Новости
130-летие со дня рождения Игоря Северянина отмечено выставкой
Всегда мечтательно настроен,
Я жизнь мечтанью предаю.
Я не делец, не франт, не воин.
Я лишь пою — пою — пою!
И. Северянин
4 (16) мая отмечается 130 лет со дня рождения поэта Серебряного века
Стихи поражали слушателей обилием неологизмов, порождённых влечением автора к экзотике бульварных «романов из великосветской жизни» с их неизменными графинями, будуарами, грумами, коктейлями,
И больше всего способствовал этому шуму и ажиотажу вокруг своего имени сам поэт, надменно заявлявший с эстрады и со страниц сборника «Громкокипящий кубок»:
Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоён...
Эти строки Игоря Северянина часто приводятся как образец бесстыдной саморекламы, далёкой от истинного значения поэзии. Но самое интересное, что в них — всё правда.
В раскалённой атмосфере начала века, в душном предгрозье надвигающихся социальных катастроф литература, а в частности поэзия, уводила читателей в стихию взаимных распрей и споров, в самые различные течения и секты, в искусство, далёкое от проблем окружающей жизни. Представители различных литературных группировок стремились к обновлению поэтического стиля и самой поэтической речи. К ним-то и примкнул
Петербург буквально очаровал поэта. В автобиографических стихах и поэмах упоминаются Невский проспект, Офицерская улица, многочисленные пригороды Петербурга. Да, соединив свою жизнь с Петербургом, поэт действительно часто появлялся в литературных и артистических кафе. Его эффектные выступления с декламацией стихов нараспев были хорошо знакомы всем, кто ценил современную поэзию.
Северянин был поистине талантливым поэтом. Воспетые им клубы и литературные кафе, например ресторан «Вена», кабаре «Бродячая собака», были частью огромного мира Петербурга. Северянин смог воссоздать атмосферу, царившую на рубеже веков в клубах, воспроизвести неповторимый климат эпохи без критически оценочных штампов.
С 1905 по 1912 год он выпустил за свой счёт ряд небольших книжек.
Первый сборник «Громкоговорящий кубок» (1913) принёс автору шумную славу. Это лучший сборник
27 февраля 1918 года на вечере в Политехническом музее в Москве
Кто я! Я — Игорь Северянин,
Чьё имя смело, как вино!
Но подлинно всероссийскую славу
1918 год... Северянин уезжает с матерью на отдых в Эстонию, в приморскую Тойлу. Но в 1920 году Эстония отделилась от России и
В
В годы эмиграции Северянин выпустил 17 книг. Среди них «Вервена» (1920), «Менестрель» (1921), «Падучая стремнина» (1922), «Соловей» (1923), «Колокола собора чувств» (1925), «Классические розы» (1931), «Адриатика» (1932), но читателей становилось всё меньше, тиражи книг были мизерными, и даже они не расходились.
В Россию Северянин больше не вернулся, хотя все годы эмиграции хотел и рвался. От тяжело тосковал по Родине и с каждым годом всё острее.
О России петь — что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам...
О России петь — что весну встречать,
То невесту ждать, что утешить мать...
О России петь — что тоску забыть,
Что любовь любить, что бессмертным быть!
22 декабря 1941 года
На выставке в читальном зале представлены издания автора, которые хранятся в фондах Пушкинской библиотеки, в том числе — в отделе редких книг.
В 1978 году, в малой серии «Библиотека поэта» вышел сборник стихотворений Северянина. Это первое советское издание стихотворений поэта, куда вошли наиболее характерные образцы творчества поэта, позволяющие, несмотря на небольшой объём книги, получить достаточно определённое представление о его литературном наследии.
Среди интересных изданий на экспозиции представлены репринтные издания таких сборников поэта, как «Ананасы в шампанском: Поэзы» (Москва, 1915 год), переизданном в очередной раз в 1991 году; «Менестрель: Новейшие поэзы» (Берлин, 1921), переизданном в 1989 году; «Соловей» (
В фондах библиотеки есть общее издание (1991) сборников «Классические розы» (Стихи
Подборки стихов
Много интересного, как всегда, пишется в периодической печати: газетах и журналах. Интересна по своему содержанию газетная статья В. А. Кошелева «„Король поэтов“ —
Другая статья в газете (Литература. – 2001. – № 31. – С. 4) Якова Хелемского «За двести вёрст от Петрограда» представляет собой дневниковые записи. Автор, во время поездки в Таллин, побывал в местной библиотеке на выставке
Визуально познакомиться со многими изданиями можно, посмотрев ещё одну выставку, виртуальную на Google+, которая называется «
ведущий библиотекарь читального зала
Поделиться новостью:
Комментарии читателей
Вы можете оставить свой комментарий: