Банк инноваций
Банк инноваций — это системно представленная информация, сформированная на основе инновационного опыта работы библиотек и других учреждений культуры России и мира, а также успешной практики в сторонних сферах, проекты которых могут быть применимы в библиотеках.
По итогам Пятого смотра-конкурса электронной продукции служб информации по культуре и искусству (2013–2015 гг.) «Банк инноваций» был объявлен победителем.
Вы можете написать администратору проекта: tambovlib@gmail.com
- Продуктные инновации (187)
- Социальные инновации (24)
- Технологические инновации (59)
- Организационные инновации (116)
Количество инноваций: 386, обновлено 12 сентября 2022 в 15:34
Активити-клуб «Буквоград»
Проект БУК «Омские муниципальные библиотеки» «Активити-клуб» – это интерактивное пространство, которое в формате игры формирует у малышей привычку к постоянному чтению, знакомит с лучшими детскими авторами и их книгами, явлениями окружающего мира, базовыми понятиями естественных наук, историческими событиями, великими изобретениями и т. д. В развивающем пространстве пять разноплановых доминант. Проект поддержан Фондом президентских грантов.
Больше информации:
Сайт «Омские муниципальные библиотеки»
Кузнецова, Н.И. Как создавался "Буквоград", или идея на миллион // Современная библиотека. – 2019. – № 9. – С. 58-61.
Поделиться инновацией: дети игры творчество обслуживание
Оруэлл. Наши дни
Каждый год школьный учитель Эндрю Симмонс из округа Марин недалеко от Сан-Франциско устраивает для своих учеников игру. Когда они изучают антиутопию «1984» Джорджа Оруэлла, школа превращается в декорации к роману: на стенах появляются фотографии Симмонса в образе лидера нации и плакаты с хлесткими лозунгами. Эндрю Симмонс играет в роман «1984» уже несколько лет. Он делает это в том числе для того, чтобы бороться с падением мотивации у выпускников. Каждый год игра называется по-разному, хотя сохраняет важные атрибуты. Перед каждым уроком ученики должны скандировать разнообразные лозунги, воспевать героев и клеймить врагов — как на двухминутках ненависти в романе Джорджа Оруэлла.
Впрочем, постепенно правила меняются. Лозунги становятся все проще; вместо мотивирующих кричалок все чаще ученики прославляют самого Эндрю Симмонса, его фотографий с именем на стенах кампуса появляется все больше. В этих условиях школьники должны еще и доносить на своих товарищей, писать соответствующие отчеты и сдавать их преподавателю.
После курса Эндрю Симмонс обычно спрашивает учеников, чему они научились. Обычно они отвечают, что поняли: лояльность — это не главное; правила в обществе меняются иной раз совершенно незаметно; за любым человеком очень просто шпионить. Они понимают также, что никакого плана борьбы с падением мотивации, по сути, не было — причем никто из них даже не задавал по этому поводу вопросов «руководству».
«Им нужно воспринимать книги как богатство и вечные дары тем, кому нужно утешение и вдохновение. Пусть они знают, что с их страхами уже боролись раньше, причем в более жестких условиях. И что мыслители прошлого могут помочь им предвидеть новые вызовы, с которым они сталкиваются», — отмечает преподаватель в своей статье.
Больше информации:
Meduza.io
Выбор редакции
Поделиться инновацией: подростки образование дискуссии игры
Дорога НатюрЛИТа: передвижная квест-фотовыставка книжного натюрморта
В Самарской областной научной библиотеке работает галерея «Новое пространство». Один из ее проектов — литературный натюрморт, то есть «натюрЛИТ». Авторы проекта предложили библио/фото-квест по выставке, на которой представлены 21 фотография и 21 литературный текст. Нужно внимательно читать тексты, разглядывать снимки и вникать в замысел авторов, угадывая, к какому фото относится тот или иной литературный фрагмент, заполняя специальную таблицу.
Больше информации:
100 проектов про чтение : актуальные инициативы [Текст] : культурно-образовательный атлас ; ред.-сост. Р. В. Раппопорт. – М. : РИПОЛ классик, 2016. – С. 27-28.
Группа проекта
Самарский интернет-журнал «Другой город»
Поделиться инновацией: выставки игры
Игры разума
Посидеть на гвоздях и ощутить на себе проходимость тока могут читатели Липецкой областной научной библиотеки. Здесь открылся уникальный интерактивный музей «Игры разума». Экспонаты наглядно демонстрируют законы физики. Например, с помощью «Таза с фонтанами» можно понять, как достигается эффект резонанса. «Уравнение Бернулли» объяснит, почему тяжелые самолеты с легкостью взлетают в воздух, а «Маятник Ньютона» продемонстрирует явление импульса. На базе интерактивного музея проводятся бесплатные популярные лекции по естественным наукам: биологии, химии, географии, робототехнике, физике.
Больше информации:
Липецкая областная универсальная научная библиотека
Кюнбергер, Д. Игры разума [Текст] // Д. Кюнбергер // Современная библиотека. – 2016. – № 6. – С. 14-17.
ВКонтакте
Выбор редакции
Поделиться инновацией: игры творчество экскурсии конкурс
Библиотечный спортивный зал
Несколько лет назад на сайте Центральной детской библиотеки г. Новокузнецка появился виртуальный «Библиотечный спортивный зал» для читателей, коллег и просто любителей спорта. Идея оказалась интересной, и виртуальный библиотечный спортивный зал попал в «Книгу рекордов библиотек России»! В июне 2016 г. в центральной детской библиотеке состоялось открытие «Библиотечного спортивного зала», но уже реального! «Голубая гостиная» библиотеки на время летних каникул превратилась в детский спортзал.
Больше информации:
Центральная детская библиотека г. Новокузнецка
Библиотечный читальный зал [Текст] // Современная библиотека. — 2016. — № 15. — С. 6.
Поделиться инновацией: дети подростки игры
Билеты в книгах
В Красноярской краевой библиотекой стала традиционной практика прятать билеты на различные концерты в книгах открытых стеллажей. Любой читатель, ориентируясь на подсказки, может найти такой приз. Примеры вопросов: «Первая пара билетов лежит в единственной сказке выдающегося советского писателя, актера и режиссера в одном лице.»
Больше информации:
Группа ВКонтакте концертного зала Красноярской краевой библиотеки
Выбор редакции
Поделиться инновацией: молодежь игры музыка
Стильные Туфли Супергероев
В программе летнего чтения Публичной Библиотеки Springdale (Арканзас, США), которая проходит в этом году под девизом «Каждый Герой Имеет Свою Историю», состоялось любопытное мероприятие для подростков – фанатов популярных литературных и экранных супергероев. Называлось оно Superhero Sharpie Shoes (Стильные Туфли Супергероев). Участники этого мероприятия раскрашивали предоставленные библиотекой белые парусиновые туфли в цвета обуви, которую носили их супергерои (например, Капитан Америка), рисовали на них ту или иную символику, чтобы потом самим ходить в этой обуви. Подростки должны были предварительно зарегистрироваться в списке участников программы, указав размер обуви, ибо без регистрации приходилось приносить собственные туфли.
Больше информации:
Блог «Библиотеки и молодежь»
Поделиться инновацией: молодежь игры творчество
Библионяня
Набирающий популярность формат Библионяни успешно реализуется в Выборге. Здесь открылся субботний клуб для детей и их родителей «Библиотека радости». Каждую субботу с 12 до 15 часов родители могут оставить своих детей 5-8 лет в библиотеке, где они услышат сказки, поиграют в игры, порисуют и попоют. При желании это время родители могут провести и вместе с детьми, участвуя в общих занятиях.
Больше информации:
Центральная городская детская библиотека Выборга
Видеосюжет
Поделиться инновацией: дети игры
Библиодесант в больницу
Сотрудники Тамбовской областной детской библиотеки реализуют проект по оказанию помощи детям, проходящим лечение в областной больнице. Библиотекари проводят выездные тематические мероприятия, во время которых дети знакомятся с книгами, встречаются с интересными людьми, участвуют в играх и конкурсах. Проект под названием «Читай и выздоравливай!» получил поддержку Фонда Михаила Прохорова. На грантовые средства была закуплена в том числе уникальная детская литература: книги-альбомы, книги-панорамы, книги-игрушки, книги-модули.
Больше информации:
Тамбовская областная детская библиотека
Поделиться инновацией: социальная работа дети игры книжное дефиле
«Интеллектуариум»
В Национальной библиотеке в Чебоксарах откроется детская комната, где 10 малышей и их родители в течение 45 минут будут играть в интеллектуальные и развивающие игры. Это социально ориентированный проект, получивший господдержку, который направлен на развитие малышей и заботу об их эмоциональном здоровье. «Интеллектуариум» прекрасно оформлен, оборудован современной детской мебелью, закуплены всевозможные развивающие, экологически чистые игрушки, материалы для творчества и книги. Посещение детской комнаты будет бесплатным. В течение 45 минут родители будут заниматься со своим малышом, используя все методические материалы, которые в ней размещены. Кроме того, планируются занятия с участием талантливых педагогов, ученых, представителей различных творческих и технических профессий.
Больше информации:
Интернет-газета «Мой город: Чебоксары»
Поделиться инновацией: молодая семья дети игры интерьер
Библиотечный «Дозор»
«Дозор» - популярная форма работы в Смоленской областной универсальной библиотеке им. А. Т. Твардовского. Например, дозор «Смоленск, что в имени твоем?» был посвящен 1150-летию упоминания города в летописи. Студенты, поделившись на 6 команд, соревновались в знании истории и культуры региона. Участники получили путевые листы: предстояло расшифровать аббревиатуры с названием библиотечных залов, найти по электронному каталогу зашифрованные издания, опознать по отрывкам из произведений ту или иную картину, разгадать кроссворд, пройти компьютерный тест «Узнай улицу города» и ответить на вопросы викторин. В финале все участники составили «Письмо потомкам», которое будет храниться в библиотеке.
Больше информации:
Вне стен: на улице, в парке, переходе [Текст] // Современная библиотека. – 2014. – № 1. – С. 70-73.
Поделиться инновацией: игры краеведение
«Буки в руки»
Смоленская областная универсальная библиотека им. А. Т. Твардовского организовала на главной площади города книжный городок «Буки в руки». Любители интеллектуальных развлечений приняли участие в викторинах, посвященных литературе и чтению, разгадывали ребусы, шарады, анаграммы, собирали литературные пазлы. С помощью библиотекарей можно было создать обложки для книг в технике квиллинга и айрис-фолдинга, закладки. Были проведены подвижные игры и конкурсы. В исполнении смоленских поэтов звучали стихи, выступали коллективы областного центра. Был организован выездной читальный зал. В работе приняли участие театр уличного искусства, студия изобразительного искусства, мастерская настроения. Для всех желающих были проведены экскурсии «Литературный Смоленск».
Больше информации:
Вне стен: на улице, в парке, переходе [Текст] // Современная библиотека. – 2014. – № 1. – С. 70-73.
Поделиться инновацией: книжное дефиле игры экскурсии
«Поэтический переход»
Смоленская областная универсальная библиотека им. А. Т. Твардовского провели акцию в подземном переходе. Сделав там основательную уборку, библиотекари завесили стены портретами классиков, которые обращались к прохожим с яркими высказываниями. Сотрудники библиотеки испытывали горожан на знание русской и мировой литературы, иностранных языков, истории и культуры Смоленщины. Рядом показывал свое мастерство фокусник-иллюзионист и исполнялись бардовские песни. Часть перехода была отдана под «Минуту славы», где каждый желающий мог прочесть стихотворение.
Больше информации:
Вне стен: на улице, в парке, переходе [Текст] // Современная библиотека. – 2014. – № 1. – С. 70-73.
Поделиться инновацией: публичное чтение игры музыка
«Игрополис» в Новосибирске
В Новосибирской областной юношеской библиотеке был организован целый город игр, в котором были свои районы — игровые площадки (всего их было двенадцать). В торжественном открытии вечера приняли участие члены Новосибирского отделения Межрегиональной Федерации Саберфайтинга и реконструкторы из клуба «Северный берег». Первые продемонстрировали виртуозный поединок из футуристической вселенной «Звёздных войн», а вторые погрузили всех в атмосферу эпохи викингов. После праздничного открытия участники устремились покорять площадки «Игрополиса». За победу в конкурсах на каждой из площадок можно было получить жетоны. Набрав максимальное количество жетонов, житель «Игрополиса» мог получить приз. Тематика площадок «Игрополиса»: фейс-арт, игра «Мафия», словесная игра «Подземелья Мории», интеллектуальная игра «уКОТАйка», шахматы в «Клубе четырёх коней», названном так по мотивам книги И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», хнефатафл (скандинавские шахматы), задания на логику и нестандартное мышление, образовательные викторины, кроссворды и сказочные пазлы (на ПК), гонки в стиле «LEGO», «Лабиринты плоского мира» (где можно было сыграть в различные настольные игры — «Каркассон», «Бэнг», «Манчкин» и другие), подвижные игры «В ритме жизни», заповедник компьютерных игр «Видеодром», готический театр «Visorium» с постановкой «Куклы».
Больше информации:
Новосибирская областная юношеская библиотека
Поделиться инновацией: игры реконструкция
Литературные балы
В апреле 2014 года в большом зале старинного особняка, в котором располагается Центральная городская детская библиотека им. А. С. Пушкина (Санкт-Петербург), прошел литературный костюмированный бал, посвященный творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (юбиляра этого года). Идея проводить балы появилась уже давно: к этому располагала и особая атмосфера 300-летнего петербургского особняка, и книги, позволившие много узнать о проведении балов, и, конечно же, интерес читателей библиотеки к этому событию. Участниками стали старшеклассники – читатели библиотеки и курсанты Нахимовского военно-морского училища, которые заранее подготовились к балу и познакомились с жизнью и культурой той эпохи. Во время бала необходимо было не только показать свое умение исполнять старинные танцы (полонез, мазурку и галоп), но и хорошо знать творчество поэтов. В перерывах между танцами ведущая рассказывала о традициях проведения дворянских балов, о том, кого на них приглашали и как проходила подготовка, а гости бала принимали участие в литературных играх: разгадывали шарады, разыгрывали сцены из драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка», писали миниатюры, используя определенный набор архаизмов, вставляли пропущенные слова в стихотворение «Бородино» и пробовали свои силы в качестве поэтов в буриме.
Больше информации:
ПапМамБук
Поделиться инновацией: молодежь подростки игры музыка реконструкция