Виктор Федорович Коновалов
К истории сёл Рамза и Буровщина, Кирсановского района, Тамбовской области
В данной статье, на основании воспоминаний моего дедушки Персиянова Тихона Николаевича (
Мой дедушка Персиянов Тихон Николаевич проживал в селе Рамза, на самой окраине улицы «Мосоловка». Вместе с ним в его доме жили и мои тёти; Елена Тихоновна и Антонина Тихоновна, которые также подробно мне рассказывали о некоторых исторических периодах этого, очень крупного селения. Моя мама Коновалова Таисия Тихоновна довольно часто излагала свою версию по истории Рамзы и Буровщины и тем самым вносила некоторые коррективы в мои познания. Моя тётя из города Саратова, — Нина Тихоновна часто приезжала в Рамзу и также подробно рассказывала об истории этих сёл и Приворонья в целом. В результате всех этих рассказов, у меня сложились определённые и устойчивые воззрения на всю историю сёл Рамза и Буровщина, Кирсановского района, Тамбовской области.
Географически село Буровщина находится на расстоянии около двух километров от села Рамза. До революции 1917 года эти сёла Кирсановского уезда, Тамбовской губернии были очень многолюдными. Несмотря на то, что населения в Рамзе было приблизительно в семь раз больше чем в Буровщине, главным Православным Храмом в этой части Приворонья была грандиозная кирпичная церковь в селе Буровщина — Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В селе Рамза, в давние времена была Казанско — Воронинская мужская обитель (монастырь), упразднённая в 1764 году по так называемой секуляризации (уменьшении) церковных земель, императрицей Екатериной Второй. Но религиозная память в народе и после ликвидации данного монастыря жила столетия. Поэтому дворяне Герасимовы из села Буровщина, в основном на свои средства, в 19 веке и возвели этот грандиозный Православный Храм. В настоящее время в селе Буровщина ещё сохранились кирпичные руины от имения дворян Герасимовых и Православной церкви — Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В селе Рамза, вплоть до
Как рассказывал мне мой дедушка Персиянов Т. Н., в конце 19 века на Тамбовщине была очень сильная засуха, за всё лето дождей практически не было. Соберётся облако над Рамзинским озером и уходит в сторону деревни Дербень, там лил ливень как из ведра, а в Рамзе ни капли осадков. Тогда жители Рамзы и Буровщины стали устраивать крестные ходы к Дербенской Луговой часовне Пресвятой Богородицы. Там жители Рамзы и Буровщины на коленях молились, плакали и просили Пресвятую Богородицу о схождении дождя на их земли. И после этого чудо случалось, — в Рамзе и в Буровщине шли спасительные дожди. Эта часовня с иконой Пресвятой Богородицы располагалась по середине обширных Дербенских лугов, на холме. Часовня эта была построена из кирпича, сейчас половина холма с рукотворным озером, где и возвышалась Дербенская Луговая часовня Пресвятой Богородицы, в полной сохранности. Куда исчезла оттуда чудотворная икона после разрушения в 1930 годах этой часовни, — это сегодня для нас загадка.
Объявления на 1903 год [1]: «Дворянину Петру Николаевичу Чичерину, при д. Дербень — рысистой породы 1 жеребец и упряжной — 8 маток. Продаются на месте и в г. Тамбове. Дворянке Софии Ивановне Герасимовой при с. Буровщина — рысистой породы 1 жеребец и 2 матки и упряжной 6 маток». Петр Николаевич Чичерин — брат Б. Н. Чичерина, на общей семейной фотографии Чичериных, он находится во втором ряду. В настоящее время в Дербене ещё сохранилось деревянное здание конюшни Петра Николаевича, в которой он и содержал этих самых лошадей, продаваемых по данному объявлению. Все здания бывшего, но ныне ликвидированного Дербенского лесничества, представляют собой остатки от имения очень знатного дворянского рода
Дворянка Софья Ивановна Герасимова из села Буровщина, она фотограф и на рубеже 1900 годов фотографировала как крестьян, так и окружающую местность села Буровщины, Рамзы и других селений Кирсановского уезда, издание [3] — «Россия полное географическое описание нашего Отечества — настольная и дорожная книга для русских людей. П. П.
«Паромная переправа в Тамбовской губернии».
«Уборка сена в Тамбовской губернии».
«На току».
«Уличная сцена».
«Урема на р. Вороне».
«Травяная приречная растительность Тамбовской губернии — зонтичные».
«Под ивой в обед».
«На крестьянском дворе Тамбовской губернии».
«Рыбацкие снасти в Тамбовской губернии».
«Скот Тамбовской губернии».
«Водяная мельница в Тамбовской губернии».
По названиям этих уникальных фотографий можно очень легко определить род занятий местного населения. Конечно, здесь в первую очередь запечатлены крестьянский быт, труд как на току при уборке урожая, так и сенокос вблизи Буровщины и Рамзы. В этих сёлах Вяжлинской волости, Кирсановского уезда, Тамбовской губернии всегда занимались рыболовством и просушка рыбацких сетей на берегах озера Рамза вносил свой, узнаваемый элемент в местный ландшафт.
Здесь необходимо отметить, что на фотографиях С. И. Герасимовой, запечатлены как члены этой дворянской семьи, так и простые крестьяне, при этом очень легко угадывается местность вокруг селений и реки Вороны, а на одной фотографии молодая, красивая особа, — сама Софья Ивановна Герасимова. Также на этих фотографиях можно разглядеть и грандиозную кирпичную церковь села Буровщина, — Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Я считаю, что творческое наследие в виде фотографий Приворонья на рубеже 19 и 20 веков, дворянки Софьи Ивановны Герасимовой из села Буровщина, необходимо каким то образом отыскать, систематизировать и создать из них альбом, который потом можно использовать для исторических исследований. Судя по названиям некоторых фотографий С. И. Герасимовой, скорее всего она имела некое отношение к Темирязевской сельскохозяйственной академии в Москве, быть может она там училась или преподавала. В Санкт — Петербургском музее этнографии, в самом начале зальной экспозиции, автор данной статьи видел огромные фотографии на стенах, отражающие жизнь и быт русского народа в самом начале 20 века. Скорее всего эти фотографии принадлежат дворянке из села Буровщина, — Софье Ивановне Герасимовой.
Вяжлинская волость, Кирсановского уезда, Тамбовской губернии на 1914 год [2]:
С. Буровщина — 214 муж., 200 жен., 382 десятин земли, земск. школа.
Д. Варваринка — 146 муж., 136 жен., 115 дес. земли.
С. Вяжли — 511 муж., 478 жен., 379 дес. земли.
Д. Дербень — 189 муж., 198 жен., 166 дес. земли, земск. школа.
Д. Ильинка — 829 муж., 683 жен., 347 дес. земли, земск. школа.
Д. Козловка — 288 муж., 259 жен., 245 дес. земли.
С. Кипец — 193 муж., 186 жен., 248 дес. земли.
С. Марьинка — 713 муж., 729 жен., 1231 дес. земли, церк.-прих. шк.
Д. Натальевка — 283 муж., 286 жен., 431 дес. земли, церк. пр. шк., кредит. тов.
Д. Осиновка — 411 муж., 393 жен., 664 десятин земли.
С. Рамза — 1250 муж., 1213 жен., 2931 дес. зем., зем. и церк. прих. школы.
Д. Софинка — 170 муж., 178 жен., 95 дес. земли.
С. Сергиевка — 348 муж., 347 жен., 637 дес. земли., церк. прих. шк., фельдш. пункт.
С. Чутановка — 611 муж., 643 жен., 1491 дес. земли., земск. школа.
Д. Ядровка — 278 муж., 282 женск., 188 десятин земли.
В селе Рамза в 1914 году проживало — 2463 человек, а в селе Буровщина — 414 человек. По сегодняшним меркам, это очень большие демографические показатели.
Всего в Вяжлинской волости, Кирсановского уезда, Тамбовской губернии в 1914 году (начало
В самом начале 20 века во многих населённых пунктах Вяжлинской волости уже существуют школы, в Дербене земская начальная школа была построена в 1908 году на средства крестьян и местных дворян, но просуществовала эта школа до
Такие крупные (по населению в 1914 году) населённые пункты Привяжлья, как с. Вяжля, с. Марьинка, д. Осиновка, с. Сергиевка и Приворонья — с. Рамза и Буровщина сегодня катастрофически обезлюдели и от былых, этих очень крупных и многолюдных населённых пунктов, остались жалкие островки в виде хуторов и отдельно стоящих крестьянских жилищ, с заросшими, едва просматриваемыми сельскими порядками и улицами.
До революции 1917 года в сёлах Рамза и Буровщина проживали люди различных сословий и рода занятий. В те годы в Рамзе и в Буровщине существовали довольно многочисленные артели рыбаков, которые снабжали свежей рыбой не только жителей Кирсановского уезда, но и губернский город Тамбов и другие уезды Тамбовской губернии. Потом, уже при советской власти, эти рыбацкие артели объединились в два рыболовецких колхоза, которые просуществовали до
Мой дедушка Персиянов Т. Н. ещё в юношеском возрасте обучался и работал штукатуром — отделочником, а позже и лепщиком в передвижной и бродячей артели штукатуров — отделочников из села Рамза. На фронтоне чудом сохранившихся стен здания Марьинской ЛЗС, в селе Марьинка, Кирсановского района и сегодня есть надпись выполненная в технике лепнины моим дедушкой Персияновым Т. Н., — «Марьинская ЛЗС — 1950 г.». Эта артель отделочников из села Рамза выполняла наружные и внутренние штукатурные и лепные отделочные покрытия дворцов помещиков и купцов, а также Православных Храмов. При этом, такая же бродячая артель итальянцев — художников, после этих отделочных — штукатурных и лепных работ, выполняла внутреннею роспись интерьеров дворцов и церквей, а также все малярные работы и облицовку цветными керамическими материалами наружных фасадов.
В этих сёлах, в Рамзе и в Буровщине, крестьяне — плотники и столяры также великолепно строили лодки, баркасы, дубовые кадки, телеги и сани. А кузнецы, жестянщики, портные и другие мастеровые люди из этих селений Приворонья далеко славились по всему Кирсановскому уезду и в Тамбовской губернии.
После 1917 года сёла Рамза и Буровщина, также как и вся страна были в водовороте тех исторических событий, которые и предопределили дальнейшее развитие и становление Советского государства. Существенное удаление этих сёл от уездного города Кирсанова, более 20 километров, способствовало тому, что в 1920 годах эти селения (и особенно Рамза), стали центрами крестьянского восстания на Тамбовщине, под руководством А. С. Антонова. Именно в Рамзинских лесах повстанцы накапливали оружие, создавали замаскированные от посторонних глаз временные поселения в виде землянок, скрывались и жили там.
По своему русскому, этническому происхождению, на мой взгляд, жители Рамзы и Буровщины наиболее близки к русским жителям долин реки Дон. Я часто замечал, что все мои близкие родные из Рамзы, в своей разговорной речи использовали слова, которые характерны для разговорной речи Донских казаков. И таких слов я в своём населённом пункте, — в деревне Дербень и в других ближайших сёлах, больше не от кого и не слышал. Вот эти слова: «пущай», «нехай», «дескать», «негож», «гутарить» и т. д.
Да и само расположение села Рамза в широкой, низменной лагуне, в пойме реки Ворона и одноимённого озера, — Рамза, очень напоминает расположение Донских казачьих станиц. Причём, само сопряжение улиц села с его центральной, административной частью, также характерно для Донских станиц. Вот названия улиц села Рамза, которые я помню с моих детских лет: «Мосоловка», «Свечинка», «Однодворка», «Кораблинка», «Углянка», «Набережный». Прекрасно помню, как привольно расположено село Рамза, на фоне самого крупного озера в Тамбовской области, — Рамза, очень широкие воды которого простирались до самых Паревских возвышенностей.
В
В годы Великой Отечественной войны (
В
В
В
В настоящее время в селе Рамза проживает более ста человек, там есть школа (филиал Уваровщинской школы, Кирсановского района). В селе Буровщина практически уже нет жителей, но некоторые дома ещё находятся в хорошем состоянии, здесь вдоль сельской улицы протянуты провода на столбах с электрическим током. Поэтому есть надежда, что и в Буровщину ещё вернутся
Для того, чтобы
В качестве заключения по данной статье, я приведу здесь небольшое своё стихотворение из моего историко — поэтического сборника: «Моя Тамбовская обитель..., Моя Дербенская лоза...» (Отрывок из этого сборника опубликован на сайте Тамбовской библиотеки имени А. С. Пушкина в меню: Краеведение. Публикации пользователей.):
Когда в садах плоды поспели, Здесь Тихон дед мой рассказал, Мне философские наэли, Солдатский крест мне показал.
Он этот крест ведь под Мукденом, В войне Японской заслужил, Там чудом избежал он плена, Наградой этой дорожил.
В селеньи Рамза вновь поспели, В садах у каждого плоды; Дрозды над Рамзой пролетели, И опустились у воды...
28.10.2012 г., в 12.00, СПб.
История сёл Рамза и Буровщина продолжается...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адрес-календарь Тамбовской губернии за 1903 г., Тамбов 1903 г.
2. Адрес-календарь Тамбовской губернии на 1914 г., Тамбов, 1914 г.
3.
Полковник в отставке, кандидат технических наук, доцент: Коновалов Виктор Федорович, деревня Дербень, Кирсановского района, Тамбовской области, г.
14.10.2015 г. (на Покров Пресвятой Богородицы), г.
Комментарии читателей
18.11.2015 22:35
25.11.2016 20:43
28.11.2016 15:42
10.03.2018 02:42
13.03.2018 06:36
01.02.2019 12:44
История нашего Рода связана с казаками-первопоселенцами на Тамбовской земле, которые основали такие поселения как Кузьмина Гать, Богоявленское (Поганка тоже..) ныне с.Малиновка Тамбовского р., а также есть корни ведущие в сёла Калугино и Рамза инжавинского р. ( мы знаем свой Род до 11-го колена).
Очень интересно было узнать про ваши упоминания о селе Рамза. Ведь информации по истории этого села мы практически нигде больше не встречали.
Мы с моим братом очень интересуемся историей нашего края, в особенности, что касается про упоминания казаков-первопоселенцах. Если Вы распологаете какой-либо частной информацией связанной с казаками в том числе и может какие-нибудь подробности про с. Рамзу, то просим Вас поделиться с нами. ( kozadaev-kubanets@mail.ru )
01.02.2019 15:16
03.02.2019 22:56
28.01.2020 18:25
Занимаюсь родословием предков мужа. Они происходят из села Поганка (сейчас Малиновка) Тамбовского уезда. Можно сказать, соседи Ваших предков.
Один из них, Сапунов Иван Сергеевич (1883 г.р.),по семейным преданиям, был участником русско-японской войны. Факт этот я сомнению не подвергаю, но хотелось бы узнать его полк, чтобы выяснить боевой путь и т.д., да и вообще любое документальное подтверждение было бы очень интересно.
В связи с этим, меня очень заинтересовали Ваши стихи о деде Тихоне. Не могли ли они быть однополчанами? Какие подробности Вам известны?
Буду очень благодарна, если Вы мне ответите.
С уважением,
Наталья (iile2002@mail.ru)
29.01.2020 12:36
17.04.2020 15:16
17.04.2020 17:30
27.06.2020 17:13
27.06.2020 19:49
15.07.2020 13:08
26.02.2021 23:36
04.03.2021 20:12
Вся история нашей семьи связана с этим прекрасным и живописным местом, с дедушкиным садом, с домом. Хорошо помню подругу моей бабушки учительницу Марию Владимировну, большую семью Силкиных, соседа Пальцева и фамилия Персиянов мне знакома. Стараюсь со своими родными приезжать на местное кладбище на могилу бабушки. Дедушка похоронен в Санкт-Петербурге. Хотелось бы, чтобы Рамза возродилась и стала бы цветущей деревней.
Вы можете оставить свой комментарий: