tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

библиографические пособия  методические рекомендации  конференции

Методическая деятельность муниципальных библиотек Тамбовской области в условиях реформ

ББК 60.5
М 54

Методическая деятельность муниципальных библиотек Тамбовской области в условиях реформ [Текст] : отчёт о соц. опросе / сост. И. С. Мажурова ; отв. за выпуск Л. Н. Патрина ; ТОГБУК «Тамб. обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина». – Тамбов, 2013. – 40 с.



Составитель:
И. С. Мажурова, заведующий научно-методическим отделом

Ответственный за выпуск:
Л. Н. Патрина, заместитель директора по научной работе

Пособие содержит отчёт о социологическом опросе, проведённом в 2013 году по организации методической деятельности муниципальных центральных библиотек Тамбовской области.

Введение.

«Научно-методическая работа — вид библиотечной деятельности, направленной на повышение эффективности библиотечной работы, выявление и распространение лучшего опыта, инноваций, использование результатов научных исследований» [3, с. 697]. Научно-методическая работа — это законодательно закреплённая обязанность центральных библиотек, являющихся научно-методическими центрами. «Центральная библиотека в пределах обслуживаемой территории обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов, в том числе осуществлять функции межбиблиотечного абонемента и обеспечивать ведение сводного каталога, оказывать методическую помощь библиотекам» [1, 2].

Реорганизация системы библиотечного обслуживания населения в связи с социально-экономическими реформами бюджетной сферы, развитие инновационной деятельности, использование традиционных и информационных коммуникационных технологий требуют новых подходов к организации методической работы библиотек.

Цель опроса — определение путей дальнейшего развития методической деятельности библиотек.

Задачи опроса — обобщить и проанализировать состояние методической деятельности библиотек.

База опроса — 28 муниципальных центральных библиотек Тамбовской области.

Сроки проведения опроса:

опрос (анкетирование) муниципальных центральных библиотек — июнь-август 2013 г.;

компьютерная обработка результатов — август-октябрь 2013 г.;

составление итогового отчёта — октябрь 2013 г.

Основные результаты опроса

В анкетировании из функционирующих 30-ти муниципальных центральных библиотек Тамбовской области приняли участие 28 библиотек. Респондентами стали 4 руководителя библиотек, 9 руководителей методических служб, 15 методистов центральных библиотек. Социально-демографический портрет опрошенных библиотечных работников выглядит следующим образом: среди опрошенных преобладают лица с библиотечным образованием: высшим — 16 человек, средним — 5 человек. Высшее образование имеют 3 человека и среднее профессиональное — 4 человека. Двадцать шесть респондентов имеют стаж практической работы в библиотеке свыше 10 лет, у двоих — от 3 до 6 лет. Возрастной состав респондентов: восемнадцать человек — от 30 до 55 лет, десять человек — 55 лет и старше. Таким образом, ответы на вопросы анкеты опрошенных представляют несомненный интерес для отображения общей картины мнений профессионалов.

Первые два вопроса анкеты касались наличия в структуре библиотеки специального подразделения (отдела, сектора), занимающегося методической деятельностью, штата специального подразделения (количества человек, стажа, возраста). В девятнадцати библиотеках (67,9 % от библиотек, принявших участие в анкетировании) созданы такие специальные подразделения. Называются они по-разному: методический отдел, методико-библиографический отдел, инновационно-методический отдел, отдел методико-информационной деятельности, информационно-методический отдел, отдел комплектования, обработки литературы и методико-библиографической работы. В девяти центральных библиотеках Бондарского, Гавриловского, Мордовского, Петровского, Ржаксинского, Сампурского, Токарёвского районов, городах Кирсанове, Котовске отсутствуют специальные подразделения, занимающиеся методической деятельностью (32,1 % от библиотек, принявших участие в анкетировании). Из 28 библиотечных работников, занимающихся методической работой, 25 человек имеют стаж работы в библиотеке свыше 10 лет, 1 человек — 7 лет, 2 человека — от 3 до 6 лет. Их возрастной состав: от 55 лет и старше — 7 человек, от 30 до 55 лет — 20 человек, до 30 лет — 1 человек.

Респондентам было предложено определить по степени значимости направления методической деятельности. К основным направлениям своей деятельности как методических центров для библиотек своих территорий названы:

1 место — оказание консультационно-методической помощи библиотекам по актуальным вопросам библиотечного дела (14 респондентов);

2 место — обучающая деятельность (13 респондентов);

3 место — информационно-аналитическая деятельность (11 респондентов);

4 место — проектная деятельность (9 респондентов)
и профессиональное и социальное партнёрство (9 респондентов);

5 место — издательская деятельность (8 респондентов)
и инновационная и научно-исследовательская деятельность (8 респондентов);

6 место — законотворческая деятельность (7 респондентов).

На вопрос «Какие формы методической работы Вы считаете наиболее эффективными» получены следующие ответы:

семинары (23 респондента);

практикумы (21 респондент);

мастер-классы, деловые игры, тренинги (20 респондентов);

выезды с оказанием практической помощи (18 респондентов);

показательные мероприятия (16 респондентов);

курсы повышения квалификации (13 респондентов);

круглые столы (11 респондентов);

школы передового опыта (6 респондентов).

Наиболее популярной формой повышения квалификации библиотек являются семинары, в работе которых принимают участие представители администраций, различных социальных институтов, учреждений образования и культуры, областных библиотек. Тематика семинаров охватывает различные направления работы библиотек:

«Внедрение информационных технологий в сельские библиотеки», «Деятельность библиотек в решении социальных проблем молодёжи» (Гавриловский район);

«Деятельность библиотек Жердевского района по социальной адаптации социально незащищённых групп населения», «Сельская библиотека: пути дальнейшего развития»;

«Справочно-библиографическое обслуживание пользователей библиотек» (Знаменский район);

«Инновационные формы работы в сельской библиотеке» (Кирсановский район);

«Библиотеки — формированию экологического мировоззрения», «Роль библиотек в преодолении духовно-нравственного кризиса российского общества» (Мичуринский район);

«2013 год — Год культуры в Тамбовской области», «Работа библиотек к Году охраны окружающей среды», «Новые подходы к планированию сельской библиотеки и перспективы её развития» (Мордовский район);

«Библиотека и гуманистические ценности», «Сельская библиотека в системе патриотического воспитания», «Вечных истин немеркнущий свет: о работе библиотек по повышению интереса к чтению» (Моршанский район);

«Информационно-коммуникационные технологии как ресурсы привлечения и воспитания читателей», «Формирование экологической культуры детей и подростков в условиях библиотеки» (Мучкапский район);

«Роль библиотек в популяризации здорового образа жизни»; «Библиотека как информационный центр в области краеведения» (Никифоровский район);

«Краеведческая деятельность библиотек района», «Формирование книжного фонда» (Первомайский район);

«Современные тенденции обслуживания пользователей», «Сохранение традиций и внедрение инноваций в библиотечном деле» (Петровский район);

«Малым библиотекам — большие дела или современная стратегия развития сельской библиотеки», «В центре внимания — КУЛЬТУРА» (Ржаксинский район);

«Интерактивные формы работы в системе читательского развития детей»; «Сохраняя традиции — искать новое»; «Экология и охрана окружающей среды» (Сампурский район);

«Библиотека как центр информации и досуговой деятельности», «Краеведческий аспект в системе библиотечного обслуживания» (Староюрьевский район);

«Роль библиотеки в экологическом просвещении населения», «К книге и чтению — через досуг и общение» (Токарёвский район);

«Семья. Библиотека. Школа: опыт, проблемы, решения», «Реклама как социальный компонент библиотечной деятельности» (Умётский район);

«Организация библиотечно-информационного обслуживания населения с применением информационных технологий», «Экология природы — экология души» (г. Мичуринск);

«Проблемы формирования и реализации региональной политики в области поддержки и развития чтения» (г. Рассказово);

«Краеведение и библиотека: современный подход к краеведческой работе», «Электронные продукты библиотек: создание и использование», «Библиотеки и духовные ценности XXI века» (г. Тамбов).

Практикумы, проводимые методическими центрами, посвящены таким актуальным проблемам, как сохранность книжного фонда, организация каталогов, библиографическое описание документов (Гавриловский, Мучкапский, Никифоровский, Петровский, Рассказовский Токарёвский, Умётский районы), правовое просвещение населения (Кирсановский район), инновационные формы работы с детьми и юношеством, работа библиотек по поддержке семейного чтения (Мордовский, Петровский районы), библиотечная реклама, создание библиографических пособий (г. Мичуринск).

К инновационным формам повышения квалификации библиотечных работников относятся такие виды активного обучения как мастер-классы, деловые игры, тренинги. Вопросам развития информационных технологий в библиотеках посвящены следующие формы обучения: в Знаменском районе («От интернет-ресурсов к информационной культуре»), Мордовском районе («Использование новых информационных технологий»), Ржаксинском районе («Мастер-класс для Вас» (демонстрация поисковых возможностей электронных каталогов библиотек), «Возможности электронных ресурсов СПС «КонсультантПлюс»), Староюрьевском районе (создание электронной презентации «Цветы в легендах и преданиях»). Имиджу библиотеки посвящены мастер-классы «Привлекательная библиотека или что может реклама» в Гавриловском районе, «Искусство общения в библиотеке» в Жердевском районе, «Имидж библиотеки через рекламу» в Кирсановском районе. Актуальна форма деловых игр и тренингов в Мордовском районе («Инновационные формы работы с молодёжью», «Психология общения в библиотеке»), в Моршанскем районе («Миссия библиотеки в развитии чтения и гуманитарных коммуникаций», «Открываешь книгу — открываешь жизнь»), Никифоровском районе («Библиотека и социальное партнёрство в системе информационного обслуживания незащищённых слоёв сельского населения», «Библиотерапия «С теплом и лаской к человеку», «Игра плюс чтение как форма создания развивающей среды детской библиотеки», «Роль библиотек в развитии и укреплении семейных ценностей»), Сосновском районе («Мастерство тому даётся, кто весь делу отдаётся»), Умётском районе («Списание документов: теория и практика», «Книжная выставка: какой ей быть?»), г. Тамбове («Свет духовных маяков»).

Традиционно основными целями выездов в библиотеки-филиалы являются: оказание консультативной и методической помощи, проверка работы филиала, работа с фондами библиотек, доставка новой литературы и др. Выезды в библиотеки методисты осуществляют по следующим темам: «Библиотечные и информационные ресурсы», «Информационно-библиографическое обслуживание пользователей», «Развитие экологического просвещения» (Гавриловский район); «Работа библиотек по формированию правовой культуры и мотивация здорового образа жизни детей и подростков», «Семья — как залог духовного единства поколений», «Любовь к малой родине — источник любви к России», «Библиотека как центр сохранения историко-культурного наследия и героико-патриотического воспитания подрастающего поколения» (Жердевский район); «Работа с фондами в библиотеках-филиалах, ведение документации» (Знаменский район); «Организация работы сельских библиотек по военно-патриотическому воспитанию молодёжи», «Библиотечное обслуживание детей и подростков в летний период» (Кирсановский район); «Работа библиотеки по организации летнего отдыха детей и молодёжи», «Работа библиотеки по подготовке мероприятий к 85-летию Мордовского района», «Работа библиотеки по повышению правовой культуры избирателей» (Мордовский район); «Использование новых информационных технологий в обслуживании читателей», «Инновационные формы проведения массовых мероприятий» (Рассказовский район); «Информационно-библиотечное обслуживание сельского населения» (Умётский район).

Эффективны в процессе обучения показательные мероприятия, в том числе на базе библиотек. В Гавриловском районе проведён «Мой лучший литературный праздник», в Жердевском районе — «Я люблю тебя Россия», Кирсановском районе — «Желайте, людям доброты, желайте людям счастья» (урок доброты), «Толерантность — дорога к миру» (день терпимости), Мордовском районе — «Богдановские чтения», «Он родился в России...» (литературные праздники), «Тамбовский край, ты часть моей России» (музыкально-поэтическая композиция), Староюрьевском районе — «Служить Отчизне свято» (день призывника), «Делать людям хорошее — хорошеть самому» (вечер-чествование), «Не исчезай, моё село!» (вечер памяти), Уваровском районе — «Самый читающий глава сельского совета» (конкурс).

Презентациям книг Е. Буковского «Вековой долг Вернадских», В. Фоменкова «Деревенские мотивы», В. Ремизова «Река под названием Жизнь», Н. Меркушовой «Ребячьи голоса», Н. Меркушовой «И унесёт меня печаль...»), Р. Самородовой «Берёзовый дождь», В. Самойлова и В. Волосатовой «Вечный зов земли родной» посвящены показательные мероприятия в Моршанском, Никифоровском, Сампурском районах.

Курсы повышения квалификации считают наиболее эффективной формой обучения в Бондарском, Гавриловском, Жердевском, Инжавинском, Кирсановском, Мордовском, Мучкапском, Первомайском, Пичаевском, Староюрьевском районах, городах Кирсанове, Котовске, Мичуринске.

Беседы за круглым столом позволяют привлечь внимание сотрудников к актуальным проблемам теории и практики библиотечной отрасли. Так, например, вопросам экологического просвещения, повышения правовой культуры населения, работе сельской библиотеки с органами местного самоуправления, с социально незащищёнными слоями населения, работе библиотек по популяризации книги и чтения посвящены круглые столы в библиотеках Жердевского, Знаменского, Мучкапского, Никифоровского, Сампурского, Староюрьевского районов, г. Тамбове.

Школы передового опыта ориентированы на расширение профессионального кругозора библиотечных работников, освоение информационных технологий. Они получили своё существование в шести муниципальных библиотеках Жердевского, Мучкапского, Никифоровского, Староюрьевского, Умётского районах и г. Котовске.

Стимулируют творческую активность и другие формы профессионального развития библиотечных работников, которые обеспечивают возможность непрерывного проблемно-ориентированного обучения сотрудников библиотек-филиалов. Здесь осваиваются новые идеи, технологии, внедряется в практическую деятельность инновационный библиотечный опыт. Например, проведены конкурсы «Чтению все возрасты покорны», на лучшую книжную выставку к Году истории (Мичуринский район); «Реклама библиотеки как важнейший инструмент информации пользователей» (Сампурский район); творческая лаборатория «Воспитание добротой» (Моршанский район); Дни профессиональных знаний «Это поможет в планировании», «Комплектование библиотеки», «Справочно-библиографическая деятельность библиотеки», «Библиотечное обслуживание от А до Я» (Ржаксинский район); День творческого общения «Сегодня и завтра сельской библиотеки», методическая мастерская «Я советую Вам, дорогие коллеги...» (Сампурский район). Методическим центром города Тамбова разработаны модель профессионального обучения «Компьютер: шаг за шагом». Инновационный образовательный модуль «Стратегическое развитие библиотек» способствовал созданию стратегических концепций развития библиотек города Тамбова. Итоговыми мероприятиями годовых образовательных модулей становятся конкурсы и фестивали профессионального творчества. Например, проведены Фестиваль стратегических концепций «Библиотека: взгляд в будущее», конкурс на лучшее массовое мероприятие по духовно-нравственной тематике «Душа по капле собирает свет». Проведена профессиональная учёба «Экология души», творческая мастерская «Свет Руси познать истоки».

Методико-библиографические издания, подготовленные и изданные центральными библиотеками за 2011-2013 гг., включают в себя списки литературы, обзоры, буклеты, дайджесты, методические рекомендации, сценарии. Данные издания подготовлены к знаменательным и памятным датам (общероссийского и местного масштаба), юбилеям писателей, общественных деятелей (Приложение 1).

Вопрос «Какие библиотечные инновации были внедрены в библиотеках Вашей территории с помощью методической деятельности Вашей библиотеки?». Респондентам предлагалось привести примеры инновационного характера, освоенных библиотеками в культурно-досуговой деятельности, программно-проектной деятельности. Муниципальные библиотеки при выборе форм, тематики и содержание некоторых мероприятий обращаются к Банку инноваций и рекомендациям методической службы Тамбовской областной универсальной библиотеки им. А. С. Пушкина. Например, в социально-культурной акции в поддержку социальной авторитетности литературы, продвижения и популяризации чтения, а также организации новых форматов проведения свободного времени «Библионочь» приняли участие 32 муниципальные библиотеки из 18 районов и городов Тамбовской области.

Среди новых форм культурно-досуговой деятельности были отмечены:

— интерактивная беседа, медиапутешествие, калейдоскоп, День открытых дверей, электронная презентация, литературный брейн-ринг, поле чудес (Бондарский район);

— мероприятия с использованием технических средств: виртуальная выставка, Skype, электронная презентация, CD-ROM и мультимедиа (Гавриловский, Ржаксинский районы);

— центр чтения, пиар-акция, слайд-галерея, поэтический марафон, кофе-брейк (Жердевский район);

— Библионочь (Жердевский, Знаменский, Мичуринский, Мордовский, Мучкапский, Ржаксинский, Сампурский, Староюрьевский, Токарёвский районы);

— видео-лекторий, арт-встреча, бэби-шоу, поэтический марафон, литературные гонки (Кирсановский район);

— литературный ринг, пресс-минутка, экспресс-обзор, информина, правовой пресс-коллаж, пресс-информация (Мордовский район);

— свободный микрофон (Моршанский район);

— компьютерная презентация, выставка-отчёт, интеллектуальное казино (Никифоровский район);

— театрализованное представление (Сосновский район);

— экодесант, марафон культурных событий (Староюрьевский район);

— литературный суд, карнавал, ярмарка, дегустация литературных новинок, диалоги о культуре, детектив-шоу, фольклорно-чайная церемония (Уваровский район);

— виртуальная книжная выставка, говорящая книжная выставка-память, выставка-чаепитие, виртуальное путешествие, библиотечный флэш-моб, летний читальный зал под открытым небом (Мордовский, Ржаксинский, Уваровский, Умётский районы);

— познавательная дискуссия, литературный марафон, лингвистический калейдоскоп (г. Мичуринск);

— библио-хэппенинг, спектакль-феерия (г. Тамбов).

Двадцать библиотек занимаются программно-проектной деятельностью (Приложение 2).

На вопрос «Как Вы считаете, какими главными особенностями должна обладать методическая деятельность, чтобы считаться инновационной» 19 респондентов ответили — соответствовать современным требованиям государственной и региональной политики и 17 — соответствовать спросу пользователей библиотеки, способствовать улучшению качества обслуживания пользователей.

В настоящее время муниципальными библиотеками осуществляется целенаправленная деятельность по созданию и использованию во всех сферах библиотечной деятельности передовых информационных тех­нологий с целью совершенствования информационно-библиотечного обслуживания пользователей. Все центральные библиотеки Тамбовской области ведут электронные каталоги, сайты, создают собственные электронные продукты и презентации, используют региональные и российские информационные ресурсы. На вопрос «Как в методической деятельности применяются информационные технологии» были даны следующие ответы:

— 22 опрошенных участвуют в создании сайта библиотеки, предоставлении доступа гражданам к официальной правовой информации;

— 16 предоставляют доступ гражданам к Единому порталу государственных и муниципальных услуг (Гавриловский, Знаменский, Инжавинский, Мучкапский, Никифоровский, Пичаевский, Сампурский, Ржаксинский, Сосновский, Староюрьевский, Уваровский, Умётский районы, гг. Кирсанов, Мичуринск, Тамбов, Уварово);

— 15 ведут справочно-библиографический аппарат библиотеки;

— 13 создают базы данных по краеведению, по актуальным темам (Бондарский, Мучкапский, Никифоровский, Петровский, Пичаевский, Рассказовский, Ржаксинский, Сампурский, Сосновский, Староюрьевский районы, гг. Мичуринск, Тамбов, Уварово);

— 8 наполняют Банк инновационных идей (Мучкапский, Никифоровский, Сосновский, Уваровский, Умётский районы, гг. Котовск, Мичуринск, Тамбов).

В 2013 году методическая служба г. Тамбова создала и ведёт на сайте ЦБС электронную коллекцию «Духовный свет библиотек», где собирается многогранный опыт работы библиотек ЦБС по духовно-нравственному направлению.

Также информационные технологии применяются всеми методическими службами в аналитической, издательской, проектной деятельности, повышении квалификации.

По результатам опроса более половины муниципальных библиотечных образований области участвуют в разработке программ развития библиотечного дела в своих территориях, программно-проектной деятельности по актуальным вопросам библиотечного обслуживания (Приложение 2).

Повышение квалификации библиотечных работников, занимающихся методической деятельностью — необходимое условие достижения нового качества образования библиотекарей. Они должны постоянно совершенствовать свой профессиональный рост, расширять знания в соответствии с новыми требованиями времени. Ответы респондентов на вопрос «Каким образом Вы повышаете свою квалификацию?» выглядят следующим образом:

— все опрошенные принимают участие в областных семинарах;

— 7 библиотек участвовали в межрегиональных семинарах, конференциях:

* Открытый благотворительный конкурс Фонда Михаила Прохорова «Новая роль библиотек в образовании» (Мучкапский район, 2011г., г. Тамбов, 2012 г.);

* Профессиональный тур «Пенза-Тамбов: сотрудничество без границ» — круглый стол библиотечных специалистов государственных и муниципальных библиотек Тамбовской и Пензенской областей на базе межпоселенческой центральной библиотеки Умётского района Тамбовской области (Гавриловский, Умётский районы, гг. Рассказово, Кирсанов, 2010 г.);

* Всероссийская научно-практическая конференция «Механизм оказания бесплатной юридической помощи в российской Федерации: Состояние и перспективы развития» в Тамбове (Пичаевский район, гг. Кирсанов, Рассказово, 2013 г.);

* Форум молодых библиотекарей Центрального федерального округа «Библиотека XXI века. Стратегия молодых» в г. Рязани (г. Тамбов, 2011 г.).

— библиотечные работники Гавриловского, Жердевского, Знаменского, Первомайского районов, гг. Кирсанова и Уварово приняли участие в дистанционном обучении на кафедре библиотечно-информационных ресурсов ТГУ им. Г. Р. Державина;

— 24 библиотечных работников области приняли участие в тренинг-семинаре «Психология общения в библиотеке» в ТГУ им. Г. Р. Державина, кафедра библиотечно-информационных ресурсов, 2012 г.;

— на базе муниципальных библиотек области, Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина совместно с АНО «Юридический Центр «Гарант» провели шесть выездных зональных семинаров «Библиотечное обслуживание населения Тамбовской области — ориентиры на эффективность», на которых присутствовали 180 библиотечных работников городских и сельских библиотек из 26 муниципальных образований области;

— региональный форум молодежных инициатив «Конвейер молодёжных проектов (2012 г.), участие в VI Питиримовских чтениях: «Просвещение и возрождение традиций. Взаимодействие Церкви, общества и государства» в ТОУНБ им. А. С. Пушкина (2011 г.), Круглом столе «Просветительское служение библиотек Тамбовской области по воспитанию молодёжи на традициях православной культуры» в ТОУНБ им. А. С. Пушкина (2012 г.) (г. Тамбов).

Респондентам предлагалось назвать методические материалы областных служб, используемых ими в работе. В ходе опроса выяснилось, что практически все библиотеки активно применяют в своей деятельности методико-библиографические пособия, изданные областными библиотеками.

Отвечая на вопрос «Укажите, пожалуйста, меры по поддержке и перестройке методической деятельности Вашей библиотеки в условиях реформы государственного управления», респонденты подчеркнули, что модернизация библиотек потребовала новых подходов к методической работе. Библиотечные работники указали на то, что препятствует дальнейшему развитию методической деятельности. Недостаточная материально-техническая база, прежде всего отсутствие транспорта, финансовых средств, в некоторых муниципальных образованиях — должности методиста, не позволяют планомерно осуществлять выезды в библиотеки-филиалы с оказанием методической и практической помощи. В настоящее время библиотеки превратились в информационные, культурно-досуговые центры, центры общения и творчества. Работнику методической службы требуются качественно новые знания информационных технологий, экономических и правовых основ деятельности библиотеки. Были высказаны предложения о введении и возвращение ставки методиста, расширении штата сотрудников, повышении квалификации методистов, необходимости общения со специалистами из других регионов.

Руководители библиотек, методических служб, методисты центральных библиотек дали немало предложений и пожеланий в адрес методической службы ТОУНБ им. А. С. Пушкина по оказанию методической помощи муниципальным библиотекам области:

— оказание практической методической помощи: проведение обучающих занятий, тренингов, практикумов, мастер-классов;

— создание курсов повышения квалификации библиотечных работников;

— проведение библиотечных межрегиональных форумов и конференций на базе ТОУНБ им. А. С. Пушкина;

— разработка критериев качества работы библиотек и систему оценки работы библиотечных специалистов;

— проведение выездных семинаров, круглых столов по актуальным проблемам;

— издание методических пособий по вопросам нравственного, правового, эстетического воспитания, экологического просвещения и краеведению;

— организация дистанционного обучения библиотечных работников и проведение дистанционного консультирования;

— проведение выездных мастер-классов по информационным технологиям;

— оказание методической помощи в разработке регламентирующей документации для библиотек;

— организация тренингов по проектной деятельности библиотек;

— организация на базе ЦБС г. Тамбова Школы передового опыта.

В адрес методической службы ТОУНБ им. А. С. Пушкина были и такие высказывания: «Выражаем Вам огромную благодарность за помощь в работе. Спасибо за понимание и профессионализм» (Кирсановский район); «Научно-методический отдел ТОУНБ им. А. С. Пушкина всегда по всем вопросам библиотечной деятельности оказывает методическую помощь. Желаем дальнейших творческих успехов и плодотворного сотрудничества» (Мучкапский район); «Выезды в территории имеют большой успех» (Пичаевский район), «Методические материалы, подготовленные методистами ТОУНБ, являются хорошим подспорьем в работе муниципальных библиотек, надеемся на дальнейшее сотрудничество» (Умётский район); «Научно-методическому отделу хочется выразить огромную благодарность за оказание помощи в разработке нормативных документов: постановлений, программ, уставов и других правовых документов и вопросов. В настоящий период времени мы видим в сотрудниках научно-методического отдела надёжную опору, коллег, которые всегда поддержат. Огромное спасибо, вам. Удачи, вам в любом вашем деле!» (г. Кирсанов.).

Заключение.

Методическая деятельность является одной из основных функций в работе муниципальных центральных библиотек Тамбовской области. В условиях происходящих социокультурных перемен в обществе, обусловленных реализацией реформы местного самоуправления, внедрением компьютерных технологий во все области жизнедеятельности социума, необходимо переосмысление роли методических служб. В большинстве центральных библиотек созданы специальные подразделения, занимающиеся методической деятельностью, а должность методиста предусмотрена штатным расписанием. В девяти центральных библиотеках отсутствуют такие подразделения и методической деятельностью занимаются работники других отделов библиотек.

Оказание квалифицированной помощи библиотекам по широкому кругу проблем, повышение квалификации библиотечных работников рассматриваются как главные направления методических служб. Сотрудники методических отделов накопили опыт проведения разного рода семинаров, практикумов. Используются активные методы обучения, например деловые игры, мастер-классы, тренинги. Организуемая методическими службами система повышения квалификации всё в большей степени ориентируются на такие проблемы, как реорганизация структуры библиотечного обслуживания населения вследствие административных реформ, планирование и отчётность библиотек, библиотека и местное самоуправление, информатизация, программно-проектная и инновационная деятельность, библиотечное краеведение и др. Широко используются библиотекарями области пособия, изданные методическими службами центральных муниципальных и областных библиотек.

К сожалению, недостаток финансирования библиотек, отсутствие транспорта сказались на сокращении оперативной методической помощи. Число выездов в подведомственные библиотеки, в региональные и муниципальные библиотеки других территорий Российской Федерации, стажировок в государственные библиотеки Тамбовской области значительно уменьшилось. Поэтому в своей работе методические центры используют современные средства компьютерных технологий и электронные профессиональные коммуникации. Работники создают собственные электронные базы данных по различным направлениям, библиотечные сайты. В результате осуществляется совершенствование Интернет-портала «Библиотеки области» http://regionlib.ru, являющегося интегрированным информационным ресурсом библиотек области.

Важным направлением в работе методических служб является ежегодный сбор статистических и фактографических данных, характеризующих деятельность подведомственных библиотек, корректировка планов библиотек в соответствии с местными условиями и ситуаций. Методисты принимают активное участие в областных конкурсах, акциях, фестивалях по продвижению и популяризации чтения. На муниципальном уровне занимаются программно-проектной деятельностью по различным направлениям работы.

Методические центры играют главную роль в процессе становления и развития библиотек в соответствии с внутренними потребностями территорий. Участвуют в разработке нормативных документов, основных направлений библиотечного обслуживания населения муниципальных образований на определённый период, значимых документов долговременного характера. Благодаря активным действиям администраций районов и центральных библиотек в целях сохранения централизации как более эффективной и устойчивой системы библиотечного обслуживания в 2012–2013 гг. муниципальные библиотечные учреждения Инжавинского, Кирсановского, Мордовского, Моршанского, Петровского, Ржаксинского, Уваровского, Токарёвского, Тамбовского районов вернулись к централизованной системе библиотечного обслуживания, разрушенной в результате реализации Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, муниципальные центральные библиотеки как методические центры оказывают влияние на состояние организации библиотечного обслуживания населения.

Предложения по дальнейшему развитию методической деятельности на региональном и муниципальном уровнях:

— в целях повышения эффективности методической деятельности целесообразно организовать Школу методиста, занятия в которой проводить как на базе областных, так и муниципальных библиотек;

— для повышения качества библиотечно-информационного обслуживания населения укрепить связь с ведущими библиотеками библиотечного сообщества региона;

— принимать участие в работе различных федеральных и межрегиональных профессиональных объединений и ассоциаций;

— развивать партнёрские отношения с властными структурами и различными заинтересованными организациями для обеспечения финансовой поддержки библиотечной деятельности;

— в соответствии с законодательно закреплённой обязанностью центральных библиотек по осуществлению методической работы необходимо ввести в штатное расписание всех библиотечных образований должность методиста и выделить специальное структурное подразделение.

Список использованных документов

1. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ «О библиотечном деле» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://base.garant.ru/103585/, свободный. – Загл. с экрана.

2. Закон о библиотечном деле в Тамбовской области. Принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 21 июня 1996 г. N 470 (в ред. Законов Тамбовской области от 30.03.2005 N 310-З, от 29.04.2009 N 520-З, от 09.11.2009 N 582-З, от 16.03.2010 N 632-З) [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://cult.tambov.gov.ru/7108/7763.html, свободный. – Загл. с экрана.

3. Библиотечная энциклопедия [Текст] / Рос. гос. б-ка. – М. : Пашков дом, 2007. – С. 697-701.

Приложение 1

Методико-библиографические издания

Названия методико-библиографических материалов

Жанр (рекомендации, обзор, списки, памятки, буклеты и т. п.)

Год издания

1

Бондарский район

«Творцы детских душ».

рекомендательный библиографический указатель

2011

«Бондарскому району 85 лет».

буклет

2013

«Бондарская больница: история и люди (140 лет)».

буклет

2013

Переплетов Н. П. Дети войны. - Бондари, 2013. - 55 с.

брошюра

2013

Подъяпольский А. И. Время: сборник стихов. - 212 с., компьютерная верстка.

книга

2013

«Настенный православный календарь».

календарь

2011, 2012, 2013

«Дневник Бондарской средней школы для школьников».

дневник

2011, 2012, 2013

«Бондарская энциклопедия».

энциклопедия

2013

2

Гавриловский район

«Мастер-класс для коллег».

методические рекомендации

2010, 2011

«Продвижение книги и чтения».

методические рекомендации

2011, 2012

«Научите ребёнка читать».

памятка родителям

2011

«Памятные даты».

методические рекомендации

2010–2012

«Основные направления деятельности библиотек Гавриловского района».

обзор

2011

3

Жердевский район

«Совершенствование патриотического воспитания граждан».

методические рекомендации

2011

«Тамбовщина: на пути к вселенским далям» (электронная версия).

дайджест

2011

«Листая прошлого страницы». События. Факты. Люди. (К 80-летию районной библиотеки).

дайджест

2012

4

Знаменский район

«Селивёрстов Владимир Иванович».

памятка читателю

2011

«Святыни Тамбовской епархии».

памятка читателю

2012

«Наталья Николаевна Гончарова» (к 200-летию со дня рождения).

буклет

2012

«Тамбовская тропинка к Пушкину».

буклет

2012

«Жизнь у тебя одна» (о вредных привычках).

методическая разработка

2013

«День семьи, любви и верности».

методическая разработка

2013

5

Инжавинский район

«Книги-юбиляры 2011».

буклет

2011

«Правовая поддержка семьи».

информационный листок

2011

«Права ребёнка в современной России».

информационный листок

2012

«Твой голос нужен России».

информационный листок

2012

6

Кирсановский район

Методические рекомендации к Году космонавтики.

рекомендации для сельских библиотек

2011

Методические рекомендации к Году добрых дел.

рекомендации для сельских библиотек

2011

«День России».

обзор

2012

«День семьи, любви и верности».

памятка

2011

«Профилактика наркозависимости».

памятка

2012

«Что такое туберкулёз и почему он опасен для детей».

памятка

2012

«Я имею на это право».

буклет

2013

«В центре внимания выборы!».

буклет

2013

«Ко Дню флага России».

рекомендации

2013

7

Мичуринский район

«Роль библиотек в преодолении духовно-нравственного кризиса российского общества».

методические рекомендации

2011

«Библиотеки — формированию экологического мировоззрения».

методические рекомендации

2011

«Организация библиотечного обслуживания и деятельность библиотек в условиях реформирования местного самоуправления».

консультация

2011

«Азбука библиотечного проектирования».

консультация

2012

«Начнём со слова».

методические рекомендации

2012

«Страницы истории Козловского уезда».

материалы для проведения мероприятий

2013

«Родному краю гимн пою».

поэтический час по стихам поэтов Мичуринского района

2013

«Мудрость здоровой жизни».

методические рекомендации

2013

«Клубы по интересам при библиотеках».

методические рекомендации

2013

8

Мордовский район

«Шульгинская модельная сельская библиотека-филиал (из опыта работы)».

памятка

2011

«Добрый год — Год добрых дел в Тамбовской области».

методические рекомендации

2011

«Добрый год — добрые дела».

обзор деятельности библиотек за 2011 год

2012

«Заповедник народных традиций: из опыта работы Б-Лавровской сельской библиотеки-филиала».

памятка

2012

«Мероприятия, посвящённые творчеству нашего земляка-поэта В. Богданова: к 75-летию со дня рождения».

методические рекомендации

2012

«Лето с книгой: из опыта работы библиотек района по организации досуга детей и молодёжи».

памятка

2013

«Выбрали книгу».

библиотечный вестник

2013

9

Моршанский район

«Календарь знаменательных и памятных дат».

календарь

2011–2013

«Литературные даты».

календарь

2011–2013

«Послужить делу науки»: к 125-летию П. П. Иванова.

памятка

2011

«Созвездие. Моршанская лира» (работники культуры — уроженцы Моршанского района).

памятка

2011

«Дворянские усадьбы и их обитатели — участники войны 1812 года».

буклет

2012

«Один из старейших конезаводов — Новотомниковский» (к 150-летию конезавода).

памятка

2011

«Самый северный район — Моршанский» (к 75-летию Тамбовской области).

буклет

2012

«Этой ярмарки краски: Покровская ярмарка. Возрождение традиции».

буклет

2012

«Любимый сердцу уголок: о селе Алкужи».

памятка

2013

«Поэт лесного края» (к 80-летию со дня рождения В. Г. Дворянкина).

памятка

2013

«Учёный, меценат, провидец» (о Вернадском).

памятка

2013

«Я малой родиной горжусь» (о Моршанском районе).

памятка

2013

10

Мучкапский район

«Мужеству, стойкости советского солдата посвящается».

методические рекомендации

2012

«Презентация книги П. А. Попова «Традиции самодеятельного художественного творчества Мучкапского РДК».

сценарий

2012

«Библионочь–2013».

сценарий

2013

«Выдающийся композитор: к 140-летию С. В. Рахманинова».

рекомендательный указатель литературы

2013

«Пастернак и Мучкап».

буклет

2013

«Владимир Высоцкий: к 75-летию со дня рождения».

памятка

2013

11

Никифоровский район

«История и современность Никифоровской библиотеки».

летопись

2011–2012

«Откуда есть пошла земля Никифоровская».

буклет

2012

«Скажем «нет» наркотикам».

памятка

2012

«Ступени мастерства».

буклет

2012

«Весомая причина исключить из жизни алкоголь».

буклет

2013

«Научись говорить: нет!».

буклет

2013

«Правда о курении».

буклет

2013

12

Первомайский район

«...А музы молчали!»: беседы у книжной полки.

методические рекомендации

2011

«Детство, опалённое войной».

методическое пособие

2011

«Новинки года. Прочти, это интересно».

буклет

2012

«Нам жить и помнить».

буклет

2012

«Когда строку диктует чувство»: о работе поэтического клуба «Первомайская лира».

буклет

2012

«Экологический портрет нашего края».

буклет

2013

«Первомайцы на дорогах войны».

буклет

2013

13

Петровский район

«Край родной — строкой газетной» (материалы из местной печати об истории района).

рекомендательный библиографический указатель

2011

«Ваш подвиг будет жить в веках».

список сценарных планов, посвящённых Великой Отечественной войне

2011

«Тропинка к людям».

обзор опыта работы Дубовской модельной библиотеки

2012

«России верные сыны: Отечественная война 1812 года».

рекомендательный библиографический указатель

2012

14

Пичаевский район

«Музейная комната: прошлое и настоящее села Пичаево».

буклет

2007

«Герои Советского Союза — пичаевцы».

буклет

2010

«Ими гордится Пичаевская земля».

аннотированный список литературы

2011

«Почётные граждане Пичаевского района».

буклет

2012

15

Рассказовский район

«Вода — источник жизни».

альбом

2011

«Великие подвиги ваши бессмертны» (открытие военно-мемориального комплекса в селе Платовка).

альбом

2011

«Реки Тамбовской области: вода для жизни».

памятка читателю

2012

«Памятка для читателей библиотеки».

закладка

2012

«История Платоновки».

рекомендательный список литературы

2013

«Платоновка в фотографиях: прошлое и день сегодняшний».

аудио-диск

2013

«Край родной: из истории сёл Рассказовского района».

альбом

2013

16

Ржаксинский район

«Трагедия Чечни — боль России».

электронная презентация

2011

«Вселение во Вселенную».

методические рекомендации

2011

«Чернобыль: зона тревоги».

список литературы

2011

«Истинный рыцарь духа: к 200-летию со дня рождения В. Г. Белинского».

методические рекомендации

2011

«Тебе, моя Россия!».

сценарий театрализованных посиделок

2012

«В помощь планированию».

методические рекомендации

2012

«Краеведческие даты 2013 года».

методические рекомендации

2012

«Россия в канун выборов».

методические рекомендации

2012

«Тамбовский край, ты — часть моей России».

методические рекомендации

2012

«Межпоселенческая центральная библиотека».

методико-библиографические рекомендации

2012

«Святая Русь — великая Россия».

методические рекомендации по организации книжной выставки

2012

«Тамбовской области — 75 лет».

буклет

2012

«Ах, святые вечера! Праздновать пришла пора».

методические рекомендации по организации книжной выставки

2013

«Судьба природы в наших руках: к Году охраны окружающей среды».

методические рекомендации

2013

«Вернадский и Тамбовский край».

памятка

2013

«Музыкант всея Руси: к 140-летию со дня рождения С. Рахманинова».

список литературы

2013

17

Сампурский район

«Знаменательные даты».

методические рекомендации в помощь планированию

2010–2012

«Списки методических материалов к проведению библиотечных уроков и игровых занятий «Знакомство с библиотекой».

списки

2010

«Скажи наркотикам «Нет».

памятка читателю

2010

«Герои Советского Союза — наши земляки».

памятка читателю

2011

«Центральная библиотека».

буклет

2011

«Наркомания. Правовая ответственность несовершеннолетних».

памятка читателю

2012

«В помощь бухгалтеру».

закладка

2012

«И края в мире нет дороже...» (Сампурскому району — 85 лет).

буклет

2013

«Списки методических материалов по разделам годового плана к юбилейным и памятным датам».

списки

2011–2013

18

Сосновский район

«Ваш выбор — ваше право».

буклет

2011

«Полиция вместо милиции».

списки

2011

«Право на материнский капитал».

списки

2011

«Конвенция по правам ребёнка».

закладка

2011

«Субсидии на оплату ЖКХ».

списки

2011

«Малый и средний бизнес».

буклет

2012

«Пособия на детей».

списки

2012

«Путеводители Консультант Плюс».

буклет

2012

«Ключ к тайнам наркомании».

библиографический аннотированный указатель наглядно-методических, электронных пособий

2012

«Давыдовские чтения — 10 лет: от чтений к чтениям».

рекомендательный библиографический список

2012

«Марш «Прощание славянки»: к 100-летию создания».

закладка

2012

«Шарль Перро: к 385-летию со дня рождения».

закладка

2012

«Тамбовщина в сердце России: к 75-летию образования Тамбовской области».

электронная книжно-иллюстративная выставка

2012

«Сосновский район. 85 лет (1928–2013)».

буклет

2013

«Сергей Владимирович Михалков: к 100-летию со дня рождения».

буклет

2013

«Сергей Владимирович Михалков: к 100-летию со дня рождения».

буклет

2013

«Жизнь и творчество С. В. Рахманинова».

электронная книжно-иллюстративная выставка

2013

19

Староюрьевский район

«Правовые ресурсы в Интернет».

обзор

2012

«Список сайтов для библиотечных работников».

список

2012

«К истокам памяти».

памятка

2012

«Детское» время».

памятка

2012

«Родители! Это вы обязаны знать».

памятка

2012

«Календарь экологических дат».

памятка

2012

«2012 год — Год российской истории».

методические рекомендации

2012

«Отечественная война 1812 года».

методические рекомендации

2012

«Свои и чужие».

буклет

2012

«Опасность дурмана».

памятка

2012

«Цитаты. Отечественная война 1812 г.».

обзор

2012

«Охрана окружающей среды».

методические рекомендации

2013

«Экология: в помощь планированию».

методические рекомендации

2013

«Календарь экологических дат».

памятка

2013

«Староюрьевская районная библиотека».

памятка

2013

«Народная медицина рекомендует».

памятка

2013

«Молодому избирателю».

памятка

2013

20

Токарёвский район

«Планирование: особенности составления».

методические рекомендации

2011

«Организация открытого доступа».

методические рекомендации

2012

«Информационная среда в библиотеке».

памятка

2013

«Электронные выставки в библиотеке».

методические рекомендации

2013

«Информационный стенд».

методические рекомендации

2013

«Профессиональное чтение современного библиотекаря».

памятка

2013

«Центральная библиотека Токарёвского района».

памятка

2013

21

Уваровский район

«Лучшие мероприятия по семейному чтению».

буклет

2012

«Экологическое просвещение в сельской библиотеке».

буклет

2013

«Массовая работа. Новые формы и методы».

буклет

2013

«Современные носители информации».

буклет

2013

22

Умётский район

«Поэты и писатели Умётской земли».

аннотированный список литературы

2011

«Наш район на карте Тамбовщины».

методико-сценарный материал

2011

«Что такое выборы?»

книжная закладка

2011

«Оборванная струна».

сценарный материал по творчеству И. Талькова

2012

«Война в сердце, в памяти, в книгах».

буклет

2012

«Марина Ивановна Цветаева: к 120-летию со дня рождения».

памятка читателю

2012

«Приглашает библиотека».

путеводитель

2013

«Роль рекламы в библиотечной деятельности».

методические рекомендации

2013

«В. И. Вернадский — учёный, философ, мыслитель».

методические рекомендации по проведению устного журнала

2013

«В. И. Вернадский — учёный, мыслитель, человек».

час-портрет

2013

«Жил я впервые на этой земле: к 90-летию Р. Рождественского».

методические рекомендации по проведению литературно-музыкальной композиции

2013

«Учёный широчайшего кругозора: к 150-летию В. И. Вернадского».

список литературы

2013

«Сохрани землю, на которой живёшь».

список литературы

2013

23

г. Мичуринск

«Словарь форм массовой работы».

методические рекомендации

2011

«Книжная выставка: советы библиотекарю».

методические рекомендации

2011

«Формы массовой работы по экологии».

методические рекомендации

2013

24

г. Рассказово

«Я познаю мир».

рекомендательный список

2011

«Семейная педагогика».

памятка

2011

«Твои права, подросток».

памятка

2012

«Герои 1812 года».

рекомендательный список

2012

25

г. Тамбов

«Создание слайд-шоу: Windows Movie Maker».

методическое пособие

2011

«Создание слайд-шоу: DVD-студия Windows».

методическое пособие

2011

Интернет-навигатор «В мире детских книг».

путеводитель по сайтам

2012

«Библиотеки и духовные ценности XXI века».

сборник материалов городского семинара

2012

«Свет духовности».

сборник радио-обзоров

2013

26

г. Уварово

«ЦПИ. Актуальные тематические памятки».

памятки

2011–2012



Приложение 2

Программно-проектная деятельность

Названия проектов, программ

Год создания

1

Бондарский район

«Профилактика правонарушений и борьба с преступностью с Бондарском районе 2012–2015 гг.»

2012

«Меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Бондарском районе 2012–2015 гг.».

2012

«О мерах противодействия терроризму и экстремизму 2012–2015 гг.».

2012

«Культура Бондарского района 2012–2015 гг.».

2012

2

Гавриловский район

Программы:

«Молодёжь в библиотечном пространстве».

«Война. Народ. Победа».

«Тропинками родного края».

«Библиотека без границ» (работа с пользователями с ограниченными физическими возможностями).

3

Жердевский район

Программа «Развитие культуры Жердевского района на 2011–2015 гг.».

2011

Ведомственная целевая программа «Организация библиотечного обслуживания населения муниципальным бюджетным учреждением культуры „Межпоселенческая центральная библиотека“ Жердевского района на 2012–2014 гг.».

2011

Программа «Библиотека — абитуриентам».

2011

Проекты «Читаем вместе», «Молодёжь выбирает книгу».

2011

4

Знаменский район

Ведомственная целевая программа «Организация библиотечного обслуживания населения района на 2012–2014 гг.».

2011

5

Мичуринский район

Программа на 2013–2015 гг. «В памяти поколений».

2012

«Эту землю Родиной зову: к 85-летию образования Мичуринского района 2013 г.».

2012

Программа к Году окружающей среды 2013 г. «Сохраним планету живой».

2012

Участие в районной программе по формированию здорового образа жизни.

2011–2013

6

Мордовский район

«Военно-патриотическое воспитание».

2011

«Люби и знай свой край» (к 75-летию Тамбовской области).

2012

«Возрождаем народные традиции».

2012

«Год культуры в Тамбовской области».

2013

«Сохрани мир вокруг себя» (к Году охраны окружающей среды).

2013

«Люблю тебя, мой край родной» (к 85-летию Мордовского района).

2013

7

Никифоровский район

Краеведческая программа «От Бельского городка до наших дней. Возвращение к истокам».

2012–2013

Целевая комплексная программа «Твоё здоровье в твоих руках».

2013–2015

Целевая комплексная программа «И помнит мир спасённый».

2013–2015

Целевая комплексная программа «Библиотека и семья».

2010–2012

8

Петровский район

Программа «Родная история» (Яблоновецкий сельский филиал).

2011

Программа «Организация библиотечного обслуживания населения Петровского района на 2012–2015 гг.».

2012

9

Рассказовский район

Краеведческий проект «Прикосновение к родному краю» (Кёршинская сельская библиотека-филиал).

2008–2012

10

Ржаксинский район

«Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Ржаксинском районе на 2012–2014 гг.».

2012

«Культура Ржаксинского района».

2012

Участие в проекте Автономной некоммерческой организации «Детские и молодёжные социальные инициативы» (АНО «ДИМСИ» г. Москва) «Сельская библиотека как фундамент привлекательной Родины».

2013

11

Сампурский район

Участие в реализации районной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Сампурского района на 2011–2013 годы».

2010

Участие в реализации районной программы «Дети района на 2011–2013 годы».

2010

Участие в реализации районной целевой программы «Молодёжь района 2011–2013 годы».

2010

Участие в реализации районной целевой программы «Развитие культуры в Сампурском районе на 2011–2013 годы».

2010

Участие в реализации социально-значимого проекта «Повышение правовой культуры и бесплатная правовая помощь в Тамбовской области» с АНО «Юридическим Центром «Гарант».

2011

12

Староюрьевский район

Проект «Наша общая Победа».

2013

13

Токарёвский район

Программа школы начинающего библиотекаря «Ступени».

2011

Целевая программа «Моя малая Родина».

2012

14

Уваровский район

Программа «Береги свою планету».

2012

15

Умётский район

«Культура Умётского района на 2012–2014 годы».

2011

«Организация библиотечного обслуживания населения Умётского района на 2013–2015 годы».

2012

«Комплексные меры противодействия незаконному обороту наркотиков и распространению наркомании в Умётском районе на 2012–2014 годы».

2011

«Патриотическое воспитание граждан Умётского района на 2012–2014 годы»

2011

16

г. Кирсанов

Городская целевая программа «Культура города Кирсанова на 2011–2014 годы».

2011

17

г. Мичуринск

Авторская программа ЦДБ «Семья — колыбель счастья».

Проект ЦДБ «Эко-дом и мы в нём».

18

г. Рассказово

Библиотечная гражданско-патриотическая программа «Служу своей России».

2010

19

г. Тамбов

Комплексная программа духовно-нравственного просвещения «Свет».

2011

Образовательный проект «Стратегическое развитие библиотек».

2011

Образовательная библиотечная программа по формированию культуры детского чтения «Открытая книга».

2012

Библиотечная экологическая программа «Жить в согласии с природой».

2013

20

г. Уварово

«Книга. Семья. Библиотека»: к Году семьи.

2008

«Я — Молодой!»: к Году молодёжи.

2009

«Библиотечная Вахта Памяти»: к 65-летнему юбилею Победы.

2010

«Выборы доверия»: к выборам.

2011

«Мистер Спорт!»

2012

«Виват героям русских битв!»: к Году российской истории.

2012

«В центре внимания — выборы!»

2012

«Читающий город — счастливая Россия».

2012

«Русь Православная!»

2012



Приложение 3

Анкета

участника социологического опроса

«Методическая деятельность муниципальных библиотек Тамбовской области в условиях реформ»

Наименование библиотечного учреждения
__________________________________________________________________

1. Есть ли в структуре библиотеки специальное подразделение (отдел, сектор), занимающийся методической деятельностью:
— да (укажите наименование);
— нет (укажите наименование подразделения, занимающегося методической деятельностью).

2. Укажите штат специального подразделения (отдела, сектора), занимающегося методической деятельностью (количество человек, стаж, возраст).

3. Пронумеруйте по степени значимости перечисленные направления методической деятельности:
— информационно-аналитическая деятельность;
— обучающая деятельность;
— проектная деятельность;
— законотворческая деятельность;
— оказание консультационно-методической помощи библиотекам по актуальным вопросам библиотечного дела;
— инновационная и научно-исследовательская деятельность;
— издательская деятельность;
— профессиональное и социальное партнёрство;
— Ваш вариант ответа.

4. Какие формы методической работы Вы считаете наиболее эффективными, укажите темы мероприятий за 2011–2013 гг.: — семинары;
— практикумы;
— круглые столы;
— мастер-классы, деловые игры, тренинги;
— школы передового опыта;
— выезды с оказанием практической помощи;
— курсы повышения квалификации;
— показательные мероприятия;
— Ваш вариант ответа.

5. Укажите наименования и жанр методико-библиографических изданий, подготовленных и изданных Вами за 2011–2013 гг.

6. Какие библиотечные инновации были внедрены в библиотеках Вашей территории с помощью методической деятельности Вашей библиотеки, укажите наименования:
— новые формы культурно-досуговой деятельности;
— программно-проектная деятельность;
— Ваш вариант ответа.

7. Как Вы считаете, какими главными особенностями должна обладать методическая деятельность, чтобы считаться инновационной:
— соответствовать современным требованиям государственной и региональной политики;
— соответствовать спросу пользователей библиотеки;
— способствовать улучшению качества обслуживания;
— Ваш вариант ответа.

8. Как в методической деятельности применяются информационные технологии:
— создание баз данных по краеведению, по актуальным темам;
— ведение справочно-библиографического аппарата библиотеки;
— создание Банка инновационных идей;
— создание сайта, веб-страницы;
— предоставление доступа гражданам к официальной правовой информации;
— предоставление доступа гражданам к Единому порталу государственных и муниципальных услуг;
— Ваш вариант ответа.

9. Участвуете ли Вы в программно-проектной деятельности по актуальным вопросам библиотечного обслуживания, укажите наименования проектов, программ за 2011–2013 гг.

10. Каким образом Вы повышаете свою квалификацию (2011–2013 гг.):
— участие в областных семинарах;
— участие в межрегиональных семинарах, конференциях (укажите где, наименование);
— дистанционное обучение;
— выезды в библиотеки других регионов по обмену опытом (укажите наименование библиотек);
— Ваш вариант ответа.

11. Какие методические материалы областных методических служб Вы используете в своей работе.

12. Укажите, пожалуйста, меры по поддержке и перестройке методической деятельности Вашей библиотеки в условиях реформы государственного управления.

13. Укажите, пожалуйста, в адрес методической службы ТОУНБ им. А. С. Пушкина предложения и пожелания по оказанию методической помощи библиотекам Ваших территорий.



Благодарим Вас за конструктивную помощь в проведении опроса.

В заключение просим Вас сообщить некоторые сведения о себе:

Ваш возраст:
— до 30 лет;
— от 30до 55 лет;
— 55 лет и старше.

Ваше образование:
— высшее;
— высшее библиотечное;
— среднее профессиональное;
— среднее библиотечное.

Стаж практической работы в библиотеке:
— от 3 до 6 лет;
— от 6 до 10 лет;
— свыше 10 лет.

Занимаемая должность.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю