tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Статьи и литература

Судьба подарила две жизни
(о Татьяне Александровне Еремеевой (Битрих)).

28 ноября 2012 года в Москве скончалась народная артистка РСФСР, актриса Государственного академического Малого театра России Татьяна Александровна Еремеева (Битрих). Большинство тамбовчан знают Т. А. Еремееву как члена жюри и почётного гостя Театрального фестиваля им. Н. Х. Рыбакова, созданного по её инициативе и при активном участии. Она, по мнению тамбовских коллег, «была душой фестиваля, источником вдохновения для его участников, зрителей и организаторов». Неслучайно именно Татьяна Александровна была первой удостоена премии «За честь и достоинство», названной впоследствии её именем. Старшее поколение хорошо помнит молодую артистку на сцене Тамбовского драматического театра им. А. В. Луначарского в 1930–1940-х гг. Прожив на свете почти сто лет, актриса не только разделила вместе с Родиной все беды, постигшие страну в ХХ веке, но и способствовала её возрождению и укреплению, внеся свой посильный и весьма значительный вклад в историю, литературу, а главное, в театральное искусство.

Родилась Татьяна 4 июля 1913 года, накануне Первой мировой войны, в семье обрусевшего немца, преподавателя Тимирязевской академии, дендролога Александра Битриха, изучавшего бескрайние архангельские леса. Детство, судя по воспоминаниям актрисы, было настоящим, счастливым. В коммунальной квартире жили дружно, хотя и небогато, учитывая тяготы военнного времени и социальных потрясений. Несмотря на тайную мечту отца — передать свою науку по наследству, родители поощряли увлечение девочки искусством, особенно изобразительным, учитывая её способности к рисованию. Соседи Еремеевы, большие ценители искусства (их фамилию актриса позже сделает своим творческим псевдонимом), приохотили девочку к театру, помогли сделать первые шаги в любительских постановках дворовой детворы. Не менее заманчивым для Танечки был и синематограф. Она вспоминала: «Я с детства увлекалась театром и кино. Тогда ещё немое кино было, Мэри Пикфорд была знаменитой. Я её ещё в детстве изображала. Как она смеется и плачет. Так что увлечение это давнее». Неудивительно, что девушка стала прилежной и талантливой ученицей в любительской студии архангельского Театра рабочей молодёжи под руководством ленинградского актёра и режиссёра Г. П. Патлиса. Здесь она не только получила профессию, но и встретила свою «половинку», так как впоследствии она вышла замуж за Григория Петровича.

Далее началась кочевая жизнь молодой пары по провинциальным театрам страны. Города сменяли друг друга (Севастополь, Могилёв, Рязань, Великий Устюг, Белорецк), как и встречи с интересными людьми, мастерами своего дела (Е. М. Баскакова, В. В. Кумельский, А. Г. Волошникова, В. А. Деметр и др.). Замечательная актриса Александра Федоровна Перегонец, трагически погибшая во время оккупации Крыма фашистами, наперекор недальновидным режиссёрам, советовала начинающей актрисе: «Танюша, а я вот Вас вижу, верю. Вы не падайте духом, работайте и у Вас всё получится».

Так всё и случилось на подмостках Тамбовского областного драматического театра им. А. В. Луначарского под руководством режиссеров Л. М. Эльстона, А. М. Незнамова, Г. П. Патлиса. В этом театре актриса прослужила семь лет (1937–1944), на которые пришлось становление театра как областного учреждения культуры и испытания Великой Отечественной войной. Именно в эти суровые годы на тамбовской сцене появилась Артистка с большой буквы — Татьяна Александровна Битрих. Уже первые репетиции образа Абигайль в спектакле «Стакан воды» (по одноименной пьесе французского драматурга Эжена Скриба) в паре с исполнителем главной роли Болингброка и режиссёром А. М. Незнамовым потребовали напряжения всех сил актрисы и её способностей к самообразованию: «Он [Абрам Михайлович] шёл впереди своих товарищей, был современен в настоящем понимании этого слова и, если хотите, — „телевизионен“! Он не играл, он жил. И научил меня этому!» С неменьшим уважением и благодарностью Татьяна Александровна отзывалась о главном режиссёре Льве Михайловиче Эльстоне: «И если Незнамов тяготел к „частностям“ [...], то Эльстон, напротив, стремился к постановочности, общему звучанию, масштабности, гражданственности». По мнению тамбовской публики, Т. А. Битрих проснулась знаменитой утром 27 января 1941 года после премьеры «Принцесса Турандот» (по пьесе итальянского комедиографа Карло Гоцци, реж. Л. М. Эльстон), где она сыграла главную роль. Известный в Тамбове режиссёр и театровед Александр Николаевич Смирнов не согласен с этим утверждением: «Зрителем были отмечены и её Вера в «Последних», чистое и безвольное существо с изломанной судьбой, и лукавая, но упорная Марианна в «Тартюфе», и строгая, но душевная Валя Брузжак в инсценировке романа «Как закалялась сталь».

Ещё одним триумфом удивительно гармоничного дуэта — Александр Годлевский и Татьяна Битрих — стала постановка Л. М. Эльстоном пьесы английского гения Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Волну интереса тамбовчан к этому событию А. Н. Смирнов охарактеризовал так: «Город жил этим спектаклем». Сама актриса тоже вспоминала о том времени, например о встрече со студентами пединститута: «Для них, этих открывающих для себя Шекспира юношей и девушек, было событием видеть Джульетту и Ромео у себя в гостях!» Премьера состоялась 30 мая 1941 года, а уже через месяц началась Великая Отечественная война. По свидетельствам очевидцев, 22 июня, днём, в театре также разыгрывали эту вечную драму о любви, верности и сословных предрассудках, а на пороге стояла настоящая трагедия мирового масштаба:

Две равно уважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитья.
Друг друга любят дети главарей,
Но им судьба подстраивает козни,
И гибель их у гробовых дверей
Кладет конец, непримиримой розни.

(Перевод Б. Л. Пастернака)

Уже 24 июня, с перерывом на один день, возобновляется показ спектаклей. Снова, дважды за неделю, показывают «Ромео и Джульетту». А уже в начале июля очередная премьера — «Парень из нашего города» по пьесе К. Симонова. В роли Вари, невесты главного героя, танкиста Сергея Лукомского, — Татьяна Битрих. На протяжении всей войны актриса получала письма с фронта с откликами благодарных зрителей, которых её работы поддерживали и помогали бороться с врагом: «Спектакль „Ромео и Джульетта“, в период жарких сталинградских боёв случайно нами просмотренный, до сих пор дорог. Полковник Зив.» (Харьков, 1943 г.). С 1941 по 1944 год Татьяна Александровна была занята во всех основных постановках театра. Среди премьер военно-патриотического содержания: «Продолжение следует» (А. Бруштейн); «Подруги (Наши дни)» (С. Герасимов); «Жди меня» (К. Симонов); «Давным-давно» (А. Гладков); «Таланты и поклонники» (А. Островский); «Егор Булычов» (М. Горький); «Домик в Черкизове» (А. Арбузов) и другие. Успех, выпавший на долю отважной и озорной Шурочки Азаровой в исполнении Татьяны Битрих, превзошёл все ожидания и был поистине оглушительным. А спектакль «Давным-давно» стал легендой в истории тамбовского театрального искусства, как и последняя работа актрисы на этой сцене в пьесе Уильяма Шекспира «Двенадцатая ночь», где она сыграла главную роль — Виолу. Работа в передвижных театральных бригадах, спектакли два-три раза в день без выходных, спартанские бытовые условия — такова была жизнь артистов в эти годы. Татьяне, изящной молодой женщине, пришлось одной пилить ольху в лесу на морозе, укладывать дрова на салазки, везти их в город с помощью добросердечных прохожих и, таким образом, запасаться топливом.

В конце ноября 1941 года на Тамбов был совершён один из первых налётов фашистской авиации. На здание театра во время дневной репетиции упала бомба. Были погибшие и раненые сотрудники проектной организации, расположенной в правом крыле этого помещения. Взрывом сорвало крышу, обвалились перекрытия и часть стены, то есть разрушения оказались весьма значительными. «Трагической фреской», — назвал А. Н. Смирнов, — «хрупкую фигурку Битрих» в тёмном проёме распахнутых высоких ворот. Ещё более эмоционально — так живо, как-будто это случилось вчера, — описала эту сцену сама Татьяна Александровна в своих мемуарах «В мире театра». Особенно ей запомнилась висевшая на какой-то балке молодёжная шапочка, выделяющаяся яркими нарядными красками среди покрытых серой пылью развалин. Актриса сразу же подумала о том, жива ли хозяйка этого головного убора. Весь коллектив театра был мобилизован на ликвидацию последствий налёта.

Зал удалось кое-как отремонтировать и восстановить освещение. Отопление отсутствовало. И артисты выходили в лёгких летних платьях, костюмах и туфельках к зрителям, которые сидели в шапках, шубах, сапогах и варежках при минусовой температуре внутри здания. Известный в Тамбове врач-ларинголог М. В. Лианский говорил с восхищением: «Наши удивительные актёры блестяще доказали примат духовного относительно телесного — несмотря на нечеловеческие условия творчества, ни одного бюллетеня за все годы, мало того — ни одного обращения ко мне!» Судьба незримо хранила и помогала Татьяне Битрих и её коллегам, и действительно подарила им ещё одну жизнь. Профессионализм и самоотверженная работа Татьяны Александровны в годы войны были высоко оценены на государственном уровне. Ей присвоили почётное звание «Заслуженный артист РСФСР» (1949) и наградили, как и многих её товарищей по театру, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Позже Т. А. Еремеева (Битрих) стала народной артисткой РСФСР (1972) и её удостоили ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004).

Новый этап творческой биографии артистки начался с визита в Тамбов актёра, режиссёра и педагога (с 1947 года — главного режиссёра) Малого театра К. А. Зубова. Он увидел Виолу в исполнении Т. А. Битрих и пригласил талантливую актрису в свой прославленный коллектив. Город, как вспоминала она впоследствии в телевизионной программе «Сферы», провожал её «цветами и слезами, а коллеги предостережениями: жизнь в столице — не чета тамбовской славе». Опасения оправдались уже летом-осенью 1944 г. В столичной прописке Т. А. Битрих отказали из-за немецкого происхождения отца, пришлось официально сменить фамилию, так она стала Еремеевой. Жила с мамой далеко на окраине, в Лихоборах, и очень долго каждый день добиралась до театра, чаще всего пешком. Роли давали небольшие, что после серьёзных работ на тамбовской сцене огорчало. Часто сравнивали с прежними исполнителями и высокомерно заявляли: «Что поделаешь, из провинции!» В Москву переехал муж, Г. П. Патлис, но семейная жизнь не складывалась, и супруги развелись. «Зачем мне нужен Малый театр, как бы мне хорошо вернуться в Тамбов», — вспоминала актриса.

Постепенно всё наладилось, во многом благодаря народному артисту СССР и театральному режиссёру Игорю Владимировичу Ильинскому, который стал для Татьяны Александровны не только партнёром по сцене, но и мужем, отцом их единственного сына Владимира. Актриса, пережив серию экстренных вводов, в основном вместо заболевшей примы Д. В. Зеркаловой, успешно дебютировала в спектакле «Двенадцатая ночь» (опять У. Шекспир и знакомая пьеса), где Мальволио играл И. В. Ильинский, а Т. А. Еремеева — близнецов Виолу и Себастьяна. Затем было много удачных работ в постановках русской и зарубежной классики: «Пигмалион» (Элиза Дулитл) Б. Шоу; «Волки и овцы» (Глафира Алексеевна); «Лес» (Раиса Павловна Гурмыжская); «На всякого мудреца довольно простоты» (Клеопатра Львовна Мамаева) А. Н. Островского; «Любовь Яровая» (Павла Петровна Панова) К. А. Тренёва; «Веер леди Уиндермир» (Мисс Эрлин) О. Уайльда; «Вишнёвый сад» (Любовь Андреевна Раневская) А. П. Чехова и т. д. Замечательный дуэт Ильинский — Еремеева воплотил на сцене сложную жизнь другой семейной пары — Льва Николаевича и Софьи Андреевны Толстых — в спектакле «Возвращение на круги своя» И. Друцэ. Татьяне Александровне удалось преодолеть недоверие и предвзятое к себе отношение столичных знаменитостей и стать ведущей актрисой прославленной труппы. Но таланты Т. А. Еремеевой не ограничивались лицедейством. Именно в Малом театре она проявила себя как режиссёр, инсценировав и сыграв главные роли в спектаклях по романам «Ярмарка тщеславия» (Бекки Шарп) У. Теккерея, «Госпожа Бовари» (Эмма Бовари) Г. Флобера, «Человек, который смеётся» (Королева Анна) В. Гюго и других.

Позже Татьяна Александровна состоялась как литератор и мемуарист. Среди её художественных произведений сценарий к телевизионному фильму по дневникам Марии Башкирцевой, снятому в 1990-е гг.; две книги собственных воспоминаний: «В мире театра» (1984) и «Игорю Ильинскому — артисту и человеку...» (2001); роман «Ожидание» (2008).

Журналист телеканала «Россия К» («Культура») Иннокентий Иванов начал свой рассказ об артистке заявлением о том, что «имени тамбовской театральной примадонны Татьяны Битрих нет ни в одной энциклопедии, а имя актрисы Малого театра Татьяны Еремеевой вписано в золотую книгу русской сцены.» Без сомнения, именно в данном коллективе (называемом ещё Домом Островского) раскрылись многие дарования этой удивительной женщины. Однако без таких значительных работ молодой талантливой артистки, как Луиза Миллер («Коварство и любовь» Ф. Шиллера), Принцесса Турандот (одноимённая пьеса К. Гоцци), Кэт Харткестль («Ночь ошибок» О. Голдсмита), Марианна («Тартюф» Ж.-Б. Мольера), Джульетты Капулетти («Ромео и Джульетта» У. Шекспира) и Виолы («Двенадцатая ночь» У. Шекспира), без провинциальной школы жизни и творчества, без замечательных наставников Г. П. Патлиса, А. М. Незнамова, Л. М. Эльстона и других, Татьяна Александровна не стала бы той разносторонне развитой личностью, профессионалом высшей пробы, мужественным и очень хорошим, настоящим человеком, какой её знали и любили.

Татьяна Еремеева была благодарна нашему городу и его жителям (она часто говорила и писала об этом) и до конца жизни поддерживала с тамбовчанами тесные дружеские и творческие связи. Присылала материалы для публикации в областной прессе, проводила творческие встречи с коллегами и своими «отзывчивыми» зрителями (как она сама их называла). В 2008 году она снова играла на знакомой тамбовской сцене Анфису Тихоновну в знаменитом спектакле Малого театра России «Волки и овцы» по пьесе А. Н. Островского. Последней премьерой Татьяны Александровны стала необычная современная постановка известного московского режиссёра С. В. Женовача по роману А. С. Грибоедова «Горе от ума» (2000), где она была графиней-бабушкой Хрюминой. Актриса выходила на театральные подмостки в очень пожилом возрасте, но играла так потрясающе мощно, что зал вставал и рукоплескал при её появлении. «Она завоевала любовь и доверие зрителей не только своим мастерством, но и человеческим обаянием», — подчеркнул художественный руководитель Малого театра Ю. М. Соломин в своей прощальной речи, посвящённой артистке.

В одном большом телевизионном интервью Татьяна Александровна сожалела о быстротечности жизни, понимая что физические возможности уже не соответствуют её планам и желаниям: «Важно знать что ты делаешь интересное дело. Что ты находишь что-то новое в каждой роли на сцене. Что ты проникаешь в глубину своего персонажа. Путь в театр — это когда ты без него жить не можешь. Театр — это всё. Вот так и я пришла в театр, потому что без него было невозможно жить. Поэтому сейчас так грустно, когда играешь одну маленькую роль в месяц. Но возраст. Надо знать своё место».

Однако в нашем городе, скажем так в «тамбовской ноосфере», её героинь, будут помнить ещё очень долго, так как Татьяну Александровну не только знали, но и искренне любили тамбовчане. На листке — экспонате музея Тамбовского драматического театра — 29 августа 1990 года она написала такие слова: «С благодарностью за память, за всё то, что связано с Тамбовом и его театром. Сорок шесть лет за спиной, а как всё живо, как дорого! Спасибо Вам, что помните мои юные, вероятно несовершенные образы, к которым так часто хотелось бы вернуться!»

Долгая жизнь, уже в силу возраста вызывает почтение и интерес к её обладателю, но когда личности удается так достойно пройти свой нелёгкий путь, реализоваться самой, постоянно помогать другим и оставить о себе добрую память в сердцах и душах следующих поколений, — это заслуживает глубочайшего уважения. В 2008 году глава администрации Тамбовской области О. И. Бетин от имени всех жителей наградил Т. А. Еремееву почётным знаком «За заслуги перед Тамбовской областью».

Более подробно узнать о жизни и творчестве актрисы Татьяны Александровны Еремеевой (Битрих) можно узнать из изданий, имеющихся в фонде Тамбовской областной библиотеки им. А. С. Пушкина.

Список источников:

Еремеева, Т. А. В мире театра [Текст] / Т. А. Еремеева. – М. : Искусство, 1984. – 238 с. : ил.

Еремеева, Т. А. Игорю Ильинскому – артисту и человеку... [Текст] / Т. А. Еремеева. – М. : Лазурь, 2001. – 335 с.

Еремеева, Т. А. Ожидание [Текст] / Татьяна Еремеева. – М. : Лазурь, 2008. – 448 с.

Еремеева Татьяна Александровна [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энциклопедия : неофиц., некоммер. сайт. – Россия, 2001– . – (Персоналии). – Электрон. данные. – Режим доступа : http:// ru.wikipedia.org/wiki/, свободный. – Загл. с экрана. – Просм. 08.12.2012.

Еремеева Татьяна Александровна [Электронный ресурс] // Государственный академический Малый театр России : офиц., некоммер. сайт. – М., 2003– . – (История. Актёры. Народные артисты России). – Электрон. данные. – Режим доступа : http://www.maly.ru/, свободный. – Загл. с экрана. – Просм. 08.12.2012.

Казьмина, Е. О. Еремеева (Битрих) Татьяна Александровна [Текст] / Е. Казьмина, О. Казьмин // Созвездие «Тамбовская лира» : справочник : в 2 ч. / Е. Казьмина, О. Казьмин. – Тамбов, 2010. – Ч. 2. – С. 155–157 : фот.

Карманов, П. И. [Т. А. Битрих на сцене Тамбовского драматического театра] [Текст] / П. И. Карманов // Карманов, П. И. Путь исканий. Тамбовский театр с державинских времён... / П. И. Карманов. – Тамбов, 2011. – С. 55–62, 185 : фот.

Лёвшина, Ю. А. [Воспоминания об артистке Т. А. Битрих] [Текст] / Юлия Лёвшина // Лёвшина, Ю. А. Моя школа / Юлия Лёвшина. – Тамбов, 2003. – С. 116–117.

Прощание с народной артисткой России Татьяной Еремеевой пройдёт 3 декабря в Малом театре [Электронный ресурс] / А. Арутюнян // ИТАР–ТАСС. Информационное телеграфное агентство России : офиц., некоммер. сайт. – М., 1995– . – (Новости. Москва. 30 ноября 2012 г.). – Электрон. данные. – Режим доступа : http://www.itar-tass.com/, свободный. – Загл. с экрана. – Просм. 08.12.2012.

Смирнов, А. Н. Татьяна Битрих. Семь лет в Тамбове [Текст] / Александр Смирнов // Смирнов, А. Н. Театр и вся жизнь / Александр Смирнов. – Тамбов, 2005. – С. 78–89, 230–248.

«Сферы» с Иннокентием Ивановым. 14 августа 2004 года. Татьяна Еремеева : «Я перестала быть просто «Танечкой», я стала «мадам Ильинская» [Электронный ресурс] // Государственный интернет-канал «Россия» : офиц., некоммер. сайт. – М., 2001– . – (История на телеканале «Культура»). – Электрон. данные. – Режим доступа : http://old.tvkultura.ru/, свободный. – Загл. с экрана. – Просм. 08.12.2012.

Часть иллюстраций — с сайта «Малого театра»: http://www.maly.ru/galleries.php?name=EremeevaT

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю