tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

В.В. Мамонтова,
ведущий библиограф отдела музыкально-нотной литературы
ТОУНБ им. А.С. Пушкина

Звукозаписи Ф.И. Шаляпина и С.В. Рахманинова в фондах ТОУНБ им. А.С. Пушкина

История звукозаписи сохранила блестящие страницы поистине легендарного творчества двух великих музыкантов XX столетия. Благодаря существующим звукозаписям, как отдельной самостоятельной ветви музыкальной деятельности, современники могут проследить репертуар великого певца, судить о его художественном методе, эстетических позициях, услышать звучание рояля СВ. Рахманинова, познакомиться с произведениями композитора от романса до крупных симфонических картин.

Воздействие Шаляпина на слушателя было поразительно сильным. Тонкое владение музыкальной речью и искусством передачи содержания музыкального текста делало его голос неповторимым и единственным. Искусством слияния музыки с пластикой слова Шаляпин владел на пределе возможного.

Из всех певцов - современников Шаляпина, его голос записывали на пластинки больше всех. Дискография, составленная Аланом Келли, вышедшая в Лондоне в 1972 п(не опубликованная в России), дает четкое представление о времени той или иной записи певца.

Итак, нам известно более 500 записей. Они охватывают период в 35 лет - с 1901 г. по 1936. Представлена оперная музыка и романсы, народные песни и духовные сочинения, и даже художественное чтение (стихотворение С.Я. Надсона «Грезы»), драматические сцены из кинофильма «Дон Кихот» (Муз. Жака Ибера). Большая часть записей сделана за рубежом разными звукозаписывающими фирмами. Это были граммофонные пластинки.

Первые пластинки с записями голоса певца библиотека стала получать в августе 1970 г. во время создания фонотеки. Комплект Дисков (долгоиграющих пластинок), выпущенный фирмой «Мелодия» в 1967 г., имел общее название «Искусство Ф.И. Шаляпина». Это 8 пластинок, представляющих отреставрированные записи 1901 ~ 1936 гг. в прямой хронологии. Позже фонотека пополнилась переизданием этого комплекта. Таким образом, мы имеем комплект 1967 г., 1973 г., 1983 г. и дополнительный 9-й диск.

Следует сказать, что первая запись 1901 г. была сделана в Москве. Это песня М.А. Слонова «Ах ты, солнце красное». В то же время Шаляпин записывает балладу Федора Кенемана (концертмейстер и друг певца) «Как король шел на войну» (в фонотеке в записи 1927 г.) и романсы П.И. Чайковского. В антологии «Искусство Ф.И. Шаляпина» широко представлены лучшие произведения мировой классики: музыка русских композиторов - Глинки, Даргомыжского, Рим-ского-Корсакова, Мусоргского, Бородина, Чайковского. Шаляпин поет произведения Бетховена, Моцарта, Шуберта, Россини, Мейер-бера, Доницетти, Гуно и др. Певец обращается и к русской народной песне, которая в его исполнении превращается в настоящий шедевр. Это «Лучинушка», «Из-под дуба, из-под вяза», «Вниз по матушке по Волге» и др.

Духовная музыка представлена А. Гречаниновым «Сугубая ектения» (фрагмент из «Литургии», запись 1932 г.). Эта звукозапись в 1934 г. отмечена как лучшая в мире в художественном и техническом отношении. Шаляпин исполняет это произведение с Парижским Русским Митрополичьим хором под руководством Николая Афонского. Здесь же звучат произведения А. Архангельского «Верую» (1932 г. записи), А. Веделя «Покаяния отверзи ми двери» (с этим же хором). 7-я пластинка антологии представляет фрагменты оперы А. Даргомыжского «Русалка» (1 и 3 д.) - «Арию Мельника», «Сцену Мельника и князя» (запись 1931 г.) Шаляпин поет с Георгием Поземковским (партия Князя), выдающимся русским певцом. Г. Поземковский - всемирно известный тенор, выходец из дворян Тамбовской губернии.

Примечательно, что певец записал ряд произведений на итальянском, французском, английском, украинском языках, которыми владел в совершенстве. Например: ария Дона Базилио из «Севильс-кого цирюльника» Д. Россини, ария Лепорелло из «Дон Жуана» В.А. Моцарта исполнены на итальянском языке (4-я грп.), на французском языке - знаменитые Куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст» Ш. Гуно (зап. 1930 г. 7-я грп.), сцена смерти Дон Кихота из оперы Массне «Дон Кихот», «Марсельеза» Руже де Лиля. На украинском языке «Ой, зелений дубе», «Комарище», на английском языке «Слепой пахарь» Кларка (зап. 1928 г.). Шаляпин пел на польском, болгарском, немецком языках, на идиш.

Большой интерес представляют варианты записей одних и тех же произведений, сделанных в разные годы. Известно, что Шаляпин постоянно работал над уже исполненными произведениями, менял интонацию, находя новые выразительные средства. Существуют десятки записей, забракованных Шаляпиным сразу же после пробного прослушивания и не увидевших свет. Одна не понравившаяся певцу фраза решала судьбу пластинки. Главная причина заключалась в той исключительной требовательности, с которой певец относился к своему творчеству и, в частности, к грамзаписи. Сравнивая записи разных лет, можно проследить творческий поиск Мастера, заглянуть как бы в творческую лабораторию.

Например, в нескольких вариантах исполнения мы имеем на пластинках «Песню о блохе» Мусоргского (в антологии 2 варианта, существует 9 вариантов записи, совершенно разных по характеру исполнения), сцены из «Бориса Годунова» (зап. 1925,1926,1928 гг.), русские народные песни «Ноченька», «Эй, ухнем», «Дубинушка».

Сценический диапазон Шаляпина необъятен: образы трагические и комические, характеры благородные и коварные, величественные и страдающие. Роли Шаляпина - результат строгого отбора. Сусанин, Мельник, хан Кончак, Иван Грозный, Борис Годунов и Сальери. В 20-е годы делались попытки записать непосредственно со сцены, на спектакле выступления великого певца. Так, в 1928 г. в Лондоне в «Ковент-Гарден» записаны фрагменты из оперы «Борис Годунов» Мусоргского (сцена Бориса «Ух, тяжело», прощание с сыном и смерть Бориса, монолог Бориса). Эта запись также имеется в отделе, она отличается документальным характером: шаги по сцене, паузы, грохот брошенной скамейки.

Позже к 8-ми пластинкам комплекта «Искусство Ф.И. Шаляпина» были выпущены дополнительные. Теперь звуковое наследие Шаляпина составляет 15 долгоиграющих пластинок. Наш фонд располагает 9-ю пластинками. 9-ая пластинка, выпущенная фирмой «Мелодия» в 1973 г. состоит из так называемых «дублей» уже изданных произведений. Здесь Шаляпин читает стихотворение С.Я. Надсона «Грезы» (зап. 1922 г.), поет арию Неизвестного из «Асколь-Довой могилы» А. Верстовского (зап. 1910 г.). На итальянском языке исполняет арию Филиппа из оперы Верди «Дон Карлос» (зап. 1922 г.), на французском языке - «Сцену у храма» из оперы Ш. Гуно «Фауст» (зап. 1925 г.), на английском языке - романс Л. Малашкина

«О, если б мог выразить в звуке» (зап. 1928 г.). Шаляпину аккомпанирует Жан Базилевский (ф-но) и Люсьен Шварц (скрипка).

В фонотеке отдела хранится одна из интересных пластинок фирмы «Мелодия» (вып. в 1976 г.) - «Романсы на слова А.С. Пушкина и фрагменты на пушкинские сюжеты в исполнении Ф.И. Шаляпина». Это записи из коллекции Ю.Б. Перепелкина, реставрированные в 1974 г. и опубликованные впервые. Здесь Шаляпин поет со сцены «Коуа1 А1Ьег1 На11» 11 октября 1927 г. в Лондоне. Это три монолога Сальери из оперы Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Играет Лондонский симфонический оркестр, дирижер Альберт Коутс.

Шаляпин работал с выдающимися дирижерами: Джоном Барбиролли, Винченцо Белетца, Максом Штейманом, Карло Сабайно, оркестрами - театра «Ла Скала», акционерного общества «Граммофон» (г. Москва), Лондонским симфоническим оркестром и др.

В фонотеке отдела хранится более 100 записей голоса великого певца.

Одна из лучших звукозаписывающих фирм мира «Шз таз1ег'5 Уоюе» является владельцем матриц с голосом великого певца, она располагает внушительным материалом - примерно на 30 дисков. Более половины записей нам пока еще недоступна, они хранятся за рубежом в виде металлических матриц и пробных пластинок с пометками самого Шаляпина. Шаляпин, как известно, много записывался за рубежом - в Нью-Йорке, Милане, Париже, Праге, Берлине, Токио, немного в Москве и Риге разными звукозаписывающими фирмами: «Амур Граммофон Рекорд», «Монарх Граммофон Рекорд», «Диско Граммофоно», «Электрола», «Уюхог». Последняя грамзапись состоялась в Токио в июне 1936 г. во время гастролей Шаляпина. Фирмой «Уюгог» была записана пластинка с любимым произведением певца «Песней о блохе» Мусоргского и «Эй, ухнем» на двух сторонах. Аккомпанировал Шаляпину начинающий финский концертмейстер Жорж де Годзинский.

Сотрудничество и содружество Шаляпина и Рахманинова в музыкальном искусстве носило характер взаимного творческого обогащения. Люди разного темперамента, даже разных жизненных ориентиров, они были эстетическими единомышленниками.

Как известно, их первая встреча состоялась в частной опере Саввы Мамонтова в 1897 г., где Рахманинов дирижировал «Самсоном и Далилой» К. Сен-Санса, а Шаляпин исполнял эпизодическую роль Старого иудея.

Что касается музыкальных записей СВ. Рахманинова, то фонотека отдела музыкально-нотной литературы имеет их в большом количестве. Их насчитывается более 200. В 1971 г. отдел получает первые пластинки с записями произведений композитора - фортепианные концерты и поэму для оркестра, хора и солистов «Колокола».

Надо сказать, что существует огромное число дисков с записями Рахманинова - пианиста. 113 произведений записано им при жизни, все в США. Первая запись состоялась 18 апреля 1919 г., осуществляла ее фирма «ЕсШзоп» (Рахманинов играет Моцарта и Шопена), все остальные записи вела фирма «Уюгог». Последняя грамзапись датируется 27 февраля 1942 г. (Рахманинов очень много играл Шопена, рус. композиторов, свои сочинения). Записаны все концерты, симфонии, этюды-картины, прелюдии, отдельные фортепьянные пьесы. Объем имеющихся в нашем отделе грампластинок с музыкой композитора впечатляет: это и оперная музыка, симфонические произведения, фортепьянные пьесы, концерты в разных вариантах, с разными исполнителями и оркестрами, вокальная музыка.

Мы имеем в наличии антологию «Искусство Рахманинова» фирмы «Мелодия» (вып. в 1973 г.). Композитор исполняет свои сочинения - пять прелюдий (зап. 1920, 1940 гг.), «Сирень» в 2-х вариантах (1920, 1942 гг.), сочинения Грига, Дебюсси, Баха, русских композиторов, в частности небольшую пьесу П.И. Чайковского «На тройке» - замечательный образец фортепианного искусства Рахманинова (существует 2 варианта записи - 1920, 1928 гг.).

Здесь же записи произведений зарубежной и русской музыки в обработке композитора: «Менуэт» Ж. Бизе (зап. 1922 г.), «Гопак» М. Мусоргского (зап. 1925 г.) и др. Примечательно, что имеется единственная запись Рахманинова, как концертмейстера - он аккомпанирует Надежде Плевицкой, которая исполняет хороводную песню «Белилицы, румяницы вы мои». Вспомним, что в начале 1926 г. Н. Плевицкая побывала в Америке у Рахманиновых, много пела с Сергеем Васильевичем, и композитор написал аккомпанемент к полюбившейся ему песне. Компания «Уюгог» делает лишь две пробные пластинки для Рахманинова и для Плевицкой. В фонде имеется пластинка Н. Плевицкой (отреставрированные записи Н. Морозовым), где также записана эта песня с аккомпанементом композитора.

Оперная музыка представлена лирико-психологической оперой в 1-ом действии «Алеко». Это сочинение исполняет Большой хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио, Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии под управлением Дм. Китаенко (цифр, запись 1987 г., совместный русско-американский проект). Отдел имеет в фонде аудиокассету с записью оперы.

Опера «Франческа да Римини» представлена только фрагментами в исполнении И. Петрова.

Примечателен комплект пластинок фирмы «Мелодия» 1968 г. - «Четыре концерта для фортепиано с оркестром. Расподия на тему Паганини». Рахманинов играет с Филадельфийским оркестром и дирижерами Юджином Орманди, Леопольдом Стоковским (зап. 1929, 1939, 1940, 1941 гг). «Расподия» представлена и в пластинке «Ван Клиберн». Среди вокально-симфонических произведений важно упомянуть «Всенощное бдение» соч. 37 для смешанного хора, созданное в тяжелые для России годы 1 -ой мировой войны. Великолепный красочный альбом из 2-х пластинок содержит вступительную статью дирижера Владислава Чернушенко. Исполняет произведение Ленинградская академическая капелла им. М.И. Глинки (в фонде - 2 альбома).

Кантата «Весна» на слова Н. Некрасова представлена тремя вариантами записи: с симфоническим оркестром Всесоюзного радио, дирижер Н. Голованов и в пластинке «Поэзия Некрасова в музыке» с записью того же оркестра, но под руководством А. Гаука, а также запись на аудиокассете - с дирижером Л. Блохом.

Глубочайшее создание композитора широкого философского замысла, написанное в 1913 г. - поэма для оркестра, хора и солистов «Колокола» на слова Э. По в перев. К. Бальмонта фонд имеет в исполнении Республиканской русской хоровой капеллы под руководством А. Юрлова и симфонического оркестра Московской государственной филармонии, директор К. Кондрашин.

Мы имеем запись 1-ой и 3-й симфонии, 1-го, 2-го, 3-го концертов для фортепиано с оркестром в разных исполнениях. На аудиокассете представлено произведение СВ. Рахманинова «Симфонические танцы» с Академическим симфоническим оркестром СССР под руководством Е. Светланова.

Симфоническая фантазия «Утес» (по М. Лермонтову) представлена записями в исполнении Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио под управлением Хайкина Б.Е. и этого же оркестра под управлением Н. Голованова в пластинке «Искусство Н. Голованова».

Много теплой задушевной лирики, оттененной драматическими образами, несет в себе изумительный по красоте мелодии 2-й концерт для фортепьяно с оркестром до минор. Пользователи нашего отдела могут услышать этот концерт в исполнении трех замечательных пианистов - Е. Малинина, Н. Петрова и В. Ашкенази.

3-й концерт представлен как в грамзаписях, так и на кассете. Его исполняет гениальный В. Горовиц, который не имел себе равных по феноменальному блеску и точности пианизма именно в музыке Рахманинова. Он играет с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром, дирижер С. Кусевицкий.

Вклад Рахманинова в мировую фортепианную литературу огромен. Поражает и количество написанных произведений, и качество самих музыкальных идей, привнесенных им в эту сферу музыкального искусства. Особо хочется отметить альбом из 2-х пластинок «Прелюдии» фирмы «Мелодия» (зап. 1983 г.) в исполнении Татьяны Шебановой (13 прелюдий). Альбом содержит аннотацию на русском и английском языке, портрет Рахманинова и пианистки.

Эти же прелюдии звучат на аудиокассете в исполнении А. Дре-шер, Е. Кисина, С. Рихтера.

В фонотеке представлены записи этюдов-картин в исполнении С. Рихтера, Л. Оборина, В. Софроницкого, Н. Луганского, Е. Кисина.

Существенное место в творчестве композитора занимает жанр романса. Рахманинов обращается к поэзии самых различных эпох и стилей. Большую часть романсов он написал в с. Ивановка (всего их-71).

Самый ранний романс, дошедший до нас, - «У врат обители святой» на ел. М. Лермонтова (написан в 1890 г.). Он представлен на пластинке «СВ. Рахманинов. Романсы (1968 г.)». Поет А. Огнивцев (бас), Н. Корольков (фортепиано). 16 романсов написаны на слова А. Фета, С. Надсона, М. Лермонтова, Д. Мережковского, Н. Бальмонта и др. Романс «Судьба» на ел. А. Апухтина Ф.И. Шаляпин исполнял вместе с СВ. Рахманиновым.

Фонотека располагает отдельными записями романсов композитора. Их исполняют - Т. Синявская, Н. Казанцева, Е. Алтухова, М. Магомаев, Н. Норцов, А. Пирогов и др. Романс «Я опять одинок» на ел. Т. Шевченко в перев. И. Бунина поют М. Магомаев (баритон), И. Иванов (баритон), Г. Нэлепп (тенор) - на разных пластинках. «Не пой, красавица» на ел. А.С. Пушкина исполняют Б. Руденко - на пластинке «Ансамбль скрипачей БТ. СССР», Б. Гмыря - пластинка «Поэзия Пушкина в музыке».

Недавно фонд пополнился двумя компакт-дисками: «Ф. Шаляпин. Лучшие песни», здесь 16 русских народных песен (вып. 2001, ООО «Жирафик»); «СВ. Рахманинов» - в серии «Серебряная коллекция». Представлены 8 произвед.: Симфония № 3. Исполняет Национальный симфонический оркестр Ирландии, дирижер А. Ани-симов; Симфония № 2 - Симфонический оркестр радио Чехословакии, дирижер С. Гунценхаузер; Вокализ - Камерный оркестр « Ама-деус», дирижер А. Дучман и др.

Отметим, что аудиоматериалы с записями голоса Ф.И. Шаляпина и произведений СВ. Рахманинова из фонотеки нашего отдела вызывают интерес, их высоко ценят как специалисты, так и любители музыки. Каталог и картотека фонодокументов несут полную информацию об имеющихся записях музыкантов. Их прослушивают педагоги, руководители музыкальных коллективов, исполнители, любители искусства не только на заседаниях Тамбовского отделения Шаляпинского Центра, но и в любое удобное для них время.

Педагоги музыкальных учебных заведений средних школ города и области используют записи голоса Шаляпина и произведений Рахманинова как иллюстративный материал на своих занятиях для проведения тематических вечеров, мероприятий, посвященных юбилейным датам деятелей музыкального искусства.

Мы оказываем помощь библиотекам области в их просветительской деятельности, изучаем профессиональные запросы специалистов.

Надеемся, что звуковое богатство нашей фонотеки будет в полной мере востребовано нашими посетителями, и долго будет служить для удовлетворения профессиональных и любительских интересов.

Материалы конференции «Ф.И. Шаляпин и С.В. Рахманинов — вершины музыкального творчества XX века». Тамбов, 2003.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю