Андрей Литовский
Немые стражники
В степи необъятно широкой
Курганы-могилы стоят...
И тайну эпохи глубокой
Великую в недрах хранят.
Века за веками промчались.
Народы сменяли народ.
Курганы ж немыми остались,
Как сфинксы, не зная невзгод.
Какие народы их там насыпали.
Для цели какой и когда?
Какие обряды на них совершали?
И тризны справляли тогда?
При грозном ли кличе иль плаче народном
Войска хоронили вождей.
И в подвиге их благородном
Искали защиты своей?
История смутно о жизни трактует
За много столетий назад,
Но опытный ум разгадает.
Что в недрах курганы таят.
Евграф Савельев.
В последние годы опубликовано много работ по истории Рассказово, из которых мы много узнали о прошлом нашего города, о событиях происходивших в нем, о людях здесь живших. В строчках снова ожили Степан Рассказ «со товарищи», дворяне Полторацкие и Булгаковы, промышленники Асеевы и Рагоза, фабриканты Тулиновы и Малины, мельники Слободские и Казаковы, мятежные крестьяне и идеалисты-революционеры, молельни с мистическими сектантами и старинные храмы с православными верующими, мрачный помещик Анциферов и благотворитель Крюченков, знаменитая Петровская ярмарка и небольшие торговые лавки, великолепные усадьбы и скромные особнячки, огромные суконные фабрики и маленькие кожевенные заводы, купеческие династии Желтовых, Медведевых, Казякиных, Проскуриных и многих других. Рассказово производило хлеб, сукно, кожу, спирт и изготавливало и торговало всем, что только можно себе представить. Его жители учились в школах и училищах, ходили в театр и библиотеки, лечились в фабричных и земских больницах, служили в армии, полиции и пожарной дружине, строили мосты и дороги, работали и растили детей. И все это уже более трех столетий.
А что же было раньше, до того как появилось Рассказово? Ну как что? Было Московское государство и Древняя Русь, Золотая Орда и Волжская Булгария с Хазарским Каганатом. Стоп! Русь находилась на Западе, Орда на востоке, Каганат на юге — а у нас что? Ммм... Может мордва? Вон и географические названия у нас сплошь мордовские: Ляи, Ломовисы, Танбовы, Кензари да Кёрши. Да верно, во времена Руси и Московского Государства и у нас жили
Ну а если это так, то почему об этом очень мало сведений? Тут надо сказать отдельное «спасибо» православным летописцам, окрестившим нашу Тамбовщину «Диким полем». Причем «диким» совершенно не
Ладно, за тысячу лет до переселения Степана Рассказа, у нас жили мордовские племена. Конечно, о них мы толком ничего не знаем, но хотя бы общее представление имеем. А раньше, до Руси, Орды и мордвы, кто обитал в наших краях? Может тогда они как раз и были дикими? Да уж! Ну и вопросы у вас! Что ж посмотрим, полистаем, посетим музей и библиотеку. Ээээ... А нет ничего! Пуст музей, молчит библиотека! Не жил никто в окрестностях Рассказово! Нет ни документов, ни исследований, ни артефактов!
Что ж, попробуем сами поискать какую-нибудь информацию о жителях нашего края до прихода первых русских поселенцев. Так как целенаправленных археологических работ (кроме одного случая, о котором ниже) у нас никогда не велось, обратимся к некоторым малоизвестным случайным историческим находкам.
Некоторое время назад в районе улицы Цыплухина города Рассказово за бывшей
Другим загадочным местом со старинными находками является, практически прямоугольный в плане участок, находящийся за улицей Заречной на левом берегу Лесного Тамбова и поросший деревьями. Местные жители добывают там песок, и в этих карьерах находится множество осколков от светло-желтой керамической посуды изготовленной вручную. Судя по форме участка и окружающей его местности, здесь могло находиться какое-либо городище или военный лагерь. Его изучение также никто не проводил, и даже если предположить, что объект образовался в результате намыва песка, то остается открытым вопрос о большом количестве засыпанной грунтом однотипной керамики.
Сегодня в Рассказовском музее хранится рог древнего буйвола, обнаруженный много десятилетий назад в карьере кирпичного завода на улице Ярмарочной. А в 1960-х годах при прорыве плотины карьера люди находили там же наконечники стрел и орудия труда древних людей. Сейчас в окрестностях карьера можно заметить множество больших и малых фрагментов кремня, из которого тысячи лет назад изготавливали орудия труда и охоты. Возможно, здесь находилась стоянка людей каменного века, но об этом могут рассказать только специальные исследования.
Вообще выявление стоянок людей каменного века чрезвычайно сложное занятие. За прошествием тысячелетий они покрылись многометровым слоем почвы. Древние люди селились близ рек, которые на нашей равнине уже значительно изменили свои русла и могли, как размыть стоянки, так и наоборот занести их. Поэтом практически все находки стоянок имеют случайный характер, однако провести их поиск в нашем районе можно. Так, стоянок времен палеолита (древнейшего периода каменного века) на территории Тамбовской области не выявлено (но они имеются в соседних Воронежской, Липецкой и Рязанской областях). Палеолит продолжался в разных странах разное количество времени и закончился около 10000 лет до нашей эры. Он характеризуется наличием каменных орудий труда и костей крупных животных со следами воздействия человека и огня. В Тамбовском музее хранятся кости мамонта, расколотые и обожжённые человеком, однако самих стоянок еще не выявлено. В Рассказовском районе начиная с XIX века, также неоднократно находили кости мамонта.
Данные стоянки удобней всего искать в различных карьера и оврагах, а также по обрывистым берегам рек. Подобные места есть практически на всех водоемах, но наибольшее их количество находится в районах рек Большой Ломовис (с. Рождественское, с. Никольское) и Малый Ломовис (д. Мосоловка), а также Мокрая Панда (с. Осиновка). Там же, кстати, находится древнейший памятник природы Рассказовского района: геологический памятник позднемеловой эпохи в с. Никольское, где можно легко обнаружить окаменелые останки морских животных (в том числе динозавров) и растений. Подобные окаменелости есть на всех указанных реках и их притоках. На берегах Большого Ломовиса они сосредоточены в песчаных отложениях, на Мокрой Панде и Малом Ломовисе внутри известковых камней. Древние люди зачастую использовали подобные берега для устройства стоянок, т. к. известковые отложения хорошо подходили для благоустройства жилищ.
Второй период каменного века, мезолит, характерен появлением более мелких орудий труда, таких как наконечники стрел. Люди начали охотиться на мелких животных, т. к. крупные уже были истреблены и заниматься примитивным земледелием и скотоводством. Мезолит продолжался до пятого тысячелетия до нашей эры и стоянка людей этого периода (а также отдельные находки) найдены и в Тамбовской области. Возможно одна из них и находилась в пойме ручья Дунайчик близ ул. Ярмарочной.
Заключительный период каменного века, неолит (
Единственные крупномасштабные раскопки на территории Рассказовского района проводились после обнаружения в 1869 году близ п. Новой Ляды огромного могильника. При постройке железной дороги рабочие брали землю для ее насыпи и обнаружили множество останков людей и различных предметов. Большинство предметов утеряли, но часть из них попала в Археологическую комиссию и оттуда в государственные музеи. В 1888 году член Императорской Археологической комиссии В. Н. Ястребов начал первые раскопки Лядинского могильника, о чем вскоре издал специальный труд. Повторные раскопки провела в
Также Воронина в 1984 г. обнаружила в 500 метрах южнее могильника на берегу р. Ляды
А где еще жила мордва в нашем районе? Считай все названия кругом мордовские, а про поселения ничего не слышно. Так как специальных археологических разведок в Рассказовском районе не проводилось, об их наличии мы можем только предполагать. Например, в южной части наш Озерский сельсовет граничит с Ржаксинским районом и уже покинутой деревней Федоровкой. Эта деревня ранее называлась Федоровкой-Мордвой, из чего можно предположить, что там находилось поселение мордвы. Так, на карте XVIII века Федоровка своей восточной частью находится на правом берегу притока р. Сухая Ржакса, на территории современного Рассказовского района. К ХХ веку Федоровка смещается западнее и переходит на правый берег Сухой Ржаксы, а ее восточные порядки исчезают, как и второе название «Мордва». Но стоит пересечь поле в
Кстати, казалось бы, русское название Озерского сельсовета, происшедшее от деревни Озерки при внимательном изучении имеет мордовские корни. В старину деревня называлась
Имеются довольно интересные места и совсем рядом с Рассказово. Помните всем известный
Чуть дальше, в километре к востоку от Бездушного Куста есть еще один небольшой куст размером около 250×250 м, при осмотре которого и без раскопок понимаешь всю его необычность. Название ему — Репный Куст. И «необычное» начинается уже с названия. А что в нем необычного — его имя от корнеплода «репа»! Хорошо, «репа», а причем тогда здесь дубовый лес? Ну тогда «репейник»! Еще лучше! Репейник там, конечно, есть но не столько, чтобы дать название всему кусту. Тут опять надо вспомнить мордовский язык, на одном из наречий которого слово «репо» и «репой» означает обычную лису! Лис много жило в том кусту, охотившихся в ближайших полях, поэтому и куст Репный! Между прочим недалеко от с. Саюкино имеется и ручей с оврагом с именем Репейка. Да и в других районах области встречаются аналогичные названия.
Теперь, давайте,
О людях, населявших Тамбовщину до мордвы, начали задумываться еще в XIX веке. В 1873 году на страницах Тамбовских губернских ведомостей в номерах 41, 42 и 43 появилась информация об археологических памятниках. Составители разместили сведения о 191 кургане, 19 городищах и 5 могильниках. В 1889 г. Тамбовская ученая архивная комиссия опубликовала первую археологическую карту губернии, где содержались сведения о 265 объектах, в том числе 235 курганах и множестве отдельных находок (например сообщалось о нахождении старинного меча близ с. Саюкино в 1887 г.). В 1903 году А. Н. Норцов переиздал карту и перечислил в ней 706 памятников и предметов. В издании упоминалось о следующих археологических объектах на территории современного Рассказовского района: Лядинском могильнике; курганах близ сел Керша, Новгородовка, Коптево (2), Каменки и Мосоловки (3), Осиновки (2); костях древних животных: с. Богословка, с. Новгородовка.
В Советское время археологические карты с указанием и описанием памятников прошлого больше не публиковались, но по сведениям Управления Культуры Тамбовской области в Рассказовском районе имеются следующие археологические объекты: могильник у п. Новая Ляда; поселения — близ п. Н. Ляда и с. Никольское (городище у п. Трегуляй передано в 2014 году в Тамбовский район при изменении границ района); курганы: с. Керша (точное местоположение кургана неизвестно), с. Коптево (2), с. Никольское (1), с. Никольское, близ ст. Ломовис (3), с. Новгородовка (1), д. Можаровка (2 — самый крупный из них является наивысшей географической точкой Рассказовского района над уровнем моря — 216,5 м!), д. Ворожейкино (1), с. Хитрово (1), с. Липовка (3). В 2016 г. к ним добавилось 3 кургана к востоку от с. Рождественское и д. Плетни. Так кто, когда и для чего построил эти курганы?
В связи с тем, что археологии в Тамбовской области (да и вообще в России) особого внимания не уделяют (из 1000 известных курганов исследовано всего 32, хотя на территории области по разным данным находятся от 3 до 5 тысяч археологических объектов), об их принадлежности мы имеем далеко не полное представление, однако даже раскопки этих трех десятков курганов показали, что фактически полное заселение территории области произошло в третьем тысячелетии до нашей эры с началом бронзового века. Именно к этому времени относятся первые известные исследованные курганы.
Погребальные курганы служили местом захоронения членов семей одного рода (несколько погребений) или иногда одного наиболее значимого местного вождя. Нередко в уже готовые курганы (чтобы не утруждать себя строительством новых), буквально через несколько лет после их сооружения захоранивали своих усопших другие переселявшиеся в это место племена (и подобные «похороны» продолжалось дальше не одно столетие). Бывало, что в одном кургане находили до 10 погребений принадлежавших разным племенам, временам (с разницей в тысячелетия) и культурам. Курганы характерны для жителей степной зоны.
О самых древних жителях лесистой части Тамбовщины нам известно меньше
Первые курганные захоронения на Тамбовщине датируются третьим тысячелетием до нашей эры (то есть на несколько сотен лет старше самых древних Египетских пирамид!) и относятся к ямной культуре раннего бронзового века. Самый ранний период этой культуры зачастую называют древнеямным. Одни археологи считают этот период медным веком, другие началом бронзового. Отличает его, то что в это время люди только начинали работать с медью и еще не научились подбирать ее оптимальный сплав с оловом (реже другими материалами) для получение качественного металла. Древнеямники, (как и их последователи) относились к
С середины третьего тысячелетия древнеямная культура преображается, превращаясь в ямную. Теперь курганы возводятся повсеместно. Захоронения приобретают четкие культовые черты. Покойников хоронят в скорченном положении преимущественно на боку, головой на запад (реже в иных позах) в прямоугольных ямах. Хозяйственные предметы (за исключением керамических сосудов) в погребения кладут мало. В захоронениях ямников имеются крупные медно-бронзовые изделия, такие как топоры и костяные украшения с резьбой (в том числе и по раковинам моллюсков). Каменных предметов встречается немного. Ямникам было присуще кочевое и полукочевое скотоводство (в основном овцеводство). Земледелие носило второстепенную роль. В Тамбовской области изучено несколько курганов ямной культуры.
К XXVIII веку до нашей эры обособленные изменения в ямной культуре, а также проникновение в них признаков других южных культур приводят к возникновению катакомбной культуры (ее признаки прослеживаются столетиями ранее), широко представленной на территории области. Для катакомбников (культура средней бронзы) более характерна оседлость с занятием земледелием и скотоводством (различный скот разводили в том числе и в стойлах, выпасая в степи). Умерших хоронили в курганах в боковых ямах (отсюда название катакомбники), в скорченном положении, головой на юг (реже на север). Иногда при жизни деформировали черепа. В могилу помещали различные сосуды, в том числе и ритуальные курильницы. Курганы катакомбной культуры исследовались в южной части Тамбовской области.
С конца третьего тысячелетия до нашей эры параллельно с катакомбниками начинает существовать новая
На смену абашевской культуре пришла срубная, просуществовавшая до XII века до нашей эры (эпоха поздней бронзы). Названа так по преимущественному захоронению умерших в деревянных срубах. Основой хозяйства срубников в большей части стало земледелие. Их поселения вдоль рек занимали обширную площадь и характеризовались меньшим наличием оружия и распространением сельскохозяйственных орудий: бронзовые серпы, каменные зернотерки, литейные формы, точильные камни. Зачастую своих мертвых срубники подзахоранивали в курганы абашевцев и катакомбников. Курганы с их погребениями наиболее частые из обнаруженных в Тамбовской области. Умерших чаще всего помещали в них в согнутом положении на левом боку, головой ориентированной на восток, реже на север. Ноги подгибали под туловище, кисти рук клади перед лицом. Рядом с головой ставили керамический сосуд с едой. Вокруг погребенного по окружности выкапывали ровик с открытой частью в районе головы. Такое захоронение напоминало расположение плода в утробе матери, открытая часть рва женскую вульву, через которую должен вновь возродится умерший, курган — живот беременной матери, а сосуд с едой должен был кормить покойника за время ожидания возрождения. Курганы срубников раскапывались в основном в Тамбовском и Первомайском районах. На территории Рассказовского района к северу от с. Никольское, в 2004 г. обнаружено, предположительно, поселение срубной культуры. Археологические раскопки в нем еще не проводились.
Срубники активно ассимилировались с соседними племенами, что привело к началу первого тысячелетия до нашей эры к возникновению поздняковской культуры (по с.Поздняково во Владимирской области), которую многие ученые считают заключительным этапом существования срубной культуры. Умерших поздняковцы хоронили в скорченном положении по обычаю срубников. нередко практиковали сожжение трупов. Их хозяйство состояло из земледелия, скотоводства и выплавки бронзы, орудия из которой приобрели у них небывалое разнообразие. Так как селились они исключительно у водоемов и лесов, немалую роль в их хозяйстве занимало рыболовство и охота. Посуду поздняковцы изготавливали преимущественно плоскодонной и баночной формы. Находки времен поздняковской культуры зафиксированы в Тамбовском районе.
Далее на территории Тамбовской области наблюдается своеобразный хронологических разрыв, так как заметных следов переходных культур конца бронзового начала железного века (
Начало железного века (VIII в. до н. э. – IV н.э.) на территории Тамбовской области характеризуется появлением в ее пределах широко известным на слуху древним племенам: киммерийцам, скифам и сарматам. Во многих районных и даже сельских музеях хранятся выпаханные из полей мечи скифов и сарматов — акинаки. В это же время лесная и лесостепная зона Тамбовщины начинает осваиваться племенами городецкой культуры (по названию с. Городец в Рязанской области, где ее впервые обнаружили), относящимися к ранним финно-угорским. Одновременно с ними в южной части области кочевали скифские и савроматские (предки сарматов) племена.
У городецкой культуры (VIII в до н. э. – III в. н. э.) нет собственных курганов и обряд их захоронения не установлен. Возможно, они не хоронили умерших в землю, а сжигали их. В Тамбовской области найдено несколько поселений городцов: в Тамбовском, Моршанском, Сосновском районах. Часть из них имеет военные укрепления, валы и рвы. Племена городецкой культуры занимались земледелием, охотой, рыболовством, скотоводством, кузнечными и гончарными ремеслами. Применяли наряду с железными орудиями орудия из кости и кремния. Военные укрепления городцов свидетельствуют об их сложных взаимоотношениях с соседями. Так в V веке городецкие поселения на Оке были полностью сожжены, а их население перебито и захоронено в общих ямах. На местах поселений городцов обнаружили также керамику родственных им племен примокшанской культуры (ровесников срубной) и их дальних последователей — среднецнинской мордвы, что говорит о существовании в этих местах сменяемых поселений на протяжении тысячелетий. Городецкая культура приняла непосредственное участие в формировании древне-мордовских племен.
В отличие от городцов представители скифской культуры строили курганы для погребений умерших. В них помимо тел в большом количестве помещались предметы вооружения и конской упряжи, предметы повседневного обихода и украшения в зверином стиле. Часть скифов (кочевой ираноязычный народ) лесостепной зоны вела оседлый образ жизни с наличием множества поселений. В Липецкой области такие поселения обнаружены. В Тамбовской, кроме большого количества скифских предметов, ни селищ, ни курганов пока не найдено. Скифов в III веке до н. э. вытесняют сарматские племена.
Предками сарматов считаются савроматы, кочевавшие по Тамбовщине в
На смену савроматской культуре пришла сарматская (III век до н. э. – III век н. э.). Сарматы также являлись кочевниками и не имели собственных постоянных поселений. На территории области обнаружено немало предметов вооружения сарматов, а также их погребения. Курганы сарматов представляют собой невысокие холмы, которые археологи в шутку называют «блинчики». Покойники в них лежат на спинах головой к югу. При раскопках в Жердевском районе обнаружены захоронения как женщины, так и мужчины, с предметами вооружения и доспехами, керамической посудой и украшениями. Сарматская культура прекратила свое существование после вторжения на их земли готов. Фактически в железном веке и средневековье в степной зоне Тамбовщины отсутствовало оседлое население и различные кочевые племена попеременно сменяли друг друга.
К концу первой трети I тысячелетия н. э. городецкую культуру в лесостепной зоне нашей области сменила родственная им древнемордовская, ставшая предками племен мокши и эрзи. Древнемордовские племена, не имея крепкой государственности постоянно подвергались набегам сильных кочевых народов. В VII веке мордва платила дань Хазарскому каганату, а затем Древнерусскому государству и половцам, кочевому тюркоязычному народу.
Последними строителями курганов на Тамбовщине как раз и стали половцы (
В это же время на Тамбовщине появляются и первые древнерусские поселения, как например городище у с. Никольское, Знаменского района. Данное городище, как и многие другие, погибло в результате
Культуры, населявшие Тамбовскую область в древности, хотя и сменяли друг друга, но их представители никуда не исчезали. Они смешивались друг с другом и своими соседями, производя новые совместные этносы (в том числе и славянские), мигрировали в другие районы и снова возвращались, ассимилировавшись там с другими племенами. Таким образом, каждый из представителей каменного, бронзового и железного века в большей или меньшей степени является нашими предком и родственником. И изучать их наша прямая обязанность — ведь человек не знающий своих корней не будет иметь и будущего!
На территории Рассказовского района, как и в других частях области должны были существовать представители практически всех описанных культур, о чем говорят многочисленные курганы, разбросанные по окрестным полям. На сегодняшний день в нашем районе официально числится 18 курганов (один из них не описан и его точное местоположение не установлено). И половина из них выявлена и осмотрена лишь в последнее десятилетие (три — в 2016 году). Для 4000 летней истории создания курганов это количество чрезвычайно мало. Данную ситуацию можно исправить проведя планомерный поиск курганов на территории Рассказовского района.
К сожалению, большинство курганов уже уничтожено в результате активной деятельности человека: они полностью распаханы в результате полеводства, срыты при строительстве дорог, поселений, промышленных, сельскохозяйственных и военных объектов, скрыты лесопосадками и садами. Спасти оставшиеся курганы может только круговая опашка, но владельцы полей сами этого не делают, а специального государственного распоряжения на это счет нет (ну не нужны нашей стране археологические древности!). То же самое произошло и с древними могильниками, поселениями и стоянками. И хотя часть из них погибла в результате естественного изменения ландшафта за прошедшие тысячелетия, но большинство, все же, уничтожил сам человек.
Наиболее оптимальное время для поиска поселений и курганов, это весна и осень, когда поля скошены или не засеяны, а трава уже засохла или ещё не выросла. Лес также чрезвычайно затрудняет поиск древностей, а в случае с курганами делает его и вовсе невозможным. Поселения оптимальней всего искать по берегам рек, ручьев и оврагов, где их следы обнажаются
О близости поселения всегда могут сказать множественные осколки керамической посуды. До начала второго тысячелетия нашей эры жители Тамбовщины не пользовались гончарным кругом и лепили посуду вручную,
Стоянки каменного века находить сложнее, даже не из-за их более глубокого залегания, а из-за малого количества предметов, изготовленных человеком. Керамика появилась только в неолите и ее имелось еще недостаточно много по сравнению с бронзовым веком. Каменные орудия древними людьми изготавливались из кремния и отличаются от обычного минерала наличием мелких сколов на поверхности, располагающихся симметрично или только у одной из его сторон. Часть изделий, в том числе мелких, делалась из кости. На местах стоянок имеется большое количество костей животных, в том числе расколотых вдоль и обожженных в процессе приготовления.
При обнаружении следов поселения их стоит зафиксировать фотосъемкой и сделать навигационною привязку (в том числе тех предметов, которые берутся с собой для консультации с учеными). После следует нанести это место на крупномасштабную топографическую или спутниковую карту. Никаких самостоятельных раскопок и шурфов делать нельзя, так как это не только незаконно, но и может привести к необратимому разрушению археологической информации.
Курганы, в отличие от поселений, искать легче — для этого не требуется пошаговое прочесывание местности и их видно порой за многие сотни метров. Главное здесь не перепутать курган с естественными складками местности. За тысячелетия курганы из многометровых сооружений превратились в небольшие возвышенности, которые имеют ряд отличительных признаков. Все они имеют форму, близкую к окружности и напоминают огромную выпуклую линзу, положенную на ровную поверхность. Распаханные курганы нечасто превышают высоту в один метр, а высоты более полутора метров достигают только единицы. Большинство курганов
Одиночные курганы на полях встречаются значительно реже. Если вами замечен подобный курган, то чаще всего недалеко от него (на этом поле или соседнем) имеется еще один или несколько. Обычный диаметр распаханных курганов составляет
Лишь немногие курганы остались нераспаханными. Такие курганы покрыты дерном и кустарником и имеют высоту от одного метра. Диаметром они обычно
Даже полностью распаханные и срытые курганы можно обнаружить визуально — земля в местах где они находились перемешивалась при производстве захоронений и имеет иной оттенок, чем окружающее их поле. Заметить это можно с небольшой высоты после боронования. Правда заниматься этим не следует, данный процесс очень сложный, требует большого опыта и нередко сами ученые-профессионалы ошибаются при идентификации таких курганов.
С обнаруженными курганами следует поступать также, как и поселениями: фотосъемка, навигационная привязка, картографирование, замеры. Раскапывать их ни в коем случае нельзя! Данные об обнаружении возможных археологических объектов надо направлять в «Центр по сохранению и использованию
За несколько поездок осенью 2016 г. по Рассказовскому району я сделал навигационную привязку уже известных и обнаружил более 40 новых курганов, (в том числе и на границе Сампурского и Бондарского районов). Особенно тщательно мной были осмотрены поля в районе с. Рождественское и р. Большой Ломовис. Поля проверены далеко не все. Больше трети из них засеяны высокими растениями (подсолнечником, кукурузой, соей) или заросли сорняками. Также еще не осмотрена четверть полей к
Бассейн реки
Бассейн реки Мокрая Панда (с. Осиновка) и ее водораздел с истоками рек Большая Ржакса (п. им.
Никаких официальных раскопок курганов, имеющихся на территории Рассказовского района, никогда не проводилось. Самих курганных захоронений у нас может находиться не менее 100 штук — практически свой собственный Древний Египет и Древний Рим вместе взятые! Стоимость раскопок и изучения одного кургана составляет около 500000 рублей. Но государством археология фактически не финансируется, у него сейчас другие интересы. Наука продолжает выживать лишь благодаря громадным усилиям преданных ей ученых и энтузиастов. Небедным же частным лицам (да по всей видимости и чиновникам) — состояние некоторых Рассказовцев уже перевалило за многие сотни миллионов — ни наука, ни образование, ни просвещение совершенно не нужны. Им нужно коллекционировать деньги, депутатские мандаты, гаджеты, землю и дома по всей стране, предметы роскоши и дорогие автомобили, меняемые каждый год. Вымерли у нас Асеевы и Крюченковы. Некому строить школы, больницы, храмы, театры, библиотеки, мосты и дороги. Современные «купцы» соревнуются лишь в том, кто меньше сделает зарплату своим работникам, больше соседа уклонится от выплаты налогов и надует покупателя, всучив ему втридорога негодный товар. В нашем городе растут только торговые центры с домами их владельцев, построенные на месте снесенных, сожженных и разобранных на щебень старинных памятников.
И совершенно нет им никого дела до наших прапрапредков. Их душа и стремление к познанию уже умерли, и жизнь поддерживает лишь жажда наживы и соперничества с другими. Этим существам неинтересно и они не хотят знать, как жили люди тысячи лет назад, как работали и созидали, как убирали урожай и выпасали стада, каким богам молились и на каком языке разговаривали, как сражались с врагами и торговали с соседями, как любили друг друга и на каких праздниках веселились, какие песни пели на свадьбах и как оплакивали умерших, какие сказки рассказывали своим детям на ночь и в какие игры с ними играли. И поведать о той далекой жизни, может счастливой, а может и несчастной, нам могут только сгорбатившиеся под тяжестью времени и вросшие в землю курганы, эти немые стражники навсегда исчезнувших цивилизаций.
Когда же они заговорят???......
Комментарии читателей
18.11.2020 23:04
Вы можете оставить свой комментарий: