Конференции и совещания
К материалам конференцииКазьмина Елена Олеговна,
кандидат искусствоведения, доцент
ТГМПИ им. С. В. Рахманинова
П. И. Чайковский в концертах Тамбовского отделения Императорского Русского Музыкального Общества.
Нельзя не согласиться с мнением знаменитого американского дирижера Леопольда Стоковского, сказавшего: «Чайковский и музыка — это два нераздельных понятия, а до тех пор, пока на нашей планете будут звучать гениальные аккорды, люди будут преклоняться перед его гением...» [1, с. 151]. Действительно, трудно найти в мире композитора, равного Петру Ильичу Чайковскому, чья музыка до сих пор пользуется такой ошеломляющей популярностью. Еще при жизни к нему пришла всемирная слава. В
Обращу внимание на некоторые произведения П. И. Чайковского, исполнявшиеся в Тамбове местными и приезжими музыкантами с
К сожалению, в имеющихся в нашем распоряжении публикациях «Тамбовских губернских ведомостей» не всегда зафиксированы названия исполнявшихся произведений композитора, поэтому полный список составить не удастся.
Что привлекает внимание?
В симфоническом наследии композитора определенное место занял жанр увертюры и ее разновидность — увертюра-фантазия, в которых проявилось стремление композитора к конкретной программной образности. Так появились увертюра «Гроза», увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта», «Франческа да Римини» и «Гамлет». В 1880 году к открытию храма Христа Спасителя в Москве была написана «Торжественная увертюра 1812 год». И хотя, по признанию автора, она создавалась «без теплого чувства любви», яркость ее оркестровых эффектов импонировала многим коллективам, бравшимся за исполнение увертюры. Несколько раз в Тамбове сочинение интерпретировали разные оркестры — местного музыкального общества (в сезоне
Симфонии Чайковского тамбовская публика слышала не часто. Оркестр ТО ИРМО в концертах первых десятилетий XX века познакомил публику только с Первой (1910), Пятой (сезон
С симфоническими произведениями Чайковского публика, посещавшая в начале XX столетия музыкальные вечера Кружка любителей инструментальной и вокальной музыки, знакомилась в доме М. А. Боратынского по улице Козловской, 9. Здесь их можно было услышать в переложении для струнного квартета или квинтета с флейтой. Главными исполнителями были братья Боратынские, Михаил и Илья Андреевичи, педагоги музыкального училища И. Ф. Яржембский и В. Ф. Мареш. Аранжировщиком являлся М. А. Михайлов. Вероятно, в камерном ансамбле он играл на флейте. Для этого состава М. А. Михайлов сделал переложения Шестой симфонии, Аndante из Третьей симфонии, «Итальянского каприччио», марша из балета «Щелкунчик».
Как известно, прекрасным интерпретатором фортепианной музыки Чайковского был Александр Ильич Зилоти. Он любил играть произведения своего друга и учителя. Поэтому абсолютно закономерно, что в три из четырех сольных выступлений в Тамбове Зилоти включил сочинения Чайковского. В благотворительном концерте 1891 года нашим земляком исполнялись «Романс» и «Вальс-скерцо», развернутую программу из произведений Чайковского Зилоти представил в 1912 году, а на следующий год с оркестром музыкального общества играл Первый фортепианный концерт. Ранее, в
Заметим, что инициативой Старикова в сезон
Из приезжавших в Тамбов инструменталистов любопытным было выступление русского органиста В. И. Главача (20 апреля 1890 года). Он играл на изобретенных им инструментах — гармониуме и армонипиано. В «Тамбовских губернских ведомостях» читаем: «Гармониум имеет объем 8 октав, 31 регистр, 4 педали для колен, две из которых продлевают долготу звука до тех пор, пока не нажать третью педаль. Четвертая педаль дает звук максимальной силы. Армонипиано — это приспособление к фортепиано, которое придает инструменту звучание скрипки или органа с помощью педалей. Имеет особые молоточки» (2). Попробуйте представить, как на первом из названных инструментов мог звучать «Подснежник» из «Времен года» Чайковского, который был исполнен Главачом.
Любимой у исполнителей и слушателей всегда была и есть вокальная музыка Чайковского. Ее часто слышала тамбовская публика. Остановлюсь на программах
Одним из горячо встречаемых на малой родине артистов был баритон Большого театра П. А. Хохлов. В обозначенное десятилетие он трижды приезжал с концертами в Тамбов. Как известно, Павел Аканфиевич на оперной сцене создал образ Онегина, ставший на долгие годы эталонным для отечественных певцов. Если не все из пришедших на два его мартовских выступления 1884 года видели певца в спектакле, то теперь у них была возможность услышать арию Онегина в исполнении П. А. Хохлова в концерте. Вместе с ним выступала солистка того же театра А. В. Святловская. В ее часть вокального вечера вошел романс «Я ли в поле да не травушка была». 26 февраля 1889 года с Хохловым дебютировала в Тамбове М. Н. Климентова (лирико-драматическое сопрано). Ее красивый голос широкого диапазона публика Дворянского собрания услышала в арии Орлеанской девы из одноименной оперы. Годом ранее фрагменты из той же оперы, а также романс «Страшная минута» исполняла примадонна Тифлисской оперы О. Йозефович, романс «То было раннею весной» — замечательный баритон И. П. Прянишников. В 1889 году, 5 марта, артистка императорских театров Д. О. Лазарева (аккомпанировала А. Ф. Альбедиль) преподнесла слушателям романс «Он так меня любил» и уже неоднократно звучавшую в Тамбове арию Орлеанской девы, в том числе в исполнении педагога Тамбовского музыкального училища М. Н. Доннер. А певец В. Н. Владимиров напомнил тамбовцам романс «Нет, только тот, кто знал» (2 декабря 1887 года), который ранее озвучил местный певец-любитель А. Пастухов в сезон
Камерно-инструментальные сочинения композитора «приживались» на эстраде постепенно. Шедевр Чайковского — фортепианное трио «Памяти великого артиста», созданный на смерть безвременно скончавшегося в 1881 году Н. Г. Рубинштейна, — не единожды интерпретировали местные исполнители. Ими были С. М. Стариков, И. Ф. Яржембский, В. Ф. Мареш (сезон
Из трех квартетов Чайковского известно об исполнении Первого (ор. 11, Ре мажор). Он вошел в репертуар тамбовских музыкантов с конца
Оперная музыка Чайковского была известна слушателям музыкальных собраний ТО ИРМО не только по сольным фрагментам. В программах оперных вечеров музыкального общества звучали и отдельные сцены. Например, в 1911 году — второй акт из «Пиковой дамы» и сцена в тюрьме из «Мазепы», в
Целиком названные оперы и другие с конца
В роли Германа предстал перед земляками Алексей Адрианович Серебряков (уроженец Тамбова). Он приехал в составе Саратовской оперной труппы, антрепренерами которой были М. Ф. Салтыков и Я. С. Любин. «Пиковой дамой» артисты открыли свои гастроли в Тамбове 29 марта 1896 года.
Весной 1898 года горожане имели возможность увидеть и сравнить выступления двух оперных трупп — Н. В. Унковского и В. И. Зеленого. В их репертуаре были оперы «Пиковая дама» и «Евгений Онегин». Рецензент «Тамбовских губернских ведомостей» сделал такой вывод после одного из спектаклей антрепризы Зеленого: «Можно с уверенностью сказать, что по составу исполнителей эта труппа стоит значительно выше только что уехавшей и потерпевшей в Тамбове полное фиаско труппы под управлением г. Унковского» [4]. Трудно объяснить, почему выступление Товарищества Н. В. Унковского оказалось таким плачевным. Ведь известно, что Николай Владимирович в труппу набирал певцов с сильными голосами, а оркестр составляли профессионально крепкие музыканты. Сам Унковский проявлял не только недюжинные организаторские способности, но и талант певца и режиссера.
Вновь «Евгения Онегина» тамбовцы услышали в июле следующего года в исполнении Товарищества артистов русской оперы во главе с баритоном М. Г. Яковлевым. А начало XX века ознаменовалось прочтением того же творения Чайковского труппой Н. А. Миклашевского. Через два года — итальянскими артистами, привезенными в Тамбов Кастеланно. О труппе говорилось: «Голоса свежие, достаточно для нашей сцены сильные. Хор и оркестр относятся к своему участию в спектаклях добросовестно... Театр бывает постоянно полон, несмотря на крайне неблагоприятную погоду» [5]. Выступления иностранцев проходили в мае 1903 года. Думаю, горожанам легко было воспринимать знакомый пушкинский текст на итальянском языке.
Запомнили тамбовцы приезд антрепризы В. А. Туманского в 1907 году. В состав труппы входили артисты из театров Москвы и Петербурга во главе с дирижером А. И. Орловым. В программу их гастролей входили оперы «Черевички» и «Мазепа». Еще раз «Мазепу» и «Евгения Онегина» любители оперы слышали весной следующего года, когда в губернском центре выступали артисты Большого театра и частных опер С. И. Зимина и С. И. Мамонтова, организованные Н. И. Филипповым. Успех продлил гастроль москвичей, и они показали «Пиковую даму». Эта опера еще раз прозвучала в Тамбове уже в 1915 году на сцене театра Ф. Пикулина. Ее играла труппа под руководством Ф. Федорова и А. Дракули.
В том, что из года в год тамбовцы видели ограниченный круг оперных творений Чайковского, как и других западноевропейских и отечественных авторов, не было ничего удивительного. Именно эти сочинения входили в репертуарный список произведений, разрешенных цензурой к исполнению. От этого циркуляра антрепренеры и актеры не имели права отступать, поэтому «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Черевички» «кочевали» по городам российской провинции в интерпретации разных оперных товариществ.
В подтверждение мысли о том, что инструментальную и вокальную музыку Чайковского исполняли в Тамбове зарубежные артисты, приведу несколько примеров. Редкими для музыкальной жизни города явились три сольных вечера пианиста Альфреда Рейзенауэра в конце ноября — начале декабря 1888 года. Они представляли своеобразную антологию западноевропейской фортепианной музыки. И вот в ряду сочинений Генделя, Скарлатти, Бетховена, Шуберта, Шопена, Листа, Вагнера и других зарубежных композиторов оказалась пьеса Чайковского «Масленица» из цикла «Времена года». Вместе с ней блок русских сочинений составили «Баркарола», «У ручья» и «Вальс» А. Рубинштейна.
В течение 1890 года тамбовцы услышали две интерпретации «Колыбельной песни» Чайковского. Вначале в исполнении «финского соловья», колоратурного сопрано Альмы Фострем-Роде (январь), а затем произведение артистично играл венгерский скрипач и композитор, профессор Будапештской консерватории Е. Хубаи (ноябрь).
В заключение подчеркну, что тамбовские музыканты с почтением и уважением относились и относятся к памяти П. И. Чайковского — символа русской души.
Таким образом, на тамбовской эстраде были представлены все основные жанры творчества Чайковского, популяризаторами которых выступали как местные, так и гастролирующие музыканты. Это позволило тамбовцам познать и полюбить музыку великого русского композитора — Петра Ильича Чайковского.
Литература:
1. Русские композиторы. История отечественной музыки в биографиях ее творцов [Текст] / сост. и науч. ред. Л. А. Серебрякова. – Челябинск : Изд-во «Урал ЛТД», 2001. – С.
2. «Тамбовские губернские ведомости». – 1890. – № 34. – 10 апреля. – С.
3. «Тамбовские губернские ведомости». – 1891. – № 36. – 28 марта. – С.
4. «Тамбовские губернские ведомости». – 1898. – № 53. – 2 мая. – С.
5. «Тамбовские губернские ведомости». – 1903. – № 97. – 13 мая. – С.
Комментарии читателей
Вы можете оставить свой комментарий: