Конференции и совещания
К материалам конференцииМамонтова Валентина Викторовна,
вед. библиограф отдела музыкально-нотной литературы
ТОГУК «ТОУНБ»
Произведения П. И. Чайковского, созданные на Тамбовщине, в фонде ТОУНБ им. А. С. Пушкина.
Подобно Пушкину он вошел в самую основу основ
русского национального сознания...
Имя его сопровождает нас и в дни побед и в годины
величайшего творческого подъема
русского национального духа...
(Д. Шостакович)
П. И. Чайковский — национальный русский гений, композитор, выступающий в своем творчестве как передовой художник, тесно связанный с жизнью современного ему русского общества, как гуманист и просветитель, видный деятель профессионального музыкального образования. Музыка великого композитора пронизана проблемами личности и народа, взаимоотношениями человека и природы, темой любви и простых человеческих переживаний.
Чайковский воплощал в музыке сюжеты великих писателей, не раз обращался к русской народной песне, не цитируя ее, а широко развивая и разрабатывая, проявлял огромный интерес к истории России. Родную русскую природу Чайковский любил во всех проявлениях и во все времена года. «Русская глушь, русская весна — это верх всего, что я люблю», — говорил композитор.
Существовали излюбленные композитором места в основном для летнего пребывания, где он находил тишину и возможность спокойно работать: Усово Тамбовской губернии, Низы Харьковской губернии (имение Н. Д. Кондратьева), Каменка (имение сестры А. Давыдовой под Киевом). Здесь Чайковский с удовольствием отдыхал и занимался творчеством.
В августе 1871 года композитор впервые посетил Тамбовское поместье своего талантливого ученика и друга В. С. Шиловского (графа Васильева-Шиловского), представителя известной в музыкально-театральных кругах Москвы аристократической семьи. Чайковский побывал в имении шесть раз. В литературе о Чайковском нечасто затрагивается вопрос о связях композитора с Тамбовским краем, но в то же время уделяется значительное внимание произведениям, созданным в Усово. В Усово Чайковский работает над оперой «Опричник», взяв за основу трагедию Ивана Лажечникова «Опричник». Композитор значительно изменил сюжетную линию, переосмыслил образы героев, что свидетельствует о намерении его создать в опере романтическую драму судьбы. Работа над оперой, либретто для которой написал сам Чайковский, шла медленно, с большими перерывами, что малохарактерно для его творчества. Овладение сложным, многоплановым сюжетом «Опричника» было трудным, композитору потребовалось много времени, чтобы вжиться в работу. Антракт оперы был сочинен и инструментован В. С. Шиловским. Чайковскому удалось передать тревожный дух эпохи Ивана Грозного, в теме опричнины (один из удачно найденных образов) слышится суровый приговор, состояние смятенности и тревоги. Опера была закончена в апреле 1872 года. Первое представление состоялось 12 апреля 1874 года в Петербурге. По словам одного из современников опера становится настоящим триумфом композитора.
Произведения Петра Ильича Чайковского — ноты, грамзаписи, книги о нем разнопланово представлены в отделе музыкально-нотной литературы ТОУНБ им. А. С. Пушкина. В отделе хранится комплект грампластинок оперы «Опричник» в четырех действиях из четырех пластинок фирмы «Мелодия» в исполнении солистов, хора и оркестра Всесоюзного радио под управлением А. Орлова, запись 1948 года. А также запись «Антракта и арии Морозовой» из второго действия в исполнении оркестра Всесоюзного радио. Поет Людмила Легостаева — в пластинке «Искусство дирижера А. И. Орлова», запись
Ноты оперы представлены в отрывках: Ариозо Наташи («Почудилось мне») для сопрано в сопровождении фортепиано, 1964 года издания; Песня Наташи («Соловушка в дубровушке») для сопрано в сопровождении фортепиано, 1960 года издания.
Лето 1872 года Чайковский снова проводит на Тамбовщине. Это был период работы над Второй симфонией. Симфония № 2 до минор, соч. 17 посвящена Московскому отделению Российского Музыкального Общества. Чайковский писал Модесту Ильичу: «Мне кажется, что это мое лучшее произведение в отношении законченности форм, — качество, которым я доселе не блистал». К созданию симфонии композитор приступил в июне 1872 года в Каменке (имении Давыдовых под Киевом), где вплотную соприкоснулся с украинским фольклором. В июле он переезжает в Усово, где продолжает работу. Летняя тишина, созерцание крестьянского быта вдохновляют Чайковского на создание светлых и красочных образов. Первое исполнение симфонии состоялось 26 января 1873 года в Москве под управлением Н. Г. Рубинштейна. Успех был очень большой. Однако через 7 лет Чайковский вернулся к «своей симфонии с журавлем» (финал построен на теме украинской песни «Та внадывся журавель») и подверг ее радикальной переработке, причем буквально в четыре дня. Определяющей чертой музыки Второй симфонии является ее народно-песенная основа; композитор использует подлинные украинские народные мелодии.
Отдел музыкально-нотной литературы располагает партитурой симфонии, второй редакции, 1983 года издания, а также грамзаписями симфонии (в трех экземплярах) в исполнении Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения под управлением Константина Иванова с аннотацией С. Шлифштейна и в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Е. Светланова.
Итогом лета 1873 года в Усово стала симфоническая фантазия к драме Шекспира «Буря». Композитор написал ее за 10 дней «без всякого усилия, как будто движимый какой-то сверхъестественной силой». Произведение было создано по предложению и программе Владимира Васильевича Стасова, который 30 декабря 1872 года в письме к Чайковскому предложил три темы для его программных сочинений: «Буря» В. Шекспира, «Айвенго» В. Скотта и «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя.
В сентябре — начале октября уже в Москве композитор делает инструментовку «Бури». 7 декабря 1873 года «Буря» звучит в Москве в концерте Русского музыкального общества под управлением Н. Г. Рубинштейна. Фантазия посвящена В. В. Стасову, он писал: «Что за прелесть Ваша „Буря“, что за бесподобная вещь!..» Произведение Чайковского, родившееся на тамбовской земле, было удостоено премии и с большим успехом вошло в музыкальную жизнь России. В отделе хранится партитура «Бури» для симфонического оркестра 1977 года издания, а также существует грамзапись в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Е. Светланова на пластинке фирмы «Мелодия» в четырех экземплярах.
После «Опричника», законченного весной 1872 года, Чайковский в течение двух лет не обращается к оперному жанру. Но в следующий свой приезд на тамбовскую землю в июне 1874 года Чайковский работает над инструментовкой новой оперы «Кузнец Вакула». Дирекция Русского Музыкального Общества решила провести конкурс на создание оперы по сюжету Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», в котором Чайковский и принял участие. Композитора привлекла возможность создать произведение в лирико-комичном жанре на основе украинского фольклора. Прожив в Усово два месяца, он завершает работу над партитурой и на рукописи делает пометку «Кончена 21 августа 1874 г. Усово». Либретто к опере было написано поэтом Я. Полонским специально к конкурсу. За создание оперы композитору была присуждена I премия. Критик Г. Ларош писал, что в музыке «Вакулы» щедрою рукою разбросаны прекрасные мелодии, полные настроения и благородного изящества..." Однако Чайковский не был доволен в полной мере постановкой оперы (она состоялась в Петербурге 24 ноября 1876 года в Мариинском театре). Широко известны критические высказывания самого композитора о музыке «Вакулы», в то же время это была первая из его опер, которую Чайковский высоко ценил.
В 1885 году Чайковский внес значительные изменения в гармонию оперы, добавил несколько сцен и в новой редакции она получила название «Черевички». Композитор писал: «Я меняю название потому, что существовали другие „Кузнецы Вакулы“, например, Соловьева, Щуровского и т. д.» В фонде отдела комико-фантастическая опера «Черевички» в четырех действиях и восьми картинах представлена в грамзаписи — комплектом из трех пластинок фирмы «Мелодия» в исполнении хора и оркестра Большого театра СССР, дирижер А. Мелик-Пашаев, а также отрывками из оперы: Ариозо и песня Вакулы (второе и третье действия) в исполнении Анатолия Соловьяненко, исполняет оркестр ГАБТа СССР под управлением М. Эрмлера, запись 1986 года — на пластинке «Арии из опер русских композиторов»; Песня Вакулы в исполнении Г. Нэлеппа в пластинке — «Поют солисты Большого театра Союза ССР»; Сцена и Ариозо Вакулы из второго действия, Сцена и песня Вакулы из третьего действия — в пластинке «Искусство Г. М. Нэлеппа»; Песня Вакулы в исполнении Николая Огренича — в пластинке «Поют солисты оперных театров союзных республик».
Отдел располагает клавиром оперы «Черевички» для пения с фортепиано, издательства «Музыка», 1972 года, а также нотами: Сценой и арией Оксаны («Цвела яблонька в садочке» для сопрано в сопровождении фортепиано, 1964 и 1962 годов издания, Песней Вакулы («Слышит ли девица») для тенора в сопровождении фортепиано, 1962 года издания, Куплетами светлейшего с хором для баритона в сопровождении фортепиано, 1965 и 1959 годов издания.
В конце мая 1875 года Чайковский снова приезжает в Усово. Композитор работает над созданием Третьей симфонии (ре минор, соч. 29). На рукописи автор ставит даты «Начата 5 июня 1875 г. в Усове; кончена 1 августа 1875 г. в Вербовке». В знак уважения и признательности хозяину усадьбы композитор посвятил симфонию В. С. Шиловскому. 7 ноября 1875 года она исполняется в Москве под управлением Н. Г. Рубинштейна. В отличие от других оркестровых произведений Третья симфония не исполнялась под управлением автора. Сам Чайковский называл ее «большой и трудной»; более всего он был доволен I частью и «обоими Скерцо» (т. е. II и IV частями). Среди других симфоний Третья занимает особое место, отличаясь и построением (пятичастная) и характером музыки. Здесь отсутствуют специфически русские жанровые признаки, прослеживается определенная связь с такими программными произведениями как «Буря», «Гамлет», «Манфред». Трогательные лирические элементы музыки развиваются на фоне парадных, пышных эпизодов симфонии. По словам Е. Светланова, Третья симфония была любимым сочинением Игоря Стравинского: «Он это произведение с упоением буквально, как сам признавался, постоянно дирижировал и включал в свои программы».
Отдел музыкально-нотной литературы располагает грамзаписью симфонии на пластинке фирмы «Мелодия» в шести экземплярах с подробной аннотацией в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова, а также на пластинке в двух экземплярах в исполнении Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио под управлением Геннадия Рождественского. Ноты симфонии представлены в переложении для фортепиано в четыре руки Ю. Оленева с предисловием, 1979 года издания.
Третья симфония — поэма о жизни человеческой души, ее тревоге и мечтаниях, о хрупкой красоте, неуловимом счастье.
Среди небольших фортепианных пьес Чайковского есть замечательные жанровые картины — зарисовки русского быта. Одни из них овеяны тихой грустью, другие — в танцевальных ритмах, полны удали и силы. Петр Ильич посвятил В. С. Шиловскому две фортепианных пьесы «Deux morceaux» ор. 10 1871 года: ноктюрн F-dur (фа мажор) и юмореску G-dur (соль мажор). Изданы они были в 1876 году П. И. Юргенсоном. В фонде отдела есть сборник «Избранные произведения для фортепиано Чайковского» 1893 года издания, куда включены эти произведения.
В 1876 году Чайковский был в Усово последний раз. В письмах к Н. Ф. фон Мекк он называл Усово «прелестным оазисом степной местности», где мог находиться «в блаженном состоянии духа», «бродить по лесу, по неизмеримой степи». Великолепная природа тамбовской деревни, умиротворение и покой старой барской усадьбы самым благоприятным образом повлияли на творчество великого композитора.
Сегодня имя Чайковского стало символом русского искусства, русской музыки. Его пребывание на тамбовской земле имеет далеко не местное значение, поэтому Усово является одним из памятных мест нашей страны. Произведения, написанные композитором на Тамбовщине, давно имеют международную значимость и признание, они прочно вошли в репертуар музыкантов всего мира.
Ноты в фонде ТОУНБ им. А. С. Пушкина (произведения П. И. Чайковского, созданные в Усово):
1. Чайковский, П. И. Арии из опер [Ноты] : для сопрано в сопровождении фортепиано / Петр Ильич Чайковский. – М. : Музыка, 1983. – 59 с.
2. Чайковский, П. И. Ариозо Наташи («Почудилось мне») [Ноты] : из оперы «Опричник» : для сопрано в сопровождении фортепиано / Петр Ильич Чайковский. – М. : Музыка, 1964. – 3 с.
3. Чайковский, П. И. Буря [Ноты] : фантазия для оркестра / Петр Ильич Чайковский. – Партитура. – Л. : Музыка, 1977. – 104 с.
4. Чайковский, П. И. Куплеты Светлейшего с хором [Ноты] : из оперы «Черевички» : для баритона в сопровождении фортепиано / Петр Ильич Чайковский. – М. : Гос. муз. Изд-во, 1959. – 9 с.
5. Чайковский, П. И. Песня Вакулы («Слышит ли девица») [Ноты] : из оперы «Черевички» : для тенора в сопровождении фортепиано / Петр Ильич Чайковский. – М. : Музгиз, 1962. – 5 с.
6. Чайковский, П. И. Песня Наташи («Соловушка в дубровушке») [Ноты] : из оперы «Опричник» : для сопрано в сопровождении фортепиано / Петр Ильич Чайковский. – М. : Музгиз, 1960. – 7 с.
7. Чайковский, П. И. Симфония № 2 [Ноты] / Петр Ильич Чайковский. – 2-я ред. – Партитура. – Л : Музыка, 1983. – 199 с.
8. Чайковский, П. И. Симфония № 3, ор. 29 [Ноты] : перелож. для фортепиано в 4 руки Ю. Оленева с предисл. / Петр Ильич Чайковский. – М. : Музыка, 1979. – 120 с.
9. Чайковский, П. И. Сцена и ария Оксаны («Цвела яблонька в садочке») [Ноты] : из оперы «Черевички» : для сопрано в сопровождении фортепиано / Петр Ильич Чайковский. – М. : Музыка, 1964. – 11 с.
10. Чайковский, П. И. Черевички [Ноты] : комико-фантастическая опера в 4 д., 8 карт. : перелож. для пения с фортепиано / Петр Ильич Чайковский ; либр. Я. Полонского по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». – М. : Музыка, 1972. – 362 с.
Комментарии читателей
Вы можете оставить свой комментарий: