tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

Е.О. Казьмина,
доцент ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, кандидат искусствоваедения.

Музыка С.В. Рахманинова на тамбовских фестивалях его имени

Сегодня можно смело говорить, что Тамбовщина и Рахманинов в сознании мировой музыкальной общественности также неразрывно связаны, как Зальцбург и Моцарт, Желязова-Воля и Шопен, Веймар и Лист, Клин и Чайковский. Сегодня музыкальный мир хорошо знает, что каждую весну на тамбовской земле проходит музыкальный фестиваль имени гениального музыканта СВ. Рахманинова.

За 20 лет своего существования фестиваль не просто менял свой статус - областной (1982-1988), Всероссийский (1989-1992), Международный (с 1993). Он развивался, набирал силу и авторитет. Он стал неотъемлемой частью отечественной музыкальной культуры. В его рождении большую роль сыграли В.К. Мержанов - ныне народный артист СССР, профессор Московской консерватории, Ю.М. Реентович - народный артист РСФСР, Е.В. Образцова, Е.Т. Райков -народные артисты СССР, солисты Большого театра. Именно они выступали инициаторами организации и проведения в Тамбове и Ивановке этого удивительного музыкального фестиваля. Идея была поддержана в области, в Министерстве культуры РСФСР, помощь в подготовке фестиваля оказал первый секретарь Союза композиторов СССР Т.Н. Хренников.

Организаторы фестиваля преследовали благородную цель - увековечить память гениального творца музыки. Но они хотели, и это им удалось, привлечь внимание широкой общественности и к тамбовской земле, Ивановке, месту, с которым имя Рахманинова крепко связано узами творчества и семейного счастья. Само же проведение фестивалей стало ярким свидетельством утверждения стремления россиян к сохранению и преумножению традиций национальной культуры.

С первого фестиваля определились его ключевые точки открытия и закрытия - Тамбов, зал областной филармонии, Ивановка, летняя эстрада. Менее устойчивыми являются сроки проведения и его продолжительность. Если дата открытия фестиваля более стабильна и ориентирована на первое апреля, день рождения композитора, то дата закрытия фестиваля не установилась. Однако заключительные концерты чаще всего проходят во второй половине июня, иногда - начале июля. Неизменным является то, что завершается праздник музыки в Ивановке, где творчество профессиональных артистов соседствует с искусством исполнителей-любителей, объединяясь общей идеей дарить радость людям. В течение двадцатилетия менялась продолжительность фестиваля. Первые пять лет он длился три месяца, что заметно выделяло его в ряду подобных. Следующие несколько лет охватывал четыре дня июня (пятнадцатые-двадцатые числа). Затем вновь вернулся к исчислению месяцами. Но XXI фестиваль (2002 год) опять изменил «схему», сократив ее сроки до одного месяца и передвинув их на май. Станет ли это новой традицией в истории фестиваля - покажет время. Но отрадно, что день рождения СВ. Рахманинова в Тамбове по-прежнему отмечается 1 -го апреля торжественным концертом.

Осмысливая сегодня значение фестиваля, мы видим, какую положительную роль он играет в воспитании общества. Большое количество слушателей, которые наполняют зал областной филармонии, специально приезжают в Ивановку на фестиваль из других населенных пунктов области, других городов страны и даже иностранных государств, говорит об интересе людей к музыке Рахманинова и классическому музыкальному искусству в целом, а в этом и состоит одна из задач фестиваля. Фестиваль помогает каждому его участнику, будь-то артист или зритель, ощутить себя сопричастным к большому делу, делу сохранения памяти о людях (и не только искусства), ушедших в мир иной, но оставивших нам частичку себя либо в виде прекрасных творений, либо в виде добрых человеческих отношений. И чем дольше общество будет хранить память о них, тем нравственно крепче оно будет. И в этом также состоит благородная миссия фестиваля. Фестиваль воспитывает в артистах, особенно начинающих, высокий профессионализм. Он стимулирует исполнителей к постоянному самосовершенствованию в искусстве, он не позволяет быть пренебрежительным к себе и публике, он воспитывает чувство уважения к профессии музыканта. В этом еще один ракурс значимости фестиваля.

Динамика рахманиновского фестиваля просматривается в том, что многожанровое искусство композитора, с одной стороны, всегда представляют прославленные артисты и коллективы страны, с другой, афиши фестиваля начинают приглашать на концерты исполнителей зарубежных стран. Кроме этого, от года к году крепнут собственные силы профессиональных музыкантов Тамбова, способных пропагандировать музыкальное искусство на качественно хорошем уровне. Конкретизируем сказанно, при этом исходить будем только из анализа концертных программ открытия и закрытия фестиваля.

За двадцать лет круг исполняемых произведений Рахманинова был широк. В обозначенные нами дни симфоническое творчество композитора характеризовали вторая и третьи симфонии, фантазия "Утес", Каприччио на цыганские темы, Симфонические танцы. За эти годы большинство из них не единожды исполнялись на фестивале. Но в интерпретации таких прославленных коллективов и их руководителей, как симфонический оркестр Московской филармонии и народный артист СССР Д. Китаенко, оркестр Красноярской филармонии и заслуженный деятель искусств РСФСР И. Шпиллер, Большой симфонический оркестр Гостелерадио СССР и народный артист СССР Ф. Федосеев, Государственный симфонический оркестр "Россия" и народная артистка СССР В. Дударова, Российский национальный оркестр с дирижером, заслуженным артистом России Н. Алексеевым, "Молодая Россия" и М. Горенштейн, они всегда завучали свежо и ново.

До 1998 года в рахманиновских фестивалях также приняли участие симфонические оркестры Саратовской (дважды), Воронежской (трижды), филармоний, Московской государственной консерватории, оркестр "Российская филармония" телеканала ТВ-6. После - прочные позиции занял Тамбовский симфонический оркестр. Наличие собственного профессионального коллектива - это большое достижение в развитии музыкальной жизни города и области. Но тревожит то, что замкнутость только на местном оркестре может затормозить, как внутренний рост тамбовского слушателя, не дать ему возможность знакомиться с другим исполнительским уровнем, так и ослабить профессиональное развитие самого оркестра, лишив его фактора конкуренции.

Стало традицией, что на открытии или закрытии фестиваля звучат фортепианные концерты композитора. В эти десятилетия пианистов привлекали второй и третий концерты, а также Рапсодия на тему Паганини, которые тоже звучали неоднократно, но каждый раз воспринимались по-разному. В исполнение второго концерта свои нюансы внесли народный артист СССР, лауреат международного конкурса Е. Малинин, народные артисты РСФСР, лауреаты международных конкурсов В. Крайнев, Н. Петров, а также А. Севидов, В. Галушка (Тамбов). Третий концерт играли народная артистка СССР Т. Николаева, заслуженный артист РСФСР А. Слободяник, В. Селивохин, Б. Львов и А. Йеттер (Германия), Г. Врачева (Швейцария). Рапсодия на тему Паганини запомнилась в исполнении народного артиста РСФСР, лауреата международных конкурсов М. Плетнева, лауреатов международных конкурсов Д. Алексеева, молодого А. Писарева, А. Шмидт (Германия).

Известно, какое место в творчестве Рахманинова занимает жанр романса. В рахманиновских фестивалях он, как и отдельные фортепианные жанры, представлен достаточно широко. Памятны выступления народной артистки СССР, солистки Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова Л. Филатовой в заключительных веерах десятого фестиваля. В своем концерте в Тамбове она целое отделение посвятила романсам Рахманинова, часть из них затем исполнила в Ивановке. Народный артист СССР, солист Саратовского оперного театра Л. Сметанников в Тамбове и Ивановке на закрытии XII фестиваля пел каватину Алеко, «Бурлацкую», романс «Я опять одинок». Восторженно встречали в Тамбове в дни закрытия XIV фестиваля народную артистку СССР Е. Образцову с программой из романсов композитора, а в Ивановке - заслуженную артистку России, солистку Новосибирского оперного театра Т. Зорину, которая исполнила романсы «Здесь хорошо», «Я жду тебя», «Весенние воды», созданные композитором на этой благодатной земле. Солисты Большого театра - народная артистка СССР М. Касрашвили и лауреат международных конкурсов О. Кулько включили в программу открытия XV фестиваля в Тамове такие романсы, как «Сирень», «Отрывок из Мюссе», «Все отнял у меня», «Сон», «Полюбила я», «О, не грусти», романс молодого цыгана из оперы «Алеко» и «Не верь мне, друг». Вокальными сочинениями Рахманинова открыл XVI фестиваль народный артист СССР З. Соткилава. Нельзя не упомянуть, что в ходе фестивалей в Тамбове выразительно, эмоционально, сильно звучали голоса прославленных российских певцов - народных артистов СССР И. Архиповой, В. Пьявко, В. Гринченко, Т. Синявской, Б. Штоколова, Е. Райкова, заслуженных артистов РСФСР Г. Пищаева, Л. Захаренко и других, а также солистов Тамбовской филармонии заслуженной артистки России Н. Неокиной, В Ахундовой, О. Потаповой.

Хоровая музыка Рахманинова, хотя и не вошла, если так можно выразиться, в круг обязательных исполнительских жанров фестиваля, она прозвучала практически в полном объеме. Из вокально-симфонических композиций тамбовцы услышали кантату «Весна» в исполнении Московского хора молодежи и студентов совместно с хором Тамбовского хорового общества (1983), Государственной республиканской академической хоровой капеллы им. А.А. Юрлова (1985), Большого хора ЦТ и Всесоюзного радио (1987). На фестивалях публика познакомилась с духовной хоровой музыкой композитора. Многое открывалось для слушателей впервые. Например, духовный концерт «В молитвах неусыпающую Богородицу». Его спел в 1983 году Московский хор молодежи и студентов под руководством Б. Тевлина. Фрагменты Литургии впервые исполнил хор Тамбовского хорового общества под управлением В.В. Козлякова на первом фестивале. Они же исполнили Литургию целиком на XIX и XX фестивалях. Отдельные фрагменты сочинения включали в свои программы Государственный академический русский хор Союза ССР (дир. Л. Урман, 1989), Государственная академическая хоровая капелла Белорусской ССР им. Г. Ширмы (рук. Л. Ефимова, 1991), Московский камерный хор духовной музыки «Роспев» (рук. М. Мельникова, 1993). Фрагментарно звучало «Всенощное бдение». Например, 12 его номеров исполнил коллектив Саратовского хорового театра под управлением Л. Лицовой (1993). Исторически любопытным было исполнение «Шести женских хоров» композитора Московским хором молодежи и студентов, коллективу аккомпанировал В.К. Мержанов (1983).

Замечательные оперные творения С.В. Рахманинова также нашли достойное место на фестивале. Они стали прекрасным завершением XVII и XVIII фестивалей. Концертное исполнение опер «Франческа да Римини» и «Алеко» - плод совместной работы тамбовских и московских музыкантов: Тамбовского симфонического оркестра, Камерного хора им. С.В. Рахманинова, солистов ГАБТа. В первой опере солировали народный артист России В. Таращенко, заслуженные артисты России И. Бикулова, Ю. Нечаев. Во второй - заслуженная артистка России О. Терюшнова, лауреаты международных конкурсов Ю. Замятина, А. Киселев и вновь В. Таращенко и Ю. Нечаев.

В сценарий открытия или закрытия фестиваля редко включались не только отдельные фортепианные пьесы композитора (могли исполняться на бис), но и целые сольные вечера, тем памятнее они. Среди них следует назвать концерты лауреатов международных конкурсов Т. Шебановой на закрытии четвертого фестиваля в Тамбове и С. Луганского - двадцатого в Ивановке. Но совсем не сказать о замечательнейших российских пианистах, чьи программы целиком были посвящены музыке Рахманинова, было бы несправедливо. Хотя эти концерты не совпадали с днями открытия или закрытия фестиваля, важно подчеркнуть их роль в пропаганде творчества композитора. В рамках второго фестиваля большую рахманиновскую программу привозил В. Ересько - лауреат международных конкурсов. В 1985 году, благодаря четырем концертам К. Щербакова - лауреата первого Всесоюзного конкурса им. С.В. Рахманинова - тамбовцы могли создать более целостное представление о фортепианной музыке композитора. Они услышали такие крупные сочинения, как две сонаты, Вариации на тему Корелли, Вариации на тему Шопена, а также оба цикла этюдов-картин, все прелюдии, пьесы-фантазии и салонные пьесы, транскрипции.

Участниками фестиваля были также замечательные ансамбли «Концертино» и «Московское трио», исполнявшие Элегическое трио Рахманинова.

Подводя итог исследованию, можно сфокусироваться на некоторых статистических данных. При этом цифровому выражению поддаются только жанры симфонической, хоровой музыки композитора, фортепианные концерты и оперы. В этом аспекте за двадцать лет в дни открытия и закрытия фестиваля круг исполняемых произведений Рахманинова концентрировался на 16-ти произведениях. Наглядное подтверждение сказанному дает приводимая ниже таблица. В ней обозначены произведения С.В. Рахманинова указанных жанров, которые звучали на открытии или закрытии фестиваля, их исполнители, год проведения фестиваля и его порядковый номер, а также отмечено, сколько раз данное сочинение исполнялось.

Произведения С.В. Рахманинова

Исполнители

Год и номер фестиваля

Количество раз

Вторая симфония

Симфонические оркестры: Московской филармонии (дир. Д. Китаенко);

Саратовской филармонии (дир. М. Аннамамедов);

Государственной телерадиокомпании «Останкино» (дир. А. Ведерников);

«Россия» (дир. В. Дударова);

«Молодая Россия» (дир. М. Горенштейн);

Оркестр филармонии Франкфурта-на-Одере (дир. Никос Атинейос)

1987, VI

1988, VII

1992, XI

1993,XII

1994,XIII

и 1997, XVI

1994, XIII

7

Третья симфония

Воронежской филармонии (дир. И. Островский);

«Россия» (дир. В. Дударова)

ГУ «Тамбовконцерта» (дир. Д. Васильев)

1984, III

1993, XII

2001, XX

3

Симфонические танцы

Воронежской филармонии (дир. В. Вербицкий);

Большой симфонический оркестр Гостелерадио СССР (дир. В. Федосеев);

Российский национальный оркестр (дир. Н. Алексеев)

1985, IV

1986, V и

1989, VIII

1995, XIV

4

Симфоническая фантазия «Утес»

Воронежской филармонии (дир. И. Островский);

Государственной телерадиокомпании «Останкино» (дир. А. Ведерников);

«Российская филармония» телеканала ТВ-6 (дир. а. Ведерников);

ГУ «Тамбовконцерта» (дир. Д. Васильев)

1985, IV

1992, XI

1996, XV

1999, XVIII

4

Каприччио на цыганские темы

Оркестр «Россия» (дир. В. Дударова)

1993, XII

1

Предложения для симфонического оркестра: Четыре пьесы в оркестровке Ю. Буцко («Светлый праздник», «Русская песня», «Полишинель», «Слава народу»)

Оркестр Воронежской филармонии (дир. В. Вербицкий)

1990, IX

1

Вокализ

Российский национальный оркестр (дир. Н. Алексеев);

Оркестр народных инструментов Тамбовского музыкального училища (дир. Ю. Храмов). Выступление в Ивановке

1995, XIV

1984, III

2

Фортепианные концерты: № 2

Солист и симфонический оркестр:

Малинин и оркестр Московской консерватории (дир. А. Лазарев);

А. Севидов и оркестр Воронежской филармонии (дир. В. Вербицкий);

В. Крайнев и оркестр Московской филармонии (дир. Д. Китаенко);

Н. Петров и оркестр Волгоградской филармонии (дир. Э. Серов);

Б. Львов (Германия) и оркестр Гостелерадиокомпании «Останкино» (дир. А. Ведерников)

С. Иголинский и «Молодая Россия» (дир. М. Горенштейн);

Н. Петров и Российский национальный оркестр (дир. Н. Алексеев)

1983, II

1985, IV

1987, IV

1991, X

1992, XI

1994, XIII

1995, XIV

8

Только 1-я часть

В. Галушка и ТСО; А. Севидов и оркестр Воронежской филармонии (дир. В. Вербицкий).

Исполняли в Ивановке

Е. Могилевский и оркестр Воронежской филармонии (дир. В. Вербицкий);

А. Севидов и оркестр Волгоградской филармонии (дир. Э. Серов) в Ивановке;

2001, XX

1985, IV

1990, IX

1991, X

3

№ 3

Т. Николаева и оркестр Красноярской филармонии (дир. И. Шпиллер)

А. Слободяник и оркестр Московской филармонии (дир. Д. Китаенко);

В. Селивохин и оркестр Саратовской филармонии (дир. М. Аннамамедов)

Е. Могилевский и оркестр Воронежской филармонии (дир. В. Вербицкий);

В. Шкорупа и оркестр Гостелерадиокомпании «Останкино» (дир. А. Ведерников)

Б. Львов (Германия) и оркестр «Россия» (дир. В. Дударова);

А. Йеттер (Германия) и ТСО (дир. Д. Васильев);

Г. Врачева (Швейцария) и ТСО (дир. Д. Васильев)

1986, V

1987, VI

1988, VII

1990, IX

1992, XI

1993, XII

2000, XIX

2001, XX

8

Рапсодия на тему Паганини

А. Писарев и оркестр Воронежской филармонии (дир. И. Островский); Д. Алексеев и Большой симфонический оркестр Гостелерадио СССР (дир. В. Зверев);

М. Плетнев и Большой симфонический оркестр Гостелерадио СССР (дир. В. Федосеев). Исполняли в Ивановке;

А. Шмидт и оркестр филармонии Франкфурта-на-Оддере (дир. Никос Атинейос)

1984, III

1986, V

1989, VIII

1994, XIII

4

Кантата «Весна»

Московский хор молодежи и студентов (рук. Б. Тевлин), хор ТХО (рук. В. Козляков), симфонический оркестр Московской консерватории (дир. А. Лазарев), солисты студенты О. Чмыра и Ю. Андрушко; Государственная республиканская академическая русская хоровая капелла им. А.А. Юрлова (рук. С.Гусев), оркестр Воронежской филармонии (дир. В. Вербицкий), солист - заслуженный артист РСФСР Б. Шумилов;

Академический Большой хор ЦТ и Всесоюзного радио (рук. А. Ермакова), оркестр Московской филармонии (дир. Д. Китаенко), солист - Н. Мясоедов

1983, II

1985, IV

1987, VI

3

Хоровой концерт «В молитвах неусыпающую Богородицу»

Московский хор молодежи и студентов (рук. Б. Тевлин)

1983, II

1

Литургия (фрагменты)

Хор ТХО (рук. В. Козляков);

Московский хор молодежи и студентов (рук. Б. Тевлин);

Государственный академический русский хор Союза ССР (дир. Л. Урман);

Государственная академическая хоровая капелла Белорусской ССР им. Г. Ширмы (рук. Л. Ефимова)

Московский камерный хор русской духовной музыки «Роспев» (рук. М. Мельникова)

1982, I

1983, II

1989,, VIII

1991, X

1993, XII

5

Литургия (целиком)

Тамбовский камерный хор им. С.В. Рахманинова (рук. В. Козляков) в Ивановке

Он же в Тамбове

2000, XIX

2001, XX

2

«Всенощное бдение» (фрагменты)

Академический Большой хор ЦТ и Всесоюзного радио (рук. А. Ермакова)

Ансамбль русской культовой музыки «Благовест» (рук. Г. Кольцова);

Саратовский хоровой театр (рук. Л. Лицова)

Московский камерный хор русской духовной музыки «Роспев» (рук. М. Мельникова);

Камерный хор им. С.В. Рахманинова (рук. В. Козляков). Исполнял в Ивановке

1987, VI

1990, IX

1993, XII

Тогда же

1995б XIV

5

Шесть женских хоров

Московский хор молодежи и студентов (рук. Б. Тевлин);

Академический Большой хор ЦТ и Всесоюзного радио (рук. А. Ермакова

Государственный академический русский хор Союза ССР (дир. Л. Урман)

1983, II

1987, VI

1989, VIII

3

Оперы: «Франческа да Римини»

ТСО (дир. Д. Васильев), Камерный хор им. С.В. Рахманинова (рук. В. Козляков), солисты ГАБТ, народный артист России В. Таращенко (Паоло), заслуженные артисты России И. Бикулова (Франческа), Ю. Нечаев (Ланчотто)

1988, XVII

1

«Алеко»

ТСО (дир. Д. Васильев), Камерный хор им. С.В. Рахманинова, солисты ГАБТ - заслуженные артисты России Ю. Нечаев (Алеко) и О. Терюшнова (Старая цыганка), народный артист России В. Таращенко (Молодой цыган), лауреат международного конкурса им. С.В. Рахманинова Ю. Замятина (Земфира), лауреат международного конкурса им. П.И. Чайковского А. Киселев (Старый цыган).

Исполнялась в Тамбове

1999, XVIII

1

В заключение отмечу роль средств массовой информации в пропаганде фестиваля, а значит и музыки С.В. Рахманинова. С первых лет жизни рахманиновского фестиваля «Тамбовская правда» (ныне «Тамбовская жизнь») взяла за правило освещать ключевые события его жизни. Основными «летописцами» фестиваля являются О.А. Казьмин, И.И. Овсянников, А.М. Белкин, А.Е. Мачульский. Его пропагандистом на областном радио, а затем и Всесоюзном долгое время был С.Г. Малахов. В последние годы о фестивале по областному радио информирует слушателей Л.А. Шмелева. Благодаря всем названным лицам Тамбовщина хорошо осведомлена о происходящем на фестивале. Со временем репортажи о рахманиновском музыкальном празднике стало передавать центральное телевидение, отдельные фестивали запечатлела кинохроника. Это придавало ему все больший вес, особенно в части приобщения людей к жизни и творчеству С.В. Рахманинова - музыканта-труженика, чистого в помыслах и делах человека-творца.

Двадцать лет - это большой срок для одного фестиваля. Но перспектива нам видится еще более дальней. Как неувядаема прекрасная, содержательная музыка С.В. Рахманинова, так и не погаснет на Тамбовщине яркий огонь Международного музыкального фестиваля имени С.В. Рахманинова.

Материалы конференции «Ф.И. Шаляпин и С.В. Рахманинов — вершины музыкального творчества XX века». Тамбов, 2003.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 2
Булгакова Наталья Викторовна (Россия,город Орёл)
14.10.2012 22:47
Здравствуйте.Пишет Вам педагог вокала Орловского музыкального колледжа.Возможно (в 2013...годах))вы бедете проводить вокальные конкурсы,фестивали,конференции.Очень хочеться поучаствовать.
Заранее признательна Булгакова Н.В.
Ольга (ТОУНБ)
15.10.2012 10:14
Уважаемая Наталья!
Следите за новостями на нашем сайте - там публикуется вся информация о готовящихся мероприятиях. Также для знакомства с событиями музыкальной жизни края рекомендую Вам сайт Тамбовского государственного музыкально-педагогического института: http://www.rachmaninov.ru/rus.htm

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю