Виктор Федорович Коновалов
Храм Покрова на Вяжле и часовня в деревне Дербень, Кирсановского района, Тамбовской области
Если очень внимательно рассмотреть карту Тамбовского наместничества за
Данные старинных карт, 18 и 19 веков, однозначно подтверждают, что к началу 19 века (1800 год), в селе Вяжля, Кирсановского уезда, Тамбовской губернии, вблизи изгиба речки Вяжли, при впадении её в реку Ворону, существовал Храм Покрова на Вяжле.
Храм Покрова на Вяжле был построен в середине 18 века из камней и кирпича. В финансировании строительства этого Храма активное участие принимали: дворяне
Храм Покрова на Вяжле возвышался на возвышенности (фотографии № 1 и № 2), около оврага, который сегодня находится в пределах Дербенских Выселков [7].
Судя по названию, конструкция и архитектура Храма Покрова на Вяжле, во многом была заимствована от Храма Покрова на Нерли, который был построен в 1165 году на реке Нерль, недалеко от города Владимира.
Весной 1799 года в село Вяжлю, прибыли отставной
Весной 1799 года Абрам Андреевич Боратынский и его супруга Александра Федоровна Боратынская, сразу же после приезда в село Вяжлю, поселились здесь же на окраине села, в довольно просторном рубленном доме, который они купили у отставного фаворита императрицы Екатерины Второй, — Александра Матвеевича
19 февраля 1800 года (по старому стилю), здесь в селе Вяжля, Кирсновского уезда, Тамбовской губернии, у Абрама Андреевича Боратынского и его супруги Александры Федоровны Боратынской родился первенец, — сын Евгений (будущий великий русский поэт) [1, 2, 3].
7 или 8 марта 1800 года (по старому стилю) здесь же в селе Вяжле, в Храме Покрова на Вяжле, Евгений Боратынский был крещён. При этом, его крёстная была Мария Андреевна Боратынская (сестра Абрама Андреевича Боратынского), а крёстный, — Иван Егорович (фамилия которого не установлена) [1, 2, 3, 7] .
Данный факт присутствия Марии Андреевны Боратынской в селе Вяжля, в качестве крёстной Евгения Боратынского, ещё раз однозначно подтверждает, что дом на улице Лесной, 50, в деревне Дербень, несомненно и есть тот дом Боратынских, в котором они поселились весной 1799 года и в котором родился великий русский поэт Евгений Абрамович Боратынский [1. 2, 3, 4, 7]. Ведь уже трое взрослых и один ребёнок семейства Боратынских, где то должны тогда жить. Может тогда отставной
Летом 1960 года
Но прошло 58 лет после этого пожара и соответствующего капитального ремонта дома Боратынских в деревне Дербень, на улице Лесной, 50, как выяснился очень нехороший момент в оформлении этого дома, тогда в
Поэтому, во всех отрицательных (отказанных) ответах мне по этому дому Боратынских, на улице Лесной, 50, в деревне Дербень, всегда представлен один и тот же ответ: этот дом построен в
Но вернёмся к Храму Покрова на Вяжле. До 1804 года в семье Боратынских здесь же в селе Вяжле родилось ещё двое детей, — Софья и Ираклий, которые также были крещены в Храме Покрова на Вяжле [1, 2, 3, 4, 7]. Весной 1804 года семья Абрама Андреевича Боратынского перебирается из села Вяжли во вновь отстроенное имение Мара, а в Вяжлинском доме остаётся жить Мария Андреевна Боратынская, которая в 1805 году вышла замуж за И. Д. Панчулидзева. М. А. Панчулидзева (Боратынская) уже в 1805 году приступила к строительству своего нового кирпичного дома в той части села Вяжли, которая с середины 19 века станет носить её имя, — село Марьинка [1, 2, 3, 4, 7]. А в семье Боратынских в Маре родилось ещё четверо детей, — Лев, Сергей, Наталья и Варвара [1, 2, 3, 4]. Все эти дети также были крещены в Храме Покрова на Вяжле.
В
Александра Федоровна Боратынская стала одна содержать и воспитывать семерых своих детей, в доме и в имении Мара, Кирсановского уезда, Тамбовской губернии. Братья Абрама Андреевича Боратынского, — Богдан, Илья и Пётр всячески помогали ей в этом. А сестра Абрама Андреевича Боратынского, — Мария Андреевна Панчулидзева, проживая поблизости в своём имении, всячески поддерживала Александру Федоровну и очень часто и подолгу навещала своих родных в Маре [1, 2, 3].
Но скорбь об очень рано ушедшем муже не покидала Александру Федоровну Боратынскую. Поэтому, она твёрдо решила в память о своём любимом муже, построить вблизи дома и имения Мара Православный Храм [1, 2, 3]. И этот Храм Александра Федоровна Боратынская построила в 1818 году. Храм Вознесения Господне стал главным Православным Храмом во всём Привяжлье, он чётко обозначен на Карте Тамбовской губернии Менде за 1862 год (в Интернете карта Менде Тамбовской губернии опубликована).
Но для того чтобы построить этот кирпичный Храм, пришлось Храм Покрова на Вяжле разобрать на кирпич [7].
Если учесть, что Храм Покрова на Вяжле стали разбирать на кирпич
Но именно этот факт перемещения этих церковных книг и последующего длительного хранения их в деревянной Покровской церкви села Ильинка (бывшая отдалённая часть села Вяжли), позволил считать, некоторыми исследователями, местом рождения поэта Евгения Абрамовича Боратынского ту часть села Вяжли, которая с середины 19 века стала называться Ильинкой. Хотя барский дом в Ильинке был построен только в середине 19 века Андреем Ильичом Боратынским (двоюродным братом поэта Е. А. Боратынского). А в 1800 году никаких дворянских усадеб и домов в этой удалённой части села Вяжли тогда не существовало.
В середине 19 века та часть очень протяжённого села Вяжли, в которой до 1815 года и возвышался Храм Покрова на Вяжле, по настоянию дворян
Хочется надеяться и верить, что художник Александр Иванович
Используя Приложения № 3 и № 4, постараемся здесь по возможности, воссоздать все основные конструктивные и
Учитывая что, размер Храма запроектирован в виде квадрата со сторонами по внешнему обмеру, — 9 на 9 метров, определяем площадку строительства с размером в виде квадрата, — 12 на 12 метров. На этой площадке снимается весь растительный слой, толщиной приблизительно в
Внутри площадки 12 на 12 метров, используя нивелир, производится тщательная планировка площадки строительства, строго по горизонтали (под нивелир). При этом, здесь поверхность спланированной земли принимается за нулевую отметку для всего здания Храма. Нулевая отметка выносится с помощью нивелира за пределы площадки строительства и крепится (обозначается) на врытых в землю металлических или железобетонных столбиках. Нулевая отметка сохраняется до окончания строительства Храма. Затем используя инструмент теодолит и мерную рулетку до 15 метров длиной, производится разметка строительных осей и закрепление их на обноске с помощью гвоздей и масляной краски. По Приложениям № 3 и № 4, продольные оси здесь, — А — А, Б — Б, В — В, Г — Г, Д — Д. А поперечные здесь соответственно оси, — 1 — 1, 2 — 2, 3 — 3, 4 — 4, 5 — 5. Расстояния между осями в миллиметрах назначаются по чертежам, по Приложениям № 3, № 4. При этом, здесь расстояния между осями по длине здания; 1 — 1 и 2 — 2 — 3000 мм (3 метра), между осями; 2 — 2 и 3 — 3 — 1500 мм (1, 5 метра), между осями; 3 — 3 и 4 — 4 — 1500 мм (1, 5 метра), между осями; 4 — 4 и 5 — 5 — 3000 мм (3 метра). Все оси навешиваются над площадкой строительства в виде капроновых прочных нитей или в виде тонкой, но прочной проволоки. При этом, эти проволоки или нити крепятся на гвоздях обноски.
Учитывая, что толщина наружных кирпичных стен Храма равна, — 640 мм (2, 5 кирпича), производится контурная разметка траншей под фундаменты соответственно шириной , — 640 мм. Здесь от крайних осей, с использованием тяжелого отвеса или теодолита, отмеряют расстояние во внутрь, — 640 мм, тем самым определяя границу внутреннего контура фундамента. А внешняя контурная граница стен фундамента, здесь совпадает с крайними осями и определяется с помощью тяжелого отвеса или теодолита. Изнутри, между будущими окнами и дверьми на всю высоту здания Храма возводятся пилястры (пилястры — полу колонны, которые с помощью кирпичной кладки образуют единый массив со стенами на всю высоту здания). Поэтому, уже на этапе возведения фундамента по осям; Б — Б, Г — Г, 2 — 2, 4 — 4, откапываются утолщения для пилястр стен фундамента во внутрь здания. На восточном фасаде здания Храма, между осями; Б — Б и Г — Г устраивается алтарное закругление. Поэтому, на восточной стороне здания Храма, между этими осями траншеи для фундаментов отрываются с закруглением.
В соответствии с чертежами по Приложениям № 3 и № 4, глубина заложения фундаментов здания Храма равна, — 2100 мм (2, 1 метр). Здесь от нулевой отметки откапываются траншеи глубиной, — 2100 мм (2,1 метр), шириной 640 мм по всему ранее размеченному контуру стен фундаментов здания Храма. Дно траншеи здесь тщательно выравнивается и уплотняется, с применением слоя песка высотой до 10 сантиметров.
Затем все контурные траншеи под фундаменты заполняются бетонной смесью из тяжелого цементного бетона с повышенной прочностью. При этом, здесь используются глубинные вибраторы для уплотнения бетонной смеси.
После бетонирования фундаментов на всю глубину контурных траншей (2, 1 метра), приступают к устройству опалубки над фундаментами из досок и фанеры на высоту, — 300 миллиметров над уровнем окружающей земной поверхности. После бетонирования фундаментов в этой опалубке и набора бетоном необходимой прочности, приступают к устройству горизонтальной гидроизоляции сверху фундаментов из нескольких слоёв рубероида или из другого гидроизоляционного материала. При этом, верхнею плоскость свежего бетона в опалубке, предварительно (перед устройством горизонтальной гидроизоляции), тщательно выравнивают по нивелиру.
Кирпичную кладку всех наружных стен по внешнему контуру здания Храма, выполняют толщиной — 640 мм (2, 5 кирпича), на цементном растворе (цементно — песчаном). При этом, если высота выполненной кирпичной кладки превышает более 1, 0 метра, то здесь устраивают подмости для работы каменщиков, по всему внутреннему контуру стен. Для повышения продольной устойчивости и прочности кирпичных стен здания Храма, по всему внутреннему периметру стен внутри помещения выкладываются два карнизных пояса; один под окнами, а другой над окнами. И конечно же, вместе с кирпичной кладкой стен, строго по фундаментам, выкладываются внутренние пилястры на всю высоту стен здания Храма, которые увеличивают вертикальную устойчивость и прочность стен. При этом, в горизонтальные швы кирпичной кладки пилястр, через каждые 5 рядов кирпичной кладки, укладываются кладочные сетки с ячейкой 5 на 5 сантиметров и с толщиной стальных стержней, — 5 миллиметров. Эти кладочные сетки позволяют повысить прочность и устойчивость пилястр, а также увеличить прочность соединения пилястр и стен здания Храма.
На северном фасаде здания Храма дверных проёмов нет, здесь устраиваются три оконных проёма, как на западном фасаде. На восточном фасаде здания Храма, также устраиваются три оконных проёма. При этом, здесь на восточном фасаде строго по фундаментам устраивается алтарное закругление между осями; Б — Б и Г — Г.
На южном фасаде здания Храма устраиваются оконные проёмы, как на западном и на северном фасадах. При этом, на южном фасаде здания Храма устраивается ещё один дополнительный дверной проём с меньшими размерами, чем основной дверной прём на западном фасаде.
По завершении кирпичной кладки стен, с использованием нивелира производится окончательная нивелировка верхней плоскости кирпичных стен здания Храма и тщательное выравнивание этой верхней плоскости по горизонтали, под нивелир.
После окончания работ по выполнению кирпичной кладки на всю высоту помещения (в данном случае 4000 мм (4 метра)), приступают к устройству деревянных ферм для перекрытия всего помещения здания Храма.
Деревянные фермы для перекрытия помещения здания Храма выполняются из древесины обработанной антисептиками (от гниения и насекомых) и антипиренами (от возгорания и пожаров) [5]. Берёза не пригодна для устройства ферм и обрешетки для кровли [5].
Деревянные фермы изготавливаются, — двух скатными, длинною — 10 метров (10000 мм) и высотой в центре, по оси: В — В, — 2 метра (2000 мм). Нижний пояс ферм изготавливается из бруса с сечением (ширина и высота), — 300 на 300 мм, верхний пояс ферм (двух скатный) изготавливается из бруса с сечением (ширина и высота), — 200 на 200 мм, а все стойки и раскосы в фермах изготавливаются из бруса с сечением (ширина и высота), 150 на 150 мм [6]. При этом, нижний пояс ферм изготавливается цельным на всю длину ферм, — 10 метров, а все внутренние стойки и раскосы в фермах устраиваются и устанавливаются по схеме изложенной в [6].
Так как по [5], дерево и кирпич являются не совместимыми строительными материалами, то при монтаже деревянных ферм сверху кирпичного помещения здания Храма, необходимо предусмотреть укладку прокладок из рубероида между кирпичным основанием стен и опорным нижним деревянным брусом фермы [5].
Деревянные фермы монтируются вдоль здания с шагом, — 600 мм, по осям нижнего опорного бруса, с использованием автомобильного крана. При этом, в двух крайних пролётах между фермами устраиваются
Здесь деревянные фермы монтируются так, чтобы с обеих концов ферм был одинаковый карнизный навес, — в 500 мм, над внешними северным и южным фасадами здания Храма.
Так как по [5], дерево и строительная сталь являются абсолютно не совместимыми строительными материалами (конденсат и гниение), то при изготовлении деревянных ферм и их креплении на кирпичных стенах здания Храма, следует здесь использовать все стальные изделия, детали и крепёж только после предварительного кипячения их в олифе и применять прокладки из рубероида [5].
Барабан, купол и крест для Храма Покрова на Вяжле выполняются заводскими, с применением лёгких материалов и изделий, а также с использованием прочных металлических конструкций и деталей в виде внутреннего каркаса. При этом, барабан, купол и крест опираются с помощью внутреннего опорного устройства на два
Сразу же после установки барабана, купола и креста на Храме Покрова на Вяжле монтируется система молниезащиты Храма, которая также устраивается строго по проекту.
Устройство по верхним поясам ферм обрешетки и кровли на здании Храма Покрова на Вяжле, осуществляется с применением современных кровельных строительных материалов и технологий. При этом, с обеих торцов кровли здания Храма устраиваются небольшие жалюзи — окошки с навесами, которые выравнивают атмосферное давление при ураганах. Эти окошки в торцах кровли Храма, которые создают сквозняк, позволяют выравнивать атмосферное давление на чердаке и сохранять листы кровли при ураганах.
Для того, чтобы солнечное дневное освещение свободно проникало через окна барабана во внутрь помещения Храма. Сверху по нижним деревянным поясам ферм перекрытия, укладываются с соответствующим креплением листы искусственного стекла «Лексана». Искусственное стекло «Лексан» имеет внутренние замкнутые воздушные полости, поэтому этот материал одновременно выполняет две функции, — пропуска света через свою толщу и теплозащиты — теплоизоляции между холодным чердаком и тёплым помещением Храма.
На каждом из фасадов Храма Покрова на Вяжле, в кирпиче выложены по три архитектурных, закругленных сверху глухих арки. Этими внешними декоративными фасадными плоскостями, достигается некое архитектурное заимствование от древнего Храма Покрова на Нерли.
Если с возвышенности, где когда то и возвышался Храм Покрова на Вяжле в деревне Дербень (фотографии № 1 и № 2), посмотреть на обширные Дербенские луга, то в середине этих лугов можно увидеть одиноко возвышающийся холм.
На вершине этого холма до
Луговая часовня Покрова Пресвятой Богородицы была построена из кирпича одновременно с Храмом Покрова на Вяжле в середине 18 века. В этой часовне скорее всего была размещена всего одна икона Покрова Пресвятой Богородицы.
По рассказам моего дедушки из села Рамзы, Кирсановского района, Персиянова Тихона Николаевича (1881–1984 г. г.), в конце 19 века в Кирсановском уезде, Тамбовской губернии была очень сильная засуха, дождей было очень и очень мало. В селе Рамза, над озером соберётся облако и уходит в направлении деревни Дербень, в Дербене идёт дождь, а в Рамзе ни капли дождя. Тогда собрались все жители села Рамзы и пошли крестным ходом к Луговой часовне Покрова Пресвятой Богородицы. Достаточно долго они ходили крестным ходом вокруг холма, на котором возвышалась эта часовня, становились на колени, молились и плакали. И когда все вернулись к вечеру к себе домой в село Рамзу, то пошёл очень сильный дождь с грозой.
Начиная с 1815 года и до
Технология возведения Луговой часовни Покрова Пресвятой Богородицы (по Приложениям № 3 и № 4), аналогична технологическим процессам по возведению Храма Покрова на Вяжле.
Здание часовни в плане по внешним обмерам имеет квадратную форму, с размерами 3000 на 3000 мм (3 на 3 метра). Толщина кирпичных стен часовни, — 380 мм (в 1, 5 кирпича). Глубина заложения фундаментов часовни составляет, — 1700 мм (1,7 метра).
Купол и крест для Луговой часовни Покрова Пресвятой Богородицы выполняются в заводских условиях, транспортируются к месту возведения часовни и монтируются с помощью автомобильного крана.
В
Те же самые молитвы эти пожилые люди совершали и около возвышенности, на которой до 1815 года возвышался Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Храм Покрова на Вяжле в деревне Дербень).
Природа и прилегающие ландшафты в местности, где
Даже и сегодня, в основании холма, на котором возвышался Храм Покрова на Вяжле, существует родник, воды из которого стекают в озеро Поддъяконное. Это озеро соединяется с помощью небольшой протоки со старым руслом речки Вяжли. Здесь же начинаются очень широкие Дербенские луга, которые по своим размерам скорее всего не имеют себе равных во всём Кирсановском районе и в границах заповедника «Воронинский».
Одинокий холм, на котором и возвышалась до
До
В излучине строго русла речки Вяжли сегодня можно увидеть, в границах заповедника «Воронинский», очень протяженный холм поросший сосновым лесом. В старину здесь проживал отшельник Никуша, поэтому сегодня это место называется, — Никушин бугор [3, 7].
На небольшом удалении от места, где когда то и возвышался Храм Покрова на Вяжле, на Дербенских Выселках ещё сохранился старинный сад настоятеля этого Храма, фотографии представлены в [3].
Всего в нескольких сотнях метров от того места, где когда то возвышался Храм Покрова на Вяжле, проложена асфальтовая дорога [3]. А от этой асфальтовой дороги в обширные Дербенские луга проложена грунтовая дорога (фотографии № 1 и № 2), а также фотографии в [3]. Эта луговая просёлочная дорога проходит в непосредственной близости от одинокого холма, на котором до
После 1917 года прошёл уже 101 год. В
В качестве заключения по данной статье, я представлю здесь свои стихотворения:
Замела метель дорогу,
Завалила снегом двор;
Утопает понемногу,
Весь в сугробах здесь наш дом.
И в печи трещат дровишки,
Стонут с ветром провода;
Льнут к жилищу воробьишки,
Стынет в проруби вода.
Наступил уже Сочельник,
Заскрипел в потёмках воз;
На пороге новый веник,
По ночам трещит мороз.
Вновь к Крещению на речке,
Здесь устроят Иордань;
И тепло на русской печке,
И дымок от русских бань.
11.01.2012 г., СПб, в 22.00
Замела метель дорогу,
Завалила снегом двор;
Утопает понемногу,
Весь в сугробах здесь наш дом.
И в печи трещат дровишки,
Стонут с ветром провода;
Льнут к жилищу воробьишки,
Стынет в проруби вода.
Наступил уже Сочельник,
Заскрипел в потёмках воз;
На пороге новый веник,
По ночам трещит мороз.
Вновь к Крещению на речке,
Здесь устроят Иордань;
И тепло на русской печке,
И дымок от русских бань.
11.01.2012 г., СПб, в 22.00
Замела метель дорогу,
Завалила снегом двор;
Утопает понемногу,
Весь в сугробах здесь наш дом.
И в печи трещат дровишки,
Стонут с ветром провода;
Льнут к жилищу воробьишки,
Стынет в проруби вода.
Наступил уже Сочельник,
Заскрипел в потёмках воз;
На пороге новый веник,
По ночам трещит мороз.
Вновь к Крещению на речке,
Здесь устроят Иордань;
И тепло на русской печке,
И дымок от русских бань.
11.01.2012 г., СПб, в 22.00
Быть может там, в моей сторонке,
Уже расчищен к сёлам путь;
В санях, быть может, на соломке,
Под звон бубенчика, в Дербень,
Я возвращусь в родные дали,
И посещу погост и луг,
Блинов отведаю у Вали,
И от Луны — печальный круг,
Во мне пробудит вновь видения,
Далёкой юности моей,
.....................................,
Молю я Бога на Успение,
В престольный праздник наш Покров,
Что цел ещё родной мой кров,
Быть может, нет ещё забвения,
В девичьей памяти твоей;
И с этим, снова вдохновение,
В душе поселится моей.
04.02. и 01.04.2006 г. СПб.
Сборник моих стихотворений опубликован, в pdf, в статье: «Моя Тамбовская Русайка».
Литература:
1. www.tambovlib.ru Виктор Федорович Коновалов. Дом Боратынских в деревне Дербень, Кирсановского района, Тамбовской области. Сайт Тамбовской областной универсальной научной библиотеки имени А. С. Пушкина. Рубрика: «Издания». Меню: «Краеведение, публикации пользователей библиотеки».
2. www.tambovlib.ru Виктор Федорович Коновалов. Обоснование места расположения дома Боратынских в деревне Дербень, Кирсановского района, Тамбовской области. Сайт Тамбовской областной универсальной научной библиотеки имени А. С. Пушкина. Рубрика: «Издания». Меню: «Краеведение, публикации пользователей библиотеки».
3. www.tambovlib.ru Виктор Федорович Коновалов. Прилегающие поэтические ландшафты и архитектура дома Боратынских в деревне Дербень, Кирсановского района, Тамбовской области. Сайт Тамбовской областной универсальной научной библиотеки имени А. С. Пушкина. Рубрика: «Издания». Меню: «Краеведение, публикации пользователей библиотеки».
4. www.tambovlib.ru Виктор Федорович Коновалов. Дворяне
5. www.tambovlib.ru Виктор Федорович Коновалов. Проект рубленного дома из сосны для деревни Дербень, Кирсановского района, Тамбовской области. Сайт Тамбовской областной универсальной научной библиотеки имени А. С. Пушкина. Рубрика: «Издания». Меню: «Краеведение, публикации пользователей библиотеки».
6. www.tambovlib.ru Виктор Федорович Коновалов. Конструктивные варианты моста через реку Ворона в селе Калаис, Кирсановского района, Тамбовской области. Сайт Тамбовской областной универсальной научной библиотеки имени А. С. Пушкина. Рубрика: «Издания». Меню: «Краеведение, публикации пользователей библиотеки».
7. www.tambovlib.ru Виктор Федорович Коновалов. К истории деревни Дербень, Кирсановского района, Тамбовской области. Сайт Тамбовской областной универсальной научной библиотеки имени А. С. Пушкина. Рубрика: «Издания». Меню: «Краеведение, публикации пользователей библиотеки».
Приложения к статье (фотографии и проект Храма):
3 января 2019 года
Комментарии читателей
11.01.2019 20:54
26.09.2019 19:34
01.10.2019 18:44
21.11.2019 14:16
22.11.2019 11:12
29.11.2019 12:49
11.12.2019 16:27
24.12.2019 13:20
12.03.2020 07:43
18.03.2020 12:45
19.06.2020 06:06
15.01.2021 06:09
Вы можете оставить свой комментарий: