Статьи и литература
Вспоминая ученого и человека
30 сентября — День Памяти академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, выдающегося ученого современности, снискавшего своей феноменальной научной и общественной деятельностью, а главное, честно и достойно прожитой жизнью, высокое звание совесть нации.
Прошло 12 лет, как Дмитрия Сергеевича Лихачева нет с нами. Нет человека, которого называли совестью нации, «последним российским интеллигентом» (Даниил Гранин), «не просто ученым, но и духовным лидером всей России» (Валентина Матвиенко), «главным духовным ориентиром и самым негромким человеком» (министр Андрей Фурсенко). Называли совершенно справедливо и заслуженно. Люди такого высокого уровня знаний, внутренней культуры, человеческого достоинства и порядочности появляются в мире чрезвычайно редко. Нам невероятно повезло, что он наш соотечественник и современник. Кто-то жил в эпоху Пушкина и Достоевского, мы — современники выдающегося ученого и благороднейшего человека Дмитрия Сергеевича Лихачева, оставившего нам свое богатейшее творческое наследие. Он автор 500 научных и почти 600 публицистических работ, десятков книг, переведенных на многие языки. Свою последнюю книгу, «Раздумья о России», Дмитрий Сергеевич сдал в редакцию 22 сентября 1999 года, за восемь дней до смерти...
Роковой сентябрь... Самый трагичный месяц в жизни Д. С. Лихачева. 11 сентября 1981 года погибает под колесами автомобиля его дочь Вера. Погибает нелепо и таинственно, на самом взлете творческих достижений и планов...
Казалось бы, испытаний, выпавших на долю Дмитрия Сергеевича было и так слишком много: арест 8 февраля 1928 года, ссылка на пять лет в Соловецкий лагерь особого назначения, тиф, ночь расстрела заключенных, в числе которых должен был быть и он, язва желудка, «клеймо» зэка, давление властей, блокада... Но все это померкло в сравнении с болью преждевременной утраты дочери, талантливого ученого и единомышленника. Не дай Бог никому пережить детей своих!..
Дата ухода из жизни 30 сентября, (в день святых мучениц Веры, Надежды, Любови), самого Дмитрия Сергеевича Лихачева не случайна. Это его вера и надежда на то, что души близких людей соединятся, наконец-то, в мире ином и будут вечно пребывать там в любви и согласии. Да будет так!
А вот покоя ученому не дают даже на том свете. «Прошло десять лет после смерти дедушки, — поведала в интервью внучка академика, тележурналист Зинаида Курбатова, — и один из его учеников, Александр Бобров, делает программный доклад в Пушкинском доме о том, что „Слово о полку Игореве“ — подделка... Дедушка сейчас в гробу переворачивается...». Другой деятель от науки разместил в Интернете свои умозаключения о книге Д. С. Лихачева «Раздумья о России». В такой высокомерной, грубой форме умные родители не позволяют себе отчитывать даже нашкодившего ребенка. А тут невоспитанный «сын» одиозно судит о труде всемирно известного ученого, который, к тому же, уже не может ему ответить. Все это красноречиво говорит о низком уровне культуры самого оппонента. Кроме того, пересмотр научных достижений именитых ученых — удел тех, кто не в состоянии сказать своего слова в науке.
Сам Дмитрий Сергеевич был удивительным примером уважительного отношения к тем, кто мыслил иначе. И уж тем более академик никогда не стремился уничтожить или даже унизить инакомыслящих. Д. С. Лихачев умел говорить со всеми на «универсальном языке культуры» и влияние его на окружающих было влиянием именно культурным. Ученый стремился быть на стороне добра и правды, и это было очевидно всем окружающим. Отсюда его непререкаемый авторитет и высокая моральная репутация в среде образованных, думающих людей.
Как-то, выступая в Кремле, академик Лихачев сказал, что мощь государства не в том, чтобы оно имело сильную армию, а в том, чтобы государство развивало культуру. В противном случае такое государство не имеет права на существование.
«Значение русской культуры, — писал Д. С. Лихачев, — определялось ее нравственной позицией в национальном вопросе, в ее мировоззренческих исканиях, в ее неудовлетворенности настоящим, в жгучих муках совести и поисках счастливого будущего...».
Совесть и культура для Лихачева — понятия неразрывные. «Совесть действует в пределах культуры человека и человеческого сообщества, в пределах традиций народа... Перед людьми большой культуры большой выбор решений и вопросов, широкие творческие возможности, где совесть определяет степень искренности творца и, следовательно, степень его талантливости, оригинальности и т. д.
Среда действия совести не только бытовая, узкочеловеческая, но и среда научных исследований, художественного творчества, области веры, взаимоотношения человека с природой и культурным наследием. Культура и совесть необходимы друг другу. Культура расширяет и обогащает „пространство совести“».
Судя по тому, какое место занимает культура в нашей сегодняшней жизни, робким всходам общественной совести трудно пробиваться к свету сквозь толпы делящих власть, капиталы, сферы влияния и «теплые доходные места». Тут уж не до таких «мелочей», как обещания сохранить наследие великого ученого, данные властью в год
«„Настоящее — это последний день прошлого...“ — результат, итог прошлого. Поэтому дурное прошлое никогда не может привести к хорошему настоящему, если... если мы не осознаем все ошибки прошлого. Устремляясь в будущее, мы сами станем прошлым. Никакие жертвы и разрушения во имя „прекрасного будущего“ недопустимы и аморальны», — предупреждал Д. С. Лихачев.
Это касается и сохранения доброй памяти о людях, возвышающих своим авторитетом современную Россию в глазах мирового общественного мнения.
Комментарии читателей
Вы можете оставить свой комментарий: