tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

К материалам конференции

Казьмина Елена Олеговна,
кандидат искусствоведения, доцент
ТГМПИ им. С. В. Рахманинова

П. И. Чайковский в концертах Тамбовского отделения Императорского Русского Музыкального Общества.

Нельзя не согласиться с мнением знаменитого американского дирижера Леопольда Стоковского, сказавшего: «Чайковский и музыка — это два нераздельных понятия, а до тех пор, пока на нашей планете будут звучать гениальные аккорды, люди будут преклоняться перед его гением...» [1, с. 151]. Действительно, трудно найти в мире композитора, равного Петру Ильичу Чайковскому, чья музыка до сих пор пользуется такой ошеломляющей популярностью. Еще при жизни к нему пришла всемирная слава. В 80-е годы XIX века, когда концертные программы исполнителей, в том числе отечественных, состояли преимущественно из произведений зарубежных авторов, из русских композиторов предпочтение отдавалось двоим — А. Г. Рубинштейну и П. И. Чайковскому. Подтверждением этому служат афиши концертов Тамбовского отделения Императорского Русского Музыкального общества (далее ТО ИРМО).

Обращу внимание на некоторые произведения П. И. Чайковского, исполнявшиеся в Тамбове местными и приезжими музыкантами с 80-х годов XIX века до 1917 года. Тамбовские инструменталисты И. Ф. Сараджев (виолончель), К. А. Кипп (фортепьяно), В. Р. Вильшау и М. Н. Реентович (скрипка), симфонический оркестр и струнный квартет ТО ИРМО, коллективы Кружка инструментальной и вокальной музыки, военные духовые оркестры, певцы-профессионалы А. Н. Саккетти, М. Н. Доннер, С. В. Богородицкая, Л. С. Коган, а также любитель А. Пастухов, Народный хор П. Н. Богдашева, церковные хоры на протяжении почти 40 дореволюционных лет включали в свой концертный репертуар бессмертные творения гениального современника. Тамбов притягивал к себе и гастролирующих артистов как отечественных, так и зарубежных.

К сожалению, в имеющихся в нашем распоряжении публикациях «Тамбовских губернских ведомостей» не всегда зафиксированы названия исполнявшихся произведений композитора, поэтому полный список составить не удастся.

Что привлекает внимание?

В симфоническом наследии композитора определенное место занял жанр увертюры и ее разновидность — увертюра-фантазия, в которых проявилось стремление композитора к конкретной программной образности. Так появились увертюра «Гроза», увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта», «Франческа да Римини» и «Гамлет». В 1880 году к открытию храма Христа Спасителя в Москве была написана «Торжественная увертюра 1812 год». И хотя, по признанию автора, она создавалась «без теплого чувства любви», яркость ее оркестровых эффектов импонировала многим коллективам, бравшимся за исполнение увертюры. Несколько раз в Тамбове сочинение интерпретировали разные оркестры — местного музыкального общества (в сезоне 1904–05 и 13 декабря 1909 года), 7-го кавалерийского полка под управлением Н. М. Милого (1907), симфонический оркестр из Полтавы во главе с дирижером Д. В. Ахшарумовым (12 марта 1909).

Симфонии Чайковского тамбовская публика слышала не часто. Оркестр ТО ИРМО в концертах первых десятилетий XX века познакомил публику только с Первой (1910), Пятой (сезон 1907–08) и Шестой (1916) и почему-то больше не стремился к расширению репертуара за счет произведений этого жанра. Среди других сочинений композитора, написанных для оркестра, звучало Итальянское каприччио (23 октября 1911 года).

С симфоническими произведениями Чайковского публика, посещавшая в начале XX столетия музыкальные вечера Кружка любителей инструментальной и вокальной музыки, знакомилась в доме М. А. Боратынского по улице Козловской, 9. Здесь их можно было услышать в переложении для струнного квартета или квинтета с флейтой. Главными исполнителями были братья Боратынские, Михаил и Илья Андреевичи, педагоги музыкального училища И. Ф. Яржембский и В. Ф. Мареш. Аранжировщиком являлся М. А. Михайлов. Вероятно, в камерном ансамбле он играл на флейте. Для этого состава М. А. Михайлов сделал переложения Шестой симфонии, Аndante из Третьей симфонии, «Итальянского каприччио», марша из балета «Щелкунчик».

Как известно, прекрасным интерпретатором фортепианной музыки Чайковского был Александр Ильич Зилоти. Он любил играть произведения своего друга и учителя. Поэтому абсолютно закономерно, что в три из четырех сольных выступлений в Тамбове Зилоти включил сочинения Чайковского. В благотворительном концерте 1891 года нашим земляком исполнялись «Романс» и «Вальс-скерцо», развернутую программу из произведений Чайковского Зилоти представил в 1912 году, а на следующий год с оркестром музыкального общества играл Первый фортепианный концерт. Ранее, в 1910-м этот же концерт интерпретировал с оркестром ТО ИРМО другой наш земляк — К. Н. Игумнов. Слышали тамбовцы музыку Концерта для скрипки с оркестром, правда, только первую часть. Ее исполнителем был М. Н. Реентович, который включал данную часть в программу своих выступлений 20 сентября 1908 года и 28 ноября 1910-го. Во всех случаях за дирижерским пультом стоял С. М. Стариков.

Заметим, что инициативой Старикова в сезон 1906–07 года был организован цикл так называемых Народных концертов с участием оркестра ТО ИРМО, хора Попечительства о народной трезвости, солистов-певцов и инструменталистов. В рамках этих вечеров звучала, в частности, музыка из балетов Чайковского — «Щелкунчик» («Трепак» и «Марш»), «Спящая красавица» («Вальс»), а также Аndante из струнного квартета. Хор под управлением то В. В. Богородицкого, то В. А. Семенова исполнял акапельные хоры «Соловушко», «Легенда», кроме этого, «Хор народа и царедворцев» из музыки к сказке «Снегурочка» А. Островского. Певцы С. В. Богородицкая и Л. С. Коган, педагоги музыкального училища, озвучили соответственно романс «День ли царит» и ариозо Князя из оперы «Чародейка». В тот же концертный сезон Тамбов посетила хоровая капелла Завадского, и вновь на афишах тамбовцы увидели знакомые названия «Соловушко» и «Легенда». Последнее произведение ранее исполняла капелла под управлением известного дирижера и композитора А. А. Архангельского (1899).

Из приезжавших в Тамбов инструменталистов любопытным было выступление русского органиста В. И. Главача (20 апреля 1890 года). Он играл на изобретенных им инструментах — гармониуме и армонипиано. В «Тамбовских губернских ведомостях» читаем: «Гармониум имеет объем 8 октав, 31 регистр, 4 педали для колен, две из которых продлевают долготу звука до тех пор, пока не нажать третью педаль. Четвертая педаль дает звук максимальной силы. Армонипиано — это приспособление к фортепиано, которое придает инструменту звучание скрипки или органа с помощью педалей. Имеет особые молоточки» (2). Попробуйте представить, как на первом из названных инструментов мог звучать «Подснежник» из «Времен года» Чайковского, который был исполнен Главачом.

Любимой у исполнителей и слушателей всегда была и есть вокальная музыка Чайковского. Ее часто слышала тамбовская публика. Остановлюсь на программах 80-х годов.

Одним из горячо встречаемых на малой родине артистов был баритон Большого театра П. А. Хохлов. В обозначенное десятилетие он трижды приезжал с концертами в Тамбов. Как известно, Павел Аканфиевич на оперной сцене создал образ Онегина, ставший на долгие годы эталонным для отечественных певцов. Если не все из пришедших на два его мартовских выступления 1884 года видели певца в спектакле, то теперь у них была возможность услышать арию Онегина в исполнении П. А. Хохлова в концерте. Вместе с ним выступала солистка того же театра А. В. Святловская. В ее часть вокального вечера вошел романс «Я ли в поле да не травушка была». 26 февраля 1889 года с Хохловым дебютировала в Тамбове М. Н. Климентова (лирико-драматическое сопрано). Ее красивый голос широкого диапазона публика Дворянского собрания услышала в арии Орлеанской девы из одноименной оперы. Годом ранее фрагменты из той же оперы, а также романс «Страшная минута» исполняла примадонна Тифлисской оперы О. Йозефович, романс «То было раннею весной» — замечательный баритон И. П. Прянишников. В 1889 году, 5 марта, артистка императорских театров Д. О. Лазарева (аккомпанировала А. Ф. Альбедиль) преподнесла слушателям романс «Он так меня любил» и уже неоднократно звучавшую в Тамбове арию Орлеанской девы, в том числе в исполнении педагога Тамбовского музыкального училища М. Н. Доннер. А певец В. Н. Владимиров напомнил тамбовцам романс «Нет, только тот, кто знал» (2 декабря 1887 года), который ранее озвучил местный певец-любитель А. Пастухов в сезон 1885–86 года, в том же сезоне педагог училища А. Н. Саккетти пела «День ли царит». Назову еще романс «Благословляю вас, леса», понравившийся тамбовцам в исполнении артиста Московской оперы М. Ф. Салтыкова (25 марта 1891 года), о котором «Тамбовские губернские ведомости» написали: «Г. Салтыков обладает свежим, сильным, хорошо обработанным баритоном; в манере исполнения певца сказывается серьезная школа и много понимания в связи с художественным чутьем. Отличная дикция и выразительная фразировка способствуют хорошему впечатлению» [3]. Ему аккомпанировала тамбовская пианистка А. Граверт. Позже арии, романсы композитора тамбовские любители музыки слышали в исполнении таких прославленных мастеров, как Д. А. Смирнов (ариозо Ленского, 1911), В. П. Дамаев (ария Андрея из «Опричника», 1912), А. Ф. Сазонова («Лишь ты один», 1912), Н. П. Кошиц (ариозо Наташи из «Опричника», 1916).

Камерно-инструментальные сочинения композитора «приживались» на эстраде постепенно. Шедевр Чайковского — фортепианное трио «Памяти великого артиста», созданный на смерть безвременно скончавшегося в 1881 году Н. Г. Рубинштейна, — не единожды интерпретировали местные исполнители. Ими были С. М. Стариков, И. Ф. Яржембский, В. Ф. Мареш (сезон 1905–06 г.); С. М. Стариков, М. Н. Реентович, А. М. Банович (25 октября 1908 года, 12 января 1911 года); С. М. Стариков, М. Н. Реентович, Р. Г. Преяц (3 декабря 1913 г.). Звучало трио и в исполнении ансамбля из Москвы, который был приглашен в Тамбов по случаю открытия здания музыкального училища (1903), — «Московское трио» в составе Д. С. Шор, Д. С. Крейн, Р. И. Эрлих.

Из трех квартетов Чайковского известно об исполнении Первого (ор. 11, Ре мажор). Он вошел в репертуар тамбовских музыкантов с конца 1880-х годов. Прозвучал квартет и на камерных вечерах ТО ИРМО 1908 и 1913 годов, посвященных памяти Чайковского. Программы этих концертов полностью состояли из произведений композитора. Так, 3 декабря 1913 года, кроме Первого квартета (М. Н. Реентович, В. И. Покровский, Н. П. Хлебников, Р. Г. Преяц) и фортепианного трио «Памяти великого артиста» (С. М. Стариков, М. Н. Реентович, Р. Г. Преяц), «Меланхолическую серенаду», «Романс» и «Скерцо» играл М. Н. Реентович.

Оперная музыка Чайковского была известна слушателям музыкальных собраний ТО ИРМО не только по сольным фрагментам. В программах оперных вечеров музыкального общества звучали и отдельные сцены. Например, в 1911 году — второй акт из «Пиковой дамы» и сцена в тюрьме из «Мазепы», в 1914-м — вторые картины из первого и второго актов «Евгения Онегина». Эти фрагменты ставились (в костюмах и декорациях) силами учащихся местного музыкального училища. Режиссировал М. Ф. Салтыков.

Целиком названные оперы и другие с конца 1880-х годов многократно игрались в Тамбове приезжими частными антрепризами. В 1889 году (2–11 июля) в исполнении Тифлисской русской оперы под управлением М. Е. Медведева тамбовцы увидели среди других спектаклей «Евгения Онегина» и «Мазепу». Как заметила пресса, первый из названных «прошел вяло». В состав труппы, помимо ее руководителя Медведева, входили И. В. Тартаков, М. Ф. Салтыков, А. А. Бичурина (в первой половине 80-х гг. солисткой театра была Е. Т. Борецкая — мать великого художника М. В. Добужинского). Оркестром дирижировал Прибик. Вполне вероятно, что партию Ленского пел сам Медведев, ибо в студенческие годы эту роль он готовил под руководством Чайковского для премьерного исполнения оперы в ученическом спектакле (1879), и она прочно вошла в его оперный репертуар. Кроме этого, Михаил Ефимович был лучшим исполнителем партии Германа, о чем свидетельствует надпись композитора на подаренном певцу клавире: «Лучшему Герману».

В роли Германа предстал перед земляками Алексей Адрианович Серебряков (уроженец Тамбова). Он приехал в составе Саратовской оперной труппы, антрепренерами которой были М. Ф. Салтыков и Я. С. Любин. «Пиковой дамой» артисты открыли свои гастроли в Тамбове 29 марта 1896 года.

Весной 1898 года горожане имели возможность увидеть и сравнить выступления двух оперных трупп — Н. В. Унковского и В. И. Зеленого. В их репертуаре были оперы «Пиковая дама» и «Евгений Онегин». Рецензент «Тамбовских губернских ведомостей» сделал такой вывод после одного из спектаклей антрепризы Зеленого: «Можно с уверенностью сказать, что по составу исполнителей эта труппа стоит значительно выше только что уехавшей и потерпевшей в Тамбове полное фиаско труппы под управлением г. Унковского» [4]. Трудно объяснить, почему выступление Товарищества Н. В. Унковского оказалось таким плачевным. Ведь известно, что Николай Владимирович в труппу набирал певцов с сильными голосами, а оркестр составляли профессионально крепкие музыканты. Сам Унковский проявлял не только недюжинные организаторские способности, но и талант певца и режиссера.

Вновь «Евгения Онегина» тамбовцы услышали в июле следующего года в исполнении Товарищества артистов русской оперы во главе с баритоном М. Г. Яковлевым. А начало XX века ознаменовалось прочтением того же творения Чайковского труппой Н. А. Миклашевского. Через два года — итальянскими артистами, привезенными в Тамбов Кастеланно. О труппе говорилось: «Голоса свежие, достаточно для нашей сцены сильные. Хор и оркестр относятся к своему участию в спектаклях добросовестно... Театр бывает постоянно полон, несмотря на крайне неблагоприятную погоду» [5]. Выступления иностранцев проходили в мае 1903 года. Думаю, горожанам легко было воспринимать знакомый пушкинский текст на итальянском языке.

Запомнили тамбовцы приезд антрепризы В. А. Туманского в 1907 году. В состав труппы входили артисты из театров Москвы и Петербурга во главе с дирижером А. И. Орловым. В программу их гастролей входили оперы «Черевички» и «Мазепа». Еще раз «Мазепу» и «Евгения Онегина» любители оперы слышали весной следующего года, когда в губернском центре выступали артисты Большого театра и частных опер С. И. Зимина и С. И. Мамонтова, организованные Н. И. Филипповым. Успех продлил гастроль москвичей, и они показали «Пиковую даму». Эта опера еще раз прозвучала в Тамбове уже в 1915 году на сцене театра Ф. Пикулина. Ее играла труппа под руководством Ф. Федорова и А. Дракули.

В том, что из года в год тамбовцы видели ограниченный круг оперных творений Чайковского, как и других западноевропейских и отечественных авторов, не было ничего удивительного. Именно эти сочинения входили в репертуарный список произведений, разрешенных цензурой к исполнению. От этого циркуляра антрепренеры и актеры не имели права отступать, поэтому «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Черевички» «кочевали» по городам российской провинции в интерпретации разных оперных товариществ.

В подтверждение мысли о том, что инструментальную и вокальную музыку Чайковского исполняли в Тамбове зарубежные артисты, приведу несколько примеров. Редкими для музыкальной жизни города явились три сольных вечера пианиста Альфреда Рейзенауэра в конце ноября — начале декабря 1888 года. Они представляли своеобразную антологию западноевропейской фортепианной музыки. И вот в ряду сочинений Генделя, Скарлатти, Бетховена, Шуберта, Шопена, Листа, Вагнера и других зарубежных композиторов оказалась пьеса Чайковского «Масленица» из цикла «Времена года». Вместе с ней блок русских сочинений составили «Баркарола», «У ручья» и «Вальс» А. Рубинштейна.

В течение 1890 года тамбовцы услышали две интерпретации «Колыбельной песни» Чайковского. Вначале в исполнении «финского соловья», колоратурного сопрано Альмы Фострем-Роде (январь), а затем произведение артистично играл венгерский скрипач и композитор, профессор Будапештской консерватории Е. Хубаи (ноябрь).

В заключение подчеркну, что тамбовские музыканты с почтением и уважением относились и относятся к памяти П. И. Чайковского — символа русской души. 20-летие со дня кончины композитора (1913) отметило концертом не только ТО ИРМО. Панихиду под музыку Литургии Чайковского отслужил хор Троицкой церкви под управлением регента Ф. Е. Степанова. Целый вечер, где звучали только вокальные и хоровые сочинения композитора, провел Народный хор П. Н. Богдашева 14 ноября в зале театра «Аквариум». В двух отделениях было исполнено: «Легенда», «Спи, дитя мое», «Болят мои скоры ноженьки» из «Евгения Онегина», «Проводы масленицы» из музыки к «Снегурочке», «Каляда» из «Черевичек», дуэт «Рассвет», арии и дуэты из «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы» (солисты Е. А. Соболева, М. А. Фесенко), народные песни, записанные Прокуниным, в редакции Чайковского.

Таким образом, на тамбовской эстраде были представлены все основные жанры творчества Чайковского, популяризаторами которых выступали как местные, так и гастролирующие музыканты. Это позволило тамбовцам познать и полюбить музыку великого русского композитора — Петра Ильича Чайковского.

Литература:

1. Русские композиторы. История отечественной музыки в биографиях ее творцов [Текст] / сост. и науч. ред. Л. А. Серебрякова. – Челябинск : Изд-во «Урал ЛТД», 2001. – С. 151–159.

2. «Тамбовские губернские ведомости». – 1890. – № 34. – 10 апреля. – С. 3–4.

3. «Тамбовские губернские ведомости». – 1891. – № 36. – 28 марта. – С. 3–4.

4. «Тамбовские губернские ведомости». – 1898. – № 53. – 2 мая. – С. 3–4.

5. «Тамбовские губернские ведомости». – 1903. – № 97. – 13 мая. – С. 3–4.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю