tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

К материалам конференции

Зимина Ирина Евгеньевна,
преподаватель
ТГМПИ им. С. В. Рахманинова

Фантастическая сказка «Буря»: творческое завещание В. Шекспира.

Музыкальная культура Тамбовщины связана с именами выдающихся русских композиторов. Здесь рождались произведения, вошедшие в золотую сокровищницу русской музыки.

Незабываемые страницы в музыкальной жизни Тамбовского края связаны, в частности, с именем П. И. Чайковского, который бывал в Тамбовской губернии в период с 1871 по 1876 год. Его любимой «летней резиденцией» было село Усово Кирсановского уезда, где находилось имение талантливого ученика и друга композитора В. С. Шиловского.

Впервые усовское имение Чайковский посетил в 1871 году, проведя здесь часть летних каникул. Потом поместье Шиловского стало для композитора «центром постоянного влечения».

Чайковский любил русскую природу, приносившую ему вдохновение и силы для творческого труда. Усово привлекало его великолепными местами для прогулок и возможностью уединиться на лоне природы.

Летом 1873 года Пётр Ильич приехал в Усово прямо из Парижа. В письме Н. Ф. фон Мекк от 22 апреля 1878 года он вспоминает, что «очутился совершенно один в прелестном оазисе степной местности». По выражению композитора, он находился в «экзальтированно-блаженном состоянии духа, бродя днём по лесу, под вечер — по неизмеримой степи, а ночью сидя у отворённого окна и прислушиваясь к торжественной тишине захолустья, изредка нарушаемой какими-то неопределёнными ночными звуками». Именно в две недели, проведённые в Усово, Чайковский начерно написал «Бурю».

Мысль о создании симфонической пьесы «Буря» была подсказана композитору критиком В. В. Стасовым, составившим программу для этого сочинения по одноимённому произведению В. Шекспира.

В последний период творчества Шекспир создаёт несколько произведений, которые могут быть названы фантастическими драмами-сказками. В них использованы легендарные сюжеты, действие происходит в условной вымышленной обстановке, место действия обозначено, однако исторические приметы эпохи и страны в этих драмах почти отсутствуют. «Буря» — такая фантастическая сказка. Исследователи воспринимают её как поэтическое завещание Шекспира, как размышление о воздействии искусства на жизнь людей, как прощание Шекспира с театром.

В драме изображён мир искусства — музыка, зрелище, поэзия, видения. Люди преображаются под воздействием волшебных чар Ариэля.

«Буря» — это аллегорическая поэтическая сказка, в которой Шекспир ставит вопрос о средствах преобразования мира и человеческого общества. Это своеобразная «драматическая утопия», отразившая античные и ренессансные идеи о наилучшем государственном устройстве, о роли науки, искусства, любви и поэзии в жизни общества.

Аллегорическая картина шторма символизирует потрясения в жизни государства. Шторм вызван разумом и властью учёного: мудрец Просперо вызвал бурю, чтобы восстановить справедливость и наказать преступников. Сделал он это с помощью волшебной мантии и духа Ариэля, который воплощает силы природы и все виды искусства. Он умеет летать, плавать, вызывать гром, молнию, он не горит в огне, быстро мчится на облаках, воспроизводит рёв морской бури, возбуждает видения в воображении людей.

То здесь, то там, на палубе, в каютах
Я вспыхивал пугающим огнём,
Я разделялся, я горел на стеньгах,
На реях, на бушприте, а затем
Соединялся вмиг. Я был стремглавей
Юпитеровых молний грозовых.

Он обладает властью не только над природой, но и над чувствами людей: вызывает любовь в сердцах Миранды и Фердинанда, раскаяние в душе Алоизо, страх Себастьяно и Антонио. Даже Калибан поддаётся воздействию волшебной музыки Ариэля. Ариэль символизирует власть искусства над людьми, особенно власть театра, ибо Чудеса Ариэля воспринимаются как театральное представление.

Образ Сикораксы символизирует власть грубой невежественной силы, политические и религиозные преследования, угнетающие разум, фантазию, искусство.

Тема любви связана с темой воспитания людей, с общим замыслом. Просперо с помощью Ариэля возбудил любовь Миранды и Фердинанда. Но он же воздвигает препятствия, чтобы испытать истинность чувства. Пение, музыка, танцы нимф — весь театральный праздник порождает у Просперо образное суждение о жизни: когда-нибудь всё в мире растает, как эти виденья. Это признание, что жизнь человеческая имеет предел, что даже мудрейшие люди когда-нибудь исчезнут — как всё, что существует. Из той же мы материи, что сны. Сон — завершение куцей нашей жизни...

...В воздухе прозрачном
Рассеялись, растаяли они.
Вот так когда-нибудь растают башни,
Макушкой достающие до туч,
И богатейшие дворцы, и храмы
Величественные — весь шар земной
И жители его, всё, всё растает,
Рассеется бесследно, как туман,
Как это наше пышное виденье.

Просперо осуществил свои цели — он восстановил справедливость, сделал людей лучше, наказал преступление, вернулся в мир людей и даровал счастье дочери и юному принцу. Он повелевал стихиями и людьми, но он признаёт, что силы человека не беспредельны. В этом смысл грустного финала волшебной сказки.

Атмосфера чудесного помогает разрешению трагических конфликтов, подобно тому, как в сказках они заканчиваются победой добра и всеобщим примирением.

«Буря» основана на романтическом сюжете, но романтика в ней служит своеобразной формой воплощения сложности и запутанности жизни. Как будто оторванная от действительности, «Буря» затрагивает острые жизненные темы. Найти средства, чтобы выразить необходимость утвердить добро среди моря зла, — вот та основа, на которой воздвигается художественная структура этой волшебной сказки.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю