tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Конференции и совещания

К материалам круглого стола

Е. Н. Юдина, С. В. Волкова, Т. Н. Леонтьева,
преподаватели ДШИ № 3 г. Тамбова;
иллюстратор: Никитина Виктория, преп. Волкова С. В.

Оперное творчество Петра Ильича Чайковского: из истории создания оперы «Евгений Онегин».

Творчество П. И.Чайковского — одна из вершин мирового реалистического музыкального искусства. Величайший симфонист, гениальный музыкальный драматург и лирик, Чайковский создал замечательные произведения в самых различных музыкальных жанрах. Страстность и драматизм сочетаются в его музыке с задушевностью и лиризмом, глубина идейного замысла и богатство переживаний — с правдивостью выражения, простотой и доступностью музыкального языка.

Чайковский постоянно испытывал влечение к оперному жанру. На протяжении творческого пути композитора не было ни одного года, когда бы он не сочинял оперу или не обдумывал нового оперного замысла. Его привлекали высочайшие образцы мировой литературы-поэмы А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, драмы Вильяма Шекспира, сочинения А. Мюссе, сюжеты из русского фольклора («Ванька-ключник», «Садко»).

Демократическая основа оперного жанра очень привлекала композитора. «Опера имеет то преимущество, что дает возможность говорить музыкальным языком массе». Ведущее место в оперном творчестве Петра Ильича Чайковского принадлежит лирико-драматическим сюжетам, «где сердцем не затронуто- не может быть музыки», где раскрывается внутренний мир человека и создаются обобщенные образы героев, типичных для той эпохи.

В творческом наследии П. И.Чайковского — десять опер. Среди них ранние опыты — «Воевода» и «Ундина», оперы на исторические темы — «Опричник», «Орлеанская дева», «Мазепа», лирико-комедийная опера «Кузнец Вакула» («Черевички»), народно-бытовая психологическая музыкальная драма «Чародейка», одноактная опера «Иоланта» и, наконец, всемирноизвестные, покрытые немеркнущей славой «Евгений Онегин» и «Пиковая дама».

Невероятный успех «Евгения Онегина» некоторые музыкальные критики объясняют внутренним состоянием композитора, в котором он находился, сочиняя бессмертную оперу, насыщенную огромной творческой силой, любовью к жизни, но при этом связанную с теми настроениями разочарования и смятения, которые переживал сам Чайковский.

Для своей новой оперы Пётр Ильич сюжет выбирал долго. Вот как писал сам композитор: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое».

Весной 1877 года певица Е. А. Лавровская, «добродушно улыбаясь», предложила композитору написать оперу на сюжет «Евгения Онегина». «Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об „Онегине“, задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлёкся и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашёл, отправился домой, перечёл с восторгом и провёл совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценарий прелестной оперы с текстом Пушкина»: делился композитор с братом Модестом (Письма к родным. Т. 1. 1850–1879).

От пушкинского «Евгения Онегина» Чайковский взял для оперы только то, что связано с личными судьбами, душевными переживаниями героев, с их чувственным и эмоциональным внутренним миром. «Какая бездна поэзии в „Онегине“, я не заблуждаюсь. Я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяет с лихвой эти недостатки», — пишет он брату Анатолию (Письма к родным. Т. 1. 1850–1879).

«Пушкин силою гениального таланта очень часто вырывается из тесных сфер стихотворства в бесконечную область музыки. Это не пустая фраза. Независимо от сущности того, что он излагает в форме стиха, в самом стихе, в его звуковой последовательности есть что-то, проникающее в самую глубь души. Это „что-то“ и есть музыка.» (М. Чайковский «Жизнь Петра Ильича Чайковского. Т.2 .1903)

К этому времени Чайковский сам оказывается в схожей с сюжетом Пушкина ситуации. Когда все его мысли были заняты только «Евгением Онегиным», особенно сценой письма Татьяны, он получает любовные послания от Антонины Милюковой, с которой был знаком к тому времени около пяти лет. Поначалу Чайковский поступил так же, как и Онегин: его ответ-холодный отказ. Он был полностью «похоронен в своём сочинении» и так постиг характер Татьяны и полюбил этот образ, что она и все герои поэмы стали казаться ему реальными. Чайковский признавался, что насколько он любил Татьяну, настолько был ужасно зол на Онегина, которого видел просто холодным и бессердечным. Когда Пётр Ильич получил очередное письмо от Антонины, он осознал, насколько бессердечно относился к полюбившей его девушке: «Сам вёл себя бесконечно хуже Онегина».

Может быть, пытаясь избежать повторения ошибки героя Пушкина, Чайковский сам совершает опрометчивый поступок. «Я был как бы в бреду», — признавался позже композитор. «Таким образом, мне представилась трудная альтернатива: или сохранить свою свободу ценою гибели этой девушки (г и б е л ь здесь не пустое слово: она в самом деле любит меня беспредельно) или жениться. Я не мог не избрать последнего»: читаем мы в переписке Чайковского с Надеждой Филаретовной фон Мекк, меценаткой и почитательницей его таланта, с которой он был очень дружен. Пётр Ильич женился на Антонине Милюковой летом 1877 года, откровенно признавшись, что не любит её, хотя и будет преданным другом.

После смерти Петра Ильича Чайковского его жена написала воспоминания, которые были опубликованы на страницах «Российской музыкальной газеты» в 1913 году, где она пишет: «Евгений Онегин -самая лучшая из всех его опер. Она хороша, потому что написана под влиянием любви. Она прямо написана про нас. Онегин — он сам, а Татьяна — я. Прежде и после написанные оперы, не согретые любовью, — холодны и отрывисты. Нет цельности в них. Эта одна хороша с начала до конца».

«Будучи заранее убеждён, что его новое детище не годится для настоящей оперной сцены, Чайковский заручился обещанием Н. Г. Рубинштейна поставить его „Онегина“ в консерваторском спектакле, на что тот, конечно, охотно согласился. Обеспечив себе возможность услышать своё произведение хотя бы однажды, Пётр Ильич ревностно принялся за работу», — пишет Н. Д. Кашкин в своих «Воспоминаниях о П. И. Чайковском». За лето 1877 года была создана значительная часть оперы.

Пётр Ильич говорил: «Для „Онегина“ мне нужно вот что: 1) певцы средней руки, но хорошо промуштрованные и твёрдые; 2) певцы, которые вместе с тем будут просто, но хорошо играть; 3) нужна постановка не роскошная, но соответствующая времени очень строго: костюмы должны быть непременно того времени, в которое происходит действие оперы; 4) хоры должны быть не стадом овец, а людьми, принимающими участие в действии оперы; 5) капельмейстер должен быть не машиной, а настоящим вождём оркестра». Всем этим требованиям, по мнению автора «Онегина», консерваторские учащиеся «могли удовлетворить».

Пожелания Чайковского сбылись. Клавир оперы был издан до её постановки «и тут вдруг оказалось, что музыка эта имеет успех огромный, почти беспримерный по числу проданных экземпляров», как отмечал Н.Д. Кашкин.

На репетиции бывал и сам композитор. В письме от 11 марта 1879 года Н. Ф. фон Мекк, он пишет: «Сначала я сомневался, поеду ли в Москву по этому случаю, но теперь мне до того захотелось увидеть сценическое воплощение своей мечты, что моя поездка в Москву не представляет никакого сомненья».

Из письма ей же, спустя неделю: «Я предвидел, до какой степени самое представление будет для меня отравлено присутствием публики. Приехал в Москву перед самым началом репетиции. Она происходила при костюмах и полном освещении сцены, но зала не была освещена. Это дало мне возможность сесть в тёмной уголке и без всякой докуки прослушать свою оперу. Я ощутил большое удовольствие. Исполнение в общем было очень удовлетворительное. Хор и оркестр исполняли своё дело прекрасно. Во время антрактов я виделся со всеми бывшими товарищами. Мне было весьма приятно заметить, что все они без исключения необыкновенно сильно полюбили музыку „Онегина“. Николай Григорьевич, который очень скуп на похвалы, сказал мне, что он влюблён в эту музыку. Танеев после первого акту хотел мне выразить своё сочувствие, но вместо того разрыдался. Не могу выразить Вам, до чего это меня тронуло. Вообще все без исключения выражали мне свою любовь к „Онегину“ с такою силою и искренностью, что я был радостно удивлён этим».

29 марта 1879 года — день премьеры «Евгения Онегина» на сцене Малого театра силами учащихся Московской консерватории. Дирижировал Н. Г. Рубинштейн.

«К первому представлению из Петербурга приехали А. Г. Рубинштейн, Г. А. Ларош и многие другие лица. Зала Малого театра была наполнена так, как это едва ли случалось когда-либо; в некоторых ложах не сидели, а стояли сплошной стеной человек по пятнадцати, как это ни трудно себе представить. Чайковский всегда очень хорошо чувствовал меру успеха, даже и в позднейшие дни, когда всякое появление его вызывало овации, тем более верно мог он оценить этот успех в 1879 году, когда его широкая известность только ещё начиналась, но он остался очень доволен главным образом потому, что почувствовал внутреннее удовлетворение своей композицией», — писал Н.Д. Кашкин.

Через несколько лет опера обошла все крупнейшие русские сцены и ещё при жизни композитора была поставлена в Праге и Гамбурге.

Сам Пётр Ильич в письме С. И. Танееву признавался: «Про музыку я Вам скажу, что если была когда-нибудь написана музыка с искренним увлечением, с любовью к сюжету и к действующим лицам оного, то это музыка к „Онегину“. Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал её. И если на слушателе будет отзываться хоть малейшая доля того, что я испытывал, сочиняя эту оперу, то я буду очень доволен и большего мне не нужно».

Список используемой литературы:
Кашкин Н. Д. «Воспоминания о П. И. Чайковском», Музгиз, Москва,1954 г.
Чайковский М. И. «Жизнь Петра Ильича Чайковского», Т. 2, Алгоритм, Москва, 1997 г.

Презентация в формате PDF

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю