Статьи и литература
Клуб любителей книги
15-е заседание
Тамбовские издания первых лет Советской власти
Сообщение Я.А Степанова
В первые годы Советской власти в Тамбове печатались речи и брошюры В.И. Ленина, перепечатывались директивные материалы, агитационная литература, издавались отчеты съездов, конференций, местных органов власти и т.д. Библиографии этих изданий пока нет, а коллекции библиотек - с обширнейшими лакунами. Изучение коллекций и их пополнение является важным мероприятием по претворению в жизнь статьи 68 Конституции СССР, гласящей: «Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей - долг и обязанность граждан СССР».
В ТОНБ хранятся «Сборники декретов народных комиссаров» (№ 4-5, 7-9), изданные губернским отделом юстиции. В сборнике № 8 (по Комиссариату просвещения) опубликованы декреты об издательском деле и библиотеках.
Атмосферу первых лет Советской власти передают «Протоколы 4-го Тамбовского окружного и 1-го Тамбовского губернского пролетарского съездов, стоящих на платформе «Вся власть Советам» (Тамбов, 1918. 57 с.).
Большой интерес представляет первое издание книги «Отчет о деятельности Тамбовского городского Совета рабочих и крестьянских депутатов с 24 сент. по 24 дек. 1918 г.», особенно в части, касающейся библиотечной работы, и раздел «Основные положения библиотечного дела».
Привлекает внимание брошюра «Рабочий контроль» - докладная записка, прочитанная председателем Тамбовской организации РСДРП(б) Б.А. Васильевым на общем собрании комитета по демобилизации промышленности и борьбе с безработицей (в Тамбове, 23 янв. 1918 г.). К записке приложен «Проект положения о рабочем контроле в г. Тамбове и Тамбовской губернии».
Эти и другие тамбовские издания являются документами истории родного края. Они помогают приблизить время, когда в губернии делала первые шаги Советская власть.
Журнал «Грядущая культура»
Сообщение З.Ф. Александровой
Среди Тамбовских изданий видное место занимают несколько книг о Пролеткульте, литературно-художественной и культурно-просветительной организации, возникшей в крупных городах России в период между февралем и октябрем 1917 года. В 1918-1920 годы Пролеткульт широко распространился по всей стране. Размах и направление его деятельности отвечали тяге трудовых масс к культуре и художественному творчеству, хотя теоретические установки организации были в основе своей неверными.
Тамбовский Пролеткульт начал складываться в начале 1918 года. Из книги «Материалы работ 1-й Тамбовской конференции пролетарских культурно-просветительных организаций» (Тамбов, 1918) видно, что он организационно оформился в августе 1918 года. В основе его деятельности были рекомендации и положения, опубликованные в «Материалах работ 1-й Всероссийской конференции культурно-просветительных пролетарских организаций» (Тамбов, 1918).
Формально Пролеткульт был призван стать лабораторией пролетарской науки и культуры. Не занимаясь теоретическими вопросами, тамбовская организация сыграла видную роль в привлечении молодежи к художественному творчеству и объединению культурных сил города.
Студиями тамбовского Пролеткульта руководили ставшие впоследствии известными художник А.В. Фонвизин, композиторы Д.С. Васильев-Буглай и Г.А. Сметанин, актер МХАТа В.М. Снигирев, писатель А.Н. Поморский.
В 1918 году у тамбовского Пролеткульта появился свой печатный орган - журнал «Грядущая культура», проложивший дорогу в литературу многим поэтам и писателям. Редактором его был И.А. Гаврилов. Журнал выходил в 1918 году ежемесячно, в 1919 году - раз в два месяца.
«Грядущая культура» имела подзаголовок «Журнал пролетарского творчества», определивший его структуру: на первом месте печатались стихи и рассказы, затем - статьи о задачах и деятельности Пролеткульта, далее - хроника, критика и библиография.
Тема Великого Октября в книжном знаке
Сообщение А.С. Чернова
У книголюбов прочно утвердился повышенный интерес к мемуарной, исторической литературе и изданиям первых лет Советской власти. Владельцы библиотек стремятся пометить данный раздел своего собрания специальными знаками, в сюжетах которых нашла свое отражение революция. Среди таких экслибрисов особое место занимают графические миниатюры с изображением вождя революции и создателя нашего государства - Владимира Ильича Ленина.
Широкий интерес художников-экслибрисистов к тебе Великого Октября подтверждается работами не только профессионалов, но и большого отряда любителей, оригинально решающих композиции знаков.
Впервые тема идей Октября была внесена в сюжет экслибриса художником А.С. Янченко в 1921 г., затем Н.И. Пискаревым в 1923 г. в книжном знаке библиотеки Государственного издательства. В конце 20-х годов она была раскрыта в ряде знаков художника В.И. Соколова.
Чем больше лет проходит с Великой Октябрьской социалистической революции, тем больше внимания книголюбы проявляют к изданиям первых лет республики Советов, а художники - к знакам этой темы. Поэтому Великий Октябрь в экслибрисе звучит и будет звучать вечно молодо.
Комментарии читателей
Вы можете оставить свой комментарий: