tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Виктор Коновалов
Некоторое обоснование истории деревни Дербень Кирсановского района Тамбовской области

В фундаментальном труде Климковой М.А.: «Край отеческий» — история усадьбы Боратынских, 2006 г., изложена в достаточно подробном и развёрнутом виде история Привяжлья, начиная с момента дарения селения Вяжли Павлом Первым генералу-лейтенанту А.А. Боратынскому и его братьям. После ознакомления с этим трудом М.А.Климковой, я ещё раз убедился в правоте моих предположений и суждений о рождении поэта Е.А.Боратынского именно в Дербене, о чём я неоднократно излагал эту мысль в своих ранее написанных статьях, относящихся к истории деревни Дербень. Здесь, в данной статье я ещё раз эту версию хочу подробно аргументировать.

Так как Дербень — это моя малая Родина, поэтому историю моей деревни я изучаю и открываю для себя практически всю свою жизнь. Я ещё застал очень старых жителей моей деревни и окрестных сёл, которые достаточно подробно мне рассказывали всё что они знали про жизнь своих предков и историю селения Вяжли и других населённых мест.

Итак, начало 18 века — эпоха Петра Первого, селение Вяжля уже существует, привольно раскинувшись вдоль одноимённой степной речки. Здесь ещё нет крупных помещиков-землевладельцев, на этих степных просторах мирно проживают русские землепашцы-крестьяне и мелкие помещики-однодворцы ( в селе Рамза и ныне существует улица-порядок — Однодворка). Россия вся устремлена на Юг, на Кавказ, Азов и т.д. и т.п. Вяжлинские крестьяне активно снабжают русскую армию провиантом, летом по судоходной Вороне, через пристань Затон, используя огромные лодки-баржи- «хопёрки», которые тянули цугом запряжённые лошади вдоль Вороны, а зимой на санях. Весь провиант практически доставлялся в два места Тамбовского наместничества (провинции), на севере это Моршанск, не исключая и Тамбов, на юге — Борисоглебск. Здесь необходимо заметить, что в Дербене проживали помещики-однодворцы — Пушкины в те далёкие времена, скорее всего они родственники нашего величайшего А.С.Пушкина, а потомки их и сейчас живут в Дербене. В 1721 году, русские войска под предводительством генерал-майора Ивана Ильича Дмитриева-Мамонова со второй попытки взяли крепость Дербент, древнюю столицу Дагестана, русское название этой крепости — Дербень (Железные ворота). Часть Вяжли, была подарена Петром Первым этому Мамонову, который и дал деревне название — Дербень. По свидетельству стариков, именно с этого исторического момента Дербень и принадлежал Мамоновым. Между двух оврагов был возведён кирпичный Храм Покрова — на — Вяжле, сейчас там ещё можно с огромным желанием разглядеть канавы от фундаментов этой церкви, а когда она была разобрана — это загадка, конечно не в советские времена, а значительно раньше.

В 1798 году Вяжля подарена Боратынским и молодые супруги Александра Фёдоровна и Абрам Андреевич едут в незнакомые места. Скорее всего часть Вяжли — Дербень к этому моменту принадлежал бывшему фавориту Екатерины Второй, А.М.Дмитриеву — Мамонову, с которым А.А.Боратынский был давно знаком, а может и был с ним в приятельских отношениях. Абрам Андреевич или купил у него деревню Дербень или взял в аренду, может и не всю деревню а только господский дом с хозяйственными постройками. 19 февраля 1800 года ( по старому стилю) у четы Боратынских здесь в Дербене появился первенец — Евгений, будущий поэт и был крещён именно в этом Храме Покрова — на — Вяжле (Покровской церкви села Вяжли). Потом здесь родились Софья и Ираклий, а в марте 1804 года семья Боратынских уже перебирается во вновь отстроенное имение — Мара, о чём Абрам Андреевич подробно информирует свою сестру М.А. Панчулидзеву, хозяйку Марьинки.

После раздела Вяжли на восемь частей в 1840 -х годах, Александра Фёдоровна оставляет за собой Дербень, что документально подтверждено у М.А.Климковой, генерал-лейтенантша Боратынская конечно помнит откуда пошло всё, все селения вдоль речки Вяжли раздаёт своим детям, а Дербень (или часть имения с господским домом) оставляет всё таки за собой. Но а в 1850 году, согласно сведений М.А.Климковой, она завещает Дербень своим дочерям Наталье и Варваре и внучкам Александре Сергеевне, Софье Сергеевне и Анастасии Сергеевне. Вероятно, когда в 1818 году Александра Федоровна возводит в Маре кирпичный храм Вознесенья Господня, Храм Покрова — на — Вяжле в Дербене был разобран на кирпич, так как этот материал был очень дефицитным, но а канонам Православной Церкви это не противоречило, ввиду того что возводился новый Православный храм из этого кирпича. В 1886 году на границе сёл Марьинки и Вяжли была построена новая, деревянная Покровская церковь, сейчас там памятник павшим землякам в годы Великой Отечественной войны и великолепная дубрава из древних дубов.

Часть в имении Дербень Софьи Сергеевны Боратынской (жены В.Н.Чичерина), потом перейдёт к Петру Николаевичу Чичерину ( представитель семейства Тамбовских Чичериных). Часть в имении Дербень Варвары Абрамовны ( умерла в 1891 г.), перейдёт (согласно М.А.Климковой) к её дочерям Ольге Александровне Дмитриевой — Мамоновой (Рачинской) и Варваре Александровне Рачинской. Но на мой взгляд, часть имения Дербень, по наследству было всегда за Дмитриевыми-Мамоновыми. Вот здесь — то и познакомились юная Оленька Рачинская (умерла в 1917 году) и художник Эммануил Александрович Дмитриев-Мамонов. Потом по наследству Дербень перешёл к их сыну Сергею, который был женат на Александре Михайловне Боратынской ( её надгробие сохранилось в Маре), при этом все остальные части имения в Дербене перешли по родственным связям к Сергею Эммануиловичу, а потом к его сыну-Михаилу Сергеевичу Дмитриеву-Мамонову — последнему помещику Дербеня.

Михаилу Сергеевичу Дмитриеву-Мамонову в роковом 1917 году было всего 27 лет. В этот критический период Российской истории там, в Дербене практически безвыездно проживал дворянин Пётр Николаевич Чичерин, имел там свой небольшой участок и выполнял обязанности управляющего имением Михаила Сергеевича Дмитриева-Мамонова — практически последнего законного наследника огромнейшего владения всех Боратынских.

Куда сгинули Михаил Сергеевич Дмитриев-Мамонов и Пётр Николаевич Чичерин, после 1917 года, история умалчивает. Здесь исследователям ( если таковые найдутся), работы непочатый край.

Согласно описи строений (по информации М.А.Климковой), в 1850 годах передававшихся по завещанию А.Ф.Боратынской, некоторые здания ещё сохранились в Дербене, хотя я в этом не уверен, так как с возможной ликвидацией Дербенского лесничества всё может быть уничтожено. Но а парк в общих чертах сохранился, сохранились и другие достопримечательности Дербеня.

В заключение я ещё раз хочу перечислить всех знаменитых ( на мой взгляд) жителей из деревни Дербень или когда — либо посещавших деревню.

Пётр Первый — царь и император Российской империи, во время возвращения русских войск с войны на Кавказе (в 1721 году), в селении Вяжли для их отдыха был устроен военный лагерь, здесь — же Пётр Первый и подарил часть Вяжли И.И. Дмитриеву-Мамонову, который и дал впоследствии этому селению название Дербень — русское название дагестанской крепости Дербент (Железные ворота) — сегодня самый древний город на территории России (более пяти тысяч лет).

Иван Ильич Дмитриев — Мамонов, генерал — майор, видный деятель эпохи Петра Первого, женатый морганатическим браком на царевне Прасковье (родной сестре императрицы Анны Иоановны, вот откуда появились в архивах Мары рескрипты этой царицы).

Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов, один из последних фаворитов стареющей Екатерины Второй, граф, генерал-аншеф.

Абрам Андреевич Боратынский, генерал-лейтенант, отец знаменитого семейства.

Александра Фёдоровна Боратынская (Черепанова), дочь коменданта Петропавловской крепости Санкт — Петербурга, мать знаменитого семейства, до конца своей жизни оставалась помещицей Дербеня.

Евгений Абрамович Боратынский — выдающийся поэт Пушкинской эпохи.

Ираклий Абрамович Боратынский, генерал — лейтенант, военный губернатор и сенатор.

Софья Абрамовна Боратынская- сестра поэта, которой он посвятил несколько стихотворений.

Варвара Абрамовна Рачинская (Боратынская), сестра поэта.

Сергей Александрович Рачинский, профессор Московского университета, выдающийся педагог, подвижник и друг К.П.Победоносцева.

Эммануил Александрович Дмитриев — Мамонов русский художник середины 19 века, один из последних друзей Н.В.Гоголя, родственник Л.Н.Толстого.

Сергей Эммануилович Дмитриев-Мамонов, родственник и приятель Л.Н.Толстого.

Александра Михайловна Дмитриева-Мамонова, жена Сергея Эммануиловича её надгробие сохранилось в Маре.

Софья Эммануиловна Дмитриева- Мамонова (1860-1946 г.г.), художница, родственница Л.Н.Толстого, подруга Татьяны Львовны Толстой.

Николай Александрович Пушкин, внук величайшего поэта А.С.Пушкина, неоднократно посещал Дербень, возможно там и кратковременно проживал с семьёй, урочище «Пушкинские углы», по пути в село Иноковку имеет название именно благодаря этому внуку великого поэта.

Петр Николаевич Чичерин, брат всех Тамбовских Чичериных.

Михаил Сергеевич Дмитриев-Мамонов, последний помещик Дербеня, скорее всего художник, русский эмигрант.

Пётр Михайлович Токмаков, уроженец села Иноковки, один из руководителей восстания тамбовских крестьян.

Александр Степанович Антонов, руководитель восстания тамбовских крестьян, неоднократно вместе с Токмаковым бывали в Дербене.

Михаил Николаевич Тухачевский, маршал Советского Союза, руководитель подавления тамбовского восстания русских крестьян, его штаб однажды находился в Дербене, тут — же недалеко и расстреливали.

Милонов Владимир Егорович, генерал-лейтенант, родился в Дербене 27 октября 1922 года, участник Великой Отечественной войны, лётчик на знаменитом Ил-2, совершил геройский подвиг с посадкой своего самолёта на захваченной врагом территории и спасением экипажа, в 1970-е годы служил в должности начальника штаба дальней военной авиации СССР. К сожалению, в Книге активных участников войны, выходцев из Тамбовской области Милонов В.Е. не значится. Но весь материал по его подвигу с портретом, изложен на сайте Академии исторических наук, «От солдата до генерала», www.ainros.ru. Милонов В.Е.- мой сосед.

Зубков Николай Владимирович, канд. сельск. х. наук, доцент Московского городского педагогического университета, родился в Дербене в 1950 году, мой сосед.

Зубкова Валентина Михайловна, доктор биологических наук, профессор, жена Зубкова Н.В., работает там — же, она родом из Тамбовской области ( на сайте университета есть её портрет и емл).

Поминов Владимир Алексеевич, уроженец села Иноковки (1953 г.), долгое время проживал с родителями в Дербене, его отец был лесником в Дербенском лесничестве, Сейчас он исполняет должность заместителя начальника управления ветеринарии Тамбовской области (на сайте управления есть его портрет).

Но вот, пока только такой список знаменитых людей из Дербеня, конечно он далеко неполный, к примеру я забыл как зовут и фамилию военного лётчика — испытателя, полковника, который приезжал в своей матери в отпуска.

Но историю нашего Отечества делают люди и пишут люди, поэтому я приглашаю своих земляков из Дербеня и не только, если кто-то знает что-либо, то можно продолжить эту историю прямо здесь, благо электронные, современные компьютерные технологии позволяют это сделать довольно быстро и эффективно.

Нельзя исторические исследования оставлять на потом, ведь завтра уже может быть и поздно и время всё поглотит и всё канет в Лету. Тем более мы живём в самом начале двадцать первого века, время не самое хорошее для сельской России ( впрочем, а когда оно было хорошим для русской деревни, разве что во времена Л.И.Брежнева и то относительно). Колесо уничтожения, разрушения и ликвидации с невиданной силой утюжит русские сельские просторы. В окрестностях Дербеня и других сёл Привяжлья это чувствуется буквально в любом направлении. Современный русский сельский житель, кроме топора, лопаты, косы, граблей и тачки практически ничего и не имеет, этим ручным инструментом он вынужден обрабатывать кормилицу землю и содержать себя и свою семью, или ехать в Москву на заработки, другого пути выживания практически нет. Отсюда запустенение , разруха и отсутствие перспектив выхода из этого тупика.

Так вот, здесь и поможет нам Её Величество- История.

Кто были дворяне, перед 1917 годом. Как правило они были высокообразованными людьми своего Отечества, которые имели свои имения-экономии, достаточно эффективные с высокоразвитым сельскохозяйственным производством, а главное они были хозяевами на своей земле и не вывозили свои богатства за бугор (как это делается сегодня современными богатеями) и чем-то напоминали советских председателей колхозов.

Русские крестьяне — хлебопашцы на русской земле к 1917 году, мой дедушка Коновалов Андрей Васильевич имел семью более десяти человек, свою землю, несколько лошадей, несколько коров и массу мелкой живности. Вот и ответ, там хозяин и тут хозяин и минимум ручного труда.

P. S. 15 октября 2011 года я позвонил в Кирсанов своему земляку Кареву Геннадию Алексеевичу и очень долго и подробно расспрашивал его о жизни в Дербене и о моих земляках . Но в ответ неизменно слышал: «...умер, ...умерла, ...умер, ...умерла...». Вот тут-то я и почувствовал явственное приближение давно забытого, средневекового «Дикого поля» к моей Родине, то есть возврат абсолютно безлюдных пространств на наши просторы уже сегодня реален в ближайшей временной перспективе. Вблизи Дербеня уже нет таких селений, как Щемиловка, Ленивка, Лисички, Акри, на грани ликвидации сейчас Сосновка и Кезьминка. Если в Дербене в 1926 году проживало 585 человек (мужчин — 282 и женщин — 303), то сегодня там проживает несколько десятков человек, то есть за 85 лет население сократилось более чем в десять раз.

При такой катастрофической динамике убыли русского населения, все русские пространства Приворонья через 30 — 50 лет гарантированно превратятся в «Дикое поле» времён Золотой орды. Причём вымирание русского населения за последние 20 лет ни с чем несравнимы по своим темпам и по катастрофичности, даже с периодом Великой Отечественной войны (1941 −1945 г.г.).

Причины этой катастрофы всем известны и понятны, но на их характеристиках я здесь не останавливаюсь, хотя без устранения этих причин улучшение никогда не наступит.

Мои предложения по улучшению существующей ситуации и выхода из катастрофического социально-экономического и демографического пикирования моего родного Приворонья:

1. Духовно-нравственная составляющая. Уже сегодня необходимо немедленно канонизировать Зою и Александра Космодемьянских (Козьмодемьянских). На Руси сегодня нет святых защитников Руси и русского народа такого масштаба, подобных первым русским святым Борису и Глебу. 29 ноября 1941 года Пресвятая Богородица в образе Зои Козьмодемьянской взошла на вражеский смертный эшафот, презрев врага и тем самым спасла Русь и русский народ от неминуемой гибели, через девять дней после этого события немцы медленно и верно покатились восвояси, хотя до этого момента они практически беспрепятственно дошли до Москвы и Ленинграда. Этому событию совсем скоро 70 лет, необходимо устроить предел этих русских героев во вновь воскрешаемом Тихвинско-Богородицком монастыре города Кирсанова и на их малой Родине, в селе Осиновый Гай, Кирсановского района. Но а моим землякам из моего Привяжлья, на мой взгляд необходимо приложить максимум усилий по возведению храма Покрова — на — Вяжле в Дербене, там где он в очень давние времена и возвышался.

2. Социально — экономическая составляющая. В начале 19 века, дорога из Кирсанова в Рамзу и т.д. проходила напрямую через Акри (Кезьминку) и Дербень. Река Ворона в этом месте очень узкая, так как течению реки способствует суточное вращение планеты Земля (т.н. коарелисовое ускорение). Учитывая это обстоятельство, я рассчитал мостовую металлическую ферму с пролётом 35 метров и весом около 3 тонн для пешеходов, вело транспорта и гужевого транспорта, с возможным неинтенсивным движением легкового автотранспорта, также мной представлены фермы с пролётами соответственно, 23 метра и 59 метров — вантовая. Но вот уже почти десять лет я тщетно пытаюсь доказать эффективность этой дороги и моста перед руководящими чиновниками Тамбовдорстроя (Тамбов, Студенецкая наб. 20). В конце 19 века купец и промышленник Крылов и его сотоварищи построили дорогу от Кирсанова до Чутановки с деревянным мостом, этот мост давно сгнил, а новый наверное никогда не будет построен. Поэтому сегодня существует только один объездной путь через Садовку, до Дербеня это 35 км., до Сосновки — 45 км., но а до Рамзы все 50 км. А предлагаемый мною прямой путь от Кирсанова до Дербеня составляет всего-то чуть более 10 км. Поэтому сегодня уже настала насущная необходимость руководству Марьинского сельсовета взяться за строительство лёгких переправ в Сосновке, в Кезьминке и в Чутановке через реку Ворону своими силами методом народной стройки и сделать всё, чтобы эти мосты были на балансе сельсовета. Местные жители на вело транспорте, гужевом транспорте и пешком, очень легко будут добираться до Кирсанова, а это движение, а значит и жизнь.

Государственный Воронинский заповедник — это единственная государственная структура в Приворонье, всё остальное ликвидировано и уничтожено. Поэтому необходимо максимально использовать возможности заповедника для улучшения жизни местного населения.

Тем более вся законодательная база здесь отработана на основе решений Тамбовских властей и приспособить её для нужд населения на мой взгляд не составляет никакого труда. Что здесь можно сделать уже сегодня, это конечно организовать экологический туризм, вот здесь — то мои лёгкие переправы через Ворону как никогда будут кстати, экологический туризм без сельского экстремального туризма невозможен, причём здесь необходимо привлекать и завлекать богатых иностранных туристов. Реку Ворону в Дербене следует открыть для свободного посещения, так как там великолепные пляжи, целебная слабо менерализованная вода из святых источников «Крутого быка» и целебных озёр, а также великолепная рыбалка как на Вороне, так и на озёрах. Словом уже сейчас необходимо создавать жизненное пространство для населения и особенно для молодёжи, завтра уже будет поздно. Русский лес и русская природа готовы помочь русскому человеку в труднейшею для него эпоху, но этот лес и природу очень бдительно охраняют и сберегают от русского человека. Флора и фауна это конечно очень хорошо, но я очень боюсь наступления того момента, когда вблизи Воронинского заповедника вымрет всё русское население, вот тогда — то и придётся строить показушные русские деревни с завозом населения в них из русских сохранившихся поселений староверов Австралии, Америки или Канады.

На рубеже 19 и 20, веков известный русский путешественник и учёный П.П.Семёнов-Тяньшанский неоднократно посещал Приворонье и в своих трудах он подробно излагает процесс кустарного изготовления красного обожженного глиняного кирпича местными крестьянами. Некоторые умудрялись в сезон производить до сорока тысяч штук кирпича, в Дербене чудом сохранились пять домов, построенных из такого кирпича. Сейчас один красный глиняный кирпич стоит 10 — 15 рублей.

В 1941- 45 годах немецкие фашисты из оккупированных русских и украинских областей эшелонами вывозили чернозём на тощие немецкие земли. Поэтому чернозём, а вернее чернозём тысячелетиями смываемый дождевыми осадками на дно озёр и рек превратился в ценнейший продукт — сапропель. Тамбовская область по запасам сапропеля — это Саудовская Аравия по нефти. Вот на мой взгляд где спрятаны богатства, которые и спасут мою малую Родину от демографического и социального коллапса, только в одном озере Рамза этого сапропеля тысячи кубов, а речку Вяжлю смело можно назвать сапропелевой практически на всём её русле.

И наконец, социально — экономическое управление и землеустройство. На мой взгляд современное социально — экономическое управление и землеустройство на селе неэффективны, они практически способствуют вымиранию русского сельского населения. Русский человек в сельской местности сегодня лишён возможности где — то в своём селении стабильно зарабатывать деньги, чтобы содержать себя и свою семью. Если до 1991 года, в нашем колхозе и на животноводческом комплексе селяне получали зарплату в 200 — 300 рублей, то сейчас этой возможности они лишены, так как нет и колхоза и этого комплекса, уничтожено и Дербенское лесничество. Остаётся только пенсия пенсионеров, участок земли и домашняя живность и всё в основном на ручном и тяжёлом труде. Школа ликвидирована, библиотека также, автобус придёт раз или два в неделю, всякая медицинская помощь и обслуживание сведены к минимуму. Люди надорваны и физически и морально с высокой степенью нервного истощения от такой жизни. Отсюда и катастрофическая, очень высокая смертность сельского населения и жителей малых русских городов типа Кирсанова.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Климкова М.А. «Край отеческий...» История усадьбы Боратынских - СПб. Искусство, 2006 г.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 74
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, г. Санкт - Петербург)
12.07.2013 09:52
Будет очень интересно, если кто - то присоединится и дополнит данную информацию своими сведениями. Дербень в цепочке русских селений Привяжлья является первым населённым пунктом вблизи реки Вороны и пойменного леса. Поэтому, на мой взгляд именно отсюда в очень давние времена и начиналось заселение села Вяжли. А произошло это по моим исследованиям в середине 16 века, во время царствования Ивана Грозного. И до татаро-монгольского ига здесь уже жили русские люди. Загадочный "Червлённый Яр" подтверждает это.
Алексей (Москва)
02.09.2013 12:23
Здравствуйте.

Очень все интересно. полностью разделяю Ваши опасения. Мои предки из Кезьминки, а от нее, как Вы сами знаете, почти ничего не осталось.

Вы, случайно, не знаете каким образом можно раскопать данные о Кезьминке? Когда появилась, история... Ищу данные о своих предках, но ничего найти не могу. Поумирали все...

Заранее спасибо
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района,г. Санкт-Петербург)
03.09.2013 20:25
Здравствуйте Алексей! Очень замечательно, что мои земляки читают мою статью, спасибо. В середине 90-х годов я был в Акрях и очень долго беседовал с 90-летним стариком об истории Кезьминки и Сосновки. Так вот, по его воспоминаниям массовое заселение этих и других населённых пунктов (Акри и Лисички) произошло в 20-х годах 20 века. Когда земли помещиков были переданы крестьянам. Но и в 19 веке здесь эти посёлки уже существовали. Этот факт косвенно подтверждают даты и места рождения погибших воинов в Великой Отечественной войне (в ИНТЕРНЕТе можете обнаружить). Но а переселялись в основном сюда выходцы из Вячки и Калаиса, своих однофамильцев в этих сёлах Вы можете отыскать там и сегодня, а может даже они и Ваши родственники. Если лёгкий мост здесь мне с Божьей помощью удастся построить, то добираться с Калаиса на нашу с Вами малую Родину будет очень легко. С уважением, В.Ф.Коновалов.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района,г. Санкт-Петербург)
04.09.2013 20:36
Да..., Алексей Вы можете в ИНТЕРНЕТе набрать: "Поэт Дербенских лесов", возможно там Вы найдёте для себя что-то интересное. И ещё, я вспомнил того мужчину, который мне рассказывал об истории образования и заселения Кезьминки, его фамилия - Коржиков. С уважением, В.Ф.Коновалов.
Коновалов Виктор Федорович (lдер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
24.10.2013 07:06
Я на сайтах Уваровской епархии и г. Кирсанова предложил перестроить ещё не утраченные и совсем не разрушенные стены Марьинской МТС в Православный Храм. Так как эта МТС строилась в 50-е годы 20 века из кирпича после разборки церквей. К тому-же, ось восток-запад Марьинской МТС строго совпадает с осью Храма Покрова на Вяжле и Луговой часовни Покрова Пресвятой Богородицы в Дербене, ныне утраченными. Может строительство этого храма каким-то чудом приостановит деградацию и вымирание моей малой Родины.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района,г. Санкт-Петербург .)
21.11.2013 17:57
После некоторых размышлений, я на сайт Уваровской епархии отослал предложение перестроить Марьинскую МТС в Православный Монастырь. Как было - бы здорово, Православный Монастырь и совсем недалеко, музей Е.А.Боратынского в Маре и в Софьинке. При этом, здесь - бы образовался новый Православный Культурно - Духовный центр на Тамбовщине. А сейчас чудом сохранившиеся стены зданий этой МТС можно увидеть набрав в ИНТЕРНЕТе: Кирсановский район, с. Вяжля, фото планета, название фотографии, "Марьинский колхоз развалился".
Давыдкина Любовь Владимировна (Калуга)
21.01.2014 12:13
Вы пишите:"Куда сгинули Михаил Сергеевич Дмитриев-Мамонов и Пётр Николаевич Чичерин, после 1917 года, история умалчивает. Здесь исследователям ( если таковые найдутся), работы непочатый край".

Мы в Калуге тоже занимаемся историей рода Дмитриевых- Мамоновых, т.к.они владели усадьбой в д. Тимофеевка недалеко от Калуги, и Миша Мамонов провел там свои детские годы.Я тоже не знала ничего о его судьбе после революции.Но случайно нашла такую информацию в книге Н.В.Волкова-Муромцева "Юность. От Вязьмы до Феодосии". "Наши войска продолжали наступать в Галиции. Как раз оттуда, с фронта, приехала весной Машенька Хомякова, младшая дочь Николая Алексеевича. Она была сестрой милосердия в полевом госпитале. Она была очень удручена, только что убили под Тарновым троюродного брата моего отца, Мишу Дмитриева-Мамонова , который тоже был на балу в Хмелите как раз перед войной. Оказывается, она была с ним обручена. Мы, дети, Мишу очень любили, он был забавный и простой".Это точно наш Михаил, т.к. через несколько страниц автор встречается с его тетей :"Куда шел этот поезд, я понятия не имел. Во всяком случае не в Харьков. Он дошел до Люботина, и там сказали, что он поворачивает куда-то в сторону. Говорят, до Харькова верст 30. Я пошел на станцию узнать, есть ли поезда. В станционном зале, набитом людьми, большей частью женщинами, сидящими на узлах, произошла невероятная встреча. Всю жизнь меня удивляло количество совпадений, случавшихся со мной.

Я о Люботине раньше и не слышал. Случай меня привел сюда. И вдруг:

— Николаша, что ты тут делаешь?
Посмотрел — тетя Соня Дмитриева-Мамонова, двоюродная сестра моего отца. Имение у нее было в Тульской губернии, что она делала в Люботине?
— Тетя Соня, а ты что тут делаешь?
— Да у меня тут имение.
— Имение?
— Да, недалеко, рядом с Голицыными.
— Какими Голицыными?
— Да Вера, двоюродная сестра твоей бабушки Дондуковой.
— Я и не знал об этом.
— А ты зачем здесь? ".
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
21.01.2014 21:26
Спасибо Вам Любовь Владимировна за очень ценные сведения о М.С.Дмитриеве-Мамонове-последнем помещике Дербеня и законном наследнике рода Боратынских в Маре. Судя по Вашей информации он погиб ещё до революции. Но в 60-е годы 20 века был ещё жив приказчик из имения Дмитриевых-Мамоновых в Дербене - Шиндяпин Захар Иванович, я его прекрасно помню и беседовал не с ним, а с его детьми о последнем помещике нашей деревни. Так, все они говорили, что Михаил Сергеевич именно после РЕВОЛЮЦИИ раздал крестьянам всё своё движимое и недвижимое имущество и убыл скорее всего за границу. А может это был П.Н.Чичерин - управляющий и по совместительству помещик Дербеня. К сожалению точной информации история нам не оставила.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
25.01.2014 05:49
В Тамбове, в дворце Асеева в скором времени должен начать функционирование филиал ГМЗ Петергоф. Я думаю, что на должность директора этого филиала нужно назначить Климкову Марину Александровну. Поэтому, я советую ей связаться через электронную почту с руководством музея или съездить в Петродворец и встретиться лично.
Надежда (галкина) Игнатова
29.01.2014 18:46
Виктор, здравствуйте! Спасибо за содержательный рассказ о родной деревне Дербень. Могу тоже поделиться информацией о людях.Проживаю в Башкортостане в г. кумертау
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
31.01.2014 09:26
Здравствуйте Надежда, моя соседушка. Как я рад, что Вы здесь оставили свой комментарий, огромное спасибо. Да, конечно если что-то известно о истории Дербеня и о жителях, то непременно здесь это нужно поместить. Может даже информацию и о других населённых пунктах. Да, Надежда ещё можно зайти на сайт Калаисской школы, там тоже есть некоторая информация, а в разделе - "выпускники" моя ЕМЛ. Можно набрать в интернете "Поэт Дербенских лесов", что-то и там есть. Надежда, ещё раз огромное спасибо и привет всем моим землякам.
надежда (Кумертау)
02.02.2014 15:11
Виктор, здравствуйте! На сайте средней общеобразовательной школы с. Ира размещена информация о переселенцах Кирсановского района Тамбовской области в разделе "История школы и села Ира", "Летопись села". Село образовано в 1871 году и находится около автотрассы Оренбург-Уфа.
Галкина Валентина (Кирсанов)
02.02.2014 16:39
Здравствуйте Виктор!Огромное спасибо за интересную историю о нашей Родине. Я не много знала от мамы и бабушек. Знаете ли вы что нибудь о Финашкеном лесе?
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
03.02.2014 13:48
Здравствуйте Надежда и Валентина. Большое спасибо, что вы здесь вместе оставили свои записи. Посмотрел этот сайт, интересно, а знают что-либо об этом жители села Ира, Кирсановского района. Урочище "Финашкин лес" связано с именем вашего прадедушки, скорее всего кто-то из старшего поколения знают где этот лес находится. Да, Надежда и Валентина тут слева от названия моей статьи можно войти в раздел "издания". Там есть перечень интересных публикаций, а в статье об Антоновщине имеются мои комментарии. Там-же приведён ЕМЛ, куда можно поместить ваши статьи краеведческого содержания.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
04.02.2014 09:14
Вот названия урочищ Дербенского леса, которые я знаю: "Мокрая поляна", "Монастырский лес", "Пасека", "Ворота", "Пушкинские углы" - по имени Н.А.Пушкина - внука А.С.Пушкина, "Погоди", "Шамор" - база А.С.Антонова, "Финашкин лес", "Никушин бугор", "Тарасова избушка", "Затон", "Фокина поляна", "Дербенская купальня", "Дербенский пляж", "Крутой бык"- в сторону Вячки от нашей купальни, там-же "Святые источники", "Белая избушка". И все эти урочища располагаются последовательно в направлении от Рамзы в сторону Сосновки. Интересно, а знают-ли эту топонимику Дербенского леса сотрудники Воронинского заповедника, ведь этот лес целиком и полностью находится в границах этого заповедника.
Надежда (Кумертау)
04.02.2014 18:43
По возможности постараюсь получить полезную информацию от жителей с. Ира, переселенцев Кирсановского района. По рассказам жителей в те годы к ним приезжала помещица из с.Софьинка.
Левина Галина Владимировна (Тамбовская область,Кирсановский район, село Ленинское)
01.03.2014 20:34
Я учитель русского языка и литературы в ленинской школе.Работая со своими учениками над вопросом связи села Ира Кирсановского района с Ирой В Башкортостане случайно обнаружила Ваши интереснейшие материалы.С 1977 года по 1988 (сразу после окончания института) я жила в селе Марьинка, работала учителем в восьмилетней школе и даже несколько лет председателем сельского Совета.Интерес к истории Марьинки, Дербеня,Боратынских,Антоновщины живёт вместе со мной.Мой муж Левин Владислав Иванович, в настоящее время глава Ленинского сельсовета, родом из Марьинки, там живёт его мать и сестра.Мы безмерно рады тому, что благодаря Интернету мы познакомились с Вашими замечательными трудами, уважаемый Виктор Фёдорович. И совсем неожиданной была встреча с Надеждой из Кумертау.Мы недавно подружились С Байгульдиным М.Н., дирекором Ировской школы в башкортостане, надеюсь, что и с Вами, уважаемые Виктор Фёдорович и Надежда, мы сможем общаться.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
03.03.2014 08:21
Благодарю Вас Галина Владимировна, с Надеждой я думаю Вы ещё сможете пообщаться. Очень много материала в ИНТЕРНЕТЕ по истории нашего края у Марины Климковой (г. Тамбов). Да, в 70 - 80 - е годы в Марьинке был целый агрогородок. Чудом уцелевшие стены зданий Марьинской МТС нужно перестроить в Православный храм или в монастырь. А в Калаисе через Ворону построить мост, только тогда можно надеяться на некоторое улучшение жизни на нашей малой Родине. У Надежды Павловны я учился (2 - 4 кл.), желаю ей крепкого здоровья и Владиславу Ивановичу мой привет.
Коновалов Виктор Федорович (lдер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
03.03.2014 09:05
И ещё Галина Владимировна, я сконструировал 7 вариантов моста в Калаисе через реку Ворону, но похоже, что ЭТО никому ненужно. Поэтому, я все чертежи в электронном виде переслал администратору сайта в Кирсанове (kirsweb@yandex.ru). Пролёт мостовых ферм от 23 до 59 метров. Может Владиславу Ивановичу нужно где-то в сельсовете строить мост, то эти мои фермы можно использовать, скачав проекты с данного сайта.
Левина Галина Владимировна (Тамбовская область, Кирсановский район, село Ленинское)
20.05.2014 22:20
Спасибо, уважаемый Виктор Фёдорович, за предложения.Но как я понимаю, это всё сейчас в нашей местности неосуществимо. Не хватает средств на самое необходимое. Владислав Иванович благодарит Вас и тоже передаёт Вам привет.

Очень интересно читать Ваши исследования и размышления.Многие материалы и отдельные мысли я распечатываю и использую на уроках и классных часах. Очень рада, что среди наших земляков есть такой интересный человек, как Вы.Надеюсь на дальнейшее общение.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
23.05.2014 06:58
Большое спасибо Вам Галина Владимировна. Ещё некоторое моё творчество можно обнаружить набрав в ИНТЕРНЕТЕ: Поэт Дербенских лесов; Сайт Калаисской школы - литературная гостиная, выпускники; Русский Лад на Тамбовщине; Уваровская епархия - Вениаминовские чтения. В Марьинской школе я учился в одном классе с Татьяной Лёвиной и с Александром Сапуновым, у меня сохранилась наша выпускная фотография, 8 кл. - 1968 год.
николай (москва)
23.05.2014 22:48
Добрый день Виктор Федорович.В вашей статье звучит такая фраза"а потомки их и сейчас живут в Дербене"прокоментируйте пожалуйста это фразу.Так как я внук покойного Колдина Ивана Сергеевича,и с детства слышил что " дворовая "фамилия

была Пушкины.Жду с нетерпением Вашего ответа.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
24.05.2014 06:42
Да, я и имел ввиду Ивана Сергеевича. В давние времена Пушкиных, не по фамилии, а по дворне, в Дербене проживало очень много. И на эту тему с Иваном Сергеевичем мы неоднократно беседовали. А посмотрите внимательно на кирпичный дом Вашего дедушки, на его архитектуру. Это дом русского боярина - однодворца 16 - 18 веков. Ведь в наших краях селились не только крестьяне, но и отставные служилые люди. Фамилия по дворни - Царёвы этому подтверждение. И ещё, мама Ивана Сергеевича - двоюродная сестра моего дедушки, Коновалова Андрея Васильевича, а по дворни мы - Орляты. И мне, Николай, очень - бы хотелось узнать имя и отечество Вашей прабабушки. Также можно прочитать мою статью на сайте Калаисской школы: "Дербенская тропинка к Пушкину".
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
24.05.2014 10:29
Ведь могли, по всей вероятности, Мария Алексеевна Пушкина (помещица Липецкого уезда, Тамбовской губернии) со своим любимым внуком Александром, в его детские годы, посещать своих Дербенских родственников, могли. Дети А.С.Пушкина, Александр Александрович и Мария Александровна, когда они гостили у Боратынских в Маре, могли ведь навестить Дербенских Пушкиных, могли. А.П.Керн при неоднократном посещении Мары - имения своей подруги, С.М.Боратынской (Дельвиг), тоже вероятно могла посетить Дербенских Пушкиных. И наконец, внук А.С.Пушкина - Николай Александрович Пушкин неоднократно бывал в Дербене и конечно - же скорее всего встречался с Дербенскими Пушкиными. Вот она краеведческая цепочка, связывающая Дербень с величайшим именем А.С.Пушкина. Поэтому, Николай, Вы уже сегодня в кирпичном доме Вашего дедушки - Колдина Ивана Сергеевича, в Дербене, можете смело создавать частный музей под названием: "Пушкины в Дербене".
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
07.09.2014 19:30
19 августа, на Преображение Господне, посетил Дербень и Марьинку. Сфотографировал стены Марьинской МТС (ЛЗС). Эти фотки переслал соответственно в Уваровскую епархию, в Тамбовскую митрополию и в Московскую Патриархию с предложением перестроить стены МТС в Православный Монастырь или в Православный Храм.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
05.10.2014 19:12
Если в Марьинке будет Православный Монастырь (Храм), в Калаисе наконец-то возведут мост через реку Ворону, а в Софьинке создадут и откроют литературный комплекс-музей великого поэта Е.А.Боратынского, да ещё и пустят ежедневный автобус по маршруту: Кирсанов, Марьинка, Софьинка (Мара), Умёт, Павловка, Карай-Салтыково, Инжавино. То в этом благодатном уголке Тамбовщины появится грандиозный Историко-литературный Православный центр.
Левина Галина Владимировна (Тамбовская область, Кирсановский район, с. Ленинское)
16.10.2014 19:12
А если в Дербене, в доме Н.С.Колдина, создать гостевой домик с мини - музеем, отрекламировать, пригласить гостей - туристов. Мне кажется, это будет туристической жемчужинкой Тамбовщины, где сейчас всерьёз задумываются о туристической привлекательности области. А тут интересная история, не мене интересные легенды и предания, старый кирпичный домик, что сейчас очень ценится, а вокруг первозданная красота русской природы.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
18.10.2014 09:10
Спасибо, уважаемая Галина Владимировна, туристский маршрут в Дербень можно проложить прямо из Тамбова. Для этого нужно всего-то построить лёгкий мост через реку Ворона в селе Калаис. В Калаисе имеется остановка на ж.д. дороге пригородного поезда из Тамбова - 564 км. А сразу-же за рекой великолепный сосновый бор, Сосновка, Русайкина долина, Воронинский заповедник, Дербень, Марьинка с возможным монастырём, Вяжля, Софьинка и Мара с музеем Е.А.Боратынского, Новая Деревня, древнейший скифский курган, Рамза с самым большим озером на Тамбовщине, возможный мост через реку Ворона, лесные дубравы Воронинского заповедника, Паревка и Иноковка - сёла исторически связанные с Антоновщиной, Вячка, Калаис. А в Калаисе, в самом центре села, уставших, но довольных и счастливых туристов принимает комфортабельная двухэтажная гостиница в старинном кирпичном особняке - возможно. На следующее утро отдохнувшие туристы следуют в колхоз Ленина и в Ирскую коммуну, останавливаются там в бывших отреставрированных домах коммунаров, совершают туристские походы по имениям Оболенских и Нарышкиных. Но а после ночёвки возвращаются в Кирсанов, совершают экскурсию по купеческому уездному городу с его великолепной особняковой архитектурой в стиле Петергофского дворца Марли. А в 14.00 туристы на пригородном комфортабельном поезде "Ласточка", отдохнувшие и счастливые убывают в Тамбов. Но а опоздавшие на этот поезд, добираются до областного центра в 17.00 от Кирсановского автовокзала на достаточно комфортабельном автобусе. И вот уже в лучах заходящего солнца путешественники с радостью и с нескрываемым волнением видят золотые купола Тамбовских церквей. Выходные или отпуск проведены с достойным туристским наполнением и не зря. Но а мечтать ведь позволено поэту (по Боратынскому).
Левина Галина Владимировна (Село Ленинское Кирсановского района Тамбовской области)
20.10.2014 13:57
Красивая идея. Возможно, в будущем она реализуется.И это будет здорово. А первым малозатратным шагом к её осуществлению предлагаю всё - таки гостевой домик "У дербенских Пушкиных".Николай, внук И.С.Колдина, Любовь Ивановна,дочь И.С.Колдина,а каким будет ваше мнение?
Баскаков Дмитрий
20.10.2014 15:57
Виктор Федорович, скиньте пожалуйста , Ваши чертежи мне на почту dmi3b@yandex.ru.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
21.10.2014 06:41
Галина Владимировна, конечно я только за. Николай ведь здесь обращался ко мне. И Любовь Ивановна и Николай мне думается в полной мере смогут осуществить это мероприятие. Но а в Дербене это не единственное кирпичное здание, бывший дом Царёвых просто поражает красивой и выразительной архитектурой кирпичной кладки.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
21.10.2014 08:27
И ещё Галина Владимировна, гостевой домик - это уже мини гостиница. Поэтому здесь это всё надо регистрировать в налоговых органах. И следовательно платить налоги за данный гостевой домик. Поедут сюда туристы или нет вопрос конечно интересный. А нужны - ли такие заботы и заморочки Любовь Ивановне и Николаю, ведь они проживают в другом регионе и в Дербене, как я понимаю, бывают только наездами и сравнительно редко.
Евгений
09.11.2014 22:06
Виктор Федорович, спасибо за интересную статью. И должен сказать, я бы тоже был очень рад появлению гостевого домика или чего-то подобного. На первом этапе хотя бы просто дома в деревне, где можно было бы по предварительной договорённости остановиться. Для подъёма, чтобы на первых порах не платить лишних налогов за отдельный дом, по-моему, это было бы оптимальным решением. Я сам путешественник. И обожаю русское Черноземье. Хотя и не только его, я вообще люблю сельскую местность подальше от цивилизации. Пару лет назад останавливался по соседству - в Рамзе. Должен сказать, впечатления остались самые приятные. Очень хотел бы съездить снова, попутешествовать по реке Вороне. И думаю таких экотуристов наберётся немало. Я сам нередко вожу экскурсии в удалённые сельские уголки, чтобы хоть кто-то из людей понимал, что Россия - это не только то, что находится в пределах МКАД (москвичи поймут меня). И надо сказать, набралась уже весьма немалая группа людей, которые прониклись духом русской глубинки и русской природы и которые с удовольствием ездят на эти экскурсии снова и снова. Но очень лимитирует отсутствие базы для остановки на месте. Хочется ведь, чтобы это не было типичным (к сожалению) местом для отдыха в деревне. Ну Вы наверное знаете, как такие базы обычно выглядят - порыбачили, водочки похлебали, в караоке на свежем воздухе дружно поорали, а теперь айда в баньку. У нас другой контингент и другие цели, и найти под них подходящую базу довольно сложно. В общем, очень хочется надеяться, что когда-нибудь появится в Дербене какой-то гостевой дом. На мой взгляд сельский и экологический туризм - это единственный способ поднять деревню в России. Т.к. сельское хозяйство очень медленно оправляется после удара, полученного в 90-е годы.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
10.11.2014 15:56
Спасибо Евгений. Правительство России выделило Тамбовской области в виде премии - 168,3 млн. руб. Вот было - бы здорово, если-бы Руководство Кирсановского района каким-то образом смогли-бы выпросить в Тамбове для строительства моста через реку Ворону в Калаисе хотя-бы - 15-20 млн. руб. Тогда-бы все проблемы левобережного Приворонья были-бы решены.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
17.11.2014 23:47
Совсем новые мои стихотворения из сборника: "Моя Тамбовская обитель..., Моя Дербенская лоза..." опубликованы на сайте Городской библиотеки г.Кирсанова, а также они есть на сайте Районной библиотеки Кирсановского района.
Александр (Москва)
01.02.2015 04:00
Низкий поклон Вам за прекрасную статью, за память, за сохранение истории, за правду, за стремление сохранить малую Родину, русский народ и Россию от родственников Боротынских - Рачинских.


Узнал благодаря Вам много нового о своих предках. Поддерживаю все Ваши предложения.

С уважением, Александр Коншин-Рачинский
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
02.02.2015 15:53
Здравствуйте Александр. Большое Вам спасибо за отзыв на мою статью. Здесь же в этой рубрике: "Издания" я совсем недавно опубликовал ещё две новые статьи по этой тематике, надеюсь, что скоро и четвёртая моя статья тоже здесь будет опубликована. Также мои статьи есть на сайте города Кирсанова,в рубрике: "История" и на сайте Городской библиотеки Кирсанова в рубрике: "Краеведение, Кирсановцы - поэты". Очень надеюсь, что в Марьинке, в Дербене, а потом и в Софьинке, в Маре будет создан музей великого русского поэта Е.А.Боратынского. С уважением, В.Ф.Коновалов.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
02.02.2015 21:54
Ровно через месяц великому русскому поэту Евгению Абрамовичу Боратынскому исполнится 215 лет. Как было бы здорово, если бы Руководство Управления культуры и архивного дела Тамбовской области, к этой дате смогли бы оформить Ходатайство перед Министерством культуры Российской Федерации о создании на малой Родине Е.А.Боратынского, в деревне Дербень и в селе Марьинка, Кирсановского района, Тамбовской области, литературного музея поэта.
Левина Галина Владимировна (Село Ленинское Кирсановского района Тамбовской области)
04.03.2015 00:23
Замечательно, что в наш диалог вступают другие лица.Спасибо большое всем, кто неравнодушен к нашим тамбовской деревне, к нашей истории, к нашей природе.

Не будем отказываться от идеи с домиком в Дербене. Его не обязательно регистрировать как ИП. Гостей можно приглашать и в частном порядке через социальные сети.

Дербень - славная деревушка и была бы хорошим гостевым уголком Тамбовщины.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
04.03.2015 21:18
Воды реки Ворона вблизи деревни Дербень (купальня и пляж) являются целебными. Все царапины, ссадины и пр., полученные во время сенокоса, после купания там очень быстро заживают. Слабая минерализация вод реки Ворона здесь происходит из источников "Крутого быка" и из целебных грязевых отложений в болотах и в озёрах. А совсем недалеко, в Инжавинском санатории используются местные целебные грязи, которые по своему составу очень близки к Друскининскайским (Прибалтика).
Вера Васильевна (Россия Саратов)
09.04.2015 13:28
Здравствуйте Виктор Федорович.В 1982 году разрабатывался проект реконструкции имения Боратынских, подъездные пути. В то время Чутановский мост уже объезжали.Я полагаю, после окончательных расчетов решили,что не рентабельно. Я согласна с вами, что церковь восстановить необходимо, но это нужно делать в Маре. ЕЕ до конца разрушили в 50 годах.Мне рассказывали.Возможно земляки, уроженцы края могли бы помочь?!


Я родилась в селе которого уже нет. Ленинка.Из старшего поколения уже никого нет, а хочется узнать о корнях. В Дербене, у двоюродной сестры отец работал в лестничесте. его звали дядя Володя Заверячев. Финашкин вторая фамилия, с чем это связано?


В.В.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
09.04.2015 20:35
Здравствуйте Вера Васильевна. Дядю Володю очень хорошо помню. У него двое дочерей. Финашкин - это по дворни, его отца звали Пётр Афиногенович, а в деревне это отчество упростили до Финашкин. Здесь в самом начале статьи, слева в рубрике "Издания" есть ещё мои три статьи по этой проблеме, по строительству церкви в Марьинке, на месте ЛЗС и музея Е.А.Боратынского. Надежда Игнатова (Галкина)- племянница дяди Володи, её комментарии к этой статье расположены выше.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
06.08.2015 14:30
Я убедительно прошу своих односельчан и выходцев - земляков из: Сосновки, Кезьминки, Марьинки, Вяжли (Атрыганьевки), Софьинки, Новой Деревни, а также уже из ныне несуществующих сёл и деревень - Дербенского Кордона, Белой Избушки, Акрей, Лисички, Ленивки, Щемиловки и других населённых пунктов, оставлять здесь и к другим моим статьям - свои комментарии. Тем самым исторические сведения о Привяжлье будут существенно дополнены и расширены.
Надежда Галкина (Кумертау, Башкортостан)
05.11.2015 10:34
Здравствуй Виктор! Мы сейчас общаемся в одноклассниках по вопросу благоустройства Дербенского кладбища с участием земляков и жителей (обнесение забором и т.д) Интересно, когда впервые было произведено захоронение и почему на этом месте? Некоторые согласны внести свой вклад. С чего начать?
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
05.11.2015 13:36
Здравствуй Надежда. Данное кладбище в Дербене по моим данным существует с конца 18 и с начала 19 веков. В 70 - годы 20 века по линии Марьинского сельсовета всё было обнесено деревянным забором, но он сгнил, а потом и сгорел вместе с очень сухой травой. Строить забор из металла, - достаточно дорого по современным ценам.
Надежда Галкина (Кумертау, Башкортостан)
06.11.2015 00:51
Спасибо, за быстрый ответ. Сегодня звонила Любе Фирсовой (Понкратовой)она мне сказала, что Рамза сейчас относится к Марьинскому сельскому совету и там обнесли деревянным забором кладбище с помощью сельсовета. Сейчас председатель сельсовета в отпуске на следующей неделе выйдет. Попробую ему дозвониться или напишу письмо. На сайте сельсовета нашла муниципальную программу "Благоустройство населенных пунктов в Марьинском с/с на 2014-2020 г." в которой и предполагаются мероприятия по организации и содержанию мест захоронения. Конечно средства там небольшие. Но возможно привлечение средств физических лиц. В общероссийском реестре обозначено Дербенское кладбище площадью о,5 га. Также там сказано, что система учета захоронений отсутствует. Ежегодно около кладбища горит трава. Нужно что-то предпринимать, чтобы отдать дань памяти предкам.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
06.11.2015 14:13
Надежда, большое спасибо за Ваши хлопоты по данному вопросу. Мне думается, что земляной вал по контуру кладбища, нужно каким-то образом облагородить (может даже вскопать его гребень и посеять на нём какие-нибудь долговечные и погодо устойчивые цветы). Так, чтобы обозначить внешнею границу по всему контуру кладбища (или хотя бы со стороны асфальтовой дороги). Будет очень красиво и с очень небольшими трудовыми и финансовыми затратами. А при входе на кладбище (справа и слева), можно создать две клумбы из битого красного кирпича,из чёрной и серой гальки, из желтого и белого песка и из известняка (как в Петергофе). Клумбы из этих материалов, а также из белого или черного мрамора (битого) и гранитного щебня практически вечные, ничем не зарастают и очень хорошо и эстетично смотрятся. И практически все эти материалы в достаточном количестве можно бесплатно набрать и отыскать здесь же в Дербене (тут же по пути в овраге и на склонах, как ехать в луга). Надежда, здесь на верху, в меню: "Краеведение, публикации пользователей" опубликованы ещё несколько моих статей, комментарии можно оставлять там. Виктор.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
07.11.2015 05:27
Надежда, тут я изложу ещё некоторые данные. В 1799 году Боратынские прибыли в Вяжлю (Дербень). И сразу же Абрам Андреевич (отец поэта Е.А.Боратынского), как владелец своих поместий, начал наводить здесь порядок. Приблизительно в это время он и определил новое место кладбища здесь в Вяжле (Дербене). И ещё, составители реестра явно ошиблись с площадью кладбища, его площадь (как я помню) составляет более 5,0 гектаров, они ошиблись в 10 раз. Это можно очень легко проверить, измерить рулеткой длину и ширину, перемножить и перевести в гектары. Ведь от величины площади кладбища зависит сколько финансовых средств выделит Государство на его содержание.
Сенаторов Валерий (Саратов обл аткарск с вяжля)
19.11.2015 12:24
Наше село вяжля было основано переселенцы ми с Тамбов свой области вам может быть известно что об этом
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
20.11.2015 09:40
Валерий, со второй половины 19 века из Тамбовщины переселялись крестьяне в различные регионы страны. А Аткарск, - расположен сосем недалеко от Кирсанова, поэтому скорее всего переселенцы из нашей Вяжли и образовали Вашу Вяжлю. Причём, Ваша фамилия здесь в современном Привяжлье и в Кирсановском районе, сегодня весьма распространена. Тамбовская губерния до революции имела многомиллионное население и прочно занимала по всем показателям пятое место в Российской Империи. По свидетельству стариков, реально свободных участков в сёлах просто не было. Но а сейчас тут диаметрально противоположная картина, - земли свободной очень много, а селиться на ней некому.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
20.11.2015 14:48
Валерий, если у Вас есть желание более шире и подробно ознакомиться с историей Привяжлья, то ещё можно посмотреть и другие мои статьи по истории Привяжлья и Приворонья, которые размещены здесь же на этом сайте, в верху, в меню: "Краеведение, публикации пользователей". Причём, некоторые из этих статей имеют поясняющие фотографии.
Бакураева Людмила Евгеньевна (Россия, Ульяновск)
20.03.2016 20:48
Здравствуйте,Виктор Федорович! Низкий поклон за статьи о родном мне крае, Кирсановском. Есть ли у вас сведения, а если нет, где можно их найти: нужны сведения о роде Насоновых, Лысых из села Калаис. Интересует все до мелочей. Восстанавливаю историю родов и сопоставляю историю малой родины! Буду благодарна за ответ на мою электронку.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
21.03.2016 15:16
Здравствуйте Людмила Евгеньевна. Род Насоновых очень широко был представлен в посёлке Кезьминка. В одноклассниках можно увидеть Геннадия Насонова из Тамбова, очень много Насоновых, в том числе и из Калаиса у него в друзьях. Там же Вы сможете увидеть и фамилию - Лысых. В Контакте есть сообщество земляков из Калаиса. Также Вы можете посмотреть сайт школы села Калаис, там есть гостевая. Людмила Евгеньевна большое Вам спасибо за внимание к моим статьям, желаю Вам всяческих успехов в Вашем благородном деле.
Павел
19.04.2016 15:33
Доброго времени суток, Виктор Федорович! Меня заинтересовала история Вашей малой Родины. Много познавательной информации. А случались ли находки каких-нибудь кладов или других представляющих интерес для истории вещей в деревне Дербень? Ведь один только факт посещения Петра I данных мест говорит о том, что здесь должно быть много чего интересного!

С Уважением,
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
19.04.2016 22:02
Здравствуйте Павел. Насчёт кладов я не знаю. Я думаю, что значение деревни Дербень для современной Тамбовской области достаточно велико. По моим данным именно здесь родился поэт Е.А.Боратынский. В Дербене родились два генерал-лейтенанта, - И.А.Боратынский (он же губернатор и сенатор) и В.Е.Милонов. Да, скорее всего Пётр Первый был здесь, Воронежскую судоверфь он последний раз посетил в декабре 1722 года. А сейчас в Дербене всего то проживает - 35 человек. Если каким то чудом в Дербене будет создан музей поэта Е.А.Боратынского, то деревня и всё Привяжлье непременно воспрянут и оживут.
зубкова валентина (кирсанов)
04.05.2017 13:27
виктор я ваша соседка очень благодарна что вы так горячо и прданно любите свой край и помноте своих земляков
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт - Петербург)
04.05.2017 17:30
Здравствуйте, Валентина. Больщое Вам спасибо за Ваш комментарий. Валентина, здесь же на этом сайте в меню "краеведение, публикации пользователей" есть моя статья - "Село Маринка...", она посвящена так же Вашим родным. Мне бы хотелось, что бы Вы или кто-нибудь еще оставил к той статье свои комментарии. Всего на этом сайте моих статей семнадцать штук, все они посвящены в основном Дербеню. Валентина, передавайте большой привет и наилучшие пожелания от меня Николаю и Надежде.
Александр Коншин-Рачинский (РФ, Москва)
08.02.2018 09:38
Здравствуйте, Виктор Фёдорович!


В полном восторге от полезности Ваших трудов и правильной оценки нашего прошлого. Особено дорого для меня то, что касается моих родственников, т.к. пытаюсь написать историю рода и Ваши штрихи к ним представляют собой весьма важные безценные факты. Огромное Вам спасибо за Ваши труды. Только с последним выводом в статье я не совсем согласен. Уничтожение села началось ещё в 1917 г., а не только в 1991 г.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
15.02.2018 20:42
Большое Вам спасибо Александр за высокую оценку моим краеведческим публикациям. Майорша Рачинская Варвара Александровна (дочь В.А.Рачинской - сестры поэта Е.А.Боратынского), в 1890 - х годах получила в наследство часть имения в деревне Дербень. Её дом в деревне сохранился, он есть на одной из фотографий в моей статье: "Прилегающие поэтические ландшафты и архитектура дома Боратынских...". За восточной границей кладбища в деревне Дербень существовал склеп, в котором была погребена барыня - помещица из деревни Дербень. Но кто она, фамилия имя и отчество этой женщины, мне на сегодняшний день не известны.
Александр Коншин-Рачинский (РФ, Москва)
27.03.2018 02:03
Уважаемый, Виктор Фёдорович!


С трепетом прочитал Вашу замечательную статью об истории с. Дербень. Огромная благодарность за все Ваши краеведческие изыскания и за боль, которую Вы испытываете о своей малой Родине, за Ваши полпытки расшевилить сегодняшний народ и достучаться до местной власти. К сожалению, только последние два года я начал усиленно заниматься историей своего рода, пытаюсь написать о своих предках и родных книгу. Поэтому Ваша статья и вызвала у меня столь повышенный интерес, ибо в ней я нашёл много крупиц неизвестных мне фактов и историй. Очень сожалею, что реально не могу оказать ныне никакой реальной помощи по реализации Ваших замечательных предложений, проектов. Нас сегодня превратили в нищих, отобрав собственность в 1917 г. до сих пор настоящим собственникам не вернули ничего. А без этой законодательной базы о собственности ничего нельзя сделать, ни привлечь иневесторов, ни взять кредит, даже.

С благодарностью и преклонением за Ваш труд по сохранению истории и памяти о своей малой Родине, Александр 8 917 567 2 765
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
16.04.2018 06:19
Александр, большое Вам спасибо за Вашу высокую оценку моим краеведческим работам. Здесь я ещё раз назову всех дворян из деревни Дербень, - Ваших родственников: Итак, 1722 г. - дворяне Дмитриевы - Мамоновы. Это они за северной окраиной села Вяжли основали сельцо Дербень. 1799 г. - весна, сюда в Вяжлю прибыли А.А.Боратынский и его супруга А.Ф.Боратынская. 19 февраля 1800 г. (по старому стилю) здесь в Вяжле у них родился первенец - Евгений (будущий поэт). Потом здесь же родились Софья и Ираклий. С 1853 г. эта часть села Вяжли перешла во владение В.А.Рачинской (Боратынской), - сестры поэта Е.А.Боратынского. С 1857 г. этой частью села Вяжли владеет О.А. Дмитриева - Мамонова (Рачинская), - дочь В.А.Рачинской. Приблизительно с этого момента эта часть села Вяжли получило новое название, - деревня Дербень. С 1880 - х годов деревня Дербень принадлежала С.Э.Дмитриеву - Мамонову, - сыну О.А.Дмитриевой - Мамоновой (Рачинской), он исполнял должность Управляющего Русско - Китайского (Азиатского) банка Российской Империи. В 1891 г. - здесь в Дербене по наследству получила свою часть имения В.А.Рачинская, - дочь В.А.Рачинской (Боратынской). С 1908 г. и по 1916 год помещиком деревни Дербень был М.С.Дмитриев - Мамонов, - сын С.Э.Дмитриева - Мамонова. С1916 г. и по 1917г. последней помещицей деревни Дербень была С.Э.Дмитриева - Мамонова, - дочь О.А.Дмитриевой - Мамоновой (Рачинской). С 1925 года и по 1994 год на месте имения Боратынских и Дмитривых - Мамоновых располагалось Дербенское лесничество. Но в 1994 г. был образован заповедник "Воронинский" и Дербенское лесничество ликвидировали. Сегодня остатки имения и дом Боратынских и Дмитриевых - Мамоновых находятся на балансе Кирсановского лесхоза, но всё в ЗАПУСТЕНИИ, - в строгом соответствии с одноимённым стихотворением Е.А.Боратынского, которое он написал в 1834 году.
Александр Коновалов (Кемерово)
05.08.2018 21:32
Здравствуйте, Виктор Федорович!
Очень хотелось бы узнать о Ваших корнях. Мой дед Иван Дмитриевич Коновалов родился в январе 1901 года в деревне Соболевка Трескинской волости Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Его отец - Дмитрий Никитич, был рожден в 1877 году. Имеете ли Вы какие-то сведения о своих предках Коноваловых? Нет ли среди них тех, кто проживал на территории Трескинской волости?
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт - Петербург)
18.08.2018 16:23
Добрый день Александр! У меня на данный момент нет каких - либо данных о моих родственниках, которые бы проживали в Трескинской волости, Кирсановского уезда. Мой дедушка Коновалов Андрей Васильевич родился в 1886 году в деревне Дербень. Его отец Василий Титович (мой прадед) родился там же приблизительно в 1850 - 1860 - х годах, он был последним старостой деревни Дербень (и возможно волостным старшиной Вяжлинской волости, Кирсановского уезда), перед 1917 - годом. Но а его отец Тит Яковлевич Коновалов где и когда родился, к сожалению мне не известно. Перед революцией 1917 года Кирсановский уезд был огромный и конечно же наши предки - родственники Коноваловы проживали во многих населённых пунктах Кирсановского уезда. Совсем недавно в Интернете просмотрел открытие мемориала павшим воинам в Великой Отечественой войне, в селе Караул Инжавинского района, Тамбовской области. На памятных плитах этого мемориала я увидел фамилии и инициалы павших воинов - Коноваловых. Александр, боьшое Вам спасибо за Вашу память о Ваших родственниках - предках.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт - Петербург)
19.01.2019 14:32
Здесь в этой статье я перечислил знаменитых людей из деревни Дербень. Надежда Игнатова (Галкина), - моя соседушка, Начальник Управления труда и соцзащиты населения города Кумертау (Башкортостан). Поздравляю Надежду со столь высоким профессиональным ростом, желаю ей крепкого здоровья, счастья и всего самого наилучшего. Вот Вам и Дербень: Здесь родился великий русский поэт. - Е.А.Боратынский. Тут родились два генерал - лейтенанта, - И.А.Боратынский и В.Е.Милонов, конечно же и полковники отсюда есть. Родились здесь и кандидаты наук, а может даже и доктора наук. А И.А.Боратынский исполнял должности военного губернатора нескольких губерний Российской Империи, также он был и сенатором. Но несмотря на все мои усилия (смотри комметрарии к моей самой последней 24 статье: "Храм Покрова на Вяжле..."), моста через Ворону (хотя бы пешеходного) в Калаисе или в Кезьминке или в Чутановке на сегодня нет. Нет и совсем небольшого музея в Дербене : "Дом Боратынских в Дербене". Со дня написания и опубликования данной статьи (моей самой первой), вот уже прошло 8 лет. В 1975 году а начал заниматься проблемой создания музея Е.А.Боратынского, здесь в Привяжлье. А в 1994 году я приступил к продвижению проблемы строительства моста через реку Ворону, в Калаисе или в Кезьминке или в Чутановке. " ... А воз и ныне там ...".
Дмитрий (Москва)
22.01.2019 14:58
Добрый день, Виктор Федорович! Прежде всего хочу поблагодарить вас за тот труд, что вы проделали ради деревни. С недавнего времени я начал наводить справки про деревню, в которой родился мой отец и провел там все свое детство. На праздниках я посетил Дербень, которая сильно опустела и время ее нисколько не щадит. Много наводил информации, расспрашивал родственников и вот сейчас натолкнулся на вашу статью. Это бесценный труд, который открывает новые границы для изучения истории Дербеня. После прочтения статьи мне захотелось углубиться к истокам и сформировать картину деревни со времен Боратынского. За первый приезд мне удалось пока собрать немного материала про мою бабушку и дедушку, живших в деревне, когда снег сойдет собираюсь вновь приехать и более кропотливо отнестись ко всем деталям, включая местонахождение всех домов. Мне рассказывали про помещика, но его фамилию называли как Дербенев и здесь уже происходят расхождения и неточности с той информацией, которой владею я. Возможно, мне очень сильно пригодиться Ваша помощь и если потребуется готов попробовать помочь, с решениями тех вопросов, на которых еще не найдены ответы. Спасибо.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт - Петербург)
22.01.2019 20:49
Дмитрий, большое Вам спасибо за интерес к истории нашей деревни Дербень и к моим трудам. Я Вам советую очень внимательно изучить все мои 24 публикации, здесь на этом, великолепном сайте Тамбовской библиотеки имени А.С.Пушкина. И конечно же прочитать все комментарии к моим опубликованным статьям. По моим данным никаких помещиков Дербенёвых в Дербене никогда небыло (это чья - та фантазия). Дворяне - помещики из деревни Дербень: Дмитриевы - Мамоновы, Боратынские, Рачинские, Чичерины. Сегодня, по всей вероятности, в Дербене ещё проживают кто - нибудь из старожилов деревни. Вот с помощью них, Вы и сможете определить место расположения усадеб Ваших родных и предков.
Дмитрий (Москва)
23.01.2019 12:53
Когда я пытался навести информацию про Дербеневых, то и столкнулся с тем, что никакой информации, связывающий Дербеневых с деревней нет. Поэтому, скорее всего Дербеневых действительно здесь не было и эта информация несколько искажена. Про Дмитриевых- Мамоновых информации много и пока еще зима и в городе, то попробую глубже изучить их дворянский род и связь с Дербенем. В доме Ширшовых я был и он, к счастью, продолжает жизнь. Как мне рассказывали раньше там по соседству жили кулаки. Интересно теперь дойти до дома Колдиных и, конечно, понять местоположение всех домов образца 1912 года и как выглядела деревня. Если я правильно понял, то дата основания деревни 1721 год и через 2 года у нее будет круглая дата 300 лет?
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт - Петербург)
24.01.2019 15:38
Все мои 24 публикации по истории деревни Дербень и других ближайших населённых пунктов Привяжлья и Приворонья, опубликованы на сайте Тамбовской библиотеки имени А.С.Пушкина, в меню: "Краеведение, публикации пользователей библиотеки". При этом, здесь в самой моей последней статье: "Храм Покрова на Вяжле и часовня...", мною даны обоснованно - аргументированные и исчерпывающие ответы на все отрицательные (отказанные) решения по теме: "Дом Боратынских в Дербене". А в моих комментариях к этой статье перечислены номера моих обращений и ответов к ним по данной проблеме.
Елена Шиндяпина (Санкт-Петербург)
27.10.2019 02:19
Здравствуйте, очень давно читаю Ваши публикации, интересно и познавательно,тем более,что я одна из внучек Шиндяпина Петра Захаровича,мой отец Шиндяпин Владимир Петрович, уроженец Дербеня, мама Несмачная Татьяна Михайловна, уроженка Ленинки,мне всё интересно и очень дорого
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт - Петербург)
29.10.2019 10:53
Добрый день Елена! Вижу Вас и Вашу маму в "одноклассниках". Очень хотелось бы у Вас в "одноклассниках", видеть свежие фотографии: Дербеня, Марьинки, Вяжли, место где была Ленинка (Ленивка) и т. д. и т. п. В бывшей школе села Софьинки (закрыли летом 2019 г.), скорее всего будет создан музей поэта Е.А.Боратынского. Вот тогда то, я так думаю, прекрасные дали Дербеня, дом и имение Боратынских в Дербене, получат признание. Елена, мне очень интересно, а сохранилась ли у Вас фотография Вашего прадедушки, Шиндяпина Захара Ивановича, - последнего приказчика в Дербенском имении Дмитриевых - Мамоновых. В 1990 - х годах, у дяди Кости и тёти Насти Мордовиных, я видел большие коробки с фотографиями, которые принадлежали Мордовину Николаю Константиновичу.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт - Петербург)
29.10.2019 11:27
Елена, большое Вам спасибо за Ваш комментарий. Буквально несколько дней тому назад, я переслал изображение - чертёж и описание Покровской церкви села Вяжли (Марьинки), в Музей города Кирсанова. Эти описание и чертёж были созданы до 1886 года, - времени постройки этого Храма. Эта церковь была перестроена в начальную школу села Вяжли (Атрыганьевки), которую закончила Ваша мама и все жители из Ленинки (Ленивки) и Вяжли (Атрыганьевки). Эта церковь возвышалась в 30 метрах севернее от современного Монумента - памятника павшим воинам в годы Великой Отечественной войны, в Марьинке.
Коновалов виктор михайлович (Санкт петербург)
04.06.2022 00:34
65-75года ездил в Дербень на лето к бабушке- коноваловой Евгении Павловне( в девичестве сенаторова) дед Андрей Матвеевич погиб в 45 г .само слышал царево подворье,орляты, .пробабушка по о тцу - желябовская Алена Семеновна,у нее был брат - желябовская иван семеныч - похоронены на дербенском кладбище.вот что я помню.--е ще сарычи-сорокино подворье.часто вспоминаю лесничество,маленькую речку какую-то с вьюнами ловили корзинами,конюшню,ферму,.
Да! Отца звали Михаил андреевич,с естры Антонина и Мария.дом у пруда.
Виктор Коновалов (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт - Петербург)
21.09.2023 12:39
Да...по дворни они все - Орляты. Недавно был на кладбище в Дербене и посетил могилу Ваших Виктор Михайлович родных. Вот схема их родства по мужской линии: Тит Яковлевич Коновалов (жил в Дербене в середине 19 века), его дети (к сожалению все мною не установлены). Его дети: Василий Титович (последний староста Дербеня и старшина села Вяжли до 1917 г - он наш прадед), Матвей Титович - Ваш прадед, Иван Титович - совсем недавно умерла его внучка - Ширшова Зинаида Петровна, она постоянно жила в Дербене, её дом сохранился, Павел Титович - его дочь Марфа Павловна Колдина, а внук - Иван Сергеевич Колдин, ихний кирпичный дом в самом начале Дербеня существует. Очень хорошо помню Желябовского Ивана Семёновича и его брата они по дворни Царёвы, жили в кирпичных домах, один из этих домов сохранился, в нём когда -то жила Ваша тётя Мария Андреевна. Да..., и дом Вашей бабушки напротив пруда скорее всего сохранился, этот дом принадлежал пчеловоду из Кирсанова и у него там была большая пасека.
Виктор Коновалов (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт - Петербург)
21.09.2023 14:37
Да..., вспомнил ихнею сестру, самую младшею - Татьяну Титовну, муж и сын у неё погибли на войне и в начале 1980 - годов, её взяли к себе жить в Уфу её внучка Валя и её сноха.

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю