественных патентных заявок) в разрезе ФО, 2010–2014 гг. Анализ территориальных аспектов федерального законодательства о промышленной политике в соответствии с ФЗ № 488 «О промышленной политике РФ». Анализ опыта правообеспечения промышленной политики в регионах (субъектах РФ) на примере столичного региона (г. Москва) и Забайкальского края. Цель региональной промышленной политики Волгоградской области, совокупность задач этой политики, основной инструмент и источники финансового обеспечения. Основные формы законообеспеченного регулирования промышленности региона. Стимулирование организаций науки и промышленности в соответствии с действующим законом о региональной промышленной политике (№ 286-ОД). Формирование промышленной политики Калужской области, особенности системы регионального управления промышленной деятельности. Системные предложения по совершенствованию региональной промышленной политики (РПП). Группы вопросов, которые призвана прояснять методика стратегического анализа, используемая в целях организации РПП. Базовые концептуальные идеи РПП. Необходимые и достаточные условия решения задачи создания новых крупных интегрированных территориальных бизнес-структур в процессе регионального инкорпорирования. Принципиальный алгоритм формирования системы крупных корпоративных структур, ориентированных на реализацию региональных промышленных приоритетов. Проблема государственного стимулирования кластерных форм интеграции промышленного производства, науки и образования в контексте федерального законодательного обеспечения промышленной политики регионов, подходы к её решению. Положительная оценка направленности принятых институциональных норм на повышение роли инфраструктурных факторов в системе промышленной политики. Ряд проблемных сюжетов, обозначенных авторами, связанных с содержанием отмеченных новаций.

Иванова В. Н. Инновационные технологии и инвестиции в решении проблемы продовольственной безопасности России // Промышленная политика в Российской Федерации. – 2016. – № 4-6. – С. 64-40 .

Решение масштабной и системной проблемы по устойчивому обеспечению населения продуктами питания, решение которой возможно только в условиях перевода пищевой и перерабатывающей промышленности на рельсы инновационного развития с опорой на собственный научно-технический и кадровый потенциал. Закон «О промышленной политике в Российской Федерации» № 488-ФЗ, ставший важным шагом по нормативно-правовому обеспечению реализации агропродовольственной политики и координации органов государственной власти федерального центра и регионов в сфере решения продовольственной безопасности. Определение государственной промышленной политики, её цели и содержание с учётом приоритетов развития АПК. Промышленная политика в аграрной сфере, реализуемая в настоящее время в рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства на период до 2020 года, мероприятия подпрограммы 5 «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие». Высокая зависимость оборудования по импорту, из 6500 видов технологического оборудования российскими машиностроительными предприятиями выпускается около 2000 видов. Ключевые приоритеты в проведении научных исследований и выпуск инновационной продукции на основе новых технологий, созданных на принципе «технологической системы». Принципиальный подход к решению проблем различных уровней. Макроэкономические рычаги реализации технической политики, её основные направления и уровни решения. Приоритет структурной политики — крупные производственные кластеры. Инвестиционная политика, источники инвестиций для проведения структурной перестройки и модернизации производства. Индексы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов в 2005–2015 гг., показывающие сохранение положительной динамики роста в пищевом подкомплексе.

Грибов П. Г. Реиндустриализация: проблемы взаимодействия старых и новых промышленных центров // Менеджмент в России и за рубежом. – 2016. – № 4. – С. 43-48.

Новый взгляд на развитие мирового производства и его взаимодействие с сектором услуг. По мнению автора, в противовес господствующей точке зрения о секторе услуг как локомотиве роста мировой экономики в XXI веке, именно материальное производство станет её движущей силой. Анализ крупных событий, произошедших в мировой экономике в 1980–2010 годы, связанных с процессом массового переноса производства в Азию, оказавшим губительное воздействие на экономики США, Европейского союза и России. Сделан вывод, что первоначальная экономия на оплате труда и сокращении издержек обернулась масштабными проблемами, которые в наши дни выходят на национальный уровень. Компания Tesla Motor — наглядный пример новых производств, созданных в рамках реиндустриализации XXI в., особенности этой компании.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 25 июля – 1 августа 2016 года

Чеботарев С. и др. Инициатива «Индустрия 4.0»: новая промышленная политика / Чеботарев С., Чеботарев В., Журенков Д. // Общество и экономика. – 2016. – № 6. – С. 43-57.

Исследование актуальных аспектов промышленно-технологической политики и связанные с технологической перестройкой производственной сферы на принципах четвертой промышленной революции. Первые три промышленные революции произошли в результате механизации, электрификации и информатизации. В настоящее время внедрение «Интернета вещей» в сферу производства служит началом следующей революции — «Индустрии 4.0», «Промышленного Интернета вещей» — производственной стороны «Интернета вещей». Эволюция технологии «Интернет вещей». Стадии технологической зрелости ИТ-решений, критически важных для внедрения «умных» систем. Инициатива «Индустрия 4.0», впервые была провозглашена в Германии в 2013 г., её основные цели. Немецкая стратеги в рамках инициативы «Индустрия 4.0». Основные мероприятия в рамках реализации стратегии «Индустрия 4.0». Анализ и оценка современного уровня технологического развития России на примере промышленности обычных вооружений. Негативные факторы, препятствующие инновационной деятельности организаций отрасли. Оценка кадрового потенциала промышленных предприятий и научных организаций отрасли. Оценка качества выпускаемой продукции отрасли. Перспективы цифровой интеграции инженерно-конструкторских работ в промышленности обычных вооружений. Ключевые задачи для предприятий отрасли для перехода на модель «Индустрия 4.0». Технологии «Индустрия 4.0» могут стать именно тем инструментом, благодаря которому можно не только провести кардинальную модернизацию производств промышленности обычных вооружений, но и значительно увеличить производительность труда.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 11–17 июля 2016 года

Никитин Г. Ударили по интерфейсу. Виртуальные заводы заработают в промышленных сетях: интервью первого заместителя Министра промышленности и торговли России // Российская газета. – 2016. – 11 июля. – № 150. – С. А1-А2.

Промышленные сети и их роль в экономике. Задачи мирового промышленного производства на ближайшие 10–20 лет. Проникновение в производство Интернета вещей. Переход к эпохе «виртуальных» заводов. Сетевое взаимодействие посредством машинно-машинных (M2M) и человеко-машинных (H2M) интерфейсов. Страны-лидеры по использованию промышленных сетей. Опыт Германии. Освоение российскими компаниями новых технологических пакетов. Разработчики программного обеспечения для инженерных расчетов, «закрывающие» своими компетенциями фронт работ в области цифрового проектирования для мировой автомобилестроительной и авиастроительной индустрий. Регулирование и государственная поддержка сектора.

Создан уникальный механизм развития отечественной экономики. СПИК начинает и выиграет // Российская газета. – 2016. – 11 июля. – № 150. – С. 4.

В России подписан первый специальный инвестиционный контракт (СПИК) и меморандумы о заключении еще трех подобных договоров в различных регионах на сумму почти в 300 миллиардов рублей. Это принципиально новый механизм поддержки промышленности и развития территорий, тиражирование которого на всю страну уже в ближайшие годы может дать мощный социально-экономический эффект. Положение о СПИК прописано в новом законе «О промышленной политике в РФ», который приняли в конце 2014 года. СПИК — это соглашение между инвестором, федеральным центром и регионом, в котором первый берет на себя обязательства освоить выпуск промышленной продукции, а власти — гарантировать стабильность налоговых и других условий и предоставить меры стимулирования и поддержки на срок до 10 лет. По заявлению главы Минпромторга Д. Мантурова, это будет не только обеспечение внутреннего рынка в рамках программы импортозамещения, проекты также будут ориентированы на разработку и производство высокотехнологичной, экспортно-ориентированной продукции.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 22–27 июня 2016 года

Минпромторг поддерживает предложения АИП по созданию агропромышленных парков и субсидированию управляющих компаний: [электронный документ] // Экономика и жизнь. – 2016. – 22 июня.

В рамках прошедшего 21 июня в Магнитогорске всероссийского форума «Экономическая и промышленная политика» по проблемам промышленной политики, Министр торговли промышленности и торговли РФ Д. Мантуров поддержал предложения Ассоциации индустриальных парков (АИП) о возможности возмещения части затрат частным управляющим компаниям и стимулировании нового для страны вида инфраструктуры — агропромышленных парков.

Сухарев О. «Технологичность» российской экономики и новые меры промышленной политики // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 5. – С. 8-22.

Под технологичностью экономической системы, в частности, промышленности, понимается совокупность свойств элементов этой системы, определяющих её способность осуществлять оптимальные (минимальные) затраты производства, эксплуатации и ремонта при необходимых параметрах качества, объеме выпуска, потребления и условий развития. Технологическая функция и способ её изменения. Свойства технических систем и принципы их эволюции, перенесённые на промышленную систему в целом. Стратегия опережающего развития для России, по сути — поиск «эффективного» сочетания между стимулированием инноваций и воссозданием классических (консервативных) производств, создающих дополнительный спрос на новые технологии. Динамика технологического уровня развития России. Показатели изменения основных параметров промышленных секторов в 2008–2014 гг., отражающие перетекание ресурсов из обрабатывающих секторов промышленности в другие секторы и обобщенную оценку технологического уровня по технологической функции. Относительное изменение технологического уровня в некоторых секторах экономики. Сопоставление величины расходов на старые и новые технологии в ВВП от технологического уровня в России, 2000–2014 гг. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг в России, 2010–2014 гг. Ряд предложений автора, действующих в направлении существенного изменения ситуации в промышленности России. Меры для новой промышленной политики в России. Разработка системы федеральных специальных законов, поощряющих создание, внедрение новой продукции, системы льгот и преференций промышленным предприятиям, реализующим социально значимые долгосрочные проекты, а также законов, создающих стимулы для банковской системы по увеличению своих капиталов за счет реальных, а не финансовых инвестиций. Разработка номенклатурных списков продукции для импортозамещения по базовым секторам промышленности. Законодательное введение нормы размещения доходов сырьевых проектов в проекты переработки тех же ресурсов внутри страны на 20–30 % для преодоления «ресурсной иглы» и монополизма. Широкое применение различных методов стимулирования платежеспособного внутреннего спроса. Стимулирование вовлечения в экономику интеллектуального фактора, необходимое начать с возвышения в стоимостной сетке оплаты труда. Главные причины раскоординации программ развития экономики России — ошибки в определении приоритетов развития, отсутствие концентрации усилий и ресурсов по направлениям развития, а также недостаточное финансирование.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 24 – 30 мая 2016 года

Так и поплывем. В России обновят водный транспорт // Российская газета. – 2016. – 30 мая. – № 115. – С. 3.

По материалам открытой коллегии Минпромторга России. В 2016 году впервые за последние 60 лет начнется строительство двух крупных пассажирских круизных судов вместимостью более 300 человек. Лайнеры планируется эксплуатировать на внутренних речных и морских маршрутах. Строительство 89 судов с использованием механизмов государственной поддержки. Отечественный автопром ждет большой прорыв. К 2025 году четверть всех собранных в России автомобилей будут отправлять на экспорт. Решение проблем в системе государственных закупок. Обсуждение перспектив космической отрасли.

Информационный обзор публикаций из периодики за период за период 17 – 23 мая 2016 года

Ткачук С. П. От ТС-ЕЭП к собственно ЕАЭС: по поводу согласования промышленной политики стран-участниц // Российский экономический журнал. – 2015. – № 6. – С. 36-44; 2016. – № 1. – С. 54-65.

Основное содержание интеграции Белоруссии, Казахстана, России, Армении и Киргизии — стран, входящих в Евразийской экономический союз (ЕАЭС). Контуры концепции согласования (координации) экономической политики в масштабах «пятерки», включая попытку выявления системы потенциальных приоритетов скоординированной промышленной политики ЕАЭС. Тенденции развития мировой экономики на средне- и долгосрочную перспективы: из прогнозов ведущих международных организаций. Методологические заметки к выстраиванию концепции скоординированной промышленной политики ЕАЭС. Потенциальные приоритеты согласованной промышленной политики ЕАЭС. Характеристика России, Белоруссии и Казахстана по позициям: природно-климатические условия; сырьевые ресурсы; трудовые ресурсы; технологические заделы; производственная база; научная база. Структурная перестройка национальной индустрии в Белоруссии, осуществляемая в соответствии с «Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года». Экономическая модернизация в целях обеспечения устойчивого экономического роста, реализуемая в Казахстане в рамках государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию. Ряд приоритетных государственных программ, утвержденных и выполняемых в России. Матрица выбора отраслей (производств) национальных экономик, претендующих на включение в перечень приоритетов согласованной промышленной политики ЕАЭС, составленная автором. Обоснование первоочередных приоритетов по отраслям: нефтеперерабатывающая промышленность; производство редкоземельных металлов; станкостроение; производство легковых автомобилей; авиационная промышленность.

Информационный обзор публикаций из периодики за период за период 11 – 16 мая 2016 года

Строков В. Неопромышленная революция: переход от специализированного к универсальному производству // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 3. – С. 116-123.

Неопромышленная революция, осуществляемая с 1990-х годов прошлого столетия, характеризуемая разделением капитала и производством конструктивных и технологических разновидностей продукта разного качества. Специализированное производство (фордизм). Постфордизм — переходный этап от фордизма к неопромышленной революции, вобравший в себя элементы универсализации производства — гибкую специализацию, групповую технологию, что позволило производить разновидности продуктов партиями. Дальнейший прогресс связан с революционными изменениями самого производственного процесса, универсализацией производства (90-ые годы), что считается началом неопромышленной революции. Базирование неопромышленной революции на использовании автоматизированного многофункционального оборудования (капитала) с ЧПУ, компьютеризированных средств умственного труда, синхронизации процесса по ритму. Структурная перестройка на основе предметной и предметно-технологической универсализации.

Толкачев С. Ещё один шаг, американский, к реальной оценке вклада обрабатывающей индустрии // Экономист. – 2016. – № 4. – С. 20-23.

Реиндустриализация американской экономики, небезуспешно осуществляемая в последние годы США. Усилия, предпринимаемые научно-экспертными кругами США, к теоретическому обоснованию более высокой реальной значимости промышленности, в особенности обрабатывающих отраслей, в суммарном экономическом продукте. Краткое представление содержания доклада «Альянса производителей за производительность и инновации» США и характера основной аргументации, приведшей к выводу, что реальный вклад обрабатывающей промышленности в ВВП США в три раза выше, чем официальные оценки. Основные результаты доклада. Рекомендации доклада в отношении расширения состава обрабатывающей промышленности, за счет которой обеспечена поддержка 38 854 000 рабочих мест полного рабочего дня с выплатой $ 2 трлн. 457 млрд. в виде заработной платы и «компенсаций». Фактически в докладе использована идея коэффициентов полных затрат межотраслевого баланса, то есть методология, стандартная для отечественных учёных — сторонников новой, технотронной индустриализации.

Информационный обзор публикаций из периодики за период за период 19–25 апреля 2016 года

«Мы делаем ставку на тех, кто намерен добиваться успеха» // Известия. – 2016. – 20 апреля. – № 69. – С. 2.

Изложение выступления Президента Российской Федерации В. В. Путина насъезде Союза машиностроителей России. Оценка положения дел в отечественном машиностроении в непростой для страны экономический период, рассматриваемом в качестве драйвера российской экономики. Государственная поддержка эффективных предприятий машиностроения, готовых к модернизации производства. Ключевые задачи на ближайшие годы: избавиться от излишней зависимости от иностранных технологий и создавать современные средства производства, сформировать собственное станкостроение, больше использовать экологичные технологии. Агентство технологического развития, созданное для оказания поддержки в приобретении патентов, импорте технологий, которое должно заработать уже летом этого года. Высокая оценка работы оборонно-промышленного комплекса, который нарастил выпуск продукции и провел масштабную модернизацию. Подготовка кадров для машиностроения.

Информационный обзор публикаций из периодики за период за период 6–11 апреля 2016 года

Правительство поддержит промышленные кластеры // Известия. – 2016. – 11 апреля. – № 62. – С. 5.

Министерство промышленности и торговли России подготовило поправки в постановление Правительства «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров», утвержденное в 2015 г. Более мягкие требования дадут возможность большему количеству проектов промышленных кластеров войти в федеральный реестр и поучить субсидии на работу по импортозамещению. Мера государственной поддержки промышленных кластеров предполагает предоставление субсидий на реализацию совместных проектов, одним из результатов реализации которых должно стать повышение уровня кооперации между участниками промышленного кластера. Важнейшие изменения в требованиях к заявителям — снижение необходимого уровня кооперации участников промышленного кластера. Согласно действующему постановлению, каждый из участников кластера обязан поставлять другому участнику не менее половины своей продукции. Теперь же процент кооперации предлагается снизить до 20 %.

Ленчук Е. Национальная технологическая инициатива как стратегический вектор промышленной политики России // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 2. – С. 8-19.

Курс на реализацию неолиберальной политики, проводимой Правительством РФ на протяжении последних двух десятилетий, обернулся для страны снижением устойчивости экономики, падением её конкурентоспособности, сокращением инвестиционной и промышленной активности, повышением уровня зависимости от иностранных капиталов, технологий и продукции. Все это создает серьезные препятствия для формирования инновационной экономики. Анализ основных угроз для развития промышленного сектора России. Показатели доли импорта в отдельных отраслях экономики России. Показатели числа организаций по типам, выполнявших научные исследования и разработки, 2000–2013 гг. Динамика основных показателей инновационной деятельности. Показатели индикаторов научно-технологической безопасности. В стране, по мнению аналитиков, сложилась парадоксальная ситуация — на протяжении длительного времени активно ведется работа по формированию национальной инновационной системы при полном отрицании промышленной политики. В последние два-три года ситуация несколько изменилась, принят закон о промышленной политике, сформирована Государственная программа развития промышленности и повышения её конкурентоспособности. Особую актуальность приобретает разработка документа по формированию национальной технологической инициативы. Основные инструменты американской Национальной нанотехнологической инициативы и Новой инновационной оборонной инициативы. Анализ сложившихся концептуальных подходов к формированию национальной технологической инициативы. Первый подход связан с концепцией Агентства стратегических инициатив (АСИ) её суть — формирование принципиально новых формирующихся рынков. Основные критерии определения рынков. Основные направления формирования «дорожных карт, предлагаемые АСИ по выводу российских технологических компаний на эти рынки и превращение их в мировых лидеров. Показатели объемов экспорта и импорта по отдельным рынкам, связанным с перспективными производственными технологиями в 2013 г. Анализ концептуального подхода к формированию национальной технологической инициативы, предложенной Российской Академией наук, её основные цели и направления.

Буданов И., Борисов В. Модернизация металлургии и машиностроения в контексте «зеленого» экономического роста // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 2. – С. 45-55.

Анализ факторов эффективного использования ресурсов и ресурсосбережения в технологическом развитии мировой и отечественной металлургии. Основные аспекты технологического развития, характерные для металлургического комплекса России в целом. Углубление и диверсификация переработки металла — основа формирования металлурго-машиностроительного комплекса и эффективного использования ресурсов в России. Наиболее очевидные направления развития металлургического производства в России, связанные с обеспечением роста производства за счет устранения накопленных диспропорций в сфере оборота металла, его обработке и использовании для удовлетворения потребностей национальной экономики. Традиционное отставание России от мировых лидеров именно в совершенствовании качества выпускаемой продукции, что отражается не её производственно-экономических показателях. Цель модернизации системы обращения металла в стране, по мнению отраслевых аналитиков, — минимизация затрат ресурсов на удовлетворение потребностей экономики в металле, а не только повышение конкурентоспособности металлургического производства. Основные задачи для достижения этой цели. «Зеленый» фактор модернизации российского машиностроения, обеспечивающий «зеленый» рост экономики, — энергетическая и ресурсная производительность. Основной фактор, тормозящий развитие машиностроения, — вялая инвестиционная политика и как следствие — дефицит вложений в сферу НИОКР, и недостаточное обновление производственных мощностей. При существующем уровне инвестиций в инновационно-технологическое перевооружение, потребность машиностроения на 70 % удовлетворяется отечественными разработками. Показатели распределения добавленной стоимости, создаваемой в машиностроении в некоторых зарубежных странах и России, 2000–2015 гг. Основные механизмы модернизации отечественного металлургического и машиностроительного комплекса.