tambovlib@gmail.com
тел: (4752) 72-77-00

Вторник, среда, пятница: с 10 до 19 ч.

Четверг: с 11 до 20 ч.

Суббота — воскресенье: с 10 до 18 ч.

Тематические подборки статей текущей периодики

Авиационная промышленность

Информационный обзор публикаций из периодики за период 26 лиш–2 октября 2017 года

Полет идет по плану // Российская газета. – 2017. – 26 сентября. – № 216. – С.2.

Глава Правительства Д. Медведев утвердил стратегию продвижения на зарубежные рынки российской гражданской авиационной продукции, к которой относятся не только самолеты и вертолеты, но также авиационные двигатели и приборы. Документ стал продолжением целой серии аналогичных отраслевых стратегий. Ранее Кабинет министров предусмотрел меры для развития экспорта в автомобильной промышленности, сельском хозяйстве, железнодорожном машиностроении. Премьер-министр Д. Медведев на совещании с заместителями напомнил, что, по оценкам экспертов, мировой рынок авиаперевозок будет расти примерно на пять процентов в год, и крупнейшие поставщики самолетов — Airbus и Boeing — уже сейчас развивают глобальные цепочки поставщиков, чтобы обеспечить стабильные поставки необходимых высокотехнологичных компонентов. Стратегия рассчитана на срок до 2025 года. Государственную поддержку будут получать не только корпорации с государственным участием, но и независимые частные компании. Согласно базовому сценарию стратегии, в рамках государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» объем потребности в бюджетных ассигнованиях с 2017 по 2019 год составляет 4,1 миллиардов рублей, а с 2020 года по 2025 год — 8,8 миллиардов.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 12–17 сентября 2017 года

Комаров И. «Космическая отрасль оживает» // Известия. – 2017. – 14 сентября. – № 172. – С.1, 5.

Интервью с генеральным директором государственной корпорации «Роскосмос». Современное состояние отрасли. Проекты, которые могут прийти на смену «Международной космической станции» (МКС). Использование разработок советского времени. Роль частных компаний в космической индустрии. Перспективы многоразовых систем. Становление новой конструкторской школы. Сроки следующего пуска ракеты «Ангара». Направления деятельности после завершения работы МКС.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 01–11 сентября 2017 года

Объединенная авиастроительная корпорация собирается увеличить долю компании на рынке с помощью Роспатента // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность (электронная версия). – 2017. – № 9. – С.73-74.

19 июля 2017 г. на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017 руководитель Роспатента Г. Ивлиев и президент Объединенной авиастроительной компании (ПАО «ОАК») Ю. Слюсарь подписали соглашение о сотрудничестве. Документ регламентирует взаимодействие ведомства и корпорации по широкому кругу вопросов в сфере интеллектуальной собственности. В нем детально проработаны направления партнерства, включая сотрудничество в области выбора технологических приоритетов деятельности ПАО «ОАК» и его дочерних и зависимых организаций. С помощью совместных действий с Роспатентом ПАО «ОАК» рассчитывает увеличить свою долю на рынках гражданской и военной авиации, в том числе и за рубежом, эффективно реализовать стратегия развития интегрированного авиастроительного комплекса, значительно повысить эффективность управления интеллектуальной собственностью и активизировать научно-технический и производственный потенциал отрасли в целом.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 24–31 августа 2017 года

Авиапром переводят на проектное финансирование // Известия. – 2017. – 25 августа. – № 158. – С.1, 4.

Изменение Минпромторгом России государственной программы развития авиационной промышленности, переведя финансирование авиапрома на проектный подход, что соответствует практике ведущих авиационно-космических стран. Цель — концентрация финансовых ресурсов на конкретных приоритетных проектах. Представители авиастроительной отрасли в целом поддерживают новый принцип, однако эксперты отмечают, что недофинансирование научной деятельности может привести к технологическому отставанию на горизонте 10–15 лет. В обновленной государственной программе «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» произошло сокращение бюджетного финансирования в части подпрограммы «Авиационная наука и технологии» до 61 млрд рублей на 2018–2025 годы. В предыдущей версии этого документа были предусмотрены 191 млрд рублей. Таким образом, произошло более чем трехкратное уменьшение инвестиций в научно-технический задел.

«Роскосмос» строит планы до 2050 года. Госкорпорация планирует найти для себя новые рынки космических услуг // Известия. – 2017. – 29 августа. – № 160. – С.1, 2.

Государственная корпорация по космической деятельности заказала разработку предложений по формированию, развитию и продвижению на мировом рынке продуктовой линейки российской космической техники. Цель программы, рассчитанной до 2050 года, — укрепление российских позиций на рынке космических услуг и освоение его новых сегментов. Подготовка документа поручена Межведомственному аналитическому центру, оказывающему услуги федеральным министерствам и ведомствам. Выработка стратегии обойдется бюджету «Роскосмоса» в более чем 17 млн рублей. В программе до 2050 года должны быть представлены перспективы развития рынка пусковых услуг, пилотируемой космонавтики, включая космический туризм, услуги в области спутниковой навигации, съемки Земли, связи и вещания. Кроме того, «Роскосмос» заказал выявление не менее двух новых коммерчески привлекательных рынков, на которых Россия не представлена, но могла бы занять свое место.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 1–10 марта 2017 года

Самолеты ставят на крыло // Российская газета. – 2017. – 7 марта. – № 47. – С.1, 2.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21 декабря 2016 г. № 1408 создана Авиационная коллегия. Основная цель будущей работы коллегии — создание условий для активного продвижения на рынок отечественной гражданской авиатехники. Помимо финансовой поддержки предполагается оптимизировать координацию действий федеральных и региональных органов власти. Состав Коллегии включает 45 человек — представителей федеральных органов исполнительной власти, авиационной промышленности и науки, авиационных и лизинговых компаний. Председатель коллегии — заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин. Материалы первого заседания Авиационной коллегии.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 20–30 сентября 2016 года

Российский сверхмощный авиадвигатель построят к 2020 году // Известия. – 2016. – 27 сентября. – № 179. – С. 1, 5.

Первый полет самолета с уникальным сверхмощным авиадвигателем для дальнемагистральных широкофюзеляжных пассажирских самолетов — ПД-35 — запланирован на 2020 год. Согласно графику работ, утвержденному Минпромторгом и согласованному «Объединенной авиастроительной корпорацией» и «Объединенной двигателестроительной корпорацией», к этому времени самолет-лаборатория должен не просто подняться в воздух, а начать выполнять полноценные исследовательские полеты с новым авиамотором под крылом.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 24–31 августа 2016 года

Корпорацию «МиГ» возглавит человек из «Сухого» // Независимая газета. – 2016. – 29 августа. – № 158. – С. 4. Генеральный директор Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» Сергей Коротков покидает свой пост. Главным претендентом на его пост называют Илью Тарасенко, главу компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Коротков по-прежнему будет генеральным конструктором и вице-президентом ОАК по инновациям.

Двигателестроение // Независимая газета. – 2016. – 29 августа. – № 180. – С. 4. Китай намерен получить статус мировой державы в области проектирования и производства авиадвигателей. Об этом сообщается в письменном обращении председателя КНР Си Цзиньпина, которое было зачитано в воскресенье на торжественном собрании по случаю учреждения Китайской корпорации авиационного двигателестроения (Aero Engine Corporation of China).

Бахрейн и «Вертолеты России» подпишут соглашение на «Армии-2016» // Известия. – 2016. – 31 августа. &nmdash; № 160. – С. 1, 4. Намерение государства Бахрейн о заключении рамочного соглашения о сотрудничестве с холдингом «Вертолеты России», которое должно быть подписано в рамках выставки-форума «Армия-2016». Соглашение не предусматривает немедленного начала каких-либо поставок, но подтверждает интерес двух стран к развитию военно-технического и военного сотрудничества. Визит делегации Бахрейна во главе с Министром обороны страны генерал-майором Юсуфом ибн Ахмедом ибн Хусейном аль-Джалахма должен закрепить этот интерес и, как надеются в холдинге, привести к последующим подписаниям полноценных контрактов.

Металлургия. Новые материалы

Создание сильной редкоземельной промышленности России: без госкорпораций не осилить / Похиленко Н. П. [и др.] // ЭКО (Экономика и организация на промышленном предприятии). – 2016. – № 8. – С. 25-36. Оценка перспектив создания нового научно-технологического и коммерческого направления получения продукции из редкоземельных концентратов и оксидов уникального ниобий-редкоземельного месторождения Томтор (Россия, Якутия). Приоритеты государственной корпорации (ГК) «Росатом», которая может занять значимую позицию в формировании российской редкоземельной промышленности (РЗП), а по сути, её возрождении и выводе на мировой рынок. Текущие компетенции, сферы технологической и экономической активности ГК «Росатом». Оценка технологического задела ГК «Росатом». Взаимодействие предприятий ГК «Росатом» в рамках РЗМ-отрасли. Место ГК «Росатом» в механизме получения высокотехнологичной продукции: редкоземельные элементы второй и третьей степеней передела (чистые оксиды и индивидуальные металлы). Объем и номенклатура производимых РЗМ на основе карбонатов РЗМ. Мировое потребление РЗМ в год, прогноз роста его спроса к 2020 г. Оценка потребности РЗМ российской экономики.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 22–27 июня 2016 года

Россия обошлась без украинских моторов // Известия. – 2016. – 23 июня. – № 111. – С. 3.

Объединенная двигателестроительная корпорация приступила к серийному производству новых двигателей ТВ7-117В, разработанных АО «Климов» для вертолетов Ми-38, турбовинтовые модификации которых могут применяться также на региональном самолете Ил-114 и легком военно-транспортном самолете Ил-112В. Появление этих двигателей позволит провести полное импортозамещение продукции в стратегически важном для безопасности государства сегменте. По показателям экономичности, ресурсов, надежности базовый двигатель стоит в ряду лучших мировых образцов данного класса. Ранее двигатели для российских гражданских и боевых машин производились исключительно на Украине. Теперь двигатели ТВ7-117В производятся полностью из освоенных в стране деталей, узлов и комплектующих. Особенность двигателей семейства ТВ7-117В заключается в обеспечении безопасности полета вертолета при экстремальных ситуациях путем введения чрезвычайных режимов мощностью 2800–3750 л. с. До 2020 года планируется выпустить более 200 двигателей семейства ТВ7-117 в турбовальных и турбовинтовых модификациях.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 31 мая – 06 июня 2016 года

Минобороны нашло применение аэростатам // Известия. – 2016. – 3 июня. – № 98. – С. 1, 4.

Концепция развития воздухоплавательной техники: дирижаблей, аэростатов и воздушных шаров до 2025 года, принятая Минобороны России. Возрождение отдела воздухоплавания в Воздушно-космических силах под эту задачу. Роль аэростатов в современном военном конфликте: мнение специалиста. Виды воздухоплавательной техники, рассматриваемой как альтернатива беспилотным аппаратам. Промышленное производство тканепленочных материалов нового поколения для оболочек аэростатов в рамках программы импортозамещения. Образцы перспективной техники, разрабатываемые на отечественных предприятиях.

Авиастроительная корпорация сокращает поставку гражданских самолетов // Известия. – 2016. – 6 июня. – № 99. – С. 4.

Причины снижения поставок гражданских судов в 2015 г. на 24 % ниже показателя 2014 г. предприятиями Объединенной авиастроительной корпорации, связанного со спадом на рынке авиаперевозок и с финансовыми проблемами авиакомпаний, которые не смогли выкупить ранее заказанные самолёты. Неблагоприятная экономическая ситуация, отразившаяся, в частности, на планах поставок Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО). В отчете ВАСО отмечается, что в современных условиях для развития российской авиационной промышленности ёмкости только национального рынка недостаточно. Факторы и причины, затрудняющие преодоление существующих барьеров выхода на мировой рынок отечественных авиастроительных компаний. Один из наиболее перспективных проектов в России в настоящее время — новый среднемагистральный пассажирский узкофюзеляжный лайнер МС-21 корпорации «Иркут», оценка портфеля заказов.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 24 – 30 мая 2016 года

Минпромторг выделит 200 млн рублей на альтернативные самолеты // Известия. – 2016. – 27 мая. – № 93. – С. 2.

Министерство промышленности и торговли в 2017 году планирует представить несколько концепций перспективных летательных аппаратов, использующих альтернативные источники энергии. Речь идет о самолетах на альтернативных жидких и газомоторных видах топлива, а также источниках электрической энергии. Отчасти проведение этой работы связано с утвержденным комплексным планом реализации Климатической доктрины России до 2020 года, в которой есть пункт о необходимости разработать меры по использованию альтернативных видов топлива с целью ограничения выбросов парниковых газов в гражданской авиации. Исполнитель проекта будет выбран с помощью конкурса ближе к концу года. Общая стоимость реализации проекта может составить порядка 200 млн рублей.

Информационный обзор публикаций из периодики за период за период 17 – 23 мая 2016 года

Вертолеты будущего получат джойстики и трекболы // Известия. – 2016. – 20 мая. – № 88. – С. 3.

Объединенная приборостроительная корпорация (входит в госкорпорацию «Ростех») представила на выставке HeliRussia — 2016 новую универсальную кабину вертолета будущего. По сообщению генерального директор АО «Раменское приборостроительное бюро» Д. Бренермана, главное ноу-хау новинки в том, что управление вертолетом ведется не с помощью привычного штурвала, а знакомыми многим по миру компьютеров трекболом и джойстиком. Это современное, передовое решение, не имеющее прямых аналогов в мире. На Западе только у итальянского универсального вертолета AgustaWestland есть трекбол. Джойстики в качестве управления не использует еще никто.

Информационный обзор публикаций из периодики за период за период 26 апреля – 3 мая 2016 года

Каблов Е. Материалы, из которых сделаны крылья родины. Государств, производящих авиадвигатели, меньше, чем стран, обладающих ядерным оружием // Независимая газета. – 2016. – 27 апреля. – № 86. – С. 9, 10.

Развитие авиационно-космической техники — один из главных факторов прогресса. Интервью с академиком, доктором технических наук, генеральным директором Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ) о перспективах развития авиационного материаловедения. Место авиационной отрасли среди других высокотехнологичных отраслей. Последствия ликвидации Министерства авиационной промышленности СССР. Открытие монумента Ю. Гагарину: разработка Министерством авиационной промышленности специального титанового сплава, совместно с Национальным институтом авиационных технологий создание технологии литья и электронно-лучевой сварки. Испытания первого за почти 30 лет полностью российского турбовентиляторного двигателя ПД-14 — из отечественных материалов, который должен стать основой для целого семейства двигателей (испытания начались 30 октября 2015 года). Впервые в отечественной инженерной и технологической практике была сконструирована и изготовлена отечественная мотогондола из полимерных композиционных материалов, которая существенно дешевле зарубежных аналогов. Большим новшеством стало использование в ПД-14 аддитивных технологий.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 22 – 28 марта 2016 года

К модернизации Ту-160 подключили ОКБ Сухого, РСК «МиГ» и КБ Ильюшина // Известия. – 2016. – 25 марта. – № 51. – С. 1, 3.

Решение, принятое руководством Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), о подключении к процессу создания модернизированного варианта самолета Ту 160 — бомбардировщика Ту 160М2 сразу несколько отечественных конструкторских бюро. Такой подход будет применен впервые в истории современной авиации. В целях скорейшего выполнения задачи по подготовке производства с конца 2015 года были развернуты работы по выпуску электронной конструкторской документации по планеру самолета без внесения в конструкцию планера изменений, требующих статических испытаний. Соисполнителями у «Туполева» стали ОКБ Сухого, РСК «МиГ», корпорация «Иркут», ТАНТК им. Г. М. Бериева, КБ Ильюшина, МАИ. Подключение соисполнителей было вызвано сжатыми сроками выполнения поставленной задачи. Получаемый опыт взаимодействия нескольких КБ можно расценивать как первый шаг к созданию «виртуального КБ ОАК», способного в будущем решать комплексные задачи по созданию перспективных воздушных судов в сжатые сроки. При реализации проекта Минобороны, Минпромторг, ОАК и предприятия холдинга договорились о новом способе организации работы.