Конференции и совещания
К материалам круглого столаТ. И. Крылова,
заведующий сектором литературы по искусству
ТОУНБ им. А. С. Пушкина
Дореволюционные нотные издания из редкого фонда Сектора литературы по искусству Тамбовской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина
В фонде сектора литературы по искусству есть редкие издания на которые хотелось бы обратить ваше внимание. Например клавир оперы А. Г. Рубинштейна «Демон», изданный в 1875 г. в издательстве «Бессель и Кº».
Одним из крупнейших российских нотоиздательских предприятий была фирма «В. Бессель и Кº», которая была основана Василием Васильевичем Бесселем вместе с братом Иваном Васильевичем. Сам же Василий Васильевич (
Первым крупным изданием фирмы Бесселя стало симфоническое произведение Рубинштейна «Иван Грозный». Бессель заключает соглашение с Рубинштейном на право изданий его сочинений в России. Соглашение состоялось на выгодных для композитора условиях. Уплатив Рубинштейну солидный авторский гонорар, Бессель стал издателем его сочинений. Сочинения Рубинштейна занимали в каталоге Бесселя одно из главных мест. Но наибольшой успех — и художественный, и коммерческий — имело издание оперы «Демон». Ко дню первого представления оперы — 13 января 1875 года — были изданы клавир, партитура, и отдельные номера из оперы.
Характеристика клавира оперы «Демон». Особую историко-культурную ценность представляют дарственные и владельческие надписи, характеризующие принадлежность экземпляра тому или иному владельцу, сведения об авторах и издателях. Экземпляр этот подноснóй, обложка сделана на заказ.
На обложке этого издания имеются оттиск фамилии автора, заглавия, декоративного рисунка и текста «Сергею Михайловичу Клипину на память о тесном товарищеском кружке от друзей — сослуживцев по Перерве1 6.IX.1907». Перерва — это железнодорожная платформа Курского направления МЖД в Москве. Форзац и нахзац у клавира декоративные, на корешке книги — золотое тиснение фамилии автора, заглавия и декоративного узора. На авантитуле имеются дарственные надписи чернилами: «Друзья — сослуживцы по Перерве, 1907 года Сентября 6 дня. Перерва», и «
О Клипине — Сергей Михайлович Клипин — выпускник Синодального училища, регент, хоровой дирижер, высокопрофессиональный педагог. Долгое время работал в Екатерининском учительском институте (в дальнейшем преобразованном в училище им. Ушинского), средней школе № 19 учителем пения. Имеет награды: Орден трудового красного знамени, Орден Ленина, заслуженный учитель школы РСФСР. Он являлся составителем сборника «Всенощное бдение обычного распева для однородного хора без сопровождения». — Тамбов : Екатерининский Учительский
Сотрудничество Бесселя и Рубинштейна продолжалось до 1879 года, а потом между композитором и издателем произошел конфликт. Рубинштейн нарушил обещание предоставить фирме для издания свою новую оперу «Купец Калашников». Вместо Бесселя право издания этой оперы было продано композитором Юргенсону. Бессель обиделся, однако, временное охлаждение в личных отношениях композитора и издателя постепенно сгладилось. Во всяком случае, в конце жизни Р. Бессель по-прежнему являлся его активным издателем и добрым знакомым. После смерти Р. Бессель почтил его память: именно по его инициативе в 1900 году был организован Музей Рубинштейна в Петербургской консерватории.
Клавир оперы А. Рубинштейна «Купец Калашников», изданный в 1879 г., в Москве в издательстве Юргенсона. Экземпляр принадлежал Екатерининскому Учительскому институту, о чем свидетельствует суперэкслибрис на кожаном корешке «ЕУИ» (Екатерининский Учительский институт).
На сохранившейся издательской обложке указано: «Купец Калашников. Опера в
Хочется обратить ваше внимание ещё на одно издание из редкого фонда: Пятницкий В. О былинах и песнях Великой Руси. Концерты М. Е. Пятницкого с крестьянами. Издание Роберта Кэнца. — Москва:
Надо сказать, что этот сборник не первый, который издал Пятницкий, ранее в 1904 г. вместе с В. В. Пасхаловым (музыковедом, этнографом, другом и единомышленником Пятницкого) был издан
Издание «Роберта Кэнца». Москва, Мясницкая, дом № 5. Роберт Федорович Кэнц держал торговый дом, который существовал с конца 19 века. Контора располагалась по адресу Москва. Левый угол Милютинского переулка и Мясницкой. В 1906 году к фасаду особняка было пристроено здание магазина. Торговали много чем: от сельскохозяйственных принадлежностей до патефонов, граммофонов. Торговый дом не только зарабатывал деньги торговлей, но и вносил посильный вклад в культурную сферу. Издавали книги, в частности это издание. В начале 1914 года по специальному заказу Роберта Кэнца московское отделение немецкой фирмы «Бека» осуществила звукозапись Крестьянского хора и Ансамбля народной песни Пятницкого. Пластинки вышли в свет в формате «гигант» и открыли серию фольклорных звукозаписей, явились первым ее выпуском. 28 мая 1915 года во время антинемецких выступлений в число разгромленных толпой попал и магазин «Роберт Кэнц».
Нельзя не сказать несколько слов о Митрофане Ефимовиче Пятницком (
Экспедиции, организаторская и
Впервые известность в музыкальных кругах Москвы Пятницкий получил как
В Воронежской фольклорной экспедиции 1910 года Пятницким были обнаружены и записаны на фонограф будущие участники Крестьянских концертов, талантливые мастера
Украшением концертов была уже упомянутая ранее Аринушка Колобаева. Выступление на концертной эстраде одетых в местные праздничные костюмы крестьян, исполнявших лирические и свадебные песни, водивших хороводы и плясавших точно также как и в деревенском быту, воспроизводящих в подлинном виде традиционные обряды, произвело сенсацию среди московской публики. В период с 1911 по 1914 гг. состоялось 10 концертов.
Перерва — железнодорожная платформа Курского направления МЖД в Москве.
Комментарии читателей
Вы можете оставить свой комментарий: