Новости
Певец — воистину народный
В этом году исполняется 200 лет со дня рождения русского писателя Алексея Толстого. В областной научной библиотеке им. А. С. Пушкина открылась уникальная выставка, посвященная этой дате. В экспозиции — прижизненные публикации А. К. Толстого в периодических изданиях XIX века.
Толстой, бесспорно — самая литературная фамилия России. В русской прозе и поэзии было целых три известных автора, носящих её: Лев Николаевич, Алексей Константинович и Алексей Николаевич. Произведения, написанные ими, ничем не связаны, а вот сами авторы объединены кровным родством, хотя и дальним. Алексей Константинович Толстой — граф, русский писатель, поэт, прозаик, драматург родился 24 августа (5 сентября) 1817 г. в
Когда будущему поэту исполнилось шесть недель, Анна Алексеевна оставила своего мужа и уехала с сыном на Черниговщину(Красный Рог, ныне Почепский район Брянской области) Там, в имении своего брата Алексея Алексеевича Перовского (писателя Антония Погорельского), человека всесторонне образованного и бескорыстно преданного искусству, семья жила до 1826 г.
Литературные наклонности проявились у Алексея довольно рано. «С шестилетнего возраста,– отмечал он впоследствии,– я начал марать бумагу и писать стихи — настолько поразили моё воображение некоторые произведения наших лучших поэтов...» (Н. Ф. Денисюк. Гр. А. К. Толстой. – М., 1907. – С. 44)
В 1834 г. юноша был зачислен студентом в Московский архив Министерства иностранных дел. Импозантный молодой аристократ, представитель старинного дворянского рода, получивший великолепное образование, ещё в юные годы много путешествующий, Толстой имел все основания рассчитывать на блестящую карьеру. Он служил в русской миссии в Германии, редактировал законы в императорской канцелярии, а в 1843 г. получил придворное звание
Чиновная, светская карьера складывалась отлично. Но она не привлекала его. Литература становится не только страстью, но и главным занятием молодого Толстого. Он приобретает широкие литературные связи, близко знакомится с В. А. Жуковским, П. А. Вяземским, И. А. Крыловым, Н. В. Гоголем, И. С. Тургеневым; о его стихотворных опытах одобрительно отзывался А. С. Пушкин. Он пишет, и пишет много: лирические стихи, баллады, фантастические повести на французском языке «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет». Однако из написанного мало что попадает в печать. Повесть А. К. Толстого «Упырь» (1841) — наиболее значительное прозаическое произведение раннего периода, появившееся под псевдонимом «Краснорогский». Великий В. Г. Белинский заметил её, указав, что «в ком есть талант, в том жизнь и наука сделают своё дело, а в авторе „Упыря“ есть решительное дарование». (А. В. Круглов.
«Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты...»
Каждое из стихотворений — целое открытие для любящего Толстого — «Коль любить, так без рассудку...» («Современник», 1854, № 4):
«Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча ..!»
А великолепные «Сочинения Козьмы Пруткова»! Написанные А. К. Толстым в соавторстве со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми, они по сей день помогают «выкорчёвывать» многоликую, поразительно живучую пошлость.
В
«Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле..!»
Позже новые стихи и поэмы А. К. Толстого были опубликованы в «Русской беседе» — «Грешница» (1858, № 1), «Иоанн Дамаскин» (1859, № 1).
Заняв видное место при дворе Александра II, связанный личной дружбой с ним, Алексей Константинович совершает непонятный для «высшего общества» поступок — подаёт в отставку. «Я всегда буду плохим администратором, плохим чиновником, — писал он императору, но думаю, что без самообольщения могу сказать, что я хороший писатель». (Н. Ф. Денисюк. Гр. А. К. Толстой. Его время, жизнь и сочинения. – М., 1907. – С.79)
Отставка была принята и писатель смог безраздельно посвятить себя любимому делу. Оставив царскую службу, Алексей Константинович не примкнул ни к одной из существующих в России литературных группировок:
«Двух станов не боец, но только гость случайный,
За правду я бы рад поднять мой добрый меч...»
(Н. Ф. Денисюк. Критическая литература о произведениях гр. А. К. Толстого. – М., 1907. – С.124).
Творчество А. К. Толстого чрезвычайно богато жанрами — лирические стихотворения, поэмы, баллады, драмы, романы, басни, песни.
Более полное представление о творческом наследии А. К. Толстого дает юбилейная выставка, оформленная сотрудниками отдела основного книгохранения областной Пушкинской библиотеки, на которой представлены периодические издания XIX века с прижизненными публикациями его произведений.
Что же привлекает нас в Алексее Константиновиче Толстом? Что же не позволяет забыть его? Ну, конечно, прежде всего — талант! Многосторонне и полно развернулся он в драматической поэме «Дон Жуан» («Русский вестник», 1862, Т. 38). После этой поэмы писатель почувствовал себя готовым к созданию крупных произведений.
Широкое признание получил А. К. Толстой благодаря драматической трилогии:
— «Смерть Иоанна Грозного» («Отечественные записки», 1866, № 1)
— «Царь Федор Иоаннович» («Вестник Европы», 1868, № 5)
— «Царь Борис» («Вестник Европы», 1870, № 3).
Высшим достижением Толстого в прозе является роман об эпохе опричнины Ивана Грозного «Князь Серебряный» («Русский вестник», 1862, Т. 40 – 41).
Весьма интересным представляется знакомство с образом Козьмы Пруткова в «Литературном Ералаше». Досуги Кузьмы Пруткова («Современник», 1854, № 10).
Номера 4 и 10 журнала «Современник» за 1854 год в составе экспозиции отличает наклеенный на их форзацах экслибрис великого князя наследника — цесаревича Николая Александровича (
Литературное наследие А. К. Толстого представляет собой яркое и незаурядное явление в литературе
главный библиотекарь ООК
Поделиться новостью:
Комментарии читателей
Вы можете оставить свой комментарий: