tambovlib@gmail.com
тел: (4752) 72-77-00

Вторник, среда, пятница: с 10 до 19 ч.

Четверг: с 11 до 20 ч.

Суббота — воскресенье: с 10 до 18 ч.

Тематические подборки статей текущей периодики

Судостроение и морская техника

Информационный обзор публикаций из периодики за период 18–25 сентября 2017 года

Рахманов А. «Мы готовы создать коммерческий флот нового поколения» // Известия. – 2017. – 22 сентября. – № 178. – С.4.

Интервью с президентом Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Планы по проекту «Компактной верфи» в Комсомольске-на-Амуре. Работа по формированию общих рынков в рамках ЕАЭС. Оценка преимущества создания единого рынка ЕАЭС. Задачи в сфере гражданского судостроения. Финансовые показатели корпорации за этот год. Вопросы по реализации задачи довести к 2030 году долю гражданской продукции до 50 %. Гражданские суда, на которые корпорация делает основную ставку. Планы ОСК по обновлению существующего флота.

Приспустили флаги. Новые правила ограничили рейсы за рубеж для старых судов // Российская газета. – 2017. – 25 сентября. – № 215. – С.4.

Флот под российским флагом утратил ранее занимаемые конкурентные позиции — морской на международном фрахтовом рынке, речной — на внутреннем рынке по сравнению с наземными видами транспорта. Это вызвано целым комплексом причин. В морском флоте сегодня конкурентный возраст судов — 12 лет. Экологические ужесточения к судоходству, принимаемые на глобальном уровне — элементы конкурентной борьбы, более современные суда вытесняют с рынка те, которые эксплуатируются 15–20 и более лет. Новые ограничения по сокращению выбросов, новые требования по очистке балластных вод и другие принимаемые в Международной морской организации (ИМО) решения подразумевают дорогостоящее переоборудование судов. Сегодня судами под российским флагом перевозится менее двух процентов грузов российской внешней торговли. Транспортной стратегией РФ предусмотрено, что через 13 лет доля внешнеторговых перевозок судами под российским флагом возрастет до 16 процентов. Но пока не обеспечена эффективная и рентабельная работа флота, судовладельцы не будут строить новые суда. Важнейшим фактором является серийность заказов, позволяющая снизить стоимость строительства. Новые требования Международной морской организации делают неконкурентными суда старше 15 лет. Что касается речного флота, то средний возраст сухогрузных судов сегодня составляет 41 год, пассажирских — 35–40 лет. За последние полтора десятка лет темпы выбывания флота превысили темпы строительства в 15 раз.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 12–17 сентября 2017 года

Требуются арктические челноки // Аргументы и факты. – 2017. – 13-19 сентября. – № 37. – С.11.

Строительство судостроительного комплекса (ССК) «Звезда» на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (консорциум «Роснефтегаза», «Роснефти» и «Газпромбанка»). Пилотную загрузку обеспечивает крупнейшая российская нефтяная компания, активно ведущая на Дальнем Востоке шельфовые разработки и добычу углеводородов. По завершении Восточного экономического форума Президент В. Путин побывал в бухте Большой Камень и посмотрел, как выполняется его поручение — строится судостроительный суперкластер. Президент принял участие в закладке секций 4 судов усиленного ледового класса. Они будут использоваться российскими нефтяниками для снабжения своих объектов, и строятся совместно с партнёром дальневосточной судоверфи — голландской компанией Damen. Первые суда крупнейшего российского судостроительного кластера, основа продуктовой линейки «Звезды» — средне- и крупнотоннажные коммерческие суда для транспортировки грузов. Кроме того, нефтяникам, на интересы которых во многом будет ориентироваться новая судоверфь, понадобятся танкеры-челноки. Поэтому «Роснефтефлот» и ССК «Звезда» заключили соглашение, которое предполагает размещение заказа на строительство таких челноков усиленного ледового класса дедвейтом (сумма масс грузов, топлива, масла, технической и питьевой воды, продовольствия, пассажиров и экипажа) 70 тыс. тонн. Они будут перевозить нефть с арктических месторождений крупнейшей нефтяной компании.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 24–31 августа 2017 года

Мореходов М. А. Судостроение: качество через технологии // Стандарты и качество. – 2017. – № 7. – С.96-99.

Опыт внедрения системы менеджмента качества (СМК) и использования инновационных технологий в судостроительной индустрии Республики Корея. Важнейшие факторы обеспечения высокого качества выпускаемой продукции — сертификация судостроительных предприятий и гармонизация национальных стандартов на СМК с международными стандартами и требованиями классификационных обществ.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 25 июля – 1 августа 2016 года

Для Арктики построят боевые ледоколы // Известия. – 2016. – 29 июля. – № 137. – С. 1, 2.

Возможность принятия комплексного решения по созданию специальной группировки кораблей ледокольного и ледового классов для защиты островов и арктического побережья России, рассматриваемая Военно-морским флотом страны. По сообщению советника генерального директора Крыловского государственного научного центра в Санкт-Петербурге В. Половинкина, создается флот военных ледоколов, к которым могут добавиться ударные корабли ледового класса, способные нести как артиллерийское, так и ракетное вооружение. Корабли могут быть созданы на базе новейшего ледокола ЛК-110Я «Лидер». Один из первенцев военного ледокольного флота — проект 21180 «Илья Муромец», построенный специально по заказу Минобороны. Требования, предъявляемые к современным ледоколам, которые должны не только ломать лед, осуществлять проводку кораблей, но и выполнять вспомогательные функции: спасательные, инженерные работы, доставлять грузы. Современный ледокол — это автономный многофункциональный комплекс, решающий большое количество задач. На ледоколах проекта 21180 для этого есть площадка под размещение вертолета и автономный погрузочный кран.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 22–27 июня 2016 года

Круиз не только приятен, но и полезен // Известия. – 2016. – 23 июня. – № 111. – С. 1, 3.

Проект строительства круизных судов, запускаемый ОСК, обусловленный растущим спросом на водный туризм, стоимость первых двух судов составит 6,4 млрд рублей. На российских верфях с 2016 г. начнут строить пассажирские круизные суда класса «река-море». В настоящее время с заказчиком прорабатываются вопросы организации строительства судов, схемы финансирования строительства, вносятся необходимые изменения в проект, а также прорабатывается вопрос межзаводской кооперации. Заказы на строительство могут быть размещены на судостроительных заводах, входящих в ОСК, — «Лотос» и «Красное Сормово». Первые три судна будут созданы по проекту санкт-петербургского Морского инженерного бюро PV300, разработанному по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта. Концепт PV300VD современного круизного судна смешанного — «река-море» — плавания разрабатывался в 2010–2015 гг. в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы», координатором которой выступает Минпромторг России.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 7–14 июня 2016 года

Колодяжный Д. Сложение с умножением // Российская газета. – 2016. – 9 июня. – № 124. – С. А1, А6.

Интервью с вице-президентом Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) по техническому развитию о создании учеными и судостроителями новых альянсов. Двустороннее соглашение, подписанное между ОСК и НИЦ «Курчатовский институт», названное «плацдарм для совместного движения вперед», основные блоки деятельности. Научные (проектные) организации и производственные коллективы, вовлекаемые в совместную работу. Планируемые и реализуемые совместные проекты, их увязка с решением задач импортозамещения в военном и гражданском судостроении. Спуск на воду атомного ледокола «Арктика», ожидаемый в середине 2016 г., его нововведения. Пример кооперационного взаимодействия в ледокольном направлении между финской верфью и российского Выборгского завода. Реализованные проекты по созданию специализированных судов, технических средств и новой энергетики для работ на арктическом шельфе, оценка перспектив. Взаимодействие ОСК с профильными вузами: проблемы и достижения.

Александров В. Л. Крыловым завещано // Российская газета. – 2016. – 9 июня. – № 124. – С. А1, А6.

Президент Российского научно-технического общества судостроителей имени А. Н. Крылова о сохранении традиций новаторства и значении российского судостроения как одного из главных плацдармов подъема экономики России и придании её инновационного характера. Тенденции современного развития судостроения в России, определяемые в основном увеличением выпуска военно-морской техники, его позиционирование в мире. Оценка положения дел в гражданском судостроении, вызывающего повышенную тревогу, сравнение с некоторыми зарубежными странами. Контрпродуктивность решения амбициозной задачи ставки на конкуренцию с ведущими зарубежными судостроителями в массовом транспортном судостроении. Основная ниша конкурентоспособности отечественного судостроения на мировом рынке — строительство высокотехнологичных, уникальных и малосерийных судов и плавсредств для освоения углеводородов на арктическом шельфе, а также судов для транспортного обеспечения Арктического региона. Проблемы рыбопромыслового отечественного флота. Российский научно-исследовательский флот, обеспечивающий исследование Мирового океана и пополняемый по государственному заказу, занимающий особое место в списке приоритетов для отечественного судостроения.

Информационный обзор публикаций из периодики за период за период 11 – 16 мая 2016 года

«Шторм» заказывали? Верфи Крыма приступают к боевому кораблестроению // Российская газета. – 2016. – 11 мая. – № 99. – С. 7.

Закладка малого ракетного корабля проекта 22800, состоявшаяся на судостроительном заводе «Море». Это первый военный корабль для Черноморского флота России, который будет строиться в Крыму. По своим характеристикам корабли проекта 22800 «Каракурт», невзирая на малые размеры, считаются одними из самых мощных в своем классе. Первые два корабля этого проекта сейчас строят на санкт-петербургском судостроительном заводе «ПЕЛЛА». Они будут служить на Балтике и Северном флоте. В церемонии закладки приняли участие Министр промышленности и торговли Д. Мантуров, командующий Черноморским флотом адмирал А. Витко, глава Крыма С. Аксенов, полпред Президента в КФО О. Белавенцев.