Статьи и литература
Клуб любителей книги
12-е заседание
График и писатель
Сообщение З.Ф. Александровой
Н.В. Кузьмин - по определению К.И. Чуковского - «самый литературный из всех наших графиков... самый начитанный, самый просвещенный наш художник». Его отличает высокая культура, глубокое проникновение в замыслы автора, духовное с ним родство.
Пушкин и Козьма Прутков, Лесков и Доде, Гоголь и Шекспир - это далеко неполный перечень поэтов и писателей, герои которых оживали на листах художника.
Н.В. Кузьмин связан с Тамбовским краем: его предки были крепостными помещика Карташева из Кирсановского уезда, мать до замужества жила в Кирсанове, тетка служила в имении Баратынских в Вяжлях. Все эти тамбовские места Николай Васильевич хорошо знал по рассказам матери, и они в какой-то мере преломились в его творчестве («Круг царя Соломона», «Оскудение» С.Н. Терпигорева).
Н.В. Кузьмин известен и как писатель, обладающий незаурядным дарованием, знаток языка, тонкий стилист. Его воспоминания, рассказы, очерки о творческих исканиях художника, о мастерстве графиков, статьи по искусству, собранные в книгах «Круг царя Соломона» и «Штрих и слово», читаются «на одном дыхании».
О художнике опубликовано много статей, очерков, рецензий. В 1973 году вышла работа А. Пистуновой «Прикасаясь к книге», сочетавшая в себе черты серьезного исследования творчества художника с чертами характера для эссе. Интерес к Н.В. Кузьмину, возникший в далекие 30-е годы не угасает. Каждая его новая работа - праздник для всех книголюбов и предмет особой страсти коллекционеров.
«Евгений Онегин» в рисунках Н.В. Кузьмина
Сообщение А.С. Чернова
Издания пушкинского «Евгения Онегина» с рисунками Николая Васильевича Кузьмина («Академия» 1933 и «Художественная литература» 1974 и 1975 гг.) вызывают восхищение у книголюбов.
Творческая индивидуальность Н.В. Кузьмина позволила пойти не простым путем канонического и примитивного решения в иллюстрациях пушкинских образов (Ольга - в чепчике и широком бальном платье, Евгений - во фраке и непременно в цилиндре), а создать глубокие индивидуальные типы, больше уделяя внимания характерам героев. У Кузьмина поэт - главный герой романа.
Как нельзя воспринимать оперу «Евгений Онегин» иллюстрацией к роману в стихах А.С. Пушкина, так и рисунки Кузьмина трудно назвать иллюстрацией в обычном значении этого слова. Они не только наглядное изображение, сопровождающее и дополняющее текст, скорее всего, они - графическое изложение романа. Работая над «Евгением Онегиным» художник так проникся бессмертным творением Пушкина, что получается впечатление рисунка как бы самого поэта. График передал эмоциональную атмосферу произведения и добился эффекта, что это поэт в пылу создания стихов набрасывал между строками рисунки, запечатлевая образы, еще не нашедшие стихотворного решения. Наряду с этим мы чувствуем их современность. Художник оригинален и смел в своих решениях. Например, в первой главе перед портретом Пушкина мы видим «будущих невежд», у которых современные и одежда, и прически. Талант Н.В. Кузьмина велик современной лаконичностью и неповторимой изящностью поэтических рисунков, которые по праву вошли в золотой фонд советской книжной графики.
Комментарии читателей
04.12.2012 11:44
Вы можете оставить свой комментарий: