tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

К материалам круглого стола

Т. И. Крылова,
заведующий сектором литературы по искусству
ТОУНБ им. А. С. Пушкина

Дореволюционные нотные издания из редкого фонда Сектора литературы по искусству Тамбовской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина

В фонде сектора литературы по искусству есть редкие издания на которые хотелось бы обратить ваше внимание. Например клавир оперы А. Г. Рубинштейна «Демон», изданный в 1875 г. в издательстве «Бессель и Кº».

Одним из крупнейших российских нотоиздательских предприятий была фирма «В. Бессель и Кº», которая была основана Василием Васильевичем Бесселем вместе с братом Иваном Васильевичем. Сам же Василий Васильевич (1843–1907) по профессии был музыкантом, окончил Петербургскую консерваторию и какое-то время служил альтистом в театральном оркестре. Но его это не удовлетворяло и он решил вместе с братом заняться нотной торговлей и музыкально-издательскими делами. Бессель отправляется в поездку за границу, где устанавливает связи с крупнейшими европейскими нототорговцами и издателями. По возвращении Бессель открывает книжный магазин в Петербурге на Невском проспекте и приступает к изданию нот. Сначала он печатает ноты в Лейпциге, в нотопечатне Карла Редера, однако это было слишком дорого, и в 1871 году он открывает собственную нотопечатню в Петербурге, имевшую 2 литографические машины («скоропечатные», так называли их в те времена) и 4 ручных станка. Качество гравировки и печати нот не уступало лучшим заграничным образцам.

Первым крупным изданием фирмы Бесселя стало симфоническое произведение Рубинштейна «Иван Грозный». Бессель заключает соглашение с Рубинштейном на право изданий его сочинений в России. Соглашение состоялось на выгодных для композитора условиях. Уплатив Рубинштейну солидный авторский гонорар, Бессель стал издателем его сочинений. Сочинения Рубинштейна занимали в каталоге Бесселя одно из главных мест. Но наибольшой успех — и художественный, и коммерческий — имело издание оперы «Демон». Ко дню первого представления оперы — 13 января 1875 года — были изданы клавир, партитура, и отдельные номера из оперы.

Характеристика клавира оперы «Демон». Особую историко-культурную ценность представляют дарственные и владельческие надписи, характеризующие принадлежность экземпляра тому или иному владельцу, сведения об авторах и издателях. Экземпляр этот подноснóй, обложка сделана на заказ.

На обложке этого издания имеются оттиск фамилии автора, заглавия, декоративного рисунка и текста «Сергею Михайловичу Клипину на память о тесном товарищеском кружке от друзей — сослуживцев по Перерве1 6.IX.1907». Перерва — это железнодорожная платформа Курского направления МЖД в Москве. Форзац и нахзац у клавира декоративные, на корешке книги — золотое тиснение фамилии автора, заглавия и декоративного узора. На авантитуле имеются дарственные надписи чернилами: «Друзья — сослуживцы по Перерве, 1907 года Сентября 6 дня. Перерва», и «Нотно-музыкальному отделу при Тамбовской областной библиотеке им. Пушкина. Дар в память преподавателя пения и музыки Сергея Михайловича Клипина2 2 20. IV. 1960». На титульном листе − заглавие: «Демон. Фантастическая опера. Музыка А. Рубинштейна», а также сведения об издательстве: «Собственность издателей. Василий Бессель и К°. Поставщиков двора Его Императорского Величества. Санкт-Петербург, Невский 54; Москва, Петровка, 12». Экземпляр был приобретен в магазине, о чём свидетельствует штамп на титульном листе «П. Юргенсон. Москва, Неглинный пр., № 14».

О Клипине — Сергей Михайлович Клипин — выпускник Синодального училища, регент, хоровой дирижер, высокопрофессиональный педагог. Долгое время работал в Екатерининском учительском институте (в дальнейшем преобразованном в училище им. Ушинского), средней школе № 19 учителем пения. Имеет награды: Орден трудового красного знамени, Орден Ленина, заслуженный учитель школы РСФСР. Он являлся составителем сборника «Всенощное бдение обычного распева для однородного хора без сопровождения». — Тамбов : Екатерининский Учительский ин-т . б. г. (хранится в РГБ).

Сотрудничество Бесселя и Рубинштейна продолжалось до 1879 года, а потом между композитором и издателем произошел конфликт. Рубинштейн нарушил обещание предоставить фирме для издания свою новую оперу «Купец Калашников». Вместо Бесселя право издания этой оперы было продано композитором Юргенсону. Бессель обиделся, однако, временное охлаждение в личных отношениях композитора и издателя постепенно сгладилось. Во всяком случае, в конце жизни Р. Бессель по-прежнему являлся его активным издателем и добрым знакомым. После смерти Р. Бессель почтил его память: именно по его инициативе в 1900 году был организован Музей Рубинштейна в Петербургской консерватории.

Клавир оперы А. Рубинштейна «Купец Калашников», изданный в 1879 г., в Москве в издательстве Юргенсона. Экземпляр принадлежал Екатерининскому Учительскому институту, о чем свидетельствует суперэкслибрис на кожаном корешке «ЕУИ» (Екатерининский Учительский институт).

На сохранившейся издательской обложке указано: «Купец Калашников. Опера в 3-х действиях. Сюжет заимствован из песни Лермонтова. Слова, за исключением стихов Лермонтова, Л. Н. Куликова. Музыка А. Рубинштейна». Представлены данные об издательстве: «Собственность издателя. Москва у П. Юргенсона / Варшава у Г. Зенневальда. Для фортепиано цена 4 руб. Для пения с фортепиано цена 8 руб.». Хорошо сохранился и титульный лист, на котором кроме заглавия и автора помещены дополнительные сведения об издательстве: «Паровая скоропечатня нот П. Юргенсона в Москве». Клавир был приобретен в букинистическом магазине, о чём свидетельствует штамп магазина.

Хочется обратить ваше внимание ещё на одно издание из редкого фонда: Пятницкий В. О былинах и песнях Великой Руси. Концерты М. Е. Пятницкого с крестьянами. Издание Роберта Кэнца. — Москва: Лито-типография Ж. Шейбель, 1914, ил., портр., фото, нот.

Надо сказать, что этот сборник не первый, который издал Пятницкий, ранее в 1904 г. вместе с В. В. Пасхаловым (музыковедом, этнографом, другом и единомышленником Пятницкого) был издан 1-й сборник «12 русских народных песен» (Воронежской губернии, Бобровского уезда).

Издание «Роберта Кэнца». Москва, Мясницкая, дом № 5. Роберт Федорович Кэнц держал торговый дом, который существовал с конца 19 века. Контора располагалась по адресу Москва. Левый угол Милютинского переулка и Мясницкой. В 1906 году к фасаду особняка было пристроено здание магазина. Торговали много чем: от сельскохозяйственных принадлежностей до патефонов, граммофонов. Торговый дом не только зарабатывал деньги торговлей, но и вносил посильный вклад в культурную сферу. Издавали книги, в частности это издание. В начале 1914 года по специальному заказу Роберта Кэнца московское отделение немецкой фирмы «Бека» осуществила звукозапись Крестьянского хора и Ансамбля народной песни Пятницкого. Пластинки вышли в свет в формате «гигант» и открыли серию фольклорных звукозаписей, явились первым ее выпуском. 28 мая 1915 года во время антинемецких выступлений в число разгромленных толпой попал и магазин «Роберт Кэнц».

Нельзя не сказать несколько слов о Митрофане Ефимовиче Пятницком (1864–1927) и истории создания его хора. Пятницкий — выдающейся фольклорист-собиратель, певец, знаток народного певческого искусства, организовал первый в России концертирующий фольклорно-этнографический хор.

Экспедиции, организаторская и концертно-исполнительская деятельность Пятницкого встречали горячее одобрение и сочувствие виднейших деятелей отечественного искусства: Рахманинова, Шаляпина, Кастальского, Бунина. Почему же сочувствие? То, чем он занимался было по сути его общественной деятельностью, т. к. Пятницкий долгие годы служил конторщиком в московской университетской клинике, а в последние годы — преподавателем пения в третьей студии МХТ. Не имея поддержки со стороны дореволюционных государственных учреждений, Пятницкий для осуществления своих планов вынужден был постоянно искать средства в благотворительных организациях и у частных лиц.

Впервые известность в музыкальных кругах Москвы Пятницкий получил как певец-самородок, исполнитель воронежских народных песен. Он обладал красивым ровным голосом. Большой успех сопутствовал выступлениям организованного Пятницким в 1902 году полупрофессиональному Ансамблю народной песни. Но все это не удовлетворяло Пятницкого, он вынашивал планы вызовов на концерты певческих коллективов воронежских крестьян.

В Воронежской фольклорной экспедиции 1910 года Пятницким были обнаружены и записаны на фонограф будущие участники Крестьянских концертов, талантливые мастера народно-певческого искусства, среди которых выделялись его односельчане — Ирина Колобаева (Аринушка) и две ее дочери и певческий ансамбль с. Усмань. Одновременно в фабричном общежитии Москвы Пятницкий знакомится с группой переселенцев из деревень Смоленской и Рязанских губерний. Так к 1913 году и организовался хор Пятницкого.

Украшением концертов была уже упомянутая ранее Аринушка Колобаева. Выступление на концертной эстраде одетых в местные праздничные костюмы крестьян, исполнявших лирические и свадебные песни, водивших хороводы и плясавших точно также как и в деревенском быту, воспроизводящих в подлинном виде традиционные обряды, произвело сенсацию среди московской публики. В период с 1911 по 1914 гг. состоялось 10 концертов.

Перерва — железнодорожная платформа Курского направления МЖД в Москве.

Презентация

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю