tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Андрей Литовский
Немые стражники

В степи необъятно широкой
Курганы-могилы стоят...
И тайну эпохи глубокой
Великую в недрах хранят.

Века за веками промчались.
Народы сменяли народ.
Курганы ж немыми остались,
Как сфинксы, не зная невзгод.

Какие народы их там насыпали.
Для цели какой и когда?
Какие обряды на них совершали?
И тризны справляли тогда?

При грозном ли кличе иль плаче народном
Войска хоронили вождей.
И в подвиге их благородном
Искали защиты своей?

История смутно о жизни трактует
За много столетий назад,
Но опытный ум разгадает.
Что в недрах курганы таят.

Евграф Савельев.

В последние годы опубликовано много работ по истории Рассказово, из которых мы много узнали о прошлом нашего города, о событиях происходивших в нем, о людях здесь живших. В строчках снова ожили Степан Рассказ «со товарищи», дворяне Полторацкие и Булгаковы, промышленники Асеевы и Рагоза, фабриканты Тулиновы и Малины, мельники Слободские и Казаковы, мятежные крестьяне и идеалисты-революционеры, молельни с мистическими сектантами и старинные храмы с православными верующими, мрачный помещик Анциферов и благотворитель Крюченков, знаменитая Петровская ярмарка и небольшие торговые лавки, великолепные усадьбы и скромные особнячки, огромные суконные фабрики и маленькие кожевенные заводы, купеческие династии Желтовых, Медведевых, Казякиных, Проскуриных и многих других. Рассказово производило хлеб, сукно, кожу, спирт и изготавливало и торговало всем, что только можно себе представить. Его жители учились в школах и училищах, ходили в театр и библиотеки, лечились в фабричных и земских больницах, служили в армии, полиции и пожарной дружине, строили мосты и дороги, работали и растили детей. И все это уже более трех столетий.

А что же было раньше, до того как появилось Рассказово? Ну как что? Было Московское государство и Древняя Русь, Золотая Орда и Волжская Булгария с Хазарским Каганатом. Стоп! Русь находилась на Западе, Орда на востоке, Каганат на юге — а у нас что? Ммм... Может мордва? Вон и географические названия у нас сплошь мордовские: Ляи, Ломовисы, Танбовы, Кензари да Кёрши. Да верно, во времена Руси и Московского Государства и у нас жили финно-угорские племена (эрзя, шокша, мокша, мещера и др.). Их то, как раз и сменили в XVII веке новые Тамбовские поселенцы. Поэтому-то в названиях сел, рек, озер и других географических топонимов сохранилось много финно-угорских корней. И по их, даже сейчас избыточному количеству, можно судить о значительной плотности мордовского населения.

Ну а если это так, то почему об этом очень мало сведений? Тут надо сказать отдельное «спасибо» православным летописцам, окрестившим нашу Тамбовщину «Диким полем». Причем «диким» совершенно не из-за дикости и безлюдности мест, а лишь потому, что население, обитавшее там, имело свою языческую веру, что при отсутствии еще и крепкой государственности с собственной письменности делало его в глазах Руси совершенно «диким». Вот поэтому летописцы и не утруждали себя описанием не подчинявшихся им соседей, находившихся между границ Руси и Орды. В итоге об истории обширных территорий нашей страны нам мало что известно. Нет у нас ни карт с названиями их городищ и селений, ни имен их правителей, ни понятия об их повседневной жизни и обычаях, ни даже смутного представления о происходивших там исторических событиях. Лишь только археология может частично ответить на эти вопросы, но, к сожалению, в нашей стране (а на Тамбовщине особенно) она стоит на одном из последних мест в перечне поддерживаемых и опекаемых наук.

Ладно, за тысячу лет до переселения Степана Рассказа, у нас жили мордовские племена. Конечно, о них мы толком ничего не знаем, но хотя бы общее представление имеем. А раньше, до Руси, Орды и мордвы, кто обитал в наших краях? Может тогда они как раз и были дикими? Да уж! Ну и вопросы у вас! Что ж посмотрим, полистаем, посетим музей и библиотеку. Ээээ... А нет ничего! Пуст музей, молчит библиотека! Не жил никто в окрестностях Рассказово! Нет ни документов, ни исследований, ни артефактов! Та-ак, зайдем, пожалуй, на форумы «черных копателей», которых в последнее время развелось превеликое множество. Ооо! У них здесь кипит жизнь: в разных места находится древнее оружие — мечи, копья, стрелы; деньги — русские, ордынские и даже Римские с Византийскими; предметы обихода — фибулы и сюльгамы и многое-многое другое. Вот только о местах своих находок они вам ничего не расскажут, так как реализуют их на «черном» археологическом рынке. Так что проходят эти предметы мимо наших ученых и краеведческих музеев. И вина здесь даже не «копателей», а самой системы, которой совершенно не нужно изучение собственных древностей.

Что ж, попробуем сами поискать какую-нибудь информацию о жителях нашего края до прихода первых русских поселенцев. Так как целенаправленных археологических работ (кроме одного случая, о котором ниже) у нас никогда не велось, обратимся к некоторым малоизвестным случайным историческим находкам.

Некоторое время назад в районе улицы Цыплухина города Рассказово за бывшей школой-интернатом при строительстве дома местный житель, срыв плотный земляной бугор, нашел несколько десятков пушечных и мортирных ядер (литых и полых внутри), размером от 7 до 18 см. Он передал их своему знакомому, а тот распродал находки разным частным коллекционерам. Лишь пара ядер попала в Рассказовский краеведческий музей. Никаких научных исследований по этому поводу не проводилось. И сказать, откуда взялся в Рассказово склад ядер, не представляется возможным. Можно лишь предположить, что, например, в данном месте в XVII веке находился острог, сведения о котором пока не найдены в архивах. И это вполне допустимо, т. к. г. Тамбов необходимо было защищать от набегов кочевников не только с юга и юго-запада, где находилась Тамбовская засечная черта, но и с юго-востока, ведь мобильные разбойники могли эту черту легко обойти. Разбитому же в Рассказово в 1774 году отряду пугачевцев эти ядра принадлежать никак не могли, ведь перевозка большого количества разнокалиберных пушек маленькому отряду мятежников была не под силу. Не обнаружено и архивных документов о нахождении в Рассказово склада ядер, подготавливаемых для отправки на фронт в ходе Отечественной войны 1812 года. Из рассказов местных жителей также известно, что с момента постройки улицы Цыплухина в 1960 гг. они часто находили различные ядра, которые хранились во многих домах и местные дети играли ими. Ходят легенды, что кто-то даже находил старинную пушку и человеческие останки. На сегодняшний день история появления в Рассказово ядер остается неразгаданной тайной.

Другим загадочным местом со старинными находками является, практически прямоугольный в плане участок, находящийся за улицей Заречной на левом берегу Лесного Тамбова и поросший деревьями. Местные жители добывают там песок, и в этих карьерах находится множество осколков от светло-желтой керамической посуды изготовленной вручную. Судя по форме участка и окружающей его местности, здесь могло находиться какое-либо городище или военный лагерь. Его изучение также никто не проводил, и даже если предположить, что объект образовался в результате намыва песка, то остается открытым вопрос о большом количестве засыпанной грунтом однотипной керамики.

Сегодня в Рассказовском музее хранится рог древнего буйвола, обнаруженный много десятилетий назад в карьере кирпичного завода на улице Ярмарочной. А в 1960-х годах при прорыве плотины карьера люди находили там же наконечники стрел и орудия труда древних людей. Сейчас в окрестностях карьера можно заметить множество больших и малых фрагментов кремня, из которого тысячи лет назад изготавливали орудия труда и охоты. Возможно, здесь находилась стоянка людей каменного века, но об этом могут рассказать только специальные исследования.

Вообще выявление стоянок людей каменного века чрезвычайно сложное занятие. За прошествием тысячелетий они покрылись многометровым слоем почвы. Древние люди селились близ рек, которые на нашей равнине уже значительно изменили свои русла и могли, как размыть стоянки, так и наоборот занести их. Поэтом практически все находки стоянок имеют случайный характер, однако провести их поиск в нашем районе можно. Так, стоянок времен палеолита (древнейшего периода каменного века) на территории Тамбовской области не выявлено (но они имеются в соседних Воронежской, Липецкой и Рязанской областях). Палеолит продолжался в разных странах разное количество времени и закончился около 10000 лет до нашей эры. Он характеризуется наличием каменных орудий труда и костей крупных животных со следами воздействия человека и огня. В Тамбовском музее хранятся кости мамонта, расколотые и обожжённые человеком, однако самих стоянок еще не выявлено. В Рассказовском районе начиная с XIX века, также неоднократно находили кости мамонта.

Данные стоянки удобней всего искать в различных карьера и оврагах, а также по обрывистым берегам рек. Подобные места есть практически на всех водоемах, но наибольшее их количество находится в районах рек Большой Ломовис (с. Рождественское, с. Никольское) и Малый Ломовис (д. Мосоловка), а также Мокрая Панда (с. Осиновка). Там же, кстати, находится древнейший памятник природы Рассказовского района: геологический памятник позднемеловой эпохи в с. Никольское, где можно легко обнаружить окаменелые останки морских животных (в том числе динозавров) и растений. Подобные окаменелости есть на всех указанных реках и их притоках. На берегах Большого Ломовиса они сосредоточены в песчаных отложениях, на Мокрой Панде и Малом Ломовисе внутри известковых камней. Древние люди зачастую использовали подобные берега для устройства стоянок, т. к. известковые отложения хорошо подходили для благоустройства жилищ.

Второй период каменного века, мезолит, характерен появлением более мелких орудий труда, таких как наконечники стрел. Люди начали охотиться на мелких животных, т. к. крупные уже были истреблены и заниматься примитивным земледелием и скотоводством. Мезолит продолжался до пятого тысячелетия до нашей эры и стоянка людей этого периода (а также отдельные находки) найдены и в Тамбовской области. Возможно одна из них и находилась в пойме ручья Дунайчик близ ул. Ярмарочной.

Заключительный период каменного века, неолит (5–3 тысячелетие до нашей эры), представлен на Тамбовщине более широко. Неолитические стоянки найдены на всех крупных реках области. В это время люди начали изготавливать керамическую посуду, широко заниматься скотоводством и земледелием, использовать в производстве предметов кости животных, производить орудия (в том числе такие тонкие, как рыболовные крючки и иглы) со следами шлифовки и сверления, использовать каменные топоры и гарпуны. Вероятно подобная стоянка имелась и на берегах р. Лесной Тамбов, между селом Верхнеспасское и г. Рассказово, т. к. по сообщению одного из директоров районной школы, в 1970-х годах там обнаружили каменное рубило и осколки глиняной посуды. Данная информация до сих пор не проверена и точное место стоянки неизвестно.

Единственные крупномасштабные раскопки на территории Рассказовского района проводились после обнаружения в 1869 году близ п. Новой Ляды огромного могильника. При постройке железной дороги рабочие брали землю для ее насыпи и обнаружили множество останков людей и различных предметов. Большинство предметов утеряли, но часть из них попала в Археологическую комиссию и оттуда в государственные музеи. В 1888 году член Императорской Археологической комиссии В. Н. Ястребов начал первые раскопки Лядинского могильника, о чем вскоре издал специальный труд. Повторные раскопки провела в 1983–85 г. археолог Р. Ф. Воронина. Данный могильник являлся место погребения племен средневековой мордвы-мокши IX–XI веков. Всего ученые исследовали 221 захоронение, в которых обнаружили многочисленные украшения, хозяйственный инвентарь, оружие, предметы охоты и рыболовства, монеты из соседних государств. Территория могильника исследована далеко не полностью и там необходимо провести новые раскопки.

Также Воронина в 1984 г. обнаружила в 500 метрах южнее могильника на берегу р. Ляды древне-мордовское поселение, размером 200×89 м, раскопок которого также не проводилось. Еще два поселения мордвы VIII–XII веков найдены близ п. Трегуляй. Одно из них (обнаружено еще в начале ХХ века) представляет собой городище-крепость треугольной формы, с одной стороны оно защищено ручьем, с другой крутым склоном, а с третьей валом и рвом. В настоящее время эта территория находится в Тамбовском районе.

А где еще жила мордва в нашем районе? Считай все названия кругом мордовские, а про поселения ничего не слышно. Так как специальных археологических разведок в Рассказовском районе не проводилось, об их наличии мы можем только предполагать. Например, в южной части наш Озерский сельсовет граничит с Ржаксинским районом и уже покинутой деревней Федоровкой. Эта деревня ранее называлась Федоровкой-Мордвой, из чего можно предположить, что там находилось поселение мордвы. Так, на карте XVIII века Федоровка своей восточной частью находится на правом берегу притока р. Сухая Ржакса, на территории современного Рассказовского района. К ХХ веку Федоровка смещается западнее и переходит на правый берег Сухой Ржаксы, а ее восточные порядки исчезают, как и второе название «Мордва». Но стоит пересечь поле в 100–200 метров севернее ручья и старых деревенских порядков, как под ногами начнет попадаться в огромном количестве черная керамика, которую можно собирать просто горстями. И на некоторых ее осколках имеется примитивный орнамент, нанесенный вручную. Когда я побывал там, то нашел предмет похожий на фрагмент подвески к сюльгаме (мордовское женское украшение) — бронзовую круглую пластину с рисунком. Возможно, русские переселенцы как раз и основали свою деревню с другой стороны ручья-оврага напротив позднего мордовского поселения, которое со временем полностью исчезло.

Кстати, казалось бы, русское название Озерского сельсовета, происшедшее от деревни Озерки при внимательном изучении имеет мордовские корни. В старину деревня называлась Озерки-Казачка, т. к. там недалеко проходила старая Казачья (Хоперская) дорога, во многом совпадающая с дорогой на г. Уварово. Но второе имя деревни произошло вовсе не от озер, которых в округе никогда не было, а от мордовских слов Азер-Ки (или Озар-Ки), что значит Царская дорога! Севернее есть еще и деревня Каменные Озерки. В тех местах как раз начинаются овраги и реки, где издревле добывали известняк — видимо там царскую дорогу выложили камнем. Другие названия Каменных Озерок — Каменные Брод и Лазовка (теперь превратилось в Лызовку), свидетельствуют, что в этом месте дорогу пересекала река, которую переходили (перелазили) через каменный брод. Поднимемся по карте еще северней и увидим, что один из левых притоков Большого Ломовиса, близ с. Никольское, 200 лет назад назывался «отвершик Озерки», т. е. Царская дорога шла и дальше! Причем все эти три топонима находятся на одной линии!

Имеются довольно интересные места и совсем рядом с Рассказово. Помните всем известный лес-урочище Бездушый Куст? — Да, конечно помним! Разбойники там купцов грабили и убивали, вот и «бездушный»! Говорят и сам Кудеяр там был! — Что ж, хорошая и интересная легенда. Вот только никаких дорожных трактов мимо Бездушного Куста никогда не проходило, а первое поселение неподалеку возникло лишь XIX веке, когда от былых разбойничьих ватаг остались лишь предания. Нет, разбойники купцов, естественно, грабили, но только на Тамбовско-Пензенском тракте и скрывались потом в глухом бескрайнем болотистом лесу по берегам Шевырляя, Шушляя и Талинки. А Бездушный Куст как был испокон веков чуть более версты в длину и в два раза меньше в ширину, так и оставался. И если один-два грабителя там еще могли скрыться, то разбойничьему отряду уж никак не спрятаться — прочесала бы лес военная команда (если не спалила) и пиши пропало. Да и «душа» раньше означала не столько жизнь, сколько самого человека. Именно крестьянские души покупали и продавали помещики, и количество душ в селах подсчитывали в ревизских «скасках». Из этого можно сделать только один вывод — пришли новые поселяне в Рассказово, и обнаружили у Студенова Куста (так еще 300 лет назад называли этот лес) брошенное поселение, в котором не было ни души, и стал наш куст Бездушным. Но это опять всего лишь догадки, подтвердить и опровергнуть которые может только археология.

Чуть дальше, в километре к востоку от Бездушного Куста есть еще один небольшой куст размером около 250×250 м, при осмотре которого и без раскопок понимаешь всю его необычность. Название ему — Репный Куст. И «необычное» начинается уже с названия. А что в нем необычного — его имя от корнеплода «репа»! Хорошо, «репа», а причем тогда здесь дубовый лес? Ну тогда «репейник»! Еще лучше! Репейник там, конечно, есть но не столько, чтобы дать название всему кусту. Тут опять надо вспомнить мордовский язык, на одном из наречий которого слово «репо» и «репой» означает обычную лису! Лис много жило в том кусту, охотившихся в ближайших полях, поэтому и куст Репный! Между прочим недалеко от с. Саюкино имеется и ручей с оврагом с именем Репейка. Да и в других районах области встречаются аналогичные названия.

Теперь, давайте, все-таки вернемся к старой теме и перейдем от топонимов к поиску следов проживания на нашей земле древних людей, зайдя в этот лес, напоминающий крылья бабочки (если мысленно убрать заросли терна, которым он обильно обсажен с северной и восточной стороны). И почти сразу с южной стороны обнаружим курган среднего размера с небольшим рвом и валом вокруг него. От этого кургана пройдем 30 метров на северо-восток и обнаружим еще один курган, поменьше. И это еще не все! В некоторых местах по окружности у леса сохранился земляной вал, а на его севере имеется треугольная поляна, на которой вот уже несколько десятков лет по непонятной причине не вырастают большие деревья. Так что это? Следы древнего поселения? Капище? Или могильник? Кто же насыпал эти курганы и есть ли что-то в них? Сделала ли это мордва или кто-то до них? Кто жил у нас после окончания каменного века начиная с III тысячелетия до нашей эры и до момента появления средневековой мордвы в VII веке? В этом нам поможет только современная археология.

О людях, населявших Тамбовщину до мордвы, начали задумываться еще в XIX веке. В 1873 году на страницах Тамбовских губернских ведомостей в номерах 41, 42 и 43 появилась информация об археологических памятниках. Составители разместили сведения о 191 кургане, 19 городищах и 5 могильниках. В 1889 г. Тамбовская ученая архивная комиссия опубликовала первую археологическую карту губернии, где содержались сведения о 265 объектах, в том числе 235 курганах и множестве отдельных находок (например сообщалось о нахождении старинного меча близ с. Саюкино в 1887 г.). В 1903 году А. Н. Норцов переиздал карту и перечислил в ней 706 памятников и предметов. В издании упоминалось о следующих археологических объектах на территории современного Рассказовского района: Лядинском могильнике; курганах близ сел Керша, Новгородовка, Коптево (2), Каменки и Мосоловки (3), Осиновки (2); костях древних животных: с. Богословка, с. Новгородовка.

В Советское время археологические карты с указанием и описанием памятников прошлого больше не публиковались, но по сведениям Управления Культуры Тамбовской области в Рассказовском районе имеются следующие археологические объекты: могильник у п. Новая Ляда; поселения — близ п. Н. Ляда и с. Никольское (городище у п. Трегуляй передано в 2014 году в Тамбовский район при изменении границ района); курганы: с. Керша (точное местоположение кургана неизвестно), с. Коптево (2), с. Никольское (1), с. Никольское, близ ст. Ломовис (3), с. Новгородовка (1), д. Можаровка (2 — самый крупный из них является наивысшей географической точкой Рассказовского района над уровнем моря — 216,5 м!), д. Ворожейкино (1), с. Хитрово (1), с. Липовка (3). В 2016 г. к ним добавилось 3 кургана к востоку от с. Рождественское и д. Плетни. Так кто, когда и для чего построил эти курганы?

В связи с тем, что археологии в Тамбовской области (да и вообще в России) особого внимания не уделяют (из 1000 известных курганов исследовано всего 32, хотя на территории области по разным данным находятся от 3 до 5 тысяч археологических объектов), об их принадлежности мы имеем далеко не полное представление, однако даже раскопки этих трех десятков курганов показали, что фактически полное заселение территории области произошло в третьем тысячелетии до нашей эры с началом бронзового века. Именно к этому времени относятся первые известные исследованные курганы.

Погребальные курганы служили местом захоронения членов семей одного рода (несколько погребений) или иногда одного наиболее значимого местного вождя. Нередко в уже готовые курганы (чтобы не утруждать себя строительством новых), буквально через несколько лет после их сооружения захоранивали своих усопших другие переселявшиеся в это место племена (и подобные «похороны» продолжалось дальше не одно столетие). Бывало, что в одном кургане находили до 10 погребений принадлежавших разным племенам, временам (с разницей в тысячелетия) и культурам. Курганы характерны для жителей степной зоны.

О самых древних жителях лесистой части Тамбовщины нам известно меньше из-за естественных сложностей обнаружения следов их жизнедеятельности. На правом лесном берегу р. Цны, исследовано несколько поселений, в которых обнаружены предметы типичных лесных культур расцвета бронзового века: фатьяновской (представители одной из культур «боевых топоров», 2-я половине III — середина II тыс. до н. э.), примокшанской (1-я половина II тыс. до н. э.), поздняковской (о ней несколько ниже). В Рассказовском музее хранятся два каменных отшлифованных топора (топор-молот и боевой топор), относящихся, вероятно, к фатьяновской культуре.

Первые курганные захоронения на Тамбовщине датируются третьим тысячелетием до нашей эры (то есть на несколько сотен лет старше самых древних Египетских пирамид!) и относятся к ямной культуре раннего бронзового века. Самый ранний период этой культуры зачастую называют древнеямным. Одни археологи считают этот период медным веком, другие началом бронзового. Отличает его, то что в это время люди только начинали работать с медью и еще не научились подбирать ее оптимальный сплав с оловом (реже другими материалами) для получение качественного металла. Древнеямники, (как и их последователи) относились к индо-европейцам. Покойников они хоронили в специальных ямах на спине со скорченными руками и ногами, нередко посыпая охрой. Туда же помещали различные орудия, чаще каменные и костяные, медных изделий в курганах встречается немного. Рядом с телом помещали лепную посуду, на которую палочкой нередко с намотанной на нее веревкой наносили орнамент. Иногда в погребениях встречались повозки. Занимались древнеямники преимущественно скотоводством. Их стада состояли из овец (которые к тому времени были одомашнены), коз и крупного рогатого скота. Земледелием древнеямники занимались мало. На территории Тамбовской области пока исследован только один курган древнеямной культуры.

С середины третьего тысячелетия древнеямная культура преображается, превращаясь в ямную. Теперь курганы возводятся повсеместно. Захоронения приобретают четкие культовые черты. Покойников хоронят в скорченном положении преимущественно на боку, головой на запад (реже в иных позах) в прямоугольных ямах. Хозяйственные предметы (за исключением керамических сосудов) в погребения кладут мало. В захоронениях ямников имеются крупные медно-бронзовые изделия, такие как топоры и костяные украшения с резьбой (в том числе и по раковинам моллюсков). Каменных предметов встречается немного. Ямникам было присуще кочевое и полукочевое скотоводство (в основном овцеводство). Земледелие носило второстепенную роль. В Тамбовской области изучено несколько курганов ямной культуры.

К XXVIII веку до нашей эры обособленные изменения в ямной культуре, а также проникновение в них признаков других южных культур приводят к возникновению катакомбной культуры (ее признаки прослеживаются столетиями ранее), широко представленной на территории области. Для катакомбников (культура средней бронзы) более характерна оседлость с занятием земледелием и скотоводством (различный скот разводили в том числе и в стойлах, выпасая в степи). Умерших хоронили в курганах в боковых ямах (отсюда название катакомбники), в скорченном положении, головой на юг (реже на север). Иногда при жизни деформировали черепа. В могилу помещали различные сосуды, в том числе и ритуальные курильницы. Курганы катакомбной культуры исследовались в южной части Тамбовской области.

С конца третьего тысячелетия до нашей эры параллельно с катакомбниками начинает существовать новая культурно-историческая общность среднего и позднего бронзового века — абашевская культура (XXI–XVII вв. до н. э.), названная так по могильнику у д. Абашево в Чувашии, и впоследствии заменяет их. Тамбовщина характерна доно-волжской разновидностью данной культуры. Основой экономики абашевцев являлось земледелие и оседлое скотоводство. Их поселения были достаточно развиты, в них присутствовали представители различных промыслов: металлургия, кузнечное ремесло, гончарное производство, плотницкое ремесло. Воинственные абашевцы хорошо владеют изготовлением оружия, в том числе боевых колесниц. Их погребальный обряд ориентирован на культ огня и солнца с характерным жертвоприношением животных. Нередко захоронения в курганах отсутствуют и их заменяют имитацией с погребением оружия, одежды и керамики, что свидетельствует о гибели абашевцев в различных походах. Обычно в курганах абашевцев покойники лежат на спине с согнутыми ногами. Руки также согнуты в локтях и лежат на теле. Голова умерших ориентирована в восточном направлении. Сама могильная камера имела прямоугольную форму и обмазывалась глиной или покрывалась деревом. Иногда могилы засыпались золой. Высота абашевских курганов составляла около 1 метра и в них присутствовало сразу несколько захоронений. Абашевские курганы исследованы в Тамбовском, Староюрьевском, Жердевском и других районах.

На смену абашевской культуре пришла срубная, просуществовавшая до XII века до нашей эры (эпоха поздней бронзы). Названа так по преимущественному захоронению умерших в деревянных срубах. Основой хозяйства срубников в большей части стало земледелие. Их поселения вдоль рек занимали обширную площадь и характеризовались меньшим наличием оружия и распространением сельскохозяйственных орудий: бронзовые серпы, каменные зернотерки, литейные формы, точильные камни. Зачастую своих мертвых срубники подзахоранивали в курганы абашевцев и катакомбников. Курганы с их погребениями наиболее частые из обнаруженных в Тамбовской области. Умерших чаще всего помещали в них в согнутом положении на левом боку, головой ориентированной на восток, реже на север. Ноги подгибали под туловище, кисти рук клади перед лицом. Рядом с головой ставили керамический сосуд с едой. Вокруг погребенного по окружности выкапывали ровик с открытой частью в районе головы. Такое захоронение напоминало расположение плода в утробе матери, открытая часть рва женскую вульву, через которую должен вновь возродится умерший, курган — живот беременной матери, а сосуд с едой должен был кормить покойника за время ожидания возрождения. Курганы срубников раскапывались в основном в Тамбовском и Первомайском районах. На территории Рассказовского района к северу от с. Никольское, в 2004 г. обнаружено, предположительно, поселение срубной культуры. Археологические раскопки в нем еще не проводились.

Срубники активно ассимилировались с соседними племенами, что привело к началу первого тысячелетия до нашей эры к возникновению поздняковской культуры (по с.Поздняково во Владимирской области), которую многие ученые считают заключительным этапом существования срубной культуры. Умерших поздняковцы хоронили в скорченном положении по обычаю срубников. нередко практиковали сожжение трупов. Их хозяйство состояло из земледелия, скотоводства и выплавки бронзы, орудия из которой приобрели у них небывалое разнообразие. Так как селились они исключительно у водоемов и лесов, немалую роль в их хозяйстве занимало рыболовство и охота. Посуду поздняковцы изготавливали преимущественно плоскодонной и баночной формы. Находки времен поздняковской культуры зафиксированы в Тамбовском районе.

Далее на территории Тамбовской области наблюдается своеобразный хронологических разрыв, так как заметных следов переходных культур конца бронзового начала железного века (X–VIII век до нашей эры) пока не обнаружено. Возможно ими будут представители бондарихинской культуры (урочище Бондариха возле г. Изюма, Харьковской области), распространенной на востоке до бассейна Дона и средней Оки. Тем более, что отдельные сосуды бондарихинской культуры (высокие горшки с широким горлом) обнаружены в районе Цны. Бондарихинцы редко захоранивали своих умерших в уже готовые курганы, в их племенах была широко распространена кремация с засыпкой пепла в урны или могилы. В поздних поселениях бондарихинцев начинают попадаться изделия из железа.

Начало железного века (VIII в. до н. э. – IV н.э.) на территории Тамбовской области характеризуется появлением в ее пределах широко известным на слуху древним племенам: киммерийцам, скифам и сарматам. Во многих районных и даже сельских музеях хранятся выпаханные из полей мечи скифов и сарматов — акинаки. В это же время лесная и лесостепная зона Тамбовщины начинает осваиваться племенами городецкой культуры (по названию с. Городец в Рязанской области, где ее впервые обнаружили), относящимися к ранним финно-угорским. Одновременно с ними в южной части области кочевали скифские и савроматские (предки сарматов) племена.

У городецкой культуры (VIII в до н. э. – III в. н. э.) нет собственных курганов и обряд их захоронения не установлен. Возможно, они не хоронили умерших в землю, а сжигали их. В Тамбовской области найдено несколько поселений городцов: в Тамбовском, Моршанском, Сосновском районах. Часть из них имеет военные укрепления, валы и рвы. Племена городецкой культуры занимались земледелием, охотой, рыболовством, скотоводством, кузнечными и гончарными ремеслами. Применяли наряду с железными орудиями орудия из кости и кремния. Военные укрепления городцов свидетельствуют об их сложных взаимоотношениях с соседями. Так в V веке городецкие поселения на Оке были полностью сожжены, а их население перебито и захоронено в общих ямах. На местах поселений городцов обнаружили также керамику родственных им племен примокшанской культуры (ровесников срубной) и их дальних последователей — среднецнинской мордвы, что говорит о существовании в этих местах сменяемых поселений на протяжении тысячелетий. Городецкая культура приняла непосредственное участие в формировании древне-мордовских племен.

В отличие от городцов представители скифской культуры строили курганы для погребений умерших. В них помимо тел в большом количестве помещались предметы вооружения и конской упряжи, предметы повседневного обихода и украшения в зверином стиле. Часть скифов (кочевой ираноязычный народ) лесостепной зоны вела оседлый образ жизни с наличием множества поселений. В Липецкой области такие поселения обнаружены. В Тамбовской, кроме большого количества скифских предметов, ни селищ, ни курганов пока не найдено. Скифов в III веке до н. э. вытесняют сарматские племена.

Предками сарматов считаются савроматы, кочевавшие по Тамбовщине в VII–IV веках до н. э. Т. к. они вели исключительно кочевой образ жизни, их культура представлена только погребальными курганами. В погребениях савроматов находят оружие, конскую упряжь и предметы искусства, в родственном скифам зверином стиле. Савроматы особую роль отводили погребениям женщин-жриц, сопровождая их набором ритуальных предметов. Оружие савроматов часто находят в южных районах области. На их мечах присутствует изображение клюва и глаза орла.

На смену савроматской культуре пришла сарматская (III век до н. э. – III век н. э.). Сарматы также являлись кочевниками и не имели собственных постоянных поселений. На территории области обнаружено немало предметов вооружения сарматов, а также их погребения. Курганы сарматов представляют собой невысокие холмы, которые археологи в шутку называют «блинчики». Покойники в них лежат на спинах головой к югу. При раскопках в Жердевском районе обнаружены захоронения как женщины, так и мужчины, с предметами вооружения и доспехами, керамической посудой и украшениями. Сарматская культура прекратила свое существование после вторжения на их земли готов. Фактически в железном веке и средневековье в степной зоне Тамбовщины отсутствовало оседлое население и различные кочевые племена попеременно сменяли друг друга.

К концу первой трети I тысячелетия н. э. городецкую культуру в лесостепной зоне нашей области сменила родственная им древнемордовская, ставшая предками племен мокши и эрзи. Древнемордовские племена, не имея крепкой государственности постоянно подвергались набегам сильных кочевых народов. В VII веке мордва платила дань Хазарскому каганату, а затем Древнерусскому государству и половцам, кочевому тюркоязычному народу.

Последними строителями курганов на Тамбовщине как раз и стали половцы (IX–XIII века). Кроме курганов половцы устанавливали в местах своего пребывания каменные изваяния воинов и женщин. Зачастую их ставили на чужих курганах (куда половцы подзахоранивали своих воинов), на могилах и перекрестках дорог. Перед статуями устраивались религиозные обряды и приносились жертвы. Курган с захоронением половца археологи исследовали в Первомайском районе.

В это же время на Тамбовщине появляются и первые древнерусские поселения, как например городище у с. Никольское, Знаменского района. Данное городище, как и многие другие, погибло в результате монголо-татарского нашествия в 1237 г. и дальнейших набегов. Оставшееся коренное население Тамбовщины, мордва, полностью растворилась среди русских переселенцев уже в XVIII веке.

Культуры, населявшие Тамбовскую область в древности, хотя и сменяли друг друга, но их представители никуда не исчезали. Они смешивались друг с другом и своими соседями, производя новые совместные этносы (в том числе и славянские), мигрировали в другие районы и снова возвращались, ассимилировавшись там с другими племенами. Таким образом, каждый из представителей каменного, бронзового и железного века в большей или меньшей степени является нашими предком и родственником. И изучать их наша прямая обязанность — ведь человек не знающий своих корней не будет иметь и будущего!

На территории Рассказовского района, как и в других частях области должны были существовать представители практически всех описанных культур, о чем говорят многочисленные курганы, разбросанные по окрестным полям. На сегодняшний день в нашем районе официально числится 18 курганов (один из них не описан и его точное местоположение не установлено). И половина из них выявлена и осмотрена лишь в последнее десятилетие (три — в 2016 году). Для 4000 летней истории создания курганов это количество чрезвычайно мало. Данную ситуацию можно исправить проведя планомерный поиск курганов на территории Рассказовского района.

К сожалению, большинство курганов уже уничтожено в результате активной деятельности человека: они полностью распаханы в результате полеводства, срыты при строительстве дорог, поселений, промышленных, сельскохозяйственных и военных объектов, скрыты лесопосадками и садами. Спасти оставшиеся курганы может только круговая опашка, но владельцы полей сами этого не делают, а специального государственного распоряжения на это счет нет (ну не нужны нашей стране археологические древности!). То же самое произошло и с древними могильниками, поселениями и стоянками. И хотя часть из них погибла в результате естественного изменения ландшафта за прошедшие тысячелетия, но большинство, все же, уничтожил сам человек.

Наиболее оптимальное время для поиска поселений и курганов, это весна и осень, когда поля скошены или не засеяны, а трава уже засохла или ещё не выросла. Лес также чрезвычайно затрудняет поиск древностей, а в случае с курганами делает его и вовсе невозможным. Поселения оптимальней всего искать по берегам рек, ручьев и оврагов, где их следы обнажаются из-за эрозии почвы. При этом следует учитывать, что русла многих рек за прошлые века изменились, и поиск следует проводить в месте их старого течения. Устья ручьев и паводковые воды служат в этом деле хорошими помощниками, так как вымывают из земли предметы жизнедеятельности древних культур. Крупные городища часто ставились на излучинах и устьях рек, ограждаясь с напольной стороны валом и рвом. Эти прямые рукотворные сооружения и сейчас хорошо заметны.

О близости поселения всегда могут сказать множественные осколки керамической посуды. До начала второго тысячелетия нашей эры жители Тамбовщины не пользовались гончарным кругом и лепили посуду вручную, из-за чего она выходила грубоватой и не имела характерных параллельных микроборозд от использования круга. Рисунок на них наносился вручную палочками и веревочками, поэтому не имеют четкой симметрии. Для поселений бронзового века характерно наличие медно-бронзовых изделий со специфическим зеленоватыми окислами по всей поверхности. Также возможны находки различных украшений в виде костяных и каменных бусин.

Стоянки каменного века находить сложнее, даже не из-за их более глубокого залегания, а из-за малого количества предметов, изготовленных человеком. Керамика появилась только в неолите и ее имелось еще недостаточно много по сравнению с бронзовым веком. Каменные орудия древними людьми изготавливались из кремния и отличаются от обычного минерала наличием мелких сколов на поверхности, располагающихся симметрично или только у одной из его сторон. Часть изделий, в том числе мелких, делалась из кости. На местах стоянок имеется большое количество костей животных, в том числе расколотых вдоль и обожженных в процессе приготовления.

При обнаружении следов поселения их стоит зафиксировать фотосъемкой и сделать навигационною привязку (в том числе тех предметов, которые берутся с собой для консультации с учеными). После следует нанести это место на крупномасштабную топографическую или спутниковую карту. Никаких самостоятельных раскопок и шурфов делать нельзя, так как это не только незаконно, но и может привести к необратимому разрушению археологической информации.

Курганы, в отличие от поселений, искать легче — для этого не требуется пошаговое прочесывание местности и их видно порой за многие сотни метров. Главное здесь не перепутать курган с естественными складками местности. За тысячелетия курганы из многометровых сооружений превратились в небольшие возвышенности, которые имеют ряд отличительных признаков. Все они имеют форму, близкую к окружности и напоминают огромную выпуклую линзу, положенную на ровную поверхность. Распаханные курганы нечасто превышают высоту в один метр, а высоты более полутора метров достигают только единицы. Большинство курганов из-за постоянной распашки не превышают 30–40 см (хотя и раньше некоторые культуры насыпали курганы высотой менее 1 метра, например, сарматы), причем курганы высотой 10–20 см самые частые «гости» на наших полях. В отождествлении курганов превышающих 30 см нет ничего сложного, да и видно их за несколько сотен метров (в их поиске хорошо помогает обычный бинокль). Обнаружению низких курганов мешает даже стерня от скошенных растений, а видимость и на проборонованном поле сокращается до 200–300 метров. Так что во время их поиска следует не только объезжать поле по периметру, но и пересекать его иногда даже в нескольких местах, переходя через гребни естественных складок земли. Курганы располагаются вдоль рек чаще всего на расстоянии 0,5–2 км от них. В болотистой местности и на полях пронизанных множеством балок от давно высохших ручьев они не встречаются. Это сейчас данные места сухие, а 3–4 тысячи лет назад по ним текли обычные ручьи (весной превращавшиеся в широкие реки, способные легко размыть курган) и имелось множество водоемов. Наличие же оврагов для курганов не помеха, т. к. они могли расползтись и позже их сооружения.

Одиночные курганы на полях встречаются значительно реже. Если вами замечен подобный курган, то чаще всего недалеко от него (на этом поле или соседнем) имеется еще один или несколько. Обычный диаметр распаханных курганов составляет 30–40 метров, в редких случаях более 50. Отличить, даже невысокий курган, от природного холма несложно. Холмы редко бывают в форме окружности. Обычно их вершины овальные, изогнутые, имеют несколько отрогов, и тянуться гораздо более 50 метров. Склоны у холмов разные: одни имеют резкие понижения, другие снижаются плавно десятки метров, уклон третьих и вовсе незаметен глазу без геодезических приборов. Курганы напротив имеют практически равные по крутизне склоны, одинаково снижающиеся во все стороны. Поэтому курган всегда надо обходить по периметру, если с какой-то стороны вы не увидите склона, или он будет плавно переходить в соседний гребень, смело уходите. Исключения составляют близкорасположенные распаханные парные курганы — с вытянутой элипсовидной формой. Но и у них с двух противоположных сторон вы заметите небольшую ложбинку, разделяющую две старые вершины. Курганы являются своеобразными родинками на теле земли. Если на каком-то склоне или гребне вы заметите неестественно выделяющуюся и быстро заканчивающуюся возвышенность, нарушающую плавность поверхности, обязательно подойдите ближе и тщательно осмотрите ее.

Лишь немногие курганы остались нераспаханными. Такие курганы покрыты дерном и кустарником и имеют высоту от одного метра. Диаметром они обычно 20–30 м. Встречаются нераспаханные курганы и значительно крупнее: нераспаханный «Царский» курган близ с. Хитрово превышает 3 метра и обладает диаметром более 40 м (люди говорят, что им в нашем районе попадались курганы и выше, но я подобных еще не встречал). Иногда по каким-то причинам курганы прекращали распахивать (например, ставили на них триангуляционную вышку) и тогда их высота может быть меньше метра, а диаметр больше 30 метров (или наоборот меньше 20 м. из-за слишком близкой опашки). На топографических картах треугольником обозначены точки, где находились триангуляционные вышки и эти места надо обязательно осматривать для обнаружения курганов.

Даже полностью распаханные и срытые курганы можно обнаружить визуально — земля в местах где они находились перемешивалась при производстве захоронений и имеет иной оттенок, чем окружающее их поле. Заметить это можно с небольшой высоты после боронования. Правда заниматься этим не следует, данный процесс очень сложный, требует большого опыта и нередко сами ученые-профессионалы ошибаются при идентификации таких курганов.

С обнаруженными курганами следует поступать также, как и поселениями: фотосъемка, навигационная привязка, картографирование, замеры. Раскапывать их ни в коем случае нельзя! Данные об обнаружении возможных археологических объектов надо направлять в «Центр по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области», где специалисты дадут им соответствующую оценку. И не нужно бояться ошибиться в своих поисках! Археологи сами перепроверят и отбросят все неподходящее. Гораздо хуже будет пройти мимо объекта, который через несколько лет может и совсем погибнуть.

За несколько поездок осенью 2016 г. по Рассказовскому району я сделал навигационную привязку уже известных и обнаружил более 40 новых курганов, (в том числе и на границе Сампурского и Бондарского районов). Особенно тщательно мной были осмотрены поля в районе с. Рождественское и р. Большой Ломовис. Поля проверены далеко не все. Больше трети из них засеяны высокими растениями (подсолнечником, кукурузой, соей) или заросли сорняками. Также еще не осмотрена четверть полей к юго-востоку от села. Несмотря на это в бассейне р. Большой Ломовис было обнаружено и осмотрено 33 кургана высотой до полутора метров (несколько из них находятся на водоразделе Большого Ломовиса с Ближней Кершей и истоками Лесного Тамбова). Половина из них не превышает в высоту 30 см. На одном из этих курганов (к юго-востоку от с. Новгородовка) около 1980 г. при обработке полей обнаружили кинжал длиной около 25 см с навершием и крестовиной в виде загнутых рожек, характерными для культуры сарматов раннего этапа. Данный кинжал председатель колхоза передал в Рассказовский краеведческий музей.

Бассейн реки Нару-Тамбов, в юго-западной части района, близ с. Хитрово осматривался бегло. Там удалось обнаружить два новых кургана и привязать три известных (еще несколько курганов посетить не удалось, т. к. здешние поля в значительной части засажены высокими кормовыми культурами). Более подробно осматривались поля близ г. Рассказово (в том числе и на значительно удалении от него), в бассейне р. Лесной Тамбов. Осмотр показал, что этот участок наиболее беден в плане наличия курганов (хотя и занимает большую часть района) — всего обнаружено два ранее неописанных памятника (не считая двух курганов в Репном кусту).

Бассейн реки Мокрая Панда (с. Осиновка) и ее водораздел с истоками рек Большая Ржакса (п. им. 2-й Пятилетки), Тару-Тамбов (приток Лесного Тамбова у с. Богословка) и Нару-Тамбов никем из исследователей пока не посещался (в ходе нескольких разведывательных поездок в этот регион весной 2017 г. мне удалось обнаружить более 20 курганных могильников), хотя имеются сведения о нахождении там немалого количества курганов известных еще с начала XX века. Местными жителями данные курганы неоднократно вскрывались. По их словам в одном из них к северо-востоку от с. Пятилетка обнаруживалась керамика, по описанию напоминающая срубную, в другом раскопан скелет лежащий на спине головой на юг. Справа от него находились трехгранные железные наконечники стрел. По описанию данное захоронение больше всего похоже на сарматское. К югу от п. Пятилетки на кургане находили осколки керамики, с орнаментом, нанесенным палочкой.

Никаких официальных раскопок курганов, имеющихся на территории Рассказовского района, никогда не проводилось. Самих курганных захоронений у нас может находиться не менее 100 штук — практически свой собственный Древний Египет и Древний Рим вместе взятые! Стоимость раскопок и изучения одного кургана составляет около 500000 рублей. Но государством археология фактически не финансируется, у него сейчас другие интересы. Наука продолжает выживать лишь благодаря громадным усилиям преданных ей ученых и энтузиастов. Небедным же частным лицам (да по всей видимости и чиновникам) — состояние некоторых Рассказовцев уже перевалило за многие сотни миллионов — ни наука, ни образование, ни просвещение совершенно не нужны. Им нужно коллекционировать деньги, депутатские мандаты, гаджеты, землю и дома по всей стране, предметы роскоши и дорогие автомобили, меняемые каждый год. Вымерли у нас Асеевы и Крюченковы. Некому строить школы, больницы, храмы, театры, библиотеки, мосты и дороги. Современные «купцы» соревнуются лишь в том, кто меньше сделает зарплату своим работникам, больше соседа уклонится от выплаты налогов и надует покупателя, всучив ему втридорога негодный товар. В нашем городе растут только торговые центры с домами их владельцев, построенные на месте снесенных, сожженных и разобранных на щебень старинных памятников.

И совершенно нет им никого дела до наших прапрапредков. Их душа и стремление к познанию уже умерли, и жизнь поддерживает лишь жажда наживы и соперничества с другими. Этим существам неинтересно и они не хотят знать, как жили люди тысячи лет назад, как работали и созидали, как убирали урожай и выпасали стада, каким богам молились и на каком языке разговаривали, как сражались с врагами и торговали с соседями, как любили друг друга и на каких праздниках веселились, какие песни пели на свадьбах и как оплакивали умерших, какие сказки рассказывали своим детям на ночь и в какие игры с ними играли. И поведать о той далекой жизни, может счастливой, а может и несчастной, нам могут только сгорбатившиеся под тяжестью времени и вросшие в землю курганы, эти немые стражники навсегда исчезнувших цивилизаций.

Когда же они заговорят???......

Комментарии читателей

Всего комментариев: 1
Татьяна Минаева (с. Трескино Инжавинского района)
18.11.2020 23:04
Прекрасная работа краеведа Андрея Литовского. В нашем Инжавинском районе также имеются одиночные курганы и группы курганов как на распаханных полях, так и на лугах в пойме реки Мокрая Панда . В древних актах описаны места, по своим названиям соответствующие современным. Сарминская вершина угадывается в большом кургане близ деревни Трубниковка. Курган никогда и никем не изучался. Хотя в описаниях истории села Трескина начала 20 века говорится о месте захоронения древних кочевников. Только туристы и экскурсанты выражают свое удивление и восхищение увиденным. Сколько тайн хранит в себе этот стражник-великан, еще предстоит узнать. Рукотворный это памятник или изваяние матушки-природы?

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю