tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Статьи и литература

Русский традиционный костюм в театральных и цирковых постановках

В театре XIX века зритель получал своеобразный видеоряд, посредством которого происходило некоторое просвещение в области истории. К примеру, художник Р. С. Левицкий в письме к В. Д. Поленову писал: «Посещаешь ли ты театры? Не избегай, в особенности, народных, так как в них найдёшь бездну мотивов и костюмов, которые можешь даже во время представления зачерчивать в альбомчик». Приведённый пример говорит о том, что информацию по истории из театральных постановок получали и использовали в своих работах не только простые зрители, но художники.

Театральные художники попали в двойственное положение. С одной стороны, они стремились как можно точнее воспроизвести различные историко-бытовые детали. С другой — присутствовала необходимость адаптировать приметы описываемых эпох к возможностям театральных подмостков. В результате не всё получалось гладко с точки зрения исторической достоверности. А так как широкая публика посещала театры чаще, чем музеи, то именно они способствовали формированию исторических представлений людей XIX века. Посредством одежды на театральной сцене показывали социальный статус, характер, убеждения героя, а также намечали историческую эпоху, в которую происходит действие того или иного представления. Наибольшее значение имели костюмы при постановках на исторические и сказочные сюжеты.

В первой четверти XIX века крестьянские костюмы выполнялись в привычном стиле XVII века и оставались стилизованными, облагороженными. Так, в театре Шереметева в спектакле Я. Княжина «Несчастье от кареты» Анюта выглядит не столько крестьянкой, сколько придворной камеристкой, Лукьян — камерпажем маркиза, а костюм старика-бедняка выглядит просто нарядно. В дальнейшем костюмы приобретают наибольшее приближение к бытовому реалистическому костюму.

Репертуар русских театров в XIX веке отчасти стал более «патриотическим». В 1860-х гг. в просвещённом обществе пробудился особый интерес к национальной истории. По выражению А. Н. Бенуа, «мания национализма всё более и более начинала тогда давать себя чувствовать». Изменились сюжеты. Тот же А. Н. Бенуа пишет: «Завопили, загудели неистовые мелодрамы из отечественной (допетровской) истории, пошла мода на инсценировки Пушкина и Лермонтова. Повеяло духом педагогики, попечительства, нравственности и трезвости». Так как автор являлся поклонником западного искусства, его высказывания носят яркий эмоциональный характер.

Эта тенденция в конце XIX века способствовала появлению театра в Абрамцеве и Талашкине. Они были призваны возродить национальное искусство и подогреть интерес широких масс к истории русского народа и к самому народу.

Мария Тенишева, владелица села Талашкино, меценат, художник и коллекционер, писала: «Имея в своём распоряжении прекрасный балалаечный оркестр, мне захотелось поставить оперу — сказку, с пением, разговорами и танцами. Ей стала „Мёртвая царевна и семь богатырей“. Сарафаны и кокошники были частью взяты из музея, остальные сделали и расписали дома. Мужские костюмы пришлось сделать самим». Данный пример показывает нам другой подход к организации постановок исторического характера. Тенишева опиралась на исторические костюмы, собранные ею в музее, и на их основе создавала костюмы героев.

Сюжеты из русской истории требовали соответствующих костюмов и реквизита. Это вызвало дополнительный интерес к русским традиционным одеждам.

На сцене ставили часто спектакли по мотивам русских сказок, былин; использовали сюжеты из истории. В таких случаях стремились более точно изобразить костюмы героев. С. Т. Морозов описывает свою встречу со Станиславским. Режиссёр рассказал ему о том, как труппа изучала русскую старину, путешествуя и в Углич, и в Ростов Великий, как художники старались понять житейский уклад той далёкой поры, запечатлевая увиденное в эскизах для будущих декораций и костюмов. Монументальность форм старинных русских костюмов достигалась пластическими свойствами тканей: бархата, парчи, сукна и так далее.

О том, как важна историческая достоверность декораций и костюмов, писал историк В. О. Ключевский: «В изображении стародавних людей обязан быть историком, окружать и убирать его, как тогда все себя окружали и убирали». Он объясняет свою позицию тем, если в XIX веке одежда и вещественное окружение человека призвано показать его внутренний мир, то «люди прежних времен в свое житейской обстановке, как и в своём наружном уборе...повторяли общепринятые цвета и покрои, исторически сложившиеся», которые характеризовали «взгляды общества на его общественное положение и значение». Ключевский призывает художников, грешивших против исторической достоверности, внимательнее относиться к декорациям и костюмам персонажей постановок.

Но вернёмся в Талашкино. Постановка «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» стала целым событием для всего Талашкино. «Сколько хлопотни за костюмами; сделанные заново должны быть хорошими, под старым, взятым из музея», — писал об этой постановке Н. К. Рерих, гостивший в то время в Талашкино.

К М. К. Тенишевой за помощью обращались многие театральные деятели. В самом начале 1908 года Карэ — директор французского театра Комической оперы — задумал поставить оперу «Снегурочка» на музыку Н. А. Римского-Корсакова и обратился к Тенишевой с просьбой помочь с оформлением декораций. Она посоветовала пригласить Н. К. Рериха и С. В. Малютина, сама же занялась подготовкой костюмов: кокошники, шугаи, мужские костюмы, сарафаны, ожерелья, — всё прошло через её руки.

Но, несмотря на опору на настоящие костюмы из музея, это не было детальным воспроизведением русского костюма, художники вырабатывали собственные образы. К примеру, в период работы над балетом «Весна священная» в Талашкино приезжал композитор И.Ф. Стравинский, чтобы встретиться с Н. Рерихом: «Пока мы жиле там, Рерих сделал эскизы костюмов по подлинным образцам...». Рассматривая эскиз «Девушка», мы видим, что через слой цветовых пятен и символических знаков в виде полосок, квадратов, кружков проступает смоленский орнамент, а покрой рубахи в эскизе костюма «Девушка» напоминает холщёвые рубахи, а не воспроизводит их с точностью.

То же самое мы наблюдаем в постановках Дягилева. А. Бенуа пишет: «Ещё менее удачными получились костюмы Головина к „Жар-птице“. Кикиморы выглядели средневековыми пажами, белибошки — боярами, „силачи“ — янычарами и т. д.». Этот пример показывает, что сложился определенный стереотип на русский костюм, и даже мифических персонажей из сказок стремились нарядить в костюмы а-ля рюс.

В театре элементы русского костюма использовали для характеристики некоторых персонажей: купцов, крестьян, слуг, славянофилов. Очень важно было посредством одежды показать социальный статус героя того или иного спектакля. Такие элементы, как сарафан, кокошник, лапти, рубаха-косоворотка или поддёвка, были узнаваемыми и типичными, что способствовало их активному использованию на театральной сцене. Критики, рецензируя увиденный спектакль, могли обрушиться на исполнительницу только за то, что её сценический костюм не соответствовал социальному статусу героини.

При изготовлении сценического костюма приходилось принимать во внимание стоимость материалов. Театры не могли позволить себе использовать дорогие меха, драгоценные камни, редкие ткани, чего требовало историческое одеяние какой-нибудь царицы или царевича.

Делалась скидка и на освещение, которое не во всех театрах в ту пору было электрическим. Чаще всего использовались газовые или керосиновые фонари, которые давали неровный мерцающий свет со специфической окраской. Вот и приходилось заменять парчу крашеной мешковиной, которая в описанных условиях смотрелась иногда более роскошно, чем оригинал.

Помимо того, чтобы быть историчным, театральный костюм должен соответствовать своей функции. В зависимости от жанра актёр должен играть роль, двигаться, петь (опера) или танцевать (балет). Из-за того, что старинный русский костюм допетровской эпохи многослоен и достаточно тяжёл, не всякий актер мог в нем свободно двигаться по сцене и петь, если это опера. Например, Ф. Шаляпин был в своём роде незаменим, так как для него при постановке «Бориса Годунова» постарались воспроизвести исторический костюм. Театральным костюмерам приходилось облегчать костюм. Жертвовали чаще всего верхней одеждой: тулупами, армяками и т. д.

В балете дело обстояло проще. Если в драме и опере стремились декорации и костюмы приблизить к историческим, то в данном случае достаточно было сделать лишь намёк на эпоху. Костюм балерины должен быть удобным и лёгким. А балетная обувь в любом случае исключает лапти: во-первых, неизящно, во-вторых, неудобно.

Если театр стремился воссоздать эпоху, то цирк — сказку. Доминировавшие на арене в первой половине XIX века иностранные, преимущественно итальянские, мотивы во второй половине постепенно вытесняются традиционными народными сюжетами. В XIX веке большинство цирков принадлежали иностранцам, в них выступали по большей чести приезжие артисты. Одними из основоположников русского цирка стали братья Никитины. Они говорили: «...у Саломона наездники сплошь амурами и зефирами одеты. Что они скажут русскому глазу? А мы наденем на своих шёлковые косоворотки, сапожки сафьяновые, кафтаны расшитые да кокошники с жемчугами. Пусть Тулова спляшет на коне русскую».

Цирковой костюм также должен быть функциональным. Это значит — реальным для выполнения номера. Все мешающие этому элементы убирались. В остатке, как правило, оставались косоворотки, кокошники и другие детали, не мешающие артисту двигаться. Ещё одно требование к цирковым костюмам — их привлекательность. Отсюда они часто яркие, с множеством украшений. В них нередко используются знаковые элементы — красная рубаха — косоворотка, плисовые штаны, сарафаны и кокошники.

Таким образом, определяющими принципами при использовании элементов традиционного костюма в театрально-цирковых постановках были цена, функциональность, зрелищность.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю